Статья: "Работа воспитателя по формированию психо-речевыз процессов у детей".
«Работа воспитателя по формированию психо-речевых процессов у детей».
Работа воспитателя по формированию психо-речевых процессов у детей осуществляется практически во всех видах деятельности. Большое значение в их развитии оказывает игра. Игру не зря называют ведущей деятельностью дошкольника. Она действительно «ведет» за собой все психические процессы. Ребенок легче удерживает сознательную цель – запомнить, и запоминает большее количество слов, чем в специально созданных условиях. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка».
Большую роль в формировании психо-речевых процессов играют игры с правилами, к которым относятся дидактические, словесные, настольно-печатные игры, игры-драматизации, подвижные игры. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка, развитию выдержки, воли ребенка, тренировке памяти, внимания, развитию мыслительных процессов. Эти игры требуют интеллектуальных, волевых и нравственных качеств, побуждают детей к общению, развивают словарный запас и речь детей.
Формирование зрительного и слухового восприятия.
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», ощущения, восприятия, представления. К 6 годам эти познавательные процессы уже довольно развиты. Особо важную роль в этом играет усвоение сенсорных эталонов: обследование предмета, выявление его качества, цвета, формы, величины, звучания. Для этого существует множество специальных игр и упражнений. Наиболее эффективные пособия по сенсорной дидактике Монтессори, которые помогают ребенку в усвоении формы, цвета, величины и т.д. восприятие следует формировать в процессе содержательных видов деятельности. Дети усваивают жизненное значение различных форм предметов, их окраску, величину именно в том случае, когда непосредственно манипулируют с этими предметами в быту, в игре, в конструктивной, изобразительной, музыкальной деятельности. Роль зрительного ощущения и восприятия чрезвычайно важна, потому что 80% информации ребенок получает с помощью зрения.
К 6 годам повышается точность и тонкость цветоразличения. Ребенок различает не только основные цвета, но и их оттенки. Имеет свои особенности и слуховая чувствительность. Повышается звуковысотная различительная способность. При восприятии музыкальных произведений ребенок лучше улавливает динамическую сторону: ритм, темп. Мелодию и гармонию воспринимают хуже. Развивается и обонятельная чувствительность, дети лучше различают запахи, точнее их называют. Значительные изменения наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствуют формированию пространственных отношений. Дети 5-6 лет все чаще проявляют потребность разобраться во встречающихся формах, установить, на что они похожи. Важно поддерживать эту попытку сравнивать.
-«На что похож овал?» - спрашивает взрослый.
Ребенок ищет в окружающем похожие предметы или припоминает из знакомых предметов, на что он похож, пытается сравнить величину предметов, причем глазомерные действия у него затруднены. Однако, уровень этих действий можно повысить в ходе целенаправленного обучения.
Когда дети овладеют умением соизмерять ширину, высоту, длину, форму, объем предметов в действии, они переходят к решению задач более сложных. А именно, определять величину на «глаз». Но успех достигается только, если овладение глазомерными действиями включены во внутрь других, более широкий видов деятельности: в конструировании, когда ребенок подбирает нужные детали; в лепке, когда он делит кусок пластилина; в аппликации, рисовании, бытовых действиях и в играх.
Восприятие времени тоже не простая задача для детей. Ведь оно не имеет наглядной формы, текуче, необратимо. Воспитателю следует помочь ребенку различать время суток: «Утор – когда светло, когда солнышко встает». Дети уже без труда воспринимают настоящее время, но затрудняются в определении прошедшего и будущего времени. Эти понятия следует формировать. Восприятие времени успешно формируется на основе знания временных эталонов, переживания детьми длительности временных интервалов, развития чувства времени. Знакомя детей с длительностью жизненно важных интервалов 1 минута, 3 минуты, 5 минут, 10 минут желательно использовать секундомер, песочные часы, а затем использовать длительность этих интервалов в разных видах деятельности, учить выполнять работу в указанный срок, регулировать темп выполняемой работы. Формированию представлений о длительных временных интервалов помогают систематические наблюдения в природе, использование календарей. Дневников наблюдений. Дети 6 лет способны понять, что время нельзя остановить, вернуть. Ускорить, что оно не зависит ни от желания, ни от деятельности человека. Они учатся ориентироваться во времени.
Формирование восприятия происходит и при знакомстве с художественной литературой, художественных произведений искусств. Ребенок не сразу воспринимает произведения искусства, однако начатки художественного восприятия у него уже имеются. Способность к художественному восприятию не появляется сама собой. Ему нужно учить. Этому способствует и укрепление знаний, представлений детей об окружающей действительности, развитие их речи и мышления, развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости к прекрасному. Использование в ходе общения с природой поэзии, песни, способно усилить эту отзывчивость. Развитие эстетического восприятия происходит не только на специальные занятия, но и в ходе бытовой деятельности ребенка. Потребность ребенка в общении, труде, в познании формируют такой сложный психический процесс, как восприятие человека человеком. В игре ребенок воссоздает образы других людей, отношения между ними. Особенности отражения ребенком человека выявляются и в изобразительной деятельности, в его оценочных суждениях. Наиболее яркую оценку дети дают тем взрослым, к которым испытывают доверительные отношения, привязанность. Оценочные суждения об окружающих людях в 6-7 лет становятся более полными, развернутыми, адекватными, касаются не только внешних, физических данных человека, но и его личных качеств. Важно, чтобы взрослый обращал внимание ребенка на разные стороны поведения людей, героев художественных произведений, особенности их внешнего облика, проявленные им качества. Таким образом, взрослый формирует у детей «точки зрения», «эталоны», с которыми они сверяют свое поведение с поведением своих товарищей.
Формирование слухового и зрительного внимания.
Внимание обеспечивает успешную и четкую работу сознания. Внимание – это дверь, через которую проходит все, что входит в душу. Это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах. Ребенок не может быть внимательным вообще. Его внимание всегда проявляется в определенных процессах: он всматривается, вслушиваться, рисует, играет. Оно направлено на объекты внешнего мира, помогает своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в своем организме.
Характеристика видов внимания.
У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. Оно приходит, когда ребенок руководствуется интересами, игрой. Чувствами. Это волевое внимание, возникающее без сознательно поставленной цели. Однако, к концу дошкольного детства появляются зачатки произвольного активного, внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. произвольное внимание проявляется не само собой, а только в результате общения ребенка с взрослым. В таком общении ребенок овладевает способами организации своего внимания. Решающим средством организации произвольного внимания является речь. Взрослый направляет внимание ребенка на предстоящую деятельность при помощи словесных инструкций. А затем ребенок сам применяет приемы, применяемые ранее взрослым, для организации своего внимания.
Какие же приемы организации внимания доступны дошкольнику?
Предварительная группировка дидактического материала.
Планирование своих действий.
Громкое проговаривание инструкций взрослого.
Необходимо научить ребенка считаться с правилами. Уровень развития произвольного внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личность, волевые качества. Если непроизвольным вниманием распоряжаются внешние объекты, то «хозяином» произвольного внимания является сама личность, будь то взрослый или ребенок. Формула здесь простая: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что». Однако, заставить себя ребенку не совсем легко. Ему трудно быть внимательным в непривычной обстановке или, когда много дополнительных раздражителей. Детям лучше работается, когда лишние раздражители устранены, на рабочем месте нет ничего лишнего. Основные виды произвольного и непроизвольного внимания тесно связаны и порой переходят один в другой. Например, ребенок должен собрать из конструктора самолет. Вначале ему трудно сосредоточиться и выполнить задание, но затем оно его увлекает и ребенка уже не оторвать от работы, уму нет надобности заставлять себя. Что же произошло? Произвольное внимание перешло в непроизвольное. Главной побудительной силой его является стойкий интерес не только к результату, но и к самому процессу его выполнения. Этот вид внимания называется послепроизвольным. Послепроизвольное внимание имеет большое значение для обучения шестилеток. Зная возможности перерастания внимания, воспитатель стремится сложное и малоинтересное для детей занятие сделать занимательным и интересным. У шестилетнего ребенка есть все виды внимания, которые переплетены в его деятельности. Воспитателю важно использовать некоторые качества каждого из них. Устойчивость внимания значительно увеличивается от младшего к старшему дошкольному возрасту. Но, несмотря на то, что к 6 годам устойчивость внимания увеличивается, все же оно развито еще слабо. Дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Воспитателю необходимо учитывать это при организации детской деятельности. Важное свойство внимания – его объем, измеряемый количеством объектов, который человек способен охватить при одновременном предъявлении. Ребенок 6 лет уже может воспринимать со всеми деталями одновременно три объекта. Внимание их привлекают не только яркие, необычные предметы, но и внешне ничем не привлекательные. Внимание ребенка все чаще привлекают загадки, вопросы, сам человек, его деятельность. В облике человека, его одежде, поведении ребенок уже замечает детали.
Слабо развиты и дошкольника такие свойства внимания, как распределение и переключение. Ребенок часто отвлекается, трудно сосредотачивается на чем- то малоинтересном, не важном. Причины рассеянности могут быть самыми разными. Это расстройства нервной системы, малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и обедняющие кислородное питание мозга. В этих случаях необходимо посоветоваться с врачом. Одной из частых причин рассеянности является быстро возникающее утомление при выполнении трудной и неинтересной для ребенка работы требующей длительной сосредоточенности. Причиной рассеянности может являться и перегрузка мозга большим количеством впечатлений, слаборазвитая переключаемость внимания. Разбросанность интересов так же может привести к рассеянности. В рассеянности внимания ребенка порой виновен воспитатель, когда проводит организованную деятельность детей неинтересно, монотонно. Ребенку становится скучно, он старается искать увлекательное занятие на стороне. важным средством предотвращения рассеянности является правильное педагогическое общение. Живая, эмоциональная, выразительная речь педагога, пропитанная доверием и уважением к ребенку, шуткой и юмором, не может оставить безразличными детей, не пробудить их внимания.
Развитие непроизвольной и произвольной памяти.
Память – это запоминание, сохранение и последующее восприятие человеком его опыта. У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольный вид памяти, при котором отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребенка – это его интерес. Он легко и надолго запоминает то, что его заинтересовало, с чем он действовал. Существенную роль при этом играет слово. Если предметы, с которыми он играет, называются, то он запоминает их лучше. Но, на ряду с непроизвольной памятью, у ребенка так же развивается произвольная. Задача взрослого на этом этапе - научить ребенка ставить цель запомнить, припомнить что либо, применять способы для осуществления цели. Например, в игре «Посмотри и запомни» воспитатель выставляет несколько предметных картинок (вначале 2-3, затем количество постепенно увеличивается) и предлагает внимательно посмотреть и запомнить, какие предметы они увидели и в каком порядке они расположены. Затем закрывает картинки и предлагает ребенку назвать, что он запомнил.
Память ребенка развивается во всех видах деятельности, когда ребенку приходится ее направлять. Если ему хочется поиграть в игру, ему необходимо запомнить правила этой игры. Требования взрослого к поведению ребенка тоже тренируют его память. Несложные поручения воспитателя приучают малыша запомнить прием той или иной работы. Чтобы выучить стихотворение или пересказать текст произведения, ребенку надо напрячь память. Чем больше будет у ребенка таких упражнений, тем лучше разовьется произвольная память.
Чтобы ребенку было легче запоминать, взрослый должен научить ребенка применять какие-либо способы запоминания. Например, прослушивание сказки в грамзаписи. Попросите рассказать услышанную сказку, а, чтобы он не упустил главного, посоветуйте ему рассказать сначала о добрых героях, затем о злых и, наконец, о том, как добрые герои одержали победу над злыми. Из многих героев сказки ребенок выбирает тех, которые подходят к одной или другой группе. Таким образом, он учится сопоставлять сходные явления, находить сходные черты. Видеть различия. Чем старше ребенок. Тем больше у него наблюдений и опыта, тем сложнее работа, проделываемая его умом. Запомнить – это, прежде всего, понять смысл, сущность и последовательность событий. Запомнить – это значит закрепить понятое с помощью упражнений и повторений. Для запоминания стихотворения его заучивают по частям, а затем несколько раз повторяют все стихотворение в целом. Это требует усидчивости и напряжения памяти.
Развитие мыслительных процессов.
Мышление ребенка связано сего знаниями. В процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире, растет круг неопределенных знаний, таких как догадки, вопросы, предположения. Эти развивающие знания являются мощным стимулом умственной активности детей. Неопределенность знаний уменьшается, они уточняются, переходят в определенные. Решая задачи, уточняя связи и отношения между предметами, ребенок использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно-образную, наглядно-действенную и словесно-логическую.
Наглядно-действенное мышление осуществляется путем реального действия с предметами. Оно возникает еще в раннем детстве. Шестилетний ребенок может прибегать к нему, если перед ним встает задача, для решения которой у него нет опыта и знаний. Наиболее часто им используется наглядно-образное мышление, когда ребенок оперирует уже не самими предметами, а их образами. В ходе образного мышления более полно воспроизводится многообразие сторон предмета, отражая наиболее важные связи в отношении между предметами и их свойствами. В рисунках шестилетних детей часто переданы связь и отношение частей, а их детали, нередко, отсутствуют. Развитие образного мышления ребенка выражается в том, что его представления приобретают гибкость, подвижность. Он способен представить себе предметы в различных пространственных представлениях, мысленно менять их расположение.
К 6 годам дети используют и словесно-логическое мышление. Наиболее значимое для ребенка – формирование образного мышления, так как оно способствует более успешному обучению ребенка в школе. Развитию образного мышления способствуют, наряду с учебной, и другие виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, слушание и драматизация сказок.
Как же развивать мышление?
Этому способствуют все виды деятельности. Нужно только организовать условия углубленного познания того или иного объекта, так называемую предметно-развивающую среду. Развивая мышление у детей, следует сформировать знания о том. Что предметы и явления следует рассматривать не сами по себе, а в их связи с другими предметами. Эти знания, проявляющиеся в форме догадок, предположений, являются важным стимулом умственной активности детей. Чтобы стимулировать развитие мыслительных процессов, надо включать их в активную деятельность. (проведение опытов с различными материалами).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument14.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: "Работа воспитателя по формированию психо-речевыз процессов у детей".
«Работа воспитателя по формированию психо-речевых процессов у детей».
Работа воспитателя по формированию психо-речевых процессов у детей осуществляется практически во всех видах деятельности. Большое значение в их развитии оказывает игра. Игру не зря называют ведущей деятельностью дошкольника. Она действительно «ведет» за собой все психические процессы. Ребенок легче удерживает сознательную цель – запомнить, и запоминает большее количество слов, чем в специально созданных условиях. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка».
Большую роль в формировании психо-речевых процессов играют игры с правилами, к которым относятся дидактические, словесные, настольно-печатные игры, игры-драматизации, подвижные игры. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка, развитию выдержки, воли ребенка, тренировке памяти, внимания, развитию мыслительных процессов. Эти игры требуют интеллектуальных, волевых и нравственных качеств, побуждают детей к общению, развивают словарный запас и речь детей.
Формирование зрительного и слухового восприятия.
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», ощущения, восприятия, представления. К 6 годам эти познавательные процессы уже довольно развиты. Особо важную роль в этом играет усвоение сенсорных эталонов: обследование предмета, выявление его качества, цвета, формы, величины, звучания. Для этого существует множество специальных игр и упражнений. Наиболее эффективные пособия по сенсорной дидактике Монтессори, которые помогают ребенку в усвоении формы, цвета, величины и т.д. восприятие следует формировать в процессе содержательных видов деятельности. Дети усваивают жизненное значение различных форм предметов, их окраску, величину именно в том случае, когда непосредственно манипулируют с этими предметами в быту, в игре, в конструктивной, изобразительной, музыкальной деятельности. Роль зрительного ощущения и восприятия чрезвычайно важна, потому что 80% информации ребенок получает с помощью зрения.
К 6 годам повышается точность и тонкость цветоразличения. Ребенок различает не только основные цвета, но и их оттенки. Имеет свои особенности и слуховая чувствительность. Повышается звуковысотная различительная способность. При восприятии музыкальных произведений ребенок лучше улавливает динамическую сторону: ритм, темп. Мелодию и гармонию воспринимают хуже. Развивается и обонятельная чувствительность, дети лучше различают запахи, точнее их называют. Значительные изменения наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствуют формированию пространственных отношений. Дети 5-6 лет все чаще проявляют потребность разобраться во встречающихся формах, установить, на что они похожи. Важно поддерживать эту попытку сравнивать.
-«На что похож овал?» - спрашивает взрослый.
Ребенок ищет в окружающем похожие предметы или припоминает из знакомых предметов, на что он похож, пытается сравнить величину предметов, причем глазомерные действия у него затруднены. Однако, уровень этих действий можно повысить в ходе целенаправленного обучения.
Когда дети овладеют умением соизмерять ширину, высоту, длину, форму, объем предметов в действии, они переходят к решению задач более сложных. А именно, определять величину на «глаз». Но успех достигается только, если овладение глазомерными действиями включены во внутрь других, более широкий видов деятельности: в конструировании, когда ребенок подбирает нужные детали; в лепке, когда он делит кусок пластилина; в аппликации, рисовании, бытовых действиях и в играх.
Восприятие времени тоже не простая задача для детей. Ведь оно не имеет наглядной формы, текуче, необратимо. Воспитателю следует помочь ребенку различать время суток: «Утор – когда светло, когда солнышко встает». Дети уже без труда воспринимают настоящее время, но затрудняются в определении прошедшего и будущего времени. Эти понятия следует формировать. Восприятие времени успешно формируется на основе знания временных эталонов, переживания детьми длительности временных интервалов, развития чувства времени. Знакомя детей с длительностью жизненно важных интервалов 1 минута, 3 минуты, 5 минут, 10 минут желательно использовать секундомер, песочные часы, а затем использовать длительность этих интервалов в разных видах деятельности, учить выполнять работу в указанный срок, регулировать темп выполняемой работы. Формированию представлений о длительных временных интервалов помогают систематические наблюдения в природе, использование календарей. Дневников наблюдений. Дети 6 лет способны понять, что время нельзя остановить, вернуть. Ускорить, что оно не зависит ни от желания, ни от деятельности человека. Они учатся ориентироваться во времени.
Формирование восприятия происходит и при знакомстве с художественной литературой, художественных произведений искусств. Ребенок не сразу воспринимает произведения искусства, однако начатки художественного восприятия у него уже имеются. Способность к художественному восприятию не появляется сама собой. Ему нужно учить. Этому способствует и укрепление знаний, представлений детей об окружающей действительности, развитие их речи и мышления, развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости к прекрасному. Использование в ходе общения с природой поэзии, песни, способно усилить эту отзывчивость. Развитие эстетического восприятия происходит не только на специальные занятия, но и в ходе бытовой деятельности ребенка. Потребность ребенка в общении, труде, в познании формируют такой сложный психический процесс, как восприятие человека человеком. В игре ребенок воссоздает образы других людей, отношения между ними. Особенности отражения ребенком человека выявляются и в изобразительной деятельности, в его оценочных суждениях. Наиболее яркую оценку дети дают тем взрослым, к которым испытывают доверительные отношения, привязанность. Оценочные суждения об окружающих людях в 6-7 лет становятся более полными, развернутыми, адекватными, касаются не только внешних, физических данных человека, но и его личных качеств. Важно, чтобы взрослый обращал внимание ребенка на разные стороны поведения людей, героев художественных произведений, особенности их внешнего облика, проявленные им качества. Таким образом, взрослый формирует у детей «точки зрения», «эталоны», с которыми они сверяют свое поведение с поведением своих товарищей.
Формирование слухового и зрительного внимания.
Внимание обеспечивает успешную и четкую работу сознания. Внимание – это дверь, через которую проходит все, что входит в душу. Это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах. Ребенок не может быть внимательным вообще. Его внимание всегда проявляется в определенных процессах: он всматривается, вслушиваться, рисует, играет. Оно направлено на объекты внешнего мира, помогает своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в своем организме.
Характеристика видов внимания.
У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. Оно приходит, когда ребенок руководствуется интересами, игрой. Чувствами. Это волевое внимание, возникающее без сознательно поставленной цели. Однако, к концу дошкольного детства появляются зачатки произвольного активного, внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. произвольное внимание проявляется не само собой, а только в результате общения ребенка с взрослым. В таком общении ребенок овладевает способами организации своего внимания. Решающим средством организации произвольного внимания является речь. Взрослый направляет внимание ребенка на предстоящую деятельность при помощи словесных инструкций. А затем ребенок сам применяет приемы, применяемые ранее взрослым, для организации своего внимания.
Какие же приемы организации внимания доступны дошкольнику?
Предварительная группировка дидактического материала.
Планирование своих действий.
Громкое проговаривание инструкций взрослого.
Необходимо научить ребенка считаться с правилами. Уровень развития произвольного внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личность, волевые качества. Если непроизвольным вниманием распоряжаются внешние объекты, то «хозяином» произвольного внимания является сама личность, будь то взрослый или ребенок. Формула здесь простая: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что». Однако, заставить себя ребенку не совсем легко. Ему трудно быть внимательным в непривычной обстановке или, когда много дополнительных раздражителей. Детям лучше работается, когда лишние раздражители устранены, на рабочем месте нет ничего лишнего. Основные виды произвольного и непроизвольного внимания тесно связаны и порой переходят один в другой. Например, ребенок должен собрать из конструктора самолет. Вначале ему трудно сосредоточиться и выполнить задание, но затем оно его увлекает и ребенка уже не оторвать от работы, уму нет надобности заставлять себя. Что же произошло? Произвольное внимание перешло в непроизвольное. Главной побудительной силой его является стойкий интерес не только к результату, но и к самому процессу его выполнения. Этот вид внимания называется послепроизвольным. Послепроизвольное внимание имеет большое значение для обучения шестилеток. Зная возможности перерастания внимания, воспитатель стремится сложное и малоинтересное для детей занятие сделать занимательным и интересным. У шестилетнего ребенка есть все виды внимания, которые переплетены в его деятельности. Воспитателю важно использовать некоторые качества каждого из них. Устойчивость внимания значительно увеличивается от младшего к старшему дошкольному возрасту. Но, несмотря на то, что к 6 годам устойчивость внимания увеличивается, все же оно развито еще слабо. Дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Воспитателю необходимо учитывать это при организации детской деятельности. Важное свойство внимания – его объем, измеряемый количеством объектов, который человек способен охватить при одновременном предъявлении. Ребенок 6 лет уже может воспринимать со всеми деталями одновременно три объекта. Внимание их привлекают не только яркие, необычные предметы, но и внешне ничем не привлекательные. Внимание ребенка все чаще привлекают загадки, вопросы, сам человек, его деятельность. В облике человека, его одежде, поведении ребенок уже замечает детали.
Слабо развиты и дошкольника такие свойства внимания, как распределение и переключение. Ребенок часто отвлекается, трудно сосредотачивается на чем- то малоинтересном, не важном. Причины рассеянности могут быть самыми разными. Это расстройства нервной системы, малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и обедняющие кислородное питание мозга. В этих случаях необходимо посоветоваться с врачом. Одной из частых причин рассеянности является быстро возникающее утомление при выполнении трудной и неинтересной для ребенка работы требующей длительной сосредоточенности. Причиной рассеянности может являться и перегрузка мозга большим количеством впечатлений, слаборазвитая переключаемость внимания. Разбросанность интересов так же может привести к рассеянности. В рассеянности внимания ребенка порой виновен воспитатель, когда проводит организованную деятельность детей неинтересно, монотонно. Ребенку становится скучно, он старается искать увлекательное занятие на стороне. важным средством предотвращения рассеянности является правильное педагогическое общение. Живая, эмоциональная, выразительная речь педагога, пропитанная доверием и уважением к ребенку, шуткой и юмором, не может оставить безразличными детей, не пробудить их внимания.
Развитие непроизвольной и произвольной памяти.
Память – это запоминание, сохранение и последующее восприятие человеком его опыта. У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольный вид памяти, при котором отсутствует сознательно поставленная цель. Память ребенка – это его интерес. Он легко и надолго запоминает то, что его заинтересовало, с чем он действовал. Существенную роль при этом играет слово. Если предметы, с которыми он играет, называются, то он запоминает их лучше. Но, на ряду с непроизвольной памятью, у ребенка так же развивается произвольная. Задача взрослого на этом этапе - научить ребенка ставить цель запомнить, припомнить что либо, применять способы для осуществления цели. Например, в игре «Посмотри и запомни» воспитатель выставляет несколько предметных картинок (вначале 2-3, затем количество постепенно увеличивается) и предлагает внимательно посмотреть и запомнить, какие предметы они увидели и в каком порядке они расположены. Затем закрывает картинки и предлагает ребенку назвать, что он запомнил.
Память ребенка развивается во всех видах деятельности, когда ребенку приходится ее направлять. Если ему хочется поиграть в игру, ему необходимо запомнить правила этой игры. Требования взрослого к поведению ребенка тоже тренируют его память. Несложные поручения воспитателя приучают малыша запомнить прием той или иной работы. Чтобы выучить стихотворение или пересказать текст произведения, ребенку надо напрячь память. Чем больше будет у ребенка таких упражнений, тем лучше разовьется произвольная память.
Чтобы ребенку было легче запоминать, взрослый должен научить ребенка применять какие-либо способы запоминания. Например, прослушивание сказки в грамзаписи. Попросите рассказать услышанную сказку, а, чтобы он не упустил главного, посоветуйте ему рассказать сначала о добрых героях, затем о злых и, наконец, о том, как добрые герои одержали победу над злыми. Из многих героев сказки ребенок выбирает тех, которые подходят к одной или другой группе. Таким образом, он учится сопоставлять сходные явления, находить сходные черты. Видеть различия. Чем старше ребенок. Тем больше у него наблюдений и опыта, тем сложнее работа, проделываемая его умом. Запомнить – это, прежде всего, понять смысл, сущность и последовательность событий. Запомнить – это значит закрепить понятое с помощью упражнений и повторений. Для запоминания стихотворения его заучивают по частям, а затем несколько раз повторяют все стихотворение в целом. Это требует усидчивости и напряжения памяти.
Развитие мыслительных процессов.
Мышление ребенка связано сего знаниями. В процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире, растет круг неопределенных знаний, таких как догадки, вопросы, предположения. Эти развивающие знания являются мощным стимулом умственной активности детей. Неопределенность знаний уменьшается, они уточняются, переходят в определенные. Решая задачи, уточняя связи и отношения между предметами, ребенок использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно-образную, наглядно-действенную и словесно-логическую.
Наглядно-действенное мышление осуществляется путем реального действия с предметами. Оно возникает еще в раннем детстве. Шестилетний ребенок может прибегать к нему, если перед ним встает задача, для решения которой у него нет опыта и знаний. Наиболее часто им используется наглядно-образное мышление, когда ребенок оперирует уже не самими предметами, а их образами. В ходе образного мышления более полно воспроизводится многообразие сторон предмета, отражая наиболее важные связи в отношении между предметами и их свойствами. В рисунках шестилетних детей часто переданы связь и отношение частей, а их детали, нередко, отсутствуют. Развитие образного мышления ребенка выражается в том, что его представления приобретают гибкость, подвижность. Он способен представить себе предметы в различных пространственных представлениях, мысленно менять их расположение.
К 6 годам дети используют и словесно-логическое мышление. Наиболее значимое для ребенка – формирование образного мышления, так как оно способствует более успешному обучению ребенка в школе. Развитию образного мышления способствуют, наряду с учебной, и другие виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, слушание и драматизация сказок.
Как же развивать мышление?
Этому способствуют все виды деятельности. Нужно только организовать условия углубленного познания того или иного объекта, так называемую предметно-развивающую среду. Развивая мышление у детей, следует сформировать знания о том. Что предметы и явления следует рассматривать не сами по себе, а в их связи с другими предметами. Эти знания, проявляющиеся в форме догадок, предположений, являются важным стимулом умственной активности детей. Чтобы стимулировать развитие мыслительных процессов, надо включать их в активную деятельность. (проведение опытов с различными материалами).