Методическая работа с педагогами

Дьяченко Марина Яновна

 

 

 

 

АНАЛИЗ  РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

В  2015 – 2016 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

 

  В 2015 – 2016 учебном году педагогический коллектив  ДОУ «Детский сад №229 ОАО «РЖД»  работал по ООП ДО,  разработанной с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей  образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов  воспитанников.  Деятельность педагогов была направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития каждого ребёнка, на его позитивную социализацию, развитие его творческих способностей. Воспитательно-образовательная работа строилась по пяти образовательным направлениям: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», которые ориентированы на разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Образовательный процесс осуществлялся через совместную деятельность детей с взрослыми ( образовательную деятельность и  образовательную деятельность в ходе режимных моментов) и самостоятельную деятельность детей.

 

В прошедшем учебном году вся работа ДОУ была направлена на формирование необходимых предпосылок, условий и механизмов для постоянного самообновления, повышения качества педагогической деятельности и роста её эффективности. В центре внимания всей нашей работы в течение этого учебного года было  осуществление полного перехода на работу в соответствии Федеральными государственными образовательными стандартами. Почти всем педагогам удалось смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного учреждения.

 

                       Задачи в прошедшем учебном году были следующие:

 

           1.Использование здоровьесберегающих технологий для формирования у          дошкольников   мотивации к здоровому образу жизни.

           2.Обогащение активного словаря детей в процессе игровой деятельности.

3.Ознакомление дошкольников с озером Байкал через организацию совместной деятельности.

 

4.Развитие кадрового потенциала в процессе  внедрения  ФГОС.

 

  1. С целью реализации требований ФГОС ДО и повышения качества образовательной деятельности на протяжении всего учебного года велась методическая работа с педагогами. Она была направлена на непрерывное образование воспитателей, их профессиональный рост. Для решения этих задач были запланированы и проведены следующие мероприятия:

 

*Круглый стол «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО»;

* Педчас « Формирование предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»;

* Методический час: «Развивающие технологии в образовательном процессе ДОУ»;

*Консультации для молодых педагогов «Система реализации интегрированной ОД в условиях введения ФГОС ДО»;

* Практическая конференция по оценке качества дошкольного образования.

Педагоги принимали активное участие в мероприятиях и стремились внести в воспитательно-образовательный процесс новые технологии.

Систематически проводились совещания педагогических работников, на которых рассматривались вопросы организации и обеспечения качества образовательного процесса, работы с родителями, изучались нормативно- правовые документы, проводился анализ выполнения педагогами программных и годовых задач, планировались текущие мероприятия, рассматривались результаты контрольной деятельности.

Из года в год  педагоги активно осваивают компьютерные технологии, создают презентации, интерактивные игры, публикуются в социальных сетях и журналах, участвуют в конкурсах.

В этом году наш молодой специалист Сердюк Н.В. опубликовала две статьи в журнале «Молодой ученый»:

  • «Особенности культуры общения у детей подготовительной к школе группы» 
  • «Психолого-педагогические условия формирования культуры общения у детей подготовительной к школе группы».

Старший воспитатель Дьяченко М.Я. и педагогический коллектив ДОУ приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Медалинград»:

  • Проект «Байкал – хочу тебя узнать!»  - 3 место
  • Создание предметно-развивающей среды по теме «Байкал» - 3 место

Решено продолжать принимать активное участие в конкурсах на разных уровнях, в городских методических объединениях и методических объединениях детских садов, продолжать работу по сетевому взаимодействию между ДОУ и другими социальными институтами. А также  расширять теоретические знания, совершенствовать практические навыки и умения  через методическое сопровождение и самообразование в течении следующего учебного года.

 

  1. Формирование здорового поколения – одна из стратегических  задач страны, которая ежегодно решается педагогами в ходе образовательного процесса в ДОУ. Нашей годовой задачей стало ознакомление педагогов  с новыми здоровьесберегающими технологиями и использование их при  формировании у дошкольников мотивации к здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи были проведены:
  • консультация «Использование нестандартного физкультурного оборудования как эффективного средства приобщения детей к ЗОЖ»
  • Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». Воспитатель Баландина В.Ю. познакомила педагогов с  новыми  технологиями и напомнила о тех, которые используются ежедневно : «Стретчинг , самомассаж, точечный самомассаж, релаксация, гимнастика корригирующая, гимнастика  для глаз, дыхательная , динамическая гимнастика».
  • Тематический контроль  «Эффективность реализации здоровьесберегающих технологий, психологический комфорт детей в учреждении».

В ходе тематической проверки просмотрена организация и проведение  закаливающих мероприятий, физкультурных занятий во  всех группах, кроме 1 младшей, в ней просмотрена  гимнастика после сна, были проверены календарные планы на наличие планирования и проведения мероприятий по здоровьесбережению и работу с родителями, а так же через наблюдение был отмечен психологический климат в группах.

 

Проверка показала:

1. Обследование диагностики на начало года показало следующие результаты:

 

                                                         Физическое развитие

Начало года

                   Группы

  Уровень 

 1 мл.гр.

 2мл.гр.                  Средняя гр.

Старшая гр.

Имеет                  достаточные        навыки

19%

45%

 0%

 61%

31%

Имеет средние                   навыки

 81%

 

50%

  95%

 39%

66%

      Не имеет навыков

 0%

 

5%

  5%

  0%

3%

        

 

Дети во всех группах развиты согласно возрасту. Все дети активны, с интересом выполняют физические упражнения, радуются успехам. Дети старшего возраста знают много подвижных игр, правила и ход игр.

Однако двигательный опыт некоторых детей недостаточно развит. Во время ходьбы и бега у детей наблюдается нечеткость и разбросанность движений, многие дети не умеют чередовать движения рук и ног при ползании, заметны  нарушения в  осанке, в правильности выполнения упражнений.       Не все педагоги обращают внимание на качество выполнения упражнений.

 2. Оценка профессионального мастерства воспитателей.

 

Воспитатели знают комплексы физминуток, динамических пауз, комплексы пальчиковых гимнастик, владеют методикой проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, физкультурных занятий. Достаточно грамотно планируют и организуют двигательный режим детей в течение дня. Умело руководят формированием у детей культурно-гигиенических навыков.

 

Образовательная деятельность во всех группах проводится в соответствие с требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. Во время проведения занятий воспитатели групп вовремя замечают признаки утомления детей, умеют переключить их внимание, проводят физминутки, соответствующие возрасту детей.

 

Однако не всегда есть контроль со стороны воспитателей за правильностью осанки детей во время работы за столом. На занятиях воспитатели не используют профилактические упражнения для глаз.

 

Во всех группах ежедневно проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры на прогулках, игры малой подвижности в группе, два раза в неделю – физкультурные занятия, соблюдается режим прогулок.

 

Во всех группах проводятся щадящие формы закаливания: хождение босиком, по массажным коврикам, воздушные ванны до и после сна, обширное умывание.

 

Однако выявлены следующие проблемы: из-за отсутствия спортивной площадки физкультура на воздухе не проводится, ее заменяют на спортивные, игровые упражнения, эстафеты или занятие в зале. 

 

3. Анализ предметно-развивающей среды.

 

Почти во всех группах мебель подобрана по росту (кроме 2 мл.гр.)  и размещена с педагогической целесообразностью, что позволяет стимулировать двигательную активность детей, имеется соответствующая её маркировка.

 

Во всех группах имеются физкультурные уголки, укомплектованные атрибутами для игр с прыжками (скакалки, колечки, плоские круги), для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцеброс, мячи),  массажные коврики для профилактики плоскостопия.

 

4. Планирование.

Анализ планов показал:

В планах воспитательно-образовательной работы всех групп прослеживаются годовые задачи детского сада; но не достаточно отражена работа с родителями по проблеме здоровьесберегающих методов; не прослеживается работа с частоболеющими детьми.

 

Старшая группа  (воспитатель Баландина В.Ю.) – планирование воспитательно-образовательной работы с детьми соответствует требованиям. Прописаны задачи на каждый месяц, физкультурно-оздоровительные, закаливающие мероприятия, прогулки, виды гимнастик. Регулярно в индивидуальной работе с детьми планируются мероприятия по здоровьесбережению.

 

5. Анализ психологического комфорта в группах.

 

Наблюдение за психологической обстановкой в группах показало, что во всех группах соблюдается режим дня, режим двигательной активности. Соблюдается рациональное питание.

Оборудованы зоны отдыха (мягкие диванчики).

Для создания психологического комфорта в группах  созданы условия для самостоятельно-поисковой, экспериментальной деятельности, имеются театрально-речевые зоны, но дети этим почти не пользуются , мало  разнообразного изобразительного материала для воплощения творческих замыслов детей.

Важным фактором психологического комфорта в группе является стиль педагогического общения воспитателя с детьми. Наблюдение за деятельностью педагогов показало, что не все  воспитатели предпочитают демократический стиль общения – общение на основе дружеского расположения, доверительного отношения.

Предложено воспитателям 2 младшей гр.- Тяговской А.Е. и средней гр. – Сердюк Н.В. пересмотреть свой стиль общения с детьми, находить возможность общения на уровне детей, а не над ними, следить за тоном голоса, создавать игровые ситуации для мотивации к деятельности.

 

6.Работа с родителями.

Во всех группах недостаточно информации о проводимых в ДОУ мероприятиях по здоровьесбережению, консультации не вывешиваются.

 

Было рекомендовано всем педагогам привести в соответствие планы воспитательно-образовательной работы, регулярно планировать индивидуальную работу с детьми по здоровьесбережению. Работу с родителями планировать, регулярно проводить и обновлять родительские уголки.

 

Ежегодно педагогами изготавливается физкультурно-оздоровительное оборудование для спортивного зала и  для своих групп.

В целях реализации годовой задачи по формированию мотивации дошкольников к ЗОЖ в октябре на базе муниципального детского сада прошла детская спартакиада «Веселые старты» с подготовительными группами. Дети показали себя на высоком уровне.                                                             

 

В конце 2015 года в рамках Концепции по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в наше учреждение были приглашены врачи-специалисты для медицинского осмотра детей, по психологической готовности детей к школе для родителей провел лекцию-треннинг  приглашенный психолог. Так же были приобретены для физкультурного зала  детские тренажеры, а для изготовления буклетов, брошюр, альбомов куплены оргтехника (брошюратор), бумажная продукция и прочие расходные материалы.

  1. Годовая задача по ознакомлению дошкольников с озером Байкал была реализована через проектную деятельность «Байкал –хочу тебя узнать!». Подбиралась методическая, познавательная и художественная литература о Байкале, разрабатывались тематическое планирование, конспекты образовательной деятельности, создавались пособия, презентации, игры, интерактивные папки –лэпбуки по данной теме.

Педагоги творчески подошли к теме Байкала. С детьми были изготовлены различные панно «Дно Байкала», «Деревья Байкала»; макеты «Зимний Байкал», «Берег Байкала», в нетрадиционной форме изготавливались рыбки: обмотка цветной нитью, украшение бисером; рисование «Горы Байкала», лепка нерп и др. Заключительным этапом стало оформление выставки «Байкал, мы любим тебя ! », активными участниками которой стали родители, коллектив и дети.

 

В продолжении темы Байкала, в  марте в нашем учреждении прошло методическое объединение «Экология Байкала» - как одно из направлений регионального компонента в реализации ООП ДОУ», участниками которого стал муниципальный детский сад «Тополек». Целью МО стало повышение  качества  и эффективности образовательного процесса в реализации регионального компонента ООП.  Музыкальный руководитель представил работу с детьми подготовительной группы -  песню «Мой дом» и танец «Цветок Байкала». Старший воспитатель презентовал проект «Байкал – хочу тебя узнать!», на семинаре-практикуме «Использование нетрадиционных форм работы  при ознакомлении детей с Байкалом» педагоги познакомились с техникой сочинения «Синквейна», с последовательностью изготовления «Лэпбука» и их использование в своей деятельности. Воспитатели нашего ДОУ изготовили интерактивные папки по теме «Ознакомление с Байкалом» и представили их. Педагоги из ДОУ «Тополек» представили  свою программу «У Байкала мы живем» и рассказали о своей работе по ознакомлению дошкольников с озером Байкал.

  1. Одна из  задач, решаемая уже в течении нескольких лет  - это  речевое  развитие дошкольников.   В этом году было предложено реализовывать это направление через  игровую деятельность. В течении года воспитатели проводили работу по развитию речи и обогащению активного словаря детей как через совместную образовательную деятельность, так и через основную деятельность дошкольников – игру. Педагоги  изготовили речевые игры, атрибуты для сюжетных игр, пособия. Были просмотрены сюжетно-ролевые игры в старшей и средней группах, проведены консультации для педагогов «Развитие навыков общения через игровую деятельность» и для родителей «Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях». К сожалению, из-за передвижки некоторых мероприятий , в апреле не получилось провести семинар «Речевые игры, как средство обогащения словаря у детей».

Работая в этом направлении третий год мы заметили положительные сдвиги, появились  результаты. Старшие дошкольники к концу года владеют коммуникативными навыками, умеют высказывать свое мнение, делать выводы, вести диалог, у них значительно пополнился словарный запас. Диагностика детей подготовительной группы по речевому развитию показала такие  результаты:                          высокий уровень – 73%, средний – 27%, низкий – 0%

Общие данные по речевому развитию по четырем группам: 62% - высокий, 31% - средний,7% - низкий.

Сравнительный анализ результатов диагностического обследования по речевому развитию за    последние три года.

 

              Год

Уровень

     2013-2015

    2014-2015

   2015-2016

           

высокий

 41%

48%

62%

средний

35%

35%

31%

низкий

24%

17%

7%

 

Результаты мониторингового исследования уровня освоения образовательной программы показали, что из года в год происходят позитивные изменения. Данные результаты были достигнуты благодаря использованию разнообразных видов деятельности, их интеграции; вариативности использования образовательного материала, применению разнообразных педагогических технологий, творческой организации воспитательно-образовательного процесса.

                   Общие данные по всем направлениям на конец 2015-2016 учебного года.

 Направле-

             ние

 

Уровень

Развитие речи

Физическая культура

Познаватель

ное

развитие

Социально-коммукативное

развитие

Художественно-эстетическое

развитие

высокий

62%

 73%

72%

70%

48%

средний

31%

20%

21%

22%

36%

низкий

7%

7%

7%

8%

16%

 

Таким образом, результаты мониторинга освоения программного материала по основным направлениям детьми всех возрастных групп на конец 2015 – 2016 учебного года  показали довольно высокий уровень. По художественно-эстетическому направлению принято  решение работать в новом учебном году. 

  1. Наше сотрудничество с родителями из года в год становится более доверительным и активным. Родители принимают участие в совместных мероприятиях, сопровождают детей, помогают нам в облагораживании участков. В этом году были проведены следующие мероприятия:

 

  • Выставки: «Осенняя фантазия», «Новогодняя игрушка», «Байкал, мы любим тебя»;
  • Праздники: «Посиделки с мамой», «Осенний бал», «Новый год», «23 февраля»,      «8 марта», «Масленица», «День Земли»,  «День Победы»;
  • Конкурсы:  юных чтецов «По сказкам Маршака», конкурс песни к дню Победы в ж/д клубе;
  • Сопровождение детей на спартакиаду в другой детский сад, в ж/д клуб и ДК «Снежный»;
  • Помощь в подборе костюмов, в строительстве ледяной горки, в посадке саженцев, привоз земли и др.

Два раза в год проводятся родительские собрания (общие или групповые), где есть возможность обсудить важные вопросы, решить проблемы, а также узнать о своем ребенке что-то новое.

Результаты  анкетирования родителей в конце года показали:

 

  • 90 %  родителей подготовительной группы  удовлетворены работой педагогов по подготовке детей к школе;
  • 75% (от общего количества) - высоко оценивают работу ДОУ;
  • 25%(от общего количества) – хотели бы получать больше информации об успехах детей.

 

Совместная   работа с родителями, укрепляет сотрудничество детского сада и семьи и  помогает добиться положительных результатов в развитии каждого ребёнка.  Необходимо  продолжать совершенствовать социальное партнёрство семьи и детского сада, используя разные современные формы работы.

  1. В апреле в детском саду прошли открытые показы . Один из молодых педагогов, Тяговская А.Е., впервые показала интегрированную образовательную деятельность во 2 младшей группе «Путешествие в весенний лес». Волнение присутствовало, но, в целом, она справилась.                       Баландина В.Ю., воспитатель 1 категории, продемонстрировала свой профессионализм, и умело представила своих выпускников в итоговом открытом показе «В поисках клада».  Приглашенные родители остались довольны своими детьми и поблагодарили воспитателя за проведенную работу и подготовку к школе.

Продолжается наше взаимодействие с Ж/Д клубом и ДК «Снежный»,с музыкальной школой, краеведческим музеем и СОШ №56, а также с познавательно-развлекательными студиями и театрами. С детьми проводились следующие мероприятия:    

                                                                                                    

  • Сказка «Осенний переполох» - ДК «Железнодорожник»;
  • Кукольный театр « Три поросенка» - Байкальский театр кукол;
  • Развлекательная программа «Все вместе» - Улан-Удэнский театр «Антре»;
  • Концерт «Весенние мелодии» - музыкальная школа;
  • Экскурсия в музей на выставку «Этих дней не смолкнет слава»;
  • Экскурсия в школу с подготовительной группой;
  • Конкурс «Мисс Дюймовочка» -  ДК «Железнодорожник»;
  • Конкурс «Песни военных лет» -  ДК «Железнодорожник» и ДК «Снежный».                                             

Решено признать работу ДОУ с социумом удовлетворительной. Предложения по расширению взаимодействия включить в план на предстоящий учебный год.

  1. ДИНАМИКА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Медицинское обслуживание детей в детском саду осуществляется старшей медицинской сестрой. Под ее контролем проводились ежедневные утренние гимнастики в разнообразной  форме организации, физкультурные занятия и праздники в зале и на воздухе, закаливающие процедуры, контрастные  воздушные ванны, обширное умывание прохладной водой, босохождение, ходьба по дорожкам закаливания, дыхательная гимнастика, прогулки в утреннее и вечернее время. С целью сохранения здоровья детей, в режим работ всех  возрастных групп введено проведение ежедневных игровых пауз между занятиями, длительностью не менее 10 минут. Физминутки является обязательными при организации занятий статического характера, содержание их определяется каждым педагогом индивидуально. В период адаптации к условиям детского сада, дети освобождаются от специально организованной деятельности. С учетом холодных климатических условий, сокращается время прогулки детей младшего дошкольного возраста в зимнее время. В связи с этим детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в группах,  в физкультурном зале проводится третий час физкультуры, в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки.

В 2015 - 2016 учебном году были проведены следующие мероприятия:

1. По оздоровлению детей:

- соблюдение санэпидрежима,

- соблюдение температурного режима и режима проветривания,

- соблюдение режима дня.

2. Организованы закаливающие процедуры:

- бодрящая гимнастика после сна,

- ходьба босиком,

-воздушные ванны,

- обширное умывание,

- прогулки в соответствии с требованиями СанПина,

- физкультурные занятия, досуги, развлечения с учетом возраста детей, индивидуальных особенностей.

3. Профилактическая работа по предупреждению ОРВИ и гриппа:

- прием детьми всех возрастов аскорбиновой кислоты, чеснока, лука детьми старшего, среднего  возраста;

- специфическая профилактика ОРВИ и гриппа – вакцинация против гриппа детей с 3 лет.

В целях профилактики гиповитаминоза проводилась искусственная витаминизация холодных напитков (компот) аскорбиновой кислотой.

4.Проведен углубленный осмотр детей детского сада  бригадой врачей-специалистов медицинского центра «Диамед» г.Улан-Уде. Большей частью результаты были положительные. Родители детей, нуждающихся в коррекции состояния здоровья, были проконсультированы.

Работа по укреплению здоровья детей проводится в тесном сотрудничестве детского сада с родителями. Оформлены уголки здоровья, папки передвижки, информационные стенды.

С родителями вновь поступивших детей, проводились индивидуальные беседы, где обсуждались условия жизни,  режима, питания, ухода и воспитания ребенка в семье, особенности развития и поведения. На основании бесед и наблюдений за поведением ребенка в группе давались рекомендации родителям. Устанавливался щадящий режим, неполный  день пребывания в ДОУ, согласованные с родителями.

 

 

                                                              Аналитическая справка к педсовету №3                                                                    

по итогам тематической проверки на тему:

«Организация работы по ознакомлению с озером Байкал

детей дошкольного возраста»            

                                                               от 10.02.16г.

 

 Цель:

  • определение уровня воспитательно - образовательной работы по ознакомлению с озером Байкал  детей дошкольного возраста;
  • выявление уровня знаний у дошкольников;
  • выявление причин и факторов, определяющих качество работы по эколого-краеведческому  воспитанию дошкольников, через региональный компонент.

 

   Объект контроля:

           воспитанники средней и старшей  групп ;

           воспитатели данных групп.

Сроки контроля: 03.02.2016 – 09.02.2016г.

Основание для проведения контроля:  годовой план .

План контроля:

 

  • Оценка профессиональных умений воспитателей.

 

  • Диагностика детей старшей группы .

 

  • Оценка создания условий в группах .

 

  • Оценка планирования работы.

 

  • Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

 

 

   Согласно годовому  плану работы детского сада  на 2015-2016 учебный год                        с 03.02.2016 – 09.02.2016г. был проведен тематический контроль «Организация работы по  ознакомлению с озером Байкал  детей дошкольного возраста»   

 

Работая над темой  «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» второй год , в этом году мы решили взять тему Байкала более широко и развернуто . Наш педколлектив пришел  к выводу, что только  углубленное ознакомление с  достопримечательностью Бурятии принесет  результаты

 

 

 

Результаты контроля:

 

Педагоги старшей и средней групп творчески подошли к теме Байкала. С детьми были изготовлены различные панно «Дно Байкала», «Деревья Байкала»; в нетрадиционной форме изготавливались рыбки: обмотка цветной нитью, украшение бисером; рисование «Горы Байкала» и др.

 

1. В ходе контроля посещено 2  группы. Просмотрена образовательная деятельность в области «Познание» в средней и старшей группах.

 

Просмотр  показал, что в старшей-подготовительной группе представления о Байкале у  большинства детей соответствует уровню программных требований.  Следует отметить, что по сравнению с началом учебного года  у детей расширились представления о Байкале не только, как месте отдыха, но и как об объекте природы.

Баландина В.Ю. ответственно подошла к этой теме, она знакома с программными целями и задачами , с содержанием программы. В интересной и доступной форме был представлен материал, с использованием фотографий, картинок, с показом презентации, играми.  Педагог пользуется приемом «Правильного вопроса», дети должны подумать и дать развернутый ответ, а не краткий «Да-нет».

 

 После проведенной диагностики я убедилась, что дети имеют представления об          озере  Байкал, как объекте природы, о его происхождении, возрасте, о растительном и животном мире, имеют представление об «этажах» озера, о его охране, но и есть стороны, на которые следует обратить внимание. Это ознакомление с трудом            людей на Байкале.

 

Для детей средней группы тема Байкала довольно сложна, но педагог Сердюк Н.В. сумела  заинтересовать их. Ознакомление проходит через познавательную образовательную деятельность с использованием презентаций, мультфильмов, через художественное творчество- лепка из глины, растирание пластилином , украшение рыбок бисером.

Но заметны некоторые недочеты в проведении образовательной деятельности – это способность удержать внимание , поддерживать интерес к деятельности. В силу возраста не все способны сконцентрироваться, слушать, отвечать на вопросы.  Поэтому необходимо сокращать ознакомление в словесной форме без наглядности, просмотр презентаций не по возрасту, стараться ставить конкретные цели , четкие вопросы, для занятия брать более узкую тему, например, про нерпу, про воду, про животных и др. Обязательна индивидуальная работа.

 

2. Изучение предметно-развивающей среды позволило  проанализировать создание условий в группах для ознакомления с озером Байкал,  наличие оборудования, пособий, литературы  и целесообразность их  размещения.

Организация эколого-краеведческих уголков  частично   отвечает современным педагогическим и эстетическим требованиям. На начало года уголки были оформлены, ко второму полугодию больших изменений внесено не было.  В старшей группе есть литература о Байкале: сказки, познавательные книги, энциклопедии. Родители помогают в сборе литературы. Также в наличии открытки о Байкале, картинки о животных. Были созданы новые альбомы «Байкал» и «Моя Бурятия».

 В средней группе уголок пополнился альбомом «Мир Байкала», увеличенная карта озера.

Нет в уголках обучающих игр, например «Строение рыбки», «Четвертый лишний», «Составь пищевую цепочку» и др.

Хотелось бы видеть различные схемы, символы, знаки для моделирования экологических ситуаций, заданий. Например: «Как растет рыбка», «Влияние людей на Байкал» и др.

 В уголках есть экспериментальные уголки : оборудование для опытов, природный материал.

 

3.Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Ознакомление с Байкалом» показало, что педагоги планируют образовательную , совместную деятельность по теме. Это отражено в областях «Познание-окружающий мир, экология, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Достаточно дидактических игр. Хотелось бы большего включения экологических игр «Хорошо-плохо», «Цепи питания» , сюжетно-ролевых «Поход на Байкал», «Мы экологи» и др. Так же мало исследовательской деятельности «Байкальская вода», «Камни». Работу с родителями педагоги не прописали, хотя идет проект и  участниками его являются родители. (прописать в планировании)

 

Родители старшей группы оказались самыми активными, видна работа педагога.                     

Приемная группы пополнилась рисунками, плакатами, поделками, макетами. Это очень радует и детей и взрослых. Ждем такой же активности от родителей других групп.

 

Итак, на основании проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

  • Работа по ознакомлению с озером Байкал  детей среднего и старшего возраста            

ведется в соответствии с программными требованиями, уровнем развития детей.             Соблюдается принцип последовательности в   подаче материала,  постепенности в его усложнении.

  • Не всегда используются, эффективные методы и приемы руководства (игровые мотивации, создание проблемных ситуаций, творческие занимательные задачи), которые активизируют самостоятельный поиск детей.

 

  • В группах созданы достаточные  условия  для организации работы  по ознакомлению с озером Байкал. Однако, в некоторых случаях, предметная среда не отвечает педагогическим и эстетическим требованиям.

 

В связи с этим, были разработаны следующие рекомендации:

  • В образовательной деятельности использовать игровые мотивации, создавать проблемные ситуации для активизации самостоятельного поиска решения детьми.
  • Педагогу средней группы использовать больше наглядности , презентации, соответствующие возрасту, в образовательной деятельности брать узкую тему и знакомить с этим объектом.
  • Продолжать пополнять предметно-развивающую среду играми, пособиями, схемами по теме «Байкал».
  • Работу с родителями по теме проекта продолжать для оформления выставки «Байкал –  люблю тебя»--

 

Приложение 1

Карта профессиональных умений  и знаний воспитателя по руководству образовательной деятельностью в области «Познание» - ознакомление с озером Байкал.

(средний, старший возраст)

 

Перечень профессиональных знаний и умений воспитателя

                                        Ф.И.О.  воспитателя

 

 

1

Знание программных целей и задач по ознакомлению с озером Байкал  для детей своей возрастной группы.

 

 

2

Знание содержания программы по ознакомлению с озером Байкал  для детей своей возрастной группы.

 

 

3

Знание методов и приемов экологического воспитания.

 

 

4

Умение объективно диагностировать знания и умения детей.

 

 

5

Умение интегрировать экологическое воспитание с другими областями.

 

 

6

Грамотная организация предметно-развивающей среды по ознакомлению с озером Байкал.

 

 

7

Личный пример воспитателя  в бережном отношении к озеру Байкал и его обитателям.

 

 

 

                                                                                                                Критерии к диагностике выявления

представлений о Байкале

                                                                              ( Старший возраст)

  1. Имеет представление о местонахождении озера Байкал на карте, знает, что Байкал – озеро.

(Что такое Байкал?  Найди и покажи на карте.)

 

  1. Имеет представление о глубине озера, его «этажах» и соответствие этажам растительного и животного мира.

( предложить модель «этажей» озера – полоски голубого цвета разной насыщенности, картинки животных расположить на этажах)

 

  1. Имеет представление о водорослях и губках озера.

(узнать на картинке водоросли, кто ими питается, узнать губки, чем они полезны  - фильтруют  воду.)

 

  1. Имеет представление о веслоногих рачках – эпишуре, бокоплавах. ( узнать и назвать по картинке, кто ими питается, чем они полезны – чистят воду)

 

  1. Узнает и называет некоторых рыб Байкала. ( узнать по картинке , определить существенные признаки рыб – телосложение, размножение, питание)                     

 

  1. Имеет представление о нерпе. ( узнать на картинке, чем питается, как называют нерпят, чем кормит  их мать –нерпа )

 

  1. Знает некоторых эндемиков Байкала. ( понимает, кто такие эндемики, узнает по картинке)                                                                                                                   

 

  1. Понимает важность охраны  и сохранения озера. ( Почему надо охранять Байкал?  Кто или что наносит вред озеру?

 

  1. Имеет представление о труде и отдыхе людей на Байкале. ( по картинкам рассказать о труде людей, из своего опыта рассказать об отдыхе)

 

 

 

                                                                                             

 

 

                                                                                                   Справка по проведению тематического контроля

"Двигательная активность детей на прогулке"

 

Цель: Проанализировать работу педагогического коллектива по обеспечению двигательной активности детей на прогулке.

 

Проверяли:  ст.воспитатель Дьяченко М.Я.

Сроки проведения контроля: с  10.10. 16. – 14.10.16г.

 

Методы контроля:

  • Просмотр  прогулок;
  • Диагностика детей;
  • Проверка календарных планов воспитателей;
  • Обследование предметно-развивающей среды для организации двигательной активности детей на прогулке;
  • Проверка работы с родителями по теме.
  • Анкетирование родителей

Рабочий материал, для осуществления тематического контроля:

  • График проведения контроля;
  • Карта «Оценка профессионального мастерства воспитателя по воспитанию у детей двигательной активности на прогулке»;
  • Карта «Организация двигательной деятельности детей на прогулке»
  • Карта "Анализ физкультурного занятия на воздухе";
  • Карта "Организация подвижных  и спортивных игр на прогулке";
  • Диагностические карты по физическому развитию.
  • Анкета для родителей «Здоровье ребенка»

 

Анализ диагностических карт по физическому развитию дошкольников показал довольно высокий результат:  47% - детей владеют умениями и навыками по физическому развитию, соответствующие своему возрасту; 35% - детей имеют средние возможности, некоторые движения выполняют с помощью взрослого;             18% - детей еще не владеют видами движений, соответствующие их возрасту.

В старшей группе высокие результаты показаны по ОВД: лазанье, прыжки, отбивание мяча, подлезание, ползание по скамейке. Сложнее даются перестроения, бег с изменением направления, темпа, прыжки через скакалку, метание. Это те движения, где требуется внимание, концентрация, волевые качества, а  пока в детях такие качества не сформированы. Поэтому, желательно разработать игры, упражнения на развитие таких качеств как внимание, быстрота реакции,  концентрация, ориентация в пространстве, умение сдержаться и другие. Использовать игры на физкультурных занятиях, прогулках, в утренний и вечерний отрезок времени.

 

После просмотра прогулок проведена оценка педагогического мастерства воспитателей по организации двигательной деятельности детей на прогулке. Педагоги соблюдают двигательный режим на прогулке: после статичной деятельности в группе на прогулке проводятся сначала подвижные игры, а после физкультурного занятия в зале на прогулке первым проводятся наблюдения. Воспитатели знают программные задачи по физическому воспитанию и показатели физического развития детей своей группы. Педагогам рекомендовано обращать больше внимания на индивидуальные особенности развития детей своей группы и уделять время на индивидуальную работу по развитию и закреплению двигательных навыков. Так же рекомендовано уделять внимание формированию у детей навыков ЗОЖ : следить за осанкой детей, за правильным дыханием, больше двигаться.

 

Анализ проведения спортивных и подвижных игр на прогулках показал, что воспитатели разучивают игры в соответствии с возрастом, требованиями программы, с возможностями и желаниями детей. Дети часто выделяют для себя несколько особенно любимых игр («Гуси-гуси», «Кошки-мышки», «Бездомный заяц», «Воробышки и автомобиль», «Краски» и др.). Эти игры особенно часто проводятся на прогулках. Кроме них   воспитатели проводят те игры, которые разучивались на физкультурных и музыкальных занятиях. Повторяя эти игры на свежем воздухе воспитатели помогают детям лучше ориентироваться в правилах этих игр, разучивать слова.

Однако необходимо разучивать и  новые игры с элементами движений: подлезание, метание, перепрыгивание, на ориентировку в пространстве, а также  народные игры; советоваться  с музыкальным руководителем и опережать его в разучивании этих игр до занятий. Кроме того, воспитателям было рекомендовано регулярно пополнять и менять  атрибуты для проведения подвижных игр на улице,  должны использоваться символы, шапочки, эмблемы для проведения подвижных игр.

Воспитатели используют спортивное оборудование для развития физических качеств, на закрепление двигательных навыков: в основном, обручи и мячи ; рекомендовано разнообразить оборудование: корзины с маленькими мячами для метания в цель, кольцеброс, флажки, кегли, канат для перетягивания, перепрыгивания и т.д. Педагогам рекомендовано развивать в детях умение играть по правилам, не бояться проигрывать, сопереживать, поддерживать товарищей.

 

Проведение физкультурного занятия на воздухе в старшей группе, под руководством воспитателя Сердюк Н.В.,  прошло в соответствии с сеткой занятий. Из-за отсутствия спортивной площадки занятие проводилось на участке старшей группы. Оборудование для занятия было подготовлено заранее. Воспитатель проводил занятие в облегченной спортивной одежде, дети, почти все в, соответствующей погоде, спортивной форме. Цели занятия соответствуют  программным требованиям по физическому развитию детей и возрастным особенностям детей. Соблюдены все части занятия, их взаимосвязь и чередование. Качество перестроения детей в 3 колонны на среднем уровне. Общеразвивающие упражнения подобраны по возрасту детей, дозировка иногда превышала допустимую норму. Приемы обучения однообразны: объяснение и показ педагогом.(можно использовать детей для показа). Педагог следит за темпом выполнения упражнений, а качеству выполнения  упражнений уделяет не достаточно внимания. Иногда воспитатель неправильно называет упражнения (боковой приставной шаг вместо боковой галоп; прыжок с места или прыжок с разбега). Педагог страхует детей при прохождении препятствия «Колеса». Дети понимают поставленные задачи и выполняют задания самостоятельно, лишь для некоторых детей проводилось повторное объяснение. Дети активны, с интересом и желанием выполняют упражнения.

Воспитателю рекомендовано: больше внимания уделять качеству выполнения упражнений и следить за их дозировкой, соответствующей возрасту. Заниматься самообразованием по теме «Физическое развитие в ДОУ», посещать физкультурные занятия  педагогов стажистов. Регулярно проводить анализ деятельности детей, сравнивать результаты ребенка только с его результатами, поощрять и поддерживать тех детей, кому сложно выполнять некоторые движения.

 

 

Проверка планов показала, что планирование прогулки  ведется воспитателями всех возрастных групп. Воспитатели знают структуру прогулки, но учитывая климатические особенности нашей местности,  вносят в календарные планы изменения. Это касается младших групп, их прогулки иногда проходят как наблюдения из окна в группе или в, хорошо проветриваемом, физкультурном зале. Планируя прогулки воспитатели прописывают двигательную деятельность: подвижные игры, упражнения по развитию основных видов движений. Индивидуальная работа с детьми планируется. В трудовой деятельности педагоги прописывают  уборку территории, веранд, сбор листьев, подметание дорожек и др. Труд  также является двигательной деятельностью, требующей физического напряжения. 

Рекомендовано: включать в планирование прогулки народные игры и подвижные игры на закрепление ОВД.

 

Анализ планов и родительских уголков показал, что работа с родителями по физическому воспитанию, по организации прогулок и закаливанию ведется, но она достаточно однообразна. В приемных представлены консультации «Значение прогулки для детей раннего возраста», «Одежда для прогулки», «Гуляйте правильно». Рекомендовано разнообразить наглядную информацию для родителей выпусками буклетов, газет, интерактивных папок «лэпбуков» и др.

 

В ходе тематической проверки было проведено выборочное анкетирование родителей с целью анализа работы детского сада по укреплению здоровья и снижению заболеваемости воспитанников.

 

На вопрос: Часто ли, на ваш взгляд, болеет ваш ребѐнок? Большинство родителей ответили нет :  94% - нет,  6% - да.

Основными причинами болезни родители назвали: наследственность и предрасположенность -38% ; 38%- затрудняются ответить; 13% -  недостаточное физическое развитие и воспитание ребѐнка в детском саду и 13% -  недостаточное физическое воспитание в семье.

На  вопрос: На что, на ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка? Мнения родителей разделились следующим образом:

соблюдение режима – 56%;

рациональное,  калорийное питание – 38%;

полноценный сон – 44%;

достаточное пребывание на свежем воздухе – 67%;

здоровая, гигиеническая среда – 56%;

благоприятная психологическая атмосфера – 44%;

наличие спортивных и детских площадок – 38%;

физкультурные занятия – 67%;

закаливающие мероприятия – 38%.

 

На вопрос: Какие закаливающие процедуры, на ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребенка? Родители ответили:

облегченная форма одежды для прогулок – 44%;

облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав) – 38%;

обливание ног водой контрастной температуры – 25%;

хождение босиком – 30%;

систематическое проветривание группы – 61%;

прогулка в любую погоду – 15%;

полоскание горла водой комнатной температуры и ниже – 15%;

умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры – 46%.

 

На вопрос: знаете ли вы, как укреплять здоровье вашего ребѐнка?

61% родителей сказало, что да

 39% -  частично.

 На вопрос: Нужна ли вам в этом помощь детского сада?

38% родителей согласились, что да, нужна;

13% - нет, не нужна

44% - нужна частично.

 

На последний вопрос: хотели бы участвовать вместе с детьми в спортивных мероприятиях и праздниках? Большинство  родителей хотели бы – 75% ;                       не хотят  - 19%

Из проведѐнного анкетирования можно сделать вывод, что родители не в полной мере понимают важность оздоравливания и закаливания детей, дети растут в тепличных условиях и поэтому необходимо продолжать работу по укреплению

здоровья дошкольников,  вести  ее более углублено, просвещая родителей, какая работа проводится в детском саду, что они могут дома сделать для укрепления здоровья своих детей, вести более активную работу по привитию привычки к здоровому образу жизни не только у детей, но и родителей.

 

Рекомендованно:

1.Педагогам систематически повышать свой профессиональный уровень по теме здоровья, повышать личную культуру.

2.В процессе планирования уделять внимание организации самостоятельной

двигательной активности, индивидуальной работе с детьми, работе с  родителями.

3.Вести работу по просвещению родителей по вопросам физического

воспитания как в детском саду, так и дома, через информационные листы, буклеты, презентации, сайты.

4.Привлекать родителей к участию в спортивных праздниках, совместных физкультурных занятиях.

 

 

 

Утверждаю:

 Заведующий  «Детский сад №229 ОАО «РЖД»

___________________Казакова Л.В.

                                                                                          Заведующий МАДОУ детский сад «Тополёк»

_____________Матвеевская Л.М.

 

«___» ________2016г

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе педагогического мастерства

«Творческий Воспитатель »

в ДОУ  «Детский сад № 229 ОАО «РЖД»

 

 1.      Общие положения

 

 1.1 Конкурс «Творческий Воспитатель » проводится в  ЧДОУ  «Детский сад № 229 ОАО «РЖД»  к Дню Дошкольного работника .

1.2. Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников дошкольных образовательных учреждений по обновлению содержания образования, поддержки новых технологий в организации воспитательно-образовательного процесса, роста профессионального мастерства педагогов ДОУ.

1.3. В конкурсе принимают участие  педагоги ДОУ «Детский сад № 229 ОАО «РЖД» и МАДОУ детский сад «Тополёк»

1.4.Для оценки конкурсных заданий выбирается жюри, в состав которого входят администрации детских садов.

  • Заведующая «Детский сад №229 ОАО «РЖД» -  Казакова Л.В.
  • Старший воспитатель МДОУ «Тополек» - Гаврилова С.В.
  • Председатель жюри –  представитель  администрации города  Аверина Е.А.

2.      Цели конкурса:

  • Повышение социального статуса и профессионализма педагогов;
  • Стимулирование  профессионального и педагогического творчества;
  • Формирование нового педагогического мышления.

3. Порядок организации и проведения Конкурса:

3.1. Конкурс проводится  на базе «Детский сад №229 ОАО «РЖД».

3.2. Творческой группой, утвержденной заведующей, разрабатываются  и утверждаются критерии и система экспертных оценок.

3.3. Конкурс проводится 7 октября 2016 года в 13ч.  

3.4.Мероприятие  проходит в виде конкурса  педагогического мастерства, где участники выполняют следующие задания:

1 задание “Визитная карточка педагога”         Представить себя, свое отношение к работе, свой девиз в любой  форме.   Время: 1-2 мин.

 

Максимальное количество баллов за задание - 3 балла

 

2 задание «Заинтересуй ребенка »  (умение создать игровую, проблемную ситуацию для мотивации ребенка на любую деятельность)

 

Максимальное количество баллов за задание - 3 балла

 

3 задание “Образно-ассоциативное мышление” (умение группировать объекты на основании их признаков (свойств)

Максимальное количество баллов за задание - 1 балл за каждую группу.

 

4 задание “Реклама” (домашнее задание).

 

Командам заранее дается бросовый материал, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 5 новых необычных способов применения этого предмета. Время рекламы:  1-3 минуты.

Максимальное количество баллов за задание - 3 балла

 

5 задание “Динамическая цепочка “Хорошо-плохо” (развитие способности к пониманию противоречивости свойств предметов и явлений)

Максимальное количество баллов за задание - 1 балл за каждое определение.

 

6 задание  Творческий конкурс   «Составь композицию из сухих листьев»

(умение проявить неординарность в использовании природного материала, создавать эстетически привлекательный экспонат)

Максимальное количество баллов за задание - 3 балла

 

4. Подведение итогов и награждение:

4.1. Победителями конкурса становятся участники, набравшие максимальное количество баллов  - 1 ,2, 3 места. Они награждаются дипломами и призами. Остальные  участники получают грамоты.

 

 

 

Консультация для педагогов

                                                                           «Особенности планирования воспитательно-образовательной работы 

с учетом требований ФГОС».

 

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации   образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов вносит в действующую структуру планирования значительные изменения.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Существует несколько условий, которые  необходимо соблюдать при планировании:

- объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

- выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетным направлением образовательного процесса ДОО;

- четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

- выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми, должен отвечать определенным требованиям:

• основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

• на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

 

ФГОС ДО рекомендует планировать образовательную работу, охватывая следующие образовательные области:

• Социально-коммуникативное развитие;

• Познавательно развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно-эстетическое;

• Физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

 

                       Рассмотрим  содержание воспитательно - образовательной работы.

Планирование  первой половины дня

Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.

Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности: по экологическому воспитанию, математическому, речевому, познавательному развитию, изобразительной деятельности. При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься.

Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных,  игр-забав) игр малой подвижности,  дидактические игры. В плане пишется название и цель игры (если  имеется  картотека, то указывается номер карточки).

 В первой половине дня планируются беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. В  планах младшей и средней групп воспитатель  планирует  беседы о близких и доступных им предметах и явлениях окружающего мира: игрушках, книгах, о маме, папе, о бабушке, о дедушке, о младших братьях и сестрах, об объектах природы и многом другом. Беседы могут сопровождаться рассматриванием иллюстраций. В  старших  и подготовительных группах  планируются, кроме указанных выше, беседы о временах года, домашних и диких животных.

В плане отражается трудовая деятельность детей. Планируется труд в уголке природы, трудовые поручения в игровых уголках. В утренний отрезок времени воспитатель планирует и организует свободную игровую  деятельность детей: конструирование из строительного материала, бумаги, бросового и природного материала, альбомы для раскрашивания, лепка, рисование.

В плане   отражается  работа воспитателя по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

Планирование прогулки.

В режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе). Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевые игры, подвижные, дидактические игры, труд, наблюдение.

На прогулке воспитатель планирует не только условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, но и сам играет с детьми. В календарном плане воспитатель указывает тематику игры, атрибуты.

В подвижной игре принимает участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, определяется цель игры.

На прогулке планируются наблюдения в природе: за живой и неживой природой, социальным миром, растениями. 

Планируя объём и содержание трудовой деятельности, воспитатель предусматривает обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе.

 

 

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры, трудовая деятельность детей.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна меняться с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой была организована познавательно-исследовательская либо познавательно-коммуникативная деятельность, требующие от детей умственного напряжения, то начать её целесообразно с организации подвижных игр, игр-эстафет, трудовой деятельности. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные и музыкальные занятия, то начать её лучше со спокойной самостоятельной деятельности детей.

Так же на прогулке возможно планирование индивидуальной работы по  речевому развитию, экологии  различные варианты физических упражнений.

Планирование второй половины дня.

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. Планирование работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей младших групп имеет свои отличительные особенности по сравнению с планированием игр для детей старших групп. В  планах младших и средних групп отражается не только создание условий для развёртывания сюжетно-ролевых игр, но и показ детям конкретных игровых действий. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями воспитатель планирует условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к играм вместе.

Воспитатель планирует игры со строительным материалом, игры-драматизации, подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры), развлечения: кукольный, настольный и теневой театры, концерты, спортивные, музыкальные и литературные досуги. После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей: ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр,   изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей, труд на участке по уходу за растениями.                                 Для расширения кругозора детей воспитатель планирует чтение художественной литературы, рассказывание сказок, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок,  рассматривание репродукций, картин, иллюстраций. 

Данный способ планирования воспитательно - образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Современный воспитатель – это творческий, заинтересованный человек, грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления ребенком положительных эмоциональных впечатлений.