художественные творческие эксперименты
Предварительный просмотр:
Художественные творческие эксперименты
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, статья 64, указывает нам на то, что, образовательные программы дошкольного образования, направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на основе индивидуального подхода.
В общих положениях, требованиях к структуре к образовательной программе, к условиям ее реализации, везде идет речь об индивидуальном подходе, индивидуальном развитии, индивидуализации образования.
Индивидуальный подход — это педагогический принцип обучения детей который предполагает изучение и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, выбор форм, методов, средств взаимодействий с ребенком в разных видах деятельности, создание специальных педагогических условий для развития индивидуальности каждого ребенка.
Анализ мониторинга развития детей показал, что на начало учебного года выявлены воспитанники по критерию «Низкий уровень развития» в той или иной образовательной области, что свидетельствует о необходимости корректирующей помощи педагога. Данные результаты связаны с тем, что дети пришли из дома в дошкольное учреждение, у некоторых из них низкий уровень адаптации к детскому саду, что негативно сказывается на результатах мониторинга.
Определены траектории развития каждого ребенка, разработаны индивидуальные образовательные маршруты по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Рассмотрим образовательный маршрут воспитанника младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел рисование. Был составлен данный маршрут, так как у ребенка были трудности с освоением изобразительных навыков. У ребенка присутствовало сомнение: у меня так не получится, я не могу, я не умею рисовать; возникало чувство неуверенности перед белым листом, умением начинать, создавать новые проекты. Ребенок осторожничал, боялся испачкаться, с опаской смотрел на баночки с краской.
Вообще рисовать для ребенка - это так же естественно, как и играть. У большинства детей с этим нет никаких проблем. Но бывает такое, когда ребёнок отказывается рисовать.
Передо мной встала задача: обогатить среду разнообразными художественными средствами и создать условия для художественных творческих экспериментов, постоянно поощряя и подбадривая малыша.
Создавая индивидуальный образовательный маршрут для ребенка младшей группы, я решила использовать нетрадиционные техники рисования. Почему? Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.; нетрадиционные техники рисования помогают преодолеть неуверенность, заинтересовать детей рисованием
Таким образом, определена цель образовательного маршрута:
создание условий для развития у ребенка художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Поставлены задачи:
- формировать интерес к занятиям изобразительной деятельности
- учить в рисовании изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность
- развивать эстетическое восприятие
- обращать внимание красоту окружающих предметов, объектов природы; вызвать чувство радости
В содержание образовательного маршрута включены следующие упражнения:
- рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик может набираться краски разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- рисование вилкой, пробкой: материал используют как штамп, опускают в краску и наносят отпечатки на бумагу
- рисование ватными палочками: ребенок берет ватную палочку, набирает краску и наносит мазки, украшая изображение на листе бумаги.
- рисование восковыми мелками и акварелью: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным
- рисование (отпечатки) овощами, фруктами: овощи и фрукты режут пополам, опускают в краску, используют как штамп
- рисование поролоном: для данной технике понадобится кусочек поролона или губки для мытья посуды. Поролон не нужно мочить в воде, его следует сразу обмакивать в краску.
Одним из условий успешной реализации образовательного маршрута является сотрудничество с семьями воспитанников. Сотрудничая с родителями, использую разные формы работы:
- мастер-классы
- совместные досуги с использованием изобразительных материалов
- родительские собрания
- наглядное оформление стендов, уголков
- участие в выставке рисунков семейных творческих коллективов
Таким образом, к концу учебного года ребенок способен изображать отдельные предметы, простые по композиции и содержанию сюжеты; подбирать цвета, соответствующе изображаемым предметам; правильно пользоваться кистью и красками.
Работу по развитию творческих способностей продолжим в летний оздоровительный период: это рисование палочками на песке, земле, рисование цветными мелками на асфальте; рисование крупой; отпечатки листьев, крышек, камешков.
Подводя итог, хочется отметить, что благодаря индивидуальному подходу, планомерной, целенаправленной работе мы смогли добиться положительных результатов.
У ребенка исчезло сомнение: я не могу, не умею рисовать; исчезла неуверенность перед белым листом; ребенок правильно пользуется кистью, смело смешивает краски, использует разнообразные изобразительные материалы для создания образов и новых проектов.