Инновационная деятельность на базе КФУ
Я работаю преподавателем русского языка и литературы сразу по окончании Казанского университета. В своем портфолио я постараюсь отразить все свои методичсекие разработки, достижения, статьи и исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrab_uroka_-_kopiya.docx | 199.45 КБ |
test_po_literature.docx | 49.03 КБ |
valeeva_e.r.statya_formirovanie_kompetentsii_rya.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Профессиональный колледж № 41»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании МКО Зам.директора по НМР
_________________ _________Морозова Г.Н.
Протокол № ___ «__»_________201____г.
от «___»________201___г.
Председатель МКО
________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урок
по УД РУССКИЙ ЯЗЫК
на тему «Официально-деловой стиль. Этикет делового общения»
по специальностии "Конструирование, моделирование, технология швейных изделий"
Автор: Валеева Эльвира Равильевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Казань, 2015
Содержание
стр.
Пояснительная записка…………………………………………………. .3
План урока……………………………………………………………….. 5
Хронологическая карта учебного занятия……………...……………....7
Конспект урок…………….……………………………………………….8
Приложения …………………………………………………………….. 11
Презентация к уроку.………………………………………………….... 16
Пояснительная записка.
Урок совершенствования знаний, умений и навыков по УД РУССКИЙ ЯЗЫК на тему "Официально-деловой стиль. Этикет делового общения" формирует у обучающихся потребность в знаниях основ ведения деловой документации, которые понадобятся им в будущей профессии.
Согласно тематическому плану учебной программы УД РУССКИЙ ЯЗЫК, которая входит в цикл общеобразовательных дисциплин и рассчитана на 78 часов, данный урок относится к разделу III «Ситаксис», принадлежит теме 3.2 «Текст».
Изучаемый на уроке материал открывает возможности для реализации межпредметных связей с дисциплиной «Основы культуры профессионального общения».
Реальные учебные возможности группы №138 могут быть охарактеризованы следующим образом.
Доминирующий уровень образовательной подготовки студентов группы – средний. Группа дисциплинированная, студенты приучены работать самостоятельно с текстом, таблицами, со схемами и ответственно относиться к учебе, большинство проявляют познавательный интерес к дисциплине, любознательность, старательность в учебном процессе.
Анализ содержания материала по теме занятия с учетом реальных учебных возможностей студентов данной группы позволяет поставить следующие цели:
- Образовательные: сформировать знания об официально-деловом стиле, об особенностях делового общения, ведения деловой документации в будущей профессии портного.
- Развития: развивать умения, обеспечивающие нахождение и использование информации для решения учебных задач, интеллектуальные умения (обобщение, нахождение причинно-следственных связей, сравнение, анализ собственной учебной деятельности), учебные умения (конспектирование, контроль, корректирование текста).
- Воспитания: развитие профессионально важных коммуникативно-организаторских способностей, воспитание интереса к предмету, ответственное отношение к слову.
Цели обучения соответствуют требованиям ФГОС СПО по специальности «Конструирование, моделирование, технология швейных изделий», в части «Требования к минимуму содержания основной образовательной программы» по данной специальности.
Урок проходит в форме деловой игры: совещание сотрудников агентства «ПИ АРТ».
Урок требует следующей предварительной подготовки обучающихся:
- владение теоретическим материалом по особенностям официально-делового стиля (дается на предыдущем занятии);
- разделение на группы (команды): «Отдел по работе с клиентами», «Кадровый отдел», «Финансовый отдел», «Отдел по рекламе», «Юридический отдел»;
- подготовка выступления одного обучающегося - выразительное чтение текста задания "Как допускается порча хорошего настроения".
Исходя из реальных учебных возможностей обучающихся были выбраны задания, необходимые для освоения и закрепления темы. На этапе формирования новых понятий и способов действия применяются следующие типы заданий: поиск ошибок в предложенных текстах, исправление ошибок, поиск клеше официально-делового стиля. На этапе формирования умений и навыков обучающимся предлагается самостоятельная работа в группах, заключающаяся в составлении деловых документов по образцу с использованием клеше, изученных ранее. Данные умения и навыки закрепляются при выполнении домашней работы.
Работа обучающихся на занятии оценивается по пятибальной шкале, контроль качества обучения проводится в два этапа:
- во время урока - коллективное обсуждение самостоятельной работы в группах, при необходимости корректировка;
- вне урока - проверка учителем домашнего задания, выставление оценок.
В рамках данного занятия обучающиеся овладевают новыми способами составления документов, которые пригодятся им в будущей профессии.
ГАПОУ «Профессиональный колледж № 41»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании МКО Зам.директора по УПР
________________ _____________З.Р.Халикова
Протокол № ___ «__»_________201____г.
от «___»________201___г.
Председатель МКО
________________
ПЛАН УРОКА
Учебная дисциплина: Русский язык.
Специальность: Конструирование, моделирование, технология швейных изделий.
Преподаватель: Валеева Эльвира Равильевна.
Группа № 138 Курс 1
Дата: «___»_____________201___г.
Специальность: Конструирование, моделирование, технология швейных изделий.
Дисциплина: Русский язык.
Тема урока: Официально-деловой стиль. Этикет делового общения.
Формируемые компетенции:
ОК 2 – Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК 3 - Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
ОК 4 – Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК 6 - Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 7 - Оформлять первичную документацию в сфере профессиональной деятельности.
Цели урока:
- Образовательные: сформировать знания об официально-деловом стиле, об особенностях делового общения, ведения деловой документации в будущей профессии портного.
- Развития: развивать умения, обеспечивающие нахождение и использование информации для решения учебных задач, интеллектуальные умения (обобщение, нахождение причинно-следственных связей, сравнение, анализ собственной учебной деятельности), учебные умения (конспектирование, контроль, корректирование текста).
- Воспитания: развитие профессионально важных коммуникативно-организаторских способностей, воспитание интереса к родному языку, ответственного отношения к слову.
Методическая цель: показать влияние используемых форм, приемов и средств деловой игры на формирование у студентов ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК6, ОК 7.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: деловая игра.
Методы – обучения: диалогический, монологический.
– преподавания: информационный, объяснительный; инструктивный; стимулирующий.
– учения: практический, репродуктивный.
Материально-техническое оснащение урока: проектор.
Этапы урока:
I. Организационная часть.
1. Приветствие обучающихся.
II. Актуализация прежних знаний:
- Фронтальный опрос по теме «Официально-деловой стиль».
III. Формирование новых понятий и способов деятельности.
1. Сюжет № 1 (руководитель – сотрудник).
2. Сюжет № 2 (коллега – коллега).
3. Знакомство с особенностями составления деловых документов.
IV. Формирование умений и навыков (применение).
1. Составление документов.
V. Подведение итогов.
VI. Задание на дом.
Хронологическая карта учебного занятия
Этап занятия | Время, мин. | Содержание деятельности преподавателя и обучающегося | Методы и приемы обучения | Средства обучения | Формы и методы контроля качества обучения |
I. Организационная часть | 2 | преподаватель формулирует | Информационный | ||
II. Актуализация прежних знаний | |||||
2.1 Фронтальный опрос по теме «Официально-деловой стиль». | 5 | Преподаватель: задает вопросы Обучающиеся: дают устные ответы | Диалогический | Дидак.мат. | Опрос |
III. Формирование новых понятий и способов деятельности | Всего, в т.ч. | ||||
3.1 Сюжет № 1 (руководитель – сотрудник). | 5 | Преподаватель: представляет задания на слайдах презентации Обучающиеся: выявляют ошибки в примерах, устно исправляют ошибки | Поисковый, диалогический | Слайды | Беседа |
3.2 Сюжет № 2 (коллега-коллега). | 8 | Преподаватель: предоставляет слово обучающемуся Обучающийся: Зачитывает заранее подготовленный текст, остальные слушают, письменно выполняют задание | Монологический, Диалогический | Дидакт.мат., составление конспектов | Беседа |
3.3 Знакомство с особенностями составления деловых документов | 8 | Преподаватель: объясняет особенности составления документов Обучающиеся: конспектируют учебный материал | Информационно-иллюстрирующий | Слайды, составление конспектов | Беседа |
IV. Формирование умений и навыков (применение) | |||||
4.1 Составление документов | 10 | Преподаватель: дает задание для групповой работы Обучающиеся: в группе выполняют письменное задание | Монологический | Раздаточн.материал | Беседа |
V. Подведение итогов | 5 | Преподаватель: задает обобщающие вопросы Обучающиеся: устно подводят итоги занятия | Диалогический | Опрос | |
VI. Задание на дом | 2 | Преподаваель: формулирует | Стимулирующий |
Конспект урока.
I. Организационная часть.
1.1 . Приветствие обучающихся (СЛАЙД 1).
«Уважаемые коллеги, рада видеть всех вас на нашем совещании. Перед каждым из вас лежит необходимый для сегодняшнего собрания пакет документов, кроме того, не забывайте делать пометки в своих органайзерах. К сожалению, недопустимо частыми в нашем агентстве стали случаи нарушения этики делового общения. Это подрывает авторитет нашего предприятия на рынке Казани. В связи с нарушениями этики делового общения, в связи с выявленными фактами по неправильному ведению деловой документации и переписки как внутри агентства, так и за его пределами, сегодняшнее заседание Совета директоров предлагаю посвятить теме: «Официально-деловой стиль. Этикет делового общения» (СЛАЙД 2). Прошу записать в своих органайзерах.
II. Актуализация прежних знаний.
2.1 Фронтальный опрос по теме "Официально-деловой стиль» (актуализируются знания, необходимые для изучения нового материала).
1. Назовите стили русского языка.
2. Назовите определение официально-делового стиля.
3. Сфера применения официально-делового стиля.
4. Черты официально-делового стиля.
Ответы:
1. Научный, художественный, публицистический, официально-деловой, разговорный.
2. Функциональный стиль речи, средство общения (чаще письменного) в сфере деловых отношений.
3. Международные отношения, юриспруденция, экономика, военная отрасль, сфера рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственная деятельность.
4. 1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;
2) стандартное расположение материала, употребление присущих этому стилю клише;
3) широкое использование терминологии, включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;
4) частое употребление отглагольных существительных, а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложног;
5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;
6) прямой порядок слов в предложении;
7) тенденция к употреблению сложных предложений;
8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;
9) слабая индивидуализация стиля.
Обучающиеся дают устные ответы на вопросы.
III. Формирование новых понятий и способов деятельности.
3.1 Сюжет № 1 (руководитель-сотрудник), создание проблемной ситуации.
Теперь я хотела бы познакомить вас с некоторыми ошибками, которые часто допускают работники предприятий при составлении документов. Наша с вами задача – эти ошибки найти и исправить.
СЛАЙД 3
1) Директору компании «ПИ АРТ»
Заявление
Дайте мне, пожалуйста, отпуск с 22 февраля по 1 марта. Я очень устал, плохо сплю по ночам, пропал аппетит, поэтому хочу отдохнуть и показаться врачу.
Подпись Стасов Сергей.
Ответ: Нарушен стиль текста, оформление документа не соответствует законам официально-делового стиля: вводные конструкции, подробности, детали.
СЛАЙД 4
2) Из повестки дня
«На собрании сидело только 12 лиц…»
«Прослушали и порешили…»
Технический секретарь Павлов
Ответ: неуместное употребление просторечья, частиц, нарушение согласования подлежащего и сказуемого.
СЛАЙД 5
3) Объявление
Те, кому выданы путевки в Турцию и Египет, будут вывешиваться в вестибюле.
Ваши профсоюзы
Ответ: грамматическая синтаксическая ошибка искажает смысл предложения.
Обучающиеся должны выявить ошибки в текстах, представленных на слайдах и в Приложении № 1, и устно их исправить – предложить правильные варианты. Данная работа позволит избежать ошибок в составлении текстов документов в будущей работе.
3.2 Сюжет № 2 (коллега-коллега), создание проблемной ситуации.
Очень важно уметь правильно составлять отчет о проделанной работе. Каждому из вас приходилось сталкиваться с этой непростой задачей. Предлагаю заслушать шуточный отчет о проведенном вечере одного из работников офиса, распечатка этого отчета у вас в пакете документов. Внимание, задание: определить, на чем основан юмор автора, и выписать из этого отчета словосочетания, относящиеся к официально-деловому стилю (СЛАЙД 6).
(Один из обучающихся зачитывает отчет «Как допускается порча хорошего настроения», см. Приложение№2)
Скажите, что же в данном отчете не так. (Сам отчет составлен верно, но тема, выбранная автором, не соответствует официально-деловому стилю, автору следовало обратиться к стилю разговорному). Назовите выписанные словосочетания. Помните, что вы можете использовать эти конструкции в своих отчетах.
Обучающиеся должны прослушать выступление коллеги, устно ответить на поставленные вопросы, затем выписать из текста выступления, представленного в раздаточном материале и на слайдах, клеше официально-делового стиля. Данные клеше обучающиеся могут использовать в самостоятельной работе в группах и в последующей домашней работе.
3.3 Знакомство с образцами составления заявления, объяснительной, доверенности (СЛАЙД 7, 8, 9).
Преподаватель комментирует образцы документов, представленных на слайдах и в Приложении № 3, обращает внимание обучающихся на наиболее сложные моменты составления текстов. Обучающиеся конспектируют материал. Данные образцы обучающиеся должны использовать в самостоятельной работе в группах и в последующей домашней работе.
IV. Формирование умений и навыков (применение).
4.1 Составление документов.
Теперь, учитывая особенности составления документов официально-делового стиля, с которыми мы познакомились, стараясь избежать ошибок, которые мы редактировали, предлагаю составить заявление на предоставление отпуска, объяснительную опоздания на работу и доверенность на коллегу. Выполняем задание в группе с коллегами по отделу. Затем мы вместе ознакомимся с вашими работами и прокомментируем их.
Составление документов (учащиеся работают в группах, используя раздаточный материал – Приложение № 3, образцы фиксируются в тетрадях, затем зачитываются вслух). Утверждение данных документов голосованием.
V. Подведение итогов.
Итак, мы проделали хорошую работу, укрепили знания об официально-деловом стиле и этикете делового общения. Премию к зарплате (оценка «5») за активную работу на заседании получают ________________________________(фамилии наиболее активных обучающихся).
VI. Задание на дом.
В качестве усвоения и отработки полученной информации о деловом письме после совещания самостоятельно составьте образцы двух оставшихся документов, их необходимо сдать директору до следующего совещания (СЛАЙД 10). Всем спасибо за внимание!
Приложения.
Приложение 1.
Задания для обучающихся (дублируют слайды презентации).
1. Директору компании «ПИ АРТ»
Заявление
Дайте мне, пожалуйста, отпуск с 22 февраля по 1 марта. Я очень устал, плохо сплю по ночам, пропал аппетит, поэтому хочу отдохнуть и показаться врачу.
Подпись Стасов Сергей.
2. Из повестки дня
«На собрании сидело только 12 лиц…»
«Прослушали и порешили…»
Технический
секретарь Павлов
3. Объявление
Те, кому выданы путевки в Турцию и Египет, будут вывешиваться в вестибюле.
Ваши профсоюзы
Приложение № 2 (дублирует слайд презентации).
Как допускается порча хорошего настроения.
Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятий. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент как-то: отсутствие совести, порядочности, стыда и проч., причем в ходе своего выступления и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.
После сдачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.
Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения, а также аппетита.
Приложение № 3 (дублирует слайды презентации).
1. Доверенность.
2. Заявление.
Директору ООО «Пи-Арт» Иванову И.И.
менеджера по продажам
Петрова П.П.
заявление.
Прошу предоставить выходной 22.05.2013 г. в счет заранее отработанных дней.
15.05.2013. Петров П.П.
3. Объяснительная.
Презентация к уроку.
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Профессиональный колледж №41»
Контрольные тесты
по литературе
Конкурс «Тестирование как способ оценки
образовательных результатов студентов»
Номинация «Тесты по общеобразовательным дисциплинам»
Разработала: Валеева Эльвира Равильевна,
преподаватель русского языка
и литературы,
контактный телефон: 89046641616
Аннотация.
Данный тест по программе УД 02 «Литература» разработан для обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования по профессиям/специальностям:
- 262019. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий;
- 43.02.02 Парикмахерское искусство;
- 54.02.08 Техника и искусство фотографии;
- 43.02.03 Стилистика и искусство визажа;
- 19.02.10 Технология и продукция общественного питания.
Тест учитывает уровень подготовки обучающихся по данной дисциплине – базовая подготовка.
Тест ориентирован на контроль уровня знаний обучающихся по УД «Литература», раздел № 1 «Литература второй половины XIX века» и раздел № 2 «Русская литература XX века».
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Профессиональный колледж №41»
СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ № 1
- Назначение
Данный тест по программе УД 02 «Литература» разработан для обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования по профессиям/специальностям 262019. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий; 43.02.02 Парикмахерское искусство; 54.02.08 Техника и искусство фотографии; 43.02.03 Стилистика и искусство визажа; 19.02.10 Технология и продукция общественного питания.
Контингент аттестуемых: Курс I.
- Форма и условия аттестации: в письменном виде на бланках после изучения раздела (№)1 «Литература второй половины XIX века» тем (№) 1.1 «Введение»,1.2 «Русская литература второй половины XIX века» УД «Литература».
- Время тестирования:45 мин. в т.ч.:
- подготовка -5 мин.
- выполнение - 35 мин.
- оформление и сдача - 5 мин.
- Перечень объектов контроля и оценки
№ вопроса/ задачи | Наименование объектов контроля и оценки | Уровень освоения | Тип вопроса/ задачи |
1. | Уметь устанавливать хронологическую последовательность литературных направлений. | 2 | уп |
2. | Знать жанровые особенности произведений русской литературы. | 1 | ус |
3. | Уметь работать с теоретическими понятиями литературы. | 2 | уп |
4. | Знать творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. | 1 | во |
5. | Знать систему образов в романе И.А.Гончарова «Обломов». | 1 | ус |
6. | Знать систему образов произведений первой половины XIX века. | 1 | ус |
7. | Уметь выявлять особенности образов произведения. | 2 | к |
8. | Знать теоретические понятия литературы. | 1 | во |
9. | Знать сюжет романа И.С.Тургенев «Отцы и дети». | 1 | ус |
10. | Знать средства художественной выразительности. | 1 | во |
Контрольная работа по литературе № 1.
Вариант – 1.
- Расположите литературные направления в хронологической последовательности:
1. классицизм
2. реализм
3.сентиментализм
4. романтизм
5. модернизм
- Установите соответствие между жанром и произведением:
1. поэма.
2. роман.
3. драма.
4. стихотворение.
А) М.Ю.Лермонтов «Мцыри».
Б) А.Н.Островский «Гроза».
В) И.С.Тургенев «Отцы и дети».
Г) Ф.И.Тютчев «О как убийственно мы любим».
- Расположите части композиции произведения в правильной последовательности:
1. эпилог.
2. завязка.
3. развитие действия.
4. пролог.
5.кульминация.
6. развязка.
- Выберите из списка произведения А.С.Пушкина. Напишите номера этих произведений:
1. «Война и мир».
2. «Капитанская дочка».
3. «Евгений Онегин».
4. «Преступление и наказание».
5. «Герой нашего времени».
6. «Медный всадник».
- Установите соответствие между героями романа И.А.Гончарова «Обломов» и их характеристиками:
1.Обломов | А) сдает квартиру на Выборгской стороне. |
2. Щтольц | Б) отец немец, мать русская. |
3. Ильинская | В) дворянин 32-33 лет. |
4. Пшеницына | Г) поет «CastaDiva» на именинах. |
6. Установите соответствие между именами и фамилиями героев произведений:
1. Илья Ильич.
2. Марфа Игнатьевна.
3. Павел Петрович.
4. Агафья Матвеевна.
А) Кирсанов.
Б) Обломов.
В) Кабанова.
Г) Пшеницына.
7. Распределите указанные ниже качества героев пьесы А.Н.Островского «Гроза» по столбцам таблицы.
Мудрый, властная, грубая, робкий, справедливый, мечтательная, бесхарактерный, религиозная.
Катерина | Тихон | Кабаниха | Кулигин |
8. Средство художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает характер своего героя через описание его внешности, называется:
А) пейзаж.
Б) интерьер.
Г) портрет.
Д) диалог.
9. Установите соответствие между героями романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» и характеристиками:
1. Базаров.
2. Аркадий.
3.Ситников.
4. Николай Кирсанов.
А) «лженигилист».
Б) умирает от заражения крови.
В) женится на Кате Одинцовой.
Г) играет на виолончели.
10. Выберите из списка средства художественной выразительности, использованные в данной строфе стихотворения Ф.И.Тютчева:
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи,
И смех мледенчески-живой?
1. эпитет.
2. сравнение.
3. ирония.
4. повтор.
5. риторический вопрос.
Контрольная работа по литературе № 1.
Вариант – 2.
1. Расположите литературные направления в хронологической последовательности:
1. сентиментализм.
2. романтизм.
3. классицизм.
4. реализм.
5. модернизм.
2. Установите соответствие между жанром и произведением:
1. роман.
2. комедия.
3. поэма.
4. стихотворение.
А) А.Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Б) Н.В.Гоголь «Ревизор».
В) Ф.И.Тютчев «Silentium».
Г) И.А.Гончаров «Обломов».
3. Расположите части композиции произведения в правильной последовательности:
1. завязка.
2.кульминация.
3. развязка.
4. пролог.
5. развитие действия.
6. эпилог.
4. Выберите из списка произведения М.Ю.Лермонтова. Напишите номера этих произведений:
1. «Белеет парус одинокий».
2. «Мертвые души».
3. «Евгений Онегин».
4. «Мцыри».
5. «Герой нашего времени».
6. «Медный всадник».
5. Установите соответствие между героями пьесы А.Н.Островского «Гроза» и их характеристиками:
1.Кабаниха | А) мечтает летать как птица. |
2. Катерина | Б) странница. |
3. Феклуша | В) купчиха, вдова. |
4. Варвара | Г) живет по принципу «шито да крыто». |
6. Установите соответствие между именами и фамилиями героев произведений:
1. Николай Петрович.
2. Анна Сергеевна.
3. Андрей Иванович.
4. Ольга Сергеевна.
А) Одинцова.
Б) Кирсанов.
В) Штольц.
Г) Ильинская.
7. Распределите указанные ниже качества героев романа И.А.Гончарова «Обломов» по столбцам таблицы.
Апатичный, необразованная, добродушный, целеустремленный, жизнерадостная, трудолюбивый, мечтательная, безропотная.
Обломов | Щтольц | Ольга Ильинская | Пшеницына |
8. Средство создания образа, представляющее собой описание природы, называется:
А) пейзаж.
Б)интерьер
Г) портрет.
Д) диалог.
9. Установите соответствие между героями романа И.С.Тургенева и характеристиками:
1. Кукшина.
2.Павел Кирсанов.
3. Катя Одинцова.
4. Базаров.
А) выходит замуж за Аркадия.
Б) медик, нигилист.
В) аристократ, ранен на дуэли.
Г) «эмансипэ».
10. Выберите из списка средства художественной выразительности, использованные в данной строфе стихотворения Ф.И.Тютчева:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.
1. риторический вопрос.
2. повтор.
3. книжные слова.
4. гротеск.
5. сравнение.
Номер задания. | Содержание ответа. | Количество существенных операций. |
1. | 13425 | Р = 5 |
2. | 1 а 2 в 3 б 4 г | Р = 4 |
3. | 423561 | Р = 6 |
4. | 236 | Р= 3 |
5. | 1 – в 2 – б. 3 – г. 4 – а. | Р = 4 |
6. | 1 б 2 в 3 а 4 г | Р = 4 |
7. | Катерина – мечтательная, религиозная. Тихон – робкий, бесхарактерный. Кабаниха – властная, грубая. Кулигин – мудрый, справедливый. | Р = 8 |
8. | г | Р =1 |
9. | 1 б 2 в 3 а 4 г | Р = 4 |
10. | 145 | Р = 3 |
ЭТАЛОН ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ
Контрольный тест по литературе № 1.
Вариант 1.
Вариант 2.
Номер задания. | Содержание ответа. | Количество существенных операций. |
1. | 13425 | Р = 5 |
2. | 1 г 2 б 3 а 4 в | Р = 4 |
3. | 415236 | Р =6 |
4. | 145 | Р =3 |
5. | 1 в 2 а 3 б 4 г | Р = 4 |
6. | 1 б 2 а 3 в 4 г | Р = 4 |
7. | Обломов – апатичный, добродушный. Штольц – целеустремленный, трудолюбивый. Ольга Ильинская – жизнерадостная, мечтательная. Пшеницына – необразованная, безропотная. | Р = 8 |
8. | а | Р = 1 |
9. | 1 г 2 в 3 а 4 б | Р = 4 |
10. | 235 | Р = 3 |
Контрольный тест по литературе № 1.
Критерии оценивания.
За каждую верно выполненную операцию обучаемый получает один балл. Набранные баллы суммируются, на основе общего показателя выставляется оценка по пятибалльной шкале.
Р = 42-38 – оценка «5»
Р = 37-34 – оценка «4»
Р = 33-30 – оценка «3»
Р = 29-0 – оценка «2»
С обучаемыми, получившими неудовлетворительную оценку, с целью устранения пробелов проводятся дополнительные консультации и повторный контроль уровня знаний.
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Профессиональный колледж №41»
СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ № 2
- Назначение
Данный тест по программе УД 02 «Литература» разработан для обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования по профессиям/специальностям 262019. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий; 43.02.02 Парикмахерское искусство; 54.02.08 Техника и искусство фотографии; 43.02.03 Стилистика и искусство визажа; 19.02.10 Технология и продукция общественного питания.
Контингент аттестуемых: Курс I.
- Форма и условия аттестации: в письменном виде на бланках после изучения раздела (№)1 «Литература второй половины XIX века» тем (№) 1.2 «Русская литература второй половины XIX века» и раздела (№2) «Русская литература XX века» тем (№) 2.1 «Литература начала XX века», 2.2. «Серебряный век русской культуры», 2.3 «Литература второй половины XX века» УД «Литература».
- Время тестирования:55 мин. в т.ч.:
подготовка -5 мин.
выполнение - 45 мин.
оформление и сдача - 5 мин.
- Перечень объектов контроля и оценки
№ вопроса/ задачи | Наименование объектов контроля и оценки | Уровень освоения | Тип вопроса/задачи |
1. | Знать литературные роды, жанры, виды. | 1 | ус |
2. | Уметь работать с сюжетом романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | 2 | к |
3. | Уметь работать с сюжетом романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | 2 | к |
4. | Знать систему образов романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». | 1 | во |
5. | Знать систему образов пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». | 1 | ус |
6. | Знать особенности поэзии Серебряного века. | 1 | во |
7. | Знать творчество поэтов Серебряного века. | 1 | ус |
8. | Знать средства художественной выразительности. | 1 | во |
9. | Знать сюжет пьесы М.Горького «На дне». | 1 | во |
10. | Знать систему образов романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 | во |
11. | Уметь работать с сюжетом романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». | 2 | к |
12. | Знать систему образов романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». | 1 | Ус |
13. | Знать особенности сюжета произведений жанра роман-эпопея. | 1 | во |
14. | Знать литературные произведения XIX, XX веков. | 1 | ус |
15. | Уметь определять авторство и тематику литературного произведения. | 2 | к |
Контрольный тест по литературе № 2.
Вариант – 1.
1. Установите соответствие между жанром и произведением:
1. поэма.
2. рассказ.
3. роман-эпопея.
4. стихотворение.
А) «Война и мир» Л.Н.Толстой.
Б) А.Ахматова «Реквием».
В) А.Блок «Незнакомка».
Г) И.А.Бунин «Легкое дыхание».
2. В какое время года происходит преступление в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
3. Кто из героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» вычислил убийцу старухи-процентщицы?
4. Выберите из списка героев произведения Л.Н.Толстого «Война и мир». Напишите их номера:
1. Обломов.
2. Наташа Ростова.
3. Марья Болконская.
4. Разумихин.
5. Лопахин.
6. Наполеон.
7. Гриша Добросклонов.
8) Анатоль Курагин.
5. Распределите качества героев пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» по столбцам таблицы:
Наивность, беспомощность, трудолюбие, целеустремленность, неприспособленность к жизни, жесткость.
Раневская. | Лопахин. |
6. Выберите из списка поэтов Серебряного века. Напишите их номера:
1. А.С.Пушкин.
2. А.А.Блок.
3. М.Ю.Лермонтов.
4. А.Ахматова.
5. Н.А.Некрасов.
6. В.В.Маяковский.
7. Установите соответствие между автором и произведением:
1. А.Ахматова.
2. М.Цветаева.
3. С.Есенин.
4. В.Маяковский.
А) «О дряни».
Б) «Песня последней встречи».
В) «Мне нравится, что вы больны не мной».
Г) «Гой ты, Русь, моя родная».
8. Какие средства художественной выразительности использованы в данном фрагменте? Напишите номера:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
1. эпитет.
2. антонимы.
3. восклицание.
4. деталь.
5. повтор.
9. Кто из героев пьесы М.Горького «На дне» в конце произведения покончил жизнь самоубийством?
А) Лука.
Б) Актер.
В) Васька Пепел.
Г) Анна.
10. Кто из героев романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» входил в свиту Воланда?
1. Кот Бегемот.
2. Босой.
3. Азазелло.
4. Коровин.
5. Варенуха.
6. Римский.
11. В каком российском городе происходит действие романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»?
12. Выберите героев произведения М.Шолохова «Тихий Дон»:
1. Аксинья.
2. Григорий Мелехов.
3. Степан Лиходеев.
4. Мишка Кошевой.
5. Андрей Болконский.
13. Какое историческое событие лежит в основе сюжета произведения М.Шолохова «Тихий Дон»?
А) Отечественная война 1812 г.
Б) Великая Отечественная война 1812 г.
В) Война с поляками.
Г) Гражданская война.
14. Установите соответствие между героем и произведением:
1. Родион Раскольников.
2. Кутузов.
3. Иван Бездомный.
4. Данко.
А) Л.Н.Толстой «Война и мир».
Б) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».
В) М.Булгаков «Мастер и Маргарита».
Г) М.Горький «Старуха Изергиль».
15. Кто автор данного стихотворения, о какой войне идет речь?
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Контрольный тест по литературе № 2.
Вариант – 2.
1. Установите соответствие между жанром и произведением:
1. поэма.
2. рассказ.
3. роман-эпопея.
4. стихотворение.
А) А.Ахматова «Песня последней встречи».
Б) А.Блок «Двенадцать».
В) М.Шолохов «Тихий Дон».
Г) И.А.Бунин «Солнечный удар».
2. В каком городе происходят события романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
3. Кто из героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» поделил людей на две группы: «твари дрожащие» и «право имеющие»?
4. Выберите из списка героев произведения Л.Н.Толстого «Война и мир». Напишите их номера:
1. Андрей Штольц.
2. Матрена Тимофеевна.
3. Николай Ростов.
4. Родион Раскольников.
5. Кутузов.
6. Элен Курагина.
7. Андрей Болконский.
8) Свидригайлов.
5. Распределите качества героев пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» по столбцам таблицы:
Мечтательность, амбициозность, несамостоятельность, тщеславие, предприимчивость, наивность.
Гаев. | Лопахин. |
6. Выберите из списка поэтов Серебряного века. Напишите их номера:
1. В.Жуковский.
2. А.А.Блок.
3. М.Цветаева.
4. С.Есенин.
5. Н.А.Некрасов.
6. М.Ю.Лермонтов.
7. Установите соответствие между автором и произведением:
1. А.Ахматова.
2. А.Блок.
3. С.Есенин.
4. В.Маяковский.
А) «Береза».
Б) «Ночь, улица, фонарь, аптека».
В) «Прозаседавшиеся».
Г) «Я научилась просто, мудро жить».
8. Какие средства художественной выразительности использованы в данном фрагменте? Напишите номера:
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой...
1. эпитет.
2. антонимы.
3. восклицание.
4. деталь.
5. повтор.
9. Кто из героев пьесы М.Горького «На дне» умирает от болезни?
А) Лука.
Б) Актер.
В) Васька Пепел.
Г) Анна.
10. Кто из москвичей в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» был наказан Воландом за грехи?
1. Лиходеев.
2. Босой.
3. Азазелло.
4. Коровин.
5. Кот Бегемот.
6. Римский.
11.В какие годы происходит действие в московских главах романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»?
12. Выберите героев произведения М.Шолохова «Тихий Дон»:
1. Наталья Мелехова.
2. Наташа Ростова.
3. Ильинична.
4. Аксинья.
5. Родион Раскольников.
13. Какое историческое событие лежит в основе сюжета произведения Л.Н.Толстого «Война и мир»?
А) Отечественная война 1812 г.
Б) Великая Отечественная война 1812 г.
В) Война с поляками.
Г) Гражданская война.
14. Установите соответствие между героем и произведением:
1. Наполеон.
2. Лара.
3. Иван Бездомный.
4. Родион Раскольников.
А) Л.Н.Толстой «Война и мир».
Б) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».
В) М.Булгаков «Мастер и Маргарита».
Г) М.Горький «Старуха Изергиль».
15. Кто автор данного стихотворения, какой войне оно посвящено?
Есть имена и есть такие даты,-
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты,-
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
ЭТАЛОН ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ
Контрольный тест № 2 по литературе.
Вариант 1.
Номер задания. | Содержание ответа. | Количество существенных операций. |
1. | 1 б 2 г 3 а 4 в | Р = 4 |
2. | Лето | Р = 1 |
3. | Порфирий Петрович | Р = 1 |
4. | 236 | Р= 3 |
5. | Раневская - наивность, беспомощность, неприспособленность к жизни. Лопахин – трудолюбие, целеустремлённость, жесткость. | Р = 6 |
6. | 246 | Р = 3 |
7. | 1 б 2 в 3 г 4 а | Р = 4 |
8. | 124 | Р =3 |
9. | б | Р = 1 |
10. | 134 | Р = 3 |
11. | Москва | Р = 1 |
12. | 124 | Р = 3 |
13. | г | Р = 1 |
14. | 1 б 2 а 3 в 4 г | Р = 4 |
15. | Твардовский, Великая Отечественная война | Р = 2 |
Вариант 2.
Номер задания. | Содержание ответа. | Количество существенных операций. |
1. | 1 б 2 г 3 в 4 а | Р = 4 |
2. | Петербург | Р = 1 |
3. | Раскольников | Р = 1 |
4. | 356 | Р= 3 |
5. | Гаев – мечтательность, несамостоятельность, наивность. Лопахин – амбициозность, предприимчивость, тщеславие. | Р = 6 |
6. | 234 | Р = 3 |
7. | 1 г 2 б 3 а 4 в | Р = 4 |
8. | 135 | Р =3 |
9. | г | Р = 1 |
10. | 126 | Р = 3 |
11. | 30-е годы | Р = 1 |
12. | 134 | Р = 3 |
13. | а | Р = 1 |
14. | 1 а 2 г 3 в 4 б | Р = 4 |
15. | Твардовский. Великая Отечественная война. | Р = 2 |
Контрольный тест по литературе № 2.
Критерии оценивания.
За каждую верно выполненную операцию обучаемый получает один балл. Набранные баллы суммируются, на основе общего показателя выставляется оценка по пятибалльной шкале.
Р = 40-36 – оценка «5»
Р = 35-32 – оценка «4»
Р = 31-28 – оценка «3»
Р = 29-0 – оценка «2»
С обучаемыми, получившими неудовлетворительную оценку, с целью устранения пробелов проводятся дополнительные консультации и повторный контроль уровня знаний.
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ СПО
Э.Р.Валеева,
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Профессиональный колледж № 41»
Аннотация
В данной статье рассматривается процесс формирования общих и профессиональных компетенций на уроках русского языка. На примере конкретного профессионального модуля и урока из раздела учебной программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» доказывается тезис о возможности формирования на уроках русского языка профессиональных компетенций обучающихся.
Рассматриваются способы мотивации обучающихся к изучению предмета «Русский язык».
Ключевые слова: общие компетенции, профессиональные компетенции, мотивация обучающихся.
Утверждение стандартов третьего поколения[1], переход на модульную систему обучения призваны способствовать формированию социально зрелой личности, конкурентоспособной на рынке труда в современных социально-экономических условиях. Чтобы обучающийся колледжа в дальнейшем действительно стал таким специалистом, в центре внимания при изучении общеобразовательных и профессиональных дисциплин должны быть общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции.
Русский язык относится к дисциплинам реализации общеобразовательной подготовки обучающихся и основное его назначение – формирование и развитие ОК, которые необходимы в процессе получения знаний по профессии. Рассмотрим на конкретном примере, как происходит данный процесс.
В результате освоения профессионального модуля «Подготовка изделия к примеркам и проведение примерок» (специальность 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий») обучающийся должен владеть такими общезначимыми компетенциями, как:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения;
- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности;
- ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Обращаем внимание на глаголы: понимать сущность, организовывать деятельность, анализировать ситуацию, осуществлять контроль, осуществлять поиск информации. Именно они обозначают те действия, умения, то есть компетенции, которые можно и нужно формировать и развивать на уроках русского языка на первом курсе, готовить обучающихся к освоению данного модуля.
Отличительной чертой стандартов третьего поколения является новый подход к формированию содержания урока, его темы. Например, один из разделов рабочей программы по русскому языку « Текст и его строение». Он рассчитан на шесть часов:
1. Текст. Признаки текста. (2 часа)
2. Стили речи. Типы речи. (2 часа)
3. Тема и мысль текста. (2 часа)
Данный раздел составлен с учётом парадигмы ЗУН (знания, умения, навыки), в которой на первом месте знания. В формулировке темы указаны те знания, которые должен получить обучающийся. Компетентностный подход предполагает переход в конструировании содержания образования от «знаний» к «способам деятельности». Поэтому, учитывая новый, деятельностный подход, где на первом месте умения, необходимо изменить формулирование тем, а следовательно, и подход к ним:
1. Понимание сущности текста как смыслового, интонационного, стилевого единства микротем.
2. Организация собственной деятельности при создании текста исходя из законов стиля и типа речи.
3. Осуществление поиска информации, необходимой для выявления темы и мысли текста.
В данных формулировках отглагольными существительными понимание, организация, осуществление выражены те действия, умения, т.е. компетенции, над которыми надо работать.
Учебная дисциплина «Русский язык» не входит в Основную профессиональную образовательную программу (ОПОП), но ознакомившись с ФГОС СПО третьего поколения[1], можно с уверенностью сказать, что на уроках русского языка можно формировать и профессиональные компетенции. Вот наглядный тому пример.
Так, при освоении уже выше указанного модуля у обучающегося должна быть сформирована одна из таких компетенций, как ПК 5.1 «Определять посадку изделия на фигуре».
Алгоритм этой компетенции следующий:
- произвести наблюдение и определять баланс изделия;
- выявлять и устранять дефекты в изделии;
- подготовить изделие к обработке;
- проводить обработку кроя после примерки
Конечно, обучить, как определять баланс изделия, устранять дефекты и т.д. на уроках русского языка невозможно. Но учить производить наблюдение, интерпретировать, сравнивать, выявлять, устранять, регулировать - развивать данные умения можно. Предлагаю рассмотреть это на конкретном материале одного урока, методическая разработка которого, следует отметить, была удостоена диплома Лауреата на Всероссийском конкурсе методических разработок «Интерактивный учитель 2013»[2].
Данный урок относится к разделу «Стили речи». Тема урока - «Официально-деловой стиль. Этикет делового общения», составлен с использованием материала учебника А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой[3]. С учётом поставленной цели, считаю, следует изменить формулировку раздела - «Осуществление контроля за применением норм стилей в различных жизненных ситуациях» - и соответственно темы – «Составление алгоритма собственной деятельности при освоении норм официально-делового стиля речи». Составляем алгоритм деятельности обучающихся, который позволит и усвоить материал русского языка, и работать над формированием и развитием умения – контролировать и регулировать:
- произвести наблюдение над текстом с точки зрения лексики, морфологии, синтаксиса и выявить особенности официально-делового стиля речи;
- правильно интерпретировать (объяснить) свои наблюдения;
- сравнить два текста (корректный и некорректный);
- выявить отклонения от стилистических норм данного стиля;
- устранить отклонения (исправить ошибки);
- обеспечить режим правильного владения стилями речи (выполнение упражнений на закрепление норм стиля);
- подготовить необходимое оборудование для дальнейшей работы (памятку, таблицу);
- регулировать использование норм данного стиля речи, обращаясь к памятке, таблице;
- осуществлять постоянный контроль за нормами официально-делового стиля речи.
Сравнивая алгоритм из профессионального модуля и алгоритм урока русского языка, видим, что выполняемые действия (они выделены курсивом) идентичны. Значит, мы приходим к выводу, что на уроках русского языка формируется ПК 5.1.
Таким образом, на уроках русского языка можно работать над формированием и общих, и профессиональных компетенций (безусловно, не всех ПК). Следовательно, в условиях модульно-компетентностного подхода в системе СПО место учебной дисциплины русский язык определено.
Данный вывод позволяет утверждать, что в условиях модульно-компетентностного подхода у обучающихся повышается интерес к изучению русского языка. Как известно, дисциплина «Русский язык» не является профильной для технических специальностей, и во время обучения студенты не видят реального, конкретного применения знаний, получаемых на занятиях, в будущей профессиональной деятельности, что часто вызывает у них недовольство. Однако тот факт, что на уроках русского языка так же, как и на занятиях по профессиональным дисциплинам, формируются профессиональные компетенции, стимулирует обучающихся к изучению предмета. Это, в свою очередь, приводит к росту качества знаний по предмету.
Доказательством данного утверждения можно считать результаты контроля качества знаний. Так, результаты тестирования обучающихся на специальность «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по теме «Официально-деловой стиль. Этикет делового общения» показали, что коэффициент знаний обучающихся группы составил 0.81, что можно считать высоким показателем. Приходим к выводу, что наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету и, как следствие, повышение уровня знаний.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ФГОС СПО третьего поколения, электронный источник: www.edu.ru
2. Всероссийский портал интерактивный проектов «Учитель» -учи.тель.рф.
3. Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. – М.:Просвещение, 2005. – 350 с.