Открытый урок в 1 "Б" классе. Предмет: Речь и альтернативная коммуникация. Тема: "Игрушки"

Сухарева Елена Владимировна

Учитель: Сухарева Е.В.

Предмет: Речь и альтернативная коммуникация

Класс: 1

Тема урока: Игрушки.

Цель урока: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации посредством расширения представлений об игрушках.

Задачи урока.

Образовательные:

- обучать способам невербального и вербального общения, расширять представления обучающихся об игрушках, формировать обобщающее понятие «игрушки», формировать умение понимать (называть, узнавать) слова, обозначающие предметы – игрушки: мяч, кукла, медвежонок, пирамида. 

Коррекционно – развивающие:

- способствовать коррекции и развитию речи, развивать умение понимать обращённую речь и выражать свои мысли и чувства с помощью речевых и неречевых средств коммуникации (слово, мимика, жесты), развивать умение общаться в предлагаемых обстоятельствах;

- способствовать развитию и коррекции мышления, памяти обучающихся при выполнении коррекционно-развивающих заданий (отгадывание загадок об игрушках, дидактическая игра).

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к игрушкам, базовые учебные действия (формирование учебного поведения). Методическое обеспечение:

Наглядный материал: индивидуальные карточки с изображением игрушек, карточки «Помоги кукле Маше найти мишку», разрезные картинки «Бычок», раскраски «Мяч», сигнальные карточки «Смайл» для рефлексии, презентация PowerPoint с изображением и названием игрушек.

Оборудование: игрушки (машина, мяч, кукла, заяц, медвежонок, пирамида), цветные карандаши, сундук, магнитная доска, телевизор, ноутбук, столы, стулья.

Формируемые БУД.

Личностные:

- положительное отношение к окружающей действительности;

- формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки.

Коммуникативные:

- осуществление вербального и невербального коммуникативного взаимодействия на уроке с учителем, одноклассниками.

Регулятивные:

-формирование учебного поведения

-выполнение задания в течение определённого периода;

-умение выполнять действие по подражанию, по образцу.

Познавательные:

-работать с несложной по содержанию информацией (понимать изображение, эмоциональное высказывание);

-пользоваться по назначению учебными предметами;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами;

-пользоваться знаками, символами.

Предметные:

учить:

- понимать значение названий игрушек;

- называть игрушки;

- соблюдать правила игры;

- понимать обращённую речь.

 Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: математические представления, окружающий социальный мир.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологическую карту урока можно скачать ниже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_igrushki_suhareva_e.v.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Сухарева Е.В.

Предмет: Речь и альтернативная коммуникация

Класс: 1

Тема урока: Игрушки.

Цель урока: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации посредством расширения представлений об игрушках.

Задачи урока.

Образовательные:

- обучать способам невербального и вербального общения, расширять представления обучающихся об игрушках, формировать обобщающее понятие «игрушки», формировать умение понимать (называть, узнавать) слова, обозначающие предметы – игрушки: мяч, кукла, медвежонок, пирамида.  

Коррекционно – развивающие:

- способствовать коррекции и развитию речи, развивать умение понимать обращённую речь и выражать свои мысли и чувства с помощью речевых и неречевых средств коммуникации (слово, мимика, жесты), развивать умение общаться в предлагаемых обстоятельствах;

- способствовать развитию и коррекции мышления, памяти обучающихся при выполнении коррекционно-развивающих заданий (отгадывание загадок об игрушках, дидактическая игра).

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к игрушкам, базовые учебные действия (формирование учебного поведения). Методическое обеспечение:

Наглядный материал: индивидуальные карточки с изображением игрушеккарточки «Помоги кукле Маше найти мишку», разрезные картинки «Бычок», раскраски «Мяч»,  «Смайл» для рефлексии, презентация PowerPoint с изображением и названием игрушек.

Оборудование: игрушки (машина, мяч, кукла, заяц, медвежонок, пирамида), цветные карандаши, сундук, магнитная доска, телевизор, ноутбук, столы, стулья.

Формируемые БУД.

Личностные:

- положительное отношение к окружающей действительности;

- формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки.

Коммуникативные:

- осуществление вербального и невербального коммуникативного взаимодействия на уроке с учителем, одноклассниками.

Регулятивные:

-формирование учебного поведения

-выполнение задания в течение определённого периода;

-умение выполнять действие по подражанию, по образцу.

Познавательные:

-работать с несложной по содержанию информацией (понимать изображение, эмоциональное высказывание);

-пользоваться по назначению учебными предметами;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами;

-пользоваться знаками, символами.

Предметные:

учить:

- понимать значение названий игрушек;

- называть игрушки;

- соблюдать правила игры;

- понимать обращённую речь.

 Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: математические представления, окружающий социальный мир.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

п/п

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Достаточный
уровень

Минимальный
уровень

Индивидуальная
работа

Базовые учебные
действия

Предметные
результаты

1.

 Организационный момент

 Целевая установка:

организация обучающихся,  включение в деятельность на личностном уровне.

Стихотворение «Милый друг»

 Приветствует обучающихся, проверяет  готовность рабочих мест.

Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.

Устанавливает  контакт с обучающимися.

Учитель читает стихотворение «Милый друг».

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, садитесь за парты, начинаем урок.

Выполняют указания учителя

Коммуникативные: умение слушать, готовность к нахождению и обучению в среде сверстников, включаться во взаимодействие с учителем.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

2.

 Целеполагание и мотивирование на учебную деятельность

Ребята, давайте пожелаем друг другу удачи сегодня на уроке и хлопнем по ладошке соседа по парте. Урок у нас будет очень интересным и у вас всё получится!

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об игрушках.

Учитель формулирует тему урока: «Игрушки»

Выполняют задание учителя  самостоятельно, по подражанию

Выполняют задание учителя  с помощью приёма «рука в руке»

Группе минимального уровня учитель помогает выполнить задание (приём «рука в руке»)

Регулятивные:   уметь удерживать внимание при восприятии информации,

-уметь выполнять действие по подражанию, по образцу

Познавательные:   работать с несложной по содержанию информацией (понимать изображение, эмоциональное высказывание);

Коммуникативные:

осуществлять вербальное и невербальное коммуникативное взаимодействие с учителем, одноклассниками

Личностные: положительно относиться к окружающей действительности

Понимание  обращённой речи, формирование устойчивого интереса к теме урока

3.

Актуализация знаний

Целевая установка:

Выявление имеющихся по данной теме знаний, повторение имеющихся знаний.

Учитель. У вас у всех есть дома игрушки. Покажите игрушки, которые у вас есть дома на картинках, которые лежат перед вами.

Артикуляционная гимнастика.

 «Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы.

«Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

«Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

«Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

«Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Вкусное варенье» - слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

«Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.

Использует приемы повторения системы понятий об игрушках. Фиксирует затруднения в индивидуальной деятельности обучающихся.  

Демонстрирует упражнения артикуляционной гимнастики

Выполняют задание учителя  самостоятельно, по подражанию

Выполняют задание учителя  по подражанию

Выполняют задание учителя  с помощью приёма «рука в руке»

Выполняют задание с помощью учителя  

Группе минимального уровня учитель помогает выбрать картинку (наводящий вопрос, прямой показ «рука в руке»).

Регулятивные:   уметь удерживать внимание при восприятии информации,

-уметь выполнять действие по подражанию, по образцу

Познавательные:   работать с несложной по содержанию информацией (понимать изображение, эмоциональное высказывание);

Коммуникативные:

осуществлять вербальное и невербальное коммуникативное взаимодействие с учителем, одноклассниками

Личностные: положительно относиться к окружающей действительности

Понимание обращённой речи, называние игрушек

4.

Первичное усвоение новых знаний

Целевая установка:

обучение способам невербального и вербального общения, расширение представлений обучающихся об игрушках.

А сейчас попробуйте угадать, кто пришел к нам в гости на урок. Я вам буду загадывать загадки, а вы внимательно слушайте и отгадывайте. Если вы правильно отгадаете, то увидите, кто появится из этого сундучка. Подсказкой вам будет слайд-картинка. Внимательно слушайте и смотрите.

Учитель загадывает загадки.

Его пинают, а он не плачет,

Его бросают – назад скачет (мяч)

Молодцы! Что можно сказать о мячике? Какой он? (Круглый, большой, красивый, разноцветный). Учитель даёт ребятам потрогать мяч, ощутить его свойства.

Зверь забавный сшит из плюша

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу. (Медвежонок)

Молодцы! Какой он – медвежонок (мягкий, плюшевый, маленький…). Ребята ощупывают медвежонка.

Дочка, а не плачет.

Спать положишь, будет спать

День, и два, и даже пять. (Кукла)

Кукла какая? (Красивая, нарядная, большая)

Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

(После каждой отгаданной загадки достается соответствующая игрушка)

- Ребята, как мы одним словом называем эти предметы? (Игрушки)

- А как вы думаете, для чего нам нужны игрушки(чтобы играть, развиваться).

Отгадывают загадки с помощью слайдов-картинок.

При организующей и направляющей помощи учителя исследуют свойства игрушек (мяч, мишка, кукла) по подражанию.

При организующей и направляющей помощи учителя исследуют свойства игрушек (мяч, мишка, кукла) по подражанию.

При отгадывании загадок у обучающихся группы минимального уровня на партах лежат карточки с картинкой-отгадкой, на которые они с помощью учителя должны указать

Регулятивные:   уметь удерживать внимание при восприятии информации,

-уметь выполнять действие по подражанию, по образцу

Познавательные:   работать с несложной по содержанию информацией (понимать изображение, эмоциональное высказывание, наблюдать под руководством взрослого за предметами;

- пользоваться знаками, символами;

Коммуникативные:

осуществлять вербальное и невербальное коммуникативное взаимодействие с учителем, одноклассниками

Личностные: положительно относиться к окружающей действительности

Понимать значение названий игрушек;

-понимать значение обобщающего слова «игрушки»;

- называть игрушки;

- понимать обращённую речь.

Динамическая пауза

Физкультминутка «Весёлые игрушки»

Учитель читает стихотворение и показывает движения

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки на месте)

Ученики в точности повторяют слова и движения за учителем

Ученики выполняют движения вместе с учителем

Помощь обучающимся минимального уровня в выполнении упражнений

 Коммуникативные:

осуществлять вербальное и невербальное коммуникативное взаимодействие с учителем.

Личностные: положительно относиться к окружающей действительности

Первичное усвоение новых знаний

 

Чтение стихотворений учителем. Беседа по иллюстрациям к стихотворениям А. Барто «Бычок», «Мишка»,  «Мячик»

Игра «Собери картинку».

Чтение стихотворений учителем.

Учитель читает стихотворения.

-А какие мы знаем стихотворения про игрушки?

(«Зайка», «Мишка», «Мячик», «Бычок»)

Эти стихи написала Агния Барто.

Учитель показывает портрет А. Л. Барто.

Учитель: Чтобы узнать, о ком я буду читать сейчас стихотворение, давайте соберём разрезную картинку из частей (бычок).

Учитель. Что мы видим на картинках? Это бычок. Давайте скажем хором: бык.

Я вам прочитаю стихотворение «Бычок» Агнии Барто.

«Бычок»

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

«Ох. доска кончается,

Сейчас я упаду».

 «Мишка»

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Посмотрите на экран. Кто изображен? Девочка. А почему она плачет? Об этом мы узнаем, когда прочитаем стихотворение.

«Мячик»

Наша Таня громко плачет.

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь!

Не утонет в речке мяч.

Учитель. Девочку зовут Таня. Она плачет потому, что у неё упал мячик в речку. Давайте пожалеем Таню вместе, скажем хором: Не плачь!

Учитель устанавливает  

связь изучаемых знаний с другими учебными предметами,

с разными областями жизни.

Обеспечивает целостное восприятие изучаемой темы «Игрушки».

Обучающиеся рассматривают слайдовые иллюстрации к каждому стихотворению, принимают участие в беседе с помощью вербальных и невербальных средств общения, собирают разрезную картинку (бычок)

Обучающиеся рассматривают слайдовые иллюстрации к каждому стихотворению, устанавливают невербальное коммуникативное взаимодействие с учителем и учениками (взгляд, жест), собирают разрезную картинку с помощью учителя

Группа минимального уровня собирает картинку из 2-х частей. Группа достаточного уровня собирает картинку из 3-х частей.

Регулятивные:   уметь удерживать внимание при восприятии информации,

-уметь выполнять действие по подражанию, по образцу

Познавательные:   работать с несложной по содержанию информацией (понимать изображение, эмоциональное высказывание);

Коммуникативные:

осуществлять вербальное и невербальное коммуникативное взаимодействие с учителем, одноклассниками

Личностные: положительно относиться к окружающей действительности

 Понимать значение названий игрушек;

-понимать значение обобщающего слова «игрушки»;

- называть игрушки;

Соблюдать правила игры «Собери картинку»;

- понимать обращённую речь.

5

Динамическая пауза

Пальчиковая гимнастика «Есть у нас игрушки»        

Учитель читает стихотворение и показывает движения.

Есть у нас игрушки (хлопки):

Пластмассовые погремушки (встряхивают кулачки),

Мишка мягкий меховой (сжимают и разжимают пальцы),

Мяч резиновый цветной (делают шар из пальцев),

Кубик деревянный (руки сложить в круг перед собой),

Солдатик оловянный,

Шарик легкий надувной (руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой (хлопают в ладоши).

Ученики в точности повторяют слова и движения за учителем

Ученики выполняют движения вместе с учителем

Помощь обучающимся минимального уровня в выполнении упражнений

 Коммуникативные:

осуществлять вербальное и невербальное коммуникативное взаимодействие с учителем.

Личностные: положительно относиться к окружающей действительности

6.

Закрепление


Посещение выставки игрушек.

Работа в группах.

Игра «Помоги кукле Маше найти мишку».

На карточках изображены разные игрушки, среди них нужно найти мишку.

Задание. Раскрась мяч, подбери цветной карандаш.

Выставка рисунков детей, анализ их работ.


Учитель: Ребята, сейчас мы все тихо встанем и пойдем на выставку игрушек.

А как можно назвать предметы, которые находятся здесь?

Эти предметы можно назвать одним словом – игрушки.

Давайте скажем хором – игрушки (дети повторяют за учителем).

- Как много здесь игрушек. Какие здесь есть игрушки?

Учитель: К игрушкам нужно относиться бережно. Не ломать их. После игры вы должны убрать все игрушки на место. Кто убирает игрушки на место, поднимите руку.

Повторяют за учителем слова. Находят мишку на картинке,  помогают находить и указывать на предмет ученикам из группы минимального уровня.

Обучающиеся группы достаточного уровня раскрашивают мяч синим и красным цветом.

Находят мишку на картинке с помощью учеников из группы достаточного уровням

Обучающиеся группы минимального уровня раскрашивают мяч красным цветом.

Каждому ребёнку из группы минимального уровня задаётся вопрос «Покажи игрушки», «Где здесь игрушки?». При затруднении используется приём «рука в руке».

Индивидуальные задания.

Анна, покажи пирамиду.

Платон, покажи зайца.

Юра, покажи машину.

Артур, покажи мяч.

Лиза, покажи куклу.

Обучающиеся должны показать и повторить название игрушки.

Регулятивные:   уметь удерживать внимание при восприятии информации,

-уметь выполнять действие по подражанию, по образцу

Познавательные:   работать с несложной по содержанию информацией (понимать изображение, эмоциональное высказывание), наблюдать под руководством взрослого за предметами;

-пользоваться знаками, символами;

Коммуникативные:

осуществлять вербальное и невербальное коммуникативное взаимодействие с учителем, одноклассниками

Личностные: положительно относиться к окружающей действительности

Понимать значение названий игрушек;

- называть игрушки;

-использовать школьные принадлежности по назначению (карандаши),

Соблюдать правила игры «Помоги кукле Маше найти мишку»;

- понимать обращённую речь.

9.

Итог. Рефлексия

Оценивание обучающихся.

Поощрение обучающихся  (вручение конфет чупа-чупс).

Учитель организует  подведение итогов урока, а также совместной и индивидуальной деятельности обучающихся, достижение поставленной цели. Дает характеристику деятельности класса.

Оценивает достижения обучающихся.

- Молодцы! Наши гости-игрушки наблюдали за вами, и им очень понравилось, как работал каждый из вас сегодня на уроке!

Мне тоже очень понравилась ваша работа, ребята (отметить каждого ребёнка). За хорошую работу наши гости-игрушки приготовили вам призы (чупа-чупс).

Учитель проводит рефлексию с помощью сигнальных карточек.

Рефлексия.

Какое у вас сейчас настроение, какие впечатления от урока? Если хорошие, прикрепите на доску смайл с улыбкой.

На этапе рефлексии оценивают свою работу с помощью учителя

На этапе рефлексии выполняют действие вместе с учителем

Группа минимального уровня прикрепляет смайл на доску вместе с учителем (приём «рука в руке»)

Регулятивные:  

-уметь выполнять действие по подражанию, по образцу

Коммуникативные:

осуществлять вербальное и невербальное коммуникативное взаимодействие с учителем, одноклассниками

Личностные: положительно относиться к окружающей действительности