Инновационная деятельность на базе КФУ
Мною разработан проект подготовки к написанию итогового сочинения по направлению "Дом" для 11 класса. Данная разработка может быть использована при проведении занятия по внеурочной деятельности. Проект нацелен на качественную подготовку обучающихся 11 класса к написанию итогового сочинения.
Методическая разработка открытого урока "Тема Родины в творчестве А. Блока" направлена на раскрытие данной теме не только в ходе проведения урока в рамках школьной программы, но и при организации занятия по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyazmina_r.i._proekt_.docx | 92.07 КБ |
vyazmina_r.i._pazrabotka_uroka_po_bloku_.docx | 37.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Методическая разработка
урока-сочинения по направлению «Дом»
в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе.
Автор разработки:
Вязьмина Разия Ильгамовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 15» г.Казань
Казань. 2016 г.
- Введение.
В данном работе представлена методическая разработка урока – сочинения по направлению «Дом» в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе. Проект представляет собой систематизацию знаний, связанных с обучением написанию итоговой работы по литературе обучающимися 11 классов. Итоговое сочинение по литературе должно показать степень сформированности всех умений и навыков, полученных выпускниками в ходе изучения данного предмета. Важно, чтобы обучающиеся хорошо справились с данным видом творческой работы. Написание сочинения очень актуально в связи с переходом на ФГОС, который направлен на всестороннее развитие личности обучающегося. Сочинение показывает сформированность коммуникативных умений, развитие мышления, эстетические представления выпускника. Однако не всегда обучающиеся могут хорошо справиться с данным видом работы. Существуют определённого вида сложности: недостаточное понимание темы сочинения, неумение привести нужные аргументы, незнание композиции сочинения и т.д. Проект предусматривает помощь при возникновении подобных трудностей. Проанализирована проблема, говорится об актуальности проектной работы, сформулирована цель, задачи проекта.
Указаны ожидаемые результаты в ходе реализации проекта (с учётом поставленных целей и задач). В конце работы – заключение, а также приведён список используемой литературы и интернет – ресурсов.
- Актуальность работы.
Данная проектная работа очень актуальна. Актуальность проекта обусловлена изменением формы итоговой аттестации обучающихся XI классов, регламентируемой приказом МО и Н РТ «О проведении итогового сочинения». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 августа 2014 года № 923 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400» гласит, что для обучающихся XI классов в декабре последнего года обучения проводится итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Итоговое сочинение предполагает распределение тем сочинений по пяти блокам, один из которых, «Дом», является темой данного проекта.
Новизна разработанного проекта заключается в том, что осуществлен системный подход к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения), в построении урока литературы с опорой на современные методы обучения, способствующие развитию коммуникативной, литературоведческой компетентности старшеклассников через обращение к образцам современной и классической прозы. Введена новая форма итоговой аттестации. Необходимость методической разработки урока по подготовке сочинения по литературе обусловлена тем, что обучающиеся 11 классов массово выполняют данную итоговую работу, и надо максимально подготовить их к её написанию. Блоков по подготовке к сочинению 5, существует необходимость выполнить разработки по всем 5 блокам. Разработка данного проекта поможет обучающимся в подготовке к написанию сочинения по данному блоку.
3.Цель и задачи проекта
3.1 Цель проекта
Разработка и реализация сценария урока-сочинения по литературе в 11 классе по блоку «Дом», направленного на подготовку обучающихся к итоговому сочинению.
3.2 Задачи проекта:
1. Изучить критерии оценки итогового сочинения, а также рекомендации МОиН РФ по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения.
2. Разработать структуру и определить содержание сценария урока-сочинения по литературе в 11 классе по блоку «Дом».
3. Определить примерный перечень литературных произведений и разработать тематику сочинений для обучающихся.
4. Провести урок-сочинение с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для подготовки обучающихся к итоговому сочинению.
5. Проанализировать фрагменты написанных работ.
3.3 Целевая группа проекта: обучающиеся 11 классов.
3.4 Объект исследования: методическое обеспечение урока литературы по написанию итогового сочинения по блоку «Дом».
4.Проектное решение
В качестве проектного решения представляем методическую разработку урока-сочинения (Приложение).
5. Сроки и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: реализован
Этапы реализации проекта:
1. подготовительный – изучение нормативных документов, относящихся к написанию итогового сочинения, изучение содержания тематических блоков, изучение критериев оценивания сочинения.
2. основной – создание методической разработки по данной теме, подбор текстов художественной литературы, относящихся к блоку «Дом», изучение примерных тем сочинения данного тематического направления.
3. заключительный – написание обучающимися итогового сочинения.
Учебно-методическая литература:
Материалы сайта www.fipi.ru
Н.В.Беляева «Подготовка школьников к итоговому сочинению»,М., Просвещение, 2014 г.
Г.А.Крюкова «Определение объёма содержания понятия «концепт М., Просвещение, 2013 г.
Н.А.Николина «Филологический анализ текста», М., Просвещение, 2012.
В. В. Цуркан «Антология художественных концептов русской литературы XX века», 2013- Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
«Толковый словарь русского языка» Ожегова, М., Просвещение, 2010 г.
И.А. Гончаров «Обломов»,
Л.Н. Толстой «Война и мир»,
А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
А.С. Пушкин «Станционный смотритель», повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин».
А.П. Чехов «Ванька», пьеса «Вишнёвый сад».
А. Вампилов «Старший сын».
М.А. Шолохов повесть «Судьба человека».
А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума».
Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль».
В.Г .Распутин «Прощание с Матёрой».
Материально-техническое обеспечение:
1. Проектор
2. Ноутбук
3. Мультимедийная презентация.
6. Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Совершенствование и систематизация знаний обучающихся при написании сочинения по блоку «Дом».
2. Совершенствование навыков устной и письменной связной речи обучающихся в процессе обучения написанию сочинения.
3. Успешное написание итогового сочинения по литературе.
7. Заключение.
Данный проект призван помочь учителям-словесникам, работающим в 11 классе, подготовить обучащихся к написанию итогового сочинения по блоку «Дом». Составлен с учетом нормативных документов (приказ МОиН РТ «О проведении итогового сочинения (изложения) для обучающихся XI классов в 2014/15 учебном году (письмо от 08.09.2014 №17500/14)»).
Проект позволяет обобщить и систематизировать материал к написанию итогового сочинения по данному тематическому блоку.
Данные разработки позволяют оценить уровень владения учащимися теоретическими знаниями в области построения сочинения-рассуждения, совершенствовать речевые навыки обучающихся:
- создание письменного текста в соответствии с коммуникативным замыслом и с опорой на прочитанное произведение;
- формирование умения работать над планом сочинения;
- развитие навыков самоконтроля при соблюдении орфографической и пунктуационной грамотности;
- развитие коммуникативных навыков во время совместной командной работы;
- обогащение словарного запаса.
Приложение.
Урок обучения написанию сочинения-рассуждения
по блоку «Дом».
Цель урока: совершенствование навыков устной и письменной связной речи с опорой на анализ художественного произведения.
Задачи урока:
1. Продолжение работы по формированию навыка создания сочинения-рассуждения с опорой на прочитанное произведение;
2. Формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал, а также обогащение словарного запаса обучающихся.
3. Реализация деятельностного подхода к получению знаний на уроке.
4. Воспитание любви к Родине, к дому, к семейным традициям.
Технологии обучения: системно-деятельностный подход.
Тип урока - урок изучения нового материала.
Средства обучения:
- проектор;
- ноутбук;
- мультимедийная презентация;
- дидактический материал;
- тексты художественных произведений.
Ход урока
1. Организационный этап.
Учитель говорит о том, чему будет посвящён урок. Ученики формулируют тему урока и цель урока. Сформулированную таким образом цель записывают в тетрадь.
- Этап актуализации ранее изученного материала:
Исходя из поставленных целей, учитель отмечает, что сегодня ученики будут готовиться к написанию сочинения-рассуждения по тематическому блоку «Дом».
А). Вспомним, какие тематические блоки даны для написания итогового сочинения в нынешнем учебном году, что составляет содержание каждого тематического блока.
№ | Тематическое | Комментарий |
«Время» | Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. | |
«Дом» | Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. | |
«Любовь» | Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. | |
«Путь» | Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. | |
«Год литературы» | Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. |
Б). Знакомство с требованиями, предъявляемыми к написанию итогового сочинения-рассуждения по литературе. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
В). Вспомним композицию сочинения – рассуждения по литературе. (Ответы учеников).
1. Вступление.
Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения.
- Главная часть.
Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении:
- Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.
- Заключение.
Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить).
3. Этап изучения нового материала.
А). Что входит в смысловое понятие «дом»? (Звучат ответы учеников.) «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
Работа с «Толковым словарём» Ожегова.
Вопросы: Каково лексическое значение слова дом?
Сколько значений есть у этого слова?
(Ученики читают статью словаря, приводят примеры).
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА
(фрагмент статьи)
1.Жилое здание. Каменный д. Дойти до дома.
2.Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Родной д. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга). Хлопотать по дому.
3. Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями существования.
4.Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды. Д. творчества. Торговый д.
5.Династия, род. Царствующий д. Д. Романовых.
Самостоятельная работа на уроке – составление кластера «Что такое дом?»
Жилище, местообитание, душа семьи
Островок, крепость в хаосе революционных, военных событий
Пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил
Место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций
Утверждение вечности, красоты и прочности жизни, возрождение идеалов
Родина
Б). Какие темы могут быть сформулированы по данному тематическому блоку?
Предполагаемые темы сочинения по блоку «Дом».
(Презентация).
1. Что значит в жизни человека родительский дом?
2. Что дом может рассказать о своём хозяине?
3. Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
4. Война и дом.
5. Хорош ли принцип «моя хата с краю»?
6. Может ли человек прожить без Дома?
7. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
8. В какой дом хочется приходить снова и снова?
9. Какие нравственные ценности укрепляют семью?
10. Что в доме самое главное?
Семейный очаг | Дом – это Родина | Дом – пристанище души | Дом - Вселенная |
«Дом - это там, где твое сердце». (Плиний старший) | Мой дом – моя Родина | «Главный-то дом человек в душе у себя строит» (Ф.Абрамов) | «Человек-то мал, а дом его – мир» (Марк Варрон) |
Родительский дом – источник нравственности | «История проходит через Дом человека, через всю его частную жизнь» (Ю.М.Лотман) | «Наши дома — это зеркальное отражение нас самих». (Д. Линн, основатель Международного института тренировки душ). | «Мир людей - что рожки улитки. Как бы ни боролись за главенство его обитатели, разве дано им обладать вселенной»? (Гуань Инь Цзы) |
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Лев Толстой) | Отчизну кто клянет — с семьей тот порывает. (Пьер Корнель) | Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (Л.Н.Толстой) | Дом – это личная Вселенная человека, его маленькая галактика. |
Дом наших отношений | «Россия подобна огромной квартире...» (А.Усачёв) | «Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем - плачьте о потерявшем душу и совесть». (В. Распутин) | «Мы не унаследовали Землю у своих родителей, а взяли её взаймы у своих детей». Франц Майер |
Человек начинается с детства... | «Вставай, страна огромная...» (В.Лебедев-Кумач) | «Уважай в себе и других человеческую личность!» (Д.И.Писарев) | |
Идеальный дом... Какой он? | Любимый уголок России | Дом – пристанище уставшей души... | Дом родной – это малая вселенная... |
Бездомья страшный удел... | «Родина-мать зовёт!» | Дом друзей – это тепло и доброта | Голубая планета Вселенной... |
Что несёт за собой утрата дома? | Человек без роду и без племени |
Вопросы: Какая тема наиболее близка вам и почему? Какую тему вы бы выбрали? Чем она вас заинтересовала? (Ответы учеников).
В). Работа с художественными произведениями.
Вопросы: Какие произведения, по-вашему, можно привести в качестве аргументов ? Почему вы выбрали именно эти произведения?
Список литературы
- Н.В. Гоголь «Мёртвые души»,
- И.А. Гончаров «Обломов»,
- Л.Н. Толстой «Война и мир»,
- А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель», повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин».
- А.П. Чехов «Ванька», пьеса «Вишнёвый сад».
- А. Вампилов «Старший сын».
- М.А. Шолохов повесть «Судьба человека».
- А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума».
- Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль».
- В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».
Вопросы: Каким предстаёт дом в этих произведениях? Какую роль он играет в жизни персонажей, в их становлении? (Ответы учеников).
Г). Чтение фрагментов сочинения и их анализ. Примеры вступления из сочинений. (рассуждение по теме и проблемный вопрос или комментарий).
Тема: Родительский дом – начало всех начал…» (Ю.Антонов)
Вступление к сочинению.
Дом…Родительский дом. Для каждого из нас он имеет исключительное значение. Ведь в отчем доме человек не только родится, но и получает духовный и нравственный заряд на всю оставшуюся жизнь, в семье закладываются в человеке те нравственные ориентиры, которые будут нужны ему на протяжении всей жизни.
Именно здесь человек ощущает и познаёт все начала в жизни. «Всё в человеке начинается с детства»,- подчеркнул писатель С. Михалков. И какими будем мы в жизни - это зависит от семьи, в которой мы выросли, от той духовной атмосферы, которая царила в родительском доме.
Тема Дома - сквозная тема мировой художественной литературы. Писатели в своих произведениях размышляли о значении семьи в воспитании детей. (рассуждение по теме и тезис, который надо доказать).
Объяснение учителя, как написать аргументы, опираясь на художественные произведения. Основная часть сочинения - литературные аргументы (сжатый пересказ и анализ литературных произведений или конкретных эпизодов произведений).
Первый литературный аргумент (анализ текста произведения).
Замечательный образ дома создан в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого. Мы видим большой дом на Поварской улице в центре Москвы. Здесь живёт большая и дружная семья графа Ильи Николаевича Ростова. Двери открыты для всех. Семья музыкальная, артистичная, в доме обожают пение и танцы.
Глава дома - граф Илья Николаевич Ростов - любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, доверительно относится к детям. « Он - сама распущенная доброта». «Прекраснейший был человек»,- так отзываются о нём знакомые после его смерти.
Толстой подчёркивает, что дар воспитателя присущ и графине Ростовой. Она - первая советчица дочерей, великодушна, душевна в обращениях с детьми, гостеприимна, открыта.
Всё это способствовало тому, что родительский дом стал особой атмосферой духовности. Жизненные ценности, которые вынесли дети Ростовых, достойны уважения – это великодушие, патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка. Наташа, не раздумывая отдаёт подводы для раненых, Николай спасает Марью Болконскую во время бунта крестьян, Петя добровольцем уходит на фронт и погибает.
Второй аргумент из художественной литературы.
В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показывает имение дворян Простаковых. Что же это за дом? В нём главенствует не мужчина, глава семейства, а госпожа Простакова. Атмосфера здесь очень тяжёлая, потому что с утра до вечера здесь слышатся крики, брань, грубые слова. Помещица следит за всеми, хитрит, лжёт, унять её никто не может.
У Простаковой нет человеческого достоинства. Она ругает портного Тришку и мужа - подкаблучника, который только потакает своей жене. Жена деспотична по отношению к мужу. Ради сына она кидается на брата. Ей жаль перетрудившегося Митрофана. Невежественная, жестокая, самовлюблённая, госпожа выстраивает семейные отношения с позиции силы. Так, по мнению Д.Фонвизина, деспотизм уничтожает в человеке всё человеческое.
А ведь эта злобная и жестокая женщина - мать. Она сильно любит своего Митрофанушку. Но в атмосфере родного дома, которым управляет Простакова, её сын ничему хорошему не мог научиться, поэтому комедия завершается тем, что хозяйка дома не только лишается права управлять своим имением, но, что самое страшное, её предаёт Митрофан: он отказывается от матери. Стародум замечает: «Вот злонравия достойные плоды».
Написание заключения. Пример написания заключения к сочинению-рассуждению.
Два дома – дом госпожи Простаковой у Фонвизина и Ростовых у Толстого. А какие они разные… Первый – образец семейного уюта и счастья, второй – антиидеал.
И мне очень хочется верить в то, что и в наше время будет как можно больше родителей, заботящихся о своей семье и крепкой духовной атмосфере в ней. Пусть каждый дом станет настоящим истоком нравственных ориентиров для молодых людей!
Учитель обращает внимание на требования к заключительной части сочинения, на то, что заключение должно содержать ответ на поставленный в начале работы вопрос или подтверждать тезис.
Учитель: Теперь, когда вы узнали о композиции итогового сочинения-рассуждения, о требованиях, о критериях, о содержании тематического блока «Дом», после того, как мы рассмотрели пример написания частей сочинения, вы должны будете самостоятельно написать сочинение по одной из заданных тем.
- Домашнее задание: написание сочинения-рассуждения.
- Рефлексия.
Ученики отвечают на вопросы:
Сегодня я узнал о том, что…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Предварительный просмотр:
Вязьмина Р.И., учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 15»
Тема урока: Тема Родины в творчестве А. Блока.
Цели урока:
Обучающая: показать значение образа Родины в творчестве А.Блока, обратить внимание на неразрывную связь поэта с Россией.
Развивающая: совершенствовать навыки анализа лирических произведений (нахождение в стихотворениях средств выразительности).
Воспитательная: воспитывать чувство любви к Родине; способствовать формированию эстетического восприятия поэзии, музыки.
Методические приёмы: слово учителя, выразительное чтение, анализ поэтического текста.
Вид урока: изучение нового материала.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: история, музыка, живопись..
Оборудование урока: проектор, экран, ноутбук, портрет поэта, презентация, стихи А. Блока, презентация «Тема Родины в творчестве Блока»», песни на стихи Блока, запись стихов поэта в исполнении заслуженных артистов, репродукции картин русских художников.
Ход урока.
- Оргмомент. Здравствуйте, начнём урок. На прошлом уроке мы вели речь о биографии Блока, о его юношеских стихах. Сейчас мы вспомним изученное ранее, а затем продолжим разговор о творчестве поэта.
- Повторение изученного. Проверим домашнее задание.
Вопросы.
- В какой среде прошло детство Блока?
- Какая атмосфера царила в доме Бекетовых?
- Когда он начал писать стихи?
- Что представляли собой юношеские стихи Блока?
- Какие стихи составили его первую книгу?
- С чем вязано становление Блока как поэта?
- А что можно сказать о таком литературном направлении, как символизм?
- Что такое символ? Какие символы мы увидели в стихах Блока?
- Мы говорили о символике цвета. Какие значения имеет цвет в его стихах?
- Объяснение темы. С древних времён тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и Пушкин, Лермонтов, Баратынский и Кольцов, Некрасов и Тютчев. Сегодня мы будем говорить о теме Родины в творчестве Блока.
- «Это всё – о России», - эти слова поэта являются эпиграфом к нашему уроку. Мы пройдёмся по вехам творчества поэта и познакомимся с тем, как возникло, формировалось и преобразовывалось его чувство любви к Родине. Мы послушаем стихи Блока, в которых возникает образ Родины, поговорим о них.
Запишем число , тему урока, эпиграф.
Так чем же для Блока была Россия? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти на нашем сегодняшнем уроке. (Презентация).
«Этой теме сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», — писал поэт Станиславскому в декабре 1908 г.
Литературоведы считают: «В стихах молодого Блока очень много любви и природы, но ни одно из них не написано о любви и природе, как, например, у Фета или Полонского. У них другой предмет». Подсознательно уже в них поэт подходил к теме России.
Тема Родины в звучит уже в стихах о «Прекрасной Даме», хотя в них как будто нет ничего реального, все чувства, переживания перенесены в какой – то идеальный мир, но постепенно из мира бесплотной мечты и фантазии он переходит в мир действительности, который одновременно и влечёт, и страшит его.
Сначала Блок не чувствовал единения с народом. Он был далёк от него.
Стихи, в которых звучит тема социального неравенства – это начало дум поэта о родине и о её народе. Поэт изучал жизнь города, жизнь рабочих окраин. Равнодушие Блока к общественной ситуации сменилось напряжённым вниманием. Стихотворение «Фабрика» может рассматриваться как важная точка поворота на творческом пути Блока.
- Чтение стихотворений. Учитель. 1903 – стих. «Фабрика». (читает ученик)
В образы кого-то «недвижного и чёрного», в образы людей, обречённых на тяжёлый труд и душевные страдания поэт вложил свои мысли о стране и о народе. С этого времени главной темой Блока становится тема России. Поэт охвачен тревогой за её судьбу. Судьба России, великие исторические потрясения, которые выпали на ее долю в начале XX века, становятся одной из главных тем его творчества.
1905 – «Осенняя воля». (читает ученик).
Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно. Она будто открывает то один свой лик, то другой. Одно чувство пронизывает все стихи – чувство безоглядной любви: «Как и жить и плакать без тебя» - как много вложено в эти строки., понимание того, что свою судьбу невозможно отделить от судьбы Родины.
1906 – стих. «Русь». (читает ученик).
Учитель. Открытие России началось для Блока с древних преданий, заклинаний и заговоров, с которыми он знакомится по книжным сборникам и научным статьям. Стихотворение, "Русь", навеяно народными легендами.
Обратимся к тексту стихотворения.
Вопросы.
1. С чего начинается стихотворение? (мотив сна, тайна). Этим же заканчивается. Мотив сна в начале и в конце стихотворения. Сразу же возникает тайна.
2. Чью тайну поэт пытается разгадать?
Поэт пытается разгадать тайну России. Мотив сна, с которого начинается и которым завершается стихотворение, напоминают о спящей, заколдованной пани Катерине из "Страшной мести" Гоголя
2 .Блок писал: «Я включил в него подлинные образы наших поверий, заговоров и заклинаний». Давайте найдём эти строки. При прочтении строфы: "Где ведуны с ворожеями // Чаруют злаки на полях. И ведьмы тешатся с чертями в дорожных снеговых столбах" возникают в памяти пушкинские "Бесы".
3.В каких строках возникает мотив дороги?
(Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены)
(Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал)
Здесь появляется, далее развиваясь, и мотив дороги, столь важный для Лермонтова, в поэзии которого он прочно связан с представлением о Родине.
4. В стихотворении «Фабрика» прозвучало слов «нищие», которое поэт произносил с болью. Найдём здесь подобные строки.
(Так – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету
И в лоскутах её лохмотий
Души скрываю наготу.)
Упоминание о нищете "родимой старины", "лоскутах её лохмотий", строк:и "Живую душу укачала, // Русь..." заставляют вспомнить грустные поэтические размышления Некрасова, мы замечаем также мотивы Пушкина. Какое созвучие с творчеством классиков!..
Учитель. Это ещё не Россия, это именно Русь – древняя, языческая, заколдованная.
- А в каких строках звучит исповедь лирического героя, его душевные метания, заблуждения?
«И сам не понял, не измерил, / Кому я песни посвятил, / В какого бога страстно верил, / Какую девушку любил».
- В каких он благодарит Русь за спасение души?
«Живую душу укачала, / Русь, на своих просторах ты, / и вот — она не запятнала / Первоначальной чистоты». Поэт хочет постигнуть тайну народного духа, духа Руси.
Работа в тетради. Учитель: На столах – план анализа текста и карточки – информаторы. Давайте проанализируем текст, определим тип текста, тему, идею (главную мысль), найдём средства выразительности. (Ученики анализируют текст, записывая данные в тетрадь). Проверим, что у нас получилось.
(Эпитеты - , олицетворение – ты почиешь, вихрь поёт, Русь укачала, Метафоры; одежда Руси, лохмотья страны, нагота души, печальная тропа, живая душа, риторическое обращение).
Учитель. Как вы думаете, для чего Блок использовал такие красивые средства выразительности? (чтобы читатели поняли его чувства, мысли. представили просторы страны, дух Руси).
Учитель. Годы 1906 – 1908 были временем писательского роста и успеха Блока. Имя его приобретает широкую известность. Он сотрудничает во многих журналах и газетах, и не только как поэт и драматург, но и как публицист и критик. Он активно участвует в литературной полемике, отстаивает свои взгляды на искусство и задачи художника, выступает с докладами и лекциями. Везде звучит тревога за страну, за народ.
В стихотворении «Русь» облик России только предчувствовался.
1907 -1916 – цикл «Родина». Блок говорил: «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку...».
1908 – стих. «Россия» (звучит запись).
Вопросы.
1.Какой мотив возникает в начале стихотворения? (мотив дороги).
2. Какой предстаёт Россия в этом стихотворении? Какие эпитеты находит автор для создания образа родины? (нищая, разбойная, красивая, с прекрасными чертами).
3. В каких строках звучит вера в Россию? ( Не пропадёшь, не сгинешь ты).
4. Какие интересные сравнения употребляет поэт? (как в годы золотые, как слёзы первые любви.)
5. Поэт олицетворяет Россию? (Да, она живая)
4. На кого походит Россия? (На русскую красавицу)
Образ возлюбленной, невесты, России возникает в стихах, посвященных Родине, в них личные переживания сливаются с раздумьями о судьбах родной страны.
Он любит родную страну как мать, как сестру, как жену. Здесь оказались слиты воедино облик страны и облик женщины. И затем этот мотив повторяется почти во всех стихах поэта Россия у Блока – то девушка, почти девочка, то старушка с клюкой, то богомолица, бредущая в храм на молитву, то крестьянка, то дама… Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ Родины образ матери, красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, «светлой жены».
(Репродукции картин русских художников).
1908 – цикл «На поле Куликовом». Рубеж XIX и XX века был для России кризисным, происходила смена исторических эпох. Блок понимал, что уходит в прошлое большой исторический период. Положение России, разделённой на два враждебных стана, Блок уподобляет Руси эпохи Дмитрия Донского Репродукция картины художника Присекина «Куликовская битва» воспроизводит события далёкого прошлого, 8-го сентября 1380 г Цикл включает в себя 5 стихотворений. В него вложены мысли об историческом пути России, о её прошлом и будущем. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России. Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий. Давайте послушаем эти стихотворения.
№ 1 «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…) (запись)
Работа с тексом стихотворения.
Вопросы.
1.С чего оно начинается?
Начинается стихотворение спокойно – пейзажная зарисовка.
2. Как затем меняется картина? (Затем картина резко меняется. )
3. Какими глаголами передано движение? ( домчимся, летит, летит, несутся, идут, идут).
4. Какие ещё повторы мы видим? (Повторы – наш путь, наш путь, , закат в крови, закат в крови, плачь, плачь.)
5. Для чего поэт их использует? (Чтобы лучше донести до читателя свою мысль).
6. Какие обращения употреблены? (И когда Блок произносит: "О Русь моя! Жена моя!" – это образец кровного родства с Россией.)
7. Обратим внимание на местоимения. ( «моя»."Наш путь – стрелой татарской воли // Пронзил нам грудь" «Наш путь – в тоске, в твоей тоске, о Русь!» Поэт и страна, в которой он живёт - единое целое.
8. Сколько восклицательных предложений? (очень много, 11).
9.О чём говорит такое обилие восклицаний? (беспокойство, тревога, смятение, испуг природы).
Учитель. Блок показывает Россию как великую страну на перепутье между Востоком и Западом, говорит о ее противоречиях, о ее величии, ее избранности (продолжая традиции Тютчева.)
№3 «В ночь, когда Мамай залёг с ордою…» (читает Рамков Александр).
Все стихи этого цикла положены на музыку. Послушаем 4 стихотворение в песенном исполнении.
№4 «Опять с вековою тоскою пригнулись к земле ковыли…) (песня)
Стихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий. Несколько раз встречаются слова «вековая тоска», «тоска могучая» .Возникает образ пожара. Он особенно страшен, потому что он «тихий». Образ белого коня – конь победителя. И опять обращение к высшему идеалу: «Явись, мое дивное диво! / Быть светлым меня научи!».
№5 «Опять над полем Куликовым…» (читает ученик).
Эпиграф: «И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло» (Вл. Соловьёв).
Лирический герой в последнем стихотворении предчувствует «начало высоких и мятежных дней».
Учитель. Источником спасительной веры была для Блока Россия. Он говорил о Родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, щемящей болью и светлой надеждой . С течением времени образ этот всё более наполнялся реальным общественно-историческим содержанием.
Сначала он воспевал Русь – нищую, дремучую и колдовскую, а в дальнейшем эти сказочные мотивы уступают место представлению о живой могучей России.
1909 – «Осенний день». (читает ученик).
1910 – стих. «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…». (звучит песня в исполнении С.Зыкова). Россия для Блока – одновременно и святая, и падшая, и судьба, и жизнь, и смерть. Чудь, меря – древние племена, жившие на территории европейской части России. Вопросы.
1.Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали эту песню?
2. Какие мысли поэта постарался передать певец?
Пронзительно, отчаянно, с болью о России… - и о себе, потому что он разделил ее судьбу
1914 – «Рождённые в года глухие…» (запись)
1914 – Стихи о первой мировой войне.
Когда началась 1 мировая война. Блок не разделял казённо – патриотических восторгов по поводу неё. Война ужаснула его своим антинародным, корыстным, грабительским характером. Летом 1916 г. Он был призван в действующую армию и служил в инженерно – строительной дружине, сооружавшей полевые укрепления в прифронтовой полосе, в районе Пинских болот. «С болота неподалёку от нас виден город, занятый неприятелем». – сообщает Блок в письме. Он рассказывает о канонаде, слышной днём и ночью, о бомбёжках, о шрапнельных разрывах, бестолковщине штабных распоряжений.
Стих. «Я не предал белое знамя»- (читает ученик).
Учитель. Словосочетания «братская могила», «щемящая братская песня», враги и друзья, которые лежат в смертном сне.. Противопоставление чужой земли и России относит нас к тому времени. Мы чувствуем боль поэта, его переживания.
Его Русь – разбойная. Русь без удержу, хмельная, отчаянная. Он принял ее такой, какая она есть. Но если бы она была иною, он не воспел бы ее. Ему нужно было любить ее именно нищую, униженную, дикую, хаотичную, несчастную, гибельную, потому что таким он ощущал и себя, потому что он всегда любил отчаянно, - сквозь ненависть, самопрезрение и боль. В сущности, он славил Россию за то, за что другие проклинали бы ее.
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
1914 – «Грешить бесстыдно, беспробудно…» (запись)
1913 – «Новая Америка». ( читает учитель)
1916 – «Коршун». (читает учитель).
Мотив круга. Повторы.
Коршун – символ смерти. Беспрестанные социальные потрясения потрясают страну. Российская цивилизация на грани гибели. Автор не знает, есть ли какой-то выход из этой ситуации – это доказывают последние риторические вопросы.
Еще стоит обратить внимание на образ матери. Мать – это своеобразное воплощение родины, Руси. Она – ее душа. Мать – это и символ продолжения жизни. Мать – олицетворение духовности, любви. Коршун кружит и над Матерью – в этом заключается угроза родине, угроза ее духовности. Важно отметить, что над сыном мать «тужит». Это означает, что он не ест, что он, возможно, умирает.
В этом стихотворении Блок выражает свой взгляд на судьбу родины. Россия постоянно находилась в каком-то неспокойном состоянии. Это противоречит ее патриархальной сущности. Такое состояние мучительно для ее жителей, оно не может продолжаться вечно. Это грозит гибелью российской цивилизации.
Учитель: Давайте составим кластер. Какой образ Родины представил нам А. Блок ? Какой он видит свою Родину? Какая же она, блоковская Россия? Чем она являлась для поэта?
Составление кластера «Родина в творчестве Блока» (спящая красавица, жена, мать, старушка, богомолица, невеста. Возлюбленная, страна, красавица, крестьянка, нищета, вольность, бунт, мятеж, святая, священная, жизнь). Т.е. с образом Родины у Блока связаны не только трагические мысли, Россия – не только «страшный мир». Это и очень светлый образ.
Родина для него — надежда и утешение. Россия предстает как загадочная стихия, как страна громадной, еще не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное, возможно», она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта-гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбы Родины и народа.
Сегодня мы с вами поговорили о теме Родины в творчестве Блока, проанализировали отдельные стихотворения. Давайте проведём рефлексию, оценим свою работу на уроке)
4.Рефлексия. Ответить на вопросы.
V. Домашнее задание.
Ребята, дома вы должны прочитать поэму А. Блока «Двенадцать».