Мониторинг внедрения инновационных методов в преподавание гуманитарных дисциплин.
Мониторинг внедрения инновационных методов в преподавание гуманитарных дисциплин. |
Обновление и совершенствование образовательного процесса через применение инновационных методов новых педагогических технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла. |
1.Создание условий для воспитания творческой, свободной личности, способной жить в гармонии с миром и собой, способной активно и позитивно адаптироваться к изменениям, происходящим в мире; 2.Использование педагогических инновационных методов в образовательной деятельности студентов в изучении предметов гуманитарного направления . (в соответствии с требованиями ФГОС); 3.Создание системы методов диагностики овладения студентами рабочих программ (в соответствии с требованиями ФГОС ), её коррекция в соответствии с полученным результатом для успешной подготовки студентов к сессии.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.monitoring.docx | 137.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг внедрения инновационных методов в
преподавание гуманитарных дисциплин.
Тема методической работы | Мониторинг внедрения инновационных методов в преподавание гуманитарных дисциплин. |
Цель методической работы | Обновление и совершенствование образовательного процесса через применение инновационных методов новых педагогических технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла. |
Задачи методической работы | 1.Создание условий для воспитания творческой, свободной личности, способной жить в гармонии с миром и собой, способной активно и позитивно адаптироваться к изменениям, происходящим в мире; 2.Использование педагогических инновационных методов в образовательной деятельности студентов в изучении предметов гуманитарного направления . (в соответствии с требованиями ФГОС); 3.Создание системы методов диагностики овладения студентами рабочих программ (в соответствии с требованиями ФГОС ), её коррекция в соответствии с полученным результатом для успешной подготовки студентов к сессии. |
Основные направления методической работы | 1. Изучение инновационных методов. Создание условий для профессионального саморазвития , готовности к инновациям, творческой самореализации всех субъектов образовательного процесса. 2 Составление диагностических карт по результатам обученности студентов с особыми образовательными нуждами. 3. Освоение новых подходов в обучении, внедрение образовательных технологий. 4. Контрольно- оценочная деятельность. 5. Работа с одаренными детьми, проведение интеллектуальных марафонов, сопровождение студентов в творческих конкурсах. 6. Предметные недели, олимпиады, конкурсы.- творческая работа 7. Самоанализ работы учителя. 8. Мониторинг эффективности внедрения новых инновационных методов. |
Ускорение темпов развития общества, расширение возможностей социального выбора, рост глобальных проблем, всё это может быть решено лишь при условии формирования у молодого поколения современного мышления, характеризующегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью .Поэтому необходимо внедрять новые образовательные методы в образовательную деятельность. Конечно легче использовать технологию уровневой дифференциации ,проблемного обучения. |
Внедрение в образовательный процесс новых инновационных методов с использованием средств информационных и коммуникативных технологий направленных на повышения качества образования, совершенствования педагогического мастерства и создание условий для развития личности студентов.
Мной накоплен определенный практический опыт применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, направленный на обеспечение доступности качественного образования обучающимся с различными потребностями и возможностями.
Грамотное сочетание современных педагогических технологий с информационно-коммуникационными способствует созданию творческой, исследовательской атмосферы в процессе познания, позволяет расширять формы интеллектуального развития всех участников образовательного процесса .
При разработке всех представленных ниже материалов я использовала сочетание педагогических и информационно-коммуникационных технологий, методы синквейна, инсерта, которые я внедряю уже второй год .
Данная технология представляется моделями:
- Интегрированные занятия (уроки)
- Технологии модульного обучения
Модель интегрированного урока применяется на всех ступенях профессионального образования.
Предметом исследования является интегрированный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла .
Например, |
|
В системе педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать , усиливают мотивацию обучения. студентов ,их творческую и познавательную активность. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении. Учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира, так как связывают два (а иногда и больше) предметов общей темой, общими задачами и рассматривают эту связь в жизни на конкретных примерах.
- это работа для целого творческого коллектива учителей, а не только для учителя определенной дисциплины.
Основными целями интегрированного урока являются:
- развитие общекультурной компетентности учащегося и понимание единой картины мира;
- расширение и углубление предметных знаний по учебным дисциплинам, развитие общих приемов интеллектуальной и практической (в том числе экспериментальной) деятельности;
- развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования, познавательной мотивации в широком смысле;
- развитие опыта самореализации
Кроме того, интегрированный подход в обучении позволяет разрабатывать и внедрять в практику преподавания новые виды оценивания. В свете новых образовательных стандартов результаты образования по данному курсу и оценка результатов образования будут значительно отличаться от академического оценивания. При интегрированном подходе к занятиям академическая система оценивания (по 5-бальной шкале) не предусмотрена, контроль предполагает учёт выполнения посильных коллективных и самостоятельных работ устного и письменного характера. Оценка составляется на основе количества успешно выполненных заданий: участие в коллективной работе; индивидуальные (коллективные) выступления на занятиях; выполнение творческих заданий. Критерии оценивания вырабатываются учитель совместно со студентами.
Диагностику оценивания лучше осуществлять в начале, середине и в конце учебного года.
Критерии оценки | самооценка | Оценка участников проекта | Оценка педагога | Общая оценка | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
1. Активность | 4 | 5 | 4 | |||||||
2. Инициативность | 5 | 5 | 4 | |||||||
3. Ответственность и самостоятельность | 4 | 5 | 5 | |||||||
4. Способность организовать других | 3 | 3 | 2 | |||||||
5 Заинтересованность в результате | 5 | 5 | 5 | 15 | ||||||
Общий балл | 21 | 22 | 20 | 63 | ||||||
30-40 баллов -3, 41-60 – 4, 61-80- 5. |
Разработки уроков (технологическая карта урока, презентация) Я часто использую метод синквейна, разработала целый цикл уроков. Особенно хорошо применять при разноуровневом обучении. | |
Великая война. Вызов и ответ Суверенное развитие России в 90-е гг. XX века Смута: социальная катастрофа и время альтернатив Как трудно было победить. Сталинградская битва Можно запустить интернет - проект Хатынь – мы будем помнить на века. |
Основные отличия модульного обучения от других систем обучения:
- содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);
- учитель общается со студентами , как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально;
- каждый студент работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.
И как ожидаемый результат – студенты активно занимаются творческой, познавательной деятельностью, тем более по новым ФГОСам отводится самостоятельной работе большое количество часов.
Пример оформления опорного конспекта:
После изучения крупных блоков для итогового повторения целесообразно взять сквозные темы. Например, Смута. Это явление повторялось в русской истории неоднократно: середина XIII в., конец XVI-начало XVII вв., начало XX в., конец XX в. В курсе истории I курса изучается середина XIII, конец XVI-начало XVII вв. Для итогового повторения можно подготовить презентации, работа с которыми станет подведением итогов по данной теме.
Показаны подходы к разработке модуля по теме «Великая Отечественная война». При изучении данного модуля учителем используются и такие педагогические технологии как метод проектов. Результатом по данной теме являются совместные проекты педагогов и студентов.
Например, использование интернета в образовательной деятельности, веб- квеста. Веб-квест может выполняться индивидуально, но групповая работа при решении веб-квеста является более предпочтительной. При этом достигаются две основные цели обучения – коммуникация и обмен информацией. Веб-квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно.
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет. В коммуникативной технологии есть другой путь – проблемный подход. Проблемное содержание является условием появления у человека потребности говорить и общаться, в том числе посредством сетевого взаимодействия.
Апробация моделей, форм и методов осуществляется через систему.
Результаты:
1.Формирование в процессе обучения различных способов деятельности и ключевых компетенций студентов .
2. Использование в образовательной практике опыта по обновлению подходов к преподаванию гуманитарных предметов.
3 Необходимо применять различные инновационные методы в образовательном процессе.
4.Положительные результаты апробированных методов показывать другим педагогам на мастер – классах.
Развитие личности студентов, формирование навыков компетентности, уровень достижения поставленных педагогом задач в условиях внедрения ФГОС. Отсутствие неуспевающих студентов. Активная жизненная позиция студентов, отсутствие конфликтов с педагогом, ориентирование на профессию, развитие способности, деятельности студентов.
Преподаватель занимается творчеством, генерацией новых идей, а инновации - это претворение этих идей в жизнь. Я на своих уроках по философии стараюсь использовать инновационные технологии. Например, сразу в вопросе должен содержаться ответ, можно использовать тезирование - кратко сжатые тезисы. Необходимо в обучении использовать рациональность - равноправие между субъектами обучения и воспитания. Результат зависит от эффективности их взаимодействия, утверждается личностно-ориентированный подход и на первый план выдвигаются духовно-нравственные качества и мотивационная сфера учителей и учеников. Педагог направляет, советует, ориентирует, раскрывает, стимулирует способности учеников. я на своих уроках по философии стараюсь использовать новые инновационные технологии. Например, сразу в вопросе к ученику должен содержаться ответ: "Правда ли, что материалисты на первое место ставят материю, а не сознание". Очень часто на уроках я использую технологию инсерта – эффективного чтения в виде разметок - + - новое для меня; - не знал, думал иначе; ? надо посмотреть, узнать; ! это для меня знакомо.
Источники. Проблема достоверности.
Учение Сократа было устным. Все свободное время он проводил в беседах с приезжими софистами и местными гражданами, политиками и обывателями, друзьями и незнакомыми на темы, ставшие традиционными для софистической практики: что добро и что зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и что порок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание. Об этих беседах мы знаем в основном благодаря двум авторам - Ксенофонту и Платону +
Особенности философии Сократа.
На основании различных свидетельств, из которых предпочтение, как правило, отдается "Апологии Сократа" и ранним диалогам Платона, обычно указывают по крайней мере три особенности сократовой философии: 1) ее разговорный ("диалектический") характер; 2) определение понятий путем индукции; 3) этический рационализм, выражаемый формулой "добродетель есть знание".?
Диалогизм учения Сократа, общительного по своей натуре, имел следующее обоснование: Сократ утверждал, что сам он "ничего не знает" и чтобы стать мудрым расспрашивает других. Свой метод собеседования он называл майевтикой ("повивальным искусством"), имея в виду, что только помогает "рождению" знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то "знающим" считался отвечавший на вопросы собеседник. Обычные приемы ведения диалога у Сократа: опровержение через приведение к противоречию и ирония - притворное неведение, уход от прямых ответов. Согласно платоновской "Апологии", на самом деле Сократ, говоря "чистую правду" о своем незнании, хотел указать на ничтожность всякого человеческого знания по сравнению с божественной мудростью, ибо только богу известно все.
_
Этический рационализм
Постоянная мысль Сократа - о том, что правильное поведение и истинное знание не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению, если же он ведет себя хорошо, потому что, например, "все так делают" - то если "все" станут вести себя плохо, то не будет причин быть добродетельным. По Сократу, не только истинно моральное (благо) всегда сознательно, но и сознательное - всегда хорошо, а бессознательное - плохо. Если кто-то поступает плохо, значит, он еще не знает того, как следует поступать (зло - всегда ошибка суждения), и после того, как его душа будет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь к добру, а добро самоочевидно.+
Точно так же, как нельзя хорошо поступать, не зная добродетели, так и нельзя по-настоящему любить, не зная, что такое любовь!
Метод Синквейна. (от франц. слова – стихотворение, из 5 строк по определенным правилам). Это эффективный способ актуализации знаний, также относится к современной технологии развития критического мышления (Колин Тёрнер). Одна строка – одно слово – существительное, название темы; вторая строка – два прилагательных, определение темы; третья строка – три глагола, действие, определяющее эту тему; четвёртая строка – фраза из четырёх строк, ключевые понятия; пятая строка – синоним темы, одно слово. На примере текста о Сократе можно использовать этот метод: добро, зло, поведение, любовь, правда; мудрый, правильный, благочестивый, мужественный; поступал, убеждал, совершал, говорил – метод собеседования – майевтика.
Бердяев: свобода, идеалист, действие, воля, добро, Россия; иррациональная, потенциальная, объективная; доказывал, подчёркивал, убеждал – категория свободы. Например: 6х6 – 6 вопросов, 6 человек в группе, 6 минут.
Всё зависит от педагога, от его педагогического сопровождения, и развитие мыслительных навыков, и наложение информации на жизненный опыт. Отсюда мы получаем увеличение знаний и опыта у студентов в той или иной области – компетенции. Метод "пяти шапок".
ТЕМА УРОКА: Роль мировых религий в современном обществе..
ТИП УРОКА: Закрепление изученного материала.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА:
-образовательная: знать мировые религии, время и место их возникновения, их основателей, суть учения, основные течения и заповеди.
-развивающая: развитие внимания и критического мышления, умения общаться и работать в группе, выделять главное в познавательном объекте.
-воспитательная: воспитывать у учащихся гуманность, деликатность, толерантность к религиозным верованиям народов мира.
МЕТОДЫ: словесный, частично-поисковый
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА: беседа, практическая работа
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: мировые религии, понятие и сущность религии.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: литература, история, МХК
ПРИЕМЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: синквейн, лови ошибку, «6 шляп».
ХОД УРОКА.
- Вызов. Актуализация знаний.
Составить синквейн на слово «религия».
РЕЛИГИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ МИРОВАЯ
ОДУХОТВОРЯЕТ ВОСПИТЫВАЕТ УСПОКАИВАЕТ
УЧИТ ВЕРИТЬ, УВАЖАТЬ, ЦЕНИТЬ
СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
Ключевое слово у всех- мировая религия.
- Осмысление.
Вспомнить, проанализировать наши знания о мировых религиях и показать их роль в современном обществе.
Работа с классом: определить основоположников мировых религий, архитектурные сооружения, ареалы распространения мировых религий по карте,
Работа в группах:
1 группа-буддизм,
2 группа-христианство,
3 группа-ислам.
Каждая группа работает с текстом и составляет таблицу, где выписывает ошибочные и правильные утверждения. Проверка-взаимообмен листками.
- Рефлексия. Какую роль играют мировые религии в современном обществе?
Игра «6 шляп»:
Красная шляпа-ответить на вопрос при помощи чувств и эмоций,
Белая шляпа-статистические данные, проверенная информация,
желтая шляпа-обобщить все положительное,
Черная шляпа-обобщить все отрицательное,
Синяя шляпа-сделать вывод по сказанному выше,
Зеленая шляпа-оригинальная форма изложения результата изученного.
и обучения и воспитания.
Вывод:
Развитие личности студентов, формирование навыков компетентности, уровень достижения поставленных педагогом задач в условиях внедрения ФГОС. Отсутствие неуспевающих студентов. Активная жизненная позиция студентов, отсутствие конфликтов с педагогом, ориентирование на профессию, развитие способности, деятельности студентов.
Литература:
- Беспалько В.П. «Современные технологии обучения».
- Селевко Г.В. «Современные педагогические технологии».
- Поташник М.П. «Эксперимент и новые педагогические технологии»
ГАПОУ РС(Я) «Алданский политехнический техникум»
Тема: «Мониторинг внедрения инновационных методов в
преподавание гуманитарных дисциплин».
Выполнила: Тарасевич. О.А.