Инновационная деятельность на базе КФУ
Тема инновационной работы "Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе.
На данном этапе разработаны контрольно-диагностические материалы по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи».
Материалы содержат разработанные задания по достижению регулятивных, коммуникативных, познавательных планируемых результатов освоения ООП ООО средствами учебного предмета «Русский язык».
Распространение:
-Публикация «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе» (публикация в электронном методическом журнале Центра дистанционного сотрудничества «Педагогическое мастерство» (сертификат №2459)
-«Формирование и оценка универсальных учебных действий на уроках русского языка». Защита проекта в рамках круглого стола курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы Республики Татарстан «Обновление содержания и методики обучения русскому языку и литературе в условиях введения ФГОС ООО» на базе ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ, 2015 г.
-Видеоурок «Словообразование и орфография», 6А класс на сайте личном сайте (на сайте http://e-makarova.ru/)
https://drive.google.com/file/d/0Bw3rWwcHWSV4ekpLV...
-«Формирование метапредметных навыков средствами учебных предметов. Русский язык». Выступление на стажировке руководителей ОО РТ «Управление инновационным развитием образовательных организаций в условиях модернизации образования», организованной ИРО РТ 24.11.2016г. на базе МБОУ «Школа №20»
-«Формирование метапредметных навыков средствами учебных предметов. Русский язык». Выступление на городском семинаре ЗДУР «Современный урок: от профессионального стандарта педагога к образовательным стандартам», организованный ИМО Управления образования ИКМО г.Казани для заместителей директоров по учебной работе на базе МБОУ «Школа №20»
Планируется:
-публикация в сборнике«Применение инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности педагогическими работниками Республики Татарстан», ИПиО КФУ (июнь, 2017);
-публикация в журнале ВАК "Отечественая и зарубежная педагогика" (август, 2017)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Макарова Эльвира Ильдаровна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20»
Московского района г.Казани
Формирование метапредметных результатов обучения средствами учебного предмета «Русский язык»
Формирование метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования - важнейшая составляющая формирования планируемых результатов и необходимое требование ФГОС второго поколения.
Метапредметность - способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, средство формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Каким образом средствами учебного предмета научить УУД? Какие вопросы задавать и предлагать? На развитие каких навыков эти действия, вопросы и задания начнут работать? Этими вопросами задаются учителя - практики, понимающие, что, во-первых, научить учиться можно только через «использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке» [1, с.10], во-вторых, к сожалению, современные учебники, даже с грифом ФГОС ООО, в основном, предлагают заданию по формированию познавательных УУД, в меньшей степени по развитию коммуникативных, регулятивных УУД.
«Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий» [1, с.8]. В этом смысле русский язык не является исключением, его изучение позволяет формировать познавательные, коммуникативные, регулятивные действия.
Проблема заключается в том, что при проектировании урока учителя испытывают затруднения в классификации заданий, позволяющих формировать те или иные УУД. В связи с этим возникает проблема систематизации и создания своеобразного банка упражнений в соответствии с разными видами УУД для более эффективного их использования.
При изучении в 6 классе в разделе «Морфология. Орфография. Культура речи» темы «Имя существительное» контрольно-диагностический лист может выглядеть следующим образом.
Тематическое планирование | Планируемые результаты |
Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе –ен- существительных на -мя | Знать, какие существительные относятся к разносклоняемым, особенности склонения этих существительных. Знать условия правописания суффикса –ен- разносклоняемых существительных. Уметь графически обозначать орфограмму №31. Уметь применять орфографические навыки. Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Понимать необходимость соблюдения орфографических норм родного языка. |
Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных | Знать группы несклоняемых существительных. Знать особенности определения рода несклоняемых имен существительных, уметь определять род несклоняемых существительных. Соблюдать литературные нормы в употреблении несклоняемых имен существительных. Уметь применять нормы согласования несклоняемых существительных с прилагательными и глаголами в прошедшем времени. Понимать необходимость соблюдения грамматических норм родного языка. |
Имена существительные общего рода | Знать, какие имена существительные относятся к существительным общего рода. Уметь определять родовую принадлежность имен существительных общего рода в контексте. Уметь согласовывать имена существительные общего рода и прилагательными и глаголами в прошедшем времени. Понимать необходимость соблюдения грамматических норм родного языка. |
Морфологический разбор имени существительного | Знать порядок морфологического разбора имени существительного. Уметь проводить морфологический анализ имени существительного (устно и письменно). Уметь применять орфографические навыки на основе морфологического анализа. Адекватно понимать фактуальную информацию, представленную в теоретических материалах. Обладать способностью определять последовательность действий, работать по плану. |
Не с существительными | Знать условия слитного и раздельного написания не с именами существительными. Уметь находить в тексте орфограмму №32, объяснять условия слитного и раздельного написания с не. Уметь графически обозначать орфограмму №32. Уметь применять орфографические навыки на письме. Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Понимать необходимость соблюдения орфографических норм родного языка. |
Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик-(-щик-) | Знать согласные, после которых пишется в суффиксе –чик-/-щик- пишется ч. Уметь образовывать имена существительные с помощью суффикса –чик-/-щик- Уметь графически обозначать орфограмму №33. Уметь выбирать согласные в суффиксе –чик- и –щик- при написании существительных. Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Уметь преобразовывать текстовую информацию в схемы, опорные таблицы. Понимать необходимость соблюдения орфографических норм родного языка. |
Гласные в суффиксах существительных –ек- и –ик- | Знать особенности склонения существительных с суффиксами –ек- и –ик-. Знать понятие «беглость гласных». Уметь склонять имена существительные. Уметь графически обозначать орфограмму №34. Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме опорной таблицы. Понимать необходимость соблюдения орфографических норм родного языка. |
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных | Знать условия написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных, графически обозначать условия выбора правильных написаний. Уметь графически обозначать условия выбора орфограммы №35. Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Понимать необходимость соблюдения орфографических норм родного языка. |
Примеры заданий по формированию метапредметных планируемых результатов
Регулятивные универсальные учебные дейстивя
- Буква е в суффиксе –ен- существительных на -мя
Задание: Миша с Колей поспорили. Миша утверждал, что в словах «сем..ни», «плем…ни», «им…ни» вместо пропусков нужно писать я, как и в именительном падеже: семя, племя, имя. А Коля утверждал, что на месте пропусков нужно писать е.
Рассуди мальчиков. Кто из них прав? Объясни свою точку зрения, приведи собственные примеры.
- «Лови ошибку!» (-ек- или -ик-?)
Задание: Буратино написал под диктовку Мальвины словарный диктант. Правильно ли справился с задачей герой? Помоги найти и исправить ошибки. Объясни свой выбор.
Петушочик, молоточик, столик, носочек, винтик, зонтик, дружочик, карандашек, кирпичик, носик, ларчик, кулёчик, пирожочек, порошочик.
- Буквенный диктант (-чик- или –щик-?)
Задание: заполни таблицу согласными ч или щ в словах с суффиксом –чик-/-щик-
- Смазчик, подборщик, обходчик;
- объездчик, паромщик, возчик;
- пулемётчик, автоответчик, обходчик;
- спорщик, каменщик, наладчик;
- сборщик, рубщик, перебежчик
Ответ: если таблица заполнена верно, из букв ч должна получиться большая буква Ч.
Ч | Щ | Ч |
Ч | Щ | Ч |
Ч | Ч | Ч |
Щ | Щ | Ч |
Щ | Щ | Ч |
Познавательные универсальные учебные действия
- «Что общего?»
Задание: поясните, что объединяет следующие существительные?
- Тбилиси, Дели, Токио, кофе.
- Уссури, Нейсе, Миссисипи, По.
- Онтарио, пальто, какао, пенсне.
Ответ: все приведённые слова – несклоняемые существительные, они сгруппированы по родам: 1 – существительные мужского рода, 2 – женского, 3 – среднего.
- «Мужской или женский?»
Задание: дано предложение: Я часто встречался с Зегерс. О ком идёт речь: о мужчине или женщине?
Ответ: речь идёт о женщине. О мужчине говорилось бы с Зегерсом.
- «Страна без частицы не»
Задание: познакомьтесь со стихотворением, объясните, почему многие слова в нём потеряли смысл, от чего это зависит? Какое правило иллюстрирует это стихотворение?
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
- Прочтите материал параграфа «Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик-/-щик-». Составьте опорную схему для справочника для правил.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Составьте объявление об имеющихся на мебельной фабрике вакансиях сбор…иков мебели, налад…иков оборудования.
- Сочините лингвистическую сказку о приключениях согласных ч и щ в суффиксе –чик-/-щик-.
«Жили-были суффиксы -ЧИК и -ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс -ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс -ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только -ЧИК, а ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор -ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко". (Автор Собольникова Н.В.) [2]
- Обсудите с соседом по парте, что объединяет правописание гласных о и е после шипящих в суффиксах (орфограмма №35, 6 класс) и окончаниях имён существительных (орфограмма №18, 5 класс). Приведите примеры. Составьте словарный диктант для одноклассников.
Список использованных документов и источников информации
- Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В.Волкова — Казань: РИЦ «Школа», 2015. - 172 с.
- Социальная сеть работников образования.// http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/09/27/lingvisticheskie-skazki
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др. ; под ред. А.Г.Асмолова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с.
- Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимат. задачи по рус.яз.: Кн. для учащихся 5-7 кл.ср.шк. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
- Книгина М.П. Тесты по русскому языку. 6 класс. – Саратов: Лицей, 2004. – 64 с.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Отчёт об инновационной деятельности за 2016-2017 год
Информационная карта инновационной деятельности | |
Полное наименование ОО | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» Московского района г.Казани |
Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта | 420080, г.Казань, ул. Волгоградская, д.13, кв.36; т.89178505505; |
Тема инновационной работы | Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе |
Автор, авторский коллектив инновационной разработки | Макарова Эльвира Ильдаровна |
Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты) | Актуальность: разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться Цель: разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе Ожидаемые результаты реализации проекта:1) контрольно-диагностический лист по разделу «Словообразование. Орфография. Культура речи»; «Имя существительное»; 2) диагностические задания на регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия по разделу «Словообразование. Орфография. Культура речи»; «Имя существительное» 3) задания для контроля предметных результатов освоения образовательной программы по разделу «Словообразование. Орфография. Культура речи»; «Имя существительное» Содержание. На данном этапе разработаны контрольно-диагностические материалы по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». Материалы содержат разработанные задания по достижению регулятивных, коммуникативных, познавательных планируемых результатов освоения ООП ООО средствами учебного предмета «Русский язык». |
Сведения о распространении инновационного опыта: -участие в НПК; -открытые уроки по инновационой деятельности на уровне муниципального района и республики; - участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; -печатные работы за отчётный период и др. | -Публикация «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе» (публикация в электронном методическом журнале Центра дистанционного сотрудничества «Педагогическое мастерство» (сертификат №2459) -«Формирование и оценка универсальных учебных действий на уроках русского языка». Защита проекта в рамках круглого стола курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы Республики Татарстан «Обновление содержания и методики обучения русскому языку и литературе в условиях введения ФГОС ООО» на базе ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ, 2015 г. -Видеоурок «Словообразование и орфография», 6А класс (на сайте http://e-makarova.ru/) https://www.youtube.com/watch?v=ijTz-mFkiWU -«Формирование метапредметных навыков средствами учебных предметов. Русский язык». Выступление на стажировке руководителей ОО РТ «Управление инновационным развитием образовательных организаций в условиях модернизации образования», организованной ИРО РТ 24.11.2016г. на базе МБОУ «Школа №20» -«Формирование метапредметных навыков средствами учебных предметов. Русский язык». Выступление на семинаре по проблеме «Современный урок: от профессионального стандарта педагога к образовательным стандартам», организованный ИМО Управления образования ИКМО г.Казани для заместителей директоров по учебной работе на базе МБОУ «Школа №20», 24.01.2017 г. |
Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамика): -конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотра, конкурсах обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень); -качество образования (высокобалльники); -др. | 6А класс, победитель международной игры- конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»; 2016 6А класс, диплом 1 степени международной он-лайн олимпиады «Фоксфорда» (78 баллов из 100); 2016 диплом 2 степени международной он-лайн олимпиады «Фоксфорда» (57 баллов из 100); 2016 III Международная олимпиада по русскому языку для 5-11 классов от проекта mega-talant.com, победитель, 2017 Международная олимпиада «Осень – 2016» проекта «Инфоурок», 1 место, 2017 Всероссийский конкурс по русскому языку «Родное слово», 4 место в РФ, 2016 |
Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных): - «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК; -семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе ОО); -элективный курс в рамках заявленной темы; -открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики; -печатные работы; -разработки (контрольно-измерительные материалы и др.) | Разработка контрольно-измерительных материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий по теме «Имя существительное», 6 класс (с дальнейшим продолжением разработки материалов по другим темам), 2017-2018 г. |