Результаты профессиональной деятельности педагогического работника, в целях установления квалификационной категории. Уважаемые посетители! В целях исполнения Закона 152-РФ от 27.07.14г. "О защите персональных данных" все фото и видео размещены с согласия

Менлязова Анастасия Александровна

Раздел №1. " Результативность профессональной деятельности по выявлению и развитию воспитанников способностей к научной (интеллектуальной), творческой,физкультурно-спортивной деятельности

 

Раздел №2 " Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатлв профессиональной деятельности"

 

Раздел №3. "Результативность деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе"

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД  № 5

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ  РАЙОН

Методическое пособие

Педагогическая профилактика детского наркотизма у дошкольников.

C:\Users\2016\Downloads\лого.jpg 

                                                                                               Составитель:

социальный педагог

 Менлязова Анастасия Александровн

2022г.

Содержание

1. Пояснительная записка

  1. Легче предупредить …………………………………………….. стр.3
  2. Прививка против дурмана ………………………………………стр.4

2. Основной раздел

2.1 Что знают дошкольники о наркогенных веществах…………… стр. 5

2.2 Как относятся дошкольники к наркогенным веществам……… стр.7

2.3 Как ведут себя дети по отношению к наркогенным веществам…стр. 9

2.4 Что может вызвать тревогу…………………………………….. стр.11

2.5. Почему это опасно ……………………………………………...стр. 14

3. Заключение……………………………………………………….. стр. 18

4.Приложение ………………………………………………………..стр. 19


1.1 Легче предупредить

Наркотики и дети. Два эти слова, само сочетание которых кажется противоестественным, сегодня все чаще ставятся рядом. К сожалению, приходится признать, что общество оказалось бессильным перед натиском дурмана. Число юных поклонников наркотиков год от года растет. Среди них — не только дети из неблагополучных семей, т. е. традиционная группа риска, но и внешне благополучные подростки, не вызывающие особых тревог у учителей и родителей. Наркотические вещества становятся привычными среди молодежи, плащ черного дурмана может накрыть любого ребенка — большого или маленького, мальчика или девочку.

Тут же возникает вопрос: а когда нужно начинать воспитывать у детей устойчивость к пагубному соблазну? Возможно, наш ответ покажется неожиданным для многих взрослых. Но мы твердо убеждены — формировать антинаркотический «иммунитет» следует уже у дошкольников. И вот почему.

В наши дни резко снижается возраст первого знакомства детей с наркотиками. Как свидетельствуют данные наркологических служб, 12% несовершеннолетних потребителей дурмана попробовали пагубное вещество в 8—12 лет. А к 14—15 годам у каждого второго школьника в крупных российских городах уже имеется эпизодический опыт одурманивания.

Между тем, золотое правило медицины — «болезнь легче предупредить, чем лечить», — в полной мере справедливо и в отношении наркомании (к тому же, по мнению многих специалистов, наркомания практически неизлечима). Лучший способ профилактики — антинаркогенное воспитание. Это длительный и сложный процесс, затрагивающий многие стороны жизни малыша. Поэтому он должен начинаться задолго до того, как у ребенка появится реальная возможность встречи с наркотическим соблазном. Зарубежные психологи считают наиболее целесообразным организацию антинаркогенной подготовки уже в дошкольном возрасте. В большинстве стран она является обязательным компонентом воспитания и образования малышей.

Если проблемы детской наркомании не оставляют вас равнодушными, значит, мы — соратники. Попробуем вместе, объединив усилия, найти эффективные нуги борьбы со злом.

  1. Прививка против дурмана

«Да что это вы придумали — с малышами о наркотиках говорить!» — в полупустом коридоре детского сада гулко раздавался возмущенный голос одной из мам. Она только что узнала, что в группе, которую посещает ее девочка, будут проводить специальные профилактические занятия. «Да моя дочка-то о наркотиках ничего не слышала!»

Опасения мамы можно понять. Вдруг столь раннее обращение к теме спровоцирует у ребенка нездоровый интерес к проблеме? Сумеют ли малыши разобраться в таких сложных вопросах? И какой должна быть профилактическая работа в этом направлении с детьми дошкольного возраста? Попробуем разобраться.

Исследования показывают: началу знакомства с наркотиками у молодых людей всегда предшествует использование алкоголя и курение. Вообще, все три группы веществ (алкоголь, никотин, наркотики) без всякого преувеличения могут быть названы родственниками: схож их механизм действия на организм, однотипны причины, по которым люди прибегают к ним. И недаром в народе говорят: «Курилка идет, горилку за собой- ведет». Приобщение к одному виду одурманивания — это своеобразное протаптывание дороги для другого.

Существуют специальные термины: все формы одурманивания обозначаются словом наркотизм (повторимся, сюда относится и использование алкоголя, и курение, и применение наркотических и токсикоманических средств), а все виды одурманивающих веществ называются наркогенными.

Поэтому ранняя профилактика наркотизма среди дошкольников должна носить комплексный характер, рассматривать вопросы предупреждения любых его проявлений.

Важно, чтобы содержание педагогической работы строилось с учетом реальной наркогенной ситуации в среде

 несовершеннолетних. Как оказывается, большинство малышей впервые узнают вкус алкоголя в 5—7 лег, пробуют курить в 7—10. Знакомство же с наркотическими и токсикоманическими веществами (как уже говорилось выше) происходит значительно позже. Поэтому при работе с дошкольниками основное внимание следует сосредоточить на профилактике наиболее реальных для этого возраста форм наркотизма. Вопросы, связанные с наркотиками и токсикоманическими веществами, рассматриваются лишь в самом общем плане (воспитатель сам решает, как н в каком объёме давать такую информацию).

Но и полностью избегать этой темы не стоит. Ведь большинство детей к 5—6 годам уже наслышаны о существовании такого рода одурманивающих веществ. Родители могут считать, что благодаря контролю и вниманию, их маленькому сыну или малышке-дочери не грозит встреча с наркотиками. Но смогут ли взрослые обеспечить антинаркотическую безопасность и позже, когда ребенок повзрослеет и станет подростком? Ясно, что стоит побеспокоиться об этом заранее и уже сейчас подготовить его к возможной встрече с дурманом.

Особенность педагогической профилактики заключается в том, что она должна носить не запрещающий, а скорее, альтернативный характер. Конечно, нужно настойчиво формировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но не менее важно показать, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой.

При организации профилактической работы следует соблюдать принцип «запретной информации». Это значит, что полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркогенным веществам: например, рассказ о каких-то «привлекательных» свойствах различных одурманивающих веществ или о способах их применения.

И еще одно, очень существенное, на наш взгляд, замечание. Предупреждение наркотизма должно быть тесно связано с воспитанием у детей общей культуры здоровья. Одурманивание, психологи неслучайно называют само разрушающим поведением. Поклонник дурмана действительно разрушает свое тело и душу. Поэтому столь необходимо, чтобы уже в раннем возрасте дети хоть в какой-то степени понимали, насколько совершенен и уникален человеческий организм и что он заслуживает к себе самого внимательного и бережного отношения.

2.1Что знают дошкольники о наркогенных веществах

Как правило, к 5—6 годам детям известны названия различных одурманивающих веществ, особенности их внешнего вида, свойства (цвет, запах, консистенция). Малыши знают, как и при каких обстоятельствах используются некоторые наркогенные соединения (водку и шампанское пьют по праздникам, сигареты мама курит, когда нервничает, а папа, когда работает над чем-нибудь).

Надо сказать, что сведения о наркотизации, которые имеются у дошкольников, весьма противоречивы. Конечно, им известно, что наркогенные вещества вредны для здоровья человека. Однако объяснить, в чем именно заключается этот вред, ребята не могут. И вот тут кроется весьма серьезная проблема. Дело в том, что, с одной стороны, малыши осведомлены о том, что курить, пить алкогольные напитки и т. п. вредно. С другой стороны, они ежедневно видят, что курят и пьют в разных обстоятельствах их родители и знакомые и никаких видимых негативных последствий это не вызывает. В сознании ребенка возникают несоответствующие представления — противоречия.

Стремление преодолеть их (выяснить, в чем же правда) способно провоцировать раннюю наркотизацию.

А откуда поступает к детям информация о наркогенных веществах и наркотизации? Прежде всего, конечно, из семьи.

Взрослые часто даже не подозревают, как много узнают ребята, просто наблюдая за их поведением: как держать, зажигать сигарету, как чокаться, чем может помочь сигарета или бокал вина — снять боль, раздражение, улучшить настроение... Мамы и папы считают ненужным, опасным, несвоевременным разговор со своими детьми об опасности наркотизации и... совершенно легкомысленно относятся к тому, что их чада являются свидетелями их собственных пагубных пристрастий.

Что делать взрослым? Большинство из нас вряд ли сможет совершенно отказаться от утренней сигареты или рюмки коньяка в морозный день... Но совершенно обязательно поговорить об этом с ребенком, рассказать, в чем заключается вред одурманивания, объяснить, почему папа или мама используют опасное для здоровья вещество и почему подражать им не стоит. И, конечно, постараться сделать так, чтобы ребенок не является постоянным очевидцем проявления вредных привычек взрослых (папа может и должен курить вне квартиры, ребенка не всегда полезно сажать за стол вместе со взрослыми гостями и т.д.).

Значительную роль в информированности малышей по данной проблеме играют сведения, полученные от сверстников или более старших подростков. В детской среде обсуждаются весьма специфические вопросы: «положительные» свойства наркогенных веществ, их жаргонные обозначения. Кстати, в ходе нашего исследования выяснилось, что большинство дошкольников знают значение таких слов, как «кайф», «колеса» и т. д. Именно от своих знакомых-сверстников ребята впервые  узнают о существовании самих наркотиков.

Безусловно, свою долю негативного влияния вносят и средства массовой информации. Редкий «взрослый» фильм или передача обходятся без эпизодов, где мудрые решения принимаются под дымок сигарет, а самые интересные разговоры ведутся за ресторанным столом при звоне бокалов. Такие кадры часто могут служить своеобразной инструкцией по применению дурмана. Более того, зачастую без сигарет и рюмки не обходятся и герои мультфильмов.

Увы, чаще всего подобные сцены формируют представление обыденности одурманивания, его общепринятости.

Специальных же передач, ориентированных на малышей и рассказывающих об опасности употребления наркогенных веществ либо до сих пор не существует, либо они мало кому известны.

Итак, приходится признать — сегодня дошкольники владеют довольно обширным объемом информации о наркотизме. К сожалению, при этом превалируют сведения, способные облегчать реальное знакомство с дурманом. Данные же, способные защищать от наркогенного соблазна, весьма незначительны.

2.2 Как относятся дошкольники к наркогенным веществам

Кто из взрослых не восклицал в сердцах, устав от бесплодных «воспитательных» попыток повлиять на сына или дочь: «Говорю, говорю, а ты все равно делаешь по-своему!» Причина проста: сведения, сообщаемые взрослым, не приобрели личностной оценки у ребенка.

В полной мере это относится и к информации, связанной с наркотизмом. Она лишь тогда оказывается способной влиять на поведение малыша (положительно или отрицательно), когда становится личностно значимой.

От чего зависит отношение детей к различным аспектам наркотизации? Прежде всего ребенок усваивает оценки наиболее значимых для него людей, пользующихся особым авторитетом. Понятно, что таким образцом для подражания являются родители. Так, к примеру, у малыша, чей отец курит, сам процесс курения тесно связывается с образом взрослого. Следовательно, отношение к этому виду одурманивания во многом будет зависеть от отношения ребенка к отцу.

Установки взрослых по поводу использования алкоголя и курения в самом общем виде могут быть представлены четырьмя вариантами: полное неприятие (любые формы наркотизации исключаются), противоречивое, или амбивалентное (пусть посторонние поступают как хотят, но использование одурманивающих веществ в семье недопустимо), либеральное (в семье могут пить и курить, однако это не переходит границы «общепринятого»), патологическое (одурманивание происходит независимо от того, видит ли это ребенок или нет, при этом масштабы наркотизации явно превышают принятые нормы).

Увы, вряд ли сегодня найдется много семей, отношение которых к наркотизации соответствует двум первым вариантам. В большинстве случаев в семьях господствуют либеральные оценки использования алкоголя и курения. А они, в свою очередь, способствуют формированию у детей противоречивого представления о наркотизации.

В ходе наших опросов выяснилось, что все дошкольники считают алкоголь и никотин опасными для собственного здоровья. Однако для взрослых, уверено большинство детей, эти вещества не опасны.

Поэтому в будущем (когда станут взрослыми) ребята не собираются от них отказываться. Для дошкольников наркогенные вещества часто являются символом взрослости, реальное знакомство с ними может рассматриваться как престижное.

Многие дети убеждены в том, что одурманивающие вещества не опасны в том случае, если их употреблять редко. Малыши рассказывали нам о том, что уже пробовали алкогольные напитки, и «ничего страшного» с ними не произошло. Легко понять, что несформированность представления об абсолютной опасности наркотизации в значительной степени облегчает возможность наркогенного заражения.

Характер оценок дошкольниками людей, использующих наркогенные вещества, зависит от многих причин, в том числе и от их пола. Так, чаще всего курящие или пьющие женщины осуждаются (рассматривая картинки, где изображены люди с бокалом или сигаретой, дети утверждают, что «курить тетям нельзя»), в отношении же мужчин по этому поводу высказываются либеральные суждения. Дошкольники считают употребление алкоголя и курение преимущественно признаками «мужского» поведения. А вот применение человеком наркотиков осуждается независимо от его пола.

Нередко мнения сверстников оказываются более значимыми для ребенка, чем отношение взрослых к «наркотическому соблазну». Поэтому родителям следует поступать очень осторожно. Не стоит сразу же пытаться разоблачить оценочные суждения приятелей сына или дочери, даже если они кажутся совершенно недопустимыми, опасными. Лучше спокойно объяснить ребенку, в чем ошибка его друзей, почему не стоит следовать их примеру.

2.3 Как ведут себя дети по отношению к наркогенным веществам

Как уже было сказано, у значительной части дошкольников имеется реальный опыт применения алкогольных напитков и курения.

Зачастую первая проба алкоголя происходит дома, в семье. Иногда она носит характер «контрабанды»: дети тайком от родителей допивают, к примеру, вино из оставленной без присмотра рюмки. Порой ребенок по ошибке выпивает алкогольный напиток: «Я думал, что это — вода, компот...» Однако весьма часто знакомство ребенка с алкоголем происходит с одобрения родителей. Взрослые члены семьи считают, что от одного глотка вреда не будет, а разрешив ребенку попробовать напиток, можно снять у него «нездоровый интерес». Определенная логика в таких рассуждениях есть (мы не касаемся вопроса о реальном вреде глотка алкоголя для здоровья). Действительно, после пробы вино уже теряет для малыша свою таинственность, притягательность. Но... но первая проба снимает в детском сознании и некий психологический барьер, и отныне использование алкоголя будет носить для него некий элемент обыденности. А к чему это может привести, объяснять излишне.

Первый опыт курения дети обычно приобретают в компании. Причем в дошкольном возрасте курить пробуют в основном мальчики. Однако и мальчики, и девочки очень хорошо владеют «техникой» курения. Это можно наблюдать в играх: изображая взрослых, дети «курят», используя в качестве сигареты карандаши, ручки. Некоторые могут скручивать листы бумаги и даже «набивать» их сухой травой, листьями и т. д.

Как правило, первый опыт использования дурмана оказывается неприятным. Ребенок остается разочарованным — он так много ждал от этого, действительность же обманула ожидания: кашель, слезящиеся глаза, головокружение — вот награда за проявленную «смелость». Часто пережитых неприятностей малышу оказывается достаточно, чтобы надолго избавиться от желания экспериментировать с наркогенными веществами. Однако негативный опыт может и подтолкнуть развитие событий — дошкольник будет стремиться доказать себе или окружающим, что он взрослый и запросто может делать то, что делают старшие.

Надо сказать, что на поведение ребенка в отношении к наркотизации способен влиять и специфический игровой опыт. Он есть практически у каждого малыша, участвующего в играх, связанных с резким изменением положения тела в пространстве. Качели, карусели, кружение на одном месте — кому из ребят не нравятся такие игры? Эффект, вызываемый ими, обусловлен нагрузкой на вестибулярный аппарат: организм не успевает «сориентироваться» и на какое-то время происходит потеря ориентации, возникают весьма непривычные ощущения. Результат применения наркогенного вещества напоминает полеты на качелях, ведь при наркотизации также оказывается воздействие на органы равновесия. Сходство эффектов способно формировать положительное отношение к одурманиванию, ведь использование наркогенных веществ в этом случае начинает рассматриваться как продолжение игры.

Неслучайно современные психологи советуют родителям очень осторожно относиться к играм, связанным с «кручением и верчением» малыша, и не злоупотреблять ими.

Обсуждая вопросы поведения ребенка по отношению к наркотизации, следует учитывать не только то, пробовал ли он когда-либо пить или курить, но и его планы на будущее: так, дошкольник может высказывать готовность не пренебрегать рюмкой или сигаретой, когда станет взрослым, или при условии, что об этом никто не узнает. Понятно, что такие суждения должны насторожить взрослого.

Кстати, выявить настоящие намерения малыша довольно сложно. Ведь ребята знают, что это — «вещества взрослых», «детям их использовать нельзя», поэтому могут скрывать желание попробовать запретный плод. Для того чтобы выяснить, что думает ребенок на самом деле, взрослый может предложить ему с помощью кукол разыграть ситуацию, в которой одному из участников настойчиво советуют попробовать то или иное вещество. Пусть ребенок выступит в роли персонажа, которому необходимо сделать выбор — согласиться или отказаться.

Взрослый должен понимать, что знакомство дошкольника с дурманом может происходить и из-за того, что тот просто не умеет себя правильно вести в чрезвычайной ситуации.

 Малыш может знать, что алкоголь, курение опасны, высказывать намерение не пробовать «эту отраву» никогда, однако в случае настойчивого предложения подчиняется внешнему давлению. Действительно, ведь такая ситуация для ребенка является новой, незнакомой, а значит, ему гораздо труднее в ней ориентироваться, сопротивляясь наркогенному предложению.

Вот почему так важно не только рассказывать детям об опасности использования одурманивающих веществ, но и научить их приемам отказа.

Ведь в нынешних условиях, когда процесс наркотизации, к сожалению, идет по нарастающей, возможность поступления дошкольнику опасного предложения делается все более реальной.

2.4.Что может вызвать тревогу

Для того чтобы обеспечить профилактику наркотизма, взрослый должен иметь представление о тех факторах, которые способны подтолкнуть малыша к знакомству с дурманом. Риск приобщения к одурманивающим веществам неодинаков для различных групп детей.

Специалисты традиционно выделяют три группы факторов риска: биологические, психологические и социальные. Попробуем рассмотреть их поподробнее.

Ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, существует ли генетическая предрасположенность к использованию наркогенных веществ. Да, действительно, в семьях алкоголиков и наркоманов ребята гораздо чаще приобщаются к пагубной привычке. Но гены ли здесь виноваты, или это результат домашнего воспитания?

Дети страдающих наркогенной зависимостью, как правило, имеют различные нарушения здоровья, порождающие у организма ощущения физиологического дискомфорта (который может даже до конца не осознаваться малышом). Наркотизация при этом выступает как один из способов избавления от неприятных ощущений. Поэтому для сыновей или дочерей поклонников дурмана наркотизация оказывается весьма привлекательной, они раньше знакомятся с наркогенными веществами, быстрее втягиваются в их использование. Но не следует считать, что судьба ребенка из такой семьи предрешена. Внимание и любовь взрослых, озабоченных его будущим, способны защитить его от сетей дурмана.

Нарушения физического развития могут быть вызваны не только наркотизацией родителей, но и различными инфекционными заболеваниями, перенесенными ребенком, травмами, болезнями матери во время беременности и т. д. Все это также порождает ощущение нездоровья, а значит, может быть отнесено к факторам риска ранней наркотизации.

К психологическим факторам риска относятся так называемые возрастные ситуационно-личностные реакции детей на окружающее. Прежде всего здесь следует упомянуть о реакции имитации. Через стадию «маленьких обезьянок», копирующих определенного человека или образ, проходя практически все. Ребенок может подражать походке, манере одеваться, голосу своего кумира. Однако при этом малыш не способен критически относиться к копируемому образу и усваивает не только положительные характеристики.

В полной мере это относится и к наркотизации.

Стремясь стать таким, как мама или папа, близкий друг, малыш может очень рано перенять у них и отрицательные привычки.

Определенную роль в приобщении к наркотизации играет и реакция оппозиции. Дошкольник знает, что алкоголь и сигареты опасны, вредны. Однако использует их «назло» — для того, чтобы привлечь к себе внимание, «наказать» кого- то из членов семьи за грубость, несправедливость по отношению к себе. Обычно такое приобщение к одурманиванию происходит в семьях, где дети оказываются заброшенными, родителям на них просто не хватает времени, к проблемам малышей папы и мамы относятся невнимательно, пренебрежительно. В такой ситуации ребенок нередко начинает руководствоваться принципом «чем хуже, тем лучше» — «пусть мне будет плохо, зато они (взрослые) будут за меня переживать!»

Для многих старших дошкольников (главным образом, мальчиков) факторы внешнего мира, обладающие повышенной опасностью, зачастую оказываются весьма привлекательными. При этом поведение ребенка может просто пугать взрослого: отчаянный сорвиголова перебегает дорогу прямо перед мчащейся машиной, бесстрашно взбирается на высокие деревья и т. д. Таким образом малыш проверяет себя на прочность, пытается узнать, какой он, на что способно его тело. В силу возрастных особенностей мышления он нередко не в состоянии прогнозировать возможные плачевные результаты такого поведения. По этой же причине дети начинают экспериментировать с одурманивающими веществами, пытаясь испытать новые ощущения. И опасение за собственное здоровье не всегда способно выполнить здесь защитную функцию.

Реакции, перечисленные выше, являются приметой определенного возраста. Но у ребенка могут проявляться и индивидуальные черты, способные сделать его уязвимым к наркогенному соблазну.

Так, например, дополнительного внимания со стороны родителей и воспитателей требуют неусидчивые дети, которым трудно сосредоточиться на выполнении даже не очень сложного задания. Обычно их называют шалунами, непоседами. Однако такая непоседливость не столь уж и безобидна. Жажда легких развлечений становится неотъемлемой чертой характера. Но сами занять себя такие дети не могут и постоянно нуждаются в источнике развлечений, получении новых ощущений, в том числе и за счет одурманивания.

Высок риск ранней наркотизации и для детей с завышенной самооценкой. Они подвижны, решительны, любят привлекать к себе внимание. При общении со взрослыми им не всегда удается соблюдать дистанцию, отсюда нередко возникают конфликты. Такие дети плохо переносят однообразие обстановки, монотонность работы, изоляцию от сверстников. Такой ребенок быстро адаптируется в «плохих» компаниях, легко соглашается на предложение попробовать наркогенное вещество.

Дети с истероидными чертами характера стремятся постоянно быть в центре событий, чрезвычайно контактны, эмоционально неустойчивы. Поведение их сплошь и рядом демонстративно, они очень внушаемы и склонны к фантазированию. В группе редко занимают  роль лидера, чаще всего их устраивает роль «шута». Наркотизация для истероидного ребенка служит одним из способов привлечения к себе внимания.

Среди социальных факторов возникновения наркотизации самый главный — нарушение взаимоотношений в семье. Принято считать, что раньше попадают под влияние дурмана дети из неполных семей. Однако, как показывает практика, важна не столько формальная структура семьи, сколько характер отношений между ее членами. Отсутствие отца или матери вовсе не обрекает ребенка на наркотизацию, точно так же, как и полная семья не гарантирует защиту от наркогенного соблазна.

Подвержены ранней наркотизации дети из деформированных, распадающихся семей. Здесь ребенок оказывается свидетелем постоянных ссор между родителями, нередко выполняя роль переходящего приза, которым взрослые шантажируют друг друга. Сами родители зачастую искренне считают, что сохраняют семью ради интересов ребенка, не осознавая, что постоянное пребывание «на поле боя» оказывается тяжелейшей психологической травмой для их сына или дочери.

Определенную роль в развитии наркотизации может сыграть и семейное воспитание по типу гипопротекции и гиперпротекции. Понятно, как отсутствие контроля и внимания со стороны родителей может спровоцировать раннее приобщение к одурманивающим веществам. Однако не менее опасна и повышенная опека, когда ребенка с малых лег постоянно балуют, контролируют, восхищаются действительными и мнимыми талантами, избавляют от малейших трудностей и необходимости самому чего-либо добиваться. В этом случае дети привыкают к тому, что все желаемое им будет преподноситься на блюдечке с голубой каемочкой. Но в реальной жизни им приходится испытывать разочарование: окружающие их люди ведут себя иначе, чем родители.

 Поэтому дети из гиперпротекционных семей сталкиваются с серьезными трудностями, когда они вынуждены встречаться с проблемой один на один. Попадая в непривычную обстановку, они легко поддаются влиянию сверстников, подчиняются любому внешнему давлению, в том числе и наркогенному.

2.5. Почему это опасно

Уж сколько было написано о вредном влиянии одурманивания на организм! Все же мы позволим себе повториться, и вот почему. Многие взрослые, безусловно уверенные в опасности наркотизации для здоровья ребенка, склонны снисходительно относиться к эпизодическому знакомству малыша с одурманивающим веществом. Попробуем определить цену единичной встречи с дурманом.

Даже маленький глоток алкогольного напитка, сделанный ребенком, способен оказать серьезное воздействие на его организм. Алкоголь быстро всасывается в кровь, поэтому опьяняющий эффект у детей возникает очень скоро. Вызвать угрозу здоровью и даже жизни может незначительная, с точки зрения взрослого, порция напитка, в которой содержится 20—25 г чистого спирта.

В первую очередь атаке алкогольного напитка подвергаются стенки желудка, для него такое воздействие равноценно химическому ожогу. Особенно это опасно для детей, страдающих нарушениями пищеварения.

Процесс переработки алкоголя в организме связан с колоссальными энергетическими затратами, при этом расходуется значительное количество кислорода (у ребенка может возникнуть симптом «нехватки воздуха» — он начинает задыхаться), выделяется большое количество тепла (а это, в свою очередь, нарушает терморегуляцию, вызывает повышение температуры тела).

Основные усилия по обезвреживанию алкоголя берут на себя печень и почки, но происходит это за счет разрушения их клеток, что в дальнейшем может спровоцировать заболевание печени.

Мощный эффект оказывает алкоголь на структуры нервной системы. Он нарушает механизм восприятия и переработки импульсов нервными клетками, в связи с чем возникает специфическое ощущение «бесчувственности», нарушается координация движений. У ребенка механизмы регуляции психического состояния еще только формируются, поэтому даже незначительные дозы алкоголя способны вызвать неадекватное поведение: истерический хохот, панический страх, плач и т. д.

Вообще, результат испробования малышом алкогольного напитка (даже в присутствии .родителей) трудно предсказать

Это зависит от возраста, состояния здоровья ребенка, даже от его пола. Поэтому взрослым стоит всерьез задуматься о возможных последствиях собственного легкомыслия.

Но что делать, если все же возникла критическая ситуация и ребенок нуждается в срочной помощи? При алкогольном отравлении малыш может дышать с трудом, испытывать онемение и покалывание в пальцах рук и ног, головокружение и тошноту. Взрослому необходимо успокоить его, объяснить, что ничего страшного не происходит, научить правильно дышать — делать глубокие вдохи и выдохи на счет «три». Бывает, что алкогольное отравление сопровождается судорогами. Приступ судорог нельзя прервать. И хотя очень тяжело видеть это, единственное, что может сделать взрослый в такой ситуации — обеспечить безопасность ребенка. Нужно отодвинуть все твердые предметы, о которые малыш может удариться, попытаться сдерживать его движения (но не пытаться их предотвратить). Нельзя ничего вставлять малышу в зубы. Это очень опасно, ведь он может откусить и вдохнуть отломанный кусочек предмета.

И самое главное! Все, о чем говорилось выше, — это мероприятия по неотложной помощи. Ребенок остро нуждается в помощи врача. Обязательно следует вызвать специалиста.

А теперь посмотрим, чем чревато знакомство с сигаретой.

В ней содержится более 400 газов, большинство из них чрезвычайно вредны для организма. Удивительно, но факт — негативный эффект, который оказывает сигарета на самого курильщика, меньше, чем вред, причиняемый курильщиком окружающим. Дело в том, что вдыхаемый курильщиком дым фильтруется (большинство сигарет имеют специальные фильтры), выдыхаемый же дым представляет собой настоящий букет из вредных газов. Об этом стоит задуматься родителям, привыкшим дымить в присутствии детей или формально соблюдающим не очень действенные правила предосторожности (из отдельной комнаты или из кухни дым все равно расползается по всей квартире).

Сигаретный дым, попадая в организм (при активном или пассивном курении) воздействует на слизистые стенки дыхательных путей и приводит к сужению сосудов. Это, в свою очередь, вызывает защитную реакцию — кашель. Он может быть таким сильным, что ведет к расстройству дыхания, вплоть до его остановки.

Сигаретный дым оказывает негативное воздействие и на органы очистки организма печень и почки, способен нарушить работу сердца. Резкое учащение сердцебиения — типичная реакция начинающего курильщика. Даже одна сигарета способна вызвать у ребенка спазмы желудка и боли в области живота.

Значительному разрушительному воздействию подвергаются структуры нервной системы. Сигарета делает малыша очень возбудимым, однако период повышенной активности быстро сменяется состоянием пассивности, апатии. Такие перепады настроения, не находящие внешнего объяснения, должны заставить взрослых задуматься, поскольку они могут свидетельствовать о том, что дошкольник уже испытал влияние дурмана.

Кстати, повышенное беспокойство, раздражительность проявляются не только у ребенка, самого попробовавшего сигарету, но и у малыша — пассивного курильщика. Порой родителям даже в голову не приходит, что причиной тревожного сна, возбужденного состояния сына или дочери является табачный дым, разносящийся по квартире.

Нужно помнить и о том, что табачный дым — сильный аллерген. Постоянное его вдыхание делает иммунную систему ребенка весьма уязвимой и способствует возникновению различных аллергических заболеваний. По статистике, более чем у 70% детей-аллергиков родители курили.

Мы надеемся, что все сказанное выше заставит задуматься взрослых и поможет им защитить своих детей от одурманивающих веществ.

Заключение

Итак, подводя итоги можно отметить. Основная цель педагогической профилактики наркотизма заключается главным образом не только, и далее не столько в том, чтобы предотвратить реальное знакомство ребенка с наркогенным веществом, сколько в том, чтобы сформировать у него личностный иммунитет к соблазну — твердые антинаркогенные установки. Для этого необходимо дать ему представление о негативных последствиях наркотизации для физического здоровья человека, его благополучия, научить правилам поведения, позволяющим преодолевать наркогенное давление со стороны окружающих.

Чтобы сведения о негативном воздействии наркогенных веществ были восприняты малышом личностно, нужно в доступной форме познакомить его со строением и работой человеческого организма, объяснить, что несмотря на огромные возможности, таящиеся в нем, требуется постоянная забота о его состоянии. Хорошо на ярких примерах показать ребенку, как здоровье помогает людям добиваться успеха в жизни и почему оно является важнейшей личностной ценностью.

Педагогическая профилактика наркотизма предполагает развитие у дошкольника навыков социальной адаптации, ведь научив своего малыша общаться с друзьями, уверенно держаться в различных ситуациях, организовывать свое свободное время и т. д., взрослые сумеют наделено защитить его от наркогенного соблазна. Наркотизацию психологи недаром называют компенсирующей деятельностью. В сети к дурману первыми попадают дети, не умеющие найти себя в коллективе, стремящиеся любым путем завоевать признание, испытывающие трудности в общении со взрослыми или сверстниками.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что педагогическая профилактика наркотизма является одним из направлений единого процесса формирования личности, воспитания у ребенка высокой культуры жизни, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

Приложение 1.

«Любопытный Гном Здоровячок»

Тестирование среди детей, позволяющее выявить особенности восприятия ими самой проблемы, о которой идет речь.

Такая предварительная работа поможет решить целый ряд задач:

выяснить, как дети относятся к различным наркогенным

веществам, а, следовательно, и узнать, насколько актуальна профилактическая работа для каждого конкретного ребенка;

— выявить уровень информированности детей об аспектах наркотизма.

Это, в свою очередь, позволит определить объем информации, который следует предоставить детям. Желательно, чтобы в ходе занятий им сообщался минимум новых сведений об аспектах наркотизма (за исключением данных о негативном воздействии наркогенных веществ на здоровье). Задача воспитателя — не столько информировать, сколько формировать отрицательные позиции в отношении к наркотизации.

Кстати, предварительное тестирование помогает решить весьма сложный для многих взрослых вопрос: стоит ли включать в обсуждение тему, связанную именно с наркотическими веществами? Если ваши подопечные уже знают о существовании таких веществ, о специфических эффектах, вызываемых ими, то нужно ли бояться говорить об этом вслух? Наоборот, своевременный разговор поможет предотвратить формирование у детей положительного отношения к одурманиванию.

Результаты предварительного тестирования помогут найти общий язык воспитателю и родителям. Взрослые члены семьи, негативно относящиеся к проведению антипакогенных занятий, смогут самостоятельно протестировать своего сына или дочь. Мы уверены, что полученные результаты изменят отношение родителей к этой проблеме.

Для проведения теста необходимо подготовить таблички с изображением различных веществ и продуктов, которые употребляются в обычной жизни: «вино», «молоко», «сигареты», «фрукты», «таблетки», «масло», «конфеты», «мясо». «творог», «торт» и т. п. (Смотри Рис.1). С каждым ребенком нужно беседовать отдельно. Перед началом тестирования дается следующая инструкция.

«Посмотри внимательно на таблички. Перед тобой изображения продуктов, которые используют разные люди. Все ли рисунки тебе понятны? Я буду задавать вопросы, а тебе для ответа нужно только отобрать соответствующие таблички. Ты можешь взять любое количество табличек при ответе на вопрос или не выбрать ни одной. Не бойся ответить неправильно, любой твой ответ, если ты считаешь его верным, получит хорошую оценку».

При тестировании могут быть получены противоречивые, на первый взгляд, результаты. Так, отвечая на приведенные ниже вопросы 5, 6, 7, дети иногда называют одни и те же продукты. Причина этого — отсутствие представления об абсолютной опасности любых форм одурманивания. В этом случае не следует указывать на ошибочность ответа. Любой вариант принимается как правильный.

Ответы ребенка следует фиксировать. Однако лучше это делать незаметно, не привлекая внимания. Поэтому заранее подготовьте карточку тестирования. Положите ее так, чтобы в нее нельзя было заглянуть, а малышу объясните, что там записаны вопросы и вы отмечаете их последовательность.

Мы уже говорили, что к 6 годам большинство детей имеют сведения не только об алкоголе, никотине, но и о собственно наркотиках. Но, поскольку кому-то из ребят этот термин может быть еще незнаком, из этических соображений самим взрослым он не используется. Однако в ходе тестирования вы можете сделать несколько уточняющих вопросов, позволяющих определить реальный уровень осведомленности ребенка. Так, при обсуждении вопроса 2 можно попросить малыша назвать вещества, не нарисованные на табличках, но которые тоже опасны для здоровья человека.

Вопросы теста:

1.| Какие продукты могут помочь человеку стать здоровым?

2.Какие продукты могут ухудшить здоровье человека?

3.Какие вещества могут изменить настроение человека: сделать его грустным, печальным, злым?

4. Какие вещества могут изменить настроение человека: сделать его веселым, озорным, смешливым?

5. Какие вещества нельзя использовать никому и никогда?

6.Какие вещества нельзя использовать детям, так как они опасны для их здоровья, а взрослым от них вреда не будет?

7.Какие вещества можно использовать очень редко (при частом применении они могут навредить здоровью)?

8.У каких веществ может быть приятный вкус, цвет, запах?

9.Вкус каких веществ тебе знаком? (Этот вопрос требует уточнения со стороны взрослого. Если ребенок отвечает, что пробовал алкоголь или курил, следует спросить, сколько раз и при каких обстоятельствах это происходило. Беседу нужно вести очень доброжелательно и не настаивать на ее продолжении, если ребенок неохотно отвечает на вопросы.)

10.        Какие вещества ты не пробовал, но попробуешь, когда станешь взрослым (если никто не узнает, если сможешь достать и т. д.)?

11. Какие вещества из тех, что нарисованы на табличках, ты видел (уточнить — где и при каких обстоятельствах ребенок сталкивался с одурманивающими веществами)?

12.- Видел ли ты, как другие люди используют эти вещества?

Оценка результатов тестирования

При оценке результатов фиксируется, сколько раз и при ответе на какие вопросы дети использовали таблички «вино», «сигареты», «наркотики» (если это г термин был упомянут). Насторожить взрослого может выбор вышеупомянутых карточек при ответе на вопросы 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10. Чем больше число таких карточек, тем выше уровень сформированности у ребенка положительных установок в отношении наркотизации.

Ррис1.

Какого числа Международный день вина.

10 причин пить молоко каждый день.

Сигареты Арабские.

Овощи фрукты ягоды (67 фото) .

obezbolivayushhie 3. какие таблетки помогают после перелома.

Фальсификация сливочного масла и сыра.

Шоколадные конфеты.

Мясо.

Приложение2.

ГЛАВНОЕ ЧУДО СВЕТА

Что приготовить к занятию

Модели цветика-семицветика для каждого из детей (Смотри рис2.) На каждом лепестке — рисунок, символически обозначающий силу, смелость, красоту, славу, богатство, ум, здоровье. Например, ум можно изобразить с помощью рисунка: человечек решает сложную задачу, силу — человечек поднимает тяжелую штангу и т.д.). Дети будут показывать какой лепесток ассоциируется со здоровьем.

Занятие направлено на осознание ребенком собственного тела и принятие его таким, какое оно есть Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует Распространению в детской среде различных форм саморазрушающего поведения, в том числе и наркотизма. Как мы уже не раз подчеркивали, педагогическая профилактика наркотизма должна быть тесно связана с воспитанием у ребят мотивации здорового образа жизни.

Надо сказать, что у многих детей дошкольного возраста восприятие своего тела как части собственного «Я» оказывается затрудненным. Именно таким детям, как считают психологи, в большей степени присуще стремление к поведению, связанному с риском саморазрушения, в том числе и наркотизации. Поэтому формирование представления о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, осознания важности заботливого отношения к своему организму оказывается одной из ведущих тем курса педагогической профилактики наркотизма.

Необычная история для чтения

Эта необычная история началась обычным осенним вечером. За окном сгущались сумерки, словно темным, теплым одеялом накрывали двор, и только веселый свет большой настольной лампы, отражаясь в окне, весело подмигивал запоздалым прохожим. В уютной комнате на диванчике удобно расположилась маленькая рыжеволосая девочка. Рядом на ковре лениво перебирал детали конструктора мальчик чуть постарше.

—        Ох, как скучно, Ванюша, — жалобно протянула девочка.

—        Скучно, Танюша, — согласился мальчик.

—        И родители опять на работе задерживаются, а обещали в пять дома быть, — заворчала малышка.

—        Ну, Татьяна, ты совсем у нас несознательная. Уже должна знать: у мамы и папы работа особенная — они врачи. Может быть, к ним больной неожиданно пришел на прием, не бросят же они его! — рассудительно проговорил брат.

—        Ну, ладно, ладно, не сердись, я все понимаю, только уж очень хочется, чтобы мамочка и папочка вернулись поскорее. А знаешь, Ванечка, давай, пока родителей нет, помечтаем о чем-нибудь, так и время быстрее пройдет, — предложила девочка.

—        По-меч-таем? — насмешливо протянул мальчик. О чем это, интересно, мы мечтать будем?

—        Ну, не знаю, о чем  нибудь чудесном-пречудесном, волшебном-преволшебном!

Ох, Татьяна, и когда ты серьезнее станешь, вот ведь уже пять лет на свете живешь и все никак не усвоишь, что, чудес не бывает и быть не может! — важно проговорил Вани

Танечка хотела что-то возразить, но не успела, потому что книжка, лежащая на столе, сама собой раскрылась, а страницы развернулись, подобно вееру, в центре которого оказался маленький забавный крепыш в полосатом колпачке с пушистой кисточкой.

—        Ой, — только и смогла произнести девочка и тут же спряталась за спину брата. Ваня не сдвинулся с места, хотя зубы его начали выбивать звонкую дробь.

—        Вы-ввы-ввы кто? — пробормотал он.

—        Я?! — У человечка оказался неожиданно громкий, но приятный голос. — Я гном Здоровячок!

—        А гном-м-мов н-не бывает...

—        Ха-ха-ха! Да нас целая сказочная страна! — засмеялся гномик.

—        Дяденька-волшебник, — осмелевшая Танечка вынырнула из-за спины брата, — скажите ему, что чудеса на самом деле происходят, и сказки — не вранье.

Но мальчик продолжал упорствовать.

—        Все равно чудес не бывает. Я вот еще ни одного чуда не видел, за исключением вас, конечно, — он вежливо кивнул в сторону гнома.

А тот, прищурившись, посмотрел на мальчика, покачал головой и тихонько произнес:

—        Это потому, что ты просто не умеешь видеть.

От возмущения у Ванечки даже кончик носа дернулся: I

—        Как это я не умею? У меня что, глаза не такие, как у всех?

—        Такие, такие, — успокоил Здоровячок, только чудесное открывается лишь внимательному, вдумчивому взгляду, умеющему замечать необычное.

—        Ой, гномик, ну пожалуйста, расскажите нам скорее а чем-нибудь волшебном-преволшебном, чудесном-пречудесном! — затараторила Танечка.

Маленький человечек хито прищурился.

—        А знаешь, ли ты, Танечка, о самом главном чуде на Земле?

—        Нет, — растерянно протянула девочка.

—        Самое главное чудо на Земле — это человек. Тебя, Ванечку, ваших друзей можно назвать волшебным-преволшебным, чудесным-пречудесным творением.

         НУ что вы, Здоровячок, - засмущалась девочка. -

и какие же мы волшебные, мы самые обыкновенные... Нас даже вот мама часто ругает: Ванечку за то, что зубы забывает чистить, а меня — за то, что на место кукол не убираю...

         \\ Все же, Татьяна, поверь мне нет на свете ничего чудеснее, чем сам человек. Каждого из нас, большого или маленького, худого или толстенького, высокого или низенького. можно назвать самым замечательным чудом на Земле.

Подумайте, как много умеет делать каждый из нас — бегать и прыгать, танцевать, смеяться, пегь, придумывать смешные небылицы и рисовать картинки. Мы можем радоваться и огорчаться, чувствовать запах цветов и тепло солнечных лучей, видеть радугу и облака на голубом небе.

У каждого из нас есть две руки, две ноги, голова, спина, живот. Все это — части тела. Внутри нашего тела трудится дружная семейка органов: сердце, легкие, желудок, почки, печень. При помощи легких мы дышим, благодаря сердцу кровь движется по сосудам, желудок извлекает из пищи все нужное и полезное, а печень и почки очищают наш организм от вредных веществ.

Каждый из нас при рождении получает замечательный подарок — здоровье. Оно, как волшебная палочка, помогает выполнять самые заветные желания.

—        Гномик, а какого человека можно назвать здоровым? — переспросила внимательно слушавшая Танечка.

—        Ну, Татьяна, что за нелепые вопросы ты задаешь, — недовольно проговорил Ваня, — это же так просто: здоровый человек тот, у которого ничего не болит.

—        Не спеши, Ванечка, — серьезно ответил гномик Здоровячок. — Действительно, у здорового человека ничего не болит. Поэтому он часто улыбается, даря окружающим частичку своей удачи. Здоровому человеку по плечу любая работа, поэтому он счастлив сам и может делать счастливыми своих друзей. Здоровою человека легко узнать: у него стройная фигура, белозубая улыбка, блестящие глаза, легкая походка.

~ хорошо быть здоровым, — восхищенно прошептала 1анечка. — Гномик, а мы с Ваней сможем стать такими же?

Конечно, Танечка, хотя это не так просто. Для этого нужно многое узнать о самом себе. Я познакомлю вас с секретами здоровья и научу совершать... обыкновенные чудеса. А вы должны обещать мне быть прилежными учениками. Согласны? — хитро прищурился гномик.

—        Согласны, согласны. - перебивая друг друга, заговорили Таня и Ваня.

—        Тогда я расскажу вам еще и о том, как можно вовремя распознать беду. К каждому из нас может прийти незваная и нежеланная гостья — Болезнь. Чем раньше мы узнаем о ее приближении, тем быстрее сумеем справиться с ней. Болезнь возникает из-за того, что какой-то из органов перестает справляться со своими задачами. И тогда организм посылает нам тревожное сообщение — мы начинаем плохо себя чувствовать. Тело кажется таким тяжелым, звуки вокруг очень громкими, а свет слишком ярким. Не хочется двигаться, смеяться и даже пирожное кажется невкусным.

Заболевшего человека можно узнать и по тому, как он выглядит: он вялый, лицо у него может быть очень бледным или, наоборот, покрасневшим, глаза грустные, печальные. Запомните, такой человек нуждается в вашей помощи. Если вы заметили, что кто-то из ваших друзей чувствует себя плохо, подойдите к нему, расспросите его о том. что случилось, обязательно позовите на помощь взрослого человека.

—        Гномик, а что делать, если сам вдруг почувствуешь себя плохо? — спросил Ваня.

—        Для того, чтобы победить болезнь, нужно запомнить четыре нехитрых правила.

Если вы почувствовали себя плохо, сразу же сообщите об этом взрослым.

Прислушайтесь внимательно к себе и покажите взрослым то место, где возникают неприятные ощущения. Расскажите взрослым, что вы испытываете (болит голова, тошнит, возникает боль в животе и т. д.). Никогда не пытайтесь справиться с болезнью в одиночку — не используйте никаких лекарств без разрешения взрослого. Знайте — лекарство поможет лишь тому, кто знает, как его применять.

Запомнили?

—        Запомнили, запомнили! -— дружно закивали Танечка и Ванечка, внимательно слушавшие гномика.

Ну что же, тогда я зачисляю вас в школу младших волшебников. А помогут нам мои друзья жители страны Здоровье: фея Витаминка, гномик Флорик. фея Чистюлька. Hv а теперь мне уже пора домой, ваши родители возврашаются - сказал гномик, прислушиваясь к звуку открывающейся в коридоре двери.

- Ой, гномик, останься, мы тебя с мамой и папой познакомим, они так рады будут, — наперебой заговорили дети.

         Не думаю, — грустно произнес Здоровячок. — Взрослые такие странные. Встретившись на своем пути с самой обычной сказкой, начинают волноваться, устраивать всякие симпозиумы, дискуссии, совещания, собрания, в газету пишут. Скучно все это. Поэтому, до завтра!

Проговорив последние слова, он неожиданно стал уменьшаться и, превратившись в золотую точку, исчез совсем.

— До завтра, гномик, — прошептали Танечка и Ванечка.

Рис2.

Изображен цветик-семицветик.

Приложение 3.

Игра «Как мы устроены»

Все встают в круг. Взрослый сообщает, что он будет называть различные части тела, которые дети должны будут показать на себе. Тот, кто ошибется, выходит из круга.

В ходе игры ведущий намеренно делает несколько ошибок: названная и указанная им части тела не совпадают (например, называется рука, а указывается на ногу, и т. п.).

Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется 3—4 человека. Они награждаются кружочками-«улыбками».

Игра «Угадайка»

Детям предлагается отгадать загадки о различных частях тела и внутренних органах. Давшему правильный ответ взрослый вручает кружочек-«улыбку».

Всю жизнь ходят в обгонку. А обогнать друг друга не могут.  (Ноги)

Два Фомы с одной и с другой стороны. И шьют, и вяжут, и косят, и красят. (руки)

Два брата друг друга не видят, но всё слышат. (Уши)

У двух матерей по пять сыновей. Одно имя всем. (пальцы)

Два соседа-непоседы. День на работе, ночь на отдыхе. (Глаза)

Не часы а тикает (сердце)

За стеной костяной соловейко спой (язык)

Полон хлевец белых овец (зубы)

Между двух светил я в середине один (Нос)

Маленький, кругленький, а до неба докинешь. (Глаз)

Игра «Дружная семейка»

Малышам сообщается, что у здорового человека все органы трудятся дружно и согласованно, помогая друг другу. Взрослый предлагает детям встать в круг и взять друг друга за руки. По команде они начинают приседать и вставать в определенном ритме (его задаст взрослый), изображая работу организма.

Через некоторое время взрослый намеренно нарушает ритм движений (начинает приседать медленнее или быстрее! остальных), при этом возникает сбой и в цепочке участников. Воспитатель объясняет, что такие же изменения происходят в организме больного человека. Даже если один из органов перестает справляться со своими задачами, это сразу же сказывается на работе всего организма.

В этой игре следует обратить  внимание ребят на то как слаженно работает здоровый организм и как  трудно приходится, если работа какого-то из органов нарушена.

Для этого попросите детей ответить, в каком случае им было легче приседать: когда соблюдался определенный ритм или когда из-за одного участника игры ритм был нарушен.

Подчеркните, что в организме нет «важных» и «неважных» частей, все органы взаимосвязаны и нуждаются в заботе.

. Игра «Угадайка»

Взрослый предлагает детям отгадать загадки о явлениях природы и поразмыслить о том, помогают ли они человеку сохранить и укрепить здоровье. Ребята должны объяснить, какие правила осторожного поведения нужно соблюдать в природе, чтобы полезное не стало вредным.

За лучшие ответы малыши получают кружочки-«улыбки».

Шел долговяз, В землю увяз. (Дождь)

Без рук, без ног Под окном стучится, В избу просится.(Ветер)

Летит — молчит, Лежит — молчит, Когда умрет, Тогда заревет.(снег)

Летит орлица По синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала.(Облако)

Катит по небуОгненная колесница.

Всех освещает, всех согревает.(Солнце)

Приложение 3. Главная одежда человека

Уже в дошкольном возрасте внешность для детей начинает приобретать особое значение. Им хочется выглядеть красивыми, привлекательными в глазах окружающих. И тут как раз кстати придется объяснение, что внешность человека зависит от многих факторов, в том числе и от состояния кожи.

Алкогольные напитки и курение разрушительно воздействуют на клетки кожи (одна сигарета «уничтожает» до 150 ее клеток), меняют цвет кожи, способствуют образованию морщин. Следует внушить детям мысль о том, что использование одурманивающих веществ отнимает у человека не только здоровье, но и красоту.

Рассказ для прочтения 

—        А о чем ты сегодня нам расскажешь, гномик? — спросил Ванечка гномика Здоровячка.

Сегодня мы с вами поговорим о самой главной одежде человека! Ой, я очень люблю об одежде разговаривать, меня даже мама за это иногда ругает! А о какой одежде мы будем говорить: о платьях, куртках, костюмах? — заинтересовалась Танечка.

—        И не о платьях, и не о куртках, и не о костюмах. Сможете ли вы представить себе одежду, которая бы не промокала под самым сильным дождем, не выцветала, не мялась, а носить ее можно было бы хоть сто лет? Сказки? Оказывается, такая одежда есть у каждого из нас и называется она — кожа.

Наше здоровье и наш внешний вид во многом зависят от состояния нашей кожи. Она защищает организм от болезней, предохраняет внутренние органы от повреждений, толчков и ударов, жары и холода.

Кожа помогает нам дышать, так как через отверстия в ней — поры внутрь проникает воздух. Через поры же из организма выводятся ненужные и вредные вещества. Поэтому очень важно заботиться о чистоте кожи — регулярно умываться, принимать душ, купаться.

Нужно чаще бывать на свежем воздухе, такие прогулки делают кожу блестящей и гладкой. А еще для нашей кожи очень полезны фрукты и овощи, соки и молоко.

—        Гномик, а вот мама мне не разрешает в ее косметичку заглядывать. А мне так хочется свою кожу украсить! Представляешь, какая я красивая буду, если накрашу щеки розовыми румянами, губы — красной помадой, а на глаза положу зеленые тени! — мечтательно произнесла Танечка.

—        Н-да! Мне кажется, Татьяна, в таком виде ты будешь очень похожа на индейца, вышедшего на тропу войны! — засмеялся Ванечка.

—        Гномик, а чего Ванька надо мной смеется, что он понимает в красоте! — обиделась девочка.

—        Не обижайся, Танечка, ведь твой брат прав. Кожа детей — молодая и красивая, не требует дополнительного приукрашивания. Поэтому детям не нужны косметические средства: тушь, румяна, помада, которыми пользуются взрослые. Девочка с цветным кремом или румянами на лице выглядит смешно и непривлекательно: каждый сразу поймет, что она еще очень маленькая и глупенькая.

—         Использование косметики взрослых может навредить коже. Лучшие помощники детской кожи — это мыло и вода.

Кожу нужно беречь от повреждений. Ведь через «прореху» внутрь могут пробраться жители страны Нездоровье — вирусы и микробы. Если вы случайно повредили кожу, прикройте ранку чистым платком или бинтом и сразу же сообщите об этом взрослым.

Черные Братья, Алкоголь и Никотин, изо всех сил стараются навредить нашей коже. У человека, подружившегося с вредными братьями, кожа выглядит как сморщенное яблоко, покрыта множеством морщинок, тусклая и серая.

— Никогда мы не будем знакомиться с Черными Братьями! — решительно заявили малыши.

Игра «Главные враги кожи»

Взрослый надувает два воздушных шарика и предлагает детям нарисовать на них две смешные рожицы. Затем один шарик медленно сдувается. Воспитатель объясняет, что то же самое происходит с кожей человека, пьющего алкогольные напитки или курящего.

Детям демонстрируются фотографии или картинки, на которых изображены здоровые люди и люди, злоупотребляющие алкоголем или курящие.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

1.        Расскажите, как выглядит здоровая и больная кожа. Объясните, почему так непривлекательно выглядит кожа людей, знакомых с Алкоголем или Никотином.

2.        Выскажите свое мнение, сможет ли человек, подружившийся с Алкоголем или Никотином, победить на конкурсе красоты и здоровья?

3.        Объясните, как сохранить свою кожу здоровой и красивой.

Лучшие ответы награждаются кружочками-«улыбками».

Приложение 4. Полезно и вкусно

—        Большое значение для нормального развития организма ребенка имеет рациональное питание. Его основными принципами являются: соответствие количества потребляемой пищи энергетическим тратам человека; организм ребенка активно растет и развивается, поэтому недостаточное питание замедляет физическое и психическое его созревание, провоцирует возникновение различных заболеваний;

—        наличие в рационе питания всех необходимых для развития организма компонентов: достаточное количество жиров, белков, углеводов, минеральных солей, витаминов и т. д.;

—        определенный режим питания; дошкольник должен есть не менее 4 раз в сутки, желательно в одно и то же время.

Существует гипотеза о связи наркогенного поведения с особенностями рациона питания. Предполагается, что недостаток основных питательных веществ может провоцировать наркотизацию. Эта гипотеза пока не имеет достаточных доказательств. Однако... однако она заставляет задуматься о важности правильного сбалансированного питания.

Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о различной ценности продуктов питания. Важно, чтобы дети знали, что мед более полезен, чем конфеты, а фрукты — полезнее торта или пирожных.

Особого внимания требует выработка у детей определенного отношения к алкоголю. Малыши (которые часто видят бутылки на праздничном столе), могут считать его обычным напитком, таким как сок, лимонад, компот. Необходимо еще и еще раз обращать внимание дошкольников на то, что алкоголь, в отличие от различных продуктов питания, не укрепляет, а разрушает организм, и поэтому знакомиться с ним не стоит.

Игра «Отгадай-ка»

Взрослый предлагает детям отгадать загадки о различных продуктах. Ребята должны определить среди них продукты жителей страны Здоровье, продукты, которые нужно есть понемногу, и те, что использовать в пищу совсем нельзя. За правильные ответы дети получают кружочки- «улыбки».

—        Комковато, ноздревато, и губаго, и горбато.

и кисло, и пресно, и легко, и мягко, и твердо, и ломко, и черно, и бело, и всем людям мило.(Хлеб)

—        Красная девица Сидит в темнице, А коса на улице.(Морковь)

—        Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.(Арбуз)

—        Кто в рюмке прячется, Сперва веселит,А потом ум отнимает.(Вино)

—        Стоит ЕгоркаВ красной ермолке; Кто ни пройдет, Всяк поклон отдает.

(Земляника)

—        Одну меня не едят, А без меня мало едят.(Соль)

—        Сидит барыня в ложке, Свесив ножки.(Лапша)

—        Без окон, без дверей Полна горница людей.(Огурец)

—        Сидит дедВо сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает.(Лук)

—        Ни шит, ни кроен, А весь в рубцах; Без счету одежек

И все без застежек.(Кочан капусты)

—        Алый сапог В земле горит.(Свекла)

Игра «Сделай правильный выбор»

Взрослый обращается к детям за советом. Он сообщает, что ребята на улице предлагают гномику Почемучке попробовать пиво, уверяя, что небольшой глоток ему не повредит. Эти знатоки утверждают, что пиво — такой же напиток, как «Фанта», и изредка его пить можно.

ВОПРОСЫ ДЕТЯМ

1.        Правы ли ребята, считающие, что есть безвредные алкогольные напитки?

2.        Что бы вы могли посоветовать гномику Почемучке?

После обсуждения ситуация инсценируется с помощью кукол.

Приложение 5 Таинственный незнакомец

Что приготовить к занятию

Демонстрационный стол с веществами, знакомыми детям (сахар, соль, пакет молока, конфеты, фрукты, пачка сигарет, рюмка, наполненная жидкостью, символизирующей алкоголь) и веществами с неизвестными свойствами (флакон с прозрач¬ной жидкостью, коробочка с веществом, имеющим приятный запах, тальк, кондитерская приправа, вещество имеющее «вкусный» цвет: гель, крем и т. д.), чистые карточки из плотной бумаги.

Что нужно знать

Как показывает статистика, около трети различных травм и нарушений здоровья у детей дошкольного возраста возникают из-за неосторожного обращения с различными веществами, свойства которых ребенку неизвестны. Он может принять растворитель в красивом флаконе за вкусный напиток, химикат белого цвета — за сахар.

Следует объяснить малышу, в чем заключается опасность и почему недопустимо трогать вещества с неизвестными свойствами. Сформированность навыков осторожного поведения является непременным условием эффективной профилактики наркотизма.

Дело в том, что основным мотивом первичного приобщения детей к одурманиванию является любопытство. Так, очень часто ребенок, оставшись без присмотра взрослых, допивает из бокала родителей понравившуюся ему по цве¬ту и запаху жидкость, жаждет попробовать «на вкус» б-бушкины таблетки, пытается закурить оставленную папой сигарету. Стремясь удовлетворить свое любопытство, он может согласиться попробовать и дурман. Важно, чтобы вещества с неизвестными свойствами не были притягательными для ребенка, и он твердо осознавал: то, что опасно, не может быть ни вкусным, ни интересным.

Ход игры

Взрослый расставляет на столике различные вещества и продукты, перечисленные выше. Детям предлагается внимательно рассмотреть их.

Для каждого из веществ дети должны приготовить «визитку». (смотри рис.3) Рядом с полезными для здоровья продуктами поставить карточку с «улыбкой», рядом с веществом, которое использовать нельзя, — карточку, на которой изображены слезы, рядом с незнакомыми веществами — карточку с знаком «?»

Расскажите, для чего именно предназначено то или иное вещество.

Рис.3

115 смайликов png на прозрачном фоне.

Грустный смайлик.