Инновационная деятельность на базе КФУ
Методическая разработка внеклассного урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок внеклассного чтения. Творчество Хасана Туфана | 66 КБ |
Урок внеклассного чтения. Творчество Каюма Насыри | 41.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлов А.Ю. –
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Емелькинская СОШ» Аксубаевского района РТ
«Прости мне, Родина, что я не соловей…»
(урок-презентация по творчеству татарского поэта Хасана Туфана)
Вид: урок-презентация;
Метод: словесно-исследовательский, с использованием компьютерной презентации.
Цели занятия:
-заинтересовать учащихся жизнью и творчеством татарского поэта Хасана Туфана, репрессированного на 16 лет;
- увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность малой Родине, и прославление человека, и страстная любовь;
- отметить особенности поэтической манеры Х. Туфана;
- воспитание любви к творчеству поэта, поэзии, родному краю.
Оформление урока: портрет поэта; фотографии; вырезки из газет и журналов, оформленные в отдельный стенд; выставка книг Х. Туфана; иллюстрации учащихся к произведениям поэта, компьютер, мультимедийный проектор.
Учащиеся разбиваются на пять групп. Задания к уроку получены заранее.
1 группа – литературоведы (готовят к уроку сообщения о жизни и творчестве Хасана Туфана)
2 группа – чтецы (учат наизусть стихи поэта, готовят краткий анализ лирических произведений)
3 группа – журналисты (оформляют презентацию, посвящённую жизни и творчеству поэта)
4 группа - художники (готовят иллюстрации к произведениям Туфана)
5 группа - музыканты (готовят музыкальное сопровождение занятия)
Эпиграф:
Прости мне, Родина,
что я не соловей,
что я твой барабанщик скромный!
Хасан Туфан
Урок-презентация по теме «Прости мне, Родина, что я не соловей…» (по творчеству татарского поэта Хасана Туфана) проводится с использованием национально-регионального компонента.
Ход урока
Звучит мелодия Джеймса Ласта «Одинокий пастух».
Слайды №№1-3.
1. Слово учителя.
- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим урок-презентацию по творчеству нашего легендарного земляка, уроженца деревни Старая Киреметь Аксубаевского района Республики Татарстан, татарского поэта-классика Хасана Туфана. На нашей аксубаевской земле родилось много известных людей. Это – Нажиб Думави и Николай Шелеби, Хасан Туфан и Ефрем Еллиев, Газиз Кашапов, и Михаил Сениэль, Набиря Гиматдинова и Иван Егоров, и многие другие. Конечно, каждый из перечисленных личностей оставил свой след в литературе, или оставляет его, по-особенному. Но среди них мне хочется отметить творчество Хасана Туфана неугомонностью, буйным нравом, так как он, как и Хади Такташ, Адель Кутуй, Кави Наджми и Муса Джалиль, участвовал в закладке фундамента новой татарской поэзии. Искал, ошибался, находил. Пополнил «золотой фонд» татарской поэзии. Надеемся, что его голос не только был и остался в литературе, но и есть, и будет звучать очень долго, несмотря на его скромные слова: «Прости мне Родина, что я не соловей, что я твой барабанщик скромный!», потому что Хасан абый писал сердцем.
- А для продолжения презентации, я передаю слово нашим литературоведам-ведущим. От них мы узнаем более подробно о жизни и творчестве этого замечательного человека.
Слайд №4.
Ведущий 1. Хисбулла Фахриевич Гульзизин-Хазратов-Кусинов (Хасан Туфан) родился 9 декабря 1900 года в деревне Старая Киреметь Аксубаевской волости Чистопольского уезда Казанской губернии. Читать и писать научился у отца, а когда открылась школа в деревне, учился в школе.
Чтец 1 (Стихотворение «Жизнь»)
Слайд №5.
Ведущий 2. Весной 1914 года братья взяли Туфана с собой на Урал, где он работал старателем на медных копях, осенью его направили учиться в уфимское медресе «Галия». Здесь он знакомится с Г.Ибрагимовым, Ш.Бабичем, С. Рамиевым, М. Гафури и С. Сунчалеем.
Чтец 2 (Стихотворение «На ветру качаются ромашки»)
Слайд №6.
Ведущий 1. В 1918-1924 гг. Хасан Туфан учительствовал в школах Сибири и Урала, в 1924-1928 гг. – в школе слободы «Бишбалта» г. Казани.
Чтец 3 (Стихотворение «Белая берёза»)
Слайд №7.
Ведущий 2. В 1928-1930 гг. Хасан абый совершил пешее путешествие по республикам Закавказья и Средней Азии.
Чтец 4
Меня поэтом мать не родила,
Мой стих – итог пережитого:
Всех предков горести, надежды и дела
В душе моей живут и просят слова.
Слайд №8.
Ведущий 1. Вернувшись из поездки, поэт в 1930-1934 гг. работает редактором Татарского радиокомитета, потом несколько лет ответственным секретарём журнала «Совет эдэбияты» (ныне «Казан утлары»).
Чтец 5 (Стихотворение «Мой путь»)
Слайд №9.
Ведущий 2. В 1940 году наш земляк был репрессирован и на долгие годы отлучён от жизни родного народа и родной литературы. И лишь в 1956 году он возвращается в Казань.
Чтец 6 (Стихотворение «Чьи руки теплее?»)
Слайд №10.
Ведущий 1. Хасан Туфан начал печататься в 1924 году. А через два-три года о нём уже заговорили и читатели, и критики, и литературная общественность. Поэт одним из первых привнёс в татарскую поэзию тему рабочего класса, его труда и борьбы. Уже на рубеже 20-30 гг. им созданы такие значительные произведения, как «Уральские эскизы», «Между двух эпох», «Бибиевы» и др. Эти лирико-эпические поэмы вошли в золотой фонд татарской поэзии.
Чтец 7 (Стихотворение «А ты послушай»)
Слайд №11.
Ведущий 2. С середины 30 гг. 20 века в творчестве Хасана Туфана начинается новый период. Поэт переходит от эпоса к лирике. Многие лирические стихи стали популярными в народе песнями.
Чтец 8
И в чужих лесах и рощах есть берёзы,
Есть берёзы средь чужих полей,
Но из глаз моих исторгнуть могут слёзы
Лишь берёзы родины моей.
Слайд №12.
Ведущий 1. Поэзия Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли.
Чтец 9
О Родина, тебя принять прошу
Огонь стихов, как совесть, непродажных, -
Сейчас, пока живу, пока дышу,
Или потом, когда – неважно!
Слайд №13.
Ведущий 2. В 50-60-х гг. поэзия нашего земляка достигает новых высот. Он создаёт целый ряд таких произведений, которые вправе считаться жемчужинами татарской поэзии. В творчестве поэта последнего времени мы видим углубление социального анализа, значительность и активность поднятых проблем, напряжённость мысли.
Чтец 10
То ль как солнце, ты была светла,
То ли нежность матери хранила, -
Много брал я у тебя тепла,
Если сердце стужа леденила.
Руку на плечо мне положив,
Ты меня вела в года крутые,
Тем, что я ещё сегодня жив,
Лишь тебе обязан я, Россия!
Слайд №14.
Ведущий 1. За сборник стихов «Избранные произведения» (1964) Х. Туфану в 1966 году присуждена Государственная премия Татарстана им. Г. Тукая.
Чтец 11
Каждый день по-особому нов,
Будь он короток или велик.
Он имеет свой собственный лик,
Он имеет свой собственный звон.
Каждый день по-особому нов.
Слайд №15.
Ведущий 2. Хасан Туфан умер 10 июня 1981 года в Казани. Похоронен там же.
Чтец 12
Наверно, цветы Киремети,
Сегодня бранят меня снова.
За то, что бродя по планете,
Для них не нашел и полслова!
Родные просторы! Кружить бы
По чащам, равнинам, полесью,
На музыку вас положить бы
И вам подарить бы ту песню…
2. Анализ 2-3 стихотворений поэта.
1) Какие мысли звучат в стихотворениях поэта?
(Во многих своих стихотворениях Х. Туфан воспевает природу родного края. В его лирических произведениях – образные мысли, мечты великого поэта. И эта мечта – видеть родной край в райском обличии, зелени, цветах.)
2) Какие темы затрагивает лирика поэта?
(Пейзажную лирику, любовную и гражданскую)
3) Какова особенность стихотворения «Белая берёза»?
(Стихотворение написано в 1933 году. В нём нет напряжённой метафоричности, которая была в раннем творчестве поэта. Здесь отчётливо проступают песенные фольклорные мотивы. Поэт одухотворяет берёзу, обращается к ней как к живому существу.)
4) Кому посвящено стихотворение «На ветру качаются ромашки»?
(Оно посвящено жене поэта, известной артистке Луизе Салиаскаровой.)
5) Кто является лирическим героем в данном стихотворении?
(Сам поэт. Он гадает на ромашках: любит или не любит? И каждый раз ромашки отвечают: «любит». Герой же стихотворения ласково упрекает их за эту щадящую душу ложь, поскольку «на её безвременной могиле уж давно белеет резеда». /Дело в том, что жена Туфана сдавала свою кровь, чтобы носить мужу передачи, и подорвала своё здоровье/).
6) Что означает псевдоним поэта?
(«Туфан» в переводе с татарского означает «буря», «тайфун», «ураган». Поэт выбрал этот псевдоним по прозвищу деда, отличавшегося буйным нравом и неугомонностью. Псевдоним как нельзя лучше подошёл к характеру его поэзии. Словно тайфун – дерзкий, неожиданный, смело разрушающий общепринятые каноны традиционной поэтики – Туфан вступил в татарскую поэзию.)
7) На родине поэта установлен бюст поэта (скульптор – Махмут Гасимов). Чем отличается бюст от памятника?
(Бюст – это скульптурное изображение головы и верхней части человека /по грудь или по пояс/. Памятник – скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь /выдающейся личности, исторического события/).
3.Отзыв о книге Избранное: Стихи и поэмы: Пер. с татар. – М.: Сов. Россия, 1987 (выступление 1 обучающегося)
4.Слово воспитанникам для защиты своих иллюстраций к произведениям поэта (2-3 обучающихся).
5.Запись в тетради (тема урока, эпиграф, названия основных произведений Х. Туфана)
Слайды №№16-18.
6.Словарная работа.
Абый (в переводе с татарского) - дядя.
Медресе - средняя мусульманская школа.
Скульптор – художник, занимающийся скульптурой.
Слобода - в России до отмены крепостного права: большое село с некрепостным населением, а также торговый или ремесленный посёлок.
Слайд №19.
7.Отгадывание кроссворда по теме «Туфан».
Звучит мелодия Георгия Свиридова «Метель-вальс»
Кроссворд «Туфан»
к | И | р | е | м | е | т | ь | ||||
х | и | с | б | у | л | л | а | ||||
т | а | й | ф | у | н | ||||||
г | а | с | и | м | о | в | |||||
м | о | р | а | н |
Вопросы:
- Название деревни, в которой родился поэт.
- Настоящее имя Хасана.
- Что означает слово «туфан» в переводе с татарского?.
- Скульптор бюста Хасану Туфану на родине поэта.
- Переводчик стихов Туфана с татарского на русский язык.
8. Просмотр видеоматериалов по дому-музею поэта.
9. Итог занятия.
- Дорогие ребята! Сегодня мы узнали много интересного о жизни и творчестве известного татарского поэта Хасана Туфана. Хасан Туфан – выдающийся поэт, его творчество является истинно народным и пользуется огромной любовью. Если вы хотите узнать о нём ещё больше, заходите на сайт Хасана Туфана в Интернете, и будете нам благодарны. А если хотите непосредственно прикоснуться с его жизнью, то приезжайте на родину поэта - в деревню Старая Киреметь Аксубаевского района Республики Татарстан. Край Туфана вам запомнится на всю жизнь! До свидания!
Слайд №20.
Литература
- Батулла Роберт. Вернулся навсегда // Сельская новь. 2000, 9 февраля.
- Валиуллин Дамир. Мир Хасана Туфана // Казанские истории. - 2002, №№9-10.
- Гиниятуллина А. Писатели Советского Татарстана. – Казань, 1970.
- Михайлов А.Ю. Знаешь ли ты Аксубай? – Аксубаево, 2014.
- Мустафин Р.А. Древняя и вечно молодая. – Казань, 1987.
- Мустафин Ф. Дело Туфана // Татарстан. – 1992.
- Розенгартен Михаил. Встречи с Туфаном // Республика Татарстан. – 2001, 16 января.
- Хабибуллина Роза. Жемчужина татарской поэзии // Сельская новь. - 2000, 14 октября.
- Юзеев Нил. Мир поэта. – Казань, 1987.
- Интернет-ресурсы.
Предварительный просмотр:
Михайлов Андрей Юлианович - учитель русского языка и литературы
МБОУ «Емелькинская СОШ»
Аксубаевского муниципального района РТ
Тема урока: Творчество Каюма Насыри, его «Книга о воспитании»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Форма урока: урок по литературе для 6 класса посвящен знакомству с творчеством Каюма Насыри и его «Книгой о воспитании», построен как урок-исследование.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, система малых групп.
Технология: Данный урок построен с применением метода проектов. На данном уроке учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность учащихся, становится помощником и участником учебного процесса.
Развиваемые компетенции:
- Ценностно-смысловая ( способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать смысловые установки)
-Общекультурная (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни)
-Учебно-познавательная (добывание знаний из окружающей действительности, целеполагание, анализ)
-Информационная (владение различными средствами информации, поиск информации)
-Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ)
-Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие)
Развиваемые УУД:
Личностные - нравственно-этическая ориентация
Регулятивные - целеполагание, осознание уровня усвоения материала
Познавательные - самостоятельный поиск информации
Общеучебные – самостоятельное формулирование цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста
Логические - анализ текста, установление причинно-следственных связей
Коммуникативные - умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли
Цели урока:
Предметные: ознакомление с «Книгой о воспитании» Каюма Насыри; овладение навыками анализа текста·
Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование информационной культуры личности ребенка; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Личностные: формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста
Оборудование: Учебное пособие «Литература», 6 класс(Ахбарова Г.Х.,Скиргайло Т.О.. Региональный компонент. – М.,2015, компьютерная презентация, проектор, портрет Каюма Насыри, иллюстрации по творчеству Каюма Насыри, «Книга о воспитании».
Технологическая карта урока
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | ||||
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | ||||
1.Сквозной элемент урока | Индивидуальная работа, парная, коллективная | регулятивные: саморегуляция | Артикуляционная гимнастика. Работа над высказываниями о языке. | Подготовка речевого аппарата к говорению Предполагаемый ответ: Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н.В.Гоголь Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И.С.Тургенев) |
2.Мотивация к учебной деятельности | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями Республики Татарстан. регулятивные УУД: целеполагание | Проблемный вопрос: Что общего у всех этих высказываний и чем они различаются? -Дайте лексическое значение слов «язык, просветитель» -Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию в Зеленодольский район нашей республики и вы познакомитесь поближе с известным татарским писателем, этнографом Каюмом Насыри. Виртуальная экскурсия (показ презентации) Проблемный вопрос: Подумайте, как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будет тема нашего урока. | Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Просветитель -распространитель знаний, просвещения Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. |
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | Задание: Вспомните известных татарских поэтов и писателей? Что такое бюст? Целеполагание. Сформулируйте тему нашего урока. | Отвечают на вопросы. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Предполагаемый ответ: Бюст — скульптура, изображающая грудь, плечи и голову. Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок |
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | ||||
1.Выборочная проверка домашнего задания | Словесный, познавательный, эвристический | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку. регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата. | Проверка и заполнение таблицы «Жизнь и творчество Каюма Насыри» (Показ презентации) Беседа по презентации -Где началась трудовая деятельность Каюма Насыри и в связи с чем? -Какие события предшествовали этому? - Как он получил образование? -С написания каких произведений началась его писательская деятельность? -Что такое «поучение»? (было задано на дом) | Чтение таблицы «Жизнь и творчество Каюма Насыри», составленной на основе презентации «Биография Каюма Насыри» Отвечают на вопросы учителя. |
2.Работа с литературоведческими понятиями. | «Карта жанра» – Восстановите схему жанра «поучение», выбрав нужные элементы. -Вспомните и дайте определение « наставление». | Групповая работа. Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра «поучение, наставление». Оценивается правильность и скорость выполнения задания. Коллективная проверка. Предполагаемый ответ: Поучение, наставление — это поучающий, нравоучительный совет. | ||
3.Мини-исследование в группе. | - А что такое наставление по Каюму Насыри? Задание. Попробуйте дать определение данному термину, прочитав Наставление первое из «Книги о воспитании» Каюма Насыри. - А какое поучение содержит Наставление девятое Каюма Насыри? «Копейка, добытая трудом, дороже тысячи копеек, полученных от чужих рук» (стр.95 – Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. Учебное пособие к учебнику Г.С.Меркина «Литература». Региональный компонент. 6 класс. – М., 2015) | Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Предполагаемый ответ: Наставление - поучение, назидание, нравоучение, мораль, проповедь, нотация, урок, инструкция, руководство; увещевание, внушение, уговор, увещание, вразумление, поучение, указание, завет, инструктирование, наставленье, поученье, инструктаж, наводка, напутствие, наказ, проповедывание, памятка, рацея, отповедь, совет.Отвечают на вопрос учителя. | ||
| личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. | Физминутка «Карлики-великаны» Организует разминку. | Активно выполняют физические упражнения | |
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом | ||||
Работа с наставлениями из «Книги о воспитании». | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Беседа: - Сегодня мы познакомимся с наставлениями Каюма Насыри из «Книги о воспитании». Ребята, у каждой группы у нас есть свои Наставления, которые были заданы на дом. Прочитайте их нам всем. - О чём говорится в ваших наставлениях? | Каждая группа читает наставления. Дают развёрнутые ответы. |
1. Просмотр видеозаписи выразительного чтения Наставлений Каюма Насыри. | Беседа о просмотренном. -Понравилось ли вам чтение Наставлений Каюма Насыри? - Чему поучают они нам? - Как чтец голосом передал характерные особенности поучений? | Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением. Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя. | ||
2.Словарная работа | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. | Групповая работа. В группе выпишите 10 непонятных слов. Предполагаемый словарь: Этнографом называется специалист по этнографии — исторической науке, изучающей этнические группы народов, их происхождение, обычаи. Единственная наука, которая имеет отношение к религии, это богословие, поэтому учёный, занимающийся такой наукой - БОГОСЛОВ. Фундаментальный, -основательный, глубокий . Напр.:Фундаментальное исследование. Кушак - Пояс, обычно из широкого длинного куска материи или шнура. Невежа - невежливый, невоспитанный человек невежда - необразованный, малознающий. Наставление - поучающий, нравоучительный совет. Има́м — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. МЕКТЕБЕ (араб. мактаб) — название средней общеобразовательной школы у тюркских народов. Медресе́ — мусульманское учебное заведение, выполняющее функцию средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет. Шакирд — студент медресе или аналогичного мусульманского учебного заведения. Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов. Коллективная проверка. | ||
3.Выразительное чтение Наставлений учащимися. | Чтение наставлений. Подготовка к чтению. Чтение. | |||
4. Словесное рисование. | Метод словесного рисования | -Какую иллюстрацию к наставлению вы бы нарисовали? | Словесное рисование. Самостоятельное создание микротекста на заданную тему | |
5. Знакомство с иллюстрациями Наставлений К.Насыри | Наглядный, частично-поисковый | - Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему? | Дают развёрнутый ответ на вопросы. | |
6. Просмотр буктрейлера по произведениям Каюма Насыри. | Наглядный, проблемный | -Изменилось ли ваше восприятие Наставлений? -Чьё прочтение наставлений вам показалось более интересным? Почему? | Дают развёрнутый ответ на вопросы. | |
Этап 5. Закрепление полученных знаний | ||||
Групповая работа. Самостоятельный анализ наставлений. | Работа в группах и выступление перед аудиторией. | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь. познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач | Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. - В чём смысл отцовских наставлений? Отцовские наставления, какие они? Даем ли мы своим детям отцовские наставления, даем ли мы им наказ или жизненное правило, которое помогло бы им в будущем не сойти с пути истинного, не уронить своей чести и быть достойными продолжателями дела семьи. Стоит ли это делать и будут ли наши дети относится к словам родительским с уважением и выполнять их? В наше время родитель для взрослых детей уже не тот что в прошлое время. Раньше хоть как-то выполнялось правило "почитай отца и мать" а нынче наши чада смотрят на нас как на людей каменного века, зачастую считая что молодой это значит "продвинутый". Родители - такие же люди, и абсолютной мудростью, увы, не обладают. Однако у них есть жизненный опыт, поделиться которым обязательно следует. | Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Самостоятельный анализ наставлений. 1 Задание. 1 группа. 1. Почему Каюм Насыри использует мораль в своих наставлениях? 2. В Наставлении девяносто шестом Каюм Насыри говорит о еде. Какой рукой принято есть в обществе? 3. Если к обеду собралось много людей, можно ли заставлять всех ждать тебя одного? Защита своего мнения. 2 группа. 1. Какие эпитеты использует писатель в своих наставлениях? 2. Какие глаголы характерны в Наставлениях? 3. Охарактеризуйте язык Наставлений Каюма Насыри. Докажите свою мысль, ссылаясь на тексты. Защита своего мнения 3 группа. 1. В каких произведениях русских писателей присутствуют Наставления? 2. Чему они поучают? 3. В повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина главный герой Петр Гринёв какое наставление получает от отца? Защита своего мнения 2 задание. Составление сравнительной таблицы Сопоставление Наставлений Каюма Насыри и отцовских наставлений. Защита своего мнения |
Этап 6. Подведение итогов урока | ||||
1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. | Самостоятельное написание синквейна по тридцать девятому Наставлению. Итог своих результатов. |
2.Самооценка | Самоанализ | Анализ работы учащихся. | Самооценка работы на уроке. | |
3.Домашнее задание | Словесный, наглядный | Дифференцированное домашнее задание. 1.Сочинение-миниатюра. Придумайте Наставление, относящееся к учёбе в школе. 2. Инсценировка одного Наставления (чтение наизусть). | Записывают задания в дневники. | |
4.Рефлексия | Метод контроля, познавательно-рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха» своими смайликами. |
Литература
1. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. Учебное пособие «Литература» для 6 класса. Региональный компонент. – М., 2015;
2. Насыри Каюм. Избранные произведения. – Казань, 1977;
3. Насыри Каюм. Книга о воспитании;
4. Интернет ресурсы.