Самоучитель
Как эффективно работать в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota_samouchitel_dlya_nachalnyh_klassov_avtosohranennyy.docx | 36.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Электронный самоучитель по английскому языку
для начальных классов:
«С помощью татарского и русского языка, английский на 5»
Авторы: Нуртдинова Лейла Марсовна,
учитель английского языка
МБОУ «Джалильская СОШ 2»
Сармановского муниципального района;
Гузаирова Гузель Равилевна,
студент ФГБОУ ВПО
«Набережночелнинский государственный
педагогический университет»,
Республика Татарстан
2016
Содержание
- Введение……………………………………………………………………3
- Теоретическая часть. Наглядные пособия в начальных классах………5
- Практическая часть………………………………………………………7
- Заключение………………………………………………………………..8
- Литература…………………………………………………………………9
- Введение
Изучение иностранного языка является трудным делом. Это долгий и упорный процесс, который занимает очень много времени и усилий. Сегодня особенно важно знать английский язык. Обучающиеся сдают ГИА, ЕГЭ, тесты, участвуют в конференциях, фестивалях, олимпиадах и конкурсах. Самое лучшее время, когда дети слушаются и хотят знать английский язык – это начальные классы, если упустить это время, то результаты будут плачевными. Одной из важнейших задач, которые стоят перед учителем английского языка в школе, это научить грамотным иноязычным высказываниям. Формировать устную речь обучающихся не просто: это и ограниченный объем программного материала, а также ограниченные временные возможности общения на английском языке, личностные особенности обучающихся, их языковой опыт на родном языке.
Актуальность: в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сказано: «Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
12.1. Филология. Иностранный язык:
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора». [3]
Основная цель обучения английскому, согласно стандартам ФГОС, — это формирование коммуникативной компетентности, что значит способность осуществления межличностного и межкультурного общения на иностранном языке. Именно благодаря этому, обучающиеся должны владеть различными видами речевой деятельности: аудирование, письмо, диалог, чтение, монолог. Речевая компетенция состоит из четырех видов речевой деятельности, которые помогают развить коммуникативные умения: говорение, аудирование, чтение, письмо. Все эти четыре вида речевой деятельности усваиваются при использовании созданного учебного пособия. Обучающиеся и слушают и читают, проговаривают, а затем и пишут.
Объектом исследования является процесс усвоения четырех видов речевой деятельности в начальных классах.
Предмет исследования применение электронного самоучителя при обучении всех видов речевой деятельности.
Цель работы – создание электронного учебного пособия и опытно-экспериментальным путем проверить усвояемость 4 видов речевой деятельности.
Задачи:
определить темы для усвоения младших классов;
составить рассказы по определенным темам от простого к сложному;
создать электронное учебное пособие;
экспериментальным путем доказать эффективность и усвояемость 4 видов речевой деятельности.
Методы: изучение и обобщение, сравнение, анализ, опрос, эксперимент.
Гипотеза: с этим электронным учебным пособием обучающиеся приобретут навыки общения в устной и письменной форме для их возраста, освоят лингвистические представления и обогатят языковой кругозор в родных и английском языках.
2. Теоретическая часть. Наглядные пособия в начальных классах
В связи с возрастающими требованиями общества к обучению английского языка появилась острая необходимость поиска самых эффективных путей повышения качества обучения. Наиболее полно наглядность используется на начальных этапах, где широко применяется индуктивный путь приобретения знаний. Внимание школьников начального уровня неустойчиво. Объясняется это их психологией, слабостью тормозного процесса и впечатлительностью. Отсюда вытекает острая необходимость живого, интересного и динамичного обучения на начальном этапе, как формирование у детей не только нужных знаний, умений и навыков, но и воспитания внимания.
Я.А.Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “…Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”.
В.А.Артемов [1] указывает на преимущество чувственно-наглядного преподнесения материала, это мобилизует психологическую активность обучающихся, произвольное внимание переводит в послепроизвольное; развивает память, расширяет объем усваиваемого материала в процессе сопоставлении родных и иностранного языков, облегчает весь процесс обучения и тем самым вызывает интерес к занятиям иностранным языком, снижает утомляемость, тренирует творческое воображение, служит источником и критерием достоверности приобретаемых знаний.
Учитываются индивидуально-возрастные особенности высшей нервной деятельности обучающихся и их психологических процессов, в частности типа их восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики), внимания (степень концентрации и произвольности), памяти (слуховой, зрительной, моторной, комбинированной).
К изобразительным средствам наглядности относятся и технические средства – например, учебные электронные пособия. Данные наглядные средства называются аудиовизуальными, которые позволяют использовать в учебном процессе звук и изображение. Наглядные пособия используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.
Аудитивные пособия облегчают учебный процесс. М.В. Ляховицкий одним из «преимуществ, привносимых звукотехникой в учебный процесс» назвал «создание искусственной иноязычной среды»: «Успех создания искусственной иноязычной среды с помощью фонограммы заключается, прежде всего, в том, что фономатериалы ярко и наглядно демонстрируют основной компонент иноязычной среды – саму звучащую иностранную речь». [2]
Это пособие предлагается, сочетаясь со словесно-звуковыми методами. Данная тесная взаимосвязь вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение живого созерцания в единстве, практике и абстрактного мышления. Это пособие является печатным, экранно-звуковым (аудиовизуальным) в одно и то же время. При обучении иностранному языку необходимо учитывать состояние и развитие артикуляционного аппарата ребенка, различные дефекты слуха и речи, и т.д. Особую сложность составляет постановка правильного произношения. Поэтому нельзя пренебрегать трудностями учеников, страдающих дефектами речи. Это пособие может быть воспроизведено любое количество раз без изменения звучания, оно позволяет сделать более эффективным обучение фонетике, интонации, чтению, аудированию, переводу на языки и говорению.
Активное внедрение в учебный процесс электронного пособия, бесспорно, открывает широкие возможности для интенсификации учебного процесса и повышения эффективности.
В целом же, наглядность помогает обучающимся усваивать языковой материал более осмысленно и с большим интересом. Кроме того, пособие мобилизует психическую активность обучающихся, вызывает интерес к английскому языку, расширяет объем усваиваемого материала, тренирует творческое воображение, снижает утомление, мобилизует волю, облегчает весь процесс изучения как английского языка так и татарского, и русского.
- Практическая часть.
Каждый год преподаем в начальных классах. И каждый раз сталкиваемся с проблемой, что дети тяжело запоминают, не правильно произносят, не умеют переводить, и не понимают иностранную речь. Чтобы обучающиеся больше знали, были составлены темы, необходимые для начального уровня по ФГОС. Они начали их учить наизусть, лучшие обучающиеся осваивали более-менее хорошо, но были ошибки в произношении, переводе и написании. Была проведена экспериментальная работа. Два года назад, когда дети не учили ещё эти устные темы, качество обучения было низкое - 42% в 2014 году. Эти обучающиеся не выигрывали в конференциях, конкурсах и олимпиадах. Год назад, эти же дети начали учить эти устные темы. Качество повысилось до 58%, в 2015 году за 1 полугодие. Обучающиеся начали участвовать в различных конкурсах, олимпиадах и конференциях. Одна ученица стала победителем муниципального тура Республиканской олимпиады. И разработав этот электронный самоучитель, увеличив объём и усложнив топики, переведя их на родные языки обучающихся, наконец-то были получены ошеломляющие результаты для нашего района, где английский язык только два раза в неделю, по сравнению со школами с углубленным изучением английского языка. Это - во- первых, качество знаний – 71% в 2015 году за второе полугодие, обучающиеся занимали призовые, первые места в конкурсах и конференциях по Республике Татарстан, 1 ученик 4 класса, стал призером Республиканской олимпиады. А уже вначале этого учебного года в 2016 году, обучающийся 5-го класса, который легко освоил этот электронный самоучитель, стал победителем среди 5-6, 7-8 классов школьного этапа и уже претендует на победу в муниципальном туре и республиканском туре олимпиады по английскому языку. Ниже приведена диаграмма повышения качества обучающихся.
Так, можно сказать, что именно это пособие помогло достичь высоких результатов в обучении английскому языку, через родные языки обучающихся: русский и татарский.
- Заключение
Таким образом, определив устные темы по ФГОС и составив рассказы и создав, действительно необходимый электронный самоучитель, с уверенностью можно сказать, что достигнута эффективная усвояемость 4 видов речевой деятельности. Как показал опрос, обучающиеся, с большим удовольствием учат эти темы, с легкостью и без принуждения. Устные темы, которые даны в электронном самоучителе, можно просматривать и проговаривать через любые электронные приспособления: компьютеры, телефоны, планшеты, в любом удобном, для обучающихся месте. Оно не требует никаких затрат.
В заключении хотелось бы отметить, что именно такой подход способствует быстрому овладению обучающимися навыками разговорной речи, аудирования, письма, фонетики и лексики. Это обеспечивается за счёт усвоения электронного самоучителя по английскому языку для начальных классов: «С помощью татарского и русского языка, английский на 5».
- Литература
1. Артемов, В.А., Психология обучения иностранным языкам/В.А. Артемов-М.: Просвещение-1969, стр.100
2. Ляховицкий М.В. Применение звукозаписи в обучении иностранным языкам. Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1973.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 3737)