Создание условий для одаренных детей и с ограниченными возможностями здоровья
Организация педагогического процесса с одаренными деми и ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ по физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.1.5.doc | 422.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2.1.5. Отчет о создании условий психологического развития детей, уровень развития которых отличается от нормативного (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья)
Организация педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья).
Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного физического воспитания должны стать высокий уровень здоровья ребенка и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека, включающее в себя:
• эмоционально-положительное отношение детей к физическим упражнениям и играм, к закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, к правилам личной гигиены соблюдению режима дня;
• начальные знания, познавательные интересы и способности детей в области физической культуры;
• навыки самообслуживания и ухода за инвентарем для занятий.
В дошкольном образовательном учреждении созданы все условия для физического развития одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Интенсивность физического развития детей, их здоровье, вхождение в социум, успешность освоения образовательного процесса зависит от создания условий, социума, двигательного аппарата, сформированных физических и волевых качеств. Для успешного решения задач физического воспитания является активная двигательная деятельность в течении всего дня.
Создала условия для двигательной активности детей в физкультурном зале, бассейне, спортивной площадке для НОД на прогулке. Для детей с низкой и высокой активностью физического
развития:
- Соблюдаю индивидуальный и дифференцируемый подход на физкультурном занятии, плавании, НОД на прогулке, соревновательной деятельности.
- Распределила двигательный режим ребенка в течение дня для детей с ограниченными возможностями развития.
- Воспитываю физические качества в работе с детьми: сила, скорость, выносливость, гибкость.
- Организовала совместную деятельность с воспитателями, психологом, методистами, медицинской сестрой.
- Выработала единые требования по двигательному режиму.
- Дала консультации родителям по двигательной активности ребенка с ограниченными возможностями и для одаренных детей.
Сформировали систему, которая положительно влияет на развитие
и здоровье ребенка.
- Соблюдение режима дня;
- рациональное питание;
- закаливание;
- занятие физической культурой и плаванием, спортом, танцами, занятий в кружке «Школа здорового человека», «Гимнастика маленьких волшебников, как средство профилактики сколиоза и плоскостопия»;
- хорошее взаимоотношение с окружающими людьми, сверстниками;
- В сентябре каждого учебного года провожу диагностическое обследование детей по таким физическим качествам как:
- Скорость
- Выносливость
- Челночный бег
- Гибкость
- Прыжки в длину
- Прыжки в высоту
- Метание набивного мяча
- Метание набивного мешочка правой и левой рукой.
Это позволяет просмотреть динамику развития двигательной активности и развития физических качеств одаренных, и с ограниченными возможностями здоровья детей дошкольного возраста.
Использую в работе разнообразные методы:
наглядный, словесный, практический, игровой, соревновательный.
Использую принципы:
- Сознательного отношения к своему здоровью, воспитывающего в соревновательной деятельности, систематичности в занятиях, доступности, где каждый ребенок имеет возможность заниматься на любом тренажере, на любимом гимнастическом снаряде, с игрушками, предметами.
- Индивидуальности, где я обращаю внимание на способности каждого ребенка.
Например: выносливости нет, но хорошо развита гибкость, или сила ног, сила рук, плавательные способности.
- Оздоровительной направленности – каждый ребенок посещал сауну, бассейн, выполняет дыхательные упражнения, развивает и укрепляет дыхательный аппарат, нервную и кровеносную системы, укрепляет мышечный корсет и опорно-двигательный аппарат.
- Индивидуальную работу с детьми.
- Разрабатываю индивидуальный маршрут ребенка.
ИОМ для детей, уровень которых отличается от нормативного (одаренные дети)
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
Дата поступления в ДОУ
Возраст на момент обследования
Дата обследования
Возрастная группа ДОУ
Цель: создание условий для физического развития и реализации двигательных способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Основными задачами физического развития дошкольников являются:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта;
- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональные режим, питание, закаливание (в повседневной жизни, специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, непосредственная образовательная деятельность по образовательной области "физическая культура").
Ожидаемые результаты:
- участие в соревнованиях;
-участие в открытых мероприятиях;
- участие в спартакиаде дошкольников;
- создана предметно-развивающая среда по физическому развитию в зале, бассейне, спортивной площадке;
- тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.
Развитие физических способностей проходят в рамках индивидуальной работы во взаимодействии со всеми специалистами: воспитателями, психологом, логопедом.
Средствами обучения являются:
- физическая культура;
- плавание;
- физическая культура и игровая деятельность на прогулке;
- кружковая деятельность;
- ритмическая гимнастика;
- утренняя гимнастика;
- фитбол гимнастика;
- соревновательная деятельность;
- игровая деятельность на прогулке.
Отбор материала осуществляю с учетом доступности, индивидуальных способностей воспитанников.
Важную роль играет взаимодействие с родителями дошкольника. Моя задача – заинтересовать родителей процессом физического развития, навыков и умений. Результативностью и динамикой физического роста их ребёнка; оказать им помощь в правильной организации физического воспитания детей в семье. Родители должны понимать основные цели, которые я, как инструктор по физической культуре, ставлю перед собой в физическом развитии и образовании их детей.
Опыт показывает: работа с родителями должна рассматриваться как неотъемлемая часть физического развития ребёнка. Только в тесном сотрудничестве с семьёй, при создании благоприятного микроклимата во взаимоотношениях инструктора по физической культуре и родителей можно достичь желаемой цели в развитии физических и творческих способностей дошкольников.
Итак, физические способности у всех детей выявляются по-разному: у кого-то все проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, а некоторым детям необходима педагогическая поддержка. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с творческими способностями максимально позволяет построить работу для их развития.
- Мною были выявлены физические способности у девочек и мальчиков. Они любят заниматься физкультурой, Посещают кружковую деятельность по художественной и спортивной гимнастике, «Школа здорового человека», которая формирует осознанное отношение к своему здоровью и формирует здоровый образ жизни. Эти воспитанники посещают все соревнования в МБДОУ, готовятся на спартакиаду дошкольников, которая будет проходить 19 мая с такими видами:
- метание набивного мяча;
- прыжки в длину с места;
- челночный бег;
- эстафета между командами. Ребята посещают тренировки, готовятся с настроением и большим желанием.
Для сохранения и развития физических способностей детей был составлен ИОМ
Культурно – досуговая деятельность
№ | Направление, виды, формы работы | Цель, задачи мероприятия | Участники | Сроки |
1 | День здоровья «Друзья природы»; Диагностическое обследование; | Взаимодействие с родителями по формированию физических качеств и здоровья дошкольников | Инструктор по физической культуре Воспитатели | сентябрь |
2 | Спортивный досуг Тема: «Будь здоров без докторов» | Цель:Формировать активную позицию ДОУ к формированию ЗОЖ Задачи: Создать спортивное настроение у воспитанников Укрепить навыки взаимодействие, взаимовыручки при соревновательных формах | Педагоги ДОУ, инструктор по физической культуре | октябрь |
3 | Спортивный праздник Тема: «Веселые старты» | Цель: Приобщение к ЗОЖ через взаимодействие с семьёй Задачи:
| Дети, родители, педагоги подготовительной группы Инструктор по физической культуре | ноябрь |
4 | Тема: Путешествие в страну сказок | Дети, родители, педагоги 2 – й младшей; средней группы музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре | ноябрь | |
5 | Традиционный совместный спортивный праздник выпускников ДОУ и детей подготовительных групп «Веселые старты» | Преемственность ДОУ и школы по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников и развития физических качеств. Выявление детей для участия в спартакиаде дошкольников | Инструктор по физической культуре Воспитатели Учителя СОШ | декабрь |
6 | День здоровья «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | Взаимодействие с родителями по формированию физических качеств и основ здорового образа жизни дошкольников | Инструктор по физической культуре Воспитатели Специалисты | январь |
7 | Спортивный досуг посвященный дню Защитника Отечества Тема: Шагом марш посвященный дню защитника отечества. | Цель: пропаганда физической культуры и занятие спортом; воспитание у детей чувство уважения к Российской Армии | Дети, педагоги старшего дошкольного ( военнослужащие) музыкальные руководители; инструктор по ф.к. | февраль |
8 | Музыкально – спортивное развлечение «День воинской славы» в подготовительных группах | Нравственно – патриотическое воспитание детей и физическое развитие. | Музыкальные руководители Инструктор по физической культуре | февраль |
9 | Спортивный праздник Тема: Остров сокровищ | Цель: Приобщение к ЗОЖ через взаимодействие с семьёй Задачи:
| Дети, родители, педагоги старшей группы музыкальный руководитель; инструктор по ф.к. | март |
10 | Спартакиада Тема: «Малые олимпийские игры» | Цель: Приобщение к ЗОЖ Задачи:
| Дети подготовительная группа; музыкальный руководитель; инструктор по ф.к. | апрель |
ЗОЖ Задачи:
| ||||
12 | Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья!» | Педагоги; родители; музыкальный руководитель, инструктор по ф.к. | май | |
13 | Развлечение Шоу мыльных пузырей | Показать родителям результат комплексной деятельности с учетом интеграции образовательных областей ФГОС в практике работы ДОУ. | Инструктор по физической культуре Воспитатели Музыкальный руководитель | май |
14 15 | Музыкально – спортивное развлечение «День Победы!» в старших – подготовительных группах Спартакиада дошкольников | Нравственно – патриотическое воспитание детей и физическое развитие. Формирование ЗОЖ и популяризация спорта | Музыкальные руководители Инструктор по физкультуре Воспитатели; родители» психолог; медицинская сестра. | май |
Работа с родителями | ||||
№ | Направление, виды, формы работы | Цель, задачи мероприятия | Участники | сроки |
1 | Родительское собрание: круглый стол (в форме дискуссии) Тема: Физическое развитие детей | Задачи:
| Родители II младшейгруппы | октябрь |
2 | Родительское собрание Тема: О здоровье в серьёз | Дети, Родители старшей группы | февраль | |
3 | Педагогические советы Тема: Спорт и школа. Куда записать ребенка? | Задачи:
| Дети, родители подготовительной группы представители дополнительного образования и спортивной школы | апрель |
4 | Конкурс рисунков «Мы за ЗОЖ» | Цель: Пропаганда ЗОЖ через сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй | Родители, дети, педагоги. | январь |
5 | Информационно-ознакомительная работа Неделя открытых дверей Тема: «Быстрее, выше, сильнее!» | Цель: Вовлечение родителей в педагогический процесс. Продемонстрировать особенности воспитания и обучение в детском саду. | Дети, родители, педагоги | февраль |
6 | Информационно – консультативное обеспечение родительских уголков «Будь здоров» | Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Педагоги, специалисты, родители. | В течение года |
7 | Индивидуальные консультации По запросу | Цель: Оказание помощи в вопросах педагогической грамотности в вопросах физической культуры | Родители | В течение учебного года |
Работа с педагогами | ||||
№ | Направление, виды, формы работы | Цель, задачи мероприятия | Участники | сроки |
1 | Консультация «Оформление физкультурных уголков в группах» | Цель: Создание благоприятной предметно-развивающей среды для сохранения и укрепления здоровья детей | педагоги | сентябрь |
2 |
собеседование с педагогами по материалам программ, применяемых в ДОУ в соответствии с ФГОС | Выявление уровня развития физических качеств Изучение карт здоровья детей Выявление антропометрических данных, состояния здоровья детей Обеспечение выполнения программных требований в соответствии с ФГОС | Инструктор по физической культуре Старшая медицинская сестра Заместитель заведующего по ВМР | сентябрь |
3 | Оперативный контроль «Оценка организации утренней гимнастики» | Цель: Определение уровня организации утренней гимнастики в ДОУ | Все группы | Октябрь |
4 | Практикум Тема: «Дыхательная гимнастика» | Цель: Повышение педагогической компетентности педагогов в образовательной области «Физическая культура» | педагоги II младшей, средней группы | ноябрь |
5 | Мастер класс Тема: Подвижные игры | Педагоги средней, старшей группы | декабрь | |
6 | Семинар-практикум Тема: «Здоровьесберегающие технологии как средство формирование у детей самооценки» | педагоги | март | |
7 | Мониторинг состояния образовательного процесса: - проведение педагогического наблюдения по программам ДОУ; - организация наблюдения уровня физического развития детей. | Выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков дошкольников на итоговом этапе Выявление уровня развития физических качеств Изучение карт здоровья детей Выявление антропометрических данных, состояния здоровья детей | Заместитель заведующего по ВМР Воспитатели Инструктор по физической культуре Старшая медицинская сестра | май |
8 | Проведение интегрированной ОД по желанию педагога | Цель: Расширить материал совместной деятельности педагога и инструктора по физической культуре в рамках интеграции образовательных областей | Педагоги, дети | В течение года |
9 | Групповые и индивидуальные консультации По запросу педагогов | Цель: Оказание помощи в вопросах физического развития | педагоги | В течение года |
Взаимодействие с медперсоналом | ||||
1 | Проведение медико-педагогического контроля. (система наблюдения) | Цель: Контроль качества проведения НОД инструктором по физической культуре | Дети, инструктор по физической культуре, медперсонал | 1 раз в месяц по возрастной группе |
В результате обучения по ИОМ у воспитанников:
- появился повышенный интерес к физической культуре, спорту, здоровому образу жизни;
- появилось желание участвовать в показательных выступлениях, открытых мероприятиях в спартакиаде дошкольников, фестивале «Дадим шар земной детям». Воспитанники приобрели уверенность в своих физических возможностях.
ИОМ для детей, уровень которых отличается от нормативного (дети с ограниченными возможностями).
Организован педагогический процесс с мальчиком К. с ЗПР.
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
Дата поступления в ДОУ
Возраст на момент обследования
Дата обследования
Возрастная группа ДОУ
Социальный статус семьи: - СОП - группа риска СОП;
Стрессовый фактор семьи (трудности, которые испытывает семья), влияющие на дошкольника:
- родителями, осуществляется ненадлежащий уход за своим ребёнком;
- один из членов семьи злоупотребляет алкоголем;
- многодетная семья;
Основания определения ребёнка в «в группу риска»:
- уровень развития не соответствует возрастным нормативам;
- влияние стрессового фактора семьи, выше оно указанно;
Психолого-педагогическая характеристика ребенка
I. Социально-личностное развитие.
1. Эмоциональное состояние: спокойное;
2. Особенности общения со сверстниками: пассивный, спокойный.
3. Особенности общения с взрослыми:
- легко идет на контакт, не проявляет инициативу в процессе общения; подчиняется требованиям, позитивное отношение к взрослому; пассивный, спокойный
4. Особенности поведения:
- пассивность,
- непроизвольность поведения,
- несформированность саморегуляции,
- медлительность.
5. Личностные особенности:
- неуверенный,
- низкая самооценка,
- уравновешенный,
- доброжелательный.
6. Эмоционально-волевые нарушения:
- не наблюдаются;
II. Познавательная сфера
1. Восприятие:
- эталонный тип,
- смешанный тип,
- синкретический тип.
2. Мышление:
- несущественным признакам;
-не использует обобщающие понятия;
- устанавливает причинно-следственные связи неверно;
- при сравнении объектов называет сходные признаки;
- умение выполнять арифметические операции: знает счет в прямом порядке до 5;
в обратном порядке не умеет; не совершает вычислительные операции.
3. Память:
- зрительная, не соответствует уровню;
- слуховая, не соответствует уровню.
4. Устойчивость внимания:
- нестабильная
5. Тип работоспособности:
- медленный неточный;
6. Мелкая моторика:
- праворукость – леворукость;
- слабый нажим;
- штрихует в разных направлениях.
7. Речевое развитие:
- не соответствие возрастной норме.
- имеет речевые нарушения
- физическое развитие на среднем уровне.
8. Готовность к школе:
- незрелый.
Цель: обосновать методические особенности развития детей с ЗПР. Применять индивидуальный подход к ребенку. Помогать, страховать и сопровождать в движении.
Задачи работы:
1) проанализировать основные подходы исследователей к анализу проблемы детей с ЗПР;
2) изучить основные направления КРО в системе социально-педагогической помощи детям с ЗПР;
3) рассмотреть социально-педагогические проблемы создания условий развития детей с ЗПР средствами физического развития;
4) разработать план мероприятий;
- Провести оценку физического развития в скорости, выносливости, гибкости, силе.
- провести консультацию для родителей;
- предложить родителям серию игр малой подвижности;
- предложить воспитателю упражнения в группе для индивидуальной работы;
- в НОД по физкультуре воспитатель находится рядом с ребенком.
Предполагаемый результат:
- развитие социальной компетентности;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие физических способностей; - создание предметно-развивающей среды по физическому развитию; - участие в праздниках, развлечениях, досугах.
Коррекционно-развивающая работа
№ | Мероприятия | Срок |
1. | - подбор и проведение диагностических методик; - изучение индивидуальных особенностей и интересов ребенка; - отслеживание эмоционального настроения ребенка в НОД; | Сентябрь |
2. | - участие на празднике осени; - рекомендации для воспитателей по теме «Физическое развитие ребенка с ЗПР» | Октябрь |
3. | - разучивание движений по программе с индивидуальным подходом; - выполнение комплекса упражнений рядом с воспитателем - | Ноябрь |
4. | - игровая деятельность средней подвижности; - развивающие двигательные умения и игры по программе; - беседа с воспитателями «Творческий потенциал дошкольника»; | Декабрь |
5. | - советы родителям «Физическое развитие в семье»; - игровая деятельность на прогулке с родителями. | Январь |
6. | - Участие в играх средней подвижности на спортивном празднике посвященному дню защитника отечества; - просмотр ролика «Наша армия» | Февраль |
7. | Совместное творчество (в паре с воспитателем договориться и нарисовать картинку к ЗОЖ). | В течение года |
8. | Игровая деятельность в зале со сверстниками; - подготовка к соревнованиям на «День Победы» | Апрель |
9. | - Участие в соревнованиях «День Победы»; - мониторинг эффективности работы, рекомендации. | май |
В результате обучения по ИОМ у ребенка:
- появится интерес к физическому развитию;
- стремление к самовыражению в движениях и упражнениях; - умение выполнять движение и упражнения самостоятельно без помощи воспитателя;
Вывод: Таким образом, физическая культура позволяет компенсировать недостатки в развитии детей с ЗПР, влияет на их развитие, которая во многом определяет психофизиологическое состояние ребенка, формирует их мировоззрение к физкультуре и спорту.
Заведующий МБДОУ №8 Е.К.Сухинина
Протасова Татьяна Владимировна – инструктор по физической культуре
МБДОУ ЦРР – детский сад №8 «Буратино» г.Охи