Страница учителя биологии Елены Донцовой

Донцова Елена Григорьевна

Разработки программ

Конспекты уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 85

УТВЕРЖДЕНО

 решением педагогического совета

от «29» августа  2016 года протокол № 1

Председатель ___________  В.Н. Бондаренко

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По___внеурочной  деятельности  «Юный эколог» _______________________

(указать предмет, курс, модуль)

Уровень образования (класс):    основное  общее образование,  5-6 класс____

(начальное общее, основное общее образование, с указанием классов)

Количество часов     144

Учитель:   _____Донцова Елена Григорьевна ___________________

Программа разработана в соответствии на основе  ФКГОС, учебно-методической литературы, Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. – М.: 5 за знания, 2005.______________________________________________________________(указать  ФГОС. ПООП,  УМК, авторскую  программу/программы, издательство, год издания)

Введение.

         Программа « Юный эколог» способствует эмоциональному, физическому, интеллектуальному и    социальному развитию детей.

         Данная программа предполагает развитие у детей познавательных интересов, расширение кругозора, уровня информированности в области биологии, экологии, охраны природы, обогащение опыта общения и развитие самостоятельности, активности, культуры поведения. Делает установку на самосовершенствование, соблюдение нравственных общечеловеческих правил, социальную активность.

          Программа рекомендуется для учащихся 11-12 лет.

         

Пояснительная записка.

          Образовательная область программы – естествознание. Предмет изучения – экология. Данная программа ориентирована на учащихся, изучающих курс природоведения. Программа учебно-исследовательская, в группе предполагается 15человек. Предусматривает индивидуальные, лабораторные и практические занятия микрогруппами в природе. Программа рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю).

           В основу программы положен экологический принцип.  Обучение  учащихся  по  данной программе ведётся для осуществления творческой исследовательской деятельности.

           Основным образовательным результатом  обучения   программе является развитие способностей к самостоятельным наблюдениям, формирование умений вести простейшие экологические исследования в природе, усвоение знаний о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой.

Цель программы:

            Развитие личности учащихся и углубление их экологических знаний, развитие умений,  навыков изучения, исследования, сохранения живой природы.

Задачи:

  1. Заложить основу правильного понимания вопросов природы. Углубить школьные знания о взаимосвязи организма с окружающей средой.
  2. Формирование знаний об охране природы, умений самостоятельной работы в природе.
  3. Развитие потребности общения с природой. Научить правильно вести себя в природе.
  4. Воспитание патриотических и эстетических чувств.

Знания и умения:

Знания:

  1. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
  2. Влияние человека на окружающую среду.
  3. Взаимосвязь здоровья человека и окружающей среды.

Умения:

  1. Вести фенологические наблюдения.
  2. Проводить простейшие исследования в природе, обрабатывать полученные данные.
  3. Составлять список литературы.
  4. Проводить социологические исследования.

Формы контроля.

     Осуществление целей возможно при полной реализации учебного процесса. Особое значение  для учебной  работы  имеют разнообразные формы, методы и средства обучения     (наблюдение, сравнение, анализ, полевые исследования, работа в лаборатории, описание, работа с литературой, обработка сборов и т.д.). Основные формы: кружковые занятия, наблюдения и опыты в природе, экскурсии, практические работы, участие в экологических акциях и праздниках.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Введение.

2

1

1

2.

Исследовательская деятельность школьников.

2

2

-

3.

Фенологические наблюдения.

6

4

2

4.

Изучение абиотических факторов наземно-воздушной среды обитания.

36

10

26

5.

Анализ результатов фенологических наблюдений за сезон.

2

-

2

6.

Естественные и искусственные сообщества живых организмов.

8

2

6

7.

Взаимодействия живых организмов (биотический фактор).

2

2

-

8.

Влияние человека на окружающую среду (антропогенный фактор).

20

14

6

9.

Здоровье и окружающая среда.

8

2

6

10.

Анализ результатов фенологических наблюдений за сезон.

2

-

2

11.

Социологические исследования.

8

-

8

12.

День посадки деревьев. Экологическая акция.

4

2

2

13.

День воды.

2

1

1

14.

День птиц.

4

2

2

15.

День космонавтики.

4

2

2

16.

Анализ результатов фенологических наблюдений за сезон.

2

-

2

17.

День Земли.

4

2

2

18.

День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.

4

2

2

19.

Обзор литературы.

6

2

4

20.

Экологическая акция «Чистый берег».

2

-

2

21.

Оформление исследовательских работ.

8

2

6

22.

День охраны окружающей среды.

4

2

2

23.

Итоговое занятие.

4

2

2

Итого:

144

56

88

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

  1. ВВЕДЕНИЕ (2 ч).

      Исследовательская деятельность – одна  из форм изучения экологии. План работы кружка. Техника безопасности.

Вводная экскурсия в парк.

  1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ (2 ч).

      Что такое исследовательская деятельность. Особенности исследовательской деятельности по экологии. Методы и этапы экологической деятельности. Ознакомление с исследовательскими работами других учащихся.

Выставка исследовательских работ.

  1. ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ (6 ч).

      Фенологические наблюдения в природе. Требования к проведению фенологических наблюдений. Гидрометеорологические явления.  Явления в мире растений. Явления в мире животных. Сельскохозяйственная фенология. Правила оформления дневников наблюдений за погодой.  «Календарики» - форма оформления итоговых наблюдений за сезон.

Экскурсия в парк. Выставка «Календариков».

  1. ИЗУЧЕНИЕ  АБИОТИЧЕСКИХ   ФАКТОРОВ  НАЗЕМНО-ВОЗДУШНОЙ  СРЕДЫ  ОБИТАНИЯ (36 ч).

      Основные среды жизни. Наземно-воздушная среда обитания. Состав воздуха. Свет как фактор наземно-воздушной среды обитания. Вода как условие жизни организмов в наземно-воздушной среде. Образование почвы. Почва как среда обитания живых организмов. Совместное влияние на организм условий окружающей среды.

Практические работы:

  • Изучение степени загрязнённости воздуха в различных местах: возле школы, возле дороги, в парке.
  • Изучение влияния интенсивности света на жизнедеятельность растений.
  • Определение качества питьевой воды по физическим показателям.
  • Исследование почвы парка и пришкольного участка.
  • Влияние условий окружающей среды на прорастание семян.

Экскурсии в парк, на пришкольный участок, в ЖКХ ст. Старокорсунской.

  1. АНАЛИЗ  РЕЗУЛЬТАТОВ  ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ  НАБЛЮДЕНИЙ  ЗА  СЕЗОН (2ч).

      Анализ результатов фенологических наблюдений за осенние месяцы.

      Выставка «Календариков» (осень).

  1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ  И  ИСКУССТВЕННЫЕ  СООБЩЕСТВА  ЖИВЫХ  ОРГАНИЗМОВ (8 ч).  

      Сообщества живых организмов. Основные группы живых организмов в природных сообществах. Цепи питания в сообществах. Примеры сообществ живых организмов. Отличия естественных и искусственных сообществ.

       Экскурсии:

  • Поле как искусственное сообщество живых организмов.
  • Парк как искусственное сообщество живых организмов.
  • Луг как природное сообщество живых организмов.

  1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ  (БИОТИЧЕСКИЙ  ФАКТОР)     (2 ч ).

      Типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения. Отношения, выгодные для одних и безразличные для других. Отношения типа «Хищник – жертва» и «Паразит – хозяин». Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими. Использование человеком взаимоотношений живых организмов.

       Обзор литературы.

  1. ВЛИЯНИЕ  ЧЕЛОВЕКА  НА  ОКРУЖАЮЩУЮ  СРЕДУ  (АНТРОПОГЕННЫЙ  ФАКТОР) (20 ч).

       Прямое и косвенное влияние человека на окружающую среду. Положительное и отрицательное влияние человека. Красная книга. Загрязнение воздушной оболочки и водных богатств Земли. Потеря почвы и её охрана. Город как среда жизни человека и как загрязнитель природы.

       Практическая работа:

  • Изучение изменений в природе ст. Старокорсунской в связи со строительством Краснодарского водохранилища.

Экскурсия на водохранилище.

Обзор литературы. Выставка рисунков по теме «Охрана человеком растений и животных».

  1. ЗДОРОВЬЕ  И  ОКРУЖАЮЩАЯ  СРЕДА  (8 ч).

       Влияние экологических факторов на здоровье человека. Гигиена быта. Культура питания. Характеристика социальных условий проживания учащихся.

        Обзор литературы,  периодической печати. Тестирование учащихся.

  1. АНАЛИЗ  РЕЗУЛЬТАТОВ  ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ  НАБЛЮДЕНИЙ  ЗА  СЕЗОН       (2 ч).

      Анализ результатов фенологических наблюдений за зимние месяцы.

      Выставка «Календариков» (зима).

  1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ  (8 ч).

      Требования к проведению социологических исследований. Подготовка анкет для проведения социологических исследований по экологии. Проведение опросов. Анализ проведённых опросов. Подготовка отчётов по социологическим исследованиям.

      Социологические исследования.

  1. ДЕНЬ  ПОСАДКИ  ДЕРЕВЬЕВ  (4 ч).

      Экскурсия в парк. Практическая природоохранная работа. Экологическая акция.

  1. ДЕНЬ  ВОДЫ  (2 ч).

       Роль воды в жизни живых организмов нашей планеты.

       Оформление стенда.

  1. ДЕНЬ  ПТИЦ  (4 ч).

       Как отмечается День птиц в нашей стране.  История праздника. Значение птиц в природе.

       Участие в празднике, посвящённом Дню птиц. Оформление стенда.

  1. ДЕНЬ  КОСМОНАВТИКИ  (4 ч).

       История освоения космоса. Развитие космонавтики в нашей стране. Юрий Гагарин - первый  космонавт планеты. Космонавты Кубани. Подготовка к  Дню космонавтики.

       Выставка рисунков учащихся. Оформление стенда.

  1. АНАЛИЗ  РЕЗУЛЬТАТОВ  ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ  НАБЛЮДЕНИЙ  ЗА  СЕЗОН       (2 ч).

      Анализ результатов  фенологических наблюдений за весенние месяцы.

      Выставка «Календариков» (весна).

  1. ДЕНЬ  ЗЕМЛИ  (4 ч).

        Как отмечается День Земли в мире. Напоминание об экологических катастрофах и их последствиях. Подготовка и проведение Дня Земли.

        День Земли.

  1. ДЕНЬ  ПАМЯТИ  ПОГИБШИХ  В  РАДИАЦИОННЫХ  АВАРИЯХ  И  КАТАСТРОФАХ  (4 ч).

       История Дня памяти. Опасность радиационных загрязнений.

      Обзор периодической печати. Оформление стенда.

  1. ОБЗОР  ЛИТЕРАТУРЫ  (6 ч).

       Работа в библиотеке. Требования к подготовке списка литературы. Составление списка литературы по экологической тематике.

       Работа в библиотеке.

  1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ  АКЦИЯ  «ЧИСТЫЙ  БЕРЕГ»  (2 ч).

       История акции. Значение экологических акций. Характеристика места проведения акции.

       Практическая природоохранная работа. Экологическая акция.

       21.ОФОРМЛЕНИЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ  РАБОТ  (8 ч).

       Требования к оформлению исследовательских работ. Ознакомление с образцами исследовательских работ, участвовавших в творческих конкурсах, научно-практических конференциях.

       Практические работы по оформлению исследований.

      22.ДЕНЬ  ОХРАНЫ  ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ  (4 ч).

      Подготовка и проведение конференции, посвящённой Дню охраны окружающей среды.

      Конференция.

       23. ИТОГОВОЕ  ЗАНЯТИЕ  (4 ч).

       Подведение итогов за год. Задания на лето.

       Итоговое тестирование.

Методы реализации программы.

     Для обучения и заинтересованности учащихся следует использовать игровые и ролевые методы, конкурсные задания, творческие работы, раскрывающие возможности личности и одарённость ученика. В программе представлены теоретические знания по экологии, практические по выполнению определённых заданий, опытов, научно-исследовательских работ, ведению фенологических наблюдений, оформлению итогов наблюдений в форме «Календариков». Участие в экологических праздниках «День Земли», «День воды», «День птиц» и др., подготовка материалов по оформлению тематических стендов.

      В реализации программы очень важным является участие ребят в традиционных массовых экологических акциях, проводимых в школе: «День посадки деревьев», «Чистый берег».

      Целесообразным является использование в процессе обучения компьютерных технологий, информации на медианосителях: «Экология. Общий курс», «Вода. Документальный фильм», презентации участников научно-практических конференций.

 

       

 

Рекомендуемая литература:

 

Литература для педагога:

  1. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Дидактический материал по экологии. 5 класс/авт.-сост. Н. А. Степанчук. - Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
  4. Илюхин С. Р. При реке Кубани, в Карасунском куте, или Ландшафтная экология Екатеринодара в историческом плане. – Краснодар: ООО «Кубаньпечать», 1998.
  5. Кудряшов Л. В., Родионова Г. Б., Гуленкова М. А., Козлова В. Н. Ботаника с основами экологии: - М.: Просвещение, 1979.
  6. Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. – М.: 5 за знания, 2005.
  7. Литвинская С. А. Экологическая энциклопедия деревьев и кустарников. - Краснодар: Традиция, 2006.
  8. Плотников Г. К. и др. Редкие и исчезающие животные Краснодарского края. – Краснодар: Традиция, 2007.
  9. Природа Краснодарского края/Научн. ред. В. И. Коровин. – Краснодар: Кн. изд-во, 1979.

Литература для учащихся:

  1. Лотышев И. В. Путешествие по родному краю. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 1999.
  2. Плавильщиков Н. Н. Занимательная энтомология. – М.: Детская литература, 1990.
  3. Польский Б. Н. Рассказы о почве. Пособие для уч-ся. – М.: Просвещение, 1977.
  4. Ушакова О. Д. Красная книга России: Животные/ Словарик-справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
  5. Ушакова О. Д. Красная книга России: Растения/Словарик-справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
  6. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. – М.: Аванта +, 2001.
  7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М.: ТКО «АСТ», 1995.

Информация на медианосителях:

  1. Вода. Документальный фильм.
  2. Экология. Общий курс.
  3. Презентации участников научно-практических конференций