Выступление на методическом объединении воспитателей на тему: Характеристика физического (соматического) статуса детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Давлетбаева Эльвира Азатовна

Физическое состояние данной категории детей с диагнозом: олигофрения в стадии дебильности обусловлено своеобразными морфологическими, биохимическими, физиологическими изменениями в центральной нервной системе, вследствие ее органического поражения. Это становится заметным уже в раннем возрасте.

У многих детей задерживается (вплоть до конца 2-го года жизни) развитие прямостояния, то есть они позже, чем обычные дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Позднее, после трех лет у детей наблюдается плохое самочувствие, общая слабость, быстрая утомляемость, истощаемость, нервозность.

Органические нарушения сказываются на становлении и развитии отдельных систем, внутренних органов детей. Многие из них отстают от возрастной нормы в весе, росте. Чаще, чем у обычных детей встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей.

У некоторых детей надолго задерживается процесс окостенения скелета. Многие дети имеют выраженные дефекты двигательной сферы, вплоть до спастической гемиплегии (от греч. hemi — половина, plegio — поражаю, т.е. паралич (вертикальный или горизонтальный) одной половины туловища).

В целом у детей не наблюдается выраженных нарушений моторики. Однако, наблюдаемая соливация (слюнотечение), носовой оттенок речи. Специфическое состояние речевой и неречевой артикуляционной моторики, а также трудности при выполнении заданий по изобразительной и бытовой деятельности, плохая координация движений свидетельствуют о наличии двигательных нарушений. Иногда наблюдаются отклонения в состоянии дыхательной системы: учащение дыхания, неровный его ритм. У многих детей доминирует ротовой (оральный) тип дыхания, что способствует развитию патологии верхних дыхательных путей.

Для сердечно-сосудистой системы может быть характерным неравномерность сердечного ритма, чрезмерная его неустойчивость, гипер- и гипотонии. Как правило такие дети жалуются на головные боли, общую слабость, сонливость, гиперутомляемость. Кроме того, сопутствующим основному дефекту могут выступать нарушения в работе зрительного, слухового, тактильного анализаторов не выраженного характера.

Таким образом, своеобразие физического развития детей с умственной отсталостью выражается в особенностях их функциональных систем и органов, что является следствием проявления органического поражения центрального и периферического отделов коры головного мозга.

Вот, что пишет в своих трудах Стребелева:

Индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом.

Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать — ни на двух, ни на одной ноге.

Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела.

Физическое воспитание и физическое развитие детей с нарушениями интеллекта должно быть направлено на решение задач двух типов: 1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений. 2. Специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений.

Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного его телосложения, правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание организма.

Специфические задачи: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии.

Коррекционная направленность должна пронизывать всю работу по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта, в том числе и при осуществлении общих задач.

Физическое воспитание проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях.

Например, В «Программе воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста» предусмотрены специальные занятия по физическому воспитанию, которые проводятся 3 раза в неделю во всех возрастных группах. Большое место в развитии основных и ритмических движений отводится также на занятиях по музыкальному воспитанию.

В коррекции физического развития детей с нарушениями интеллекта важную роль играет создание режима двигательной активности. Сюда входит проведение утренней гимнастики, подвижных игр в утреннее и вечернее время, использование подвижных видов работы на всех занятиях у учителя-дефектолога и воспитателя.

Подвижные игры на прогулке, предварительно разучиваются на специальных занятиях по физическому воспитанию и должны отбираться в соответствии с уровнем физического развития детей данной группы.

Подвижные виды деятельности, которые проводятся на занятиях у учителя-дефектолога и воспитателя, должны быть направлены на усвоение программного материала данного занятия.

Наряду с развитием общих движений большое место в коррекционной работе учитель-дефектолог отводит развитию и совершенствованию ручной моторики. Особое внимание уделяется развитию согласованности действий обеих рук, развитию хватательных движений, ребенок учиться хватать и удерживать различные предметы: крупные — двумя руками, мелкие — одной рукой. Кроме того, учитель-дефектолог уделяет большое внимание развитию и совершенствованию у детей мелких движений рук и пальцев. В этих целях используются игры и упражнения по формированию подражания движениям рук взрослого, а в дальнейшем театрализованные игры для рук.

Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются занятия. Они играют особую роль там, где самостоятельная целенаправленная двигательная активность снижена. Все занятия по физическому воспитанию в специальном детском саду строятся так, чтобы в них решались как общие, так и коррекционные задачи.

В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений, и общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формированию правильной осанки, развитию равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию движений, а также тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом каждого занятия является вводная и заключительная ходьба.

Специфика работы с детьми с нарушениями интеллекта состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по сравнению с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности.

На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в условиях подвижных игр. В старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть подвижными играми с правилами, но с элементами соревнования, так как многие дети начинают осознавать моторную неловкость и это вызывает отрицательное эмоциональное отношение к подвижным играм.

При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.

Известно, что при поступлении в специальное дошкольное учреждение многие дети с нарушениями интеллекта совсем не владеют речью и не понимают даже простейших словесных инструкций. Поэтому на первых годах обучения основными методами являются наглядные и практические. В начале обучения детей надо учить действовать по подражанию действиям взрослого. Весь первый год подражание остается основным методом обучения. В дальнейшем подражание используется в сочетании с образцом и словесной инструкцией. По мере овладения детьми понимания инструкции возрастает и роль речи. При систематической работе дети успешно усваивают значение слов и фраз, которыми воспитатель повседневно называет предметы, с которыми они действуют сами.

Большую роль в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта играет правильное определение количества упражнений, которые должны благоприятно влиять на состояние здоровья детей, состояние их сердечно-сосудистой системы и снижение простудных заболеваний.

Как известно, физическое развитие ребенка в целом и его моторное развитие в частности тесно связано с состоянием всей нервно-психической деятельности. Поэтому здесь очень важно начать коррекционную работу как можно раньше, не упустить возраст, когда нервная система является наиболее пластичной.

Опыт работы с детьми с нарушениями интеллекта показывает, что при достаточно раннем начале и правильном систематическом проведении физического воспитания с включением системы коррекционно-восстановительных мероприятий можно добиться существенного продвижения. К старшему дошкольному возрасту у детей, не имеющих дополнительных двигательных нарушений (остаточные явления ДЦП, миопии и др.), можно сформировать основные движения, в значительной мере выправить осанку, походку, сформировать координацию движений, научить ориентироваться в знакомом пространстве, укрепить их соматически и приблизить их физическое развитие к средней возрастной норме.

При правильной постановке обучения физическое воспитание способствует также развитию личностных качеств детей с нарушениями интеллекта произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности, контролировать себя: развитию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к сверстникам.

 

 

Общие задачи обучения и воспитания для дошкольников третьего года обучения (6-7 лет):

. Учить детей выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх - вперед - в стороны - за голову - на плечи).

. Учить детей ловить и бросать мяч большого и среднего размера.

. Учить детей передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу.

. Учить детей метать в цель предмет (мешочек с песком).

. Учить детей ползать по гимнастической скамейке на четвереньках.

. Учить детей подлезать под скамейкой, воротами, различными конструкциями и перелезать через них.

. Формировать у детей умение удерживаться на гимнастической стенке и лазать вверх и вниз по ней.

. Учить детей ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны (вперед).

. Учить детей ходить на носках с перешагиванием через палки:

. Учить детей ходить, наступая на кубы, «кирпичики»; ходить, высоко поднимая колени, как цапля.

. Формировать у детей желание участвовать в коллективных подвижных играх, самостоятельно принимать участие в них, проявлять инициативу при выборе игры.

. Учить детей бегать змейкой, прыгать лягушкой.

. Учить детей передвигаться прыжками вперед.

. Учить детей выполнять скрестные движения руками.

. Учить детей держаться самостоятельно на воде, выполняя некоторые упражнения (прыгать, передвигаться, бросать мяч).

 

Упражнения по коррекции

Коррекция ходьбы

У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движения не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловища (Катаева А.А., Стребелева Е.А., 1998).

Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным способом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу. Упражнения для коррекции ходьбы сведены в таблицу

Упражнения для коррекции ходьбы

п\п

Упражнения

Коррекционная направленность

1

2

3

1.

«Рельсы». Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга

Дифференцировка расстояния, глазомер

2.

«Не сбей». Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т.п.

Дифференцировка усилий, отмеривание расстояния

3.

«Узкий мостик». А) Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги. Б) Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии

Развитие равновесия, точности движения

4.

«Длинные ноги». По команде: «Длинные ноги идут по дороге» ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде: «Короткие ножки идут по дорожке» ходьба в полуприседе

Быстрота переключения, дифференцировка понятий длинный, короткий

5.

«Встали в круг». Ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой круг на вытянутые руки

Согласованность коллективных действий дифференцировка понятий большой — маленький, вправо — влево

6.

«Гусеница». Ходьба в колонне, положив равую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего

Координация и согласованность действий

7.

«Коромысло*. Ходьба с гимнастической палкой, хватом двумя руками за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку

Координация движений рук, коррекция осанки, знакомство с новым словом

8

«Ходим в шляпе». Ходьба с мешочком песка на голове

Коррекция осанки

9.«Кошка». Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт, делая движения руками, сгибая и разгибая пальцы, выпуская «когти»

Развитие мелкой моторики кисти, согласованность движений рук и ног, воображение

10.

«Ловкие руки». Ходьба с предметами в руках (мячи, шарики, флажки, ленточки с заданиями: А) На каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх. Б) Круговые движения кистями. В) Круговые движения в плечевых суставах. Г) передача предмета из правой руки в левую впереди себя, из левой в правую — за спиной

Согласованность движений рук и ног, симметричность и амплитуда движений, развитие мелкой моторики кисти

11.

«Каракатица». Ходьба спиной вперед

Координация движений, ориентировка в пространстве

12.

«Светло— темно». Ходьба с закрытыми и открытыми глазами А) 5 шагов с открытыми глазами, 5 шагов с закрытыми глазами (считать вслух). Б) Открывать глаза по команде «светло», закрывать — по команде «темно». В) Ходьба с закрытыми глазами к источнику звука (колокольчик, свисток)

Ориентировка в пространстве без зрительного контроля; дифференцировка понятий светло — темно; ритмичность движений. Ориентировка в пространстве по слуху

13.

«Мишка». А) Ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, поджав пальцы; перекатом с пятки на носок. Б) Ходьба по массажной дорожке, босиком. В) Ходьба босиком по траве, песку, гравию

Профилактика плоскостопия, сохранение правильней осанки

14.

«Хоп». Ходьба с остановками по сигналу. П по сигналу «Хоп» — остановка, по сигналу «Хоп-хоп» — поворот кругом

Внимание, быстрота реакции на сигнал, сохранение устойчивой позы

15.

«Волны». Ходьба с регулированием темпа громкостью команд (или музыки).При команде шепотом или тихой музыке — медленная ходьба на носках, движение рук изображает волны; при средней громкости — быстрая ходьба с сильными волнами; при громкой — переход на бег

16.

«Та-та-та». Ходьба с притопыванием в заданном ритме и соответствующем проговариванием звуков «Та-та-та»

Концентрация внимания, дифференциация громкости звука и сопоставление с темпом движений, плавность, выразительность движений, воображение. Усвоение заданного ритма движений

17

«По канату». А) Ходьба вдоль по канату, руки в стороны. Б) Ходьба по канату боком приставными шагами, руки в стороны

Развитие равновесия, профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки

Коррекция бега

При выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах (Дмитриев А.А., 2002). Корригирующие упражнения приведены в таблице

 

Физические упражнения для коррекции бега

п/п

Упражнения

Коррекционная направленность

1

2

3

1.

Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу

Усвоение темпа и ритма движений, развитие выносливости

2.

Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного)

Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координация движений рук и ног

3.

«Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа

Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания

4.

Бег по прямой по коридору 30—35 см, (обозначенному мелом, натянутыми резинками и т. п.)

Прямолинейность движений, ориентировка в пространстве, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем

5.

Бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки

Развитие скоростных качеств, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем

6.

Бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик)

Координация движений, соразмерность усилий, скоростно-силовые качества

7.

Бег по ориентирам (линиям, обозначенные мелом скакалками)

Дифференцировка усилий и длины шага

8.

Бег медленный в чередовании с ходьбой (5 — 10 мин) в условиях пересеченной местности (в парке, в лесу) вместе с родителями

Развитие выносливости, укрепление дыхания и сердечно-сосудистой системы, укрепление стопы

9.

«Челночный бег». Бег с максимальной скоростью, остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей)

Ориентировка в пространстве, мелкая моторика, соразмерность усилий, скоростные качества, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата

10.

Бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, друга назад, руки в стороны). Держать 5 с

Быстрота двигательной реакции, быстрота переключения, координация движений, устойчивость вестибулярного аппарата

    

 

1

2

3

11.

Бег за обручем

Мелкая моторика кисти, согласованность движений, дифференцировка усилий

12.

Бег с грузом в руках (большой мяч, 2 мяча, 4 кегли)

Координация движений, приспособление к изменившимся условиям, согласованность действий

13.

По сигналу добежать до мяча, лежавшего в 10 м от линии старта, взять его и, вернувшись бегом назад, положить мяч на линию старта

Быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, частота и точность движений во времени, устойчивость вестибулярного аппарата

Коррекция прыжков

Ошибками в прыжках в длину и высоту является слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками. Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног

Упражнения для коррекции прыжков

№ п/п

Упражнения

Коррекционная направленность

1.

Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90о

Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве

2.

Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10—15 м

Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног

3.

Прыжки «лягушка» с взмахом рук (5—6 прыжков подряд)

Координация движений рук, дифференцировка усилий, симметричность движений

4.

Выпрыгивание вверх из глубокого приседа

Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног

5.

Прыжок в глубину из приседа (спрыгивание) на поролоновые маты с высоты 40—50 см, с последующим отпрыгиванием вверх

Преодоление страха, пружинящие свойства стопы, координация движений, скоростно-силовые качества

6.

Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик)

Соразмерность расстояния и усилий, координация и точность движений, скоростно-силовые качества

7.

Прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой на каждый второй прыжок

Координация движений рук и ног, ритмичность движений

8

Прыжок на гимнастическую скамейку, прыжок с гимнастической скамейки, прыжок через гимнастическую скамейку

Дифференцировка понятий с предлогами «на», «с», «через»

9.

Прыжки через обруч, а) перешагиванием; б) на двух ногах с между скоками; в) на двух ногах

Укрепление свода стопы, ритмичность и соразмерность усилий, координация движений рук и ног

10.

Прыжки на месте на двух ногах с закрытыми глазами, на каждый 4-й счет — поворот на 90°

Укрепление свода стопы, способность воспроизводить заданный ритм движений без зрительного контроля

Коррекция лазания и перелезания

Программой предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и скамейке, перелезание через препятствие. Эти упражнения имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, укреплению свода стопы, формированию осанки, умению управлять своим телом . Лазание и перелезание корригируют недостатки психической деятельности — страх, завышенную самооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных ситуациях. Упражнения, выполняемые на высоте, должны быть объяснены и показаны с предельной точностью и требуют обеспечения безопасности и страховки. Для преодоления препятствий используются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно, деревянная и веревочная лестницы.

Физические упражнения для коррекции лазанья и перелезания

n/п

Упражнения

Коррекционная направленность

1.

Проползание под веревкой, под бревном, под скамейкой

Координация движений, соразмерность усилий

2.

Лазание по гимнастической скамейке на коленях, на четвереньках вперед и назад к краю скамейки

Согласованность движений рук и ног, дифференцировка усилий, быстрота перемещения

3.

Перелезание через гимнастическую скамейку, поролоновые кубы, мягкое бревно и др.

Ориентировка в пространстве, координация всех звеньев тела

4.

Перелезание через наклонную скамейку, установленную под углом 10°

Координация, приспособительная реакция на изменившиеся условия

5.

Лазанье по гимнастической стенке приставными шагами, по одной рейке начиная с нижней, постепенно поднимаясь выше и выше (вниз не смотреть)

Преодоление страха высоты, профилактика плоскостопия, ориентировка в пространстве, согласованность и последовательность движений рук и ног

6.

«Корабль». Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, наступая на каждую рейку поочередно двумя ногами

Преодоление страха высоты, координация и согласованность движений рук и ног, профилактика плоскостопия воображение

7.

«Ура». Подняться по гимнастической стенке вверх, вставая на каждую ступеньку, снять ленточку, подвешенную на верхней рейке, пройти приставными шагами на соседнюю стенку и спуститься вниз тем же способом

Преодоление боязни высоты, пространственная ориентировка, двигательная память, профилактика нарушений осанки и плоскостопия

8.

«Черепаха». Лазанье по гимнастической скамейке, лежа на животе и подтягиваясь на руках

Координация движений, развитие мышечной силы рук и плечевого пояса

9.

Лазанье по гимнастической скамейке произвольным способом с последующим перелезанием через поролоновые кубы (плинт, горку матов)

Координация движений, быстрота переключения, согласованность движений, ориентировка в пространстве

10.

«Верблюд». Ползание и лазанье по гимнастической скамейке с грузом на спине (кубик, резиновое кольцо)

Равновесие, согласованность движений

11.

«На мачту». Лазанье вверх и вниз по веревочной лестнице

Ориентировка в пространстве, смелость, координация, дифференцировка пространства профилактика плоскостопия

Коррекция метания

Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо освоение детьми разнообразных предметных действий, которое обычно начинают с больших мячей, а затем переходят к малым (таблицы 11 и 12).

 

Подготовительные упражнения для метания, освоение предметных действий с мячом

п/п

Упражнения

Коррекционная направленность

1.

С большими мячами. а) Перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя, б) Перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок, между двух параллельно расположенных в длину скакалок из положения сидя, присев, стоя, в) Катание мяча вдоль гимнастической скамейки

Дифференцировка усилия и расстояния Глазомер, координация и точность движения, дифференцировка усилия и направления движения.

Точность направления и усилия

2.

а) Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками. б) Подбрасывание мяча над собой и ловля после того, как он ударился об пол

Координация движений рук, точность направления и усилия. Быстрота переключения зрения

3.

а) Бросок мяча в стену и ловля его. б) То же, но ловля после отскока от пола. в) То же, но ловля после хлопка в лад они. г) То же, но ловля после вращения кругом, приседания

Координация движений рук. Зрительная дифференцировка направления движения, ручная ловкость, ориентировка в пространстве, равновесие, распределение внимания

4.

а) Ведение мяча на мете правой, левой рукой, б) То же в ходьбе

Дифференцировка усилия и направления движения, координация движений рук, концентрация внимания и зрительный контроль

5.

С набивным мячом (1 и 2 кг)

Поднять мяч вверх, вперед, вправо, влево

Дифференцировка усилий, развитие силы рук, плечевого пояса, укрепление «мышечного корсета»

6.

а) Ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди 30 с б) Ходьба с мячом в руках, удерживая его за головой 30 с

Удержание вертикального положения при дополнительной нагрузке, статическая сила рук и плечевого пояса

7.

а) Наклоны туловища вперед, вправо, влево с удержанием мяча на груди, б) То же, с удержанием мяча за головой

Координация крупной моторики, устойчивость к вестибулярной нагрузке, укрепление «мышечного корсета»

8.

Лежащий слева (справа) мяч поднять вверх, подняться на носки, зафиксировать положение 5 с, опустить на пол справа (слева)

Способность воспроизводить направление и амплитуду движения. Сила мышц плечевого пояса, удержание правильной осанки

Коррекция расслабления

Характерной особенностью движений ребенка с отставанием интеллектуального развития является избыточное мышечное напряжение во время выполнения физических упражнений

Физические упражнения для коррекции расслабления

№ п/п

Упражнения

Коррекционная направленность

1.

«Плети». И.п. — стойка произвольная, махи расслабленных рук вправо и влево, как «плети», при небольшой ротации позвоночника

Расслабление мышц плеча, предплечья, кисти

2.

«Покажи силу». И.п. — основная стойка, ноги на ширине плеч: 1 — руки в стороны; 2 — руки к плечам, кисти в кулак;

Напряжение ( расслабление мышц рук, быстрота переключения, образное мышление

«Бабочка». Бег на носках мелкими шагами с взмахом рук по большой амплитуде, как машут крыльями бабочки

«Балерина». И.п. — основная стойка; 1—2 — встать на носки, руки вверх — наружу, потянуться за руками; 3—4 — дугами в стороны — вниз, расслабленно скрестить руки на груди, голову наклонить вниз

«Обними себя». И.п. — основная стойка;

1 — руки в стороны, вдох; 2—3 — крепко обнять себя за плечи, напрячь мышцы рук, выдох; 4 — руки вниз, расслабленно

«Удивились». И.п. — основная стойка;

1.    — поднять плечи, вдох;

2.    — опустить плечи, выдох;

3.    — поднять плечи, развести руки, вдох;

4.    — опустить плечи, и.п., выдох. Темп медленный. После б—8 повторений расслабить мышцы плечевого пояса

И.п. — стойка ноги врозь, набивной мяч (1—2 кг) в руках внизу;

1.    — руки вверх, прогнуться, посмотреть на мяч, вдох;

2.    — в и.п., выдох;

Пластичность, выразительность движений, дифференцировка амплитуды и симметричности движении, образное мышление;

Равновесие, точность, выразительность, пластичность движений, дифференцировка амплитуды, расслабление;

Напряжение — расслабление, координация движений;

Напряжение — расслабление, координация движений и дыхания, удивление.

Упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника (начальная стадия)

п/п

Упражнения

Коррекционнаянаправленность

1

«Кошечка». Из положения стоя на четвереньках — опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвоночника

Гибкость позвоночника, укрепление мышечного корсета, координация движений головы и туловища, вестибулярная устойчивость

2.

«Колечко». Из положения стоя на коленях, руки на пояс — прогибаясь, наклон назад до касания пола головой. Выполняется со страховкой

Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота, укрепление мышц спины, вестибулярная устойчивость, симметричность движений

4

«Птица». Из положения сидя на полу, ноги врозь пошире, руки в стороны (зафиксировать правильную осанку) — наклон вперед до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук

Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины, симметричность движений, контроль за положением частей тела в пространстве

5

«Змея». Из положения лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед — медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, запрокинув назад голову

Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, управление силовыми и временными характеристиками движения, устойчивость к вестибулярному раздражению

6

«Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за спину — поднять голову, грудь, ноги, зафиксировать позу, покачаться «на лодочке»

Гибкость позвоночника, статическая сила мышц плечевого пояса, спины и живота

7

«Пловец». Из положения лежа на груди — движение руками, как в плавании брассом на груди, постепенно увеличивая амплитуду и темп движений, не касаясь руками пола

Укрепление мышц туловища, координация и симметричность движений, дифференцировка пространственных и временных характеристик движения

8

«Рыбка». Из положения лежа на животе, руки на предплечьях на полу, пальцы вперед — медленно разгибая руки, поднять голову, прогнуться во всех отделах позвоночника и коснуться ступнями ног, согнутых в коленях, до головы

Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, укрепление мышц туловища

9

«Свеча». Из положения лежа на спине, руки за голову — сначала согнуть ноги в коленях, а затем разогнуть их.

Сила мышц брюшного пресса, координация движений, пространственная ориентация.

10.

«Велосипед». Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища и подняв ноги до вертикального положения — имитация движений велосипедиста, сначала медленно, с постепенным ускорением

Сила мышц брюшного пресса, координация и ритмичность движений, дифференцировка темпа движений

11.

«Стрелка». Из положения лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая упирается в пол на уровне плеча — отведение левой ноги вверх. То же — на левом боку с отведением правой ноги

Укрепление боковых мышц туловища, живота и ног, координация движений

12.

«Маятник». Из исходного положения лежа на спине, руки в стороны — поднять ноги на 90° и, не разводя их, опустить справа от себя, снова поднять вверх и опустить слева от себя, не отрывая плеч от пола

Укрепление мышц живота и боковых мышц туловища, координация движений, ориентация в пространстве, волевое усилие