1. Продуктивность психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса
1. Продуктивность психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produktivnost_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya.docx | 2.74 МБ |
produktivnost.docx | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
- Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся, с которым работает педагог-психолог
Период | Количество учащихся | ||
На начало учебного года | На конце учебного года | Выпущено | |
2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018 | 14 8 7 8 9 | 4 5 4 3 6 | 10 3 3 5 3 |
Для устойчивости результата коррекции и развития обучающихся осуществляю диагностическую, консультативную, просветительскую, коррекционно-развивающую деятельность.
О том, что технологии и методики, используемые мною целесообразны и эффективны, подтверждается следующими показателями: положительной динамикой уровня удовлетворенности обучающихся условиями школьной образовательной среды, эмоционально-психологический климат, познавательная мотивация и интересы, снижением уровня тревожности и агрессивности обучающихся.
1.2. Проведение индивидуальных консультаций обучающегося (рекомендательного) характера педагогам и детям, обратившимся к психологу за психологической помощью
Консультации системно проводятся со всеми участниками образовательного процесса.
№ | Контингент | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 |
1 | учащиеся | 64 | 125 | 67 | 115 | 80 |
2 | педагоги | 12 | 26 | 17 | 23 | 22 |
3 | родители | 23 | 48 | 65 | 35 | 56 |
Всего | 99 | 199 | 149 | 173 | 158 |
Проведение индивидуальных консультаций обучающегося (рекомендательного) характера педагогам и детям, обратившимся к психологу за психологической помощью в динамике с августа по 4 четверти 2018 года.
1.3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганда культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия психологической разгрузке)
Мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы: Центр «Сайзырал» осуществляется мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних в условиях оказания психологической поддержки и методической помощи, в целях улучшения психологического положения детей, создания благоприятных условий для сохранения их жизни и здоровья за счет раннего выявления, склонных к неадаптивному поведению
Педагогом-психологом разработан и составлен программы индивидуального сопровождения по всем выявленным отклонениям развития и поведения учащихся группы «риска», которые направлены на формирование у учащихся о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках. Содержание программ направлены на предупреждение и снижение повышенных показателей по психологическому состоянию у учащихся, обучение детей способам регуляции эмоциональных состояний, формирование адекватной самооценки и развитие коммуникативных качеств. Это придает детям значимость, поскольку предполагает развитие и формирование внутренней позиции каждого ребенка. Предусмотрены повышение особого внимания для развития личностного развития учащихся.
Учебный год | в начале уч. года | в конце уч. года | ||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
2013-2014 | 12 | 14 | 14 | 5 | 3 | 3 |
2014-2015 | 9 | 6 | 13 | 4 | 2 | 0 |
2015-2016 | 7 | 9 | 9 | 1 | 1 | 0 |
2016-2017 | 8 | 11 | 10 | 1 | 1 | 1 |
2017-2018 | 0 | 19 | 0 | 0 | 3 | 0 |
По результатам работы психологического сопровождения и проведения коррекционно- развивающих занятий с детьми «группы риска» есть динамика улучшения психологического состояния детей.
Учебные годы | 1 этап | 2 этап |
2013-2014 | 61 | 18 |
2014-2015 | 22 | 10 |
2015-2016 | 18 | 5 |
2016-2017 | 18 | 6 |
2017-2018 | 11 | 5 |
Для пропаганды культуры и ценности здорового и безопасного жизни обучающихся разработаны, составлены кейсы и методические рекомендации с разработками проведения тренингов и психологических разгрузок для педагогов-психологов и педагогических работников педагогом-психологом:
- «Психолого-педагогические резервы для подготовки родительских собраний по формированию здорового и безопасного образа жизни детей »;
- «Половое воспитание и профилактика ранней беременности среди детей и подростков»;
- «Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся»;
- «Кейс по психологической подготовке участников образовательного процесса к сдаче итоговой государственной аттестации»;
- «Методические рекомендации по обеспечению кибербезопасности в образовательной среде»;
- «Кейс методических разработок для поддержания позитивного психологического климата среди отдыхающих подростков в детских оздоровительных лагерях»;
- «Профилактика и предупреждение аутоагрессивного поведения и тревожности несовершеннолетних»;
- «Методические рекомендации по профилактике дезадаптивного поведения детей и подростков «Мосты понимания».
Проведены психологические уроки, тренинги в целях самоидентификации личности подростков, формирования осознанного образа собственного «Я», формирования понимания и уверенности в себе, позитивного отношения к самому себе и внутреннему миру по пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся.
1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов)
Моя работа, как педагога-психолога по профилактике девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов) заключается в проведении следующих мероприятий: выступление на семинарах, родительские лектории по темам вышеуказанным направлениям и разработке методических рекомендаций.
виды девиаций | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | |||||
в нач. | в конц | в нач. | в конц | в нач. | в конц | в нач. | в конц | в нач. | в конц | |
ВШУ | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 5 | 0 | 10 | 5 |
Суицид | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
КДН | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ПДН | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Методические рекомендации, составленные педагогом-психологом по профилактике правонарушений, употреблению ПАВ и суицидов:
- «Психолого-педагогические резервы для подготовки родительских собраний по формированию здорового и безопасного образа жизни детей »;
- «Профилактика и предупреждение аутоагрессивного поведения и тревожности несовершеннолетних»;
- «Методические рекомендации по профилактике дезадаптивного поведения детей и подростков «Мосты понимания»;
- «Профилактика по злоупотреблению психоактивных веществ и методы работы».
1.5.Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации)
Эффективность реализации образовательных, коррекционных, реабилитационных, профилактических программ по работе с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях
Цели работы: содействие всестороннему развитию детей; профилактика злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних, асоциального поведения; коррекции страхов, тревожности, аффективного поведения, агрессивных проявлений.
Задачи: формирование у детей адекватных способов и средств общения со взрослыми и сверстниками; обучение здоровому жизненному стилю.
Работа с сопровождаемыми детьми проводилась по утвержденной образовательной программе после представления ПМПконсилиума по поведенческой сфере.
Проведена психодиагностическая работа с сопровождаемыми детьми на изучение личностных особенностей детей.
Тесты и методики: Шмишека, Айзенка, Юсупова, Бойко, Зимбардо, шкала Бека, «Незаконченные предложения», «Дом. Дерево.Человек», «Моя семья», «Несуществующее животное», «Автопортрет», «Карта интересов», ДРО, «Какие мы, родители ?», «Определение ролевых позиций в межличностных отношениях», «Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности», «Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности», «САН», «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», «Образы на память», «Корректурная проба», шкала ситуационной тревожности, тест М. Люшера, «Свободный рисунок» и другие.
Данные, полученные при индивидуальном исследовании, занесены карту развития ребенка, что позволяет проводить мониторинг развития. По полученным данным специалистами по каждому сопровождаемому, составляющими группу «риска», проводилось консилиум, где определялся индивидуальный маршрут реабилитации и дают возможность оценить как первоначальный статус несовершеннолетнего, так и динамику его развития. Индивидуальные занятия со сопровождаемыми осуществляется согласно индивидуальным образовательным программам.
Моя работа, как педагога-психолога осуществляется по образовательным программам А.Ю.Монаховой: «Психолог и семья: активные методы взаимодействия», Р.В. Овчаровой «Профилактика школьной дезадаптации: психокоррекция аддиктивного поведения», «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками» и другие, в которой использованы методики и технологии.
В программах представлены цикл занятий, который способствует расширению представлений о духовном и психологическом компонентах здоровья и побуждает к ценностно – ориентационной деятельности по сохранению и развитию психологического здоровья. После коррекционно-развивающих занятий по образовательным программам отмечены положительные результаты сопровождаемых детей в поведении.
В период летней оздоровительной кампании педагог-психолог активно участвовала в проведении акции «Психологический десант», предполагающие оказание психологической помощи оказание психологической поддержки уязвимой категории детей, находящихся в социально опасном положении, способствующей их социализации и полноценной интеграции в общество с выездом в места их проживания.
№ | Контингент | 2013-2014г. | 2014-2015 г. | 2015-2016 | 2016-2017 г. | 2017-2018 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Учащиеся | 16 | 12 | 9 | 22 | 20 |
- Система работы по профилактике правонарушений
На ежегодном республиканском совещании педагогов-психологов и республиканском практико-ориентированном семинаре педагог-психолог выступила с лекцией с элементами тренинга «Конфликты и методы их преодоления» с целью обучения методам и технологиям школьной службы примирения. Как новый виток развития школьной службы примирения можно указать рассмотрение вопроса о внедрении школьной службы примирения в профессиональных образовательных организациях в рамках Координационного совещания по профилактике правонарушений при Министерстве образования и науки Республики Тыва.
В рамках психолого-педагогической помощи несовершеннолетним по профилактике правонарушений оказаны следующие виды услуг:
- Собеседование с целью знакомство с социальным анамнезом подростка (ближайшим окружением, миром подростка)-12 чел.;
- Диагностика – 10 чел.;
- Консультирование и рекомендации по результатам диагностики и собеседования - 10;
- Коррекционные занятия по программе «Несущая свет»: «Профилактика пивного алкоголизма», Коррекция агрессивного поведения подростков» (подпрограммы) - 4;
Работа с родителями
1. Просветительская деятельность и повышение педагогической грамотности родителей
2. Работа с семьями в СОП
Работа с педагогами
1. Работа по организации и проведению мероприятий.
2. Работа по совершенствованию организационно-методической деятельности педагогов.
Работа с учащимися
1. Организационно - просветительская и консультационная деятельность направлена на формирование законопослушного поведения и пропаганду здорового образа жизни.
2. индивидуальная профилактическая и реабилитационная работа с учащимися «группы риска», и состоящими на ВШУ, КДН требующими психолого-педагогического сопровождения.
1.7. Система работы педагога с родителями воспитанников
Педагогом-психологом выработана и эффективно реализуется четкая система взаимодействия с родителями – участие и выступление на общешкольных родительских собраниях; проведение тренинговых занятий; индивидуальные и групповые консультирования, сопровождение родителей детей группы «риска», опекаемых детей. Серьезное внимание уделяется информационно-методическому сопровождению всех участников образовательного процесса, особенно по работе с родителями по вопросам психоэмоционального семейного неблагополучия и детям, воспитывающимся в неблагополучных семьях и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; превенции суицидального поведения и жестокого обращения. Для активной работы с родителями по данным направлениям в своей работе использую программу «Психолог и семья: активны методы взаимодействия». Автор – А.Ю. Монахова.
№ | Тема | Количество часов | Сроки проведения |
1 | Семья и влияние | 1 | 08.09.2017 |
2 | Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребёнка в семье | 1 | 23.09.2017 |
3 | ритмы жизни | 1 | 20.10.2017 |
4 | А правда ли, что детства можно быть взрослым или до старости оставаться ребёнком | 1 | 18.11. 2017 |
5 | Роли, которые мы выбираем | 1 | 09.12.2017 |
6 | Знаю ли я своего ребёнка | 1 | 23.12.2017 |
7 | Средства массовой иллюзионистки | 1 | 20.01.2018 |
8 | Агрессивного поведение | 1 | 03.02.2018 |
9 | если отношения с ребёнком вышли из-под контроля… | 1 | 17.02.2018 |
10 | Хвалить самого себя- нескромно? | 1 | 10.03.2018 |
11 | Когда в товарищах согласья нет… | 1 | 24.03.2018 |
12 | Что мшат нам выслушать и понять своего ребёнка? | 1 | 14.04.2018 |
13 | Переориентация контроля | 1 | 28.04.2018 |
14 | Права личности родителя | 1 | 04.05.2018 |
15 | Конфликты и способы их решения | 1 | 12.05.2018 |
ИТОГО | 15 |