Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях

Дензин Чечена Крылововна

Предварительный просмотр:

Доклад для «Школы молодых учителей» кожууна Дензин Ч.К. – учителя начальных классов

До 2015 года в России должно быть разработано 800 профстандартов, которые придут на смену квалификационным справочникам. Сегодня проект профессионального стандарта педагога широко обсуждается педагогическим сообществом и общественностью.  По словам министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, после того как профстандарт учителя будет внедрен в полном объеме, он станет основой и для проведения аттестации, и для выстраивания траектории повышения профессионального уровня каждого учителя.                                                                             В соответствии с Приказом Министерства труда и соцзащиты РФ № 544н с 1 января 2015 года при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, установлении систем оплаты труда и разработке должностных инструкций директор школы должен руководствоваться профессиональным стандартом "Педагог".

Профстандарт был разработан и утверждён в прошлом году. Однако некоторые его положения вызывают массу вопросов у руководителей школ и педагогических коллективов.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями обуславливается следующим:

                    · Работа с одаренными учащимися.

                    · Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

                    · Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

                    · Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

                    · Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Появлению профессионального стандарта способствовал ряд факторов:

  • БЫСТРО МЕНЯЮЩИЙСЯ МИР                  
  • НЕОБХОДИМОСТЬ  УСТРАНЕНИЯ   ДЕФИЦИТА  ЗНАНИЙ                      
  • НЕОБХОДИМОСТЬ  ОВЛАДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ                
  • ПОТРЕБНОСТЬ  В    ПОСТДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ И САМОБРАЗОВАНИИ (ФОРМАЛЬНОМ И ИНФОРМАЛЬНОМ)        
  • ЦЕННОСТНОЕ  ОТНОШЕНИЕ  К ОБРАЗОВАНИЮ (ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ)

Профессиональный стандарт педагога

Содержание

1. Область применения.

2. Цель применения.

3. Термины и определения применительно к педагогу.

4. Содержание профессионального стандарта педагога.

4.1. Часть первая: обучение.

4.2. Часть вторая: воспитательная работа.

4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности).

4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.

4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога.

6. Заключительные положения.

 Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени. Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Характеристика стандарта

В нем определяются основные требования к квалификации педагога.

Может дополнится региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога)

Может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.)

Является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы

Отражает структуру профессиональной деятельности педагога

Выдвигает требования к личностным качествам педагога, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Профессиональный стандарт педагога

1. Область применения. Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

2. Цель применения

2.1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

2.2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

2.3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.

2.4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:

· Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.

· Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

· Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

3. Термины и определения применительно к педагогу

3.1 Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций.

3.2 Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

3.3 Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий

перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

3.4 Региональное дополнение к профессиональному стандарту:

документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.

3.5 Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.

3.6 Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.

3.7 Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

3.8 Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.

3.9 Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.

3.10 Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.

4. Содержание профессионального стандарта педагога

4.1. Часть первая: обучение

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1).

4.2. Часть вторая: воспитательная работа

Педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

16.  Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11.  Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

20.  Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе

Педагог начальной школы должен

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

5.1. Общие подходы

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.

5.2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

5.4. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

5.5. Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов. Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.

5.6. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.

Реализация ФГОС НОО направлена на достижение конкретных ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ .

Главным результатом начального образования – должен стать «профессиональный ученик». Ученик – умеющий учиться.

Профессиональный стандарт педагога, уже в введении к  концепции констатирует:  «главным профессиональным  качеством, которое педагог должен демонстрировать своим ученикам, становится умение  учиться.



Предварительный просмотр:

Доклад подготовлен Дензин Ч.К.-учителем начальных классов

МБОУ СОШ с. Морен Эрзинского кожууна (для кожуунного педчтения)

Методика составления учебных проектов в начальной школе.

В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые  определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться», соответствующие национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Среди характеристик школы XXI  века обозначена как приоритетная - следующая: «Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы обучения. Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится – технология учебных проектов – популярный вид детского практико-ориентированного исследовательского творчества.

     Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому  выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.

Введение  занятий «Учебные творческие проекты», обусловлено еще и  тем, что в последние годы  мощное движение всеразличных  конкурсов для младших школьников  дает интеллектуальное развитие учащимся как в индивидуальной, так и групповой форме, где ребенок может развивать свои способности в интересующей его области.

 Проектная деятельность – это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, стимулирующая самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта.
             Технология   учебных проектов  позволяет выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выбрать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
               Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению с первых дней их школьной жизни. Участие в проектной деятельности позволяет организовать и совместную деятельность учащихся и родителей.

        Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств  творческой личности.

        В создании проекта ставятся следующие задачи:

  • включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ);
  • выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;
  • развить сообразительность и творческую активность учащихся.

        Какими дети рождаются, это от них не зависит. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться. Развитие творческих способностей не может проходить без развития мышления. Мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли. Не мыслям надо учить, а учить мыслить.

            Проектная деятельность направлена на овладение обучающимися совокупностью учебно-познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий.

Этапы проектной деятельности: (Слайд № )

•    Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта.

•    Обсуждение возможных вариантов; сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов; сбор и изучение информации; определение формы продукта и требований к продукту; составление плана работы, распределение обязанностей.

•    Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений.

•    Подготовка и защита презентации.

•    Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Что дает работа над проектом? (Слайд № )

  • дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
  • приносят в класс литературу, анализируют статьи;
  • делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;
  • посещают местные организации и предприятия;
  • совершают учебные экскурсии по родному краю;
  • посещают музеи и другие учреждения культуры;
  • проводят экологический мониторинг;
  • занимаются краеведческой работой

На основе полученной информации: (Слайд № )

  • составляют списки, отчеты;
  • выпускают разовые или периодические бюллетени;
  • выступают перед учениками своего класса или школы;
  • пишут рефераты;
  • пишут заметки в местные газеты;
  • фотографируют.

  Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться: (Слайд № )

  • Расширять кругозор в интересующих их областях знаний
  • Находить источник информации;
  • Извлекать информацию, относящуюся к теме;
  • Планировать работу над проектами;
  • Сотрудничать друг с другом;
  • Доводить начатое дело до конца

Умения и навыки проектной деятельности,  формируемые в процессе работы над проектом (Слайд № )

1) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

2) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

3) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

4) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов;

5) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

6) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов,  проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров.

Формы организации  процесса. (Слайд № )

Проведение урочных и внеурочных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Технологии, методики при составлении учебных проектов: (Слайд № )

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

        • с уроками русского языка и родного языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

        • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

        • с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов.        

  • с уроками ОМ:

     Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: (Слайд № )

  • альбом
  • газета
  • журнал, книжка-раскладушка
  • коллаж
  • макет
  • модель
  • музыкальная подборка
  • наглядные пособия
  • плакат
  • план
  • серия иллюстраций
  • справочник
  • стенгазета
  • сувенир-поделка
  • сценарий праздника
  • учебное пособие
  • фотоальбом

        Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным. Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить и при организации обучения творчеству мы исходили из следующих положений:

  • Маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков. Следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее;
  • Творческую деятельность младшего школьника мы рассматриваем в совокупности с самостоятельной и не проводим резкой грани между ними, так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого. Самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. Без такой самостоятельности сколько- нибудь серьёзно о творчестве говорить, пожалуй, нельзя. А творчество в нашей работе, как уже отмечалось, проявляется в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.
  • Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному». Можно использовать следующие формы: творческая работа (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т. д.); сообщение, доклад, исследование;
  • Работы должны выполняться с соблюдением грамотности. Грамотность – это правило. Знание правил и умение применять их на практике дают мастерство.

Основываясь на этих положениях, попытаемся разграничить работу над проектом по различным областям:

  1. Наиболее яркие, значимые виды деятельности для младшего школьного возраста:
  • творческие;
  • социальные;
  • поисковые;
  • информационные;
  • исследовательские.
  1. Содержание проектов, учитывающее интересы младших школьников по предметам:
  • экологические;
  • филологические;
  • информационные;
  • художественные;
  • исторические и т. д.
  1. Работа над проектами может подразделяться на:
  • индивидуальные;
  • групповые.
  1. Выход на аудиторию:
  • классные;
  • школьные;
  • муниципальные;
  • региональные и т.д.
  1. По временным рамкам исполнения:
  • долгосрочные;
  • краткосрочные.
  1. Защита проектов может проходить как:
  • научно-практическая конференция;
  • стендовая защита;
  • видеозащита;

и подразделяться на две формы: очная и заочная.

Предлагаем к рассмотрению последовательность работы над проектом: (Слайд № )

  1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.
  2. Выбор проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.)
  3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме.
  4. Определение цели и задач проекта.
  5. Составление плана работы над проектом.
  6. Сбор информации:
  • анализ предметной и дополнительной литературы;
  • опрос;
  • использование коммуникативных источников;
  • посещение музеев, выставок, библиотек.
  1. Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.
  2. Подведение итогов, составление  портфолио (папка документов).
  3. Защита проекта.
  4. Конечный этап работы над проектом – рефлексия.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами. Один, с группой, с учителем, с другими людьми. Спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

1. Выделение внутреннего учебного материала.

2. Организация целесообразной деятельности.

3. Обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.

Программа методов проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь ребята получают необходимые знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом жизненном материале, учась разбираться путем проб в реальной жизни.

В основе метода лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающий, с одной стороны, использование разных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла и гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Исследовательский предмет может быть по содержанию: (Слайд № )

·  Монопредметным – выполняется на материале одного  конкретного предмета.

· Межпредметным – интегрируется смежная тематика нескольких предметов.

·  Надпредметным (например «Шахматы – хобби моей семьи») выполняются  в ходе факультативов, изучения курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.

Основные требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательской, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного здания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, сценарий школьного спектакля и т.д.

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Определение конечных целей совместных или специальных проектов.

5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов:

- Определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования.

- Выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования.

- Оформление конечных результатов.

- Анализ полученных данных.

- Подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и т.д.).

Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологиям проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией проектного метода.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Выбор тематики по классам.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами  в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

  1. КЛАСС. (Слайд № )

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

         Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем:

  1. «Моё имя»
  2. «Моя семья»
  3. «Моё любимое животное» и т.д.

  1. КЛАСС. (Слайд № )

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первом полугодии второго класса.

Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.

Начиная со второго полугодия  второго класса, можно приступить к работе над объёмными долгосрочными проектами.  Вот один из вариантов работы над проектом «Мои друзья».

  1. Проводится беседа с учащимися, где предлагается для рассмотрения несколько проблем по различным темам, которые предлагают дети.

       В этой беседе учитель должен психологически тонко нацелить детей на выбор той проблемы, которая в данный момент актуальна. Для восьмилетних детей более значима и близка проблема отношений между сверстниками. Поэтому была выбрана эта проблема.

  1. Проблема выбрана. Теперь выбираем тему проекта.

Дети предложили назвать проект «Мои друзья». Проходит обсуждение темы проекта. Беседа о дружбе.

  1. Дети вместе с учителем составляют план работы над проектом:
  • Рисунки и письма к проекту «Мои друзья».
  • Создание рисунка в программе «ЛогоМиры» по теме «Портрет друга».
  • Ребята пишут мини-сочинение «Письмо другу».
  • Обсуждение плана действий по теме «Поход к другу на день рождения» (алгоритм похода, изготовление подарка другу, подбор стихов-поздравлений).
  • Проводится конкурс рисунков на тему «Мы с друзьями на прогулке».
  • Художественно-творческое оформление пословиц и поговорок о дружбе.
  1. Создание проекта по этапам плана.
  2. Выставка проектов.
  3. Подведение итогов.
  4. Защита проектов. Рефлексия.

  1. КЛАСС. (Слайд № )

В третьем классе работа над проектом более расширена. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

  1. КЛАСС. (Слайд № )

В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.

        Необходимо сказать о важной черте, которая объединяет работу над проектами во всех классах – это осуществление межпредметных связей. Работая над проектом,  мы не можем ограничиться изучением материалов по одному предмету, знания в каждой предметной области переплетаются и дополняются знаниями из другой (или нескольких) предметных областей:

ПРОЕКТ «Мои друзья» - представлены предметные области:

- русский язык – чтение – развитие речи – изобразительное искусство – информатика – технология;

ПРОЕКТ «Времена года» - представлены предметные области:

- природоведение – изобразительное искусство – технология – информатика – ОХК;

Один из важнейших и значимых для младших школьников этап – защита проекта. Защита проекта проходит после составления портфолио проекта. Подготовка к защите проводится под руководством учителя. Вместе с учителем дети составляют план выступления, выделяя основные моменты, которые должны быть обозначены в защите проекта.

 Представляем один из вариантов плана выступления учеников по защите проекта: (Слайд № )

  1. Представление авторов проекта.
  2. Актуальность выбранной темы.
  3. План выполнения проекта.
  4. Составляющие детали плана.
  5. Источники получения дополнительных знаний
  6. Для чего выполнялась работа. Вывод.

В работе над проектами, не только исследовательскими, но и многими другими, используется исследовательский метод, и поэтому остановимся над характеристикой этого метода.

Исследовательский метод или метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода. Определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждения возможного применения полученных результатов.

Реализация метода проектов и исследовательского на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Роль учителя при выполнении проекта

Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьника вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающего у значительного количества школьников.

У учащихся при выполнении проекта возникает свои специфические сложности и их преодоление и является из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

-  намечать ведущие и текущие (промежуточные цели и задачи;

-  искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

- осуществлять и аргументировать выбор;

- предусмотреть последствия выбора;

- действовать самостоятельно (без подсказки);

- сравнивать полученное с требуемым;

- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования.

Роль учащихся в выполнении проекта

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в команде. При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научиться при обычной «Урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это – не верно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем защиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку окружающего мира себя в этом мире.

Преимущества  технологии учебных проектов – это энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. И наши учащиеся с большим энтузиазмом занимаются не только групповыми, но и индивидуальными проектами, и таких желающих с таким годом всё больше и больше.

Список использованной литературы:

  1. Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. - № 10. – С.2-3
  2. Мальцева Л.Р. Опыт организации творческих дел младших школьников. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 30 августа
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара, издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с
  4. Савенков, А.И.  Я- исследователь : учебник – тетрадь для младших    школьников. – Самара: Изд-во «Учебная литература». – 2004. – 32 с.
  5. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности. М:Баласс,2011
  6. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов, М: Баласс, 2011
  7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
  9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
  10. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.