Инновационная деятельность на базе КФУ
Я осуществляю инновационную деятельность по теме "Проблемное обучение: пути и методы реализации" в рамках республиканской инновационной площадки (РИП) "Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования "Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheska_karta_uroka_russkogo_yazyka.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Латыпова Светлана Равильевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Тема урока: Лексический калейдоскоп
| ||
Цели урока: обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Лексика», формирование алгоритма рефлективного мышления
Планируемые результаты:
Личностные:
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
Регулятивные:
- осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь учителя и одноклассников;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Познавательные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- свободное восприятие текста.
Предметные:
Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение находить синонимы, омонимы, антонимы, метафоры в тексте;
- формировать умение подбирать синонимы, антонимы к словам;
- развить умение определять прямое и переносное значение слов, различать однозначные и многозначные слова;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать умение работать со словарями разных типов;
- совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- развитие навыков групповой и парной работы.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову.
Тип урока: урок рефлексии.
Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, выставка «В мире словарей».
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1. Мотива ция 1 мин. | Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»): Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам. | Приветствие учащихся | Принцип психологической комфортности УУД: личностные, коммуникативные. Цель: создание доброжела тельной атмосферы, мотивации на учёбу, ситуации успеха |
2. Актуализация и фиксирование затрудне ния в пробном учебном действии 6 мин. | Учитель задаёт вопросы ученикам: 1. Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из слов). 2. Что могут обозначать слова? (Слова могут обозначать предметы, действия, эмоции, признаки предметов или действий и т.д.). 3. Какие высказывания о слове, о языке вы знаете? (Высказывания А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева и др.). 4. Что образуют все слова, которые есть в языке? (Все слова языка образуют лексику, его словарный запас). 5. Как произошло слово «лексика»? ( Слово «лексика» произошло от греческого слова «lexikos» - относящийся к слову). 6. Что такое лексикон? (Лексикон – это словарный запас). 7. Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова - это то, что слово обозначает. Лексическое значение слова разъясняется в толковых словарях.) Учитель читает эпиграф к уроку слова К. Г. Паустовского: «Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ». Далее предлагается поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, почему русский язык так богат и выразителен. (Русский язык выразителен и богат, и народ, владеющий таким богатством, поистине счастлив. Используя богатый запас средств выразительности и лексики русского языка, можно выразить самые разные мысли, эмоции, чувства…) Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения А. Барто. Заранее, заранее всё было решено: У школьников собрание, потом у них кино. Домой придёт мой старший брат, Он мне расскажет всё подряд, Он объяснит мне, что к чему, А я большая! Я пойму. И вот он начал свой рассказ: - Они ползут, а он им – раз! А тут как раз она ползла. А он как даст ему со зла! Они ей – раз! Она им – раз! Но тут как раз её он спас. Он был с нею заодно… Ух, сильное кино! Нет, видно, я ещё мала: Я ничего не поняла! А. Барто - Ребята, как вы считаете, почему сестра не поняла, о чём рассказывает ей брат? (Сестра не поняла, о чём рассказывает ей брат, так как у него очень ограниченный словарный запас. Этим же объясняются затруднения в понимании стихотворения читателями).
- Ребята, что нужно сделать, чтобы ситуация, подобная описанной в стихотворении А. Барто, не возникала в вашей жизни? (Нужно расширять свой словарный запас, уметь использовать в речи метафоры, синонимы, антонимы многозначные слова). - Предлагаю сегодня на уроке поработать над тем, чтобы сделать вашу речь более выразительной и образной. | Обучающиеся устно отвечают на вопросы, выстраивая правильное речевое высказывание, озвучивают предположе ния, обсуждают их с одноклассниками, рассуждают о содержании стихотворения А. Барто, называют тему урока, выявляют затруднения и причины их возникновения | Коммуникативные и регулятивные УУД. Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнози ровать предстоящую деятельность |
3. Закрепле ние с проговариванием во внешней речи 7 мин. | Учитель предлагает задание: найти «третье лишнее» слово в предложенных строках, записать в тетрадь оставшиеся слова, составить с ними словосочетания Третий лишний Земля, игла, тетрадь (однозначное слово). Газета, кнопка, утро (многозначное слово). Золотой, морозный, холодный (слово с прямым значением). Овсянка, парта, молоко (овсянка – омоним: название птицы и каши). Бросать, кидать, ловить (бросать, кидать – синонимы). Тогда, теперь, вечером (тогда, теперь – антонимы). Привести примеры употребления данных синонимов, антонимов, омонимов, переносного и прямого значения слов. (Тетрадь ученика, канцелярские кнопки, кнопка электрического звонка, полезная овсянка (разг.), песенка овсянки и т. п.) Учитель направляет и консультирует, предлагая вспомнить и дать полное определение метафоре, синонимам, омонимам, антонимам, прямому и переносному значению слова, привести примеры, затем сопоставить с определениями из учебника (Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. Однозначные слова – слова, имеющие одно лексическое значение. Многозначные слова – слова, имеющие несколько лексических значений. Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака). | Учащиеся ставят цели урока: научиться опознавать синонимы, антонимы, омонимы, метафору, различать однозначные и многозначные слова, находить прямое и переносное значение слова, научиться использовать эти слова в своей речи. Ученики проговариваютпримеры употребления синонимов, антонимов, омонимов, переносного и прямого значения слов в паре. Обучающиеся самостоятельно дают устные определения, затем сравнивают их с материалами учебника | Познаватель ные и регулятивные УУД |
4. Включе ние изучен ного в систему знаний 7 мин. | а). Найдите многозначное слово и приведите примеры употребления: 1) звезда (Полярная звезда, звезда экрана, генеральские звёзды) 2) самолёт 3) компьютер. б). Какие слова употреблены в переносном значении? Докажите примером употребления. 1) каменное сердце (У мачехи было каменное сердце.) 2) каменное здание 3) золотые серьги 4) ледяной взгляд (Я с трудом выдержал ледяной взгляд отца.) 5) бархатный голос (Певец обладал бархатным голосом.) в). Подберите синонимы: маленький (карликовый, крохотный, небольшой, крошечный, миниатюрный, малюсенький, мизерный, микроскопический и др.); большой (великий, внушительный, гигантский, громадный, большущий, огромный, колоссальный, объёмистый, громоздкий, безмерный, значительный и др.). Выпишите антонимы из высказывания Б. Черкасова: «Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, здоровые и больные, весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые». (Добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, здоровые и больные, весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые). Продолжи пословицы: Молод годами, (да стар летами). Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь). Не было счастья, (да несчастье помогло). Не верь началу, (верь концу). Какое средство выразительности использует автор для создания образного восприятия? - Лес стоит под шапкой тёмною, в золотом огне купается. - Лента шоссе проходила возле дома Никиты. - Корабли облаков уплывали за горизонт. - Одеяло снега покрывало все окрестные поля. (Метафору). | Ученики устно выполняют задание в парах, в случае затруднения обращаются к подсказке (учебнику) | Коммуника тивные, познаватель ные, регулятивные УУД |
5. Лингвис тическая физминутка 3 мин. | Мягкий знак Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного, выполняйте приседание, для разделения согласного и гласного — рывки руками: царь, гладенький, льдина, волчьи, варенье, радость, сентябрь, соловьи, здоровье, ученье, неученье, тьма. - Из какой пословицы три последних слова? (Ученье – свет, а неученье – тьма). - Назовите лексическое средство выразительности, использованное в данной пословице. (В этой пословице использованы антонимы) | Ученики выполняют физические упражнения, повторяя лингвисти ческий материал | Регулятивные УУД |
17 мин. | Учитель консультирует в случае необходимости Метафора часто лежит в основе такого произведения устного народного творчества, как загадка. Прочитайте и отгадайте загадки. 1. Одеяло белое Не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось (Снег). 2. Стоят в поле сестрички- Жёлтый глазок, Белые реснички (Ромашки). 3. Где березняк рябой и редкий, Где тает дымка лозняка, Он, в серой курточке, на ветке Сидит и держит червячка (Воробей). Загадки, составленные учениками. 1. Ивашка зелёный В солнце влюблённый, До того он довисел, Что от солнца посинел (Слива). 2. От дождя такой цветок Быстро раскрывается, Дождь прошёл, он не промок – Просто закрывается (Зонтик). Метафоры часто встречаются в стихотворениях. Карточки: 1. В танце круж…тся … (снежинки), Но в гл…зах у нас грустинки. 2. Ведь св…ркает не сегодня Яркий праз…ник … (новогодний). 3. Но и этот день январский Словно ог…нёк … (бенгальский). 4. П…крывалом белым-белым Землю зимушка … (одела). 5. Добрый он, январь с…дой, С белой, пышн…й … (бородой). 6. Зерк…лом св…ркает лёд – Там хоккей п…рой … (идёт). 7. На в…твях б…рёз св…тло Вновь с…яет … (серебро). 8. Мчатся тучи-кор…бли, Д…ставая до … (земли). 9. А сн…жинок хоровод Нас на улиц… … (зовёт). 10. Вот и свечки – ф…нари Свет оранж…вый … (зажгли). 11. Это к нам пр…шла сама Фея белая – … (зима). Ребята самостоятельно оценивают работу с карточками, сравнивая с образцом, который отображается на экране мультимедийного проектора. Отгадайте загадки: - Какую строчку не сможет прочитать ни один учёный? (Учёный не может прочитать швейную строчку). - Всякий ли цилиндр – шляпа? (Нет. Цилиндр – это геометрическая фигура). - У каких башмаков не бывает каблуков? (Каблуков не бывает у приспособления, накладываемого на рельс для остановки колёс). - Любая мода не вечна. Не изменяюсь я одна. И девочки всегда и всюду Меня носить, конечно, будут (Коса, сплетённая из нескольких прядей длинных волос). - Сейчас я, правда, устарела. А прежде было много дела – Как выйду на зелёный луг, Так забываю про досуг (Коса – сельскохозяйственное орудие для срезания травы). - Хоть и всякий полуостров Более меня раз в сто. Я водою, как и он, Омываюсь с трёх сторон (Коса – идущая от берега низкая и узкая полоса земли). - Одинаково нас слышат. Одинаково нас пишут (Одинаково слышат и пишут омонимы).
- О каких словах говорится в этих загадках? (В загадках говорится об омонимах) - Чем отличаются омонимы от многозначных слов? (У многозначных слов присутствует общий компонент значения, а омонимы – совершенно разные по лексическому значению слова). Учитель предлагает составить текст, используя различные лексические средства. (Примерный текст В уставшем зимнем лесу неожиданно донесся запах подснежника! Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья. Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас - украшение жизни. Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. Г. Троепольский). | Ученики работают самосто- ятельно. Задания выполняются устно и письменно Ученики пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя работы одноклас- сников | Коммуникативные, познаватель ные, регулятивные УУД |
6. Рефлек сия учебной деятельности 4 мин. | Учитель предлагает ученикам оценить свою работу и работу соседа по парте (работа в парах), оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков. Отмечаются наиболее активные учащиеся. Далее ученикам предлагается дифференцированное домашнее задание: Уровень 1: а) С помощью толкового словаря разъяснить лексическое значение слов: лазурный, янтарный, лиловый, пихта, число, сосна, землекоп, лесоруб. б) Определить лексическое значение слова свежий в словосочетаниях: свежая газета, свежий фильм, свежие розы, свежее утро, свежий ветер. Уровень 2: а) «Доскажи пословицу» Корень учения горек, а плод… Мягко стелет, да… Не бойся врага умного, а бойся друга… Знай больше, говори… Лучшая вещь – новая, лучший друг - … Легко сказать, да… б) Составить словосочетания «прилагательное +существительное» со словами: небо, глаза, море, цвет, незабудка, голубой, лазурный, бирюзовый, небесный. Уровень 3: Выписать из художественных произведений шесть примеров использования синонимов, антонимов, метафоры и доказать их необходимость. Уровень 4: а) Составить словарь антонимов со следующими словами: ветхий (новый) горячий (холодный) обильный (скудный) расторопный (медлительный) спать (бодрствовать) уверить (разубедить) б) Составить словарь синонимов со следующими словами: безграничный (бесконечный, безмерный, необъятный, необозримый, неизмеримый, безбрежный) дармоед (тунеядец, прихлебатель, трутень) зачинщик (первый, главный) (запевала, застрельщик, затейник, инициатор, пионер) петь (заливаться, выводить голосом, затягивать (песню), подтягивать голосом) в) Составить несколько предложений, используя слова из своего словаря в переносном значении. (Дома и камни пели песни. (С. Островой) У Дедушки Мороза горячая пора. (А. Журбин) Над Доном листопад. В лесах и рощах появился сказочный колдун. (А. Твардовский) и т.п.) | Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам. Самооценка | Познаватель ные, регулятивные УУД |
Учащиеся получают домашнее задание |
Приложение
Лист самооценки
Ученика(цы) ___ класса
(ф.и.)________________________
Обобщение по теме “ Лексика. Закрепление”.
1 этап “Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии”.
Содержание: Устная работа с теоретическим материалом.
Оценка______
2 этап “Закрепление с проговариванием во внешней речи”.
Содержание: Выполнения задания «Третий лишний».
Оценка______
3 этап “Включение изученного в систему знаний”.
Содержание: Лексическая работа с метафорами, синонимами, антонимами, прямым и переносным значением слов. Составление текста с использованием средств выразительности. Устная работа в парах, самостоятельная работа.
Оценка______