"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Рябинина Алена Михайловна

Разбработка, апробация и внедрение новых элементов образования и систем воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка заданий для оценки предметных планируемых результатов по русскому языку в 6 классе по разделу «Имя числительное».

Введение

Формирование универсальных учебных действий (УУД) – основа образовательного и воспитательного процесса. В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития.

Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически  правильного  взаимодействия  учителя  и  ученика,  эффективности  их  коммуникативной деятельности. К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей,  которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».  Поэтому основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие  (чему учить? ради чего учить? как учить?). В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе  которой создаются условия для  достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.

Предметные задания

Задания базового уровня

1.

 Нормы  ГТО

С 2015 года в 12 областях России началось тестирование нового комплекса под названием «Готов к труду и обороне», рассчитанного на 11 возрастных групп. Ожидается, что к 2020 году количество выполнивших требования ГТО составит не менее 20 процентов от общего числа занимающихся физкультурой.

Среди новых испытаний – челночный бег, рывок гири массой 16 килограмм( для участников от 18 лет). Если тебе 11-12 лет, то ты  на 3 ступени, а ребятам 13-15 лет присваивается 4 ступень для сдачи норм. А ты уже являешься участником этого движения?

     

  ЗАДАНИЕ.

1) Спишите абзац на выбор, записав числительные словами.

2) Подчеркните числительные как члены предложения.

3) Выпишите из 1 абзаца числительное (на выбор) и просклоняйте его.

2. К пословицам из левого столбика подберите из правого столбика подходящие числительные, которые надо записать словами. Запишите получившиеся  пословицы,  прочитайте их. Подчеркните числительные как члены предложения.

….в поле не воин.

7

У …..нянек дитя без глазу.

1

За   …. зайцами погонишься – ни ….не поймаешь.

7

1

……   раз отмерь, …. раз отрежь

2

1

….  блин комом.

7

Не имей ….рублей, а имей ….   друзей.

2

Старый друг лучше новых ….

100

….. вода на киселе.

3

Обещанного ….   года ждут.

7

У тебя …. пятниц на неделе.

1

Эталон:

Один в поле не воин

У семи нянек дитя без глазу

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

Семь раз отмерь , один раз отрежь

Первый блин комом

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух

Седьмая вода на киселе.

Обещанного три года ждут

У тебя семь пятниц на неделе.

3. Прочитайте  фрагмент книги А. де  Сент-Экзюпери «Маленький принц».  Запишите числительные словами. Подчеркните  Ь в числительных, выделите графически морфему, в которой пишется Ь.

Итак, 7  планета, которую он посетил, была Земля. Земля - планета непростая! На ней насчитывается 111 королей, 7000 географов, 900000  дельцов,  311 миллионов честолюбцев - итого около 2 миллиардов взрослых.

        Чтобы дать вам понятие о том, как велика Земля, скажу лишь, что, пока не изобрели электричество, на всех 6 континентах приходилось держать целую армию фонарщиков – 462511 человек.

Если поглядеть со стороны, это было великолепное зрелище. Первыми выступали фонарщики Новой Зеландии…

4.  Запишите предложения, заменяя числительные словами. Определите разряд числительных. Подчеркните числительные как члены предложения.  Обратившись к различным источникам, найдите даты памятных событий, которые будут отмечаться  в 2016 году, составьте с ними предложения.

1.        В 2016 году наша страна отметит  71 годовщину Великой Победы.

2.        День защитника Отечества  России установлен 23 февраля.

3.        Каждый год  9 мая все народы России празднуют День Победы.

4.        4 ноября в России отмечают День народного единства.

5.       9 декабря в России чествуют Героев Отечества.

5. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов).  Используйте памятку   «Способы сжатия текста».

Таинственное число

История возникновения чисел очень глубокая и давняя. Сама жизнь привела людей к тому, что необходимо использовать символы для написания чисел.

Семь – особое число, в нём некое волшебство.

Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете, семеро одного не ждут, семи пядей во лбу, до седьмого пота, быть на седьмом небе, семь бед – один ответ, семь раз отмерь, а один отрежь.

Вот наиболее известные фразеологизмы и пословицы с числительным семь. Как видите, их немало.

Чем же это объяснить? Примерно четыре тысячи лет  тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

Число семь считалось священным и было весьма распространено.

Вот оказывается, какая длинная история у этого известного всем знака.

(В.Иванова, З.Потиха)

Задания повышенного уровня сложности

(Задания составлены с использованием материалов книги Клубкова П.А. Говорите, пожалуйста, правильно)

  • 1)        КЛУБ «Любителей филологии»

Обсудите в группе из 9 человек (класс поделен на 3 группы) варианты ответов на следующие вопросы (у каждой группы – свой), выразите общую точку зрения. Ответы сверьте с эталоном.

1 группа: Преподаватели математики советуют ученикам для запоминания очень важного в геометрии числа подобрать осмысленную фразу, например: «Это я знаю и помню прекрасно, ах, многие знаки мне лишни, напрасны». Что это за число? Ваша версия?

2 группа: Что значит выражение «Семь пятниц на неделе»? Ведь у нас в неделе она одна?

3 группа: Какое отношение к теме «Имя числительное» может иметь слово «тьма»?

Эталон .

  1. Количество букв в словах и их порядок соответствуют количеству цифр и их значений в числе ПИ.
  2. Так говорят о человеке, который часто меняет свои решения, не выполнят своих обязанностей. В далекие времена именно пятница была свободным от работы днем. Это был базарный день, когда исполнялись различные торговые обязательства. Получая деньги, в пятницу давали обещание привезти товар на следующей неделе или вернуть деньги. О нарушителях этих обязательств первоначально и говорили, что у таких людей семь пятниц на неделе.
  3. В древне русском языке это слово было числительным и обозначало «десять тысяч». Обычно этим словом обозначалось множество, не поддающееся счету. Это значение сохранилось в некоторых выражениях и фразеологизмах: тьма тьмущая, тьма народу.

  • 2)

        Про ГТО

Значение слова «Афоризм», по Ожегову: Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. В 20 веке появилось новое, получившее широкое распространение выражение: «Готов к труду и обороне».                                                  

ЗАДАНИЕ 1. Ознакомьтесь с его историей, впишите недостающие числительные СЛОВАМИ. Вы можете воспользоваться различными источниками информации.        

Готов к труду и обороне – программа физкультурной подготовки в организациях в СССР, основополагающей в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодежи. Существовала с …. по ….. год. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. Изменения вносились в эту систему с ….по….годы.    

В …. году президент РФ Владимир Путин подписал указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне».  Но в обновленной версии ГТО был расширен возрастной ценз для участников, самому младшему должно быть не менее…., а старшему -…..лет.

(по материалам Интернета)

ЗАДАНИЕ 2. Обсуди с соседом по парте следующий вопрос: станет ли это выражение афоризмом? Свой ответ оформите письменно.

        ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ.

Прослушайте утверждение и заполните таблицу, поставив + или – в клеточку, соответствующую номеру задания. Проверьте свои ответы по эталону. 

1)        Слово миллион – производное, образовано с помощью суффикса -ОН-.

2)        В древнерусском языке было существительное, обозначающее  старинную  меру длины – «локоть»?

3)        В древнерусском языке словосочетание «тьма народу» обозначало неисчислимое количество людей.

4)        ВСЕ из перечисленных далее слов: ТРЕУГОЛЬНИК, ТРЕУГОЛКА, ТРЕВОЛНЕНИЕ, ТРЕНОЖНИК - имеют прямое отношение к числительном у ТРИ.

5)Существительное «ТРОЙНЯШКА» образовано от числительного «ТРИ»?

6)        В предложении «Он приехал в город с тысячью рублями» шестое слово является существительным?

7)        Если не знать, что «СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ» - фразеологизм, можно подумать, что лоб у человека с такой характеристикой шириной…более метра!

        

Эталон.

ответ

КОММЕНТАРИЙ

1

+

Слово «миллион» придумано итальянским путешественником Марко Поло. Образовано от  милли («тысяча») с помощью суффикса -ОН(е), который в итальянском языке имеет такое же значение, как и русский суффикс -ИЩ- (домище, ножища). (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)

2

+

Старинная мера длины – локоть - была равна 38-46 см. (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)

3

-

Слово «тьма» в древнерусском языке было… числительным и обозначало «десять тысяч». (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)

4

-

Слово «треволнение» («сильное волнение, беспокойство») имеют в своём составе старинную приставку ТРЕ- со значением «наивысшая степень качества» (то же – трезвон, треклятый). (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)

5

-

Слово «тройняшка» образовано от существительного «тройня». (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)

6

-

Слово «тысяча» может выступать как в функции существительного, так и в функции числительного (или согласуется с существительным (с одной тысячью), или управляет им (с одной тысячей).   (Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку)

7

+

Пядь равна расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев, примерно 18-20 см. Если эти числа умножить на 7, получим ширину лба от 126 до 140 см. (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)

Список использованной литературы и источников информации

  1. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В.Волкова — Казань: РИЦ «Школа», 2015. - 172 с.
  2. Волкова О.В. материалы курса «Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы». - http://edu.kpfu.ru/
  3. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно – СПб.: «Норинт», 2000. – 192 ..: ил.
  4. Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс. – М., 2001. – 248 с.: ил.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ.ред.проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 976 с.
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. – 384 с.
  7. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская [и др.]; научный редактор Н.М.Шанский. - 3-е изд.  - М. : Просвещение, 2014. - 175 с.
  8.  Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. /  Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 168 с.
  9. http://eidos.ru/index.htm
  10. Электронный ресурс http://www.stadium.ru/news/



Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общего образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателя курсов

«Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы»

Разработка  мини-проекта для  урока русского языка в 7 классе

Автор проекта:

Рябинина Алена Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №111» Советского района г. Казани

Научный руководитель:

Волкова О.В., доцент ПМЦ ПК и ПП РО КФУ, к.п.н.

Казань, 2015

Оглавление:

I. Введение.

1.        Актуальность проекта.

2.        Цель и задачи проекта.

2.1 Цель проекта.

2.2 Задачи проекта.

2.3 Целевая группа проекта.

3. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта.

3.1 Сроки реализации проекта.

3.2 Этапы реализации проекта.

4. Ожидаемые результаты реализации проекта.

5. Риски реализации проекта и пути их преодоления.

III. Заключение.

IV.        Список использованных документов и источников информации.

V.        Приложение

Приложение 1. Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Причастие как  часть речи» в 7 классе.

Введение

1

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

 Элберт Хаббарт.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

 Наиболее перспективные процессы модернизации образования – это процессы, предполагающие освоение области практического знания.  Тема «Причастие» является одной из наиболее сложных для понимания учащимися.

2.2. Задачи проекта:

  • изучить требования к современному уроку русского языка в условиях введения ФГОС;
  • изучить требования ФГОС по разделу «Причастие»;
  • ознакомить с основными признаками «двойственной» части речи – причастие;
  • определить содержание планируемых результатов основной образовательной программы по разделу «Причастие».

2.3.  Целевая группа проекта:  учащиеся 7 класса

3. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

3.1 Сроки реализации проекта с 23.09.2015 г. по 15.10.2015 г.

3.2 Этапы реализации проекта по всему разделу курса «Причастие»

1. Подготовительный (с 17.09.2015 по 22.03.2015)

2. Основной (23.09. 2015-10.10.2015 г.)

3. заключительный (с 12.10. 2015 г. по 15.10. 2015 г.)

4. Ожидаемые результаты реализации проекта

Разработка технологической карты урока русского языка   «Причастие как часть речи» .

5. Риски реализации проекта и пути их преодоления

           Основные риски реализации проекта связаны, прежде всего, с тем, что изучение раздела «Причастие» традиционно представляет для учащихся 7-х классов определенную сложность на этапе формирования орфографической зоркости. На такие темы, как «Правописание гласных в суффиксах действительных причастий», «Н и НН в суффиксах причастий», «Склонение причастий», «Обособление причастных оборотов»  предусмотрено по 2-3 учебных часа, что, безусловно, отражается на уровне функциональной грамотности учащихся. Впоследствии к этим темам учитель обращается в основном  в старших классах в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Чтобы устранить данные риски,  учителю необходимо  активнее использовать средства формирования универсальных учебных действий на уроке: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе такой системной работы на уроке учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять направления работы по устранению западающих зон. Особую роль могут сыграть развивающие эвристические задания, способствующие повышению уровня мотивации школьников к изучению русского языка, а также систематическое проведение уроков повторения и  обобщения данного раздела в 8-9 классах    в  формате системно-деятельностного подхода.

           

III. Заключение

В данной  проектной работе представлена  технологическая карта урока, которая включает задания, нацеленные на формирование и развитие   регулятивных, познавательных и коммуникативных  планируемых  результатов  по русскому языку в 7 классе по разделу «Причастие».  Особенностью  подобных заданий является предоставление ученику возможности  самостоятельной постановки целей и задач  учебной деятельности, возможности планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так  и по способу действия. В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения. Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, используя свои возможности. Создание проекта – это всегда создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего, значит, в проектной деятельности есть элемент творческой деятельности.

Работая в группах (если проект парный или групповой) и представляя свою работу на этапе презентации, ученик взаимодействует с другими учащимися с целью налаживания отношений и достижения общего результата, следовательно, в этот момент он выполняет коммуникативную деятельность.

  Представленный в работе материал   соответствует содержанию примерной программы по русскому языку ФГОС ООО и структуре учебников под редакцией Т.А.Ладыженской и М.М.Разумовской.  

Технологическая карта урока

Предмет:  Русский язык

Класс: 7

Учебник: «Русский язык» Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др., 7 класс, Просвещение, 2013 г.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема: Причастие как часть речи.

Цель: познакомить учащихся с причастием как самостоятельной частью речи, с грамматическим значением и морфологическими признаками причастий, сформировать умение отличать прилагательные и причастия.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знать определение понятия «причастие», грамматическое значение причастий, знать морфологические признаки причастий; уметь находить причастия в предложении, тексте, отличать прилагательные от причастий, находить определяемое слово в словосочетании с причастием, уметь определять морфологические признаки причастий и синтаксическую роль в предложении.

Метапредметные: работать с информацией в учебнике, структурировать теоретический материал, сравнивать, делать выводы, работать индивидуально и в группах.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия темы: морфология, части речи, причастие.

Ресурсы: учебник, карточки, алгоритм.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Организует мотивирование учащихся к учебной деятельности на уроке.

Вступительное слово.

 

- Здравствуйте ,ребята. Я рада вас всех видеть. Сегодня такой замечательный день. Свежий осенний воздух. Идешь, а под ногами шелестят опавшие листочки. Кто из вас обратил внимание на красоту осенней природы?

Расскажите об увиденном. Молодцы. Вы очень внимательны.

Демонстрируют готовность к уроку. Отвечают на вопросы учителя. Выстраивают небольшие рассуждения.

Л. Положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

П. осознают учебно-познавательную задачу.

Р. Планируют( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

К. работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей).

2. Актуализация и пробное учебное действие

Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществлению и фиксации индивидуального затруднения.

- Давайте запишем предложение и попробуем сделать его синтаксический разбор:

Тихо шуршат под ногами опавшие листья.

Выполняют синтаксический разбор предложения. Осознают, что не могут графически обозначить слово опавшие  как член предложения и не могут определить часть речи этого слова.

П. осуществляют для решения задач учебных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Р.принимают и сохраняют учебную задачу

3. Выявление места и причины затруднения

Организует выход учащихся в рефлексию пробного действия.

Помогает выявить место и причину затруднения.

-Какое слово вы не смогли графически обозначить как член предложения? Почему? От какого слова вы задавали вопрос к слову опавшие? На какой вопрос отвечает слово опавшие? Признаки каких частей речи есть у этого слова?

Обдумывают ответы на вопросы. Осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

Л. Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П. устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р. Осознают недостаточность своих знаний.

К. задают вопросы с целью получения необходимой информации для решения проблемы

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Предлагает сформулировать тему и цели урока.

Помогает построить проект выхода из затруднения.

Игра «Сундучок превращений».  Мы знаем, что слова живут своей жизнью. Иногда они рождаются вместе с появлением новых предметов ,явлений, а некоторые образуются от уже существующих в языке. У меня в руках «Сундучок превращений». Здесь живут глаголы. Мы с вами проведем чудесные превращения.

Для этого разделимся на 3 команды:1-волшебники,2-эксперты,3-секретари. Волшебники ,называя вид и время глагола, превращают его в причастие, называют разряд по значению, морфемные показатели. Эксперты оценивают правильность ответов. Секретари записывают причастия вместе с определяемым словом. Даны глаголы:

создавать,сгибать,понять,красить,окрасить,составлять,лишить,волноваться,укрепить,заглушать,вырасти,расти,осветить.

Поработайте в группах. Составьте алгоритм нахождения причастий в тексте.

Поможет вам в этом следующее предложение.

Желтеющие листья постепенно облетают с деревьев.

Формулируют тему и цели урока. Выбирают способ построения нового знания.
Строят алгоритм выполнения действия.

Л. Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями , трудолюбием.

П. извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Р. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

К. строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

5. Реализация построенного проекта

Организует деятельность учащихся по проверке алгоритма.

На основе результатов работы обучающихся учитель предлагает в виде схемы изобразить морфологические признаки причастий.

Работа с правилом.

Обучающиеся осуществляют проверку алгоритма.

Составляют схему.

Л. Приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

П. читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Р. Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К. осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение детьми нового способа действия.

Работа по вариантам. (Текст распечатан для каждого ученика).

Действуя по алгоритму, найдите в тексте причастия. Запишите их в тетрадь.

На окне, в старом чугунке,  возле замерзшего стекла над черною землею висел и улыбался мне яркогубый цветок с белой, таинственно мерцающей сердцевиной и как бы говорил младенчески-радостным ртом: «Ну, вот и я! Дождался?»

И к красному граммофончику его тянулась рука. Хотелось дотронуться до цветка, и боязно было спугнуть среди зимы вспорхнувшего к нам предвестника весны»

(В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»)

Кто узнал произведение? Каков тип этого отрывка?

По каким признакам вы нашли причастия?

Какими признаками они обладают?

Обсудите в парах , какова роль причастий в этом отрывке.

Ребята, как вы думаете, для чего нам причастия? Можно ли обойтись без этой части речи? Почему, на ваш взгляд, многие ученые на выделяют причастия как самостоятельную часть речи, а говорят, что это форма глагола?

Выполняют задание, действуя по алгоритму. Комментируют свой выбор. Делают выводы. Высказывают свою точку зрения на поставленные вопросы.

П. выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственных связи, делают обобщения, выводы.

Р. Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К. формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организует самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

Самостоятельная работа по учебнику и индивидуальная работа в тетрадях.


1.Укажите среди данных слов только причастия (синий, синеет, синеющий, синеватый, синея, синевший, зеленеющий, зеленеет, зеленый, зеленеющий, зеленея). Сравните свой ответ с эталоном ( синеющий, синевший, зеленеющий).

2. Из предложения выпишите причастия, рядом запишите глаголы, от которых они образованы:  

Люблю дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез.

Сравните свой ответ с эталоном.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задание, осуществляют проверку правильности выполнения работы по эталону.

Л. Оценивают усваемое содержание с нравственно-этической точки зрения.

П. Самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации

8. Физкультминутка

Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.

Повторяют движения за учителем и героем мульт-презентации.

9. Включение в систему знаний и повторение

Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 1.Посмотрите на своего соседа и запишите любые три его действия. Образуйте от них причастия.

Составьте с этими причастиями три предложения. Выполните синтаксический разбор этих предложений. У причастий укажите вид и время.

2. Объясните вашему партнеру по заданию алгоритм действий выполнения этого задания.

3.

Выполняют задание. Комментируют. Делают выводы.

Р. Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

К. формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует оценивание учащимися собственной учебной деятельности на уроке.

Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим наш урок?
1.Какую цель мы поставили в начале урока?
2.Вы достигли поставленной цели?

3. Были ли у вас затруднения? Какие?

4. Как бы вы оценили свою работу?

Оценивание учащимися собственной учебной деятельности на уроке.

П. приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Р. Оценивают свою работу.

К. строят небольшие монологические высказывания

11. Домашнее задание

Информирует о домашнем задании.

Комментирует домашнее задание.

Упр. 77, стр. 34.  Или Упр. 78, стр. 34 (подготовиться к диктанту). Правило, стр.33.

или подготовить презентация «Удивительная часть речи- Причастие».

Выполняют запись домашнего задания в дневниках. Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки.

Р. Планируют учебные действия



Предварительный просмотр:

РИП «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования»

Русский язык и литература

МБОУ «Школа №111» Советского района города Казани

Рябинина Алена Михайловна, учитель русского языка и литературы

Использование буктрейлеров на уроках литературы.

Всем известно, что современная система преподавания литературы в российской школе характеризуется многовариантностью и разнообразием.

В настоящее время существует несколько концепций преподавания литературы в школе: этическое, идеологическое, эстетическое и этико-эстетическое направления. Нередко встречается разумное взаимодействие позиций. Но волнует опасность отчуждения молодежи от художественных достижений, потеря интереса к сознательному чтению. 
Среди теоретических проблем современной методической науки наряду с другими можно выделить и историческую смену методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опору на традиционные; поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.
Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы. 
Поскольку проблема чтения, формирования читателя, духовного мира продолжает быть самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование. 
Учебный процесс в школе продолжает сохранять неразрешенными противоречия между фронтальными формами организации обучения, единообразием учебного содержания, преобладанием объяснительно-иллюстративного метода преподавания, с одной стороны, и индивидуальными способами присвоения знаний, индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого ученика, необходимостью обеспечения деятельностного характера учения - с другой. В связи с этим в помощь учителю-словеснику предлагаются новые технологии обучения, позволяющие разрешить названные противоречия.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения. 

В практике своей работы мы  используем такие  нетрадиционные методы, как:

- Метод чтения вслух . 
- Метод интроспективного анализа.
- Метод творческого самочувствия.
- Метод творческого самовыражения .
- Метод дискуссии.
- Игровые методы и др.

Безусловно, главное, центральное место на уроках литературы занимает работа с текстом художественного произведения. Вместе с тем и традиционные средства обучения, и средства новых информационных технологий оказываются весьма эффективными при изучении данного предмета. 

И недавно мы в своей работе начали использовать буктрейлеры. Первой нашей попыткой создать подобную «рекламу» произведению стало участие в Международном научно-практическом фестивале им.Л.Н.Толстого, где наши учащиеся представили буктрейлер по мотивам произведения Л.Н.Толстого «После бала» (https://youtu.be/ei7M8aee2jY).  Но перед этим пришлось провести достаточно кропотливую работу, чтобы и самим понять,  и детям объяснить, что же это такое – «буктрейлер»?

Буктрейлер – короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать  читателя.

История буктрейлеров началась в 2002 году, а широкой публике трейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году. Ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония», десятый по счету роман из многотомной вампирской серии. Однако популярность практика создания буктрейлеров получила с 2005 года благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей. Сегодня почти ни одна рекламная кампания книги в США и Европе не обходится без буктрейлеров, там он стал самостоятельным искусством. Существует даже несколько ежегодных премий за достижения в этой области. Наиболее известные: MobyAwards (вручается американским издательством MelvilleHousePublishing); BookVideo (учреждена лондонским книжным магазином Foyles); Trailee (вручается американским изданием для детских библиотекарей SchoolLibraryJournal).

Классификации буктрейлеров

До сих пор не существует общепринятых требований к буктрейлерам, даже к их продолжительности. Специализированный англоязычный блог о буктрейлерах заявляет как оптимальную продолжительность ролика одну-полторы минуты. Выходящие в последние несколько лет российские ролики в среднем укладываются в интервал от одной до трех минут.

Юлия Щербинина в своей статье «Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России» выделяет разновидности буктрейлеров.

По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:

1) игровые (минифильм по книге);

2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.);

3) анимационные (мультфильм по книге).

Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию. Так, встречаются ролики:

1) повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).

2) атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).

3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Конечно, эти классификации очень условны и не универсальны. Например, неигровой буктрейлер может содержать элементы анимации; может быть одновременно “повествовательным” и “атмосферным” (как, например, буктрейлер по книге Э.М.Ремарка «Триумфальная арка» ЦГБ г.Каменск-Уральский) и т. п. Буктрейлер, созданные учащимися нашей школы вы можете просмотреть по следующим ссылкам:

  1. 8 класс. А.С. Пушкин «Пиковая дама»( https://youtu.be/1lyGvSbGe9U)
  2. 7 класс. А.Грин «Алые паруса»( https://youtu.be/GgYHy8OxVU8)
  3. 10 класс. И.С.Тургенев «Отцы и дети»( https://youtu.be/8KYaUhKQ15s)
  4. 11 класс .А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (https://youtu.be/oGvNcCyCzRg)

Основные этапы создания буктрейлера

1. Выбор книги для рекламы.

Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это и реклама новых книг, и продвижение книг-юбиляров, и создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям и др. Но самое главное: выбранную книгу надо любить.

2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст).

По сути, это самая сложная задача при создании буктрейлера. Если это повествовательный буктрейлер - важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать это можно, если прочитаешь книгу. Если атмосферный – надо определить, какое же настроение у этой книги, и с помощью каких средств его можно передать. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить очень продумано. Стоит взвешивать не то что каждое предложение, а каждое слово.

3. Подбор материалов для видеоряда.

Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео в интернете. Если книга была экранизирована, можно использовать кадры из фильмов-экранизаций, но не увлекаться, иначе будет реклама не книги, а фильма.

4. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Или подобрать музыку. В библиотечных видеороликах можно использовать музыку по лицензии Creative Commons - это композиции, сочинённые, записанные и распространяемые людьми без взимания платы за их использование как в личных, так и в коммерческих целях.

5. Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество. Вот некоторые из них:

а) Windows Movie Maker. Эту программу могут использовать начинающие. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео. Минусы - одна звуковая дорожка.

б) SonyVegasPro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Благодаря специальным инструментам, она позволяет пользователям редактировать различные параметры видео и аудио. У нее удобная настройка интерфейса, добавление большого количества эффектов, поддержка огромного количества форматов. Удобно работать с аудио, так как можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео если необходимо. Большое количество спецэфектов, переходов, кадр в кадре.

Многие наиболее востребованные операции по работе с фото и видео можно выполнить в онлайновых редакторах. У онлайновых сервисов есть еще одно важное преимущество: благодаря тому, что все операции по обработке файлов выполняются на удаленном сервере, производительность компьютера, на котором вы работаете, не имеет значения. А это значит, что даже на маломощном ноутбуке можно без проблем редактировать видео высокого разрешения. Например, можно использовать сервис видеоредактор www.youtube.com/editor  Он очень простой, можно обрезать начало или конец, склеить несколько роликов, добавить звуковую дорожку.

6. Работая над видеороликом, можно использовать гиф анимацию и футажи.

7. Заключительный этап - видеомонтаж (вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, “свести” звук), потом записать на жесткий диск ПК.

Более подробно о создании буктрейлера можно узнать на ВикиСибириаДе. Там же есть примеры буктрейлеров.

Технические средства:

микрофон и камера – для создания собственных видео- и аудиоматериалов;

программы для работы – Windows Movie Maker, SonyVegas Pro. Windows Movie Maker – довольно простая программа, которую легко освоить самостоятельно.

Буктрейлер только выходит в моду, но общие принципы его создания уже сформировались(небольшие советы по созданию и представлению):

1. Средний интервал ролика – 1-3 минуты. Конечно, при желании можно взять и больший временной отрезок, но лишь при условии логично выстроенного и сюжетного видеоряда. Не стоит переутомлять зрителей.

2. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.

3. Ролик должен цеплять и интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения.

Если есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.

4. Акцент на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов.

Так, если вы скачали картинки из Интернета, то сопровождающую их рекламу лучше замазать (редакторы для обработки – простейший Paint или ACDSee). Или сразу ищите рисунки и фото без крупных значков чужой рекламы.

И, как уже было сказано, если позволяют возможности, лучше вложиться в профессиональную звуковую дорожку. Благо, сейчас есть самые разные сервисы — в том числе, предлагающие озвучку в хорошем качестве, на разные голоса и  с любым сопровождением (шум волн, птичье пение, скрипение половиц и т. п.).

5. Шрифт в титрах и субтитрах должен быть разборчивым и читабельным. Лучше использовать простой и привычный Times New Roman. Буктрейлер вы создаете не для себя, а для потенциальных читателей. А значит – избегайте лишних сложностей и желания сделать «полуфабрикат».

6. Помните про закон об авторских правах. Если вы используете чужие видеоматериалы, аудиотреки или иллюстрации, то убедитесь, что они лежат в свободном доступе.

Конечно, лучше использовать классическую музыку или нарезку из старых фильмов, но если ваш выбор пал на редкую музыку или на работы современного художника, то по возможности нужно связаться с правообладателем и спросить разрешение на использование материалов.

В любом случае заключительных титрах нелишним будет заметить: все права на использованные материалы принадлежат правообладателям, указать на владельца и название источника (фильм, песня) и уточнить, что материалы использованы в ознакомительных целях.

Так как один из важнейших метапредметных результатов в условиях ФГОС – сформированность основ читательской компетентности, а основным подходом в современном образовании является деятельностный подход и всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность, то проект использования буктрейлеров в работе весьма актуален.

Список использованной литературы:

  1. Сайт учителя русского языка и литературы Литвиновой А.И. «Традиции и новаторство в преподавании литературы в современной школе»( www. litvinova.3dn.ru)
  2. Как сделать буктрейлер [Электронный ресурс] : практические рекомендации // Алексей Музалёв и Литературный проект LITER-RM : сайт. – Режим доступа: http://liter-rm.ru/kak-sdelat-buktrejler.html, свободный. — Загол. с экрана. – Яз.рус.
  3. Многогранный буктрейлер (ГТРК "Кубань".Канал "Территория культуры": http://www.youtube.com/kubantvTK)
  4. [Електронний ресурс] // Wiki.SibiriaDa. — Режим доступа: http://wiki-sibiriada.ru/index.php/Буктрейлер, свободный. — Загол. с экрана. — Яз.рус.
  5. Буктрейлеры - современный способ продвижения книг в библиотеках [Электронный ресурс] // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА : сайт. – Режим доступа: http://sbiblioteka.blogspot.com/2011/10/blog-post_09.html, свободный. - Загол. с экрана. — Яз.рус.
  6. Васюкович Артём. Как сделать буктрейлер? [Электронный ресурс] // Твоя первая книга. Проект Артёма Васюковича : блог. – Режим доступа: http://tvoya1kniga.ru/kak-sdelat-buktreyler, свободный. – Загол. с экрана. – Яз.рус.
  7. Из всех искусств для нас важнейшим является... БУКТРЕЙЛЕР! [Электронный ресурс] // Роза ветров. Север : неофициальный блог Библиотеки-музея имени Николая Блинова. – Режим доступа: http://murmansk-nordika.blogspot.com/2011/11/blog-post_2309.html, свободный. - Загол. с экрана. — Яз.рус.