Инновационная деятельность на базе КФУ

Биктимирова Ирина Эдуардовна

   Я работаю над темой  «Инновационные технологии экологического  воспитания посредством развивающей предметно-пространственной среды в  условиях реализации ФГОС  ДО»                                                       Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.. 

     Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.Задачи экологического воспитания у дошкольников: формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой, воспитывать эстетические и патриотические чувства.

     Инновационные процессы на современном  этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как уровень общего образования раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Педагогическая инновация представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

    Инновационные технологии получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - ВЕДУЩИЙ МЕТОД

 В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 Одна из характерных и ярких черт дошкольников - любознательность. Постоянно дети встречаются с явлениями природы, закономерностями, которые так и остаются загадкой, так как мы, взрослые, не устаем повторять: «Мал еще, ничего не поймешь, вот пойдешь в школу, уж тогда…».

Проходят        годы, ребенок идет в школу и уже ни о чем не спрашивает, а учитель пытается растолковать ему, как это интересно - познавать. Но, увы... Время потеряно. Так давайте уже сегодня учить детей не только созерцать, но и научить «расспрашивать» природу, «подсматривать» ее секреты, «подслушивать» тайны.

С чего же следует начинать знакомить дошкольников с тайнами природы?

Пожалуй, с того, с чем они встречаются постоянно.

Песок, камни, вода, лёд. Разве здесь есть какие-нибудь загадки? Есть. Вот дошкольники играют с льдинками, и они постепенно исчезают. Что это? Для нас, взрослых, все давно понятно и неинтересно. Совсем иное дело - ребенок. Растаяла льдинка. Конечно же, чудо. Но где она? Исчезла совсем? А почему в сосуде, где плавала льдинка, стало воды больше? Не было дождя, и никто не доливал воду. Почему качество льдинок разных по толщине неодинаково? Одна хрупкая, другая - твердая, одна - прозрачная, другая нет? Тысячи почему? И ответ на них дают сами дети. И как это интересно - делать открытия самостоятельно. А ведь умение изложить материал так, как будто давно известные открытия сделаны сейчас, и есть проблемное изучение.

Помочь ребенку понять существующие физические явления научно - задача непростая. Организуя предметно-чувственную деятельность детей, где они выделяют существенные связи и отражают их в форме представлений, мы способствуем формированию как наглядно-действенного, так и наглядно-образного мышления, направленного на познание не только неживой природы и закономерностей, существующих в ней, но и пониманию взаимосвязей живой и неживой природы, а так же систематизации полученных знаний.

 Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому передо мной стала задача: развивать познавательный интерес детей к природе, сформировать взаимосвязь живой природы с неживой, научить их любить природу и бережно относиться к ней.

Реализацию поставленных задач я начала с построения предметно - развивающей среды. А это главное место, где осуществляется экспериментирование.

В дошкольном возрасте метод экспериментирования является ведущим способом познания мира. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил J1. С. Выготский.

А Н. Н. Поддъяков, обобщая собственный богатый фактический материал, сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приведены следующие доказательства:

  1.  Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
  2.  В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
  3.  Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким- то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
  4.  Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Приведенные выше доказательства совершенно верны. Опираясь на свой опыт, я тоже убедилась в необходимости и важности детского экспериментирования. В лаборатории созданы все условия для того, чтобы ребенок в свободное время мог с любым вопросом прийти и найти там свой ответ. Действуя самостоятельно, производя пробы - опыты поискового и подражательного характера, каждый ребенок приобретает личный опыт, в основе которого лежит его активная субъективная позиция.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Эксперимент детьми ставится без ограничения во времени, чтобы они были более раскрепощёнными и работали с увлечением. В процессе работы я поощряю тех детей, которые ищут собственные способы решения задачи, варьируют ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время, я не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстаёт и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

              Постепенно элементарные опыты становятся играми - опытами, в которых, как дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх - опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными.

Во время свободной деятельности в лаборатории дети по желанию манипулируют предметами или проводят опыты. Я не вмешиваюсь в ход детской деятельностью. Ребенок пробует, может ошибаться, но самостоятельно находит решение и добивается результата. А вот результаты обсуждаем вместе в небольшой дискуссии: ребенок рассказывает о том, что делал, что в итоге получилось, анализирует результат опыта. Моя задача подготовить ключевые вопросы, которые поддержали бы активность детей.

Хочу привести несколько примеров познавательно- творческой деятельности:

Дети любят играть с магнитами. Андрей В. как-то изготовил из канцелярских скрепок и магнитов бусы. Сначала не получалось. Большое количество прикрепленных к одному магниту скрепок разрывалось и падало. Он догадался между скрепками добавить магниты. Цепочка получилась крепкой и красивой.

Из киндеров и бросового материала дети делают «шумелки», а потом поют песни, танцуют и подыгрывают себе на них.

Булат К. любит рассматривать глобус и карту мира, умеет читать, может быстро найти многие города и реки.

Большой интерес вызывают у детей песочные и водные часы. Дети любят выполнять различную работу и следить по этим часам, чтобы вовремя выполнить работу.

            В ходе эксперимента мне удалось доказать, что задача подготовки ребенка отнюдь не сводится к приобретению им заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены школьной программой. Намного важнее развить у него внимание, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им. Поэтому я предоставляла детям возможность находиться в лаборатории и свободно экспериментировать с предметами неживой природы. Результаты превзошли мои ожидания. Дети научились понимать, что явления окружающей действительности подчиняются определенным закономерностям, нарушать их нельзя, а нужно беречь природу и охранять. Я уверена, что дети вырастут не «потребителями природы», а ее созидателями и защитниками.




Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по экологии

«Золотая рыбка»  для детей 6-7 лет.

Программные задачи: учить детей мыслить, подводить к самостоятельному разрешению проблем. Продолжать знакомить детей со свойствами воды, самостоятельно проводить эксперименты.  Закрепить значимость воды и воздуха в жизни человека и вообще в жизни на Земле.

  Оборудование:  Воздушные шары, стаканы с не очищенной водой, фильтры;  проблемные «ситуации-иллюстрации», заготовки из бумаги для «оригами».

  Ход занятия:

 Воспитатель рассказывает сказку: «Жил-был Человек. Самый обыкновенный, каких на свете много.  Жил он на лесной опушке, свежим воздухом дышал, рыбу ловил, за ключевой водой на родник ходил, природой  любовался. ( На экране появляется дом, сад вокруг дома, за забором лес, дорожка к роднику, летают птицы, бабочки, прыгает белка и т. д.)

  Вот однажды ловил Человек рыбу в речке. (На экране: выходит человек из дома, идет на речку, забрасывает удочку). Вот он долго сидел, не клевало, и вдруг поплавок дернулся. Вытянул удочку и глазам своим не поверил: рыбка-то перед ним не простая, а золотая. Спрашивает ее: «Ты кто?». «Я рыбка золотая, ты сказку в детстве читал? Между прочим, я и желания выполнить умею. Мне желание исполнить, что хвостом вильнуть. Отпусти меня, все желания исполню». Задумался Человек: «Отпустишь рыбку, без ужина останешься, а съешь, всю жизнь жалеть будешь». «Ладно, говорит, отпущу я тебя, а желание у меня такое: надоело мне в деревянной избушке жить. Хочу дом каменный, с электричеством, чтобы дома вода из крана текла, а то надоело на родник ходить». Ничего не ответила рыбка, выскользнула из рук, только хвостом вильнула.

  Вернулся Человек домой, а на месте его избушки  дом   белокаменный. Деревьев вокруг, правда, стало поменьше, зато столбы с проводами появились.  Дом большой, красивый, вода из крана течет. Обрадовался Человек «Вот это жизнь!» Ходит изо дня в день по комнатам, любуется. Даже в лесу реже гулять стал. А потом и вовсе решил: зачем я пешком ходить буду, если у Рыбки машину попросить можно?»

  Сказано, сделано. Выполнила золотая  рыбка его желание. Появилась у него машина, лесные тропинки в асфальтовые превратились, а цветочные полянки, в места стоянки. Доволен Человек, гуляет, запах бензина вдыхает. Птиц и зверей, правда, поменьше, стало. (На экране последовательно все картинки исчезают). Но человек на это даже внимания не обратил. «Зачем мне этот лес? Попрошу я у рыбки завод. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит. Пошел Человек к рыбке: хочу, мол, промышленное производство развернуть. Вздохнула рыбка печально и спрашивает: «Тебе какой завод?»  «Да мне любой, лишь бы прибыли побольше приносил». «Будет тебе завод», вильнула рыбка хвостом. «Но знай: это последнее желание, которое я могу исполнить». Не обратил человек на эти слова внимание, а зря…

   Возвратился он домой, видит: стоит возле его дома  огромный завод, труб видимо-невидимо. Одни трубы дым выпускают, другие грязные потоки в реку льют (на экране появляются). Шум, грохот. «Ничего, думает Человек, привыкну, главное, разбогатеть быстрее».  Друзей много у человека стало, приезжают к нему по делам, да и так просто отдохнуть в его доме прекрасном. К речке любят сходить рыбкой побаловаться. Забросят сети, наловят много-  много рыбы, всем друзьям, знакомым еще увезут. Отдохнут хорошо, в реке покупаются, а потом и машины свои намоют в этой воде. Хорошо живется!

   Завод работает, прибыль приносит, Человек разбогател, как хотел.

   Но вот однажды проснулся утром Человек, да что-то закашлялся, подбежал к крану водички попить. Глядит, вода-то из крана грязная бежит. Вспомнил Человек о роднике своем с хрустальной водой. Побежал в лес. Бежит, кашляет, вокруг дым от завода, дышать очень тяжело стало. И бежать  стало трудно, мусора от завода видимо-невидимо накопилось. Еле отыскал свой родничок. Смотрит, а вода в нем мутная, с запахом не приятным. «Как же так думает Человек? Куда же  водичка прозрачная делась?» Огляделся, вокруг дым, смрад, грохот. От деревьев одни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка не видно. «Что же я наделал? - думает Человек. Как жить теперь буду? Побежал к речке рыбку искать. Звал-звал рыбку, не видать рыбки, только пена по грязной воде плывет. Вдруг у берега что-то блеснуло... Кинулся Человек, а это и впрямь рыбка...

--   Как вы думаете, ребята, что дальше произошло?  ( рассуждают и отвечают дети ).

  Взмолился Человек к рыбке: «Не нужно мне никакого богатства, верни мне мой зеленый лес и родник чистый. Сделай, прошу, все, как  было, больше ни о чем просить не буду». Молчит рыбка, не отвечает. Пригляделся Человек, а рыбка- то не живая уже, кверху брюшком плавает. Мертвая рыбка на мертвой реке.

Вопросы к детям:

-- А от чего рыбка умерла?

-- А есть ли вообще рыба в этой реке?

-- А почему она умерла?

-- Отчего же рыбе плохо стало в реке?

-- Почему вода стала такой?

-- Что в этой сказке волшебного, а что бывает в нашей жизни?

-- Правильно ли Человек поступил?

-- Почему он вдруг захотел вновь вернуть свой лес?

-- А как бы вы поступили на месте этого человека?

-- А что будет с этим человеком? Давайте поможем ему очистить реку.

Дидактическая игра «Исправь ситуации». ( У детей на столах рисунки, с изображением экологических проблем. Задача детей исправить ошибки. Например: мусор на берегу реки – зачеркивают, на заводские трубы «одевают» ловушки, заводские потоки зачеркивают и т. д.)

Переход  в лабораторию. Здесь дети через фильтры (салфетки) очищают грязную воду.

Вопросы к детям:

-- А может сейчас человек прожить без машин, заводов и фабрик?

-- А как прожить, чтобы и природа не страдала?

-- Что для этого нужно сделать?

-- А что же делать  с родником?

Физкультминутка. Игра «Ручеек».

-- Можем мы дышать грязным воздухом?

-- А может вообще нам не дышать?

-- Чем и как мы дышим?

-- А что делать с грязным воздухом? С дымом из труб?

-- А знаете, как работают «дымоловки»?

Сейчас есть специальные люди - экологи,  которые следят за чистотой воздуха и заставляют  ставить очистительные сооружения на заводах.

-- Где воздух чище, в городе или лесу?

-- Как же в квартире очистить воздух?

Ребята,  мы все поправили в нашей сказке (на экране изменения):

1. На заводе поставили очистительные сооружения.

2. Убрали весь мусор.

3. Почистили родник и реку.

4. Посадили деревья в лесу.

И осталось нам запустить в речку рыбок.

Ребята, давайте сделаем сказочных рыбок из бумаги.

(Дети делают рыбок, используя технику «оригами»).

Далее, каждый ребенок дает обещание золотой рыбке:

1. Не будем загрязнять воду!

2. Обещаем не загрязнять воздух!

3. Будем охранять водные растения!

4. Когда будем отдыхать и купаться, не будем пугать рыбу!

5. Никогда не будем ловить много рыбы!

6. Не будем мыть машины на берегу реки!

7. Будем сажать растения и деревья!

8. Будем охранять родники!

9. После отдыха на природе будем за собой убирать мусор!

10. В лесу не будем ломать и рубить деревья!

11. Не будем ловить насекомых и птиц!

           Все вместе: Будем любить и охранять природу!