Инновационная деятельность на базе КФУ

Тимербулатова Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №346 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казани

Использование игр при проведении самомассажа с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения

Составила: учитель-логопед

высшей квалификационной

категории МАДОУ № 346

Тимербулатова Т. В.

     Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценности личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

        Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова).

        Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина).

        М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых

областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.

 Наиболее эффективным средством развития мелкой моторики у детей является пальчиковая гимнастика. Практический материал для проведения пальчиковой гимнастики разработан многими авторами: Цвынтарный В.В. [34], Толбанова А.С. [32], Белая А.С., Мирясова В.И. [2], Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. [15], Лопухина И.С. [21], Пикулева Н.В. [25], Новотворцева Н.В. [23] и др.

        Так, Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. в книге «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» приводят примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики и дают образцы упражнений для кисти и пальцев рук.[15]

        В книге Цвынтарного В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» содержится материал по выполнению фигурок из пальцев и палочек.[34]

        Новотворцева Н.В. в книге «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду» представляет материал, содержащий игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики и физические упражнения для развития детской руки.[23]

        В учебном пособии Бачиной О. В., Коробовой Н. Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами» предлагаются комплексы пальчиковой гим-настики для развития и совершенствования движений пальцев рук.[1]

        В книге Большаковой С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения» рассматриваются проявления и причины нарушений сложно-координированных движений рук. Предлагаются тесты

для обследования состояния общей и мелкой моторики, произвольного торможения, координации движения рук и ног. Даются рекомендации для организации занятий.[5]  

       В книге Ермаковой И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» представлены пальчиковые игры, комплексы упражнений и массажа для развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.[12]

       В пособии Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Хлоп-топ: Не-традиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет» предлагается ряд нетрадиционных тренировочных упражнений для всестороннего воздействия на ребенка с нарушением речи.[16]

        Многие авторы отмечают также, что благоприятное воздействие наряду с развитием движений кисти и пальцев рук оказывает само-массаж, который стимулирует кинестетические ощущения мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, в определенной степени нормализует мышечный тонус данных мышц, а также вместе с пальчиковой гимнастикой стимулирует речевое развитие ребёнка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Кроме того, особого внимания заслуживает метод, который также

является одним из эффективных направлений, и успешно может быть использован в  коррекционной работе по психическому и физическому оздоровлению детей. Это метод цветотерапии.

        Работу по тренировке движений пальцев рук и самомассажу можно проводить и с детьми, у которых развитие речи происходит своевременно, но особенно она необходима для детей, имеющих общее недоразвитие речи. К сожалению, количество таких детей с каждым годом не уменьшается, а растёт.

        Но более высокие и эффективные результаты даёт в работе с

детьми с ОНР применение не одного, а сразу нескольких методов, сочетание нескольких технологий: пальчиковой гимнастики, приемов самомассажа и элементов цветотерапии.

          Для выполнения самомассажа руками: «Вымоем руки», «Соберём с веточки ягодки» - растирание, «Комарики» - щипковые, «Цыплята» - точечные, «Футбол»,  «Барабан» - похлопывание, «Кисонька» - поглаживание.

            Самомассаж можно выполнить не только руками, но и при помощи различных предметов: шариков, шестигранных карандашей, бус.

            Шарики.  Упражнения выполняются по мере усложнения сначала с 1-м шариком, затем с 2-мя (перекатывание).

            С одним:

а) между ладонями

б) между тыльной стороной ладони одной руки и внутренней

стороной ладони другой руки

в) на столе - ладонью и каждым пальчиком

            С двумя:      

а) между ладонями

б) каждым пальчиком одной руки

в) на столе - ладонями (обеими одновременно)

г) на столе - каждым пальчиком (обеих рук одновременно)

            Карандаши (вращение, перекатывание):

а) между большим и остальными пальчиками одной руки

б) между ладонями - одного, затем двух карандашей

в) с продвижением вертикальным до вершины карандаша

г) с горизонтальным продвижением от основания ладоней до кончиков пальцев

д) точечные вращательные движения

            Бусы.

а) перекатывание между большим и остальными пальцами (по очереди) одной руки

б) на столе - всеми пальцами и ладонью (надавливание, перекатывание, вращательные движения

в) «Дорожки» - «наступать» на бусинки каждым пальчиком по очереди, нажимая «бегать» двумя пальчиками по бусинкам, нажимая на них

г) «Пианино» - нажимать на «клавиши» всеми пальчиками одновременно.

            Прищепки.

Механическое сдавливание подушечек пальцев, направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо пальчиковой гимнастикой. Показаниями к применению этого вида работы являются: глубокие задержки психоречевого развития, личностные нарушения у детей с чертами инфантилизма, ДЦП.

             Разработана схема проведения (продолжительность процедуры от 3-5 минут до 7-10):

1-3 дни - большой палец

4-6 дни - большой и указательный

7-9 дни - большой, указательный, средний.

             Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме.

Этот приём заимствован из опыта работы экспериментальной клинической лаборатории для детей инвалидов

в институте физкультуры г. Москвы. Он был                                                                      

адаптирован и прошёл успешную апробацию в детском психоневрологическом санатории №65.

              Резинки.

В комплексе упражнений пальчиковой гимнастики на сопротивление можно использовать резинки разной степени упругости:

а) надетые в виде восьмёрки на разводящие пальцы

б) соединяющие три пальца в щепоть.

              Они усиливают двигательные кинестезии, способствуют наращиванию мышечной силы, формированию ритма движений.

              Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

              Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряжённость в органах артикуляции. Это оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Поэтому наряду с проведением артикуляционной гимнастики необходимо обучать ребёнка самомассажу губ и языка, расслабляющим упражнениям, которые помогут снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти.

I Игра «Загадочные рисунки» (схемы):

а) язычок погладим ласково губами

б) а затем постукаем бережно губами

в) язычок погладим ласково зубами

г) нежно похлопаем (покусаем) мы его зубами

д) и опять погладим ласково зубами

е) а потом похлопаем бережно губами

ж) и в конце погладим ласково губами.

II Игра «Расческа»  

а) обнять верхними зубами нижнюю губу, «причесать» губу зубами, как расчёской

б) обнять нижними зубами верхнюю губу, «причесать» губу зубами, как расчёской.

  Самомассаж кисти и пальцев рук.

1. Игра "Вымоем руки"

а)растирание ладоней движениями вверх-вниз

б)растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев

в)надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки

г)разминание, затем растирание каждого пальца поперёк

2. Игра "Соберём ягоды"

разминание, затем растирание каждого пальца вдоль

3. Игра "Комарики"

Тары, тары

летали комары.

Летали, кружились,

в ладошку вцепились.

щипковые движения большого и указательного пальцев одной руки на тыльной стороне и ладони другой руки.

4. Игра "Цыплята"

Цыплят мама позвала,

Она им зёрнышки нашла.

Цыплята весело бегут,

Цыплята зёрнышки клюют.

надавливание ноготком указательного пальца одной руки на ладонь другой руки.

5. Игра "Карандаши"

а)растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий

б)надавливание не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

6. Игра "Колобки"

а) шарик положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп

б)шарик положить между тыльной стороной ладони одной руки и внутренней стороной ладони другой, делать круговые движения

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки.

Да сушки - Ванюшке,

Да баранки - Танюшке,

Да бублики - Гришке,

Да крендель - Маришке.

в)шарик положить на стол, делать круговые движения на столе ладонью, затем каждым пальчиком отдельно (правой, левой)

Пять маленьких мышек

Забрались в кладовку.

В бочонках и банках

Орудуют ловко.

Медком угощается первая мышка.

На сыр забралась вторая малышка.

А третья в горшок со сметаной упала.

Четвёртая с тарелки всё масло слизала.

А пятая в миску с крупою попала.

Мышка зёрнышко нашла.

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки.

Мышонку - с капустой,

Мышонку - с картошкой,

Мышонку - с морошкой.

Для большого толстяка -

Аж четыре пирожка.

г) два шарика положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

Две свинки в загоне

У фермера жили

И между собой

Толстушки дружили.

д)два шарика положить на стол, делать круговые движения на столе одновременно правой и левой ладонями.

У каждой росло

По пять ребят.

Пять весёлых

Смешных поросят.

е)два шарика положить на стол, делать круговые движения на столе одновременно пальчиками правой и левой руки.

Два пухлых поросёнка купаются в пруду.

Два ловких поросёнка играют в чехарду.

Два сильных и высоких играют в баскетбол.

Два самых быстроногих бегут играть в футбол.

Два маленьких, весёлых танцуют и поют.

Потом все поросята обедать в дом идут.

Два пухлых поросёнка готовят винегрет.

Два ловких и умелых готовят всем омлет.

Два сильных и высоких в столовой моют пол.

Два аккуратных ставят еду на чистый стол.

Два маленьких весёлых всем песенки поют.

И снова поросята гурьбой гулять идут.

7. Игра "Весёлые бусинки - дорожки"

пальчики по очереди "бегают" по дорожкам из бусинок :

а) указательный и средний

Немного бусинок возьму

Выложу дорожкой.

Пусть побегают по ней

пальцы друг за дружкой.

б)средний и безымянный

Вот дорожка - красота

Вся из бусинок она.

Пальчики по ней бегут

И ничуть не устают.

в)безымянный и мизинец

Бегу я по дорожке

Бегу, бегу, бегу.

Побегаю немножко,

А после отдохну.

8. Игра "Волшебное пианино"

пальчики, нажимая на клавиши из бусинок, имитируют движения игры на пианино.

Вы видали, Таня, Нина ?

Бусинки как пианино.

Клавиши заметные,

Бусы разноцветные.

Список литературы

1. Агранович З. Е. Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., 2014.

2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.-М., 2006.

3. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПб., 2011.

4. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики: развитие мелкой моторики. М., 2011.

5. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. –М., 2006.

6. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь:Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики.-СПб., 2003.

7. Галкина Г.Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить: Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей.-М., 2007.

8. Гимнастика для пальчиков. – М., 2002.

9. Дедюхина Г.В. , Яньшина Т.А. , Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3 - 5 лет, страдающими детским церебральным параличом. - М., 2001.

10. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. - М ., 2003.

11. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.-СПб., 2006

12. Жукова О. Развитие руки: Просто, интересно, эффективно.//Дошкольное воспитание.-2006.-№11.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №346 комбинированного вида» Ново – Савиновского района «Использование схем и моделей в развитии связной речи у детей с ОНР» учитель-логопед, Тимербулатова Т.В.

Слайд 2

Сенсорно – графическая схема ( В.К.Воробъёвой ) Используется при обследовании предметов, объектов и составлении описательных монологов о натуральных предметах, животных

Слайд 3

Составление описательного рассказа по схеме

Слайд 4

Прием замещения к сказке «Под грибом»

Слайд 5

Сказка «Волк и семеро козлят» Сказка «Три поросёнка» Сказка «Три медведя»

Слайд 6

Использование моделирования при знакомстве с абстрактным понятием ЗВУК

Слайд 7

Модели гласных звуков

Слайд 8

Использование заместителей при знакомстве детей с согласными звуками

Слайд 9

Использование моделей при проведении артикуляционной гимнастики

Слайд 10

Использование моделирования при развитии фонематического восприятия

Слайд 11

Использование графических схем в работе над темпо-ритмической стороной речи

Слайд 12

При формировании слоговой структуры слова дошкольникам предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее — с одним слогом, на среднее — с двумя, на верхнее — с тремя.

Слайд 13

Определение места звука в слове и определение ударного слога в слове

Слайд 14

Использование моделирование в формировании звукового анализа

Слайд 15

Схемы –модели предлогов

Слайд 16

Использование модели при формировании у детей понятий «слово» и «предложение»

Слайд 17

Работа по формированию лексико-грамматического строя языка Составление предложений с использованием графических схем слов

Слайд 18

Благодарю за внимание !!!



Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №346 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казани

Использование игр при проведении самомассажа с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения

Составила: учитель-логопед

высшей квалификационной

категории МАДОУ № 346

Тимербулатова Т. В.

     Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценности личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

        Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова).

        Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина).

        М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых

областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.

 Наиболее эффективным средством развития мелкой моторики у детей является пальчиковая гимнастика. Практический материал для проведения пальчиковой гимнастики разработан многими авторами: Цвынтарный В.В. [34], Толбанова А.С. [32], Белая А.С., Мирясова В.И. [2], Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. [15], Лопухина И.С. [21], Пикулева Н.В. [25], Новотворцева Н.В. [23] и др.

        Так, Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. в книге «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» приводят примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики и дают образцы упражнений для кисти и пальцев рук.[15]

        В книге Цвынтарного В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» содержится материал по выполнению фигурок из пальцев и палочек.[34]

        Новотворцева Н.В. в книге «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду» представляет материал, содержащий игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики и физические упражнения для развития детской руки.[23]

        В учебном пособии Бачиной О. В., Коробовой Н. Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами» предлагаются комплексы пальчиковой гим-настики для развития и совершенствования движений пальцев рук.[1]

        В книге Большаковой С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения» рассматриваются проявления и причины нарушений сложно-координированных движений рук. Предлагаются тесты

для обследования состояния общей и мелкой моторики, произвольного торможения, координации движения рук и ног. Даются рекомендации для организации занятий.[5]  

       В книге Ермаковой И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» представлены пальчиковые игры, комплексы упражнений и массажа для развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.[12]

       В пособии Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Хлоп-топ: Не-традиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет» предлагается ряд нетрадиционных тренировочных упражнений для всестороннего воздействия на ребенка с нарушением речи.[16]

        Многие авторы отмечают также, что благоприятное воздействие наряду с развитием движений кисти и пальцев рук оказывает само-массаж, который стимулирует кинестетические ощущения мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, в определенной степени нормализует мышечный тонус данных мышц, а также вместе с пальчиковой гимнастикой стимулирует речевое развитие ребёнка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Кроме того, особого внимания заслуживает метод, который также

является одним из эффективных направлений, и успешно может быть использован в  коррекционной работе по психическому и физическому оздоровлению детей. Это метод цветотерапии.

        Работу по тренировке движений пальцев рук и самомассажу можно проводить и с детьми, у которых развитие речи происходит своевременно, но особенно она необходима для детей, имеющих общее недоразвитие речи. К сожалению, количество таких детей с каждым годом не уменьшается, а растёт.

        Но более высокие и эффективные результаты даёт в работе с

детьми с ОНР применение не одного, а сразу нескольких методов, сочетание нескольких технологий: пальчиковой гимнастики, приемов самомассажа и элементов цветотерапии.

          Для выполнения самомассажа руками: «Вымоем руки», «Соберём с веточки ягодки» - растирание, «Комарики» - щипковые, «Цыплята» - точечные, «Футбол»,  «Барабан» - похлопывание, «Кисонька» - поглаживание.

            Самомассаж можно выполнить не только руками, но и при помощи различных предметов: шариков, шестигранных карандашей, бус.

            Шарики.  Упражнения выполняются по мере усложнения сначала с 1-м шариком, затем с 2-мя (перекатывание).

            С одним:

а) между ладонями

б) между тыльной стороной ладони одной руки и внутренней

стороной ладони другой руки

в) на столе - ладонью и каждым пальчиком

            С двумя:      

а) между ладонями

б) каждым пальчиком одной руки

в) на столе - ладонями (обеими одновременно)

г) на столе - каждым пальчиком (обеих рук одновременно)

            Карандаши (вращение, перекатывание):

а) между большим и остальными пальчиками одной руки

б) между ладонями - одного, затем двух карандашей

в) с продвижением вертикальным до вершины карандаша

г) с горизонтальным продвижением от основания ладоней до кончиков пальцев

д) точечные вращательные движения

            Бусы.

а) перекатывание между большим и остальными пальцами (по очереди) одной руки

б) на столе - всеми пальцами и ладонью (надавливание, перекатывание, вращательные движения

в) «Дорожки» - «наступать» на бусинки каждым пальчиком по очереди, нажимая «бегать» двумя пальчиками по бусинкам, нажимая на них

г) «Пианино» - нажимать на «клавиши» всеми пальчиками одновременно.

            Прищепки.

Механическое сдавливание подушечек пальцев, направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо пальчиковой гимнастикой. Показаниями к применению этого вида работы являются: глубокие задержки психоречевого развития, личностные нарушения у детей с чертами инфантилизма, ДЦП.

             Разработана схема проведения (продолжительность процедуры от 3-5 минут до 7-10):

1-3 дни - большой палец

4-6 дни - большой и указательный

7-9 дни - большой, указательный, средний.

             Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме.

Этот приём заимствован из опыта работы экспериментальной клинической лаборатории для детей инвалидов

в институте физкультуры г. Москвы. Он был                                                                      

адаптирован и прошёл успешную апробацию в детском психоневрологическом санатории №65.

              Резинки.

В комплексе упражнений пальчиковой гимнастики на сопротивление можно использовать резинки разной степени упругости:

а) надетые в виде восьмёрки на разводящие пальцы

б) соединяющие три пальца в щепоть.

              Они усиливают двигательные кинестезии, способствуют наращиванию мышечной силы, формированию ритма движений.

              Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

              Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряжённость в органах артикуляции. Это оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Поэтому наряду с проведением артикуляционной гимнастики необходимо обучать ребёнка самомассажу губ и языка, расслабляющим упражнениям, которые помогут снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти.

I Игра «Загадочные рисунки» (схемы):

а) язычок погладим ласково губами

б) а затем постукаем бережно губами

в) язычок погладим ласково зубами

г) нежно похлопаем (покусаем) мы его зубами

д) и опять погладим ласково зубами

е) а потом похлопаем бережно губами

ж) и в конце погладим ласково губами.

II Игра «Расческа»  

а) обнять верхними зубами нижнюю губу, «причесать» губу зубами, как расчёской

б) обнять нижними зубами верхнюю губу, «причесать» губу зубами, как расчёской.

  Самомассаж кисти и пальцев рук.

1. Игра "Вымоем руки"

а)растирание ладоней движениями вверх-вниз

б)растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев

в)надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки

г)разминание, затем растирание каждого пальца поперёк

2. Игра "Соберём ягоды"

разминание, затем растирание каждого пальца вдоль

3. Игра "Комарики"

Тары, тары

летали комары.

Летали, кружились,

в ладошку вцепились.

щипковые движения большого и указательного пальцев одной руки на тыльной стороне и ладони другой руки.

4. Игра "Цыплята"

Цыплят мама позвала,

Она им зёрнышки нашла.

Цыплята весело бегут,

Цыплята зёрнышки клюют.

надавливание ноготком указательного пальца одной руки на ладонь другой руки.

5. Игра "Карандаши"

а)растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий

б)надавливание не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

6. Игра "Колобки"

а) шарик положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп

б)шарик положить между тыльной стороной ладони одной руки и внутренней стороной ладони другой, делать круговые движения

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки.

Да сушки - Ванюшке,

Да баранки - Танюшке,

Да бублики - Гришке,

Да крендель - Маришке.

в)шарик положить на стол, делать круговые движения на столе ладонью, затем каждым пальчиком отдельно (правой, левой)

Пять маленьких мышек

Забрались в кладовку.

В бочонках и банках

Орудуют ловко.

Медком угощается первая мышка.

На сыр забралась вторая малышка.

А третья в горшок со сметаной упала.

Четвёртая с тарелки всё масло слизала.

А пятая в миску с крупою попала.

Мышка зёрнышко нашла.

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки.

Мышонку - с капустой,

Мышонку - с картошкой,

Мышонку - с морошкой.

Для большого толстяка -

Аж четыре пирожка.

г) два шарика положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

Две свинки в загоне

У фермера жили

И между собой

Толстушки дружили.

д)два шарика положить на стол, делать круговые движения на столе одновременно правой и левой ладонями.

У каждой росло

По пять ребят.

Пять весёлых

Смешных поросят.

е)два шарика положить на стол, делать круговые движения на столе одновременно пальчиками правой и левой руки.

Два пухлых поросёнка купаются в пруду.

Два ловких поросёнка играют в чехарду.

Два сильных и высоких играют в баскетбол.

Два самых быстроногих бегут играть в футбол.

Два маленьких, весёлых танцуют и поют.

Потом все поросята обедать в дом идут.

Два пухлых поросёнка готовят винегрет.

Два ловких и умелых готовят всем омлет.

Два сильных и высоких в столовой моют пол.

Два аккуратных ставят еду на чистый стол.

Два маленьких весёлых всем песенки поют.

И снова поросята гурьбой гулять идут.

7. Игра "Весёлые бусинки - дорожки"

пальчики по очереди "бегают" по дорожкам из бусинок :

а) указательный и средний

Немного бусинок возьму

Выложу дорожкой.

Пусть побегают по ней

пальцы друг за дружкой.

б)средний и безымянный

Вот дорожка - красота

Вся из бусинок она.

Пальчики по ней бегут

И ничуть не устают.

в)безымянный и мизинец

Бегу я по дорожке

Бегу, бегу, бегу.

Побегаю немножко,

А после отдохну.

8. Игра "Волшебное пианино"

пальчики, нажимая на клавиши из бусинок, имитируют движения игры на пианино.

Вы видали, Таня, Нина ?

Бусинки как пианино.

Клавиши заметные,

Бусы разноцветные.

Список литературы

1. Агранович З. Е. Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., 2014.

2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.-М., 2006.

3. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПб., 2011.

4. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики: развитие мелкой моторики. М., 2011.

5. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. –М., 2006.

6. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь:Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики.-СПб., 2003.

7. Галкина Г.Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить: Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей.-М., 2007.

8. Гимнастика для пальчиков. – М., 2002.

9. Дедюхина Г.В. , Яньшина Т.А. , Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3 - 5 лет, страдающими детским церебральным параличом. - М., 2001.

10. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. - М ., 2003.

11. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.-СПб., 2006

12. Жукова О. Развитие руки: Просто, интересно, эффективно.//Дошкольное воспитание.-2006.-№11.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
РУКИ РЕБЕНКА

ОЛАДУШКИ

Бабушка, бабушка

Испекла оладушки.

Один Машеньке,

Один Коленьке…  И т. д.

Загибать поочерёдно пальчики на обеих руках.

КАПУСТКА

Мы капустку рубили, рубили,

Мы капустку солили, солили,

Мы капустку трём, трём,

Мы капустку жмём, жмём.

Движение прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки.

ЭТОТ ПАЛЬЧИК

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Загибать поочерёдно пальчики, начиная с мизинца.

ЦВЕТКИ

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивание кистями рук вправо-влево, медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперёд-назад.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Aв-ав!»,

Два жеребёнка: «Иго-го!»,

Два тигрёнка: «Р-р-р!»,

Два быка: «My-му!»,

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать, чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счёт поочерёдно загибать пальчики на обеих руках.

СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Зайке усатому.

На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.

ДРУЖБА

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Первые две строчки – обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две – обхватить левой ладонью правую и покачивать в ритме стихотворения. В последних строчках соединять пальчики левой и правой рук, начиная с мизинца.

ЧЕТЫРЕ БРАТЦА

Идут четыре братца навстречу старшему.

– Здравствуй, Большак! – говорят.

– Здорово, Васька-указка,

Мишка-середка,

Гришка-сиротка

Да крошка Тимошка!

На вторую строчку соединять все пальцы в щепотку, затем соединять поочерёдно с большим остальные пальцы.

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живёт в панцире. Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову. Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

ЗАМОК

На дверях висит замок.

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек покрутили

И открыли!

На первую строчку – пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком». После выполнять круговые движения «замочком» и показать ладошки.

НА ЛУЖОК

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата.

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так!

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочерёдное сгибание каждого пальчика на обеих руках.

УЛЕЙ

Вот маленький улей, где пчелы

Спрятались, никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

3 – з – з – з – з.

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному.

ЛЯГУШАТА И ЕНОТ

На зелёный на лужок

Приходи и ты, дружок!

Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочерёдно.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

– Пальчик-мальчик, где ты был?

– С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках, затем поочерёдно соединить их с остальными пальцами.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

РОДИТЕЛЯМ

ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

· посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);

· в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);

· обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы — глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);

· привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину , достань из-под стола, выйди из-за стола);

· совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).

4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю — ребенку.

5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/6-300x226.png

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики.

Окошко

  • широко открыть рот — «жарко»
  • закрыть рот — «холодно»

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/7.jpg

Чистим зубки

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/8.jpgМесим тесто

  • улыбнуться
  • пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя»
  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/9.jpgЧашечка

  • улыбнуться
  • широко открыть рот
  • высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/10.jpgДудочка

  • с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/11.jpgЗаборчик

  • улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/12.jpgМаляр

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/13.jpgГрибочек

  • улыбнуться
  • поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
  • присосать широкий язык к нёбу

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/14.jpgКиска

  • губы в улыбке, рот открыт
  • кончик языка упирается в нижние зубы
  • выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/15.jpgПоймаем мышку

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/16.jpgЛошадка

  • вытянуть губы
  • приоткрыть рот
  • поцокатъ «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/17.jpgПароход гудит

  • губы в улыбке
  • открыть рот
  • с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/18.jpgСлоник пьёт

  • вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»
  • «набирать водичку», слегка при этом причмокивая

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/19.jpgИндюки болтают

  • языком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл…»

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/20.jpgОрешки

  • рот закрыт
  • кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
  • на щеках образуются твердые шарики — «орешки»

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/21.jpgКачели

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/22.jpgЧасики

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/23.jpgБлинчик

  • улыбнуться
  • приоткрыть рот
  • положить широкий язык на нижнюю губу

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/24.jpgВкусное варенье

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/251.jpgШарик

  • надуть щеки
  • сдуть щеки

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/261.jpgГармошка

  • улыбнуться
  • сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
  • не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/271.jpgБарабанщик

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхними зубами: «дэ-дэ-дэ…»

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/281.jpgПарашютик

  • на кончик носа положить ватку
  • широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/29.jpgЗагнать мяч в ворота

  • «вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
  • дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

http://87.vlsadik.ru/wp-content/uploads/2012/10/30.jpg

 

Логопедические игры на кухне.

 

Уважаемые мамы, часто у Вас возникает вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи. Например, вы заняты на кухне приготовлением ужина, а ваш малыш крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено  — тем самым он окажет вам посильную помощь, а заодно  потренирует свои пальчики. Ведь развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи.

Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые  ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся долго, ими  даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все перемешать, чуть подогреть и получите мягких комок. Лепите на здоровье!

Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук «с»: салат, сырники, морс, суп).  Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.

Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «ч» — чашка, чайник, а затем со звуком «л» — ложки, вилки, салатник и т.д.

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р». Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

  • Кар-р-р-тофель или капусту?
  • Ар-р-р-буз или дыню?
  • Пер-р-р-сики или бананы?
  • Лук или огур-р-р-цы?
  • Помидор-р-ры или баклажаны?



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 346 комбинированного вида»

Ново - Савиновского района

Пересказ сказки «Козёл»

                                                                                              учитель-логопед

Тимербулатова Т.В.

2017 год

   Тема: «Составление пересказа сказки «Козёл»» (по Б.Н. Сергуненкову).

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на схемы и модели.

Задачи:

- образовательная: обогащение словарного запаса, формирование целенаправленного восприятия и анализа текста, уточнение и закрепление языковых (лексических, грамматических) представлений и понятий, формирование навыков рассказывания с элементами творчества;

- развивающая: развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность), развитие грамматически правильной речи в процессе обучения пересказу, развитие фразовой речи, работа над развитием эмоционально-выразительной стороной речи;

-воспитательная: прививать детям гуманное отношение и любовь к животным.

Словарная работа: активизировать употребление в речи детей названия животных – козёл, конь, корова, петух, курица.

Материал: шесть цветных картинок с воспроизведением персонажей сказки и места действия, схема пересказа сказки, опорные сигналы для составления предложений о персонажах сказки, модели – заменители к персонажам сказки, презентация на тему: «Сказочные персонажи, названия сказок и их авторов», презентация на тему: «Голоса животных – персонажей сказки», игрушка - козёл.

Предварительная работа: чтение сказок о животных, рисование и аппликация по теме, рассказ логопеда, беседа.

Методы и приемы работы с детьми

Наглядные методы:

-наблюдение;

-демонстрация.

Практические методы:

-упражнения

-моделирование

Игровые методы:

-дидактическая игра

Словесные методы:

-рассказ

-беседа

Ход занятия

1. Приветствие.

Давайте поприветствуем друг друга и поиграем в игру: «Другу мяч передавай, утро доброго желай». (Дети встают в круг, передают друг другу мяч с пожеланиями доброго утра).

2. Отгадывание сказочных персонажей, названия сказок и их авторов.

Посмотрите на экран и отгадайте сказочных персонажей, названия сказок и их авторов. (Дети смотрят на сказочного персонажа, отгадывают, из какой он сказки, и кто ее автор).

3. Отгадывание по голосу персонажей сказки «Козёл».

А сейчас послушайте и узнайте по голосу. (Дети внимательно слушают голоса животных и отгадывают их, смотрят на экран, на котором появляется картинка с правильным вариантом ответа).

4. Чтение текста сказки.

(Дети дважды слушают текст сказки).

5. Разбор содержания текста (по вопросам).

А сейчас внимательно послушайте и ответьте на вопросы:

- О ком говорится в сказке?

- Что увидел козёл, когда пришел домой?

- Что он подумал?

- Каких животных встретил козёл по дороге?

- Что сделали кони, когда козёл подошел к ним?

- Что случилось с козлом, когда он подошел к коровам?

- Что произошло, когда козёл подошел к курам?

- Как помогла речка козлу? (Что он увидел в речке?)

- Чем закончилась сказка?

(Дети отвечают на вопросы, размещая картинки в нужных «гнездах» схемы).

6. Физминутка.

7. Пересказ детьми сказки «Козёл»  по составленной схеме.

(Дети передают другу другу игрушечного козла, рассказывая сказку по цепочке, глядя на схему).

8. Составление словосочетаний и предложений о персонажах сказки по опорным сигналам.

Давайте поиграем в игру «Загадочные рисунки». (Дети берут карточки с опорными сигналами и составляют предложения о персонажах сказки).

9. Отгадывание и подбор моделей – заместителей к персонажам сказки (по Венгеру).

Ребята, сказка будет еще интереснее, если ее рассказать не по картинкам, а по разноцветным кружочкам. Отгадайте, какой кружок обозначает какого персонажа нашей сказки. (Дети по цвету кружка определяют какого персонажа он обозначает).

10. Пересказ сказки с заменой опорных картинок моделями – заместителями.

(Дети рассказывают сказку, используя разноцветные кружки).

Итог занятия

Ребята, вы молодцы! Сегодня мы хорошо позанимались. Понравилась ли вам сказка? Кто из персонажей вам понравился больше всего и почему? Расскажите, чему новому вы научились на сегодняшнем занятии? (Ответы детей – сегодня мы познакомились с новой сказкой, интересными персонажами, узнали больше о животных, научились пересказывать).

Список используемой литературы

  1. Сергуненков Б.Н. «Козёл» [Электронный ресурс] // URL: http://www.libros.am/book/read/id/49315/slug/kozjol-2

2. Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием». – М.:АРКТИ, 2001.

3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. М., 2006

4. 500 загадок для детей / Сост. И.А. Мазнин. М., 2005.

5. Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка. СПб., 2006.