Мои статьи
Мои статьи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление развитием учебно-познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства и средствами внеклассной деятельности
Скажи мне и я забуду,
покажи мне и я запомню,
вовлеки меня и я научусь.
Китайская мудрость
В рамках модернизации образования новый образовательный стандарт построен с ориентацией на компетентностно-деятельностный подход, который предполагает переориентацию общего образования с формирования знаний, умений и навыков к созданию условий для овладения комплексом образовательных компетентностей. Образовательные компетентности определяют готовность обучающихся использовать усвоенные знания, навыки и умения для решения практических и теоретических задач. В соответствии с данным подходом наряду с ценностно-смысловой, социально-трудовой, информационной, общекультурной, коммуникативной и компетентностью личностного самосовершенствования важную роль играет учебно-познавательная компетентность. Согласно А.В. Хуторскому, учебно-познавательная компетентность – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.[1]
Обеспечить качественное усвоение стандарта образования, способствовать развитию учебно-познавательной компетентности возможно только через деятельностный подход к обучению.
Рассмотрим наиболее значимые деятельностные формы формирования учебно-познавательной компетентности на уроках и внеклассной деятельности по предмету «Изобразительное искусство»:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для выполнения творческих работ;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Управление развитием учебно-познавательной компетентности учащихся заключается, прежде всего, в вовлечении школьников в определение проблем, формулирование целей, выборе эффективных средств их достижения, контроле реализации планов и организации ситуаций успеха, способствующих развитию у учащихся готовности управлять самостоятельной учебно-познавательной деятельностью.
Эффективное управление формированием и развитием учебно-познавательной компетентности может быть успешным лишь при использовании учителем современных технологий организации учебно-воспитательного процесса: технологии проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникативных и других педагогических технологий.
Для предмета «Изобразительное искусство» наиболее значимой является технология проектной деятельности учащихся, которая является в настоящее время одной из самых популярных и актуальных среди современных образовательных технологий. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся. Из практики могу сказать, что учащиеся начальной школы, как правило, предпочитают групповую или парную работу. А вот старшеклассники – индивидуальную. Школьники получают возможность осуществлять творческую работу, самостоятельно добывать информацию.
Можно выделить несколько групп умений, на развитие которых проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
-социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему необходимо научиться?»);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Технология проектной деятельности тесно связана с информационными технологиями. Например, для защиты своих проектных работ учащиеся создают мультимедийные презентации. Сбор информации по проекту осуществляется большей частью с помощью ресурсов сети Интернет. Информационно-коммуникационные технологии активно применяются и на уроках: для обобщения и закрепления используются материалы в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах, которые можно применять на первом этапе урока; для повторения пройденного материала («Арт-минутки»). С помощью тестовых заданий, в начале урока создаётся проблемная ситуация, привлекающая внимание и мотивирующая на дальнейшее присвоение знаний («Мозговой штурм»). В конце урока тестовые задания могут стать завершающим «аккордом», когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд-шоу «Вернисаж»). Выведенные на экран, данные тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, эмоциям, движению, радости оттого, что они это знают, умеют и могут применить умения, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и формулируются задачи на будущее. Также эффективны следующие задания: задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (определить правильную последовательность).
Считаю, что одним из наиболее активных методов формирования учебно-познавательной компетентности на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Вопросы и задания должны не только создать проблемную ситуацию, но и содержать в себе новизну информации, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Изучая основы цветоведения, при объяснении понятия «рефлекс» перед учениками ставятся вопросы: «Какие оттенки желтого цвета приобретёт лимон, если я положу его на фоне синей ткани? А на красной? Как вы думаете, какие оттенки он будет приобретать в другой среде?» Учащимися выдвигается гипотеза: в разной цветовой среде предмет ведет себя по-разному. Учащиеся делают выводы. Пробуют помещать предмет на разные драпировки, проверяя свои выводы. Другое задание связано с изображением животного с натуры. Проблема: как изобразить животное, например кошку, которая не спит? (Без принуждения животного). Учащиеся ищут пути решения: 1) фотография; 2) набросок поз; 3) дожидаться пока кошка примет тоже положение и т.д.
Во внеклассной работе, на занятиях кружка, уровень заданий становится сложнее. При графическом построении куба учащиеся не имеют права пользоваться линейкой. Однако рисунок должен быть выполнен по всем правилам построения с соблюдением всех прямых и параллельных линий. Поэтому для проверки прямолинейности и параллельности линий они придумывают способы самопроверки. На занятиях живописи изучается изображение теней. По правилам: если предмет освещен лампой накаливания – предмет будет в теплых тонах. Если предмет размещен на холодном фоне – он приобретает холодные тона. Возникает ситуация, вызывающая противоречие правил: предмет на синей драпировке, освещен лампой накаливания. Какие оттенки он приобретёт? Учащиеся сравнивают живописные работы в акварельной (уже известной технике) и масляной (новой) технике. Делают выводы, что масляная живопись более плотная – «укрывистая» . Возникает вопрос: как надо вести работу в масляной технике – от светлого к тёмному или наоборот? Учащиеся говорят, что работа ведётся, как в акварели – от светлого к тёмному. Учитель показывает, что получается в случает такого подхода. Учащиеся понимают, что работы выглядят блёкло. Следовательно, делается вывод, что в масляной технике работа ведётся от темных цветов к светлым, т.к. акварель со временем светлеет, а масло – темнеет, а значит, в масляной технике светлые цвета должны оставаться на верхнем слое. Исследуется связь ИЗО с цветофизикой, с геометрией, литературой, биологией и т.д. Рассматриваем изображение теней. Зимой они чаще всего холодные, а летом могут быть и теплые и холодные одновременно. Почему? Например, для построения рисунка помидора ученик должен знать, каким образом плодоножка крепится к плоду.
Развитию познавательного интереса, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся способствуют и групповые технологии (работа в группах). Групповая деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфорта. При групповой форме работы учащихся в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий при этом получает не меньшую помощь, чем «слабый», поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Особой областью, влияющей на развитие и формирование учебно-познавательной компетентности школьников, является внеурочная деятельность. Данная область обладает некоторыми возможностями, значимыми для развития художественно-творческой активности, которые не могут проявиться в полной мере на традиционных уроках: большая свобода в содержании материала, в предоставлении оптимальной возможности самореализации каждому ученику.
Внеурочная изобразительная деятельность учащихся в нашей школе понимается как специально организованное средство воспитательного процесса, необходимое для развития интеллекта, моторики, творческих способностей, формирования образного мышления, воспитания эстетических чувств. Данная деятельность по изобразительному искусству включала в себя внеклассные занятия, руководство практической работой детей в кружке, проведение экскурсий, посещение выставок, выход на природу (в парк, лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве. Особое внимание уделяется приобретению умений и навыков, которые могут быть использованы в общественно-полезной работе (оформление выставок, стенгазет, праздников и т.п.). Успех внеклассной внеурочной работы в большей мере зависит от методики организации деятельности школьников. Необходимо правильно выбрать методы привлечения детей к участию в этой работе. Интересная постановка задачи, разъяснение общественного значения предстоящего дела являются важной предпосылкой творческой деятельности школьников, мотивируя их готовность приложить к делу свои знания и усилия.
Решение проблемы формирования учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе обучения изобразительного искусства является весьма сложным процессом. Внедрение в учебный процесс комплекса методик и технологий, способствует достаточно высокой результативности [См.: Таблица 1].
Таблица 1
Достижения учащихся школы «Росинка» в конкурсах художественного творчества (уровень выше школьного).
Учебный год | Количество победителей и призёров | Количество участников |
2009-2010 | 9 | 21 |
2010-2011 | 16 | 37 |
2011-2012 | 19 | 43 |
Художественная деятельность школьников находит разнообразные формы выражения: декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений. При отборе учебного материала значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность уроков и внеклассных мероприятий помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.
Только деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы учащихся позволяет формировать учебно-познавательную компетентность на материале содержания учебного предмета и внеклассной деятельности.
Список источников информации
1. Воровщиков, С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся [Электронный ресурс]. Адрес: http://upr.1september.ru
2. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.
3. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003.
– № 2. – С. 58-64.
[1] Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
Предварительный просмотр:
«Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания»
Проблема детского художественного творчества интересует каждого, кто так или иначе соприкасается с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребенка? Как понять его проблемы? Как не навязывая своего взрослого отношения к миру, постичь чистоту детского воспри ятия.
Художественно-творческая деятель ность включает в себя не только процесс созидания, но и восприятия, общения, а на определенном этапе работы с детьми ста новится мощным стимулом для взаимодей ствия, дружбы и общей радости. Опыт работы с детьми с каждым годом все больше и больше убеждает в том, что нет детей, не способных к изобразитель ной деятельности. К творчеству способен каждый ребенок! Каждый по-своему талант лив, каждый имеет право на самовыраже ние и успех. Б.Т Лихачев, как многие педагоги и психологи, считает, что «только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности».[1]
В отличие от других видов творчества (музыка, пение и т.д.), художествен но-изобразительная деятельность имеет фиксированный результат в виде живопис ных, графических, декоративно-приклад ных, скульптурных и других произведений. К этим продуктам творческой деятельно сти всегда можно обратиться. Рассмотреть самому, показать другим, подарить друзь ям, наконец, сделать центром внимания многих людей на выставке. В этом случае поднимается социальная значимость успе ха ребенка, формируется его уважитель ное отношение и интерес к себе.
К успеху детей в изобразительном твор честве ведут многие психолого-педагоги ческие установки и ориентиры. Прежде всего, учитель должен создать
на уроке атмосферу взаимопонимания, доверия, доброжелательности, так как искусство предполагает духовное общение учащихся и учителя. Язык, на котором мы говорим с детьми, должен быть разным. Главное — чтобы при общении с детьми во время их художественно-творческой де ятельности речь была наполнена образ ным элементом. К примеру, если необходимо осуществить разный на жим на кисть или карандаш, мы скажем детям о том, что линия должна звучать по-разному: то громко (сильный нажим — яркий, сочный след), то тихо (минимальный нажим — след спокойный, тонкий). Кроме доступного языка и образного начала в общении с детьми, существенным моментом является характер речи педагога. Эмоционально окрашенная, вдохновен ная речь, разнообразное интонационное ее звучание, характеризующее обсуждаемый образ, а также мимика — все это обуслов ливает стремление учеников вновь и вновь участвовать в совместных с учителем раз мышлениях и ждать встречи с ним. На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности. Необходимо овладеть драматургией учебного процесса. Ведь одну и ту же тему каждый учитель преподносит по своему. Тема одна, а вариантов ее решения множество. В этом состоит творчество и мастерство учителя.
Немаловажным фактором успеха явля ется учет педагогом индивидуальных осо бенностей детей. Дети разные, и формы пе дагогической работы не могут быть одина ковыми для всех. Например, у одного ребенка в большей степени развита мыслительная функция, у другого активны эмоциональные проявления, у третьего доминирует сфера чувств. Он боль ше других волнуется, тихо переживает неуда чи, больше, чем кто-либо, уязвим.
Для развития интереса и способностей детей большое значение имеет широкий спектр художественных материалов: гуашь, акварель, пастель, карандаши, восковые мелки и другие материалы. В этом случае ученик сможет познакомиться с вы разительностью каждого из них, сравнить и, быть может, уже на первых этапах приобще ния к художественному творчеству, выбрать для себя наиболее доступные или любимые. Одни рисуют лучше карандашами, другие фломастерами, третьи красками. Работая над образом, учащиеся думают, какой материал лучше использовать, чтобы выразить свои мысли и чувства на бумаге. Новые материалы и приемы работы вызывают удивление и неподдельный интерес. Кроме этого, в процессе работы различ ными материалами, а также их сочетани ями, у детей расширяется опыт восприя тия выразительности своих рисунков, по степенно переносящийся на профессио нальное искусство, его оценку и запоми нание его особенностей.
Важно заранее готовиться к каждому уроку. Подобрать наглядный материал, найти интересные сведения о жизни художника и его времени. Момент восприятия должен содержать интересные познавательные сведения. Слайды необходимо подбирать очень тщательно, их должно быть немного, но хорошего качества. Выстраивать драматургию зрительного ряда следует по нарастающей. Самый последний слайд должен вызвать радость, удивление, эстетическое наслаждение, так как эстетическое переживание стимулирует к творчеству.
Очень важный момент урока — работа над образом. Поэтическое слово и музыкальное произведение на уроке изобразительного искусства вызывает самые разнообразные ассоциации, пробуждает чувство стремления к прекрасному. Чтение стихов, прослушивание отрывков музыкальных произведений создает определенный эмоциональный настрой, помогает увидеть мир по иному, развивает воображение, активизирует творческий процесс.
Метод перевоплощения в различных героев и метод одушевления различных предметов развивает творческое воображение. На таких занятиях учащиеся представляют себя зрителями, мастерами художниками, героями различных сказок, космонавтами. В руках у них волшебные карандаши и палочки, которые разговаривают, обижаются, танцуют. Волшебный клубочек ведет их в разные царства — царство Снежной Королевы, где все цвета холодные, или в царство Златовласки, где все цвета теплые, или в мрачное царство Кощея Бессмертного. Развивать фантазию детей лучше всего на материале уже известных предметов, знакомых фак тов. Тогда переживания детей получают подкрепление реальностью, и ребенок бо лее решительно делает шаг в неведомое. Времена года — со специфическим цве том, светом, разнообразными ароматами, разными настроениями, со своими образа ми и чудесами, с разными движениями в природе — никогда не оставляют школьников равнодушными. Эмоциональное отноше ние ко всем временам года усиливается, рождает интерес к восприятию природы, если занятия происходят в соответствую щий период времени. Так, постигая тайны цветоведения с параллельным освоением красоты окружа ющего мира. Облегчая ученикам выполнение задания и ведя их к успеху, можно предложить для работы листы, тониро ванные синей, голубой, фиолетовой гуа шью. Когда по такой поверхности рисуют другими красками, и в частности белой, композиции приобретает холодный коло рит с различными цветовыми нюансами. В этом случае школьников всегда ждет успех и радость от правильно выполненного зада ния, его образности.
При выполнении наиболее сложных за даний можно предложить широкий ряд образных сравнений. Тогда художествен ная задача реализуется легче, и ученик получает возможность поиграть в процес се ее осуществления. Так, рисование неба сопровождается следующим текстом: «При изображении облаков, мы словно взбива ем краску на бумаге, тогда облака получаются пышными. Чтобы они клубились, кисть должна кружиться по бумаге». Работа фломастером требует другого комментария, ибо графические материалы имеют и другую выразительность. Напри мер: «Тучка любит свой домик. Она часто омывает его капель ками дождя, которые, как точки, стучат по стенам или тоненькими струйками-лини ями стекают по нему».
Для развития интереса и художественно-творческих способностей детей большое значение имеет знакомство с подлинниками изобразительного и прикладного искусства. В музее учащиеся имеют возможность посмотреть на картины с разного расстояния, увидеть их подлинный колорит, так как печать часто искажает цвет. Не рекомендуется знакомить детей с большим количеством картин. От множества впечатлений они быстро устанут и мало что запомнят. После экскурсии учащиеся поделятся своими впечатлениями, расскажут о работах, которые им особенно понравились.
Одним из действенных средств стимулирования учеников к художественному творчеству являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся. Выставку можно провести в конце четверти как отчет о проделанной работе, а также к празднику, родительскому собранию. Очень важный момент — оформление рисунков. Работа будет смотреться маленьким шедевром, если ее оформить со вкусом. Желательно, чтобы работы всех учащихся попали на выставку. Необходимо наградить победителей грамотами или вручить подарки. Выставки детских работ должны устраиваться регулярно, учащиеся с нетерпением ждут их.
Неотъемлемой частью учебного процесса становится мультимедийные технологии. Применение их требует особой проработки драматургии урока. Используя экран, можно совершать путешествия по разным странам и знакомить учащихся с мировыми шедеврами архитектуры, скульптуры, изобразительного и декоративного искусства. Соединение поэтического слова, музыки, слова учителя и современной техники может превратить урок изобразительного искусства в увлекательное зрелище. Учитель может остановить мгновение с помощью пульта и обратить внимание учащихся на определенное явление искусства.
Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание не только педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Художественное творчество и изучение изобразительного искусства помогают «разбудить» скрытые в каждом ребенке творческие способности, «освободить» их для облегчения самореализации личностного потенциала.
Список источников информации
1. Левин, В. А. Воспитание творчества. - Т.: Пеленг, 1993. - 56 с.
2. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания. - М.: Владос, 2010. - 336 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- М.: Просвящение, 1991.- 96 с.
[1] Б.Т. Лихачев, «Философия воспитания», М., Издательство: Владос, 2010 г., С. 51