Имидж педагога
«Имидж педагога»
/дискуссия/
Составитель: воспитатель МДОУ ДС №24
г. Будённовска
Людмила Викторовна Махрова
Март 2016 г.
«Имидж педагога»
Цель дискуссии: Выявить основные слагаемые профессионального имиджа педагогов ДОУ.
- Добрый день, уважаемые коллеги.
- А, все-таки как приятно слышать эти возвышенные слова про женщину, женщину-педагога.
«Ведь могут все, хоть вовсе и не боги».
- Я считаю, что каждый педагог должен иметь собственное определение имиджа:
ü желаемый и реальный
ü традиционный и благоприятный
ü позитивный и идеализированный
ü новый и обновленный
- Вы успешный педагог и заботитесь о репутации своего образовательного учреждения?
-Вы не испытываете определенные трудности в предъявлении результатов успешности своей работы и работы образовательного учреждения?
Вам стоит прислушаться сегодня к каждому слову.
И так, тема нашей дискуссии
«Имидж педагога»
Педагог ДОУ – это яркая личность.
Она женственна, интеллектуально-активна, прекрасно улавливает настроение других; она готова рисковать, целеустремленна, уверена в себе, достойно реагирует на критику и замечания.
- Только те, кто каждый день смотрит в искренние, доверчивые глаза детей, по настоящему ощущают груз ответственности за них, тревогу и чистую радость от общения с ними. Задумывались ли вы, глядя в глаза своих воспитанников: что они думают о нас? Какими нас видят? Что желают нам.
- Имидж современного педагога, какой он? Педагога «вычисляют» в непрофессиональной сфере очень быстро и без труда. «Вы, наверное, педагог?» - спрашивают соседи по купе в поезде уже сразу после непродолжительного общения. Как они догадываются?
Выбранная тема показалась мне чрезвычайно интересной после того, как я заглянула в словарь иностранных слов, чтобы уточнить значение слова «имидж» и «имеиджология».
Уважаемые коллеги как вы понимаете эти слова имиджелогия и имидж – что это? Наука или искусство?
(Ответы педагогов)
Сегодня в ряду новых для нас дисциплин стоит имиджелогия – наука о том, как жить в условиях, когда право голоса есть не только у администрации или начальства. Это наука и о законах коммуникации, которые диктуют совершенно новый тип отношений не только на работе, но и в обществе. Вооружившись знаниями, воспитатели поняли, что это тип отношений, который даже вопреки воли самого педагога и дошкольников складывается в современных отношениях. Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука и носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов, ведь заботясь о красоте педагога, нужно начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет.
Опора на собственный имидж нужна сегодня в каждой профессии. Тем более воспитателю, который является представителем большого коллектива, несущего свой образ, свое лицо. Изучая данную проблему, мне пришлось обратиться к первоисточникам, из которых я узнала, что в переводе с английского имидж в буквальном смысле означает образ.
Следовательно, когда говорят об имидже человека («у него отрицательный имидж» или «у него имидж прекрасного воспитателя»), говорят о том образе, который возник у других людей. Причем, под образом подразумевается не только визуальный, зрительный образ, вид или облик, но и образ его мышления, действий, поступков и т. п. Имидж – это «мнение, суждение, выражающее оценку чего - нибудь, отношение к чему - нибудь, взгляд на что - нибудь».
Имидж воспитателя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии "победителя".
Первая установка - высокая самооценка.
Вторая установка – позитивное отношение к жизни.
Третья установка – вера в добро.
Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.
Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.
Позиция – “Я – хороший, ты – хороший” - позиция “победителя”.
В нашем коллективе есть люди, которые от Бога обладают привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству самопрезентации.
Необходимо работать над позицией победителя “я – хороший, ты - хороший”. Эта позиция позволяет добиться успеха.
Что влияет на создание Вашего имиджа?
(Ответы педагогов)
Ваши ответы выделили основные составляющие имиджа:
· внешний облик;
· использование вербальных и невербальных средств общения;
· внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»;
· педагогическая этика.
Согласно структуре, предложенной профессором А.Ю.Панасюком, личный имидж, с точки зрения формирующих его факторов, включает следующие составляющие:
габитарную (от лат. Габитус - внешний вид) - одежда, прическа, обувь, аксессуары, макияж, парфюм, силуэт. Мнение, которое формируется о человеке по его внешнему виду. 55 % впечатлений определяется тем, что видим .
Внешний вид педагога
• Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде всегда должны присутствовать, т.к. она является визитной карточкой у педагога. «Одежда и одевает, и открывает человека».
• Внешний вид педагога имеет довольно большое значение, т. к. его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.
• Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.
• Должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.
• Идеальной формой одежды для педагога является такая, которая способствует сосредоточению внимания детей не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку.
• Для женщины – это не обязательно должен быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье.
• В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих. Выбирая пастельные, спокойные цвета, вы можете быть уверены, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении вашего материала. Предпочитающими цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Старайтесь избегать люрекса, кожи, блесток и искусственных материалов.
• Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими.
• Позаботьтесь о прическе, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр подберите в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным.
• Не приобретайте и не надевайте одежду из тканей, которая легко мнутся, потому что к середине рабочего дня будете выглядеть непрезентабельно.
• Украшения и аксессуары следует выбирать неброские: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.
• Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня).
• Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.
Сегодня я подготовила для вас очень интересный тест «Характер по помаде». Итак, достаем из косметички любимую помаду, смотрим на картинку и читаем ответ.
Круглый контур
Хозяйка такой помады – яркая и независимая личность. Она не полагается на других, доверяя только себе. Она не станет теряться в сложной и неординарной ситуации, реагируя быстро и уверенно. Она умна, проницательна и интересна в общении. Умеет ставить цели и методично их добиваться.
Помада стерта по диагонали с одной стороны
Хозяйка такой помады – человек творческий, с богатым воображением и неуемной фантазией. Она может быть не очень практичной, но зато не привередлива и радуется тому, что имеет. Хорошо чувствует себя в мужской компании.
Кончик помады стерт с двух сторон по диагонали и заострен
Хозяйка такой помады – уникальная личность. Такая форма помады встречается очень редко и говорит о неординарности и противоречивости характера своей владелицы. Такая женщина с удовольствием становится центром внимания, прекрасно находит общий язык почти с любым человеком. Однако она может быть необязательной и ветреной.
Плоский торец с впадиной
Хозяйка такой помады очень обаятельна. Она романтична, чувствительна и пользуется большим вниманием мужчин. Она может быть перфекционисткой, не прощать себе ошибок и требуя от других такой же идеальности. Во всем стремится к гармонии и равновесию.
Косо усеченный конус с впадиной
Хозяйка такой помады очень непритязательна, даже, возможно, аскетична. Она не обладает большими амбициями, довольна тем, что имеет, и смотрит на жизнь реалистично. Она вряд ли эмоциональна и не любит рисковать, предпочитая хорошо знакомое и проверенное опытом. Настроение ее обычно ровное, и мало что способно вывести ее из себя.
Заостренный конус помады
Хозяйка такой помады – женщина целеустремленная, практичная и даже немного прагматичная. Она хорошо знает, чего хочет, очень дорожит своей независимостью и с трудом расстается со свободой. Посягать на ее личное пространство может быть опасным.
Плоский верх
Хозяйка такой помады – оптимистка. Ее любят, к ней тянутся, у нее просят совета. Она любит откровенничать и делиться собственным опытом. Иногда это доходит до крайностей, когда она начинает изливать душу человеку, которому она безразлична. Она не всегда идеально тактична, что с лихвой искупается ее умением хранить тайны и хранить безусловную верность
Кончик помады представляет собой плоскую каплю
Хозяйка такой помады умна, обаятельна и талантлива. Она умеет договариваться с любыми людьми и прекрасно находит компромиссы. Она очень ценит порядок в вещах и мыслях и конкретный план действий.
Верх помады неопределенной формы
Хозяйка такой помады очень эмоциональна, может быть неуравновешенной и сентиментальной. Она хорошая актриса, и окружающие часто принимают ее не за ту, кем она является на самом деле. Часто кидается в крайности: то доверяет всем без разбора, то в каждом действии окружающих видит подвох.
кинетическую - осанка, походка, жестикуляция, мимика (выражение лица, улыбка, направление и продолжительность взгляда). Мнение, которое создается на основе кинетики, характеристика типичных движений и положений в пространстве частей его тела. (60-70% времени необходимо встречаться взглядом)
Рассмотрим всё по порядку
(отрывок из фильма «Служебный роман»)
Эмоционально богатый педагог, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживитьзанятие, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Внутренняя составляющая —это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
речевую - культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк. 38 % впечатлений от того, что мы слышим: тон, высота, тембр
Речевой блок
Ведущая:
- И еще одна составляющая имиджа – речь.
- «Хочешь быть умным
Научись разумно спрашивать,
Внимательно слушать
Спокойно отвечать
И переставать говорить,
Когда нечего больше сказать.»
- Говорите правильно! Следите за своей речью! Так не говорят!
Как часто мы адресуем эти слова своим близким. А правильно ли мы говорим сами? Невольно вспоминается ставший классическим пример из кинофильма «Доживем до понедельника», где учительница начальных классов сетовала, что ее дети «вложат» зеркала в парты.
- Всем известно, что педагог учреждения для родителей и детей является образцом, эталоном. И все в ней должно привлекать и интеллект, и профессионализм, и внешность, и культура, и красивая чуткая речь.
- Иногда слушаешь воспитателя и удивляешься драгоценности ее речи. Что ни звук, то подарок, что ни слово – то алмаз. И все четко, ясно, выразительно и логично.
- А как же приятно всегда слышать правильную, богатую и образную речь, речь без ошибок и недостатков.
- «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Ну, а если тебя и преследует такой грешок.
Выступаешь перед аудиторией, волнуешься, переживаешь и говоришь, что попало. И конечно допускаешь простейшие речевые ошибки.
Как же научиться говорить правильно? Как избежать речевых недостатков?
- Хорошей и правильной речи предъявляется много требований. Это –
простота и ясность
логичность и точность
информированность и сжатость
богатство и разнообразие
благозвучность и интонационная выразительность
- Уважаемые гости! А как вы думаете , какой должна быть речь?
(ответы педагогов)
ДИСКУССИЯ
· Содержательность речи – без многословия (без лишних слов)
· Логичность речи – определенность речи и конкретность рассуждений
· Точность, ясность, простота
· Богатство речи
· Чистота речи – без слов паразитов
· Уместность речи – «В речи также как и в жизни, надо всегда иметь в виду, что уместно»
· Правильность речи – произношение, ударение, грамматика, словообразование, орфография и пунктуация
· Образность речи – выражение различных выразительных средств – метафоры, эпитеты и т.д.
· Живость, эмоциональность, выразительность – здесь четко прослеживается звуковая культура речи (выразительность, речевое дыхание, высота голоса, темп речи, логическое ударение)
- «Говори, кому говорят говори»
Вероятно, я допустила в речи некоторые лексические ошибки. Вы заметили. Самые распространенные лексические ошибки – это: речевая избыточность – повторение в тексте лишних слов с одинаковым или близким значением.
тавтология – необоснованное повторение однокоренных слов
подмена понятий – алогизмы – возникают в том случае, когда значение отдельного слова не
соответствует общему содержанию текста (пожар способствует ожогам)
- И чтобы избежать лексических ошибок в нашей речи, практическую часть предлагают вам спичрайтеры.
Кто знает, кто такие спичрайтеры.
(ответы педагогов)
Спичрайтер – помогает справиться со многими речевыми трудностями, с которыми сталкиваются руководители учреждений, вынужденные участвовать в совещаниях, презентациях, семинарах, требующих навыков выступления перед большой аудиторией.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание: расставьте правильное ударение в словах и прочитайте их, выделяя ударный звук
Задание: поздравьте, пожалуйста, с днем рождения
Задание: «Серпантин одной фразы»
Вам представляется фраза «Педагог пришел». Задача
каждого игрока продолжить ее, в пределах одного предложения
(добавляя по 1-му слову). Проигрывает тот, кто не может
продолжить фразу.
средовую - созданная человеком среда обитания (интерьер квартиры, оформление кабинета, порядок на рабочем столе и т.п.).
Чем пахнет в вашей группе
• Запах – один из ведущих показателей того, из какого социального слоя человек, сигнал о его социальном статусе.
• По запаху дорогих духов можно узнать бизнес-леди, по специфическому запаху – бомжиху.
• Запах подает сигнал о степени ухоженности всего здания, уровне культуры его обитателей.
• Дети часто привыкают к запаху любимого воспитателя. Запах очень сильно действует на подсознание.
• Арома-имидж включает в себя запах духов воспитателя, запах свежести проветриваемого помещения, аромат группы.
• Запах свежести можно создать при помощи эфирных масел апельсина, лимона, лаванды, пихты.
• Запахи обладают и лечебными свойствами:
o эвкалипт, пихта, розмарин, шалфей, лимон помогают при простуде;
o фенхель, роза, герань, чабрец, можжевельник, анис, жасмин успокаивают;
o базилик, шалфей, лавр, гвоздика, розмарин, кориандр, ромашка, кедр, лимон улучшают память;
o сосна, эвкалипт, герань, можжевельник, полынь, мята, розмарин, чабрец активизируют умственную деятельность.
• Легкий аромат в группе с эфирным маслом благоприятно воздействует на нервную систему, обладает бактерицидным свойством.
овеществленную - созданные человеком продукты его труда
Продуктами нашего очень непростого труда являются наши любимые и неповторимые воспитанники – дети. Дети – это самое главное в жизни каждого из нас, это наше будущее, продолжение всего на Земле. Поэтому их надо любить, в меру баловать и быть для них примером.
Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Помните, привлекательные люди:
• часто и охотно улыбаются;
• обладают хорошим чувством юмора;
• естественно себя ведут;
• веселы;
• часто и охотно говорят комплименты;
• знакомы с этикетом и следуют ему;
• уверены в себе;
• умеют посмеяться над собой;
• быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
• осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
• дружелюбны, с ними легко в общении.
«Очень часто педагоги, сталкиваются со сложными ситуациями, решение которых не сразу приходит в голову. Бывают времена, когда проблемы накапливаются одна за другой, погружая нас в свои черные недра. И мы начинаем беспомощно барахтаться в их пучине, а сил кричать «SOS» все меньше и меньше… Знакомо? Что же делать?
- Помните: из любой, даже самой, на первый взгляд безвыходной ситуации есть выход, причем обычно не один:
Жалость к себе – чувство сильное и захватывающее, избавиться о него сложно, но надо.
- Верните себе надежду.
- Держите себя в форме.
- Живите настоящим.
- Не зацикливайтесь на своих проблемах, а любое, даже самое маленькое достижение, считайте огромной победой.
- Гоните прочь дурные мысли. Старайтесь брать от жизни все позитивное.
- Поставьте перед собой цель и двигайтесь к ней.
- Рисуя свое настоящее и будущее, используйте только светлые краски. Считайте, что темные вы уже давным-давно израсходовали.
- А чудесное, откроется глазами умеющего видеть и слышать.
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбнулась вам, подарите ей сначала хорошее настроение» Бенедикт Спиноза.
«Спасибо вам за работу.
Оказывается, оригинально мыслить проще, чем объяснять.»
Итак, Вы хотите, чтобы дети вспоминали о Вас с восхищением?
ПРАВИЛО 1: Будьте опрятным! В старину говорили, что опрятность платья - самое главное требование, предъявляемое к одежде. Несвежий, мятый костюм, болтающаяся на одной ниточке пуговица, скомканный носовой платок - это лишь основной список деталей, способных свести на нет ваш имидж не только в глазах представителей изысканного общества, но и простых обывателей. Самый удачный костюм потеряет привлекательность, если Ваша причёска похожа на воронье гнездо, а ногти разной длины и лак на них местами стёрся!
ПРАВИЛО 2: Ваша одежда должна соответствовать Вашему возрасту и положению, ситуации, времени суток и времени года! Никогда не давайте ни малейшего повода кому-либо обсуждать Вашу одежду, как вызывающе небрежную, так и чересчур изысканную.
ПРАВИЛО 3: Следите за речью! Учитель ни в коем случае не должен пользоваться сленгом. Также не используйте на занятии слова типа: "Господи, ты, Боже мой!" "Чё?" и т.д. Отучите себя от привычки читать детям морали. Педагогам это не к лицу, в нашем случае "не к ИМИДЖУ"! Как говориться: "Выбирайте выражения!"
ПРАВИЛО 4: Будьте общительны и доброжелательны. Но не забывайте о необходимой дистанции. Не надо общаться с детьми как с приятелями, позволять называть себя фамильярно "Иваныч", "Петровна" и т.д. Это не прибавит Вам авторитета, а имидж сильно пострадает.
ПРАВИЛО 5: Самосовершенствуйтесь! Для педагога это очень важно. Мы должны идти в ногу со временем. Не бойтесь учиться! Чаще вспоминайте пословицу: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться!" Будьте в курсе событий, овладевайте новыми технологиями! Тогда Вы будете интересны своим ученикам.