Страница для родителей

Хайбуллина Ирина Владимировна

Работа с родителями основано на принципах сотрудничества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детская мудрость гораздо глубже ума взрослых

Постоянные претензии, обиды, скандалы и раздражение в вашей семье являются причиной многих ваших болезней, болезней ваших половинок и детей. Дети болеют в основном за грехи родителей, они зависят от состояния родительских аур. Эти ауры должны сливаться гармонично, а не бить и терзать друг друга. Создайте атмосферу гармонии, взаимопонимания и благополучия в своей семье. Дети – это отражение взаимоотношений супругов. Дети находятся между вами. И если между вами любовь, вы в семь раз дарите больше любви детям, а если между вами стрелы ненависти и раздражения, то эти стрелы проходят через детей, вы разрушаете их ауры.

Поэтому примите друг друга, поймите друг друга, и дети расцветут, как цветочки, это первое. И второе – любуйтесь детьми. Только любовь может их вылечить и защитить от энергопоражений. Есть такое психологическое упражнение: поставьте ребенка в центр семьи, в центр круга и просто любуйтесь им. Какой бы он ни был – больной, здоровый, маленький, большой, – любуйтесь ребенком; это единственное, что вы можете делать.

Перестаньте делать малышу замечания, вы не имеете на это права, просто не имеете. Любуйтесь ребенком и воспитывайте его только вопросами: «Как ты думаешь?», «Почему?», чтобы он сам что-то понял.

Навязывать свою волю, заставлять, давить – это большой грех и путь к болезням и конфликтам с детьми, когда они станут взрослыми.

Став взрослыми, они вам этого не простят. Поэтому перестаньте командовать, делать замечания, посмотрите на своих детей и полюбуйтесь. Это чудо, которое вам дал Бог, цените каждую минутку, что вы можете любоваться своим ребенком, жить для своего ребенка.

Но нельзя бояться за него, потому что это – разрушение его ауры. Страх за ребенка необходимо себе запретить. Вы должны знать, что страх, даже если вы желаете добра, убивает. Запретите себе бояться за детей, предполагать о них что-то нехорошее и развивать эти предположения. Вы имеете право только любить, любоваться и желать добра.

Каждый ребенок в возрасте 2–3 лет познает мир и вмешивается в этот мир по своему усмотрению: что-то стащит, что-то разобьет, куда-то полезет, где-то испачкается, что-то разорвет. Это – его жизнь, его способ существования, правильный, необходимый. Как это воспринимают взрослые? Как наказание, как ненужные хлопоты, как нагрузку для себя. Родители, как правило, начинают раздражаться и даже шлепать его. Любовь в это время немножечко притухает: столько проблем с ребенком, какая тут любовь!

Довольно часто чрезмерная строгость родителей или их чрезмерная опека являются причиной развития комплекса неполноценности, будущей неуверенности в себе.

Дети должны воспитываться в атмосфере покоя, счастья, радости. Если мама слева, папа справа, если они любят друг друга, малыш находится в их объединенной ауре, защищенный вдвойне, в теплых, спокойных вибрациях любви, защиты. Ребенок должен чувствовать, что он нужен своей семье, маме, папе, чувствовать уважение к себе с их стороны, тогда он всю дальнейшую жизнь будет ждать только хорошее. Он, став взрослым, будет очень уверенным и сильным человеком, который может совершать поступки, направленные на достижение гармонии, и ничего не будет бояться.

Известно, что общество состоит из отдельных семей, как соты из ячеек. И вряд ли сейчас можно найти действительно счастливую семью. Многие социологи считают, что причиной неблагополучия семей является больное общество. Мы идем от обратного: «Хочешь быть счастливым – будь им». И в силах каждого человека установить в своей семье мир, любовь и покой. И тогда из счастливых семей обязательно получится счастливое общество.



Предварительный просмотр:

Несколько полезных советов родителям

1. Хорошо или плохо идёт воспитание – об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребёнок сказать: “Я счастлив!”.

2. Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребёнка.

3. Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.

4. Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на путь ребёнка.

5. Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина, но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.

6. Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.

7. Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку.

8. Чаще говорите ребёнку главные слова: “Не горюй! Не унывай! Не бойся! Не пищи!”.

9. Защищать или не защищать своего ребёнка от обидчиков – один из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.

10. Иногда дети принимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.

11. Если дети слишком увлечены телевизором: не ходят гулять и потеряли друзей, то телевизор должен ... сломаться. Хотя бы на 2–3 месяца, пока дети не придут в себя. А как же взрослые? Воспитание детей, как искусство, требует жертв.

12. Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.

13. Джон Стейнбек говорил: “Мальчик становится мужчиной, когда возникнет необходимость в мужчине”. Хотите вырастить мужчину – создавайте такую необходимость в доме.

14. Вы пришли домой и увидели, что ваш восьмилетний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймём, что злого умысла не было: просто играли дети в прятки, воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: “Ничего, давай убирать вместе”.

15. Говорите сыну или дочери: “Людям должно быть с тобой легко”. Не бойтесь повторять это.

16. Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: “Ты уже большой!”, ни полом: “А ещё мальчик!”, ни куском хлеба: “Мы тебя кормим, поим”.

17. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе Николае Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

18. Самое трудное в воспитании – научить детей человеколюбию. Любить детей бывает трудно. Хвалите ребёнка, но ещё чаще хвалите людей в его присутствии.

19. Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши.

20. Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.

21. Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: “Ты всегда”, “Ты вообще”, “Вечно ты”... Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.

22. Есть дети, которых не возьмёшь ни наказаниями, ни добром, но великодушное отношение в конце концов спасает их.

23. Как? Вы ещё ставите ребёнка в угол? Это уже не делает никто в Европе. Вы безнадёжно отстали от педагогической моды.

24. Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до двери и скажите на дорогу: “Не торопись, будь осторожен”. Это надо повторять столько раз, сколько раз ребёнок выходит из дому.

25. Говорят: “Как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год”. Хвалите ребёнка с утра до вечера!

26. Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: “Ты хорош, но не лучше других”.

27. Скажите ребёнку: “Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль, не будь грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным”.

28. Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: “Тебя вызывали? А какую отметку получил?”. Лучше спросите его: “Что сегодня было интересного?”.



Предварительный просмотр:

«Ребенок  - более дорогое сокровище, чем золото, но более хрупок, чем стекло, легко может подвергнуться сотрясению и быть искалеченным, а происходящий отсюда вред неповторим»

                                Я.А. Каменский

Маленькие советы для родителей

Дети учатся жить у жизни!

http://biodogacevre.com/photogallery_resimler/2936.jpg


Если: 

  • ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  • ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  • ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  • ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
  • ребенок живет в безопасности, он учится верить людям;
  • ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  • ребенок живет в понимание и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

"Золотые" правила воспитания

http://sundekor.ru/wp-content/uploads/media/%D0%A3%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B8%CC%86-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F_22693/image1.jpeg

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только Вы снимали его эмоциональное напряжение.
  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
  6. К агрессивным проявлениям в поведение ребенка приводит агрессивность семьи.

Может пригодиться:

http://2stile.ru/wp-content/uploads/2015/08/100622091746_1_900x600.jpg

Правила взаимодействия в семье:

1. Выражайте свое недовольство конкретными поступками ребенка, но не им самим.
2. Осуждая поступки ребенка, не осуждайте его чувства, любые чувства имеют под собой основания.
3. Ваше недовольство не должно быть частым, в противном случае вы рискуете взрастить чувство неприятия.

Если у вас неприязненные отношения с ребенком, задумайтесь о возможной причине своих отношений. 
Ну а если ребенок своим поведением раздражает, не слушается, делает «неправильно». 


Как быть? И как научить, если не указывать на промахи и ошибки?
 1. Указывайте на ошибки с особенной осторожностью, не стоит обращать внимание на каждую ошибку.
2. Ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке и подходящим тоном.
3. Замечания делайте на фоне общего одобрения.
4. Если ребенок с удовольствием занят делом и он не просит о помощи, не вмешивайтесь.
5. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Помните, личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он 
занимается по собственному желанию, с увлечением и интересом.

Как известно, конфликты неизбежны, поэтому важно уметь правильно их разрешать. Неконструктивный способ разрешения конфликтов, как правило – это или настоять на своем, или уступить. Здесь «выигрывает» только одна сторона. 
Существует ли благополучный путь выхода из конфликта? Да, можно разрешить дело так, что никто не проиграет. Это конструктивный способ разрешения конфликта. Не надо идти на поводу эмоций, конфликт нужно решать спокойно и осознанно.

Для этого необходимо осуществить следующие шаги: 
1. Осознание и выяснение конфликтной ситуации. 
2. «Корзина» предложений: «Как нам быть в данной ситуации?» (пусть ребенок первый предложит решение). 
3. Выбор наиболее приемлемого предложения (стороны оценивают и обсуждают совместно поступившие предложения, лучшим считается то, которое принимается единодушно). 
4. Детализация этапов выполнения принятого решения, уточнение того, что для этого потребуется. 
5. Проверка выполнения решения.



Предварительный просмотр:

Укрепление здоровья,

предупреждение утомляемости, нервных и инфекционных

заболеваний у подростков, профилактика детского травматизма

Своеобразие подросткового возраста. Необходимость знания его родителями в целях успешного воспитания. Интенсивность и неравномерность физического развития в этом возрасте.

Эмоции подростков. Отклонения в психическом развитии подростков. Повышенная возбудимость, раздражительность, проявление бурных реакций, аффектов. Слабость нервной системы подростков. Психолого-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений у детей в семье. Забота родителей о создании благоприятных условий жизни подростка в семье во имя избежания его нервного потрясения. Типы подростковой депрессии.

Учет специфики воспитания мальчиков и девочек в семье.

Нет человека, который не знал бы, что такое радость и грусть, надежда и разочарование, любовь и ненависть. Все: природа, общение с другими людьми, работа, отдых, произведения искусства – вызывает у нас различные эмоции. Эмоции – переживание человеком своего отношения к каким-либо явлениям, событиям, предметам действительности, собственной деятельности, качествам, достижениям, удачам, неудачам, психическому и физическому состоянию. Они подразделяются на положительные и отрицательные, повышающие работоспособность и понижающие ее. Эмоциональная сфера человека характеризуется следующими особенностями: человек эмоционально чуток или инертен; эмоционально устойчив или неустойчив; эмоционально уравновешен или неуравновешен, истеричен; способен выдержать эмоциональное возбуждение длительное время или быстро истощается. У человека преобладает спокойное или возбужденное состояние: положительные эмоции (оптимистический настрой, жизнерадостность, оживленность, восторг) или отрицательные эмоции (грусть, мрачность, подавленность, тоска, депрессия); добродушие, миролюбие или злобность, агрессивность; гнев, азарт борьбы, возмущение или тревожность, страх, ужас.

Необходимо учитывать существенное своеобразие психики детей на разных возрастных этапах. Подростковый возраст составляет важный и сложный этап в общем процессе становления личности. С одной стороны, по уровню и характеру психического развития подростничество – типичная эпоха детства, которая имеет ряд стадий, характеризуемых своими особенностями. С другой стороны, подросток – растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей.

Развитие самооценки подростков связано с анализом своих переживаний, связанных как с внешними, так и внутренними стимулами: собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они не похожи на других людей, они уникальны и неповторимы. В силу этого у них возникает мысль, что никто не может их понять. Подобные мысли являются весьма благоприятным фоном для появления повышенной тревожности и обостренного чувства одиночества, которые многие авторы рассматривают как две типичные особенности эмоциональной сферы подростков. У подростков повышенная тревожность в большей степени связана с общением со сверстниками. Подростки глубоко переживают одиночество. Под влиянием ощущения собственной уникальности подростку кажется, что все, что когда-либо случалось с другими людьми, к ним не имеет никакого отношения. Поэтому они бывают бесстрашны и способны на очень рискованные действия. Типичными чертами подростков является также раздражительность и возбудимость. У них может быть такое состояние нервной системы, когда раздражительность вообще вызовет неожиданную, неадекватную реакцию. Физиологическая перестройка организма подростков сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости. Вначале появляется повышенная двигательная активность, а затем сильная возбудимость или сонливость.

Эмоционально значимым фактором в жизни подростков является их внешность. Они подолгу изучают себя перед зеркалом, гримасничая и апробируя какие-то мимические и пантомимические способы невербального общения. С какого-то момента дети начинают уделять повышенное внимание оформлению внешности – прическе, одежде, макияжу. Часто подростки бывают недовольны своей внешностью или отдельными ее частями. Они переживают из-за отличия их внешности от социально формируемых стандартов мужской и женской красоты, носителями которой являются кинозвезды, шоумены, спортсмены, манекенщицы.

Двенадцатилетняя девочка написала письмо: «Понимаете, доктор, я уже несколько месяцев ужасно мучаюсь от мысли, что я уродка, что мое лицо всем противно, что окружающие с очень большим трудом скрывают свое отвращение к моему внешнему виду. Рассказала обо всем матери, а та стала надо мной смеяться: дескать, с жиру бесишься, делать тебе нечего. Больше всего меня расстраивают уши, я их ненавижу за форму и величину. Все время о них думаю. Я несколько раз обращалась к косметологам, но те утверждали одно и то же: дескать, уши абсолютно нормальные. А не нравятся – обратись к психиатру, он тебе живо мозги на место поставит. В общем, нигде нет ни сочувствия, ни утешения. Поначалу я думала, что все косметологи, у которых я консультировалась, сговорились: никто не хотел всерьез меня выслушать, а потом поняла, что никакого сговора нет, у меня действительно что-то с нервами происходит. Стала искать врачей, которые могли бы помочь. Поэтому и пишу вам». Случай этот не такой уж редкий. Только одни подростки обращаются за советами к медикам, а другие замыкаются в себе, никому ничего не говорят и потихоньку страдают от мысли (чаще всего совершенно неверной, ошибочной или преувеличенной), будто их черты лица уродливы и требуют немедленного хирургического вмешательства. Придя к выводу, что у них безобразная внешность и что счастье теперь будет обходить их стороной, некоторые подростки впадают в беспросветный пессимизм и воспринимают свою внешность (чаще всего совершенно нормальную) как непоправимую беду. Если дефект действительно существует, то, конечно, желательно посоветоваться со специалистом, который, вероятно, даст разумный совет. Ну, а если физического дефекта нет и в помине или он очень незначителен и не будет хирургической коррекции, тогда что делать? На этот сложный вопрос однозначно ответить невозможно. В любом случае такой подросток требует бережного отношения со стороны и семьи, и школы. Нельзя издеваться над ним и высмеивать. Подростка нужно выслушать, попробовать осторожно, тактично переубедить. Подростка, который считает себя уродливым, необходимо чаще хвалить, утверждая в присутствии других людей, что он симпатичный. Для него это очень важно. Когда родители убедятся, что не в силах справиться с подростком, у которого «пункт», будто он урод, тогда можно посоветоваться с психиатром.

Девочки и мальчики могут болезненно переживать из-за своего небольшого роста. Некоторые девочки негативно воспринимают свой высокий рост. Причиной отрицательных эмоций являются также мелкие дефекты кожи, избыточный вес. И.С. Кон отмечает, что у многих подростков накапливается избыточный вес, который выполняет функцию энергетического резерва, расходуемого организмом по мере полового созревания. Помимо этого может появляться у детей и подростков, испытывающих школьный невроз. Сильные эмоциональные переживания, вызываемые школьной средой, например, плохими отношениями с учителями или одноклассниками, поглощают большое количество нервной энергии, которая восполняется обильным приемом пищи после посещения школы. В свою очередь, это вызывает чрезмерную расслабленность и потребность в пассивном отдыхе, сидя у телевизора или полулежа на диване с книжкой в руках... Предметом пристального внимания подростков является развитие у них вторичных половых признаков как показателей взрослости. Так, некоторые девочки сильно переживают из-за того, что у них быстрее, чем у большинства их сверстниц, растут грудные железы. Другие боятся того, что не станут полноценными девушками, потому что они сексуально неразвиты – у них маленькая грудь и короткие ноги.

Отклонения в психическом развитии подростков весьма разнообразны. Эмоциональные нарушения – одни из наиболее часто встречающихся отклонений психического развития детей. Современное общество представляет и взрослым, и детям богатую палитру причин такого печального явления: опыт насилия, достижение целей посредством угрозы применения оружия, маниакальное стремление к власти и безответственность перед лицом будущего человечества. Мир насилия и страха царит в книгах и кино, на экранах телевизоров, в окружающей ребенка реальной жизни. Даже родители в воспитательных целях по-прежнему предпочитают прибегать к насилию, не замечая, что переполняют и без того наполненную до краев чашу страха, отчаяния и агрессии в душах молодых поколений.

Почему же у физически здоровых детей возникают эмоциональные трудности. Исследования дают основания утверждать, что истоки этих трудностей – прежде всего в особенностях семейного воспитания и в характере взаимоотношений внутри семьи. Взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут сформировать у него подлинный взгляд на мир и на самого себя и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербности детей, страху, недоверию, напряженности, другим эмоциональным отклонениям. Большую опасность представляют семьи, в которых антисоциальное поведение является стилем жизни. В такой обстановке ребенок с самого начала своей жизни усваивает взгляды, ценности и привычки, идущие вразрез с общепринятыми социальными нормами поведения. В данном случае в коррекционной работе нуждается вся семья. На безволие и лень подростков жалуются многие родители. Однако каждая такая жалоба должна рассматриваться конкретно. У подростков может резко снижаться работоспособность из-за возникновения периода физиологической утомляемости (организм как бы бросает все силы на половое созревание, и резерва для серьезной психической работы не остается). Лень может быть демонстративной. Фактически это не лень, а всего лишь протест против чрезмерной регламентации родителями поведения подростка, против чрезмерного контроля за выполнением навязываемого взрослыми образа жизни и даже мыслей, против авторитарности старших. В этом случае родители должны изменить свое отношение к ребенку и перейти на равноправные, партнерские, а не менторские отношения с ним. Родители часто жалуются на патологическую лень ребенка, за которой в действительности стоит депрессия. Состояние депрессии – эмоциональное расстройство. Отличительной особенностью детских и подростковых депрессий часто является то, что они протекают в смягченных формах, незаметно. Психологическая наука установила несколько типов подростковой депрессии. Рассмотрим некоторые из них.

Аноидный тип. Его отличительные черты: склонность ребенка апатии, повышенная утомляемость, неаргументированная раздражительность. Серые, бесцельно проведенные дни прерываются «развлечениями»: «балдением» под музыку и т. д. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно случаются из-за падения работоспособности, ребята переживают крайне тяжело. На замечания и укоры взрослых они нередко отвечают грубостью и гневом, оказывают сопротивление любым требованиям родителей, но в глубине души впадают в еще большее уныние. Скорость выхода из такого состояния в большей мере зависит от создания благоприятных условий вокруг подростка. При правильном семейном воспитании, удачном вовлечении его в познавательно-эмоциональную деятельность, спорт, творчество, подкрепленном даже небольшими успехами, возвращается вкус к жизни, меняется поведение.

Сенситивный тип (от лат. чувство, ощущение). Подростки этого типа характеризуются чрезвычайной чувствительностью, впечатлительностью. В силу своей замкнутости, застенчивости и робости они избегают шумных компаний, предпочитают посидеть дома. К родителям иногда привязаны чрезвычайно. Самостоятельность, инициатива у сенситивных подростков выражены довольно слабо. Характерно, что всевозможные упреки, назидания со стороны близких вызывают скорее угрызения совести и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест. Отношение родителей к таким подросткам должно быть деликатным, гуманным, гибким.

Холероидный тип. Он наблюдается чаще у подростков с сильным неуравновешенным типом высшей нервной деятельности и проявляется обычно против старшего поколения. Это может быть агрессивная реакция (побеги из дома, бродяжничество) или «тихая агрессия», упрямство, пассивное сопротивление родителям, учителям, совершение проступка исподтишка и т. д. Трудность педагогического контакта с такими подростками в том, что их душевные переживания скрыты, нередко и от них самих. Родителям необходимо постоянно варьировать приемы и методы педагогического воздействия, полностью отказавшись от авторитарного стиля.

При подозрении на наличие депрессии у подростка и невозможности снять ее психологическими средствами его следует проконсультировать у психоневролога, который, в случае необходимости, назначит медикаментозное лечение.

В подростковом возрасте наблюдаются такие расстройства, как жестокость, агрессивность, садизм. Такое поведение связано как с дефектами воспитания, так и с неустойчивостью психики подростков. Например, бабушка заметила, что ее 12-летняя внучка несколько раз исподтишка с силой ударяла в живот любимую кошку. Анализ семейного воспитания показал, что родители налагали слишком много запретов на поведение своей дочери, веселой, живой, развитой девочки. Один из них был для нее просто невыносим – ей не разрешали выходить на улицу из-за неблагоприятной криминальной обстановки в микрорайоне. Даже тогда, когда днем за ней приходили подруги, чтобы пойти в кино, ей запрещали выходить из дома. И это в период сенсорной жажды, во время становления интересов. Тогда, когда ведущей деятельностью является общение со сверстниками. В результате по-человечески понятного, но психологически неправильного поведения родителей у девочки возникло состояние фрустрации, приведшее к образованию патологической реакции жестокости.

При рассмотрении отклонений в эмоциональной сфере специалисты обращают внимание на резкое обострение чувства одиночества у подростков, которое при неблагоприятных условиях принимает крайнюю форму выражения – у подростка появляются суицидальные тенденции. Следует отметить, что наши дети не готовы переносить трудности, у них не вырабатывается иммунитет стойкости, чтобы противостоять нагрянувшей беде. Иногда первое серьезное нравственное испытание кончается для них трагически. Подростки глотают таблетки, бросаются под колеса, режут вены, выбрасываются из окон. Медики и психиатры отмечают, что дети при этом зачастую не ждут смерти. Им просто, во что бы то ни стало, любой ценой достучаться до сердца взрослых, добиться их понимания и участия. Взрослым проще потребовать, чем убедить, приказать, чем объяснить. Однако постоянный нажим порождает ответный протест, противодействие. Обиженный и оскорбленный учителями, не понятый, отвергнутый родителями, ребенок остается в одиночестве. Безразличие и бездушие взрослых толкает его к самоубийству. Укором веет от предсмертных записок, переворачивающих душу: «Радуйся, мамуля. Ты своего добилась. Я развязал тебе руки. Теперь можешь жить, как хочешь и с кем хочешь. Вдвоем со мной тебе было скучно. Мешать больше не буду. Желаю счастья. Твой сын». Значит, учителя и родители что-то проглядели: не заметили болезненный упадок настроения и не посоветовались об этом с психиатром; не поговорили вовремя с ребенком, не погасили в нем чувство отчаяния или раздражения, не вызвали у него ощущения жизненной перспективы, не дали своевременный совет, не улыбнулись либо не посочувствовали тогда, когда ребенку было это нужно; не воспитали у него уважение к жизни, не показали, что нужно бороться за нее, не выработали у ребенка мужественное, стойкое отношение к неминуемым трудностям и неудачам. Исследование, проведенное психологом московского интерната № 24, показало, что лишь 10 % его воспитанников свойственно радостное мироощущение. Вправе ли мы допускать, чтобы стресс становился фактором детского травматизма? Главные системы и органы, которые при этом страдают, – нервная система, пищеварительный тракт. Расстраивается сон, ухудшается аппетит. Ребенку трудно сосредоточиться, снижается внимание. Развивается состояние, называемое неврастенией, а позднее – неврозом. Мало того, у подростков появляются жалобы на боли в подложечной области, в подреберье. При обследовании у них находят гастрит, дуоденит, панкреатит. Но причина не в нарушении пищевого режима, а в стрессе. Разобщенность родственников, занятых своими делами и проблемами вне круга родовых интересов, сведение до минимума совместных семейных дел, общения за семейным столом, переживаний семейных праздников, событий семейной жизни нарушают нормальный, естественный процесс воспитания ребенка, присвоения им культурных психотехнических приемов эмоциональной регуляции жизни, когда он «упражнялся» в эмоциональных взаимоотношениях с людьми и таким образом имел возможность сознательно корректировать свои впечатления и поведение. Но если раньше эта возможность представлялась самим традиционным укладом семьи, то теперь старшие члены семьи должны более осознанно и целенаправленно регулировать ход эмоционального развития ребенка и помогать ему в овладении навыками психической саморегуляции.

Родителям необходимо проявлять гибкость в семейном воспитании, учитывать специфику психического развития мальчиков и девочек. Если вашей дочери минуло 12 лет, знайте, что вы имеете дело не просто с ребенком, а с маленькой женщиной. Она не торопится еще заявить о себе, но она уже вобрала в себя все тонкости поведения женщины: легкую расчетливость, изящную слабость, некоторую коварность, солидарность и умение (ни за что!) не выдать тайну. Если вашей девочке минуло двенадцать лет и в ней ни разу не вспыхнуло (пусть крошечное) светлое, радостное чувство от встречи с другим человеком, – это такая же беда, как и плохие отметки в журнале. Освоение социального опыта у девочек проходит преимущественно в русле их эмоционального развития. Кто кому как сказал, кто кого пригласил пройтись по коридору, кто первый заговорил и кто предал навсегда: «пришла новенькая в класс – и подруга с ней, а не со мной пошла в буфет» – все это возводится в ранг событий первейшей важности. Ну, а мальчишки в 12 лет? Мужчины? Вот уж чего нет – так нет. Их совсем по-иному занимает проблема человека в эти годы. На выяснение отношений, на это бесплодно-скучное, с их точки зрения, занятие нет смысла тратить время. У мальчишек свой ажиотаж. Предметный. Реальный. Их влечет мир вещей, животных, камней, минералов, токов, полимеров, транзисторов. И спорт: лыжи, футбол, хоккей и т.д. И проба сил: «Я ему так дал!», «Если ты еще раз полезешь – схватишь...»

Методические рекомендации

Форма проведения: беседа-практикум.

В ходе проведения беседы возможна организация коллективной работы во время выполнения: теста «Правильные ли у вас представления о воспитании мальчиков и девочек?» Родителям в микрогруппах предлагается обсудить несколько (5–8) утверждений и вынести общее решение относительно них.

ТЕСТ

ПРАВИЛЬНЫЕ ЛИ У ВАС ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОСПИТАНИИ

МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК?

Один французский психолог составил тест, который раскрывает некоторые наши предрассудки в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель может с его помощью проверить, насколько его представления о воспитании верны.

Предлагаем вам 20 вопросов, на которые нужно ответить «да» (то есть вы согласны с этим утверждением) или «нет» (вы придерживаетесь другого мнения).

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

2. Девочки лучше относятся к природе.

3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.

4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.

5. Мальчики больше одарены в математике.

6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек – слуховая.

9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10. Мальчики агрессивнее.

11. Девочки менее активны.

12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13. Девочки более ласковы.

14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.

15. Мальчики более предприимчивы.

16. Девочки более трусливы.

17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. Девочки реже соперничают между собой.

19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

О т в е т ы:

1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.

2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать: девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 8–9 лет.

3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.

4. До 10–12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем, хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не должен плакать.

7. До 10–13 лет разница незначительная, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.

9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правило.

10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинает формироваться их личность.

11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочкине столь шумливы, но не менее целенаправленны.

12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.

13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.

14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.

16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.

17. Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

18. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и «мериться силами» друг с другом могут и мальчики, и девочки.

19. Нет, мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.

Итак, ответив на вопросы теста, вы определили, насколько ваши представления о воспитании, психологии детей совпадают с мнением психолога. Вероятно, каждый убежден, что прав именно он. Но учтите лишь то, что у детского психолога за многие годы работы было куда больше возможности изучить подрастающее поколение.

Затем происходит общее обсуждение утверждений и сопоставление мнений групп с мнением французского психолога.

В ходе собрания проводится тренинговое упражнение «Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия».

Тренинговое упражнение

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЗДОРОВЬЯ, ИЛИ РЕЦЕПТ ДОЛГОЛЕТИЯ

Родителям предлагается составить собственный свод из 10 заповедей здоровья. Сначала все работают индивидуально, потом вырабатывается обобщенный перечень из 10 заповедей. При обсуждении предложений возможна открытая дискуссия, в ходе которой необходимо аргументировать утверждения. В ходе дискуссии решается вопрос о том, что родители могут предпринять по соблюдение детьми рецепта долголетия.

Литература:

1. Буянов М. Нервные расстройства у детей// Воспитание школьников. 1990. №1.

2. Кушнер Ю. Уметь чувствовать подростка// Воспитание школьников. 1991. №6.

3. Петрова Н. Спасти детей// Воспитание школьников. 1994. №1.

4. Прутченков А. С. Школа жизни. Методические разработки социально-психологических тренингов. – М., 2000.

5. Селевко Г. К., Тихомиров Н. К., Левина О. Г. Сделай себя сам// Народное образование, 2001.

6. Тарнавский Ю. О психогигиене// Воспитание школьников. 1991. №1.