"Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи дошкольников"
Одним из основных направлений моей работы является формирование речи детей дошкольного возраста. В прошлом году ко мне в группу пришли дети 3 - 4 лет. У детей, пришедших из семьи, я сразу обнаружила проблемы: речевые недостатки, неправильное произношение одного или нескольких звуков, которые носят временный характер. Aктуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно,
и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Ребенок с плохой артикуляцией отстает в овладении звуков родного языка,
а в дальнейшем словарем и грамматическим строем речи затрудняется во владении навыками письма и как следствие не успевает в школе по русскому языку.
Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы, они становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются
от сверстников. Тормозится общее развитие ребенка.
Чтобы эта проблема не возникла в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. В связи с этим я начала работу
по теме «Aртикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника».
Я поставила перед собой цель научить детей говорить четко, чисто и правильно.
Для достижения этой цели необходимо:
1. Научить ребенка формировать и удерживать определенную артикуляционную позу.
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания.
Закреплять правильное произношение звуков.
Формировать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)
Отрабатывать дикцию.
Воспитывать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, формировать у детей желание заниматься.
Aртикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Для чего необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой?
1. Благодаря своевременному началу занятий дети не имеющие грубых нарушений звукопроизношения, сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их речевой аппарат будет уже подготовлен.
3. Aртикуляционная гимнастика очень полезна всем детям для хорошей дикции. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму
на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.
В каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи. Соответственно и в каждом возрасте требуется определенный вид работы над выработкой правильного звукопроизношения.
Начала с того, что составила перспективный план работы. В этот план включены все виды деятельности, направленные на формирование правильного звукопроизношения: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, дидактические игры.
Собрала комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков, комплекс для обработки основных движений и положений языка, картотеку чистоговорок, скороговорок, упражнения для выработки речевого дыхания.
Итак, работа началась….
В младшей группе основная работа направлена на произношение гласных звуков. Работа в средней группе направлена на формирование и закрепление правильного произношения всех звуков, в том числе свистящих.
В старшей группе – работа направлена на овладение правильным произношением сонорных и шипящих звуков.
Подготовительная группа - совершенствование правильного и четкого произнесения всех звуков.
Aртикуляционную гимнастику я провожу ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки у детей закреплялись. Лучше её делать 3 – 4 раза в день по 3-5 минут. Выполняем упражнения в игровой форме, от простых к сложным. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого. Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Далее упражнение делают дети, а воспитатель их контролирует.
Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения). Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Использую следующие дыхательные упражнения: «Сдуй снежинку».
Целью является обучение малыша спокойному и мягкому выдоху. Формируем из обычной ваты небольшой шарик. Просим ребенка широко улыбнуться, чуть-чуть высунуть язычок и расположить его на нижней губе. Далее он должен сделать носовой вдох и, долго выговаривая звукосочетание «ф-у-у-у», сдуть ватный шарик со своей ладони. При этом важно, чтобы малыш не надувал щёчки. Количество повторений — 3-4 раза за занятие.
«Горячий чай». Данное упражнение формирует навык плавного и длительного выдоха (без дополнительных вдохов). На картоне рисуем чашку, вырезаем её.
Из бумаги вырезаем «пар» и прикрепляется к «чашечке» при помощи скотча. Воспитатель просит ребенка набрать в рот воздух и дуть на «горячий чай», чтобы
он скорее охладился. Если малыш, верно, выполняет задание, то «пар» отклоняется
от «чашки». Количество повторений — примерно 4 раза за занятие. Вдох должен быть через нос, выдох через рот.
Для развития мышц губ использую следующие упражнения: Улыбочка». Растягиваем губы в улыбке (желательно со звуком «и-и-и»). Зубы не должны показываться. Такую позицию сохраняем на протяжении 5 секунд.
«Трубочка». Вытягиваем губы вперед. Движение желательно сопровождать звуком
«у-у-у» «Бегемотик». Широко раскрываем рот и сидим так до 5 секунд.
Следующие упражнения направлены на расслабление мышц языка: «Лопатка». Распластать язык над нижней губой и в течение 5 секунд держать его в напряжении. Рот фиксируем в широкой улыбке.
«Часики». Открываем рот, высовываем язык и перемещаем его из стороны в сторону от одного уголка губ к другому. Язык не загибаем и стараемся, чтобы он не касался губ. Нижнюю челюсть сохраняем неподвижной. «Чистим зубки языком». Попросите ребенка сымитировать чистку зубов при помощи языка. Рот должен оставаться широко открытым. Следите, чтобы нижняя челюсть у ребенка не двигалась, а язык оставался широким и перемещался снизу вверх. Пусть малыш сначала пройдется языком по нижним зубам, затем по верхним.
Упражнения для щек.
1. Похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит
с силой и шумом.
Далее предлагаются движения на развитие подъязычной связки языка.
«Лошадка». Рот раскрыт в улыбке. Щёлкаем кончиком языка, как бы передавая цокот копыт лошади. Язык не должен вытягиваться, заостряться или подворачиваться внутрь. Нижнюю челюсть сохраняем недвижимой.
«Гриб». Открываем рот и улыбаемся во весь рот. Язык вплотную приложить
к нёбу. Такую позицию нужно выдержать в течение 5 секунд. Язычок имитирует шляпу гриба, а уздечка языка — ножку.
В своей работе с детьми мне нравится проводить такое практическое задание:«Сказка о Весёлом Язычке», «Тра –ля – ля для язычка».
В группе собрано достаточное количество дидактических пособий, многие
из которых сделаны своими руками.
Итак, сегодня мы затронули важный и актуальный вопрос артикуляционная гимнастика в работе воспитателя ДОУ, которая является основой правильного звукопроизношения. Поэтому, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас
в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.