Здровьесберегающая методика " Движение - это жизнь !"

Здоровьесберегающая методика с рименением кинезиологических упражнений направленных на повышение уовня дивигатльной и познавательной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая методика « Движение – это жизнь!»

Я не боюсь еще и еще раз повторить:

                           забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

                                                                     В.А.Сухомлинский

«Берегите здоровье смолоду»- этот девиз отражает необходимость

укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного образовательного учреждения, так как более 70% времени ребёнок

проводит в детском саду.

Это время, когда он растёт, развивается, поэтому забота о здоровье

занимает в нашем детском саду одно из приоритетных направлений работы.

         В последнее время наблюдается снижение уровня двигательной и познавательной активности детей дошкольного возраста. Именно с этими исследованиями и было связанно внедрение в систему дошкольного образования ФГОС. И прежде всего в рамках ФГОС – отказ от занятий как формы организации детей.

                                                       Содержание

здровьесберегающей методики « Движение – это жизнь!»

Цель: стимулирование познавательной и двигательной активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • снизить уровень заболеваний у воспитанников ДОУ
  • повысить уровень любознательности, процессов познавательной сферы детей;
  • способствовать формированию у детей, осознанного отношения к сохранности и укрепления своего здоровья.

Принципы:

  • открытость (связь с другими здоровьесберегающими технологиями);
  • гибкость (учёт новых возможностей участников воспитательно-образовательного процесса);
  • динамизм (возможность преобразования, изменения).

Участники:

  • воспитанники;
  • сотрудники ДОУ;
  • родители.

Применения:

  •  В режимных моментах (утро, вечер);
  • во время различных видов детской деятельности;
  • во время прогулки;
  • после НОД с пониженной интенсивной нагрузкой

Правила:

  • игровые упражнения  проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя, лёжа или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • длительность упражнений по одному комплексу составляет две недели.

Ожидаемые результаты:

повышение уровня двигательной, познавательной активности;

снижения утомляемости, повышения уровня состояния показателей физического и психического состояния здоровья детей.

Описание  здоровьесберегающей методики «Движение-это жизнь!»

В основу данной методики положены кинезиологические игровые упражнения, которые включают в себя технологии, направленные на стимулирование двигательной и познавательной активности. КИНЕЗИОЛОГИЯ –  наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Многие упражнения кинезиологии направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.  Активизируют и оптимизируют двигательную и познавательную активность. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.  Что включают в себя  комплексы упражнений? Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные упражнения активизируют межполушарные связи мозговых полушарий.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Примерный комплекс игровых упражнений здоровьесберегающей технологии « Движение-это жизнь!»

Название

Содержание

Цель

Применение

Дыхательные упражнения

“Свеча” 

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдох

Стимулирование дыхательной системы

Утро, вечер, вместо динамической паузы на музыкальном, физкультурном НОД

Растяжки

“Снеговик”

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Укрепление мышечного скелета

Физкультурные ,музыкальные НОД, утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения после сна

Упражнения для развития мелкой моторики

“Домик”

Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.    (10 раз)

Развитие тонкой моторики кисти руки

Утро, вечер, прогулка

Вместо динамической паузы на познавательных видах НОД

Глазодвигательные упражнения

«Слон».

.

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой.

Снятие напряжение с глазных мышц, профилактика нарушения зрения

Вместо динамической паузы на криативных видах НОД

Упражнения на релаксацию

“Путешествие на облаке

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что –  нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.    

Стабилизация эмоционального фона

После НОД повышенной активности.

Музыкальные, физкультурные НОД

Телесные упражнения

«Мельница»

Стоя. Вращать одновременно круги левой рукой ,правой ногой

Активизация мыслительной деятельности, стимулирование межполушарных связей мозга

Перед активно-мыслительными НОД

Работа по внедрению данной методики на базе нашего сада проходила в IV этапа.

I  этап. На этом этапе была сформирована инициативная группа.

Основной целью I этапа стал подбор упражнений. Завершением работы на этапе стало создание комплексов направленных на   сохранении и обогащение физического и психологического  здровьесбережение.

II этап ознаменовался обучением педагогов и родителей ДОУ внедрением в общую систему здоровьесберегающих технологий, методику « Движение-это жизнь! »

Обучение  взрослых участников образовательного пространства проходило через:

  • семинары – практикумы;
  • лектории;
  • родительские лаборатории;
  • информационные занятия

Итогом завершение II этапа стали организованные  спортивные мероприятия с участием педагогов и родителей детского сада:

  • « Об отдыхе с пользой»
  • «Здорово - жить Здорово!»

Мероприятия психолого-просветительской направленности

  • « Не моя сестричка - вредная привычка»

Одним из новых направлений в работе сотрудничества детского сада и семьи стало создание семейного клуба « Минутки здоровья». Семейный клуб « Минутки здоровья», представляет своего рода мини-проект возглавляет который родитель ДОУ Щурина Кристина Юрьевна. Работа клуба направлена на пропаганду здорового образа жизни среди родителей воспитанников. В рамках его работы была проведена акция под руководством педагога-психолога Семиной Э.И., и родителя ДОУ Щуриной К.Ю., « Три дня и всё о здоровье!», выпущены стенгазеты « О здоровье всерьёз!», буклеты посвящённые здровесбережению.

III этап включал в себя внедрение здоровьесберегающий методики

 « Движение-это жизнь» в систематическую работу с детьми.

    Цель  III этапа была направлена, прежде всего, на то, чтобы  помочь каждому ребёнку  стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым в детском саду.

В процессе формирования у детей осознанного отношения к своему

 здоровью, мы учим их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях. Важное место отводится постоянному стимулированию

развития у детей навыков познавательной и двигательной активности.

Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знания о сохранении и сбережении своего здоровья поможет им сохранить его, позволит

участвовать в разнообразных видах детской деятельности, улучшить социальные контакты и настроение.

Для этого, входе внедрения данной методики потребовалось  создание

 особой здоровьесберегающей среды, основными характеристиками

которой являются:

©     морально-психологический климат;

©     экология и гигиена;

©     рациональный режим жизни, труда и отдыха;

©     современные образовательные программы, методики и технологии.

  Чтобы здоровьсберегающая среда способствовала эффективному

 внедрению в воспитательно - образовательный  процесс были определенны следующие задачи:

1.Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной

организации физкультурно-оздоровительной работы.

2. Сформировать у детей осознанное отношение к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

3. Стимулировать двигательную и познавательную активность детей.

Основным требованием к квалифицированному использованию методики

« Движение – это жизнь!»  основанной на специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и

 кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.

Но для укрепления и  сохранения  здоровья детей в целом, данную

 методику необходимо интегрировать в основные здоровьесберегающие педагогические технологии такие как:

  • Здоровьесберегающие — витаминизация, организация здорового питания.
  • Оздоровительные  — физическая подготовка, закаливание,
  • гимнастика, массаж.
  • Технологии обучения здоровью — это включение соответствующих

 тем в предметы общеобразовательного цикла.

  • Воспитание культуры здоровья — непосредственно образовательная деятельность по развитию личности воспитанников, мероприятия вне НОД, фестивали, конкурсы и т. д.