Инновационная деятельность на базе КФУ
Проектная работа "Современный урок русского языка в аспекте требований ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателя курсов по теме: «Современный урок русского языка и литературы
в аспекте требований ФГОС»
Разработка контрольно-диагностических заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 7 классе по теме «Морфология.Предлог»
Автор проекта:
Соловцова Ольга Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей №131»
Вахитовского района г.Казани.
Научный руководитель:
Волкова О.В., доцент ПМЦ ПК и ПП РО КФУ, к.п.н.
Казань, 2017
Оглавление
1 Введение
2.Актуальность проекта;
3.Цель проекта;
4.Задачи проекта;
5.Целевая группа проекта - 7класс.
6.Сроки реализации проекта;
7.Ожидаемые результаты реализации проекта
8.Заключение
9.Список использованной литературы и источников информации
Приложения
Предметные планируемые результаты
Приложение 1. Задания базового уровня.
Приложение 2. Задания повышенного уровня .
Приложение 3. Контрольно-диагностический лист по разделу «Морфология. Предлог»
Метапредметные планируемые результаты.
Приложение 4. Регулятивные планируемые результаты. Задания
Приложение 5. Познавательные планируемые результаты. Задания
Приложение 6. Коммуникативные планируемые результаты. Задания.
Введение
1. Формирование универсальных учебных действий (УУД) – основа образовательного и воспитательного процесса.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В отечественной психологической и педагогической науке разработана деятельностная парадигма образования, ставящая целью образования развитие личности на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Системно-деятельностный подход обуславливает новую модель образования, которая находит отражение в переходе от:
а)определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;
б)изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к ориентации изучения учебного предмета для решения жизненных задач;
в)стихийной учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации;
г)Индивидуальной формы усвоения знаний к решающей роли учебного сотрудничества в достижении цели обучения.
Основными результатами обучения и воспитания, обеспечивающими широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностью, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию, являются:
Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение социальных ролей, норм и правил.
Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе непрерывного образования; формирование образа мира, ценностных ориентаций; формирование нетерпимости и умения противостоять негативным действиям и влияниям.
Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания; развитие логического, творческого мышления, памяти и внимания.
Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, умения слушать, вести диалог, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного уровня развития. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
2. Актуальность проекта
С 1 сентября 2015 года начинается реализация ФГОС в основной общеобразовательной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного владения детьми нового знания применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.
3. Цель проекта
Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки предметных и метапредметных результатов на уроках русского языка в 7 классе по разделу «Морфология. Предлог»
4. Задачи проекта:
1) изучить требования ФГОС к результатам образования;
2) ознакомиться с видами универсальных учебных действий;
3) определить содержание планируемых результатов основной образовательной программы по разделу «Морфология. Предлог» в 7-ом классе:
- знать определение части речи – предлога, его функции как служебной части речи;
- знать классификацию предлогов, различать производные и непроизводные предлоги, отличать производные предлоги от других частей речи.
- уметь находить предлог в тексте, соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила правописания предлогов;
- уметь употреблять предлоги в практике устного общения
4) планировать учебный процесс на уроке русского языка с учётом формирования УУД;
5) разработать диагностические задания на регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия по разделу «Морфология. Предлог»
5. Целевая группа проекта: учащиеся 7 класса
6. Сроки реализации проекта с 20.02.2017 г. по 30.05.2017 г.
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
а) умение составлять диагностические задания на регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия по разделу «Морфология.Предлог»
б) формирование коммуникативной компетентности обучающихся по заданной теме
в) организация контроля с применением новых видов работ и новых критериев оценки.
8. Заключение
Важнейшим фактором, обеспечивающим успешность ФГОС, является системность подготовки к введению ФГОС и комплектность всех видов сопровождения ( обеспечения) введения ФГОС.
ФГОС вносит существенные изменения в понимание результатов образования, реализацию основной образовательной программы, в целевые ориентиры деятельности школы, при этом позволит совершенствовать этнообразное пространство школ для развития учащегося, воспитанника адаптированного к современным реалиям, его успешной социализации в условиях современной жизни.
Управление введением ФГОС – целенаправленная, специально организованная деятельность, которая обеспечивает перевод образовательной организации на новый уровень функционирования и развития.
9.Список использованных документов и источников информации
1.1Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. - М. : ВАКО, 2011. - 272 с.
2. М.Ю.Никулина Тесты по русскому языку.7 класс. - М.: «Экзамен», 2011.-
125 с.
3. В.И.Шенкман, О.В.Базанова. Тематические тесты по русскому языку 5-7 класс. – Пермь: «Знание», 2013.- 274с.
4. Русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская [и др.]; научный редактор Н.М.Шанский. - 30-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 223 с.
5. Е.П.Воронова. Русский язык. Анализ текста. Тестовые задания к основным учебникам.- М.: Эксмо, 2010.-128 с.
1.2 Электронные ресурсы:
https://www.facebook.com/groups/820290371326963/?fref=ts
https://infourok.ru
Приложения
Приложение 1. Задания базового уровня
1. С каким падежом употребляется предлог «К»?
А) с Р.п Б) с Д.п В) с Т.п Г) с П.п
2. В каком словосочетании предлог указывает на причину?
А) обратимся с просьбой Б) цветы с дачи
В) устать с дороги Г) поссориться с другом
3. Укажите составной предлог.
1) (по)верх 2) (на)перекор 3)(во)круг 4)(в)продолжение
4. В каком предложении есть производный предлог?
1) На обсуждении он выступил против.
2) Навстречу ехала какая-то машина.
3) Мальчик и девочка пошли дальше мимо стогов сена и березовых перелесков.
4) Проценты по вкладам ежемесячно перечисляются на счет клиентам
5. Сделайте морфологический разбор слова (в)место шляпы
Приложение 2 . Задания повышенного уровня
- В каком ряду все предлоги пишутся слитно?
А) (на)подобие треугольника, (из)под земли, (от)работы
Б) (во)преки мнению, (в)следствие наводнения.(на)встречу солнцу
В) (ко)мне, (под)ле лавки, (из)под завала
Г) (в)течение урока, (в)продолжение четверти, (не)смотря на предупреждения
2. Найдите в предложении предлог, укажите ошибку в его характеристике.
Лев жил около города Немей и опустошал его окрестности.
- Связывает имя существительное в Р.п с глаголом
- Выражает отношения места
- Простой
- Непроизводный
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Чернобыльник(1) хорошо узнаваем (2) и довольно декоративен (3) (не)стотря на крошечные цветки (4) собранные в невыразительные метелки.
- 1,4 2) 2,3,4 3) 3 4) 3,4
4. Работа в группах.
В каких предложениях нет ошибки в употреблении предлогов и предложно-падежных форм имен существительных или местоимений?
Свой ответ обоснуйте.
А) Дима очень тосковал по уехавшем в другой город друге.
Б) Никакое новейшее лекарство или народное средство для прыщей не решат проблему за несколько дней.
В) Вследствие изменения первоначального плана реализации проекта возникает риск увеличения расходов.
Г) Причины опоздания, о которых работник изложил в объяснительной записке, не подтвердились.
Д)Ввиду вновь открывшихся обстоятельств судебное решение было отменено
Е) Докладчик подробно остановился о проблемах копьютеризации обучения
Ж) По приезду на место отдыха эти документы необходимо передать администрации туристической базы.
З) Жизнь сбитого машиной щенка была спасена из-за помощи случайных прохожих.
Приложение3. Контрольно-диагностический лист по разделу
«Морфология. Предлог»
Тематическое планирование | Планируемые результаты основной образовательной програсммы |
Предлог как часть речи | Знать определение предлога и его функции в речи, уметь находить и классифицировать предлоги в текстах, объяснять их значение, знать правила написания предлогов, совершенствовать речевую компетенцию обучающихся, отрабатывая навыки употребления предлогов в речи. Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекать фактическую информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; извлекать информацию из разных источников: сети Интернет, словарей, справочной литературы, учебника |
Приложение 4.
Регулятивные планируемые результаты.
1. Спишите предложение. Найдите служебные части речи, расскажите об их функциях в предложении. Прочитайте предложение без них. Можно ли понять смысл? Докажите их необходимость в речи.
Через минуту дворцовые кареты поскакали во все стороны.
2. Прочитайте стихотворение о роли предлога. Назовите все предлоги. С какими падежами они употребляются?
Мы расскажем просто так,
Что он делает и как.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает
3. Сравните предложения.
1) Кинотеатр находится в доме напротив
2) Напротив дома находится кинотеатр.
3) Ему хотелось смотреть дома телевизор, мне, напротив, хотелось пойти в кино.
Определите значения слова напротив, назовите его морфологические признаки и синтаксическую функцию в каждом предложении.
4. Составь словосочетания, ставя в нужном числе и падеже падеже выделенные существительные:
Обращать внимание( на что?), уделять внимание(чему?), отзыв (о чем?) рецензия( на что?),отчитываться ( в чем?), сделать отчет( о чем?), предостеречь (от чего?), уверенность( в чем?), вера(во что?), превосходство (чего над чем?), преимущество ( чего перед чем?)
Какие предлоги вы употребляли? С какими падежами употребляются данные предлоги? Что обозначают эти предлоги?
5. Составьте словосочетания , использую таблицу и ставя существительные в нужном падеже.
предлоги | |
по | с |
Д. В. П. | Р. В. Т. |
Ошибаться ( невнимательность), отсутствовать (болезнь), поступить ( окончание), сбежать (лестница), войти (вода), сойти ( лошадь).
Приложение 5.
Познавательные планируемые результаты
- В каком примере У является предлогом?
(у)цены , (у)ценить, (у)ценка (у)цененный
2.в каком примереНА является предлогом?
(на)работалься (на)работки (на)работанный (на)работе
- В каких примерах нет ошибки в выборе падежа существительного?
А)Вопреки предсказаний
Б)Вопреки обстоятельств
В)Вопреки логики
Г)Вопреки холодам
Д)Благодаря книг
Е)Благодаря заботе
Ж)Благодаря удачи
З)Благодаря упорства
- В каком предложении есть производный предлог?
1) Накануне к нам приехали родственники из другого города
2) Клиент потребовал возместить ущерб, причиненный вследствие недостатков услуг.
3) Мы все ходим вокруг да около и никак не договоримся.
4) Нужно иметь в виду, что у этой болезни бывают серьезные осложнения.
4. Выполните практическую работу.
На интерактивной доске выведены предложения. Поставьте существительное в нужном падеже.
(Во)преки (прогноз) метеорологов, погода установилась хорошая.
Благодаря (введение) новых приспособлений, скорость обработки деталей увеличилась.
Согласно (приказ) директора, городской школьный лагерь будет работать с первого июня.
Лодка плыла наперерез (течение).
Приложение 6 Коммуникативные планируемые результаты
1. Прочитайте текст. Как по-вашему, почему он так называется?
Докажите, что текст относится к типу речи-рассуждению. Назовите ключевые слова. Напишите изложение, начав каждую часть рассуждения (тезис, доказательство, вывод) с красной строки.
Употребление предлогов в речи привычно настолько, что часто мы не задумывается, правильно ли говорим, правильно ли строим предложения с предлогами.
Например, не раз, наверное, приходилось слышать в автобусах,троллейбусах, трамваях: «Оплатите за проезд!». В данном случае употребление предлога абсолютно неуместно.Можно оплатить проезд или заплатить за проезд. Или еще, часто говорят: поделитесь о своих впечатлениях; подтвердите о том, что вы участвуете в акции; встретились по приезду, пришел со школы. Все эти словосочетания содержат речевые ошибки. Здесь нарушены нормы управления. Исправим ошибки.
Поделитесь своими впечатлениями ( расскажите о своих впечатлениях); подтвердите, что вы участвуете в акции (подтвердите свое участие в акции); встретились по приезде, пришел из школы.
Бывают совсем курьезные случаи: таблетки для головной боли, мазь для укусов комаров вместо Таблетки от головной боли, мазь для защиты от комаров. Смысл предложения из-за неправильного выбора предлога стал противоположным.
Подобные ошибки совершаются довольно часто, поэтому, чтобы не совершать их. Будьте очень внимательны при изучении предлогов и употреблении их в речи.