Мнемотехнология
Использование мнемотаблиц.
Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведение и социализацию ребенка в обществе.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий.
Уже не является дискуссионным тот факт, что дети с разными учебными стилями отличаются и характером восприятия информации, и типом общения, и предпочитаемыми видами деятельности, что индивидуум постигает мир, прежде всего в той репрезентативной схеме, которая у него более всего развита. Если первичная репрезентативная система визуальна, мир познается в картинах, и оптический канал поступления информации наиболее адекватен (если этой системой является кинестетика – в ощущениях, если аудирование – в звуках).
Для улучшения памяти, а через неё и мышления, необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. В этом-то и помогает мнемотехника и тактильные тренажеры.
Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания») как системы различный приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Тактильные тренажеры развивают тактильную память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем-то, что ребёнок уже знает и помнит.
Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем заменить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним.
Большинство ассоциативных привязок с чем-то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запоминать и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе.
Использование мнемотаблиц и тактильных тренажёров в течение ряда лет обеспечивает следующие результаты в работе с детьми:
- с помощью условных обозначений на мнемодорожках и мнемотаблицах расширяются знания о характерных особенностях не только времен года, но предметов и явлений окружающего мира;
- развивается умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий;
- развиваются психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление);
- значительно развиваются у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаков;
- воспитывается у детей любовь к природе.
Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций - владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мнемотехнология | 2.68 МБ |
рабочая программа по мнемотехнике "Путешествие МНЕМОЗИНЫ" | 995.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА РАБОТЫ НОВИЗНА ОПЫТА РАБОТЫ в развитии памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа деятельности – развитие творческого познания. Известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. В начале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации. Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо. В процессе непосредственной образовательной деятельности детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Основная цель формирование устной речи и навыков речевого общения с использованием мнемотехники.
Задачи опыта работы Тренировка всех психических процессов (памяти, внимания, творческого воображения, мышления, воли), влияющих на качество познания окружающего мира. Ознакомление детей с методами и приемами мнемотехники, использование которых позволит им научиться самостоятельно получить информацию. Помочь детям в преодолении неуверенности в себе, умении реализовать свой огромный, заложенный природой потенциал.
Мнемотехника - это технология развития памяти Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Сейчас дети уже с удовольствием сами рисуют схемы, записывая свои рассказы в символах-картинках.
Методы Словесный Наглядный Практический Игровой
Объяснение , описание , разъяснение , вопросы . Наблюдение , иллюстрации . Упражнения , синхронное рисование . Создание игровой ситуации , дидактические игры , использование персонажей . Приёмы
Использую Мнемодорожки Мнемозагадки Опорные картинки Мнемосхемы Мнемотаблицы
Составление рассказов-описаний с опорой на мнемотехнику по теме « Игрушки». 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?) 2. Форма. (Какой она формы?) 3. Мячи. (Какого размера игрушка?) 4. Детали машины. (Назови ее детали.) 5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?) 6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?) Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается.
Мнемотаблицы и мнемодорожки
Заучивание стихотворений с опорой на мнемотехнику.
Заучивание наизусть стихотворений с применением мнемотаблиц
Отгадывание мнемозагадок. Под ногами у меня Деревянные друзья. Я на них лечу стрелой, Но не летом, а зимой.
Мнемозагадки . Опорные картинки. Мнемосхемы.
Работа с родителями(Папка- передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям. Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям (стихи).
Итог опыта работы В своём обобщении опыта работы по теме: «Эффективность использования мнемотехники в образовательной деятельности по развитию речи у дошкольников» я исходила из того, что развитие речи является самой сложной и большой проблемой в обучении детей дошкольного возраста. На мой взгляд, очень сложно научить детей связно и выразительно говорить. Важно помочь ребёнку овладеть этим прекрасным даром. И в свою очередь, применение приёмов мнемотехники помогает детям в обогащении словарного запаса, в развитии связной речи, при заучивании стихотворений, отгадывании загадок, и в целом, развитию речи дошкольников! Таким образом, использование мнемотехники определяет место в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду. В результате целенаправленной работы по внедрению этой технологии количество детей со слабо развитой речью резко сократилось. Привлечение родителей для активного участия в мероприятиях с использованием мнемотехники, проводимых в детском саду, также способствовало более успешному освоению детьми родного языка.
Адресное направление Основные положения результатов данного опыта работы докладывались и обсуждались мной на районном заседании методического объединения п. Клетня в 2011 году, с изложением отдельных аспектов проблемы и результатами обобщения опыта работы я выступала на заседании педагогического совета в МБДОУ д/с «Радуга». Результаты опыта работы могут использоваться в образовательно-развивающем процессе в дошкольных образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дошкольное детство - особый период в развитии личности ребенка. Дети
задают много вопросов, новая информация им интересна и необходима. В
этот период память по скорости развития опережает другие психические
процессы.
Данная программа направлена на развитие одного из важнейших
психических процессов - памяти. Память является функцией мозга и, как
всякая другая его функция, может быть развита и поддается тренировке.
Но сама по себе память не выступает как самостоятельный процесс, в нем
в явном или скрытом виде присутствуют другие психические процессы:
внимание, восприятие, воображение, мышление, воля, а так, же эмоции,
чувства и психические состояния.
В основе данной программы лежат методы мнемотехники. Мнемотехника
- это система искусственных приемов для тренировки всех видов памяти и
является необходимым условием для продуктивного понимания и
запоминания, сохранения и воспроизведения любой информации, а также
увеличения объема памяти.
Материал занятий подобран так, что одно упражнение закрепляет, углубляет,
показывает с разных сторон изучаемый в другом упражнении материал и
идет от простого к сложному. В дошкольном возрасте процесс познания
происходит эмоционально - практическим путем, поэтому каждый
дошкольник - маленький исследователь большого мира. Необходимо научить
не только воспринимать окружающую действительность: предметы, людей,
явления, но и уметь использовать свои наблюдения и знания. Программа
интеллектуального развития поможет стимулировать, поддержать и развить
познавательную активность ребенка; совершенствовать сенсорные
способности, развить творческие способности, самостоятельно находить
способы решения неизвестных задач. Программа учитывает индивидуальные
особенности каждого ребенка, помогает подобрать индивидуальный ключ
запоминания и обработки информации, развивает коммуникативные
качества, необходимые для комфортного пребывания каждого из нас в
обществе и с самим собой.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.
При реализации программы используются следующие принципы:
- объективность
- доброжелательность
- активность
- личный интерес
- творческий подход
Методы:
- Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность на занятии; использует художественное слово.
- Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр мнемотаблиц, иллюстраций.
- Практические – показ алгоритма действий; использование игровых приемов; музыкальное сопровождение.
Метод «кодирования» (чертеж, схема, таблица, набросок);
• Метод, использующий образное мышление;
• Метод ассоциативных цепочек - метод «чепухи»;
• Метод трансформации (метод превращений);
• Метод опор.
«МНЕМОТЕХНИКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.
Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
2. Недостаточный словарный запас.
3. Употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый
ответ.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов мы решили применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Основные задачи мнемотехники:
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;
- Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;
- Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники) - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации).
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Мнемотаблицы служат в нашей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при пересказах художественной литературы;
- при обучении составлению рассказов;
- при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
- при отгадывании и загадывании загадок;
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
В нашей работе мы использеммнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку.)
К концу обучения у детей:
- расширяется круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
загадок;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
График работы кружка:
Понедельник 10.30 МНЕМОТЕХНИКА
(доп. образование)
Среда 10.30 МНЕМОТЕХНИКА
(доп. образование)
Программа рассчитана на реализацию в течение трех лет, для детей 4-7 лет.
Оптимальное количество детей в группе 8-12 человек.
4-5 лет– 64 занятия в год, 2 раз в неделю 15-20 минут;
5-6 лет– 64 занятия в год, 2 раз в неделю 20-25 минут;
6-7 лет – 64 занятия в год, 2 раз в неделю 25-30 минут;
Календарно – тематический план кружка на 1 год обучения
№ | Месяц | Темы | Формы работы |
1 | Октябрь «золотая осень» | 1.»Времена года» Осень 2. «Грибы», «Лесные ягоды». 3. «Фрукты», «Овощи». 4. «Мы в лесок пойдем». | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Осень», «Капельки». - Лексическая тема «Осень». - Заучивание стихотворения. - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Мы пошли за грибами». - Лексическая тема «Грибы», «Лесные ягоды». - Составление рассказа по сюжетной картине(по плану). - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Лимон», «Капуста». - Лексическая тема «Фрукты и овощи». - Дидактическая игра «Что здесь лишнее», «Наш огород», «Назови три предмета». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры (повторение). - Игра – путешествие «В осеннем лесу». |
2 | Ноябрь «В мире животных» | 1.«Дикие животные». 2. «Наши питомцы», (Домашние животные) 3. «Наши питомцы» (Домашние птицы) 4. «В зоопарке побывали» (Животные жарких стран) | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Волк и лиса». - Лексическая тема «Дикие животные». - Дидактическая игра «Кто здесь живет?», «Охотник». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая гимнастика. - Лексическая тема «Домашние животные». - Дидактическая игра «Чей детеныш?», «Назови правильно». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Петушок». - Лексическая тема «Домашние птицы». - Игра «Помоги маме найти птенца». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Лексическая тема «Животные жарких стран». - Игра «Мы идем в зоопарк» (повторение пройденного материала). |
3 | Декабрь «Здравствуй, гостья – зима!» | 1.«Времена года» Зима 2. «Зимующие птицы» 3. «Зимние забавы» 4. «карнавал, карнавал» | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Снежок», «Капельки». - Лексическая тема «Зима». - Игра – упражнение «Правильно, неправильно». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Птичка». - Лексическая тема «Зимующие птицы». - Игра «Давай поможем Незнайке» (слова – действия). - Упражнение «Согреем ладошки». - Лексическая тема «Зимние забавы» - Игра – угадайка «Поиграем вместе». - Веселая эстафета «Лыжники». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Новый год». - Работа по картине «Новогодний карнавал». - Игра – угадайка «Кто здесь спрятался?». |
4 | Январь «В гостях у сказки» | 1.«Любимые герои сказок» 2. «Просмотр сказки» 3. «Театрализованная игра» | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Игра – викторина «Угадай, сказку». - Игра – развлечение «Найди моих друзей». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра. - Театрализованная игра. |
5 6 | Февраль «Моя семья» Март « Весна – красна» | 1.«Человек» 2. «Моя семья» 3. «Профессии. Инструменты» 4. «Все работы хороши» 1.«Времена года» Весна 2. «Перелетные птицы» 3. «Наша одежда» 4. «Мы играем на улице» | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Лексическая тема «Человек» (строение человека). - Дидактическая игра «Скажи, чего у нас два!». - Игра – упражнение «Что делают дети?». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Семья». - Лексическая тема «Моя семья». - Рассказ детей «Моя семья». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Подвижная игра «Профессии». - Лексическая тема «Профессии». - Дидактическая игра «Что, кому нужно». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры (повторение). -Игра – пантомима «Кто я?». - Игра – угадайка «Профессии». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Солнышко». - Лексическая тема «Весна». - Дидактическое упражнение «Подбери слово». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра. - Лексическая тема «Перелетные птицы». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Человечек». - Лексическая тема «Одежда». - Игра «Что здесь лишнее?», «Чего не хвататает?» - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра. - Дидактическая игра «Когда это бывает?» - Работа по картине «Мы играем». |
7 | Апрель «Транспорт» | 1.«Наземный транспорт» 2. «Воздушный транспорт» 3. «Водный транспорт» 4. «Игра – путешествие» | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Машина». - Лексическая тема «Наземный транспорт». - Составь предложение «Где находится транспорт». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Самолет». - Лексическая тема «Воздушный транспорт». - Музыкально – подвижнаятгра «Мы – летчики». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Лодка», «Пароход». - Лексическая тема «Водный транспорт». - Дидактическая игра «Найди ошибку», «Назови правильно». |
8 | Май «Здравствуй, лето!» | 1.«Времена года» Лето 2. «Цветы» 3. «Насекомые» 4. Отчет кружка. | - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Лето». - Лексическая тема «Лето». - Составление рассказа с опорой на мнемотехническую схему «Наступило лето». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковая игра «Цветы». - Лексическая тема «Цветы». - Дидактическая игра «Собери букет». - Общий комплекс артикуляционной гимнастики. - Пальчиковые игры «Жук». - Лексическая тема «Насекомые». - Дидактическая игра «Да, нет». - «Отгадай загадку». |
Диагностика.
Словарный запас ребёнка.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра "Назови, что покажу".
Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает ребёнку картинки и просит их назвать.
- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды) .
- Что это?
Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.
- Что это?
Затем воспитатель предлагает показать части предметов.
Например:
- Покажи носик у чайника.
- Покажи крышку.
-Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)
И т. п.
2. Дидактическое упражнение "Каждой вещи своё место. "
Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.
Инструкция.
"Сложи всю одежду в шкаф".
"Поставь обувь на полочку".
"Повесь головные уборы на вешалку".
"Расставь посуду на столе".
"Помести мебель в комнату".
"Расположи машины на дороге".
"Положи фрукты в корзину".
"Посади овощи на грядку".
"Посади птиц на деревья".
3. Дидактическая игра "Когда это бывает? "
Показ сюжетных картинок с изображением частей суток.
Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.
Вопросы:
- Когда мы играем?
- Когда мы кушаем?
- Что мы делаем ночью?
Критерии оценки
1 балл - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает название частей суток.
2 балла - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.
3 балла - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.
Уровень сформированности грамматической стороны речи.
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
1. Дидактическая игра "Чего не стало? ".
Материал: предметные картинки.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: "Чего не стало? "
2. Упражнение "Прятки".
Материал: мелкая игрушка.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.
Например: в шкаф, за спину и т. д.
3. Дидактическая игра "Кто это? "
Материал: предметные картинки с изображение одного и нескольких животных и их детенышей.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?
Утка - утенок - утята.
Заяц - зайчонок - зайчата.
Критерии оценки
1 балл - не справляется с заданиями. Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых.
2 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в родительном падеже. Путает пространственные предлоги.
1 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.
Уровень развития связной речи.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Беседа по сюжетной картинке.
Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети) .
Содержание диагностического задания:
Например:
- Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.
- Тебе она нравится?
- Кто нарисован на картинке?
- Что делают дети? И т. д.
2. Инсценировка русских народных сказок "Теремок", "Репка", "Волк и козлята".
Педагог предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки настольного театра.
Критерии оценки
1 балл - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.
Воспитатель. Жили - были дед и.
Ребёнок. Баба.
Воспитатель. И была у них курочка.
Ребёнок. Ряба.
2 балла - в речи преимущественно простые предложения из 2 -3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.
Воспитатель. Жили - были.
Ребёнок. Дед и баба.
Воспитатель. И была у них.
Ребёнок. Курочка Ряба.
3 балла - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста.
Высокий уровень - 8-9 баллов.
Средний уровень - 6-7 баллов.
Низкий уровень - 3-5 баллов.
Литература:
Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб, 2005.
Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 1985.
Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
Приложение 1
мнемоквадрат
мнемодорожка
Приложение 2
Готовая схема
Приложение 3
Готовая схема
Приложеие 4
Мнемотаблица "Весна"
Мнемотаблица "Осень"
Мнемотаблица "Зима"
Приложение 5
Мнемотаблица "Игрушки"
Мнемотаблица к сказке "Репка"
Мнемотаблица "Качественные признаки фруктов (овощей) "
Мнемотаблица к стихотворению В. Мировича "Листопад"
Мнемотаблица "Одежда"
Мнемотаблица к сказке "Курочка Ряба"
Мнемотаблица "Сочиняем сказку"
Мнемотаблица "Встречаем гостей"
Мнемотаблица к стихотворению "Мыши водят хоровод"
Мнемотаблица "Как котёнок зиме удивился"
Мнемотаблица к стихотворению "Пирог"
Мнемотаблица к стихотворению Е. Трутневой "Ёлка"
Мнемотаблица к сказке "Рукавичка"
Мнемотаблица "Кто сказал мяу? "
Мнемотаблица к стихотворению "Падает снежок"
Мнемотаблица к сказке "Лиса и заяц"
Мнемотаблица "Мой папа"
Мнемотаблица к стихотворению "Мой пальчик"
Мнемотаблица "Моя мама"
Мнемотаблица "Цыплёнок"
Мнемотаблица "Комната девочки Тани"
Мнемотаблица к сказке "Три медведя"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга» пгт Клетня Брянской области
Принято Утверждаю: Заведующая педагогическим советом МБДОУ д/с«Радуга» ____________________2018 _____________/Кулешова Е.И./
Рабочая программа
дополнительного образования по мнемотехнике (кружка)
«Путешествие Мнемозины»
на 2018-2019 учебный год
Воспитатель:
Буренок Е.В.