Инновационная деятельность на базе КФУ
Тема моей инновационной разработки: "Формирование личностных, предметных и метапредметных результатов в условиях ФГОС". Разработка дидактических (диагностических) материалов, формирующих лингвистически грамотную личность, с использованием современных образовательных технологий и методов обучения в процессе подготовки к ЕГЭ. Цель: разработка контрольно-диагностических материалов для фйормирования личностных, предметных и метапредметных результатов на уроках русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчет об инновационной деятельности за 2016 г.
учителя русского языка и литературы МБОУ «Школа №179»
Денисовой Юлии Валерьевны
Полное наименование образовательной организации | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 179 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани |
Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта | 420137 г. Казань, Чуйкова 93-121; 89033144756 denisova.uv@yandex.ru |
Тема инновационной разработки | Формирование личностных, предметных и метапредметных результатов в условиях ФГОС |
Автор, авторский коллектив инновационной разработки | Денисова Ю.В. |
Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме) | Разработка дидактических (диагностических) материалов, формирующих лингвистически грамотную личность, с использованием современных образовательных технологий и методов обучения в процессе подготовки к ЕГЭ. При разработке материалов использую как традиционные, так и инновационные приемы, методы, формы (элементы личностно-ориентированного обучения, проектной технологии, интерактивные приемы: работа в группах парах (в одной группе учащиеся с различным уровнем обученности); межпредметные связи (литература, математика), деятельностный подход. Цель: Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования личностных, предметных и метапредметных результатов на уроках русского языка в 6 классе Задачи: 1) изучить требования ФГОС по формированию УУД; 2) ознакомиться с видами универсальных учебных действий; 3) определить содержание планируемых результатов основной образовательной программы 4) разработать план демонстрационных вариантов диагностической работы; 5) разработать диагностические материалы и систему оценивания отдельных заданий и работы в целом Содержание работы: данные материалы предназначены для подготовки учащихся 6 класса в итоговым работам по русскому языку в течение года. Задания рассчитаны на комплексную проверку знаний, умений и навыков, а главное – основных компетентностей в области языкознания. Данные дидактические материалы представлены в 2, а по некоторым темам и в трех вариантах и охватывают различные языковые и речевые явления. Все это обеспечивает эффективность материалов при подготовке к итоговым работам. Представлены тестовые задания и задания с развернутым ответом, много заданий по текстоведению. Планируемые результаты: обучающиеся научатся: - проводить различные виды грамматического разбора; - распознавать лексико-грамматические разряды имен существительных, прилагательных, местоимений; приводить примеры; - опознавать простые осложненные предложения; - опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями; - владеть основными нормами языка; - соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма.
|
Сведения о распространении инновационного опыта: - участие в научно-практических конференциях - открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики; -участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; -печатные работы за отчетный период и др. | 1. Круглый стол педагогов и руководителей научных сообществ «Развитие творческой активности старшеклассников: методы, формы, перспективы» в рамках IВсероссийской (XVII Поволжской) конференции им. Лобачевского. (26.03.2016) 2. Мероприятие в рамках Семинара для учителей и студентов КФУ гуманитарного направления РТ «Формирование социально-адаптивной личности обучающихся на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности» (Литературная гостиная «Тайны школьной библиотеки» (1.12.2016) 3. Публикация в сб-к ст. Всероссийской Поволжской НПК педагогов им. Лобачевского , 26.03.2016 (изд-во Казан, универ.) ISBN 978-5-00019-596-3 «Создание образовательной среды на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования» 4. Участие в видеоконференции «Межпредметные связи как основа инновационности современного образования», 13.07.2016 |
Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамики): - конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский уровень); - качество образования (высокобалльники); | - победители и призеры международного конкурса по РЯ «Кириллица» (январь2016); - победители (6 в, 6 м) школьного этапа и участники муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников; - участие в конкурсе детской литературной премии «Глаголица» (сентябрь 2016); - участие в международном конкурсе К(П)ФУ «Мы – будущее нашего государства»(Кочуева 11 кл); Школа новая – ЕГЭ и ОГЭ еще не сдавали. |
Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных): - «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК; - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе ОО); - элективный курс в рамках заявленной темы; - открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики; - печатные работы; - разработки( КИМы и др) | Большое количество дидактического материала (контрольные, практические работы, тесты, индивидуальные карточки, разноуровневые задания), творческие работы учащихся разного возраста, материалы по внеклассной работе и внеурочной деятельности, программа элективного курса и разработки уроков к ней и многое другое представлены на моем личном сайте http://rudenisova.ucoz.ru/ |
Предварительный просмотр:
Использование различных средств индивидуального опроса для активизации разноуровневого обучения.
Уроки русского языка и литературы - именно те уроки, которые в равной степени способствуют развитию инициативного творчества учащихся.
Индивидуальная работа является одной из самых продуктивных средств повышения грамотности. Поэтому я стараюсь максимально, практически на каждом уроке, давать учащимся какие-либо индивидуальные задания.
Даже с точки зрения психологии индивидуальные задания, учительское внимание лично к данному ученику, помогают ребенку почувствовать себя более значимым, серьезным. Когда ученик выполняет индивидуально какую-либо работу, у него повышается чувство ответственности, развивается внимание, мышление. Индивидуальные задания способствуют повышению интереса к учебе, предмету.
На уроках русского языка я использую различные методы и приемы индивидуальной работы. Я использую элементы разноуровневой технологии обучения, при которой каждый ученик выбирает задание по своим возможностям. При подготовке к определенному уроку я исхожу из следующего:
- каждому предоставляется выбрать для работы тот или иной уровень сложности;
- ученик прекрасно понимает, что даже при отличном выполнении задания уровня «3», он может рассчитывать только на «3»;
- если не справился с заданием на «5», то может получить «2»;
- чтобы исключить списывание, ученики рассаживаются по уровням заданий;
- если ученик не справится с уровнем «3», то с ним ведется дальнейшая индивидуальная работа.
И, конечно же, такая работа должна проводиться систематически.
Преимущества технологии дифференцированного обучения состоят, на мой взгляд, в том, что она не допускает перегрузки учащихся и способствует созданию оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей учеников. Например, Повторение темы « О - Ё после шипящих», « Н - НН», « Выделение запятыми деепричастного оборота и деепричастия» и много других .
Активной формой обучения орфографии и пунктуации является индивидуально предупредительный диктант. Для таких диктантов у каждого ученика с 5 класса есть специальная тетрадь. На подготовительном этапе учащимся дается на дом задание - списать предложенный учителем текст.
Поскольку риск ошибок в таких условиях мал, то учеников ориентирую на то, чтобы были предельно внимательны ( за 1 ошибку может быть поставлена неудовлетворительная оценка ) и собраны, что требует от него проявления морально-волевых качеств.
Далее предлагается усложненный вариант, направленный на формирование орфографической зоркости: учащиеся должны найти в тексте все случаи написаний, которые определяются изученным правилом, выписать их отдельно и привести необходимые доказательства. Организуется взаимопроверка. Вся работа направлена на предупреждение ошибок.
Постепенно задания усложняются. Можно предложить ученикам самостоятельно подобрать текст, содержащий слова с орфограммами на изученное правило, и «зашифровать» его для взаимодиктанта. Переходим к индивидуально-предупредительному диктанту. Текст предлагается для домашней работы. Некоторые слова могут быть даны в записи. Каждый выбирает свой способ подготовки. Текст можно полностью списывать, выбирая необходимые буквы с помощью орфографического словаря. Проводят орфографический разбор выделенных слов. На уроке дети сдают учителю домашние заготовки и пишут диктант. Анализ этих работ поможет выявить причины орфографических ошибок и наметить направление индивидуальной работы.
На уроках я также использую различные карточки, распределенные по темам: Простое и сложное предложение, Типы сложноподчиненных предложений, НЕ-НИ в разных частях речи, Морфология, Словообразование и по многим другим. Большое подспорье учителю карточки-информаторы по определенным темам. Я их применяю и по литературе. Например, Как написать сочинение-рассуждение, Как составить конспект, Как написать отзыв о книге, План написания рецензии на ответ товарища, План характеристики литературного героя и т. д. Подбирая карточки перед каждым уроком, я ориентируюсь на уровень знаний каждого ребенка в отдельности. Поэтому с заданиями могут справиться и сильные ученики, и слабые.
В моей творческой лаборатории огромное количество дидактического материала по литературе: план работы над оформлением речи персонажа (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»), контрольные работы по вариантам при изучении монографических тем, таких как Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. А. Булгаков и др. При анализе лирических произведений я предлагаю детям Словарь настроений, где различные чувства и состояния распределены по трем колонкам. Это способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их представления о характере человеческих чувств.
Часто перед учителем встает проблема, как за 45 минут успеть сделать многое. Вот как раз в целях экономии я использую разнообразные перфокарты. Предлагаю различные виды работ в течение урока, в том числе задания типа «Вставьте буквы», «Расставьте знаки препинания», которые гораздо более эффективны заданий типа «Спишите текст».