Эмоциональный интеллект

Акименко Кристина Владимировна

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ?

                     Известный физиолог Н. М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма».

                Давайте разбираться вместе…Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Для того чтобы развивался эмоциональный интеллект, родители, педагоги, окружающие взрослые должны помогать ребенку дошкольного возраста понимать важность, роль и значение окружающих его людей. Развитие интеллектуальных способностей ребенка не является залогом успешности ребенка в будущем.Очень важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта такими как: – умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”; – способностью сознательно влиять на свои эмоции; – умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их); – способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим; – умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения; – способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.Грамотное развитие эмоциональной сферы ребенка способствует успешной социализации его во взрослом и детском сообществах. Зарождение эмоционального интеллекта происходит непосредственно в семье, и помогают в этом вопросе мама, папа, дедушки, бабушки и другие члены семьи. Проявление и понимание всех эмоций, как положительных, так и отрицательных, важно для здоровой психики детей. Подавленные эмоции в детском возрасте отражаются на качестве жизни взрослого человека. Поэтому участие взрослыми в улучшении этих навыков важно для ребенка.        Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста происходит в несколько этапов: Ребёнок учится понимать свои собственные чувства и эмоции. На этом этапе важно вместе с ребёнком прорабатывать эмоции через сказки, мультфильмы, обсуждая и комментируя героев, задавать вопросы ребенку — а как бы он поступил в этой ситуации? Также немало важно интересоваться у ребёнка, как у него прошел день, какое настроение было. Ребёнок учится понимать чувства других, начальный этап развития эмпатии. На этом этапе очень важно со стороны родителей начать открыто показывать и рассказывать о своем состоянии, что об этом можно и нужно открыто делиться с окружающими. Объяснять ребенку, почему может не быть настроения, чтобы поиграть с ним, что есть моменты, когда хочется спокойно посидеть в тишине. Объяснять можно как на собственном примере, так и через сказки, мультфильмы. Также важно показывать через взаимоотношения между родителями важность чувств и эмоций каждого члена семьи. Ребёнок начинает пробовать управлять своими эмоциями и чувствами. На данном этапе взрослый учит ребенка, как можно экологично проявить свои негативные чувства и эмоции (сундучок злости, подушка для битья и т. п.). А также научить повышать себе настроение, для этого необходимо поговорить с ребенком о том, что ему повышает настроение.На каждом этапе возможно использование разных методических средств — ролевые игры, психогимнастические игры, коммуникативные игры, игры и задания для развития произвольности, игры для развития воображения, релаксационные методы, использование эмоционально-символических методов. Содержание работы по развитию эмоционального интеллекта может включать в себя: организацию режимных моментов, оптимизацию двигательной деятельности (физкультминутки, спортивные игры и т. д.), игротерапию, арттерапию, сказкотерапию, психогимнастику, телесно-ориентированные методы, использование наглядных пособий.Эффективными методами обучения являются — интерактивные беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность, элементы телесной терапии. Важна профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка, это возможно реализовать через снятие эмоциональных зажимов (в этом помогут подвижные игры, танцы, физические упражнения), проигрывание ситуаций для обучения владению собственными эмоциями (в этом поможет ролевая игра, сюжетами для таких игр необходимо выбирать трудные ситуации, в которых предполагается яркое проявление эмоций и чувств), беседу с ребёнком о чувствах, которые отрицательно действуют на образ «Я».Игра является основным видом деятельности дошкольника, поэтому с помощью игры можно научить понимать и принимать все чувства и эмоции, которые испытывает ребенок. Игры с эмоциональными пиктограммами — для данной игры потребуются карточки с изображениями эмоций, ребёнку предлагают вытянуть любую карточку, лежащую картинкой вниз, и изобразить эмоцию, которая на ней нарисована так, чтобы другие участники игры смогли её отгадать. Игра «Что я чувствую сегодня?» — для игры потребуются картинки с изображением эмоций, ребенку предлагают выбрать картинку, описывающую его состояние, настроение, которое он испытывает в данный момент. Игра «Узнай эмоцию по голосу» — выберите несколько фраз и произнесите их с разной интонацией, а детям предложите отгадать по голосу, что вы чувствуете и испытываете, произнося эти фразы, затем можно поменяться ролями.Уделяя внимание физическому и интеллектуальному развитию ребенка, нужно не забывать про то, что счастливый человек — это здоровый человек, который понимает себя, свои чувства и эмоции.