работы коллег Горлова О. А.
Предварительный просмотр:
Символы моей России
Цели:
- воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине;
- формировать духовно-нравственные качества личности учащихся 4 класса;
- закрепить знания о государственной символике России как официальной, так и неофициальной.
Оборудование:
- мультимедийный комплекс;
- презентация на тему классного часа;
- плакаты: герб, флаг, гимн, рисунки учащихся
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
На фоне звона колоколов ученики читают стихи
Ученик 1:
В мире есть такие государства –
Солнцем озаренные края,
С пеньем птиц,
С гудками на рассвете
Это наша Родина, друзья.
Ученик 2:
Русь…Россия! Слово-то, какое!
Но с аккордом созвучных слов
Наплывает, льется потоками
Светлой музыки вечный зов.
Учитель:
Живу в России, россиянин - я!
Я это сознаю, горжусь я этим!
Россия – это Родина моя!
Она милее мне всех стран на свете!
В России небо голубее, зеленей трава,
Здесь солнышко теплее греет!
У человека Родина всегда одна,
Поэтому и дорожим мы ею!
А символы России - наши главные слова,
Герб, Гимн, и Флаг – вот ценность нашей жизни,
Президент, Конституция, Кремль и Москва,
Все это связано с Отчизной нашей!
- Дорогие ребята. Звучит гимн Российской Федерации! Прошу всех встать! (Звучит гимн). Прошу всех сесть.
- Наш классный час сегодня посвящен символам России как официальным, так и неофициальным. Я - учитель и гражданин РФ, а вы тоже являетесь гражданами России, и каждый из нас должен знать и почитать символы российской государственности..
- Ребята, назовите символы нашей страны, которые вам известны. (Учащиеся называют известные символы)
- В начале нашей встречи для вас прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?
Гимн - это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях.
Гимн - это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России, его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. Гимн, который вы только что слышали, утверждён Государственной Думой в декабре 2000 г., текст утверждён бывшим президентом России В.В. Путиным 30 декабря 2000 г., слова гимна принадлежат известному писателю С. Михалкову, а музыка А. Александрову. Обратите внимание на слова гимна:
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твоё достоянье на все времена!
- Что чувствуете после прочтения гимна? (Учащиеся высказывают свои впечатления о словах гимна)
- Следующим символом Российской государственности является герб. Что вы видите на слайде? (Описывают герб)
- … (ученик) расскажет нам о гербе РФ.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.
- Третий официальный символ - это флаг.
Флаг - это святыня, по флагу мы узнаём, какой стране принадлежит гражданин, транспорт, посольство и т.д. на слайде вы видите изображение флага и загадки о его цветах. Давайте их разгадаем.
Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование. Красный цвет означал "державность", синий цвет Богоматери, под покровом которой находится Россия, белый цвет - свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России
Главой Российской Федерации является…В. В. Путин
- О всех ранее сказанных символах говорится в официальном документе нашей страны, который называется Конституцией.
- Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Являясь основой правовой системы страны, Конституция провозглашает Президента Российской Федерации главой государства и возлагает на него обязанности по защите Конституции, прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
- Мы рассказали вам только об официальных символах нашей страны: гимне, гербе, флаге, Конституции, но существуют так же и неофициальные символы, которые всегда связывают с Россией. А начну я с рассказа о столице нашей Родины – Москве.
- Москва - столица Российской Федерации, город-герой, центр Московской обл. Крупнейший в стране и один из важнейших в мире политический, промышленный, научный и культурный центр..
-И другие символы, среди, которых Красная площадь, как символ единства России, героизма российского народа, боевой и трудовой славы многих наших соотечественников, а также как место многочисленных исторических и судьбоносных событий является гордостью каждого и олицетворяет величие России. Красная площадь – символ центра страны, ее средоточие.
Кремль является символом высшего руководства России.
Кремлевские куранты на Спасской башне, давно уже стали символом не только Красной площади, но и точности, надежности и незыблемости России.
Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.
Матрешки – неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души. Выточенная из липы на токарном станке, матрешка – сложное изделие. При росписи нужно добиться, чтобы совпадали руки, и узоры на фартуке, и тесемки. У матрешки на одежке много цветов. Потому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем, только забываем об этом. А матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть.
Медведь - величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сметливостью, переходами от движений ленивых и неуклюжих - к быстрым и точным. Не случайно его изображение имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа.
О тройке поэты слагали стихи, народ сочинял частушки, художники увековечили ее в живописи и лаковой миниатюре, ваятели - в скульптуре. Тройка превратилась в достойный символ России, олицетворяющий русскую удалую и загадочную душу. Тройка - символ русского народа и его культуры с ее безудержной удалью и пронзительной лиричностью.
Тульский самовар с жемчужником на тулове, с фигурной ручкой - веткой является символом русского гостеприимства. Самовар олицетворял бытовые стороны русского образа жизни .
Балалайка — это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.
- А последний символ особенный. Чтобы узнать, что он символизирует отгадайте ребус:
(СЕМЬЯ)
- Кто знает, что же в России символизирует семью? (Ответы детей)
- Когда в нашей стране празднуется день семьи? (8 июля)
- Я думаю, что сегодня вы многое уяснили о различных символах России. А сейчас заметьте, что вы не случайно сидите за отдельными столами, вы - три команды. В каждой команде мы выберем капитана с помощью считалочки - намёка: “Белый лебедь плывёт по синему морю и встречает красный закат”. (Выбор капитанов)
- Уважаемые капитаны и их команды, проведём небольшое соревнование, которое будет состоять из двух конкурсов. Мои помощники будут членами жюри.
I конкурс(разминка)
Раздаются конверты с разноцветными полосками. Собрать на время флаг РФ.
II конкурс:
Викторина «Что я узнал о символах РФ?»
Вопросы викторины:
1. Что относится к знакам суверенитета любого государства? (Флаг, герб, гимн)
2. Что изображено на гербе РФ? (Изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.)
3. Что представляет собой Государственный флаг России? (Прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного)
4. Что такое Государственный герб? (Герб – это эмблема государства. Герб является отличительным знаком страны.)
5 Что такое гимн? (Слово “гимн” в переводе с греческого означает “торжественная песнь”. Гимны чрезвычайно разнообразны: государственные, военные, религиозные, в честь исторического события или героя)
6 В какие моменты исполняется гимн? (В особо важных случаях)
8 Назовите авторов Государственного гимна России? (Слова С.В.Михалкова, музыка А.В.Александрова)
10. Кто знает, как называли нашу страну от древних времен и до наших дней? (Киевская Русь, Российская империя, Российская республика, СССР, российская федерация.)
11. Как называется основной документ, удостоверяющий личность гражданина? (Паспорт)
12. Что символизирует всадник? (Один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества)
13. Что символизируют цвета флага? (Белый цвет - благородство, совершенство. Синий цвет - это небо, верность. Красный цвет - означает отвагу, мужество и героизм)
14 Перечислите все официальные символы РФ. (Герб, флаг, гимн, Конституция)
15. Перечислите неофициальные символы РФ. (Самовар, медведь, ромашка, Кремль, куранты, балалайка)
16. Что символизирует ромашка? (Семью, любовь и верность)
17. В каком году день семьи отмечался впервые? ( В 2008 году)
20. Кто придумал эскиз медали, которую вручают в день семьи? (Медведева С. В.)
- На этом наше соревнование закончилось. Жюри подводит итоги. Победила команда … (Награждение команд)
- Звучит гимн РФ. Прошу всех встать. (Гимн) Прошу всех сесть.
На фоне звучания колоколов учащиеся читают стихотворения:
Ученик 1:
Одна Земля вскормила нас с тобою
И принесла нам солнечные сны.
Мы как подарок унесем с собою
Ее пригорки, пашни, валуны.
Тот ранний луч, который жадно ловим, –
Лишь малый отблеск праздничной красы
Лесов, колосьев золотоголовых,
Родных садов и луговой росы.
Ученик 2:
Люблю тебя, мой край родной,
За ленту речки голубой,
За темный и красивый лес,
Люблю за синеву небес,
И за сережки на березе,
И за бушующие грозы,
И за калины красный цвет
Родной мой край, дороже нет.
- В заключение мне хотелось бы отметить, что символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего отечества. Мы гордимся прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас. На этом наш классный час закончен. Всем спасибо.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Куйтунская средняя общеобразовательная школа №1»
р.п.Куйтун
Внеклассное мероприятие
по русскому языку 2 класс
«Не пером пишут, а умом!»
Выполнила:
Горлова О.А.,
учитель начальных классов
2013г.
«Не пером пишут, а умом!»
(Внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс)
Задачи: Закреплять знания, умения, навыки учащихся.
Активизировать познавательную деятельность через групповую форму
работы.
Пробудить интерес к языку, используя занимательные задания.
Развивать наблюдательность, внимание.
Вступительная часть.
- Нашу встречу хочется начать с загадки.
---- и поит, и кормит. ---- и до Киева доведет.
-Какое слово пропущено в пословицах?
-Конечно, это язык. Ну, а сегодня он не до Киева доведет одну из команд, а до победы.
Итак, главный гость сегодня - его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские писатели.
Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин с уважением относился к родному языку.
По его мнению «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах. Ему свойственны величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно- строгий, серьезный,
где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев
Николаевич Толстой. Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить
кое-как.
Ученик 3. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку
стихотворение в прозе.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины
ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и
свободный русский язык! Не будь тебя как не впасть в отчаяние при виде
всего, что совершается дома!»
Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев предупреждал: «Берегите наш язык, наш
прекрасный русский язык, этот клад, это достояние переданное нам
нашими предшественниками».
Ученик 5. Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье.
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
Ученик 6. В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше…
- С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Все собрано в нашем языке. Надо лишь умело и бережно к нему относиться.
Отборочный тур.
- Я приглашаю вас принять участие в увлекательной и полезной игре. Игре с широким названием «КВН». Вы проверите свой интеллект и сообразительность, приобретете новые знания, расширите кругозор. Ну а девизом игры будет русская народная пословица «Не пиром пишут, а умом».
Какие команды примут участие в сегодняшней игре?
Знакомство с командами. Приветствие.
1 команда «Веселые ребята».
Мы веселые ребята, Мы отвечаем дружно,
И не любим мы скучать, И здесь сомнений нет-
С удовольствием мы с вами Сегодня будет дружба
В КВН будем играть. Владычицей побед.
2команда «Дружные ребята».
Пусть острей кипит борьба, И соревнуясь вместе с вами,
Сильней соревнование. Мы останемся друзьями.
Успех решает не судьба, Пусть борьба кипит сильней,
А только наши знания! И наша дружба крепнет с ней.
-Мы с вами собрались, чтобы «поболеть» за своих товарищей и просто отдохнуть. Но есть люди, которые пришли сюда поработать. Они любезно согласились взвалить на себя тяжкое бремя ответственности за выставленные оценки. Речь идет о нашем уважаемом жюри.
Судить будут игру ……
-Итак, команды готовы?
-Определим команду, которая первой начнет игру. Для этого нужно расставить буквы в определенной последовательности и прочитать фразу. Кто быстрее это сделает, тот и начнет игру.
9 | 2 | 4 | 8 | 1 | 10 | 6 | 3 | 7 | 12 | 5 | 11 | 13 |
о | п | р | п | в | б | д | е | к | д | е | е | е |
( Вперед к победе!)
Игровая часть
1конкурс «Разминка»
-За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
. Сколько букв в русском алфавите?
. Сколько гласных звуков в нашем языке?
. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки?
. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека?
. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное?
. Мысль, которую выразили словами.
. Принятый порядок расположения букв в азбуке.
. Из чего состоят предложения?
. Два или несколько предложений, связанных по смыслу.
. Ча-ща, пишу с буквой (а)?
.Чу-щу, пишу с буквой (у)?
2 конкурс.
( Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости.)
-На бланке напечатаны буквы в случайном порядке. Просмотрите внимательно каждую строку и попытайтесь обнаружить слова. Отыщите слова и запишите на листок. У данных слов поставьте знак ударения.
Арепкавьърколобоквремчдмашаозозолушкаыуэнвоькурочкаэдволкосъэвымечтеремвэпечкаморумсказкавятипвавуфысвмрольивсяч
(Репка, колобок, Маша, Золушка, курочка, волк, терем, печка, сказка.)
-Из какого литературного жанра взяли эти слова?
Игра для болельщиков « Подбери пару».
отец-мать внук-внучка мальчик-девочка
дедушка-бабушка мужчина-женщина бык-телка
сын-дочь дядя-тетя кот-кошка
брат-сестра сосед-соседка волк-волчица
3 конкурс капитанов.
-Прочитайте слова справа налево. Из какой сказки данные персонажи? Кого здесь не хватает?
Абаб, дед, акшым, окчия,акчорук абяр ( Курочка ряба)
Акбаб, дед, акчунв, акчуж, акшок, акшым ( Репка)
Цяаз, клов, ьдевдем, коболок, абаб, дед, алис (Колобок)
Ьдевдем, клов, акшугял, акшым, алис, цяаз( Теремок)
4 конкурс «Загадки звуков и слогов».
Пальма или сосна?
- На каком дереве растут кокосы? В названии дерева звуков меньше, чем букв.
Гадюка или уж?
-Какая из змей неядовитая? В слове- отгадке один слог.
Клест или снегирь?
-У каких птиц птенцы появляются не весной, а зимой? В слове-отгадке количество звуков и букв одинаковое.
Илья Муромец или Алеша Попович?
-Кто из русских богатырей победил Соловья-разбойника? У имени героя есть гласная буква, которая обозначает два звука.
Алеша Попович или Добрыня Никитич?
-Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных букв больше, чем согласных.
Иртыш или Обь?
-На какой реке стоит город Новосибирск? В названии реки есть буква, которая не обозначает звука.
Север или юг?
-Внутри компаса есть магнитная стрелка - сине-красного цвета. Куда показывает красный конец стрелки: на север или на юг? В слове-отгадке есть буква, которая обозначает два звука.
Сосна или ель?
-У какого дерева иголки короче? В слове-отгадке есть буква, которая не обозначает звука, но указывает на мягкость согласного, стоящего впереди.
Дуб или клен?
-На каком дереве растут желуди? Слово-отгадка заканчивается глухим согласным звуком.
Акула или щука?
-Кто из них живет в реке? В отгадке все согласные звуки глухие.
Налим или сом?
-У какой из рыб нет чешуи? В отгадке все согласные звуки звонкие.
Галка или ворона?
-Кто из птиц больше? В отгадке все согласные звуки звонкие и твердые.
5 конкурс
Командам раздаются карточки с четверостишиями ( на карточках написаны только первые части стихотворных строк) и полоски с продолжениями строк. Надо разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте, по смыслу написанного.
1команде: 2команде:
Злой кабан…(давал гудки), Кот…(накрыт к обеду был),
Пароход…(томился в клетке), Чиж…(усами шевелил),
Соловей…( сидел на ветке), Рак…(летал под облаками),
Дикобраз…(точил клыки). Стол…(гонялся за мышами).
Игра для болельщиков.
-Добавьте недостающее слово- название животного.
Голоден как(волк), труслив как (заяц), колючий как (еж), хитер как (лиса), здоров как (бык), нем как ( рыба), упрям как (осёл), болтлив как (сорока), надут как ( индюк).
Подведение итогов. Награждение команд.
Список использованной литературы:
- Соловейчик М.С. К тайнам нашего языка. Учебник для 2 класса по русскому языку. Ассоциация XXI век, 2010
- Бондаренко А.А. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. Новосибирск,2005