"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Разбработка, апробация и внедрение новых элементов образования и систем воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
задания для оценки предметных знаний | 71.5 КБ |
технологическая карта урока по русскому языку | 86 КБ |
innovatsionnaya_deyatelnost_ryabinina_a.m.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка заданий для оценки предметных планируемых результатов по русскому языку в 6 классе по разделу «Имя числительное».
Введение
Формирование универсальных учебных действий (УУД) – основа образовательного и воспитательного процесса. В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития.
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие (чему учить? ради чего учить? как учить?). В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.
Предметные задания
Задания базового уровня
1.
Нормы ГТО
С 2015 года в 12 областях России началось тестирование нового комплекса под названием «Готов к труду и обороне», рассчитанного на 11 возрастных групп. Ожидается, что к 2020 году количество выполнивших требования ГТО составит не менее 20 процентов от общего числа занимающихся физкультурой.
Среди новых испытаний – челночный бег, рывок гири массой 16 килограмм( для участников от 18 лет). Если тебе 11-12 лет, то ты на 3 ступени, а ребятам 13-15 лет присваивается 4 ступень для сдачи норм. А ты уже являешься участником этого движения?
ЗАДАНИЕ.
1) Спишите абзац на выбор, записав числительные словами.
2) Подчеркните числительные как члены предложения.
3) Выпишите из 1 абзаца числительное (на выбор) и просклоняйте его.
2. К пословицам из левого столбика подберите из правого столбика подходящие числительные, которые надо записать словами. Запишите получившиеся пословицы, прочитайте их. Подчеркните числительные как члены предложения.
….в поле не воин. | 7 |
У …..нянек дитя без глазу. | 1 |
За …. зайцами погонишься – ни ….не поймаешь. | 7 1 |
…… раз отмерь, …. раз отрежь | 2 1 |
…. блин комом. | 7 |
Не имей ….рублей, а имей …. друзей. | 2 |
Старый друг лучше новых …. | 100 |
….. вода на киселе. | 3 |
Обещанного …. года ждут. | 7 |
У тебя …. пятниц на неделе. | 1 |
Эталон:
Один в поле не воин
У семи нянек дитя без глазу
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
Семь раз отмерь , один раз отрежь
Первый блин комом
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг лучше новых двух
Седьмая вода на киселе.
Обещанного три года ждут
У тебя семь пятниц на неделе.
3. Прочитайте фрагмент книги А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Запишите числительные словами. Подчеркните Ь в числительных, выделите графически морфему, в которой пишется Ь.
Итак, 7 планета, которую он посетил, была Земля. Земля - планета непростая! На ней насчитывается 111 королей, 7000 географов, 900000 дельцов, 311 миллионов честолюбцев - итого около 2 миллиардов взрослых.
Чтобы дать вам понятие о том, как велика Земля, скажу лишь, что, пока не изобрели электричество, на всех 6 континентах приходилось держать целую армию фонарщиков – 462511 человек.
Если поглядеть со стороны, это было великолепное зрелище. Первыми выступали фонарщики Новой Зеландии…
4. Запишите предложения, заменяя числительные словами. Определите разряд числительных. Подчеркните числительные как члены предложения. Обратившись к различным источникам, найдите даты памятных событий, которые будут отмечаться в 2016 году, составьте с ними предложения.
1. В 2016 году наша страна отметит 71 годовщину Великой Победы.
2. День защитника Отечества России установлен 23 февраля.
3. Каждый год 9 мая все народы России празднуют День Победы.
4. 4 ноября в России отмечают День народного единства.
5. 9 декабря в России чествуют Героев Отечества.
5. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов). Используйте памятку «Способы сжатия текста».
Таинственное число
История возникновения чисел очень глубокая и давняя. Сама жизнь привела людей к тому, что необходимо использовать символы для написания чисел.
Семь – особое число, в нём некое волшебство.
Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете, семеро одного не ждут, семи пядей во лбу, до седьмого пота, быть на седьмом небе, семь бед – один ответ, семь раз отмерь, а один отрежь.
Вот наиболее известные фразеологизмы и пословицы с числительным семь. Как видите, их немало.
Чем же это объяснить? Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.
Число семь считалось священным и было весьма распространено.
Вот оказывается, какая длинная история у этого известного всем знака.
(В.Иванова, З.Потиха)
Задания повышенного уровня сложности
(Задания составлены с использованием материалов книги Клубкова П.А. Говорите, пожалуйста, правильно)
- 1) КЛУБ «Любителей филологии»
Обсудите в группе из 9 человек (класс поделен на 3 группы) варианты ответов на следующие вопросы (у каждой группы – свой), выразите общую точку зрения. Ответы сверьте с эталоном.
1 группа: Преподаватели математики советуют ученикам для запоминания очень важного в геометрии числа подобрать осмысленную фразу, например: «Это я знаю и помню прекрасно, ах, многие знаки мне лишни, напрасны». Что это за число? Ваша версия?
2 группа: Что значит выражение «Семь пятниц на неделе»? Ведь у нас в неделе она одна?
3 группа: Какое отношение к теме «Имя числительное» может иметь слово «тьма»?
Эталон .
- Количество букв в словах и их порядок соответствуют количеству цифр и их значений в числе ПИ.
- Так говорят о человеке, который часто меняет свои решения, не выполнят своих обязанностей. В далекие времена именно пятница была свободным от работы днем. Это был базарный день, когда исполнялись различные торговые обязательства. Получая деньги, в пятницу давали обещание привезти товар на следующей неделе или вернуть деньги. О нарушителях этих обязательств первоначально и говорили, что у таких людей семь пятниц на неделе.
- В древне русском языке это слово было числительным и обозначало «десять тысяч». Обычно этим словом обозначалось множество, не поддающееся счету. Это значение сохранилось в некоторых выражениях и фразеологизмах: тьма тьмущая, тьма народу.
- 2)
Про ГТО
Значение слова «Афоризм», по Ожегову: Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. В 20 веке появилось новое, получившее широкое распространение выражение: «Готов к труду и обороне».
ЗАДАНИЕ 1. Ознакомьтесь с его историей, впишите недостающие числительные СЛОВАМИ. Вы можете воспользоваться различными источниками информации.
Готов к труду и обороне – программа физкультурной подготовки в организациях в СССР, основополагающей в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодежи. Существовала с …. по ….. год. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. Изменения вносились в эту систему с ….по….годы.
В …. году президент РФ Владимир Путин подписал указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне». Но в обновленной версии ГТО был расширен возрастной ценз для участников, самому младшему должно быть не менее…., а старшему -…..лет.
(по материалам Интернета)
ЗАДАНИЕ 2. Обсуди с соседом по парте следующий вопрос: станет ли это выражение афоризмом? Свой ответ оформите письменно.
ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ.
Прослушайте утверждение и заполните таблицу, поставив + или – в клеточку, соответствующую номеру задания. Проверьте свои ответы по эталону.
1) Слово миллион – производное, образовано с помощью суффикса -ОН-.
2) В древнерусском языке было существительное, обозначающее старинную меру длины – «локоть»?
3) В древнерусском языке словосочетание «тьма народу» обозначало неисчислимое количество людей.
4) ВСЕ из перечисленных далее слов: ТРЕУГОЛЬНИК, ТРЕУГОЛКА, ТРЕВОЛНЕНИЕ, ТРЕНОЖНИК - имеют прямое отношение к числительном у ТРИ.
5)Существительное «ТРОЙНЯШКА» образовано от числительного «ТРИ»?
6) В предложении «Он приехал в город с тысячью рублями» шестое слово является существительным?
7) Если не знать, что «СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ» - фразеологизм, можно подумать, что лоб у человека с такой характеристикой шириной…более метра!
Эталон.
№ | ответ | КОММЕНТАРИЙ |
1 | + | Слово «миллион» придумано итальянским путешественником Марко Поло. Образовано от милли («тысяча») с помощью суффикса -ОН(е), который в итальянском языке имеет такое же значение, как и русский суффикс -ИЩ- (домище, ножища). (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.) |
2 | + | Старинная мера длины – локоть - была равна 38-46 см. (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.) |
3 | - | Слово «тьма» в древнерусском языке было… числительным и обозначало «десять тысяч». (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.) |
4 | - | Слово «треволнение» («сильное волнение, беспокойство») имеют в своём составе старинную приставку ТРЕ- со значением «наивысшая степень качества» (то же – трезвон, треклятый). (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.) |
5 | - | Слово «тройняшка» образовано от существительного «тройня». (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.) |
6 | - | Слово «тысяча» может выступать как в функции существительного, так и в функции числительного (или согласуется с существительным (с одной тысячью), или управляет им (с одной тысячей). (Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку) |
7 | + | Пядь равна расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев, примерно 18-20 см. Если эти числа умножить на 7, получим ширину лба от 126 до 140 см. (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.) |
Список использованной литературы и источников информации
- Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В.Волкова — Казань: РИЦ «Школа», 2015. - 172 с.
- Волкова О.В. материалы курса «Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы». - http://edu.kpfu.ru/
- Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно – СПб.: «Норинт», 2000. – 192 ..: ил.
- Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс. – М., 2001. – 248 с.: ил.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ.ред.проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 976 с.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. – 384 с.
- Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская [и др.]; научный редактор Н.М.Шанский. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 175 с.
- Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 168 с.
- http://eidos.ru/index.htm
- Электронный ресурс http://www.stadium.ru/news/
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателя курсов
«Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы»
Разработка мини-проекта для урока русского языка в 7 классе
Автор проекта:
Рябинина Алена Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №111» Советского района г. Казани
Научный руководитель:
Волкова О.В., доцент ПМЦ ПК и ПП РО КФУ, к.п.н.
Казань, 2015
Оглавление:
I. Введение.
1. Актуальность проекта.
2. Цель и задачи проекта.
2.1 Цель проекта.
2.2 Задачи проекта.
2.3 Целевая группа проекта.
3. Жизненный цикл и этапы реализации проекта.
3.1 Сроки реализации проекта.
3.2 Этапы реализации проекта.
4. Ожидаемые результаты реализации проекта.
5. Риски реализации проекта и пути их преодоления.
III. Заключение.
IV. Список использованных документов и источников информации.
V. Приложение
Приложение 1. Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Причастие как часть речи» в 7 классе.
Введение
1
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
Элберт Хаббарт.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Наиболее перспективные процессы модернизации образования – это процессы, предполагающие освоение области практического знания. Тема «Причастие» является одной из наиболее сложных для понимания учащимися.
2.2. Задачи проекта:
- изучить требования к современному уроку русского языка в условиях введения ФГОС;
- изучить требования ФГОС по разделу «Причастие»;
- ознакомить с основными признаками «двойственной» части речи – причастие;
- определить содержание планируемых результатов основной образовательной программы по разделу «Причастие».
2.3. Целевая группа проекта: учащиеся 7 класса
3. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
3.1 Сроки реализации проекта с 23.09.2015 г. по 15.10.2015 г.
3.2 Этапы реализации проекта по всему разделу курса «Причастие»
1. Подготовительный (с 17.09.2015 по 22.03.2015)
2. Основной (23.09. 2015-10.10.2015 г.)
3. заключительный (с 12.10. 2015 г. по 15.10. 2015 г.)
4. Ожидаемые результаты реализации проекта
Разработка технологической карты урока русского языка «Причастие как часть речи» .
5. Риски реализации проекта и пути их преодоления
Основные риски реализации проекта связаны, прежде всего, с тем, что изучение раздела «Причастие» традиционно представляет для учащихся 7-х классов определенную сложность на этапе формирования орфографической зоркости. На такие темы, как «Правописание гласных в суффиксах действительных причастий», «Н и НН в суффиксах причастий», «Склонение причастий», «Обособление причастных оборотов» предусмотрено по 2-3 учебных часа, что, безусловно, отражается на уровне функциональной грамотности учащихся. Впоследствии к этим темам учитель обращается в основном в старших классах в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Чтобы устранить данные риски, учителю необходимо активнее использовать средства формирования универсальных учебных действий на уроке: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе такой системной работы на уроке учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять направления работы по устранению западающих зон. Особую роль могут сыграть развивающие эвристические задания, способствующие повышению уровня мотивации школьников к изучению русского языка, а также систематическое проведение уроков повторения и обобщения данного раздела в 8-9 классах в формате системно-деятельностного подхода.
III. Заключение
В данной проектной работе представлена технологическая карта урока, которая включает задания, нацеленные на формирование и развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных планируемых результатов по русскому языку в 7 классе по разделу «Причастие». Особенностью подобных заданий является предоставление ученику возможности самостоятельной постановки целей и задач учебной деятельности, возможности планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия. В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения. Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, используя свои возможности. Создание проекта – это всегда создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего, значит, в проектной деятельности есть элемент творческой деятельности.
Работая в группах (если проект парный или групповой) и представляя свою работу на этапе презентации, ученик взаимодействует с другими учащимися с целью налаживания отношений и достижения общего результата, следовательно, в этот момент он выполняет коммуникативную деятельность.
Представленный в работе материал соответствует содержанию примерной программы по русскому языку ФГОС ООО и структуре учебников под редакцией Т.А.Ладыженской и М.М.Разумовской.
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 7
Учебник: «Русский язык» Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др., 7 класс, Просвещение, 2013 г.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема: Причастие как часть речи.
Цель: познакомить учащихся с причастием как самостоятельной частью речи, с грамматическим значением и морфологическими признаками причастий, сформировать умение отличать прилагательные и причастия.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знать определение понятия «причастие», грамматическое значение причастий, знать морфологические признаки причастий; уметь находить причастия в предложении, тексте, отличать прилагательные от причастий, находить определяемое слово в словосочетании с причастием, уметь определять морфологические признаки причастий и синтаксическую роль в предложении.
Метапредметные: работать с информацией в учебнике, структурировать теоретический материал, сравнивать, делать выводы, работать индивидуально и в группах.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Основные понятия темы: морфология, части речи, причастие.
Ресурсы: учебник, карточки, алгоритм.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия учащихся |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Организует мотивирование учащихся к учебной деятельности на уроке. Вступительное слово.
- Здравствуйте ,ребята. Я рада вас всех видеть. Сегодня такой замечательный день. Свежий осенний воздух. Идешь, а под ногами шелестят опавшие листочки. Кто из вас обратил внимание на красоту осенней природы? Расскажите об увиденном. Молодцы. Вы очень внимательны. | Демонстрируют готовность к уроку. Отвечают на вопросы учителя. Выстраивают небольшие рассуждения. | Л. Положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся П. осознают учебно-познавательную задачу. Р. Планируют( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции К. работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей). |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществлению и фиксации индивидуального затруднения. - Давайте запишем предложение и попробуем сделать его синтаксический разбор: Тихо шуршат под ногами опавшие листья. | Выполняют синтаксический разбор предложения. Осознают, что не могут графически обозначить слово опавшие как член предложения и не могут определить часть речи этого слова. | П. осуществляют для решения задач учебных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Р.принимают и сохраняют учебную задачу |
3. Выявление места и причины затруднения | Организует выход учащихся в рефлексию пробного действия. Помогает выявить место и причину затруднения. -Какое слово вы не смогли графически обозначить как член предложения? Почему? От какого слова вы задавали вопрос к слову опавшие? На какой вопрос отвечает слово опавшие? Признаки каких частей речи есть у этого слова? | Обдумывают ответы на вопросы. Осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. | Л. Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. П. устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Р. Осознают недостаточность своих знаний. К. задают вопросы с целью получения необходимой информации для решения проблемы |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Предлагает сформулировать тему и цели урока. Помогает построить проект выхода из затруднения. Игра «Сундучок превращений». Мы знаем, что слова живут своей жизнью. Иногда они рождаются вместе с появлением новых предметов ,явлений, а некоторые образуются от уже существующих в языке. У меня в руках «Сундучок превращений». Здесь живут глаголы. Мы с вами проведем чудесные превращения. Для этого разделимся на 3 команды:1-волшебники,2-эксперты,3-секретари. Волшебники ,называя вид и время глагола, превращают его в причастие, называют разряд по значению, морфемные показатели. Эксперты оценивают правильность ответов. Секретари записывают причастия вместе с определяемым словом. Даны глаголы: создавать,сгибать,понять,красить,окрасить,составлять,лишить,волноваться,укрепить,заглушать,вырасти,расти,осветить. Поработайте в группах. Составьте алгоритм нахождения причастий в тексте. Поможет вам в этом следующее предложение. Желтеющие листья постепенно облетают с деревьев. | Формулируют тему и цели урока. Выбирают способ построения нового знания. | Л. Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями , трудолюбием. П. извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Р. Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. К. строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
5. Реализация построенного проекта | Организует деятельность учащихся по проверке алгоритма. На основе результатов работы обучающихся учитель предлагает в виде схемы изобразить морфологические признаки причастий. Работа с правилом. | Обучающиеся осуществляют проверку алгоритма. Составляют схему. | Л. Приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. П. читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника. Р. Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К. осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организует усвоение детьми нового способа действия. Работа по вариантам. (Текст распечатан для каждого ученика). Действуя по алгоритму, найдите в тексте причастия. Запишите их в тетрадь. На окне, в старом чугунке, возле замерзшего стекла над черною землею висел и улыбался мне яркогубый цветок с белой, таинственно мерцающей сердцевиной и как бы говорил младенчески-радостным ртом: «Ну, вот и я! Дождался?» И к красному граммофончику его тянулась рука. Хотелось дотронуться до цветка, и боязно было спугнуть среди зимы вспорхнувшего к нам предвестника весны» (В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет») Кто узнал произведение? Каков тип этого отрывка? По каким признакам вы нашли причастия? Какими признаками они обладают? Обсудите в парах , какова роль причастий в этом отрывке. Ребята, как вы думаете, для чего нам причастия? Можно ли обойтись без этой части речи? Почему, на ваш взгляд, многие ученые на выделяют причастия как самостоятельную часть речи, а говорят, что это форма глагола? | Выполняют задание, действуя по алгоритму. Комментируют свой выбор. Делают выводы. Высказывают свою точку зрения на поставленные вопросы. | П. выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственных связи, делают обобщения, выводы. Р. Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К. формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организует самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Самостоятельная работа по учебнику и индивидуальная работа в тетрадях.
2. Из предложения выпишите причастия, рядом запишите глаголы, от которых они образованы: Люблю дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез. Сравните свой ответ с эталоном. | Обучающиеся самостоятельно выполняют задание, осуществляют проверку правильности выполнения работы по эталону. | Л. Оценивают усваемое содержание с нравственно-этической точки зрения. П. Самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации |
8. Физкультминутка | Это лёгкая забава — | Повторяют движения за учителем и героем мульт-презентации. | |
9. Включение в систему знаний и повторение | Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 1.Посмотрите на своего соседа и запишите любые три его действия. Образуйте от них причастия. Составьте с этими причастиями три предложения. Выполните синтаксический разбор этих предложений. У причастий укажите вид и время. 2. Объясните вашему партнеру по заданию алгоритм действий выполнения этого задания. 3. | Выполняют задание. Комментируют. Делают выводы. | Р. Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. К. формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организует оценивание учащимися собственной учебной деятельности на уроке. Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим наш урок? 3. Были ли у вас затруднения? Какие? 4. Как бы вы оценили свою работу? | Оценивание учащимися собственной учебной деятельности на уроке. | П. приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Р. Оценивают свою работу. К. строят небольшие монологические высказывания |
11. Домашнее задание | Информирует о домашнем задании. Комментирует домашнее задание. Упр. 77, стр. 34. Или Упр. 78, стр. 34 (подготовиться к диктанту). Правило, стр.33. или подготовить презентация «Удивительная часть речи- Причастие». | Выполняют запись домашнего задания в дневниках. Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки. | Р. Планируют учебные действия |
Предварительный просмотр:
РИП «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования»
Русский язык и литература
МБОУ «Школа №111» Советского района города Казани
Рябинина Алена Михайловна, учитель русского языка и литературы
Использование буктрейлеров на уроках литературы.
Всем известно, что современная система преподавания литературы в российской школе характеризуется многовариантностью и разнообразием.
В настоящее время существует несколько концепций преподавания литературы в школе: этическое, идеологическое, эстетическое и этико-эстетическое направления. Нередко встречается разумное взаимодействие позиций. Но волнует опасность отчуждения молодежи от художественных достижений, потеря интереса к сознательному чтению.
Среди теоретических проблем современной методической науки наряду с другими можно выделить и историческую смену методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опору на традиционные; поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.
Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.
Поскольку проблема чтения, формирования читателя, духовного мира продолжает быть самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.
Учебный процесс в школе продолжает сохранять неразрешенными противоречия между фронтальными формами организации обучения, единообразием учебного содержания, преобладанием объяснительно-иллюстративного метода преподавания, с одной стороны, и индивидуальными способами присвоения знаний, индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого ученика, необходимостью обеспечения деятельностного характера учения - с другой. В связи с этим в помощь учителю-словеснику предлагаются новые технологии обучения, позволяющие разрешить названные противоречия.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.
В практике своей работы мы используем такие нетрадиционные методы, как:
- Метод чтения вслух .
- Метод интроспективного анализа.
- Метод творческого самочувствия.
- Метод творческого самовыражения .
- Метод дискуссии.
- Игровые методы и др.
Безусловно, главное, центральное место на уроках литературы занимает работа с текстом художественного произведения. Вместе с тем и традиционные средства обучения, и средства новых информационных технологий оказываются весьма эффективными при изучении данного предмета.
И недавно мы в своей работе начали использовать буктрейлеры. Первой нашей попыткой создать подобную «рекламу» произведению стало участие в Международном научно-практическом фестивале им.Л.Н.Толстого, где наши учащиеся представили буктрейлер по мотивам произведения Л.Н.Толстого «После бала» (https://youtu.be/ei7M8aee2jY). Но перед этим пришлось провести достаточно кропотливую работу, чтобы и самим понять, и детям объяснить, что же это такое – «буктрейлер»?
Буктрейлер – короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя.
История буктрейлеров началась в 2002 году, а широкой публике трейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году. Ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония», десятый по счету роман из многотомной вампирской серии. Однако популярность практика создания буктрейлеров получила с 2005 года благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей. Сегодня почти ни одна рекламная кампания книги в США и Европе не обходится без буктрейлеров, там он стал самостоятельным искусством. Существует даже несколько ежегодных премий за достижения в этой области. Наиболее известные: MobyAwards (вручается американским издательством MelvilleHousePublishing); BookVideo (учреждена лондонским книжным магазином Foyles); Trailee (вручается американским изданием для детских библиотекарей SchoolLibraryJournal).
Классификации буктрейлеров
До сих пор не существует общепринятых требований к буктрейлерам, даже к их продолжительности. Специализированный англоязычный блог о буктрейлерах заявляет как оптимальную продолжительность ролика одну-полторы минуты. Выходящие в последние несколько лет российские ролики в среднем укладываются в интервал от одной до трех минут.
Юлия Щербинина в своей статье «Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России» выделяет разновидности буктрейлеров.
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:
1) игровые (минифильм по книге);
2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.);
3) анимационные (мультфильм по книге).
Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию. Так, встречаются ролики:
1) повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).
2) атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).
3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Конечно, эти классификации очень условны и не универсальны. Например, неигровой буктрейлер может содержать элементы анимации; может быть одновременно “повествовательным” и “атмосферным” (как, например, буктрейлер по книге Э.М.Ремарка «Триумфальная арка» ЦГБ г.Каменск-Уральский) и т. п. Буктрейлер, созданные учащимися нашей школы вы можете просмотреть по следующим ссылкам:
- 8 класс. А.С. Пушкин «Пиковая дама»( https://youtu.be/1lyGvSbGe9U)
- 7 класс. А.Грин «Алые паруса»( https://youtu.be/GgYHy8OxVU8)
- 10 класс. И.С.Тургенев «Отцы и дети»( https://youtu.be/8KYaUhKQ15s)
- 11 класс .А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (https://youtu.be/oGvNcCyCzRg)
Основные этапы создания буктрейлера
1. Выбор книги для рекламы.
Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это и реклама новых книг, и продвижение книг-юбиляров, и создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям и др. Но самое главное: выбранную книгу надо любить.
2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст).
По сути, это самая сложная задача при создании буктрейлера. Если это повествовательный буктрейлер - важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать это можно, если прочитаешь книгу. Если атмосферный – надо определить, какое же настроение у этой книги, и с помощью каких средств его можно передать. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить очень продумано. Стоит взвешивать не то что каждое предложение, а каждое слово.
3. Подбор материалов для видеоряда.
Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео в интернете. Если книга была экранизирована, можно использовать кадры из фильмов-экранизаций, но не увлекаться, иначе будет реклама не книги, а фильма.
4. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Или подобрать музыку. В библиотечных видеороликах можно использовать музыку по лицензии Creative Commons - это композиции, сочинённые, записанные и распространяемые людьми без взимания платы за их использование как в личных, так и в коммерческих целях.
5. Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество. Вот некоторые из них:
а) Windows Movie Maker. Эту программу могут использовать начинающие. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео. Минусы - одна звуковая дорожка.
б) SonyVegasPro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Благодаря специальным инструментам, она позволяет пользователям редактировать различные параметры видео и аудио. У нее удобная настройка интерфейса, добавление большого количества эффектов, поддержка огромного количества форматов. Удобно работать с аудио, так как можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео если необходимо. Большое количество спецэфектов, переходов, кадр в кадре.
Многие наиболее востребованные операции по работе с фото и видео можно выполнить в онлайновых редакторах. У онлайновых сервисов есть еще одно важное преимущество: благодаря тому, что все операции по обработке файлов выполняются на удаленном сервере, производительность компьютера, на котором вы работаете, не имеет значения. А это значит, что даже на маломощном ноутбуке можно без проблем редактировать видео высокого разрешения. Например, можно использовать сервис видеоредактор www.youtube.com/editor Он очень простой, можно обрезать начало или конец, склеить несколько роликов, добавить звуковую дорожку.
6. Работая над видеороликом, можно использовать гиф анимацию и футажи.
7. Заключительный этап - видеомонтаж (вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, “свести” звук), потом записать на жесткий диск ПК.
Более подробно о создании буктрейлера можно узнать на ВикиСибириаДе. Там же есть примеры буктрейлеров.
Технические средства:
микрофон и камера – для создания собственных видео- и аудиоматериалов;
программы для работы – Windows Movie Maker, SonyVegas Pro. Windows Movie Maker – довольно простая программа, которую легко освоить самостоятельно.
Буктрейлер только выходит в моду, но общие принципы его создания уже сформировались(небольшие советы по созданию и представлению):
1. Средний интервал ролика – 1-3 минуты. Конечно, при желании можно взять и больший временной отрезок, но лишь при условии логично выстроенного и сюжетного видеоряда. Не стоит переутомлять зрителей.
2. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.
3. Ролик должен цеплять и интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения.
Если есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.
4. Акцент на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов.
Так, если вы скачали картинки из Интернета, то сопровождающую их рекламу лучше замазать (редакторы для обработки – простейший Paint или ACDSee). Или сразу ищите рисунки и фото без крупных значков чужой рекламы.
И, как уже было сказано, если позволяют возможности, лучше вложиться в профессиональную звуковую дорожку. Благо, сейчас есть самые разные сервисы — в том числе, предлагающие озвучку в хорошем качестве, на разные голоса и с любым сопровождением (шум волн, птичье пение, скрипение половиц и т. п.).
5. Шрифт в титрах и субтитрах должен быть разборчивым и читабельным. Лучше использовать простой и привычный Times New Roman. Буктрейлер вы создаете не для себя, а для потенциальных читателей. А значит – избегайте лишних сложностей и желания сделать «полуфабрикат».
6. Помните про закон об авторских правах. Если вы используете чужие видеоматериалы, аудиотреки или иллюстрации, то убедитесь, что они лежат в свободном доступе.
Конечно, лучше использовать классическую музыку или нарезку из старых фильмов, но если ваш выбор пал на редкую музыку или на работы современного художника, то по возможности нужно связаться с правообладателем и спросить разрешение на использование материалов.
В любом случае заключительных титрах нелишним будет заметить: все права на использованные материалы принадлежат правообладателям, указать на владельца и название источника (фильм, песня) и уточнить, что материалы использованы в ознакомительных целях.
Так как один из важнейших метапредметных результатов в условиях ФГОС – сформированность основ читательской компетентности, а основным подходом в современном образовании является деятельностный подход и всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность, то проект использования буктрейлеров в работе весьма актуален.
Список использованной литературы:
- Сайт учителя русского языка и литературы Литвиновой А.И. «Традиции и новаторство в преподавании литературы в современной школе»( www. litvinova.3dn.ru)
- Как сделать буктрейлер [Электронный ресурс] : практические рекомендации // Алексей Музалёв и Литературный проект LITER-RM : сайт. – Режим доступа: http://liter-rm.ru/kak-sdelat-buktrejler.html, свободный. — Загол. с экрана. – Яз.рус.
- Многогранный буктрейлер (ГТРК "Кубань".Канал "Территория культуры": http://www.youtube.com/kubantvTK)
- [Електронний ресурс] // Wiki.SibiriaDa. — Режим доступа: http://wiki-sibiriada.ru/index.php/Буктрейлер, свободный. — Загол. с экрана. — Яз.рус.
- Буктрейлеры - современный способ продвижения книг в библиотеках [Электронный ресурс] // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА : сайт. – Режим доступа: http://sbiblioteka.blogspot.com/2011/10/blog-post_09.html, свободный. - Загол. с экрана. — Яз.рус.
- Васюкович Артём. Как сделать буктрейлер? [Электронный ресурс] // Твоя первая книга. Проект Артёма Васюковича : блог. – Режим доступа: http://tvoya1kniga.ru/kak-sdelat-buktreyler, свободный. – Загол. с экрана. – Яз.рус.
- Из всех искусств для нас важнейшим является... БУКТРЕЙЛЕР! [Электронный ресурс] // Роза ветров. Север : неофициальный блог Библиотеки-музея имени Николая Блинова. – Режим доступа: http://murmansk-nordika.blogspot.com/2011/11/blog-post_2309.html, свободный. - Загол. с экрана. — Яз.рус.