Инновационная деятельность на базе КФУ

Макарова Эльвира Ильдаровна

Тема инновационной работы "Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе.

На данном этапе разработаны контрольно-диагностические материалы по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи».

Материалы содержат разработанные задания по достижению регулятивных, коммуникативных, познавательных планируемых результатов освоения ООП ООО средствами учебного предмета «Русский язык». 

Распространение:

-Публикация «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе» (публикация в электронном методическом журнале Центра дистанционного сотрудничества «Педагогическое мастерство» (сертификат №2459)

-«Формирование и оценка универсальных учебных действий на уроках русского языка». Защита проекта в рамках круглого стола курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы Республики Татарстан «Обновление содержания и методики обучения русскому языку и литературе в условиях введения ФГОС ООО» на базе ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ, 2015 г.

-Видеоурок «Словообразование и орфография», 6А класс на сайте личном сайте (на сайте http://e-makarova.ru/

https://drive.google.com/file/d/0Bw3rWwcHWSV4ekpLV...

-«Формирование метапредметных навыков средствами учебных предметов. Русский язык». Выступление на стажировке руководителей ОО РТ «Управление инновационным развитием образовательных организаций в условиях модернизации образования», организованной ИРО РТ 24.11.2016г. на базе МБОУ «Школа №20» 

-«Формирование метапредметных навыков средствами учебных предметов. Русский язык». Выступление на городском семинаре ЗДУР «Современный урок: от профессионального стандарта педагога к образовательным стандартам», организованный ИМО Управления образования ИКМО г.Казани для заместителей директоров по учебной работе на базе МБОУ «Школа №20»

Планируется:

-публикация в сборнике«Применение инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности педагогическими работниками Республики Татарстан»,  ИПиО КФУ (июнь, 2017);

-публикация в журнале ВАК "Отечественая и зарубежная педагогика" (август, 2017)

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Макарова Эльвира Ильдаровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20»

Московского района г.Казани

Формирование метапредметных результатов обучения средствами учебного предмета «Русский язык»

Формирование метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования - важнейшая составляющая формирования планируемых результатов и необходимое требование ФГОС второго поколения.

Метапредметность - способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, средство формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

        Каким образом средствами учебного предмета научить УУД? Какие вопросы задавать и предлагать? На развитие каких навыков эти действия, вопросы и задания начнут работать? Этими вопросами задаются учителя - практики, понимающие, что, во-первых, научить учиться можно только через «использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке» [1, с.10], во-вторых, к сожалению, современные учебники, даже с грифом ФГОС ООО, в основном, предлагают заданию по формированию познавательных УУД, в меньшей степени по развитию коммуникативных, регулятивных УУД.

        «Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий» [1, с.8]. В этом смысле русский язык не является исключением, его изучение позволяет формировать познавательные, коммуникативные, регулятивные действия.

        Проблема заключается в том, что при проектировании урока учителя испытывают затруднения в классификации заданий, позволяющих формировать те или иные УУД. В связи с этим возникает проблема систематизации и создания своеобразного банка упражнений в соответствии с разными видами УУД для более эффективного их использования.

        При изучении в 6 классе в разделе «Морфология. Орфография. Культура речи» темы «Имя существительное» контрольно-диагностический лист может выглядеть следующим образом.

Тематическое планирование

Планируемые результаты

Разносклоняемые имена существительные.

Буква е в суффиксе –ен- существительных на -мя

Знать, какие существительные относятся к разносклоняемым, особенности склонения этих существительных. Знать условия правописания суффикса –ен- разносклоняемых существительных.

Уметь графически обозначать орфограмму №31.

Уметь применять орфографические навыки.

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Понимать необходимость соблюдения орфографических норм родного языка.

Несклоняемые имена существительные.

Род несклоняемых имён существительных

Знать группы несклоняемых существительных.

Знать особенности определения рода несклоняемых имен существительных, уметь определять род несклоняемых существительных.

Соблюдать литературные нормы в употреблении несклоняемых имен существительных.

Уметь применять нормы согласования несклоняемых существительных с прилагательными и глаголами в прошедшем времени.

Понимать необходимость соблюдения грамматических норм родного языка.

Имена существительные общего рода

Знать, какие имена существительные относятся к существительным общего рода. Уметь определять родовую принадлежность имен существительных общего рода в контексте.

Уметь согласовывать имена существительные общего рода и прилагательными и глаголами в прошедшем времени.

Понимать необходимость соблюдения грамматических норм родного языка.

Морфологический разбор имени существительного

Знать порядок морфологического разбора имени существительного.

Уметь проводить морфологический анализ имени существительного (устно и письменно).

Уметь применять орфографические навыки на основе морфологического анализа.

Адекватно понимать фактуальную информацию, представленную в теоретических материалах.

Обладать способностью определять последовательность действий, работать по плану.

Не с существительными

Знать условия слитного и раздельного написания не с именами существительными.

Уметь находить в тексте орфограмму №32, объяснять условия слитного и раздельного написания с не.

Уметь графически обозначать орфограмму №32.

Уметь применять орфографические навыки на письме.

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Понимать необходимость соблюдения орфографических норм родного языка.

Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик-(-щик-)

Знать согласные, после которых пишется в суффиксе –чик-/-щик- пишется ч.

Уметь образовывать имена существительные с помощью суффикса –чик-/-щик- 

Уметь графически обозначать орфограмму №33.

Уметь выбирать согласные в суффиксе

чик- и –щик- при написании существительных.

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Уметь преобразовывать текстовую информацию в схемы, опорные таблицы.

Понимать необходимость соблюдения орфографических норм родного языка.

Гласные в суффиксах существительных

–ек- и –ик-

Знать особенности склонения существительных с суффиксами –ек- и –ик-.

Знать понятие «беглость гласных».

Уметь склонять имена существительные.

Уметь графически обозначать орфограмму №34.

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме опорной таблицы. Понимать необходимость соблюдения орфографических норм родного языка.

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

Знать условия написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Уметь графически обозначать условия выбора орфограммы №35.

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Понимать необходимость соблюдения орфографических норм родного языка.

 

Примеры заданий по формированию метапредметных планируемых результатов

Регулятивные универсальные учебные дейстивя

  • Буква е в суффиксе –ен- существительных на -мя

Задание: Миша с Колей поспорили. Миша утверждал, что в словах «сем..ни», «плем…ни», «им…ни» вместо пропусков нужно писать я, как и в именительном падеже: семя, племя, имя. А Коля утверждал, что на месте пропусков нужно писать е.

Рассуди мальчиков. Кто из них прав? Объясни свою точку зрения, приведи собственные примеры.

  • «Лови ошибку!» (-ек- или -ик-?)

Задание: Буратино написал под диктовку Мальвины словарный диктант. Правильно ли справился с задачей герой? Помоги найти и исправить ошибки. Объясни свой выбор.

Петушочик, молоточик, столик, носочек, винтик, зонтик, дружочик, карандашек, кирпичик, носик, ларчик, кулёчик, пирожочек, порошочик.

  • Буквенный диктант (-чик- или –щик-?)

Задание: заполни таблицу согласными ч или щ в словах с суффиксом –чик-/-щик-

  1. Смазчик, подборщик, обходчик;
  2. объездчик, паромщик, возчик;
  3. пулемётчик, автоответчик, обходчик;
  4. спорщик, каменщик, наладчик;
  5. сборщик, рубщик, перебежчик

Ответ: если таблица заполнена верно, из букв ч должна получиться большая буква Ч.

Ч

Щ

Ч

Ч

Щ

Ч

Ч

Ч

Ч

Щ

Щ

Ч

Щ

Щ

Ч

Познавательные универсальные учебные действия

  • «Что общего?»

Задание: поясните, что объединяет следующие существительные?

  1. Тбилиси, Дели, Токио, кофе.
  2. Уссури, Нейсе, Миссисипи, По.
  3. Онтарио, пальто, какао, пенсне.

Ответ: все приведённые слова – несклоняемые существительные, они сгруппированы по родам: 1 – существительные мужского рода, 2 – женского, 3 – среднего.

  • «Мужской или женский?»

Задание: дано предложение: Я часто встречался с Зегерс. О ком идёт речь: о мужчине или женщине?

Ответ: речь идёт о женщине. О мужчине говорилось бы с Зегерсом.

  • «Страна без частицы не»

Задание: познакомьтесь со стихотворением, объясните, почему многие слова в нём потеряли смысл, от чего это зависит? Какое правило иллюстрирует это стихотворение?

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.

А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.

  • Прочтите материал параграфа «Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик-/-щик-». Составьте опорную схему для справочника для правил.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Составьте объявление об имеющихся на мебельной фабрике вакансиях сбориков мебели, наладиков оборудования.
  • Сочините лингвистическую сказку о приключениях согласных ч и щ в суффиксе –чик-/-щик-.

«Жили-были суффиксы -ЧИК и -ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс -ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс -ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только -ЧИК, а ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор -ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко". (Автор Собольникова Н.В.) [2]

  • Обсудите с соседом по парте, что объединяет правописание гласных о и е после шипящих в суффиксах (орфограмма №35, 6 класс) и окончаниях имён существительных (орфограмма №18, 5 класс). Приведите примеры. Составьте словарный диктант для одноклассников.

Список использованных документов и источников информации

  1. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В.Волкова — Казань: РИЦ «Школа», 2015. - 172 с.
  2. Социальная сеть работников образования.// http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/09/27/lingvisticheskie-skazki
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др. ; под ред. А.Г.Асмолова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с.
  4. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимат. задачи по рус.яз.: Кн. для учащихся 5-7 кл.ср.шк. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
  5. Книгина М.П. Тесты по русскому языку. 6 класс. – Саратов: Лицей, 2004. – 64 с.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Отчёт об инновационной деятельности за 2016-2017 год

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование ОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» Московского района г.Казани

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

420080, г.Казань, ул. Волгоградская, д.13, кв.36; т.89178505505;

Тема инновационной работы

Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Макарова Эльвира Ильдаровна

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты)

Актуальность: разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться

Цель: разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе

Ожидаемые результаты реализации проекта:1) контрольно-диагностический лист по разделу «Словообразование. Орфография. Культура речи»; «Имя существительное»;

2) диагностические задания на регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия по разделу «Словообразование. Орфография. Культура речи»; «Имя существительное»

3) задания для контроля предметных результатов освоения образовательной программы по разделу «Словообразование. Орфография. Культура речи»; «Имя существительное»

Содержание.

На данном этапе разработаны контрольно-диагностические материалы по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи».

Материалы содержат разработанные задания по достижению регулятивных, коммуникативных, познавательных планируемых результатов освоения ООП ООО средствами учебного предмета «Русский язык».

Сведения о распространении инновационного опыта:

-участие в НПК;

-открытые уроки по инновационой деятельности на уровне муниципального района и республики;

- участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности;

-печатные работы за отчётный период и др.

-Публикация «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе» (публикация в электронном методическом журнале Центра дистанционного сотрудничества «Педагогическое мастерство» (сертификат №2459)

-«Формирование и оценка универсальных учебных действий на уроках русского языка». Защита проекта в рамках круглого стола курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы Республики Татарстан «Обновление содержания и методики обучения русскому языку и литературе в условиях введения ФГОС ООО» на базе ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ, 2015 г.

-Видеоурок «Словообразование и орфография», 6А класс (на сайте http://e-makarova.ru/)

https://www.youtube.com/watch?v=ijTz-mFkiWU

-«Формирование метапредметных навыков средствами учебных предметов. Русский язык». Выступление на стажировке руководителей ОО РТ «Управление инновационным развитием образовательных организаций в условиях модернизации образования», организованной ИРО РТ 24.11.2016г. на базе МБОУ «Школа №20»

-«Формирование метапредметных навыков средствами учебных предметов. Русский язык». Выступление на семинаре по проблеме «Современный урок: от профессионального стандарта педагога к образовательным стандартам», организованный ИМО Управления образования ИКМО г.Казани для заместителей директоров по учебной работе на базе МБОУ «Школа №20», 24.01.2017 г.

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамика):

-конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотра, конкурсах обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень);

-качество образования (высокобалльники);

-др.

6А класс, победитель международной игры- конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»; 2016

6А класс, диплом 1 степени международной он-лайн олимпиады «Фоксфорда» (78 баллов из 100); 2016

диплом 2 степени международной он-лайн олимпиады «Фоксфорда» (57 баллов из 100); 2016

III Международная олимпиада по русскому языку для 5-11 классов от проекта mega-talant.com, победитель, 2017

Международная олимпиада «Осень – 2016» проекта «Инфоурок», 1 место, 2017

Всероссийский конкурс по русскому языку «Родное слово», 4 место в РФ, 2016

Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных):

- «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК;

-семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе ОО);

-элективный курс в рамках заявленной темы;

-открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;

-печатные работы;

-разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

Разработка контрольно-измерительных материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий по теме «Имя существительное», 6 класс (с дальнейшим продолжением разработки материалов по другим темам), 2017-2018 г.