"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Тема моей инновационной деятельности
"Сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями как одно из условий поддержки и развития одаренных детей"
- Прошла курсы повышения квалификации в ПМЦПКиППРО Института психологиии и образования ФГАОУ ВО "Казанский (приволжский) федеральный университет" по теме «Формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО» в ПМЦ ПК и ПП РО ИП и О ФГАОУ ВО КФУ, 72 час. Удостоверение № УПК-20-015087/2015, выдано 09 октября 2015г.
- Выступила с обобщением опыта работы по теме «Программа развития творческих способностей музыкально-одаренных детей в условиях реализации ФГОС ДО » в рамках обучения по программе повышения квалификации музыкальных руководителей ДОО «Формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО" Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГАОУ ВО КФУ с 28.09.2015г. по 09.10.2015г.
- Представила опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей музыкально-одаренных детей» на Открытом региональном семинаре по теме “Наставничество в работе с одаренными детьми в УДО в рамках сетевого взаимодействия”, проводимого в рамках ˅I открытого Регионального фестиваля-конкурса национального татарского искусства «Бәхет йолдызы» ,г.Набережные Челны, 2016г.
Представила опыт работы (доклад и презентация) по музыкальному воспитанию «Организация работы с детьми дошкольного возраста с признаками одаренности» на ММО воспитателей старших и подготовительных к школе групп на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 25г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, 2016г.
Опубликовала работу на Всероссийском проекте «Публикация статей об одаренных детях и их наставниках», «Супердети» Интернет-портал www.superdeti.org,2016г.
Выступила по проекту «Педагогическая академия» кафедры музыкальных руководителей в рамках педагогической работы кафедры искусств и здоровьесбережения по теме «Музыкальное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.
Провела мастер-класс «Хор рук», «Использование инновационных технологий в работе с музыкально-одарёнными детьми в контексте билингвального образования», в рамках семинара-практикуми Республиканской инновационной площадки Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГАОУ ВО КФУ.
Представила опыт работы (доклад и презентация) на семинаре-практикуме «Профессионализм педагога в формировании билингвизма у детей дошкольного возраста в ДОУ и семье» Республиканской инновационной площадки Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГАОУ ВО КФУ.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Работая музыкальным руководителем, ежедневно занимаясь с детьми хореографией, вокалом, творчеством, соприкасаясь с искусством в целом, меня заинтересовала тема одаренных детей. Непосредственно при подготовке праздничных мероприятий, утренников, концертов шла подготовка и отдельных сольных номеров с одаренными детьми. Все это было очень интересно, но не было системности в работе. Это привело меня к мысли написать программу для одаренных детей. Имея определенный опыт по кружковой работе, индивидуальным занятиям, я разделила работу программы на две части: вокал и хореографию.
Нетрадиционный и креативный подход к своей работе, накладывает определенную специфику на мои занятия. Мне нравится сочетать различные стили в музыке. Например сочетать классическую музыку и современные движения танца. Народные танцы ставить под стилизованную музыку. На занятиях по вокалу использовать как пение под фонограмму, так и под аккомпонемент. Дети очень тонко чуствуют эту грань, что вызывает огромный интерес и желание заниматься. В целях поддержки интереса к музыке и развития природных задатков детей, я использую авторские разработки сценариев, музыкальных ревю, мюзиклов.
Большое внимание придаю в своей работе национальному компоненту. Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.
Для того чтобы работать с одаренными детьми, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №25 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Авторская программа
«Звездочка»
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Сергеева И.В.
г. Лениногорск
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Работая музыкальным руководителем, ежедневно занимаясь с детьми хореографией, вокалом, творчеством, соприкасаясь с искусством в целом, меня заинтересовала тема одаренных детей. Непосредственно при подготовке праздничных мероприятий, утренников, концертов шла подготовка и отдельных сольных номеров с одаренными детьми. Все это было очень интересно, но не было системности в работе. Это привело меня к мысли написать программу для одаренных детей. Имея определенный опыт по кружковой работе, индивидуальным занятиям, я разделила работу программы на две части: вокал и хореографию.
Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, развивают слуховую, зрительную, моторную память, учат благородным манерам.
Я начинаю выявлять одарённых детей, проводить кропотливую работу по развитию способностей. Используя современные и традиционные образовательные технологии, начинаю работу с этими детьми индивидуально и по подгруппам.
Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях , но и в повседневной жизни.
Нетрадиционный и креативный подход к своей работе, накладывает определенную специфику на мои занятия. Мне нравится сочетать различные стили в музыке. Например сочетать классическую музыку и современные движения танца. Народные танцы ставить под стилизованную музыку. На занятиях по вокалу использовать как пение под фонограмму, так и под аккомпонемент. Дети очень тонко чуствуют эту грань, что вызывает огромный интерес и желание заниматься. В целях поддержки интереса к музыке и развития природных задатков детей, я использую авторские разработки сценариев, музыкальных ревю, мюзиклов.
Большое внимание придаю в своей работе национальному компоненту. В основе традиционной татарской музыки лежит - пентатоника. Она придает неповторимый колорит, определенную особенность татарской музыки. Необычайная напевность татарских песен, яркие, заводные пляски вызывают большой эмоциональный всплеск у детей, выражают жизнерадостность и активность ребенка, развивают его творческую фантазию, воспитывают гармоничную личность преданную своей культуре.
Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Кроме занятий, проводимых по учебному плану практикуется :
- Проведение интегрированных занятий;
- Участие детей в муниципальных конкурсах , фестивалях;
- Участие в городских мероприятиях;
Итоговые результаты своей работы дети реализуют ежеквартально на творческих отчетных концертах, утренниках, родительских собраниях.
Для того чтобы работать с одаренными детьми, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе.
Цель программы:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи:
- Участие (активное) ребенка в различных видах музыкальной и досуговой деятельности.
- Создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе исследовательской и поисковой деятельности.
- Выявление способных и одаренных детей.
- Обеспечение развития способностей воспитанников в избранных им областях культуры, искусства и т. д.
- Воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.
- Разрабатывать и поэтапно внедрять новые технологии в работе с одаренными детьми.
- Воспитывать сознательного гражданина России.
Принципы реализации программы:
- гуманизм,
- демократизм,
- научность и интегративность,
- индивидуализация и дифференциация,
- систематичность,
- развивающее обучение,
- интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Организационное и функциональное обеспечение программы:
- организация и проведение занятий с одаренными детьми;
- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми;
- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка детей к конкурсам, викторинам, концертам и другим мероприятиям различного уровня;
- учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей.
Ожидаемые результаты
- Творческая самореализация одаренных детей.
- Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей.
- Формирование навыков творческого саморазвития.
- Ориентация на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного ребенка.
- Освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики.
- Создание банка данных одаренных детей.
- Обеспечение преемственности в работе младшей, средней и старшей групп.
- Развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей.
Этапы реализации программы:
Диагностический
Цель: диагностика склонностей и способностей воспитанников.
На протяжении всех этапов с помощью упражнений, заданий, опросов, бесед, анкетирования проводится отслеживание роста знаний, умений и навыков по следующим компонентам:
- Музыкальные способности;
- Активность на досуговых мероприятиях, индивидуальных и музыкальных занятиях.
Развивающий
Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.
Занятия интегрированного типа.
- Разработка серий творческих заданий (творческие задания должны выполняться в
определенной последовательности, с постепенным усложнением). Выполнение творческих заданий (рост креативности). Креативность как динамически развивающаяся структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости. Под креативностью мы понимаем музыкально-творческое развитие в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлений о музыке.
Показателями креативности являются оперирования ЗУНами, а также активность, уверенность, увлеченность различными формами музицирования.
Формы творческих заданий:
Восприятие музыки.
Импровизация.
Пластическое интонирование.
Инструментальное музицирование.
Вокально-хоровое музицирование.
Музыкальный фольклор.
Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность.
Графическое, цветовое моделирование музыки.
К определяющим принципам занятий творческого типа относят следующие:
Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.
Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.
Оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности.
Развитие навыков художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.
Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности.
Воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру.
Импровизация – первооснова художественного творчества детей. Обращение к детском творчеству как к методу воспитания – характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.
Заключительный
Цель: мониторинг результативности занятий с одаренными детьми.
Мониторинг эффективности работы с детьми по программе «Одаренный ребенок»
ФИО ребенка | Чувство ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей. | Активное участие в различных видах музыкальной и досуговой деятельности. | Музыкально- творческие способности | Устойчивый интерес к самообразованию, самосовершенствованию | ||||
До | После | До | После | До | После | До | После | |
1 2 3… |
План реализации программы
Этап | Мероприятия программы | Форма |
Диагностический | ⇨ Диагностика склонностей, способностей детей и подростков (музыкально-творческие способности). ⇨Наблюдение (активность). | ⇨Упражнения, задания, опросы, беседы, анкетирование. ⇨ Досуговые мероприятия, КТД, индивидуальные и музыкальные занятия. |
Развивающий | ⇨Выполнение творческих заданий (рост креативности). Разработка серий творческих заданий ⇨Занятия интегрированного типа. | ⇨Восприятие музыки ⇨Импровизация ⇨Музыкальный фольклор ⇨ Вокально-хоровое музицирование ⇨Пластическое интонирование ⇨Инструментальное музицирование ⇨Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность ⇨Графическое, цветовое моделирование музыки
⇨Урок творчества, урок-путешествие. |
Заключительный | ⇨ Мониторинг эффективности работы с детьми по программе «Одаренный ребенок». | ⇨Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. ⇨Анализ итогов реализации программы.
|
Формы творческих заданий:
Восприятие музыки (размышлении о ней – эта деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его. Важно не только содержание, но и форма рассуждения (например, стихи), выразительность, интонация речи ребенка. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи – восхищение, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи воспитанника на занятиях, досуговых мероприятиях. Это один из обширнейших источников познания и стимулирования творческой деятельности детей).
Импровизация (занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ребенка требуется умение продолжить начатую педагогом мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные” интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. - такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены).
Пластическое интонирование (пластическое интонирование это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Прием исполнения музыки движением, жестом - “пластическое интонирование”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске).
Инструментальное музицирование (инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;учитель помогает ученику найти прием исполнения.Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у учеников, желание у каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность важна для общего музыкального и творческого развития).
Вокально-хоровое музицирование (среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный “разговор”; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, “проживая” текст песен, рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу. Оказывается интересным творческим процессом создание вариаций, а также эпизодов к форме рондо.Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и так далее) ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно раскрывается в своих творческих проявлениях).
Музыкальный фольклор (“Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания” (С. Мировопольский). (Фольклор) как школа социального опыта, дает возможность современникам глубже познать действительность, историческую и национальную специфику своего народа. Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. Работа с этим материалом дает возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа).
Занятия интегрированного типа (одна из нестандартных форм творческих занятий по развитию творческих способностей).
Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность (именно этот вид деятельности помогает осознать ребенку основные законы музыкального языка и овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для музыкальной деятельности).
Графическое, цветовое моделирование музыки (отвечает специфике музыки как вида искусства и особенностям восприятия детей. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации).
Используемая литература
- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.
- Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
- Берлянчик М.М. Проблемы одаренности // Основы учения юного скрипача: С. 26-44.- 200 с. - М.,1983. -Мышление. Технология. Творчество
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
- Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- с.73.
- Варламова Е.П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с.48.
- Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. 190 с.- М.,1983.
- Лейтес М.С. Бывают выдающиеся дети. // Семья и школа, 33 с.- N 3. -51990.
- Лейтес М.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, 31 с.- N 3. -6. 1990.
- Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с84.
- Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. – с.29-33.
- Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
- Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
- М.К. Акимова, Борисова Е.М. Одаренные дети // Психологическая служба школы. / /Под ред. И.В. Дубровиной М.,1995.
- Мясищев В.М., Готсдинер А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Л.: 1980.
- Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.
- Панкова О., Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей. Новосибирск,1994. −35 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.,1997.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. М.С. Лейтеса М.:− Изд. «Академия», 1996.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.
- Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей − М.: Педагогика, 1988.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. 328 с.− Т.1. − М.: Педагогика,1985.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
- Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения,мнения. М.: Интерпракс,1994.
Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.
- Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
- Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
- Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
- Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
- Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
Психосоциальная чувствительность.
- одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
- Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.
- Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
- Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
- Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.
- Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Физические характеристики.
- Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
- Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.
Талант и одаренность могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях.
Проблемы одаренных детей.
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
- Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
- Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
- Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
- Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
- Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
- Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
- Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
- Соревновательность.
- Чувство юмора.
- Чуткость к анализу нравственных проблем.
- Уверенность в своих силах и способностях.
- Внутренняя мотивация.
Специальные распевки по музыкотерапии В. Н Петрушина
повышают жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться. Эти упражнения на формулу повышения самооценки помогают неуверенным и стеснительным детям.
“Только смеяться”
Только смеяться и улыбаться!
Крепко держаться и снова смеяться!
“Я хороший”
Я, я, я хороший! Ты, ты, ты хороший!
Я, я, я с тобой! Ты, ты, ты со мной!
“Да и нет”
Нашему здоровью - да , да, да!
А всему плохому - нет, нет, нет!
“Счастье”
Счастливый и довольный, уверен я в себе.
Иду по жизни весело и радуюсь судьбе.
Тренировать дыхание можно тоже с помощью интересный упражнений, которые учат правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух.
“Шарики”
Вот как шарик надувает, а рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул, выдуваем, наши мышцы расслабляем (выдох).
Дети должны представить себе большой воздушный шар и попробовать его надуть. Что сначала нужно делать? Как правильно дуть, покажите? Звучит тихая музыка. На крещендо дети “надувают шарик”, короткими вдохами и выдохами, пока не лопнет. Сильная доля – вдох, слабая – выдох, чем громче музыка, тем больше шарик. Сначала вдохи короткие, так, как шарик маленький, затем длинные. Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, учатся красиво петь, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания и интересы.
Критерии уровней развития музыкальности,
предложенные методистом УМЛ, доцентом, ПКРО г Москвы С. Мерзляковой.
Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)
Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.
Низкий уровень – мало эмоционален, “ровно”, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.
Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).
Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма
Для установления уровня развития ладового чувства:
Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.
Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.
Задание 3. Упражнения на различение лада.
Для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений:
Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу) Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия).
задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.
Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.
Для установления уровня развития чувства ритма:
Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.
Задание 2. Прослушав пьесы: “Мотылёк” Майкапара, “Польку”, “Марш”, дети должны изобразить “Мотылька” (лёгкого, изящного и нежного), веселый танец, решительный, важный уверенный марш.
Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы. Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.
Задание 3. Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.
Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч
(Психодиагностика психолога в школе - Диагностика одаренности)
Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Спортивный талант
Если…
• он энергичен и все время хочет двигаться
• он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
• не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
• лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
• предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
• кажется, что он всерьез никогда не устает;
• неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические способности
Если…
• ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
• любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
• сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
• может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
• любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
• интересуется специальной технической литературой.
Литературное дарование
Если…
• рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
• любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
• выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
• изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
• любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Музыкальный талант
Если…
• ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
• очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
• если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
• сочиняет свои собственные мелодии;
• научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Художественные способности вашего ребенка могут проявиться
Если ребенок…
• не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
• в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
• серьезно относиться к произведениям искусства;
• когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
• стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
• не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях
Способности к научной работе
Если ребенок…
• обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
• умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
• любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
• часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
• с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции
• не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант
Если ребенок…
• часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
• стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
• меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
• с большим желанием выступает пере аудиторией;
• с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
• пластичен и открыт всему;
• любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект
Если ребенок…
• хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
• обладает хорошей памятью;
• легко и быстро схватывает новый школьный материал;
• задает очень много продуманных вопросов;
• любит читать книги, причем по своей собственной программе;
• обгоняет сверстников по учебе,
• гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
• обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
• очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте график выраженности тех или иных способностей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 г.Лениногорска» муниципальное образование «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Семинар-практикум
для педагогов дошкольных образовательных организаций по функционированию Республиканской инновационной площадки (РИП)
ПМЦПК и ППРО ФГАОУ ВО КФУ
тема: «Профессионализм педагога в формировании билингвизма у детей дошкольного возраста в ДОУ и семье»
Мастер – класс: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем использования
инновационных технологий в работе с музыкально - одарёнными детьми в контексте билингвального образования»
Составили и провели:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории:
МБДОУ «Детский сад № 25»
Сергеева Ирина Владимировна;
воспитатель
Мингазова Альбина Вахитовна
РТ г. Лениногорск, 2017г.
Цель: использование инновационных технологий в работе с музыкально-одарёнными детьми в контексте билингвального образования.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- обучить детей передавать характер произведения через движения рук;
- научить детей двигательному двухголосию.
Развивающие:
- развивать координационную свободу движения;
- формировать слуховое восприятия музыки;
- чувства ритма, внимания;
- развивать ассоциативно-образного мышления;
- ансамблевой слаженности;
- способности к двигательной импровизации.
Воспитательные:
- совершенствовать эстетический вкус и желание слушать музыку разного характера, двигаться под нее с атрибутами;
- воспитывать познавательный интерес, любовь, уважение к национальной культуре;
- продолжать воспитывать умение дружеского, партнерского отношения друг к другу, умение работать в паре, ансамбле.
Оздоровительные:
- способствовать улучшению психофизического самочувствия детей, вызывать радостные, эмоциональные переживания;
- способствовать эмоциональному и физическому раскрепощению.
Обогащение словаря: «вальс», «пьеса», «композитор», «күбәләк», чәчәкләр, матур.
Иллюстративный материал и оборудование: снежинки, бабочки, цветы,
мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса, фонограммы.
Предварительная работа:
Беседа о композиторе, прослушивание музыкального произведения, высказывание о его характере, музыкальном образе, изображение музыкального образа руками.
Методы и приемы:
- наглядный (используется как взаимодействие слухового и наглядно-зрительного анализатора);
- наглядно-слуховой (слушание музыки, во время выполнения музыкально-ритмических движений).
- наглядно-зрительный (показ движений, использование атрибутов, относящихся к данному музыкальному произведению);
- показ (разучивание новых движений);
- иллюстрированной наглядности.
Словесные методы:
- поэтическое слово;
- пояснения, указания во время практической деятельности.
Игровые методы:
- воображаемая ситуация в развернутом виде.
Метод практической деятельности:
-целенаправленное этнотолерантное воспитание и обучение через игровую организованную деятельность.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку (сказочная музыка Гладкова).
Музыкальный руководитель: (музыкальное приветствие)
-Здравствуйте, ребята! (здравствуйте)
- Исәнмесез! (исәнмесез)
-Ребята, я рада нашей встрече.
-Ребята, мы сегодня совершим увлекательное путешествие в страну
музыкальных звуков … Скажите, нравится ли вам узнавать что-то новое и интересное? – Да.
- Замечательно, тогда ответьте мне на один вопрос: «Вы знаете, что такое хор?»
Ответы детей.
- А я хочу Вас сегодня познакомить с необычным хором – «Хором рук»….
- Звучит необычно, правда?
- Сегодня мы будем исполнять хор не голосом, характер песни ее настроение мы будем передавать через движения рук.
- Исполнять мы будем произведение Петра Ильича Чайковского. Сейчас мы его прослушаем, а вы мне расскажете, какой характер у этого произведения, какое вы почувствовали настроение.
Звучит «Декабрь» П.И.Чайковского.
- Итак, ребята, какого характера это произведение? (ответы детей)
-Замечательно!
-Сейчас мы будем исполнять это произведение одноголосно.
Одноголосие – это когда поют в один голос. Для этого нам понадобятся…
- Бу нәрсә? (кар бертеге - снежинки)
Урамнарга,бакчаларга,
Урман, кырлар өстенә
Ак мамыктай күбәләк кар
Төшә дә төшә генә.
-Кар бертеге нинди?(ак,зәңгәр,матур)
-Чәчәкләр нинди? (ответы детей)
- Замечательно. У хора есть дирижер, вашим дирижером буду я. Чтобы произведение было интересно слушать и смотреть, нужно передать его настроение, характер.
- Балалар, әйдәгез бу җырны тыңлыйбыз.
Хор рук.
«Декабрь» П.И.Чайковского
- Молодцы! Какое произведение мы сейчас исполняли? Какого композитора? (ответы детей)
- Сейчас я усложню задание, и мы будем исполнять произведение на два голоса.
- Исполнять мы будем произведение замечательного татарского композитора
Салиха Сайдашева. Какие известные произведения Салиха Сайдашева вы знаете?
- Сейчас мы прослушаем “Татарский вальс”. Можно закрыть глазки и немножко пофантазировать…представив картинку, вы же знаете, что музыка может не только выражать настроение, но и может изображать какое-то действие.
- Ребята, что вы представили, что почувствовали? (ответы детей)
Перестановка детей.
-Для этого нам понадобятся……(второй воспитатель приносит бабочек)
- Бу нәрсә? (чәчәкләр)
- Чәчәкләр нинди?
- Бу нәрсә?(показываю бабочку)
Чәчәккә кунган күбәләк
Күзен йомып утырмый,
Канат җәеп очып китә,
Еласаң да тоттырмый.
- Кубәләк нинди? (матур)
- Итак, ребята, у “цветов” дирижером буду я, а у “бабочек” дирижером будет Альбина Вахитовна. Приготовились.
- Балалар, әйдәгез бу җырны тыңлыйбыз.
Хор рук: «Вальс»
- Исполнять двухголосие сложнее, но вы справились. Мне кажется, вам удалось передать характер произведения. Какое произведение вы исполняли? Какого композитора?
Итог занятия.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы сегодня совершили путешествие
в удивительный мир музыки, познакомились с хором рук. Произведения каких композиторов мы исполняли? (ответы детей)
- Назовите произведения?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Что показалось самым сложным?
- Вы сегодня так старались! Молодцы!
- А теперь, как вежливые люди, давайте попрощаемся с нашими гостями и друг с другом до следующей встречи.
Пропевают:
- Сау булыгыз!
- Сау булыгыз!
- До свидания!
- До свидания!
Дети выходят из зала.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 г.Лениногорска» муниципальное образование «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Семинар-практикум
для педагогов дошкольных образовательных организаций по функционированию Республиканской инновационной площадки (РИП)
ПМЦПКиППРО ФГАОУ ВО КФУ
тема: «Профессионализм педагога в формировании билингвизма у детей дошкольного возраста в ДОУ и семье»
Доклад
«Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем использования
инновационных технологий в работе с музыкально - одарёнными детьми в контексте билингвального образования»
Составили и провели:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 25»
Сергеева Ирина Владимировна;
РТ, г. Лениногорск, 2017г.
Текст выступления:
(слайд №1) - Добрый день, уважаемые коллеги! В рамках мастер – класса я хотела бы поделиться своим опытом работы и продемонстрировать вам эффективные методические приемы реализации инновационной технологии «Хор рук».
(слайд №2) Проблема детской одарённости давно волнует многих учёных, педагогов, психологов. Высокий творческий потенциал, составляющий основу детской одаренности, проявляется часто уже в дошкольном возрасте.
(слайд №3) Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». Эти слова замечательного, великого русского педагога должны стать ключевыми в современном образовании для тех педагогов, кто выявляет, поддерживает и верит в детей с неординарными способностями. И обладать таким чутьём и тактом должен новый педагог, педагог нового поколения.
Современные тенденции обновления дошкольного образования, новые подходы к реализации задач художественно – эстетического направления требуют от музыкального руководителя поиска наиболее эффективных методов для развития творческого потенциала ребенка. Для билингвального образования эти методы также органично вписываются в работу музыкального руководителя.
(слайд №4) Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
(слайд №5) Поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В целях развития билингвального образования и обогащения словарного запаса детей, ипользую слова пройденные на занятиях по обучению татарскому языку.
(слайд №6) Одной из инновационных форм музыкального развития дошкольников является музыкально-педагогическая технология «Хор рук», автором которой является наш современник Татьяна Боровик, русский музыковед, педагог, исследователь.
Т. А. Боровик закончила Минскую Академию музыки. Стажировалась в Швеции как музыкотерапевт. Практикует в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей. С 1994 года проводит авторские семинары, является автором 8 книг и 15 статей.
Меня очень заинтересовал материал по данной теме, и я решила, что обязательно должна применить его в своей педагогической деятельности. Что же это за технология, чем она интересна и что может дать дошкольникам?
(слайд №7) Эта форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности, к пониманию двигательного двухголосия. Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Предварительно ребята прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Затем детям предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук.
(слайд №8) «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего первого ведущего - «дирижера», «вторую партию» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего второго «дирижера».
(слайд №9) Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения ребят, можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить различные изображения: снежинки, листья, цветы, бабочки, птицы и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес» - «Көзге бию», «Снежный вальс» - «Карлы вальс», «Танец птиц» - «Кошлар биюе», «Вальс цветов и бабочек» - «Чәчэкләр һәм күбәләклүр бию”и др.).
(слайд №10) Для того чтобы детям проще было вникнуть в процесс, я начала работу с «одноголосия», где я выполняла роль дирижера, а ребята были моим хором и повторяли движения за мной. Затем место «дирижера» предлагается занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков, ребята с удовольствием берут на себя эту роль.
(слайд №11) После того, как дети с уверенностью справляются в «одноголосием», можно начать работу над «двухголосием». Здесь дошкольники делятся на две партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем, накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий.
(слайд №12) Особенностями технологии является:
1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа.
2. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.
3. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не показывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера. Одаренные дети (дети с музыкальными способностями) проявляют себя во время исполнения произведения более ярко и активно.
4. Погружение в содержание музыкального произведения, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
(слайд №13)
5. Это одна из форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.
6. Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии, активизирует внимание и способности подражания, а также развивает слуховое восприятие, чувство ритма, ансамблевую слаженность, способности к двигательной импровизации и творческое воображение.
7. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму могут использовать педагоги, не имея специального музыкального образования. (Я рекомендую Вам, уважаемые воспитатели!)
8. Данная технология подходит для использования в работе как с детьми в группах общеразвивающего вида, так и в коррекционных группах. (Хочу заметить, что это актуально, так как мы работаем с детьми с ОВЗ).
(слайд №14) Обращение к данной технологии в работе с дошкольниками позволило мне добиться следующих результатов:
- удалось создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения;
- (слайд №15) дети стали более эмоционально открыты, свободны в общении, легко перевоплощаются в различные образы, коммуникабельны, доброжелательны, самостоятельны;
- дети развиваются творчески в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой;
- происходит расширение познания и навыков музыкально-одаренных детей в музыке и закрепление их интерес к различным видам музыкальной деятельности через нетрадиционные формы музыкальной деятельности.
- приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к родному краю, и в то же время духовное обогащение ребенка, его становления как личности.
(слайд №16) Подводя итог нашего мастер- класса, прошу ответить на вопросы, используя жесты рук:
Да Сомневаюсь Нет
Как вы считаете:
- данная технология заслуживает внимания?
- способствует приобретению знаний в процессе деятельности?
- способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка?
- возможно использование данной технологии в вашей деятельности?
- данный мастер класс оказался для вас полезным?
(слайд №17) Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Сергеева И.В.,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №25
г. Лениногорска»
Мастер – класс с родителями.
«Хор рук» как одна из технологий социального
партнерства в работе с родителями.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог. Сегодня мы встретились в клубе «Музыкальная палитра» - «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста». Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники несколько лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
Наш мастер-класс называется «Музыкально-педагогическая технология «Хор рук» в музыкальном развитии детей».
Мы мастер-класс сегодня покажем,
Много интересного вам расскажем.
Перед началом работы хочу предложить вам вот эти нотки (на листе нарисована нота, с обратной стороны – памятка участника мастер-класса).
Письменная рефлексия (определение готовности участников мастер-класса к работе).
Памятка участника мастер-класса. |
1. Получи удовольствие! 2. Позволь себе быть свободным! 3. Доброжелательность к себе и другим! 4. Постарайтесь быть внимательным. 5. Избегайте оценок и суждений. 6. Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях. И всё получится! |
А сейчас попрошу вас перевернуть лист и раскрасить нотку любимым цветом.
Любимый цвет может многое рассказать о характере человека и его эмоциональном складе. В конце работы нашей секции мы всё узнаем.
Театр рук – это новое слово в театральном искусстве. Сюжет театра рук ограничивает только фантазия. Здесь приобретается умение овладению пластикой рук и создания своей собственные картины. Учеными доказано, что работа в коллективе театра рук плодотворно действует на человека в целом, а в частности улучшает память, работу мозга, развивает координацию, пластику.
Театр рук в данный момент становится очень популярным видом искусства. Технику создания волшебных образов при помощи рук можно освоить на мастер-классах, а со временем овладеть искусством создания динамичных номеров.
Одной из инновационных форм в работе «художественно-эстетического развития» дошкольников является музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Анатольевны Боровик - русского музыковеда, педагога, исследователя.
Эта форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия. Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров».
Предварительно дети прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Затем предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук.
«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего - «дирижера», «вторую» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего - «дирижера».
Для того чтобы детям проще было вникнуть в процесс, начинаем работу с «одноголосия», где я выполняла роль дирижера, а ребята были моим хором и повторяли движения за мной. Затем место «дирижера» предлагается занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль.
После того, как дети с уверенностью справляются в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь дошкольники делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем, накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий.
Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения ребят, можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес» - «Көзге бию», «Снежный вальс» - «Карлы вальс», «Танец птиц» - «Кошлар биюе», «Вальс цветов и бабочек» - «Чәчэкләр һәм күбәләклүр бию”и др.).
Практическая часть. Изготовление цветов для «Хора рук».
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в хоре рук, начнем мы тоже с одноголосия. Мы будем руками изображать танец цветов. Пока я буду выполнять роль ведущего – дирижера.
Итак,сейчас мы немного усложним задачу, Я предлагаю вам исполнить это произведение на два голоса. Первую партию будете исполнять Вы, уважаемые родители, вторую партию будут исполнять дети. Для этого нам понадобятся 2 ведущих дирижера: родитель и ребенок (выбираются по желанию). Цветы у нас уже есть, мы к ним добавим бабочек.
С музыкой уже знакомы, поэтому предлагаю сразу перейти к показу.
Спасибо большое, очень красиво получилось.
Особенностями технологии является то, что она может:
- Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера;
- Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия;
- Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Данная технология подходит для использования в работе как с группами общеразвивающего вида, так и коррекционными;
- Укрепление эмоционально-позитивных межличностных отношений детей и родителей;
Рефлексия.
Подведем результаты совместной работы, а также увиденного и услышанного в работе нашей секции (смайлики).
Подвести итог нашего мастер-класса хочется словами Максимилиана Волошина: Все видеть, все понять, все знать, все пережить, все формы, все цвета вобрать в себя глазами, пройти по всей земле горящими ступнями, все воспринять и снова воплотить.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!