Мнемотехнология

Буренок Елена Васильевна

Использование мнемотаблиц.

Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведение и социализацию ребенка в обществе. 

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий.

Уже не является дискуссионным тот факт, что дети с разными учебными стилями отличаются и характером восприятия информации, и типом общения, и предпочитаемыми видами деятельности, что индивидуум постигает мир, прежде всего в той репрезентативной схеме, которая у него более всего развита. Если первичная репрезентативная система визуальна, мир познается в картинах, и оптический канал поступления информации наиболее адекватен (если этой системой является кинестетика – в ощущениях, если аудирование – в звуках).

 Для улучшения памяти, а через неё и мышления,  необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. В этом-то и помогает мнемотехника и тактильные тренажеры.

Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания») как  системы различный приемов обеспечивает запоминание и увеличение  объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Тактильные тренажеры развивают тактильную память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем-то, что ребёнок уже знает и помнит.

Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем заменить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним.

Большинство ассоциативных привязок с чем-то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запоминать и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе.

Использование мнемотаблиц и тактильных тренажёров в течение ряда лет обеспечивает следующие результаты в работе с детьми:

  • с помощью условных  обозначений на мнемодорожках и мнемотаблицах расширяются  знания о характерных особенностях не только времен года, но  предметов и явлений окружающего мира;
  • развивается умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий;
  • развиваются  психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление);
  • значительно развиваются у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаков;
  • воспитывается  у детей любовь к природе.

Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке  к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций - владение устной коммуникацией, так необходимой  для адаптации их в современном информационном обществе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение опыта работы по теме: «Эффективность использования мнемотехники в образовательной деятельности по развитию речи у дошкольников» Буренок Елены Васильевны, воспитателя высшей категории МБДОУ д /с «Радуга» п.г.т. Клетня.

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА РАБОТЫ НОВИЗНА ОПЫТА РАБОТЫ в развитии памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа деятельности – развитие творческого познания. Известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. В начале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации. Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо. В процессе непосредственной образовательной деятельности детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Слайд 3

Основная цель формирование устной речи и навыков речевого общения с использованием мнемотехники.

Слайд 4

Задачи опыта работы Тренировка всех психических процессов (памяти, внимания, творческого воображения, мышления, воли), влияющих на качество познания окружающего мира. Ознакомление детей с методами и приемами мнемотехники, использование которых позволит им научиться самостоятельно получить информацию. Помочь детям в преодолении неуверенности в себе, умении реализовать свой огромный, заложенный природой потенциал.

Слайд 5

Мнемотехника - это технология развития памяти Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Сейчас дети уже с удовольствием сами рисуют схемы, записывая свои рассказы в символах-картинках.

Слайд 6

Методы Словесный Наглядный Практический Игровой

Слайд 7

Объяснение , описание , разъяснение , вопросы . Наблюдение , иллюстрации . Упражнения , синхронное рисование . Создание игровой ситуации , дидактические игры , использование персонажей . Приёмы

Слайд 8

Использую Мнемодорожки Мнемозагадки Опорные картинки Мнемосхемы Мнемотаблицы

Слайд 9

Составление рассказов-описаний с опорой на мнемотехнику по теме « Игрушки». 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?) 2. Форма. (Какой она формы?) 3. Мячи. (Какого размера игрушка?) 4. Детали машины. (Назови ее детали.) 5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?) 6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?) Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается.

Слайд 10

Мнемотаблицы и мнемодорожки

Слайд 11

Заучивание стихотворений с опорой на мнемотехнику.

Слайд 12

Заучивание наизусть стихотворений с применением мнемотаблиц

Слайд 13

Отгадывание мнемозагадок. Под ногами у меня Деревянные друзья. Я на них лечу стрелой, Но не летом, а зимой.

Слайд 14

Мнемозагадки . Опорные картинки. Мнемосхемы.

Слайд 15

Работа с родителями(Папка- передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям. Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям (стихи).

Слайд 16

Итог опыта работы В своём обобщении опыта работы по теме: «Эффективность использования мнемотехники в образовательной деятельности по развитию речи у дошкольников» я исходила из того, что развитие речи является самой сложной и большой проблемой в обучении детей дошкольного возраста. На мой взгляд, очень сложно научить детей связно и выразительно говорить. Важно помочь ребёнку овладеть этим прекрасным даром. И в свою очередь, применение приёмов мнемотехники помогает детям в обогащении словарного запаса, в развитии связной речи, при заучивании стихотворений, отгадывании загадок, и в целом, развитию речи дошкольников! Таким образом, использование мнемотехники определяет место в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду. В результате целенаправленной работы по внедрению этой технологии количество детей со слабо развитой речью резко сократилось. Привлечение родителей для активного участия в мероприятиях с использованием мнемотехники, проводимых в детском саду, также способствовало более успешному освоению детьми родного языка.

Слайд 17

Адресное направление Основные положения результатов данного опыта работы докладывались и обсуждались мной на районном заседании методического объединения п. Клетня в 2011 году, с изложением отдельных аспектов проблемы и результатами обобщения опыта работы я выступала на заседании педагогического совета в МБДОУ д/с «Радуга». Результаты опыта работы могут использоваться в образовательно-развивающем процессе в дошкольных образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Дошкольное детство - особый период в развитии личности ребенка. Дети

задают много вопросов, новая информация им интересна и необходима. В

этот период память по скорости развития опережает другие психические

процессы.

Данная программа направлена на развитие одного из важнейших

психических процессов - памяти. Память является функцией мозга и, как

всякая другая его функция, может быть развита и поддается тренировке.

Но сама по себе память не выступает как самостоятельный процесс, в нем

в явном или скрытом виде присутствуют другие психические процессы:

внимание, восприятие, воображение, мышление, воля, а так, же эмоции,

чувства и психические состояния.

В основе данной программы лежат методы мнемотехники. Мнемотехника

- это система искусственных приемов для тренировки всех видов памяти и

является необходимым условием для продуктивного понимания и

запоминания, сохранения и воспроизведения любой информации, а также

увеличения объема памяти.

Материал занятий подобран так, что одно упражнение закрепляет, углубляет,

показывает с разных сторон изучаемый в другом упражнении материал и

идет от простого к сложному. В дошкольном возрасте процесс познания

происходит эмоционально - практическим путем, поэтому каждый

дошкольник - маленький исследователь большого мира. Необходимо научить

не только воспринимать окружающую действительность: предметы, людей,

явления, но и уметь использовать свои наблюдения и знания. Программа

интеллектуального развития поможет стимулировать, поддержать и развить

познавательную активность ребенка; совершенствовать сенсорные

способности, развить творческие способности, самостоятельно находить

способы решения неизвестных задач. Программа учитывает индивидуальные

особенности каждого ребенка, помогает подобрать индивидуальный ключ

запоминания и обработки информации, развивает коммуникативные

качества, необходимые для комфортного пребывания каждого из нас в

обществе и с самим собой.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.

При реализации программы используются следующие принципы:

- объективность

- доброжелательность

- активность

- личный интерес

- творческий подход

Методы:

- Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность на занятии; использует художественное слово.

- Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр мнемотаблиц, иллюстраций.

- Практические – показ алгоритма действий; использование игровых приемов; музыкальное сопровождение.

Метод «кодирования» (чертеж, схема, таблица, набросок);

• Метод, использующий образное мышление;

• Метод ассоциативных цепочек - метод «чепухи»;

• Метод трансформации (метод превращений);

• Метод опор.

«МНЕМОТЕХНИКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

Неспособность грамматически правильно построить предложение.

2. Недостаточный словарный запас.

3. Употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый

ответ.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста

своими словами.

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и

выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать

интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов мы решили применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Основные задачи мнемотехники:

- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;

- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;

- Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

- Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;

- Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники) - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации).

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотаблицы служат в нашей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при пересказах художественной литературы;

- при обучении составлению рассказов;

- при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

- при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

В нашей работе мы использеммнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку.)

К концу обучения у детей:

- расширяется круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,

загадок;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.

График работы кружка:

Понедельник   10.30 МНЕМОТЕХНИКА

   (доп. образование)

Среда   10.30 МНЕМОТЕХНИКА

   (доп. образование)

Программа рассчитана на реализацию в течение трех лет, для детей 4-7 лет.

Оптимальное количество детей в группе 8-12 человек.

4-5 лет– 64 занятия в год, 2 раз в неделю 15-20 минут;

5-6 лет– 64 занятия в год, 2 раз в неделю 20-25 минут;

6-7 лет – 64 занятия в год, 2 раз в неделю 25-30 минут;

Календарно – тематический план кружка на 1 год обучения

Месяц

Темы

Формы работы

1

Октябрь

«золотая осень»

1.»Времена года» Осень

2. «Грибы», «Лесные ягоды».

3. «Фрукты», «Овощи».

4. «Мы в лесок пойдем».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковые игры «Осень», «Капельки».

- Лексическая тема «Осень».

- Заучивание стихотворения.

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Мы пошли за грибами».

- Лексическая тема «Грибы», «Лесные ягоды».

- Составление рассказа по сюжетной картине(по плану).

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковые игры «Лимон», «Капуста».

- Лексическая тема «Фрукты и овощи».

- Дидактическая игра «Что здесь лишнее», «Наш огород», «Назови три предмета».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковые игры (повторение).

- Игра – путешествие «В осеннем лесу».

2

Ноябрь

«В мире животных»

1.«Дикие животные».

2. «Наши питомцы», (Домашние животные)

3. «Наши питомцы» (Домашние птицы)

4. «В зоопарке побывали» (Животные жарких стран)

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Волк и лиса».

- Лексическая тема «Дикие животные».

- Дидактическая игра «Кто здесь живет?», «Охотник».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая гимнастика.

- Лексическая тема «Домашние животные».

- Дидактическая игра «Чей детеныш?», «Назови правильно».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Петушок».

- Лексическая тема «Домашние птицы».

- Игра «Помоги маме найти птенца».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Лексическая тема «Животные жарких стран».

- Игра «Мы идем в зоопарк» (повторение пройденного материала).

3

Декабрь

«Здравствуй, гостья – зима!»

1.«Времена года» Зима

2. «Зимующие птицы»

3. «Зимние забавы»

4. «карнавал, карнавал»

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковые игры «Снежок», «Капельки».

- Лексическая тема «Зима».

- Игра – упражнение «Правильно, неправильно».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Птичка».

- Лексическая тема «Зимующие птицы».

- Игра «Давай поможем Незнайке» (слова – действия).

- Упражнение «Согреем ладошки».

- Лексическая тема «Зимние забавы»

- Игра – угадайка «Поиграем вместе».

- Веселая эстафета «Лыжники».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Новый год».

- Работа по картине «Новогодний карнавал».

- Игра – угадайка «Кто здесь спрятался?».

4

Январь

«В гостях у сказки»

1.«Любимые герои сказок»

2. «Просмотр сказки»

3. «Театрализованная игра»

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Игра – викторина «Угадай, сказку».

- Игра – развлечение «Найди моих друзей».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра.

- Театрализованная игра.

5

6

Февраль

«Моя семья»

Март

« Весна – красна»

1.«Человек»

2. «Моя семья»

3. «Профессии. Инструменты»

4. «Все работы хороши»

1.«Времена года» Весна

2. «Перелетные птицы»

3. «Наша одежда»

4. «Мы играем на улице»

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Лексическая тема «Человек» (строение человека).

- Дидактическая игра «Скажи, чего у нас два!».

- Игра – упражнение «Что делают дети?».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Семья».

- Лексическая тема «Моя семья».

- Рассказ детей «Моя семья».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Подвижная игра «Профессии».

- Лексическая тема «Профессии».

- Дидактическая игра «Что, кому нужно».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковые игры (повторение).

-Игра – пантомима «Кто я?».

- Игра – угадайка «Профессии».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Солнышко».

- Лексическая тема «Весна».

- Дидактическое упражнение «Подбери слово».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра.

- Лексическая тема «Перелетные птицы».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Человечек».

- Лексическая тема «Одежда».

- Игра «Что здесь лишнее?», «Чего не хвататает?»

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра.

- Дидактическая игра «Когда это бывает?»

- Работа по картине «Мы играем».

7

Апрель

«Транспорт»

1.«Наземный транспорт»

2. «Воздушный транспорт»

3. «Водный транспорт»

4. «Игра – путешествие»

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковые игры «Машина».

- Лексическая тема «Наземный транспорт».

- Составь предложение «Где находится транспорт».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Самолет».

- Лексическая тема «Воздушный транспорт».

- Музыкально – подвижнаятгра «Мы – летчики».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковые игры «Лодка», «Пароход».

- Лексическая тема «Водный транспорт».

- Дидактическая игра «Найди ошибку», «Назови правильно».

8

Май

«Здравствуй, лето!»

1.«Времена года» Лето

2. «Цветы»

3. «Насекомые»

4. Отчет кружка.

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Лето».

- Лексическая тема «Лето».

- Составление рассказа с опорой на мнемотехническую схему «Наступило лето».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковая игра «Цветы».

- Лексическая тема «Цветы».

- Дидактическая игра «Собери букет».

- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

- Пальчиковые игры «Жук».

- Лексическая тема «Насекомые».

- Дидактическая игра «Да, нет».

- «Отгадай загадку».

Диагностика.

Словарный запас ребёнка.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра "Назови, что покажу".

Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает ребёнку картинки и просит их назвать.

- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды) .

- Что это?

Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.

- Что это?

Затем воспитатель предлагает показать части предметов.

Например:

- Покажи носик у чайника.

- Покажи крышку.

-Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)

И т. п.

2. Дидактическое упражнение "Каждой вещи своё место. "

Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.

Инструкция.

"Сложи всю одежду в шкаф".

"Поставь обувь на полочку".

"Повесь головные уборы на вешалку".

"Расставь посуду на столе".

"Помести мебель в комнату".

"Расположи машины на дороге".

"Положи фрукты в корзину".

"Посади овощи на грядку".

"Посади птиц на деревья".

3. Дидактическая игра "Когда это бывает? "

Показ сюжетных картинок с изображением частей суток.

Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.

Вопросы:

- Когда мы играем?

- Когда мы кушаем?

- Что мы делаем ночью?

Критерии оценки

1 балл - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает название частей суток.

2 балла - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.

3 балла - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.


Уровень сформированности грамматической стороны речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы.

1. Дидактическая игра "Чего не стало? ".

Материал: предметные картинки.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: "Чего не стало? "

2. Упражнение "Прятки".

Материал: мелкая игрушка.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.

Например: в шкаф, за спину и т. д.

3. Дидактическая игра "Кто это? "

Материал: предметные картинки с изображение одного и нескольких животных и их детенышей.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?

Утка - утенок - утята.

Заяц - зайчонок - зайчата.

Критерии оценки

1 балл - не справляется с заданиями. Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых.

2 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в родительном падеже. Путает пространственные предлоги.

1 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.

Уровень развития связной речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Беседа по сюжетной картинке.

Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети) .

Содержание диагностического задания:

Например:

- Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.

- Тебе она нравится?

- Кто нарисован на картинке?

- Что делают дети? И т. д.

2. Инсценировка русских народных сказок "Теремок", "Репка", "Волк и козлята".

Педагог предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки настольного театра.

Критерии оценки

1 балл - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.

Воспитатель. Жили - были дед и.

Ребёнок. Баба.

Воспитатель. И была у них курочка.

Ребёнок. Ряба.

2 балла - в речи преимущественно простые предложения из 2 -3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.

Воспитатель. Жили - были.

Ребёнок. Дед и баба.

Воспитатель. И была у них.

Ребёнок. Курочка Ряба.

3 балла - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста.

Высокий уровень - 8-9 баллов.

Средний уровень - 6-7 баллов.

Низкий уровень - 3-5 баллов.

Литература:

Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб, 2005.

Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 1985.

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.

Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.

Приложение 1

мнемоквадрат

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_1.jpg

мнемодорожка

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_2.jpg

Приложение 2

Готовая схема        

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_3.jpg

Приложение 3

Готовая схема

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_5.jpg

Приложеие 4

Мнемотаблица "Весна"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_6.jpg

Мнемотаблица "Осень"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_7.jpg

Мнемотаблица "Зима"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_8.jpg

Приложение 5

Мнемотаблица "Игрушки"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_9.jpg

Мнемотаблица к сказке "Репка"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_10.jpg

Мнемотаблица "Качественные признаки фруктов (овощей) "

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_11.jpg

Мнемотаблица к стихотворению В. Мировича "Листопад"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_12.jpg

Мнемотаблица "Одежда"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_13.jpg

Мнемотаблица к сказке "Курочка Ряба"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_14.jpg

Мнемотаблица "Сочиняем сказку"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_15.jpg

Мнемотаблица "Встречаем гостей"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_16.jpg

Мнемотаблица к стихотворению "Мыши водят хоровод"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_17.jpg

Мнемотаблица "Как котёнок зиме удивился"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_18.jpg

Мнемотаблица к стихотворению "Пирог"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_19.jpg

Мнемотаблица к стихотворению Е. Трутневой "Ёлка"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_20.jpg

Мнемотаблица к сказке "Рукавичка"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_21.jpg

Мнемотаблица "Кто сказал мяу? "

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_22.jpg

Мнемотаблица к стихотворению "Падает снежок"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_23.jpg

Мнемотаблица к сказке "Лиса и заяц"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_24.jpg

Мнемотаблица "Мой папа"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_25.jpg

Мнемотаблица к стихотворению "Мой пальчик"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_26.jpg

Мнемотаблица "Моя мама"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_27.jpg

Мнемотаблица "Цыплёнок"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_28.jpg

Мнемотаблица "Комната девочки Тани"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_29.jpg

Мнемотаблица к сказке "Три медведя"

http://raguda.ru/images/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-5_30.jpg


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»  пгт Клетня Брянской области

 

Принято                                                      Утверждаю: Заведующая  педагогическим советом                           МБДОУ д/с«Радуга»                                                                                                                    ____________________2018                     _____________/Кулешова Е.И./                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                         

Рабочая программа

дополнительного образования по мнемотехнике (кружка)

«Путешествие Мнемозины»

на 2018-2019 учебный год

Воспитатель:

Буренок Е.В.