аттестация 2017-2018
Обобщенная информация о результатах профессиональной деятельности преподавателя русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
анализ посещенных уроков в межаттестационный период | 52.5 КБ |
anali_urokov_1.2.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХАНЫМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Мониторинговые исследования по предмету
(русский язык) и их результат
(из опыта работы)
Семёнова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы.
Мониторинг качества образования – это систематическая иррегулярная процедура бора данных по важным образовательным аспектам.
В рамках мониторинга проводятся выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным целям.
Очевидной является связь мониторинга с целями обучения, которые обычно фиксируются в планах и являются исходной основой мониторинга. Другими словами мониторинг связан с оценкой реализации целей и планов.
Мониторинг – не только основа отслеживания курса движения к целям, но и механизм корректировки целей и путей их достижения.
Под мониторингом мы понимаем совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию.
В технологию мониторинга включены контролирующие действия и результат обучения. Для того, чтобы мониторинг стал реальным фактором, он, представляя собой определенную систему деятельности, должен быть организован. Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов мониторинга, с учетом особенностей конкретной учебно-педагогической ситуации.
Более подробно остановимся на одном из видов мониторинга: сбор данных при помощи таблиц.
Объект исследования – «Правописание причастий».
Как происходит сбор данных – рассмотрим таблицу.
В верхней строке - правила.
В левой колонке – фамилия учащегося.
В таблицу выставляются оценки:
«5»;«4»;«3»;«2».
По оценкам учитель видит, какая тема учеником усвоена плохо, с кем нужно работать индивидуально, легко подсчитать результативность и качество. Такая же таблица есть и у учеников, только там, где у учителя фамилия учащегося, у них – вид работы. Учащиеся тоже видят свои плюсы и минусы.
А в течение всего года учащиеся ведут самостоятельно таблицы «Мониторинг» и «Рейтинг».
Например, таблица «Мониторинг».
В верхней строке – типичные ошибки: орфографические и пунктуационные.
В левой колонке - вид письменной работы.
Таблица заполняется во время работы над ошибками, учащиеся вносят в таблицу количество допущенных ошибок.
В результате видно, на какую орфограмму и пунктограмму сделано больше ошибок. Такой сбор информации помогает обратить внимание именно на правило, которое является «слабым звеном» конкретного учащегося.
В таблицу «Рейтинг» из таблицы «Мониторинг» переносятся данные: вид работы, дата, количество ошибок. По кривой в таблице видно, растет или уменьшается количество ошибок.
Отсюда следует, что мониторинг, как технология предусматривает определение результата обучения и его коррекцию в соответствии с установленным эталоном усвоения, выраженного в конкретных знаниях и умениях, которые усвоены обучающимся в процессе изучения данного материала.
Системная и регулярная процедура сбора данных, оценка результатов, принятие соответствующих мер является частью системы мониторинга качества образования.
«Рейтинг»
Кол-во ошибок | ||||||||||
9 8 7 6 5 4 3 2 1 | ||||||||||
К.д. №1 14.09. | Излож. 9.10. | К.д. №2 31.10. | Излож. 28.11. |
«Мониторинг»
Типичные ошибки
Орф. Вид работы | Орфографические | Пунктуационные | Общее кол-во оценок | |||||||||||
Назв. орф. | Н и НН | Безуд. гл. в корне | -не с глаг. | Окон. гл. | Прямая речь | |||||||||
К.д. №1 14.09. | 1 | 1 | 2 | |||||||||||
Изл. 9.10. | 2 | 1 | 3 | |||||||||||
К.д. №2 31.10. | 1 | 1 | 2 | |||||||||||
Изл. 28.11. | 2 | 2 |
Причастие
Правило Ф.И. | Склонение причастий | П.О. | Частица –не с прич. | Н и НН | Частица –не с глаг. | Р. | К. |
Р. | |||||||
К. |
Предварительный просмотр:
- Анализ посещенного (ых) урока (ов) в межаттестационный период
Основными направлениями деятельности в межаттестационный период Семеновой Елены Владимировны были:
- учебная деятельность – преподавание таких учебных дисциплин как «Русский язык», «Литература»,
- ведение элективных учебных предметов «Основы культуры речи», «Всемогущий и занимательный синтаксис»;
- методическая работа – разработка программно-методического обеспечения для всех выше перечисленных дисциплин;
- руководство исследовательскими работами учащихся – рефератами, научно-исследовательскими проектами;
- воспитательная работа – классное руководство;
- платные курсы «Теория и практика сочинений разных жанров»
- занятия по индивидуальному маршруту с высокомотивированными учащимися.
За межаттестационный период (2013-2017 годы) было посещено 7 уроков русского языка и литературы: урок развития речи «Мастерица Саване», «Особенности письма как эпистолярного жанра», урок анализа текста «Наука ненависти» (по произведению М.Шолохова), урок литературы «Левша – это…», «Систематизация знаний по пьесе М.Горького «На дне» (общеметодологической направленности), «История одного слова», «Одно письмо – всего-то лишь одно» (по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин»); внеклассных мероприятий - 5 («Путешествие в страну Русского языка», «Разговор с учащимися», «Знакомство с Библией», «Корни и ветви» (из родословной великого поэта А.С.Пушкина), «Семейный Пушкинский альбом»).
Планирование уроков проводится согласно требованиям к современному уроку по ФГОС ООО и ФГОС СОО. Рабочие программы составлены на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и литературе. Учебники соответствуют федеральному стандарту, утвержденному Министерством образования РФ. Тема уроков и мероприятий соответствует плану учебной программы. Домашнее задание носит творческий и исследовательский характер, соответствует темам и интересам учащихся.
Уроки, в зависимости от поставленных целей, были разных типов: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков, урок рефлексии, урок систематизации знаний (общеметодологической направленности), урок развивающего контроля, урок-исследование (урок творчества). Проводилась работа в группах, как важный аспект развития коммуникативных УУД.
Елена Владимировна использует разные общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (воспроизведение), проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.
Учитель в условиях реализации требований ФГОС ООО владеет наиболее актуальными технологии: информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, Кейс – технология, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии.
Каждый свой урок Елена Владимировна проводит на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищет новые формы обучения, позволяющие увлечь детей. Владение современными образовательными технологиями помогает Елене Владимировне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества. Очень часто в свои уроки литературы она вставляет видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Использует на уроках диски с записями фильмов по мотивам произведений писателей. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, её ученики в полном объеме просмотрели дома фильм Сергея Бондарчука « Война и мир» и новую версию этого фильма, совместный проект Франция и Россия. Позже на уроке их обсуждение вылилось в бурную дискуссию об их достоинствах и недостатках.
В течение нескольких лет учитель создает домашнюю видеотеку, её материалы часто используют на уроках литературы коллеги Семеновой Е.В. Показав один из эпизодов фильма по одноимённому произведению А.С.Пушкина « Барышня-крестьянка», она сумела заинтересовать детей творчеством поэта так, что дети смотрели фильм и на переменах.! Прочитать драматическое произведение - это одно, а увидеть его на сцене– совсем другое. Теперь на уроке литературы совместно со Школой искусств (Елена Владимировна является участником театрального отделения музыкальной школы) есть возможность познакомиться с театральными постановками великих драматургов. На урок пришёл « Ревизор, «Вий» В.Гоголя, «Гроза» Н.А.Осторвского, «Вишневый сад» А.П.Чехова.
При помощи интернета ученики посещают Ясную поляну, бродят по толстовским местам или слушают экскурсовода в музее С.А.Есенина в селе Константиново, читают дневники М.А.Булгакова. Используя электронную библиотеку, педагог смогла познакомить ребят с произведениями О.Громовой «Сахарный ребенок», С.Алексиевич «Чернобыльская молитва», Г.Яхиной «Зулейха открывает глаза», А.Чудакова «Ложится мгла на старые ступени».
Ещё один из приёмов применения ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников. В практике работы Елены Владимировны используются «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «БСЭ», «Кирилл и Мефодий. Русский язык.5-11 класс», «Кирилл и Мефодий. Литература.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», «ЕГЭ по русскому языку», диски MP3 c записью текстов литературных произведений.
Елена Владимировна постоянно совершенствует свою профессиональную деятельность, изучая и применяя новые технологии обучения, читая методическую литературу, предметные журналы «Русский язык в школе», «Литература в школе», газету «Литература» (приложение к газете «Первое сентября»), литературу по психологии, педагогике. Является членом сообщества учителей русского языка и литературы на сайте http://it-n.ru (сеть творческих учителей), членом профессионального сообщества педагогов на сайте http://proshkolu.ru/ («Про школу»), http:// edu-reforma.ru, http://pedsovet.su
В её педагогическом арсенале – многообразие видов нестандартных уроков (уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки-соревнования, проблемные уроки, а в старших классах – лекционно-семинарская система обучения), накоплен за годы преподавательской деятельности богатый дидактический и наглядный материал.
Важное место в деятельности учителя занимает развитие самостоятельности суждений школьников. Поэтому она стремится не сообщать знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведения наблюдений. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения.
На протяжении своей педагогической деятельности учитель организует взаимодействие с родителями и общественностью: привлекает родителей и общественность к решению учебных и воспитательных проблем в классе. По мере необходимости состоятся беседы, экскурсии, поездки, решение проблем жизни класса. На родительских собраниях, помимо докладов на воспитательные темы, проводятся анкетирование, ролевые игры, решение педагогических ситуаций. Практикуются совместные собрания родителей и детей. Обобщается опыт работы отдельных родителей в воспитании детей. Выпускаются газеты, бюллетени, презентации, выступления на родительских собраниях.
Для создания благополучной обстановки в классе (отношение учителя с учащимися, учеников друг с другом) Елена Владимировна принимает участие в совместной организации праздников «Горячее эхо памяти», «Вахта памяти», театральных постановок «Возвращение», «Вий», круглых столов.
На уроках и мероприятиях Елены Владимировны прослеживается, что учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата, и это важный позитивный момент. Учитель уверенно и грамотно использует эффективные методы работы с информацией; успешно организована поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность учащихся; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Из анализа видно, что учитель умеет отбирать учебный материал с точки зрения наличия в нем элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера; элементов развивающего характера; вариативности.