Конкурс "Воспитатель года 2024"

Соломатина Елена Викторовна

Здесь Вы  найдете материалы для конкурса "Воспитатель года -2024"

1. Сведения об участнике.

2. Эссе "Я педагог"

3. Конспект занятия

4. Видео занятия -https://youtu.be/8-y9TxxSfnU

5. Педагогическая находка "Из опыта работы".   

6. Визитная карточка  Соломатина Е.В.-https://youtu.be/XlNAOQbjlq4

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Сведения об участнике конкурса

                                                                    Таблица

N п/п

I. Общие сведения

1.

Фамилия, имя, отчество (полностью)

C:\Users\Супер\Desktop\DSC_0219.jpg

Соломатина Елена Викторовна

2.

Муниципальное образование

Становлянский муниципальный округ

3.

Населенный пункт

c. Становое

4.

Дата рождения (день, месяц, год)

04.11. 1976 г.

5.

Место рождения

с. Грунино-Воргол, Становлянского района, Липецкой области

II. Сведения о трудовой деятельности

1.

Место работы (полное наименование образовательной организации в соответствии с уставом)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» с. Становое

2.

Занимаемая должность

воспитатель

3.

Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет)

23 года

4.

В каких возрастных группах в настоящее время работает

Старше- подготовительная к школе группа

5.

Аттестационная категория

высшая

6.

Почетные звания и награды (наименования и даты получения)

7.

Послужной список (места и сроки работы за последние 5 лет)

МБДОУ  детский сад «Сказка» с.Становое

III. Сведения об образовании

1.

Наименование образовательной организации профессионального образования, год окончания, факультет

Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина – 2006 год

Факультет Педагогики и Психологии дошкольной

2.

Специальность, квалификация по диплому

«Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия». Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, учитель- логопед

3.

Дополнительное профессиональное образование (за последние три года)

Курсы повышения квалификации « Интерактивные технологии в практике воспитателя дошкольной образовательной организации» (72 часа)- 2023г

4.

Основные публикации (в том числе брошюры, книги)

Статья  «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через развивающие игровые технологии»  в интернет-журнале « Планета педагогов».

Статья  «Использование занимательных игровых технологий в развитии логического мышления у  детей младшего дошкольного возраста» в сборнике статей

« Педагогика и образование».  

Методический материал «Метод проектов как современная педагогическая технология»-.Журнал «Вестник дошкольного образования» - № 111 (186)

Методический материал «Инновационные игровые технологии в развитии логического мышления у дошкольников». Опубликован в журнале  «Вестник дошкольного образования» - № 9 (208) .

Методический материал «Интерактивные технологии в дошкольном образовании».

Журнал «Вестник дошкольного образования» - № 29 (247)

IV. Сведения об общественной деятельности

1.

Членство в Профсоюзе (наименование, дата вступления)

Председатель профсоюзного комитета  МБДОУ детский сад «Сказка»  с 2012 года

2.

Участие в других общественных организациях (наименование, направление деятельности, дата вступления)

Член партии « Единая Россия»

09.01.2020г.

3.

Участие в работе методического объединения

  • Консультация  «Развитие креативного потенциала дошкольников посредст-вом театрализованной деятельности»
  •  Мастер – класс «Театрализованная деятельность, как средство  развития творческих способностей и креативного мышления дошкольников»
  • Районный семинар-практикум для педагогов. ООД по ОО « Речевое развитие»  с элементами техники друдлы « Проделки Бабы Яги»
  • Консультация из опыта работы – по теме «Театрализованная деятельность, как средство развития креативной личности ребёнка»
  • ООД по ОО «Социально – коммуникативное развитие»  формирование основ безопасности жизнедеятельности дош-кольников посредством театрализованной дея-тельности)  « Поможем сказочным героям»
  • Консультация   из опыта работы: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности» Представление опыта работы. «Организация образовательной дея-тельности  по гражданско - патриотическому воспи-танию дошкольников в современных условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО».
  • Мастер – класс «Кубик Блума» как приём педа-гогической инновацион-ной технологии крити-ческого мышления»

4.

Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных программ и проектов

Разработала рабочую программу для старшей и подготовите-льной  групп.  

Разработала проект  «Дружба начинается с улыбки»,  «Осенние дары»,  «День народного единства»

V. Досуг

1.

Хобби, увлечения

Моё увлечение-рукоделие. Вязание спицами приносит неоспоримое удовольствие, превращает вязание в хобби, которое не только успокаивает и организует, но и даёт возможность развиваться человеку творчески, проявить свою фантазию в процессе создания новых моделей и различных сочетаний цветов.

VI. Контактная информация

1.

Адрес места работы

399710, Липецкая обл., Становлянский р-н, с.Становое, ул.Ватутина, 24

2.

Телефоны с междугородним кодом: рабочий, домашний, мобильный

Рабочий: +7(474 76) 2-21-46

Моб. 89616011619

3.

Факс с междугородним кодом

+7(474 76) 2-28-25, 

4.

Адрес электронной почты

Рабочая: ckazkacad@yandex.ru

Личная : solomatina.elena48@yandex.ru

5.

Фамилия, имя, отчество руководителя образовательной организации

Лаухина Татьяна Алексеевна

VII. Профессиональные ценности

1.

Педагогическое кредо участника конкурса

Мое педагогическое кредо:    

«Чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, самому надо постоянно развиваться»

2.

Почему нравится работать в образовательной организации

Люблю свою профессию и очень увлечена ею. Ведь, работая с детьми, проживаешь детство многократно. Это многоликий и разнообразный труд, включающий в себя множество других профессий, сегодня ты актёр, завтра художник, музыкант. И не один день жизни в детском саду не похож на предыдущий.

3.

Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику конкурса

Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является, на мой взгляд, самообразование. Поиск новых приемов, методов и технологий актуален особенно в наше время. А так же профессиональная компетентность, творческий подход, добродушие, честность и порядочность.

4.

В чем, по мнению участника конкурса, состоит основная миссия воспитателя

 Воспитатель помогает  ребёнку прожить детство как самый счастливый и беззаботный период его жизни. Воспитатель делает каждый день в детском саду днём новых открытий и возможностей! «Уча других, мы учимся сами...» (Л. Сенека) - важно, чтобы педагог стремился научиться чему-то новому и был готов поделиться своим опытом и знаниями со своими  подопечными. 

VIII. Приложения

1.

 

  2.

Интересные сведения об участнике конкурса, не раскрытые предыдущими разделами

Елена Викторовна творческий педагог, находящийся в постоянном самосовершенствовании, умеет внедрять новые технологии в обучение и воспитание дошкольников, организовывает интересные занятия, развлечения, досуги. Елена Викторовна систематически повышает свое педагогическое мастерство, участвует в методической работе детского сада. Стремясь к профессиональному росту, Елена Викторовна  интересуется всеми изменениями в области дошкольного образования, изучает инновации и нормативные документы, знакомится с работами  коллег, анализирует свою  собственную деятельность.

Елена Викторовна  является активным участником общественной жизни нашего муниципального образования.

Принимает активное участие в профессиональных конкурсах, в том числе на интернет порталах

Жанровые фотографии (во время образовательной деятельности с детьми, игр, прогулки, детских праздников) (не более 5)

Районный семинар.

ООД по  ОО «Речевое развитие»

(с использованием техники «Друдлы»)

Тема: «Проделки Бабы-Яги»

ОД по ОО « Художественно - эстетическое развитие»

 (с использованием нетрадиционных техник рисования).

Тема:  « Необычный цветок»

Развлечение

«День именинника»

Православный праздник

« Рождество Христово»

Спортивное развлечение.

« День рождение Снеговика»

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\bZt2YbCOjrk.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\iTODB7d_I4A.JPG        C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Ern2cGMMjT0.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\9cb-XHK6984.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Bzy5J1TrG3g.jpg

    Достоверность сведений подтверждаю:

__________________    _____________________________________________________

    (подпись)             (фамилия, имя, отчество участника конкурса)

" 02" февраля 2024 года



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад  "Сказка" с. Становое

Эссе на тему:

«Я – педагог»

Воспитатель высшей квалификационной категории: Соломатина Е.В.

https://i.mycdn.me/image?id=804422905727&t=3&plc=WEB&tkn=*Z1taPBveMN_284-4Rov_k02uGUI

Собираю добро по крупинкам,

По кусочкам, по малым пылинкам…

В сундуке, как скупец не храню-

Собираю и всем раздаю.

     В этих строчках Натальи Обёртышевой заключена моя педагогическая философия, главный смысл моей профессии-воспитателя детского сада.

   Это не просто работа. Воспитатель в жизни ребёнка второй человек после родителей, которому доверяют самое бесценное - нежную, ранимую, чистую и бесхитростную душу ребёнка.

  Я - Воспитатель! Я горжусь этим! Да, профессий на свете не счесть. Но эту профессию не выбирают – выбирает она. Расскажу, как я выбрала эту профессию. Я уверена, что в жизни ничего не бывает случайно. Так должно было быть! Окончив  педагогический колледж по специальности - учитель начальных классов,  я по воле судьбы   пришла работать в детский сад воспитателем. И не на минуты не пожалела об этом.  К. Д. Ушинский писал

« Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас» А счастливого воспитателя сразу видно – он живет в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной  педагогической жизни.  Я часто думаю о том, что бы я делала  без этих маленьких шалунишек, без горящих глаз, без ста вопросов  « почему». Наверное,  не случайно так распорядилась судьба и привела меня в детский сад.

  Вот уже 23 года я работаю воспитателем. Ни разу не пожалела о профессиональном выборе, потому что это моё призвание, мой образ жизни и, не побоюсь сказать, моя жизнь. Размышляя о своем жизненном пути, я понимаю, что не могу провести черту между тем, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к вершинам педагогического мастерства, к бесконечной жизни в душах моих дошколят. Я не работаю воспитателем, я и есть «Воспитатель детской мечты». Мечты под названием – счастливое детство.

 Приходя каждый день в детский сад, видя светлые лица детей, их улыбки, любопытные глаза, слыша их радостный смех, я забываю все проблемы и огорчения, чувствую себя всегда энергичной, молодой, задорной. Для меня великая честь - всегда находиться в мире неповторимого сказочного детства.

   Нелегко принять чужого ребёнка и искренне полюбить, как любит его мама. Но всё получается, когда берёшь в свою руку  ручку ребёнка, заглядываешь в его такие лучистые глаза, ловишь искренний любопытный взгляд.   Без любви к ребёнку работать в детском саду нельзя, ибо как писал великий советский педагог   В.А. Сухомлинский « если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии. Если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти…»

      Сказать, что моя работа – это каждодневный праздник, трудно, ведь воспитатель имеет дело с разными характерами, разными семьями. Иногда просто опускаются руки,  но стоит ребёнку тебе улыбнуться – и всё, ты понимаешь, что у тебя нет права предавать их любовь к тебе и доверие.

    Каждый день, общаясь с детьми,  такими  неугомонными,  любознательными, нахожу в этом радость и удовлетворение. Думаю о них, сопереживаю успехам и неудачам,  счастлива,  когда слышу их весёлый смех.

   Каждая мама бесконечно рада, когда проживает период детства со своим ребёнком. А мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно. И каждый раз, уча других, учусь сама. Я могу назвать себя второй мамой с большой буквы, ведь за период работы мне были доверены судьбы нескольких сотен детей и все они мои, все любимые мною, каждому я отдала частичку души своего сердца. Кто-то  из моих воспитанников  оканчивает среднюю школу, кто- то уже учится в вузе,  а кто – то только ходит в детский сад,- но все они одинаково  любимы для меня, за каждого я переживаю как  мать.

     Думать о чужих тебе детях, заботиться о них, любить их - самое прекрасное чувство, которое дано испытать не каждому.

     Если дети-цветы жизни. То мы, воспитатели - садовники, подбирающие к каждому цветку свои, особые, условия для развития, осуществляющие подходящий только для него уход. Иначе, растение не достигнет своего совершенства. Так происходит и воспитание ребёнка, личности со своими принцами и интересами. На мой взгляд, главная цель педагога - направить, помочь, подсказать и быть рядом в нужный момент, не преподносить готовую истину, а помогать в её поиске, развивать творческие способности каждого ребенка.  То есть быть воспитателем - значить, участвовать в чуде становления Человека, Личности. А это огромная ответственность и долг пред обществом - ведь я, воспитатель, стою в начале жизненного пути маленького человека, и он безгранично верит мне.

     Каждое утро,  приходя на работу, я вижу глаза своих детей. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я уверена, что детей надо любить такими, какие они есть. Воспитывать в них чувство  собственного достоинства и ответственности за свои  поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него. Всегда нужно верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нем заложено. Я учу детей быть добрыми, заботиться о ближних, уважать старших. С раннего детства формирую такие черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества. Воспитываю любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родному  селу, людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны…

   Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно. Так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, стремление постоянно находится в творческом поиске, всегда вносить в работу что-то новое. Наша профессия востребована, потому что мы даем обществу детей, подготовленных к дальнейшей жизни, уверенных в себе, желающих учится дальше.

   Воспитатель сегодняшнего дня должен видеть больше, чем многое другие, уметь применять самые разнообразные знания из различных областей науки. Поэтому я никогда не останавливаюсь на достигнутом уровне знаний и всего стремлюсь к повышению своего профессионального мастерства, стараясь идти в ногу с современными требованиями. Мне интересно всё: различные факты об окружающее мире, исследования психологов, новые педагогические технологии…. И всё это помогает мне в работе. Свои знания я передаю детям, стараясь при этом проявить внимание ко всем одновременно и к каждом, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя незаменимой личностью. Твёрдо верю, что любого ребёнка можно увлечь, найдя в нём зерно познания. А отсюда и  моя основная задача – взрастить это зерно, направив стремление к познанию в нужное русло, развивая и совершенствуя его.

   Ребёнок - это самая главная ценность в  моей  деятельности, и я как педагог несу ответственность за то, чтобы он не был сломлен, унижен, чтобы узнал  кто он, понял свои возможности - что умеет, что хочет делать, а что нет и почему.

      Вера в способности и возможности ребёнка  играет наиболее важную роль в развитии гармоничной личности. А педагог-это волшебник, который помогает ребёнку выбрать в дальнейшем правильный путь, заложив в нём нужный фундамент.

   Я согласна с тем, что есть педагоги с большой буквы. Это далеко не всегда обозначает только высокий профессионализм - огромную роль здесь играют ещё и человеческие качества. Почему-то молодые педагоги постоянно ждут за сою работу благодарности, но разве это правильно? Если за свой труд ждать постоянно награды,  то работать в нашей профессии не получится. Никто никому ничего не должен, тем боле дети.

   Лев Николаевич Толстой в своё время писал: «Если воспитатель имеет только любовь к ученику как отец, мать,- он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединят в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

 Уверенна, все, что я делаю, не пропадет даром, это нужно детям, ведь я вкладываю свою любовь и ласку, нежность и понимание, стараюсь быть для них другом и мудрым наставником.

  А для меня наставниками являются мои коллеги, которые дали мне профессиональные крылья: их личный опыт, творческий подход к работе, целеустремлённость, постоянный поиск новых идей, любовь к воспитанникам стали для меня прекрасным примером. У меня сформировалось восприятие детского сада и профессии воспитателя как явлений для меня постоянных, а не временных. Нас, воспитателей детского сада Сказка объединяет много, но главное то, что мы с радостью отдаем свои сердца  детям и не мыслим жизни без этого.

  Приведу строчки из стихотворения Л. Ф. Ефстратиковой:  «…. Быть может, труд наш с виду неприметен, но лишь одно я знаю - малыши спешат к нам в сад, с утра торопят маму: давай быстрее, мама, побежим! Наверно, это вот и есть ответ: ценнее  нашего труда на свете нет!».

Педагог звучит гордо!- и объединяет в себе множество моментов, но главное в нём, что он является хранителем святыни - светлого, искреннего, доброго и бесхитростного детства. И именно мы можем сделать детство каждого ребёнка ещё более радостным и счастливым. Мы можем оставить след в человеческой жизни. Никогда об этом забывать нельзя, как и о престижности и величии профессии педагога - сделать мир чуточку лучше.

   Безумно люблю ощущение, когда в мою ладонь ложиться детская ладошка! Ребёнок доверил мне свой сегодняшний день, свой завтрашний школьный и, может быть, сою судьбу. И я, воспитатель, педагог, сделаю все, чтобы оправдать это высокое доверие!

  Вечером, когда иду с работы домой, вспоминаю детей, их проказы, наши игры и праздник, со всей ясностью понимаю, что я – самый счастливый, безумно счастливый человек: я берегу то светлое и доброе, что есть в каждом ребёнке, люблю их несмотря ни на что!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» с. Становое

Технологическая карта открытой образовательной деятельности

по  ОО « Речевое развитие»  в подготовительной  к школе группе

Тема: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик»

( с использованием  приема «Кубик Блума»)

Соломатина Елена Викторовна

воспитатель  высшей  квалификационной категории

с. Становое  2024 г.

Технологическая карта

 

Образовательная область

 Речевое развитие

Интеграция видов деятельности

Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие

Вид занятия:

Занятие – путешествие

Формы ООД

Фронтальная

Виды детской деятельности

Игровая деятельность,   коммуникативная деятельность, двигательная деятельность

Цель занятия

Выявить полученные знания, умения, представления по развитию речи детей.

Задачи

Образовательная:          

- закрепить знания детей о сказке В. Катаева «Цветик - семицветик»,

- продолжать учить  анализировать характер и поступки героев;

- познакомить детей с животными Северного полюса: морж, тюлень, песец, северный олень;

-  закреплять навык порядкового счета.

Развивающая 

 - развивать связную речь;

- развивать познавательную активность и  способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

- упражнять в координации речи с движениями.

  Воспитательная: 

- на основе художественных произведений воспитывать такие качества как, доброта, сострадание, милосердие, отзывчивость;

- воспитывать умение слушать друг друга;

Подготовительная работа

Знакомство с произведением В. Катаева «Цветик- семицветик», пересказ, словесное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению.

Оборудование

  коробка- посылка,  «цветик- семицветик»,  Кубики Блума, мольберт, мячик, набор картинок «Животные», кубик разрезные картинки вазы, игрушки.

Методы и приёмы

Методы: Игровые, словесные, наглядные, сюрпризный момент.

Приёмы: Постановка цели, сравнение, вопросы к детям, обобщение, поощрение, объяснения, указания.

Содержание ОД: 

№ п/п

Этап занятия  (Структурные  компоненты деятельности)

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Вводная часть

Организационный момент

 

Здравствуйте ребята. Какие вы сегодня красивые. Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. И сначала, я предлагаю поздороваться друг с другом. Но сделаем это по особенному: прикосновением ладошками.

Упражнение "Прикосновение ладошками"

Вот так: поздоровались со своим соседом прикоснувшись ладошками. 

 Ребята, тёплые у нас ладошки?

 Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом и добротой друг с другом.

Звучит запись песни «Дорогою добра» (М.Минков — Ю. Энтин).

Дети заходят, становятся в круг.

Поворачиваются друг другу

Касаются ладошками

Да.

4 мин

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Дорогие дети! Сегодня утром почтальон принёс мне загадочную посылку. Она адресована нашей группе. Хотите посмотреть, что там?

Тогда давайте откроем ее. Смотрите, здесь письмо.  Прочитаем, что там написано?

В письме написано:

 «Здравствуйте, ребята! Пишет вам девочка Женя Я, слышала, вы добрые, хорошие дети и любите сказки. В моей сказке случилась беда. Сильный северный ветер разбросал все лепестки цветика-семицветика и остался только один. Теперь я не смогу помочь мальчику Вите выздороветь. Помогите, пожалуйста, их найти. Если вы выполните все задания правильно, то соберёте все семь лепестков, и мы с вами сможем помочь мальчику Вите.  Посылаю вам волшебный кубик. Он вам пригодится. С благодарностью девочка Женя.» 

Ребята, поможем  девочке Жене?

Давайте мы с вами отправимся в путь и соберем все-все лепестки волшебного цветка. Но путь будет нелегким: каждый лепесток таит в себе испытания. Вы готовы?

Высказывания детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

3.

Основной этап

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,  или начало выполнения действий по задачам НОД

Я вижу, что вы готовы к путешествию.

 Но для начала давайте  вспомним эту сказку. Это и будет первое задание, справившись с которым мы найдем первый лепесток.  А  поможет нам в этом волшебный кубик. Будем его бросать и на его вопросы отвечать. 

Назови

Назови имя главной героини.

Назови волшебные слова, которые произносила  Женя.

• Почему

Почему старушка подарила цветик – семицветик Жене? 

Почему девочка разбила мамину вазу? 

• Объясни

Объясни, чему учит нас сказка?

Объясни, обязательно ли иметь цветок, чтобы делать добрые

дела?

 Предложи

Предложи другого главного героя.

Предложи, как можно было бы изменить желание девочки про

игрушки, чтобы оно стало «добрым», а не «жадным»?

• Придумай

Придумай другое название для сказки.

Придумай волшебный предмет, который мог бы

заменить цветик – семицветик.

• Поделись

Поделись впечатлениями: что тебе понравилось и не

понравилось в сказке?

Поделись своим самым заветным желанием.

 

Молодцы! Мы справились с заданием и где то здесь должен быть первый лепесток. Посмотрите, вот и первый лепесток для вас

 Ну что же, пора отправляться в путь. Для того чтобы попасть в сказку, мы пройдём с вами через эти волшебные ворота. Встаньте, пожалуйста, друг за другом.
Дорожка, дорожка, помоги немножко! Ты, дорожка, не плутай, попасть в сказку помогай.


 Вот мы и в сказке. (Слайд№1)  И пришли  куда?  

 Верно!

Ребята, как называется магазин, где можно купить продукты?

Кто работает в магазине?

Что купила девочка Женя в магазине?

Посмотрите, нас встречает продавец. Продавец отдаст нам лепесток, если вы ответите на его вопросы про хлеб. А поможет нам в этом наш волшебный кубик.  Бросаем по очереди кубик и отвечаем на вопросы продавца

Назови хлеб ласково

Почему?

Хлеб нельзя выбрасывать в мусорное ведро?

Объясни?

Откуда берется хлеб.

Предложи? Из какой муки ты испечешь хлеб

Придумай?  Как можно украсить хлеб

Поделись? Какие хлебобулочные изделия ты любишь

Молодцы. Ребята, где то здесь должен быть второй лепесток Посмотрите…..

Вот и ещё лепесток для вас. Какой он по счету?

Ребята, скажите, пожалуйста, куда отправилась Женя с баранками?

Верно,  мы отправимся к девочке Жене домой.
Идите за мной.
Мы шагаем по дорожке,
Поднимаем  выше ножки,
Очень быстро мы идём,
К дому Жени мы  придём.
Вот мы и у Жени дома
(Слайд№2) 

Что случилось ?.Как это случилось?
Давайте поможем Жене и соберём вазочку. Может  тогда мы сможем найти наш следующий лепесток?
Вам необходимо пройти за столы и собрать вазу.

Дидактическая игра «Собери вазу».

Вы хорошо справились с заданием. Где же лепесток. А вот и он. Какой по счету?

 

   А нам пора дальше в путь дорогу.  Куда мы отправимся дальше?
  Как вы думаете, где находится Северный полюс? Покажите на глобусе,  где он находится?

  А как нам  туда попасть?

  На чем быстрее всего совершать путешествие, как вы думаете

  Почему?

Предлагаю  одеться потеплее.  Держим курс на Северный полюс.

«Мы отправляемся дружно в полет,

Путешествие необычное нас ждет

 «Скорость самолета убавляем,

 Мы над Арктикой летаем!» 

«Вот на Север прилетели,
Самолеты наши сели»

  «Заглушаем моторы, высаживаемся из самолетов. Мы на Севере!» (Слайд№3)

 

- В Арктике зимой полярная ночь, днем солнца почти не видно.

1.     «Дышим морозным воздухом» 

2.     «Мы фонарики зажжем

           и смелей вперед пойдем!»

3.     Мы идем себе вперед,

           Очень удивляемся:

           Слева -лед и справа –лед,

           Где же он кончается?»

Вот мы и на Северном полюсе.  Посмотрите, ребята, кто это нас встречает? А что вы знаете о белом медведе?  А ещё,  какие животные живут на Северном полюсе?  

Просмотр презентации.

 А сейчас медведь хочет проверить,  на сколько,  вы были внимательными.  Выберите из предложенных  животных только тех, кто живет на Северном полюсе,  и прикрепите на мольберт.

Выбор каких животных вызвал у вас сомнение? Почему?

Какие же животные живут в таких суровых условиях?

Молодцы.

Ребята, что- то холодно. Чтобы не замёрзнуть, медведь  предлагает вам поиграть  с ним  в  игру «Наоборот».

 Встаньте, пожалуйста, в круг. Чтобы было интереснее играть возьмём мяч.


Игра «Скажи наоборот».

Большой - маленький

Злой -добрый

Грустный - весёлый

Длинный - короткий

Холодный - горячий

Тяжёлый - лёгкий

Чистый - грязный

Твёрдый- мягкий

Холодный – теплый

Быстрый - медленный

Широкий - узкий

Высокий - низкий

Вот мы и согрелись.  А на Северном полюсе мы заработали сразу два лепестка. Найдите их. Какие они  по счету?

Ребята, нам пора возвращаться назад, в город, где живет Женя. Отвечайте хором

Как называется наше село?

Закройте глаза ладошками. Повторяйте за мной.

Вокруг себя обернись.

Дома  у Жени окажись!

 

Вспоминаем, куда дальше отправилась Женя?

А откуда берутся  игрушки?

Мы с вами оправимся в магазин игрушек. И попадем мы туда, пройдя по этой дорожке. Назовите цифры по которым вы шагаете.
 А вот и магазин игрушек.

Сколько много игрушек.. Чтобы  получить следующий лепесток поиграем в игру. Выбирайте по одной картинке.

Дидактическая игра « Четвертый лишний»

Молодцы. А сейчас каждый из вас выберет понравившуюся игрушку и  и  назовёт её ласковым словом.

Молодцы, игрушкам очень понравилось, как вы их назвали ласково.  Ещё два задания мы выполнили,  ищем лепестки. Какие  они по счету?
Ребята, мы справились со всеми заданиями и собрали все лепестки. Теперь мы можем  собрать наш цветок. Посмотрите, какой он красивый! Теперь  девочка Женя сможет помочь Вите.

 А я предлагаю  вам взять  по очереди цветок в руки и загадать свое желание. Молодцы, ребята! Какие замечательные у вас желания и они непременно сбудутся!  Я надеюсь, что вы тоже будете всегда добрыми и радовать окружающих своими добрыми делами.

Звучит  волшебная музыка,  на  экране  слайд 9 «Мальчик  Витя  и  девочка Женя бегут вместе».

Ребята, посмотрите - мальчик Витя выздоровел!   Значит мы с вами все сделали правильно. Мы совершили доброе дело: помогли Жене собрать цветик- семицветик, а мальчику Вите – выздороветь!
Наше путешествие по сказке подошло к концу. А теперь пришла пора возвращаться в детский сад. Попадём мы туда через наши волшебные ворота                                                                  

                                                                           

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.  (Девочка заблудилась, а старушка ей помогла).

Ответы детей.  (Она была невнимательной,  начала считать ворон, когда доставала вазу

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ищут лепесток

Дети проходят через ворота.

Ответы детей. (В магазин).


Ответы детей. Продуктовый.

В магазине работают продавцы, кассиры.

Бросают кубик.

Ответы детей.

Находят второй лепесток.

Ответы детей.

Ответы детей. (Домой.)

Ответы детей. Девочка разбила вазу

Дети проходят  за столы. Собирают  вазу.

Ответы детей

Ответы детей (Мы отправимся на Северный полюс)

Ответы детей

Предположения детей.

На самолете

Ответы детей.

Вытягивают вперёд правую руку                                                          Вытягивают вперёд левую руку,                                                                                                                                                                            

Руки в стороны

Руки вверх и опускают вниз,

Переходят на ходьбу

Руки развести в стороны - вдох, обнять себя за плечи – выдох

Шагая поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет: «раз: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой сжаты; два: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой сжаты»)

Ладони «козырьком», повороты головы вправо-влево

 Ответы детей.

Работа с картинками у мольберта.

Высказывания детей

Называют животных

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей.  Во двор с игрушками

Ответы детей 

Дети берут по одной картинке, называют лишний предмет и обосновывают свой ответ.

Дети берут по одной игрушки и называют каждый свою игрушку ласково.

Ответы детей. Шестой и седьмой

Ответы детей.

Проходят через ворота.

22 мин

4.

Заключительный этап

Итог занятия. Систематизация знаний.

Вот мы и снова в детском саду. За вашу доброту и старания Женя передала вам вот эту книгу. Это сказки В.П. Катаева. Мы с вами в группе продолжим знакомиться с его творчеством. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Что вам больше всего запомнилось? Какие задания мы с вами выполняли? Что нового узнали?

Высказывание детей

4 мин.

Рефлексия

И что вам больше всего понравилось на занятии? Вы все сегодня справились с испытаниями? Были трудности?

Если вы считаете, что хорошо справились с заданиями, возьмите себе цветочек красного цвета, а если считаете, что что-то не удалось, то возьмите синий цветочек

 Высказывание детей

 

Литература:

  1. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа. М.: Мозаика-Синтез, 2015
  2. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы. - СПб.: Речь, 2012.
  3. Пятница, Т.В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах . - РнД: Феникс, 2016.
  4. Сиварева, Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа. Совр. школа, 2010. - 80 c.


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  

детский сад «Сказка» с. Становое

  Из опыта работы

«Кубик Блума как инновационная практика в развитии критического мышления дошкольников» 

                                                             Воспитатель: Соломатина Е.В.

Становое

2024

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования включило педагогов в активный поиск форм и методов в работе, для организации детской деятельности, соответствующих современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Главным результатом этого выбора сегодня становятся личностные качества ребёнка, его возрастные и индивидуальные особенности.

Бенджамин Блум, американский психолог, занимавшийся вопросами образования и развития талантов, сказал: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми».

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться». А как же развивать в ребенке навыки познавательного мышления?

На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Изучая методическую литературу, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.

Б. Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: «Знаю», «Творю»,«Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Чтобы решить данную проблему, я сформировала гипотезу: если активно применять кубик Блума в работе с детьми, то познавательное развитие детей будет совершенствоваться. Дети будут пополнять свой словарный запас, самостоятельно искать пути решения к проблеме, неординарно отвечать на вопросы, работать в коллективе. 

Я поставила перед собой цель: развить критическое мышление у  детей 5-6 лет с использованием приема «Кубик Блума».

Для достижения поставленной цели мной были выявлены следующие задачи:

  1. Разработать Кубики Блума для детей старшего дошкольного возраста по темам.
  2. Познакомить детей с приемом «Кубик Блума».
  3. Способствовать познавательному развитию детей, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить).
  4. Способствовать развитию словарного запаса и связной речи.
  5. Учить выстраивать коллективные взаимоотношения с другими детьми; участвовать в совместном принятии решения, сотрудничать и работать в группе и т. д.
  6. Способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: любознательности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;

Новизна моего опыта заключается в использовании современных образовательных технологий и форм работы с детьми, где ребенок является субъектом детской самостоятельной деятельности, а взрослые партнером по деятельности. Новым методом в познавательном развитии детей 5-6 лет совместное применение приема «Кубик Блума». Ожидаемые результаты моего проекта:

  • дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
  • воспитанники обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • воспитанники проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; проявляется желание наблюдать и экспериментировать.

       Для достижения результатов, мною был разработан практический материал: Кубики Блума по лексическим темам, картотека игр на развитие критического мышления, технологические карты  образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию, дидактический материл для работы с кубиком Блума.

      Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: «Назови»; «Почему»; «Объясни»; «Предложи»; «Придумай»; «Поделись».

      Работа с кубиком строится следующим образом: я формулирую тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

     Так как дети не умеют читать, я подбираю картинки, соответствующие теме для закрепления. Использую прием «Кубик Блума»  в  деятельность детей, на разных ее этапах: как часть занятия, дидактическая игра, наблюдение в природе.  Этот приём я применяю на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. А на этапе изучения какого-либо материала, работу с кубиком делаю групповой, то есть ответы на вопросы дети формулируют вместе.

      Благодаря этой методике ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в методе. Использование теории Б. Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно обогатило содержание занятий и разнообразило формы работы..

   Практика показывает, что данные приемы очень нравятся детям, они быстро осваивают технику «Кубик Блума».

    Таким образом, использование приёма «Кубик Блума», является инновационной практикой, которая помогает сформировать не только элементы критического мышления, что очень важно при формировании у детей мягких навыков, но и позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Работа с пособием охватывает все направления развития детей дошкольного возраста. Использую данную разработку  в самой разнообразной форме, как пособие на занятии по ознакомлению с окружающим миром, в поисково-исследовательской деятельности, индивидуальной работе, проектной деятельности. Форма работы может использоваться в рамках тематической недели и служить наглядным иллюстративным материалом к определенной теме.

Дидактическая игра «Кубик Блума» может использоваться со второй младшей группы до старшей. Начинать надо с простых несложных задач, его можно использовать для закрепления темы или проекта. В течение организованной образовательной деятельности мы обычно обыгрываем этот кубик с новыми картинками, а дальше дети уже самостоятельно с ним справляются.

Использование приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показала, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования.

Пособие «Кубик Блума» доступно и понятно детям. Его можно использовать в любом дошкольном возрасте. Систематическая работа с кубиком имеет для воспитанников большое значение: расширяет у детей знания об окружающем мире, всесторонне развивает ребенка, помогает в игре закрепить полученные знания.

Такое дидактическое наглядное пособие можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Ведь его изготовление не требует особых усилий и материальных затрат, и проведение дидактической наглядной игры не требует особых знаний в области педагогических наук. 

        Мне этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения воспитанников.

      Я считаю, что опыт применения современных педагогических технологий может и должен получить как можно более широкое распространение: каждый воспитатель – и начинающий, и опытный – способен творчески применить эти технологии в своей работе.