Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Подготовил:
Воспитатель ГБДОУ детский сад №12 Московского района
Санкт- Петербурга
Холина Екатерина Александровна
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о различных свойствах предметов и явлений окружающего мира. Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений окружающей действительности. Поэтому полноценное интеллектуальное развитие ребёнка невозможно без развития полноценного восприятия.
Сенсорное развитие – это часть общего развития малыша, которая выступает первоначальной основой формирования его умений и навыков. Можно сказать, что это развитие восприятия ребенка и формирование у него знаний о форме и цвете предметов, их величине, запахе и вкусе, о положении в пространстве [3, с. 18].
Восприятие происходит при участии всех органов чувств (глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа). Однако, наличие органов чувств есть лишь предпосылкой для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка этих органов чувств с самого раннего возраста. Ребенка необходимо научить определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов, а не просто учить различать свойства предмета. Для этого существуют сенсорные эталоны, с помощью которых можно сравнивать различные предметы.
Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Выделяют:
- Эталоны цвета - это семь основных цветов;
- Эталоны формы - геометрические фигуры;
- Эталоны величины - метрическая система мер;
- эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса.
В процессе восприятия ребёнок постепенно накапливает зрительные, вкусовые, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные образы, что позволяет ему находить общие и отличительные черты предметов и явлений.
В два года у малыша основным направлением сенсорного развития выступает восприятие предметов. Постепенное знакомство с ними и их свойствами формирует у ребенка образы их восприятия. Сначала малыш ориентируется на характерные признаки предмета и сочетание сенсорных характеристик. К примеру, мягкий пушистый шарфик малыш назовет похожим на зайчика, а на меховую шапку он может сказать – киска, зеленый цвет – «как лягушка». В два года у ребенка уже закрепляется восприятие величины предмета. Он может показать, какой мячик большой, а какой маленький. Восприятие у детей становится более осмысленным, потому что они уже умеют сопоставлять. Дети изначально ориентируются по форме предметов, а образцом для них служат опредмеченные названия. Предметы круглой формы - это для них - мячики или шарики.
В два - три года ребенок учится сравнивать свойства предметов, выполняя с ними определенные действия. Например, ему нужно собрать пирамидку, разместив сначала большие, а затем маленькие круги [9, с. 11].
В целом, к двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с тем, что ребенок уже умеет сравнивать, сопоставлять. Уровень сенсорного развития такой, что у ребёнка уже сформировано умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию некоторых свойств.
Для детей третьего года жизни при благоприятных условиях развития характерен более ускоренный темп сенсорного развития. В этот возрастной период сенсорное воспитание выступает, с одной стороны, основной линией развития, а с другой - все остальные линии развития базируются на сенсорной основе
Значение сенсорного развития особенно важно в раннем и дошкольном возрасте. Именно этот возраст есть наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Однако, без целенаправленного воспитания сенсорное развитие происходит стихийно, в результате чего оно оказывается неполным или неправильным. Поэтому необходима организация систематической работы родителей и педагогов с детьми, направленная на развитие и обогащение сенсорного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о качествах и свойствах предметов.
Большую роль играет в этом сенсорное воспитание. Под сенсорным воспитанием в педагогике понимают целенаправленное педагогическое воздействие, которое обеспечивает формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия детей. Конечным результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и есть сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей.
В истории педагогики разработано огромное количество систем сенсорного воспитания, которые были ранее разработаны педагогами (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И. Тихеева и др.). В современной педагогической науке систему сенсорного воспитания разрабатывали А.П. Усова, Н.Сакулина, Н.Ветлугина, А.Леушина и др.
Однако, прежде, чем начинает целенаправленное сенсорное воспитание изначально необходимо провести диагностику сенсорного развития детей. Для этого можно использовать ряд заданий, которые помогут педагогу понять знают ли дети основные цвета, фигуры и т.д. Для этой цели можно использовать следующий материал:
1. Пластмассовая или деревянная доска с прорезями круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя и плоскими геометрическими фигурами, основание которых соответствует по форме одной из прорезей;
2. Коробка с шестью прорезями — круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
3. Пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);
4. 5 больших кубов желтого цвета; 2 больших куба красного цвета; 2 больших куба синего цвета;
5. 5 больших шаров желтого цвета; 2 больших шара красного цвета; 2 больших шара синего цвета;
6. Цветные кубики — 5 желтых; 3 красных; 3 зелёных; 3 оранжевых; 3 белых;
7. 1 трёхкомпонентная и 1 четырёхкомпонентная матрешки;
8. 3 пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.
Детям следует дать следующие задания:
1. Вложить геометрические формы в соответствующие разрезы.
2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
3. Сложить трёхкомпонентную матрешку.
4. Сложить 3 пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из трех убывающих по величине колец.
5. Сложить предметную картинку, которая разрезана вертикально на 3 части.
Таким образом, можно выявить следующие уровни сенсорного развития детей 2-3 лет:
Низкий уровень – ребёнок выполнял задания путём проб. Он брал фигуру и по очереди пробовал ее запихнуть в каждую прорезь, т.е., он не видел аналогии между фигурой и похожей прорезью.
Средний уровень – действия ребенка на уровне примеривания. Ребенок видит примерную схожесть. Он подносит фигуру, например, треугольника к прорези полукруга, видит, что она не подходит и находит прорезь треугольника. Он уже не проверяет все прорези, а видит схожесть.
Высокий уровень – ребенок действует на уровне зрительной ориентировки. Он сразу выделяет существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполняет действия сразу правильно без предварительного примеривания.
Данная технология основана на разработках Е.А.Стребелевой
Таким образом, можно сделать выводы, что сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста – очень важный этап в формировании образов окружающего мира. Для адекватного восприятия цвета, формы, вкуса ребенку необходимо полноценное сенсорное воспитание. Перед его началом целесообразно провести диагностику сенсорного развития ребенка, чтобы можно было понять с чего следует начинать работу. Однако, определенную роль в этом могут сыграть педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка, о которых мы поговорим в следующих главах нашей работы.