Страница учителя биологии Елены Донцовой
Разработки программ
Конспекты уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог" | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 85
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от «29» августа 2016 года протокол № 1 Председатель ___________ В.Н. Бондаренко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По___внеурочной деятельности «Юный эколог» _______________________
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень образования (класс): основное общее образование, 5-6 класс____
(начальное общее, основное общее образование, с указанием классов)
Количество часов 144
Учитель: _____Донцова Елена Григорьевна ___________________
Программа разработана в соответствии на основе ФКГОС, учебно-методической литературы, Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. – М.: 5 за знания, 2005.______________________________________________________________(указать ФГОС. ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания)
Введение.
Программа « Юный эколог» способствует эмоциональному, физическому, интеллектуальному и социальному развитию детей.
Данная программа предполагает развитие у детей познавательных интересов, расширение кругозора, уровня информированности в области биологии, экологии, охраны природы, обогащение опыта общения и развитие самостоятельности, активности, культуры поведения. Делает установку на самосовершенствование, соблюдение нравственных общечеловеческих правил, социальную активность.
Программа рекомендуется для учащихся 11-12 лет.
Пояснительная записка.
Образовательная область программы – естествознание. Предмет изучения – экология. Данная программа ориентирована на учащихся, изучающих курс природоведения. Программа учебно-исследовательская, в группе предполагается 15человек. Предусматривает индивидуальные, лабораторные и практические занятия микрогруппами в природе. Программа рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю).
В основу программы положен экологический принцип. Обучение учащихся по данной программе ведётся для осуществления творческой исследовательской деятельности.
Основным образовательным результатом обучения программе является развитие способностей к самостоятельным наблюдениям, формирование умений вести простейшие экологические исследования в природе, усвоение знаний о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой.
Цель программы:
Развитие личности учащихся и углубление их экологических знаний, развитие умений, навыков изучения, исследования, сохранения живой природы.
Задачи:
- Заложить основу правильного понимания вопросов природы. Углубить школьные знания о взаимосвязи организма с окружающей средой.
- Формирование знаний об охране природы, умений самостоятельной работы в природе.
- Развитие потребности общения с природой. Научить правильно вести себя в природе.
- Воспитание патриотических и эстетических чувств.
Знания и умения:
Знания:
- Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
- Влияние человека на окружающую среду.
- Взаимосвязь здоровья человека и окружающей среды.
Умения:
- Вести фенологические наблюдения.
- Проводить простейшие исследования в природе, обрабатывать полученные данные.
- Составлять список литературы.
- Проводить социологические исследования.
Формы контроля.
Осуществление целей возможно при полной реализации учебного процесса. Особое значение для учебной работы имеют разнообразные формы, методы и средства обучения (наблюдение, сравнение, анализ, полевые исследования, работа в лаборатории, описание, работа с литературой, обработка сборов и т.д.). Основные формы: кружковые занятия, наблюдения и опыты в природе, экскурсии, практические работы, участие в экологических акциях и праздниках.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретич. | Практич. |
1. | Введение. | 2 | 1 | 1 |
2. | Исследовательская деятельность школьников. | 2 | 2 | - |
3. | Фенологические наблюдения. | 6 | 4 | 2 |
4. | Изучение абиотических факторов наземно-воздушной среды обитания. | 36 | 10 | 26 |
5. | Анализ результатов фенологических наблюдений за сезон. | 2 | - | 2 |
6. | Естественные и искусственные сообщества живых организмов. | 8 | 2 | 6 |
7. | Взаимодействия живых организмов (биотический фактор). | 2 | 2 | - |
8. | Влияние человека на окружающую среду (антропогенный фактор). | 20 | 14 | 6 |
9. | Здоровье и окружающая среда. | 8 | 2 | 6 |
10. | Анализ результатов фенологических наблюдений за сезон. | 2 | - | 2 |
11. | Социологические исследования. | 8 | - | 8 |
12. | День посадки деревьев. Экологическая акция. | 4 | 2 | 2 |
13. | День воды. | 2 | 1 | 1 |
14. | День птиц. | 4 | 2 | 2 |
15. | День космонавтики. | 4 | 2 | 2 |
16. | Анализ результатов фенологических наблюдений за сезон. | 2 | - | 2 |
17. | День Земли. | 4 | 2 | 2 |
18. | День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. | 4 | 2 | 2 |
19. | Обзор литературы. | 6 | 2 | 4 |
20. | Экологическая акция «Чистый берег». | 2 | - | 2 |
21. | Оформление исследовательских работ. | 8 | 2 | 6 |
22. | День охраны окружающей среды. | 4 | 2 | 2 |
23. | Итоговое занятие. | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 144 | 56 | 88 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- ВВЕДЕНИЕ (2 ч).
Исследовательская деятельность – одна из форм изучения экологии. План работы кружка. Техника безопасности.
Вводная экскурсия в парк.
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ (2 ч).
Что такое исследовательская деятельность. Особенности исследовательской деятельности по экологии. Методы и этапы экологической деятельности. Ознакомление с исследовательскими работами других учащихся.
Выставка исследовательских работ.
- ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ (6 ч).
Фенологические наблюдения в природе. Требования к проведению фенологических наблюдений. Гидрометеорологические явления. Явления в мире растений. Явления в мире животных. Сельскохозяйственная фенология. Правила оформления дневников наблюдений за погодой. «Календарики» - форма оформления итоговых наблюдений за сезон.
Экскурсия в парк. Выставка «Календариков».
- ИЗУЧЕНИЕ АБИОТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НАЗЕМНО-ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ (36 ч).
Основные среды жизни. Наземно-воздушная среда обитания. Состав воздуха. Свет как фактор наземно-воздушной среды обитания. Вода как условие жизни организмов в наземно-воздушной среде. Образование почвы. Почва как среда обитания живых организмов. Совместное влияние на организм условий окружающей среды.
Практические работы:
- Изучение степени загрязнённости воздуха в различных местах: возле школы, возле дороги, в парке.
- Изучение влияния интенсивности света на жизнедеятельность растений.
- Определение качества питьевой воды по физическим показателям.
- Исследование почвы парка и пришкольного участка.
- Влияние условий окружающей среды на прорастание семян.
Экскурсии в парк, на пришкольный участок, в ЖКХ ст. Старокорсунской.
- АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СЕЗОН (2ч).
Анализ результатов фенологических наблюдений за осенние месяцы.
Выставка «Календариков» (осень).
- ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ СООБЩЕСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (8 ч).
Сообщества живых организмов. Основные группы живых организмов в природных сообществах. Цепи питания в сообществах. Примеры сообществ живых организмов. Отличия естественных и искусственных сообществ.
Экскурсии:
- Поле как искусственное сообщество живых организмов.
- Парк как искусственное сообщество живых организмов.
- Луг как природное сообщество живых организмов.
- ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (БИОТИЧЕСКИЙ ФАКТОР) (2 ч ).
Типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения. Отношения, выгодные для одних и безразличные для других. Отношения типа «Хищник – жертва» и «Паразит – хозяин». Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими. Использование человеком взаимоотношений живых организмов.
Обзор литературы.
- ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (АНТРОПОГЕННЫЙ ФАКТОР) (20 ч).
Прямое и косвенное влияние человека на окружающую среду. Положительное и отрицательное влияние человека. Красная книга. Загрязнение воздушной оболочки и водных богатств Земли. Потеря почвы и её охрана. Город как среда жизни человека и как загрязнитель природы.
Практическая работа:
- Изучение изменений в природе ст. Старокорсунской в связи со строительством Краснодарского водохранилища.
Экскурсия на водохранилище.
Обзор литературы. Выставка рисунков по теме «Охрана человеком растений и животных».
- ЗДОРОВЬЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (8 ч).
Влияние экологических факторов на здоровье человека. Гигиена быта. Культура питания. Характеристика социальных условий проживания учащихся.
Обзор литературы, периодической печати. Тестирование учащихся.
- АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СЕЗОН (2 ч).
Анализ результатов фенологических наблюдений за зимние месяцы.
Выставка «Календариков» (зима).
- СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (8 ч).
Требования к проведению социологических исследований. Подготовка анкет для проведения социологических исследований по экологии. Проведение опросов. Анализ проведённых опросов. Подготовка отчётов по социологическим исследованиям.
Социологические исследования.
- ДЕНЬ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ (4 ч).
Экскурсия в парк. Практическая природоохранная работа. Экологическая акция.
- ДЕНЬ ВОДЫ (2 ч).
Роль воды в жизни живых организмов нашей планеты.
Оформление стенда.
- ДЕНЬ ПТИЦ (4 ч).
Как отмечается День птиц в нашей стране. История праздника. Значение птиц в природе.
Участие в празднике, посвящённом Дню птиц. Оформление стенда.
- ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ (4 ч).
История освоения космоса. Развитие космонавтики в нашей стране. Юрий Гагарин - первый космонавт планеты. Космонавты Кубани. Подготовка к Дню космонавтики.
Выставка рисунков учащихся. Оформление стенда.
- АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СЕЗОН (2 ч).
Анализ результатов фенологических наблюдений за весенние месяцы.
Выставка «Календариков» (весна).
- ДЕНЬ ЗЕМЛИ (4 ч).
Как отмечается День Земли в мире. Напоминание об экологических катастрофах и их последствиях. Подготовка и проведение Дня Земли.
День Земли.
- ДЕНЬ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ В РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЯХ И КАТАСТРОФАХ (4 ч).
История Дня памяти. Опасность радиационных загрязнений.
Обзор периодической печати. Оформление стенда.
- ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч).
Работа в библиотеке. Требования к подготовке списка литературы. Составление списка литературы по экологической тематике.
Работа в библиотеке.
- ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ЧИСТЫЙ БЕРЕГ» (2 ч).
История акции. Значение экологических акций. Характеристика места проведения акции.
Практическая природоохранная работа. Экологическая акция.
21.ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ (8 ч).
Требования к оформлению исследовательских работ. Ознакомление с образцами исследовательских работ, участвовавших в творческих конкурсах, научно-практических конференциях.
Практические работы по оформлению исследований.
22.ДЕНЬ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (4 ч).
Подготовка и проведение конференции, посвящённой Дню охраны окружающей среды.
Конференция.
23. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (4 ч).
Подведение итогов за год. Задания на лето.
Итоговое тестирование.
Методы реализации программы.
Для обучения и заинтересованности учащихся следует использовать игровые и ролевые методы, конкурсные задания, творческие работы, раскрывающие возможности личности и одарённость ученика. В программе представлены теоретические знания по экологии, практические по выполнению определённых заданий, опытов, научно-исследовательских работ, ведению фенологических наблюдений, оформлению итогов наблюдений в форме «Календариков». Участие в экологических праздниках «День Земли», «День воды», «День птиц» и др., подготовка материалов по оформлению тематических стендов.
В реализации программы очень важным является участие ребят в традиционных массовых экологических акциях, проводимых в школе: «День посадки деревьев», «Чистый берег».
Целесообразным является использование в процессе обучения компьютерных технологий, информации на медианосителях: «Экология. Общий курс», «Вода. Документальный фильм», презентации участников научно-практических конференций.
Рекомендуемая литература:
Литература для педагога:
- Букин А. П. В дружбе с людьми и природой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
- Дидактический материал по экологии. 5 класс/авт.-сост. Н. А. Степанчук. - Волгоград: Учитель, 2005.
- Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
- Илюхин С. Р. При реке Кубани, в Карасунском куте, или Ландшафтная экология Екатеринодара в историческом плане. – Краснодар: ООО «Кубаньпечать», 1998.
- Кудряшов Л. В., Родионова Г. Б., Гуленкова М. А., Козлова В. Н. Ботаника с основами экологии: - М.: Просвещение, 1979.
- Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. – М.: 5 за знания, 2005.
- Литвинская С. А. Экологическая энциклопедия деревьев и кустарников. - Краснодар: Традиция, 2006.
- Плотников Г. К. и др. Редкие и исчезающие животные Краснодарского края. – Краснодар: Традиция, 2007.
- Природа Краснодарского края/Научн. ред. В. И. Коровин. – Краснодар: Кн. изд-во, 1979.
Литература для учащихся:
- Лотышев И. В. Путешествие по родному краю. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 1999.
- Плавильщиков Н. Н. Занимательная энтомология. – М.: Детская литература, 1990.
- Польский Б. Н. Рассказы о почве. Пособие для уч-ся. – М.: Просвещение, 1977.
- Ушакова О. Д. Красная книга России: Животные/ Словарик-справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
- Ушакова О. Д. Красная книга России: Растения/Словарик-справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. – М.: Аванта +, 2001.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М.: ТКО «АСТ», 1995.
Информация на медианосителях:
- Вода. Документальный фильм.
- Экология. Общий курс.
- Презентации участников научно-практических конференций