Инновационная деятельность на базе КФУ
Моя инновационная деятельность направлена на использование проектного метода на уроках русского языка и илтературы. Для этого я на своих уроках и во внеурочной деятельности использую метод проекта. Учащиеся моих классов работаю над индивидуальными и групповыми проектами как дома, так и на уроках. Помимо этого проектный метод использую и при работе с одарёнными детьми. Мои учащиеся ежегодно участвую с различными проектами в конкурсах, НПК как муниципального, так и республиканского, российского уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_otkroem_malahitovuyu_shkatulku.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Открываем «Малахитовую шкатулку»
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Межпредметные связи: география, окружающий мир, русский язык (диалектные слова, профессионализмы)
Цель: создать эмоционального настроя для восприятия сказа П.П.Бажова “Малахитовая шкатулка”, познакомить учащихся с творчеством уральского сказителя П. П. Бажова,
продолжить формирование у учащихся межпредметных связей, воспитывать чувство патриотизма
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с творчеством П.П.Бажова.
2. Обучать навыкам аналитического чтения.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к личности великого писателя, к его бессмертным произведениям.
2. Формировать уважение к культурному наследию нашей страны.
3. На материале сказа показать стремление писателя донести до читателя мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа, пробуждение интереса к изучению природы, чтению дополнительной литературы.
Развивающие:
1. Развивать способности быстро и грамотно отвечать на вопросы, выражать свои мысли, оценивать ответы товарищей.
2. Развить образное представление, творческое мышление, умение слушать и говорить.
Оборудование:
- Книга П.П.Бажова “Малахитовая шкатулка ”.
- Портрет и фотографии П.Бажова.
- Документальный фильм “Самоцветный край”.
- Иллюстрации к сказу П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка».
- Учебник «Литература 5 кл.» (под ред. В.Я. Коровиной).
- Электронная презентация учителя.
Методы организации учебной деятельности обучающихся: наглядный, частично-поисковый (эвристический), практический, метод критического мышления, метод стимулирования.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Технологии: информационно-коммуникационная, элементы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать содержание сказа.
- Уметь определять тему произведения.
- Выделять проблемы.
- Ззнать отличительные признаки сказа
Личностные:
- Интерес к изучению языка.
- Способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью
Регулятивные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке.
- Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
- Участвовать в диалоге по прочитанному произведению.
- Понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Коммуникативные:
- Строить продуктивное речевое высказывание.
- Точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Познавательные:
- Извлекать фактическую информацию из текстов.
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках
Ход урока
- Вступление. Здравствуйте, дорогие мои ребята, уважаемые гости! Рада видеть всех вас в этом кабинете. Давайте искренне улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения!
Сегодня мы начнём наш урок необычно: с просмотра фрагмента необыкновенного фильма «Самоцветный край».
И пока вы смотрите его, подумайте, пожалуйста, над ответом на вопрос: «Почему наш урок начинается именно с этого фильма?»
- Просмотр фрагмента фильма. (5 минут). Ответ на вопрос.
- Действительно, Урал – необыкновенный край. Послушайте, как об этом говорит известный русский поэт В. Степанов (читает заранее подготовленный ученик).
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
Могуч и величествен горный Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии. Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни.
- Актуализация темы.
Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла (на столе выставка: камни, ракушка, бусы, украшения, малахитовая шкатулка). Как вы думаете, какой предмет из тех, что вы видите можно назвать символом нашего урока?
У меня в руках малахитовая шкатулка. Что мы обычно храним в шкатулке? (дорогие женские украшения, ювелирные изделия).
Сегодня мы с вами познакомимся с другой малахитовой шкатулкой, в которой хранятся драгоценные слова, сокровища народной речи, услышанные П.П. Бажовым из уст старых рабочих, горных мастеровых людей. В течение 15 лет он записывал рассказы о народной жизни. Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня - и открывает ее сказ “Медной горы Хозяйка”, затем “Каменный цветок”, “Серебряное копытце”, “Синюшкин колодец”, “Две ящерки” и другие сказы. (5 минут)
- Ребята, что мы должны сделать со шкатулкой, чтобы посмотреть её богатства? (заглянуть внутрь, открыть).
Именно это мы с вами сегодня и сделаем.
Открыть тему на доске «Открываем «Малахитовую шкатулку».
Прежде чем мы откроем сказ, поработаем над словарём, так как в сказе встречается много непонятных слов.
- Защита проекта «Словарь по сказу «Малахитовая шкатулка». (3 минуты)
- Постановка проблемных вопросов.
На нашем уроке мы будем защищать проекты, которые вы получили заранее, работать в группах, отвечать на вопросы. Всё это для того, чтобы в конце урока ответить на вопросы (вопросы на доске):
Почему сказы П.П. Бажова так популярны? Почему до сих пор дети и взрослые зачитываются ими и находят для себя что-то важное и нужное для жизни? Почему они переведены и издавались на разных языках и в разных страна мира?
Итак, речь пойдёт о «Малахитовой шкатулке». Так называется не только сборник, но и сказ из него. Именно к нему мы сегодня и обратимся.
- Почему сказ называется так? Почему именно малахиту отведена такая роль в сказе, ведь на Урале добывают множество драгоценных камней? (2 минуты)
- Защита проекта «Интересные факты о малахите" (5 минут)
- Как зовут главную героиню рассказа «Малахитовая шкатулка»?
Девочка чернявая
У Степана была,
Нитью вышивала,
Заказ домой брала.
С малахитовой шкатулкой
Целый день играла:
Камни разбирала, на себя примеряла. (Танюшка. Из-за красоты её зелёных глаз, как малахит, называли её Памяткой)
- Работа в группах. (10 минут)
1 группа. Расскажите о Настасье и её семье.
2 группа. Расскажите о Танюшке. Почему в своей семье она была чужой?
3 группа. Расскажите о хозяевах завода и о приказчике. Почему Бажов так отзывается о них?
4 группа. Вспомните эпизод о событиях в малахитовой палате. Как он характеризует царицу? А Танюшку?
5 группа. Почему драгоценные камни превращаются в капли? Что это символизирует?
- В сказе постоянно упоминаются царские палаты, выложенные «тятиным малахитом». Как вы думаете, существует ли такая палата на самом деле?
- Защита проекта «Малахитовая комната в Эрмитаже» (5 минут)
- Эта комната переносит нас в другой мир, наполненный сказками, легендами, преданиями. Мир удивительный, загадочный. В нём необыкновенные герои, которые ведут себя иначе, чем обычные люди.
- Инсценировка эпизода. (7 минут)
- Как вы думаете, почему Танюшка (впрочем как и Настасья) не даёт своего согласия выйти замуж за Турчанинова? Ведь он богат, хозяин завода, а она простая девушка. Как это характеризует её? (гордая, независимая, с чувством собственного достоинства. Власть денег для неё ничто. В большой почести – трудолюбие и мастерство. Именно эти качества и важны для Танюшки и её матери).
Такими качествами обладают все положительные герои сказов П.П. Бажова, поэтому они и вызывают наше уважение и восхищение.
- Подведение итогов. (5 минут)
Итак, в чём же заключается смысл сказов Бажова? (В сказах Бажова заложен глубокий философский смысл. Не жадничай, не бери у природы больше необходимого, в противном случае тебе грозит беда. Бажов дает понять, что чудо незримо присутствует рядом с человеком. Сказы были и остаются вершиной его творчества, в них сосредоточена человеческая мудрость).
- Стихотворение (читает подготовленный ученик)
На дворе пурга в окно стучится,
В комнате уютно и темно.
Мне сегодня что-то вдруг не спится,
Ночь уж на дворе стоит давно.
Начинает мама тихо сказы
О хозяйке, что живёт в горе.
Вижу я Данилушку – и сразу
Ящерки мелькнули на заре…
Вижу я, как девочка Татьяна
На шкатулку новую глядит,
Как горы Хозяйка Северьяна
Заковала в древний малахит…
И от этих сказов стало снова
На душе так чисто и светло.
В дальний домик дедушки Бажова
На Урал меня перенесло!
- Рефлексия. (3 минуты) Много лет назад Бажов подарил одной девочке свою книгу и написал: «Желаю тебе много-много хороших дней, солнышка внутри и снаружи. Если не поймешь о солнышке, то спроси родителей».
Как вы понимаете это выражение?
Чему научили вас сказы П.П. Бажова?
- Домашнее задание. (3 минуты)
- Написать продолжение сказа «Малахитовый цветок»
- Сочинение-рассуждение «Уроки, преподанные мне П.П. Бажовым»
- Пересказ понравившегося эпизода и/или иллюстрация к понравившемуся эпизоду.
Всего 43 минуты.