Внимание! Это интересно!
Уважаемые коллеги! Рекомендую вам статьи из пособия "Тайм-менеджмент в работе образовательных учреждений", которые позволят вам рационально планировать рабочий день, использовая временные ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_psihologicheski_bezopasnaya_obrazovatelnaya_sreda.docx | 17.94 КБ |
shpargalki_dlya_zaveduyushchego.docx | 15.85 КБ |
kak_pravilno_provesti_master.docx | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое психологически безопасная образовательная среда: обсуждаем на педсовете.
Педагоги дошкольных образовательных организаций на только решают образовательные и воспитательные задачи. Их деятельность также направлена на достижение целей здоровьесбережения детей.
Здоровьесбережение предусматривает разные виды деятельности, цель которых - укрепить и сохранить здоровье воспитанников. Это организация питания и режима, мероприятия по формированию активной жизненной позиции и приобщению к здоровому образу жизни с применением различных методик и технологий, разучивание правил безопасности в сложных и опасных ситуациях и т.д. Однако родители и педагоги забывают о психологической безопасности ребенка, считают, что это задача педагога-психолога.
Психологическая безопасность дошкольника имеет важное значение для его полноценного развития, сохранения и поддержки психологического здоровья, предупреждения психологических травм.
Чтобы ребенок развивался в соответствии с возрастом и возможностями, необходимо создавать психологически безопасную образовательную среду, в которой он чувствовал бы себя уверенно, безопасно, психологически комфортно.
С введением ФГОС ДО появились новые требования к образовательной деятельности. В ходе реализации образовательной программы педагоги должны предоставить ребенку выбор, следовать за его потребностями, организовать деятельность детского коллектива таким образом, чтобы каждый смог реализовать свой потенциал, удовлетворить желания и развиваться в разных направлениях по своим возможностям.
Детский сад для ребенка – его второй дом. Здесь он проводит большую часть будних дней. Поэтому педагог несет ответственность за каждого воспитанника и благополучное проживание им дошкольного детства.
Цель предлагаемого педагогического совета – уточнить и расширить представление педагогов о здоровьесбережении воспитанников, закрепить знания о психологически безопасной образовательной среде.
Задачи:
- уточнить, что такое здоровьесбережение детей дошкольного возраста;
- закрепить представление о составляющих здоровья человека;
- углубить знания в области законодательства дошкольного образования;
- расширить представление о том, что такое психологическая безопасность ребенка и как ее создать в ДОО.
Чтобы педагоги не просто воспринимали информацию, а усвоили ее и таким образом пришли к пониманию сути вопроса, педагогический совет проводится в форме деловой игры.
Суть игры заключается в том, что педагоги делятся на подгруппы, получают задания и бланк для фиксации ответов. После обсуждения задания в подгруппе педагоги принимают решение и фиксируют ответ. Затем обсуждение проводится со всем коллективом. Таким образом, педагоги не получают готовые ответы на вопросы, а через обсуждение в малой и большой группах самостоятельно находят их.
Ведет педагогический совет старший воспитатель. Предварительно, он готовит опорный материал – слайд – презентацию, на которой представлена информация для обсуждения и анализа, а также бланки ответов, в которых педагоги фиксируют основные моменты.
Последовательность вопросов для обсуждения построена определенным образом. Сначала старший воспитатель предлагает рассмотреть термины «здоровьесбережение», «здоровье», «виды здоровья».
После этого педагоги обсуждают положение Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»: основные принципы государственной политики, обязанности и ответственность педагогических работников, ключевые фразы о психологически безопасной образовательной среде в ДОО.
Далее анализирует основные положения ФГОС ДО, которые касаются психологически безопасной образовательной среды: задачи, аспекты создания, целевые ориентиры, достижение которых позволит ребенку создавать психологически безопасную среду.
Важный этап педагогического совета - саморефлексия. Творческое домашнее задание позволит педагогам закрепить полученные знания и найти ответы на возникшие вопросы.
Предварительный просмотр:
Шпаргалки для заведующего
Принципы мотивирующей организации труда
1.Любые действия должны быть осмысленны. Деятельность невозможна без цели, без смысла. Подчиненные должны понимать смысл того, что они делают.
2.Очень важно, чтобы результат работы был значимым для кого-то конкретно.
3.Большинство работников хотят показать свои способности и свою значимость. Люди негативно относятся к тому, когда решение по вопросам, в которых компоненты именно они, принимается без участия.
4.Каждый работник имеет точку зрения на то, как именно улучшить свою работу. Он рассчитывает, что его предложение встретят заинтересованно.
5. «Просто не представляю, что бы мы без вас делали!» - эта фраза, сказанная искренне и с благодарностью, позволяет сотруднику почувствовать свою значимость, важность своего труда для общего дела. Помните, что незаменимые люди есть. Во всяком случае, каждый ваш работник должен быть уверен в собственной незаменимости.
6.Каждый человек стремится к успеху. А успех – это реализованные цели. Успех предприятия будет успехом сотрудника, когда он принимает непосредственное участие в постановке целей. Не пренебрегайте этим.
7.По способу, форме и скорости получения информации сотрудники оценивают, какова их реальная значимость в глазах непосредственного руководителя. Если доступ к информации затруднен или она поступает с опозданием, они чувствуют себя униженными.
8.Людям, как правило, не нравится, когда решения об изменениях в их работе и на рабочих местах, даже позитивные, принимаются без их ведома, без учета их мнения, знаний и опыта. Исключением здесь может быть, по-видимому, только заработная плата.
9.Каждый человек стремится знать, по каким критериям и как оценивается качество его труда, информация об этом сотруднику нужнее, чем его руководителю.
10.Люди остро реагируют, если их старания и полученные результаты приводят к тому, что их еще больше нагружают, особенно если это не компенсируется деньгами. Поручать все больше и больше работы ответственным, добивающимся успеха сотрудникам не лучший способ действия, ибо он убивает инициативу.
11.Рано или поздно любой работник задает себе вопрос: позволяет ли работа быть самому себе шефом? Если у человека есть свободное пространство для инициативы в организации производства, если он имеет возможность для самовыражения, самостоятельного принятия конкретных решений и установления порядка действий, это значительно повышает заинтересованность в труде и соответственно отдачу.
Процесс принятия и реализации
управленческих решений
Существуют некоторые требования, предъявляемые к управленческим решениям:
-наличие ясной цели;
-обоснованность решения;
-наличие адресата и сроков исполнения;
-непротиворечивость и правомочность;
-эффективность и конкретность;
-своевременность;
-полнота, краткость и четкость.
Схема процесса принятия управленческих решений
1.Анализ ситуации, выявление проблемы.
2.Оценка проблемы.
3.Определение критериев выбора.
4.Разработка вариантов решения.
5.Выбор наилучшего результата.
6.Согласование и принятие решения.
7.Организация выполнения решения.
8.Контроль за результатами и их оценка.
Предварительный просмотр:
Как правильно провести мастер-класс
Современный коллектив детского сада – это коллектив единомышленников, который стремится к повышению профессионального мастерства и компетентности всех участников образовательного процесса. В каждом коллективе есть педагоги-новаторы, которые готовы транслировать свой опыт, знания и умения. Одна из форм эффективного взаимодействия педагогов – мастер-класс.
Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Эта актуальная форма для обобщения и распространения инновационного педагогического опыта. Её особенность заключается в том, что она основана на практических действиях педагога и включает творческое решение познавательной задачи или проблемной ситуации.
В методической работе мастер-класс занимает ведущее место. Большой популярностью пользуются мастер-классы, где педагоги имеют возможность узнать технологию изготовления продукта и получить его самостоятельно. Это делает данную методическую форму привлекательной для воспитателей.
Ключевые правила проведения мастер-класса
Мастер-класс это методическая инновационная форма. В основе любого мастер-класса стоит личность педагога-новатора, которому свойственно новое мышление и собственный взгляд на тему или проблему.
Кто может провести мастер-класс? Тот, у кого уже есть опыт и кто готов передать его другим. Это педагог, который давно работает над какой-либо проблемой, изучил теорию и практику вопроса.
Мастер-класс для специалистов – педагогов дошкольного образования – проводит педагог-мастер. Его основная задача не просто сообщить информацию, а передать способы деятельности.
Во время мастер-класса педагоги знакомятся с конкретной технологией или методикой, которые подготовил педагог-мастер. В начале мастер-класса он создает проблемную мотивирующую ситуацию, которая стимулирует участников для дальнейшего выполнения заданий, вызывает их интерес.
Любой мастер-класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной цели. Но внутри каждого задания участники абсолютно свободны. Они самостоятельно выбирают пути исследования, средства и способы для достижения цели, темп работы, ищут ответы на проблемные вопросы, делают выводы. При этом педагог-мастер предоставляет им методические материалы и разработки для дальнейшей самостоятельной деятельности.
В результате мастер-класса педагоги совместно осваивают новую для них технологию или методику и создают собственный продукт.
Педагог-мастер должен обеспечить интерактивную форму общения в ходе мастер-класса, т.е. дать возможность участникам практически познакомиться с предлагаемыми технологией и приемами.
Таким образом, в процессе мастер-класса не нужно сообщать участникам новые знания. Знания или умения они получают сами с помощью всех участников мероприятия.
У каждого педагога должна быть возможность высказать собственное мнение, обозначить свою позицию и предложить самостоятельное решение проблемы, заявленной в мастер-классе. Такой подход и является интерактивным.
Мастер-класс имеет определенную структуру:
- теоретическую часть;
- показ или демонстрацию технологии процесса;
- практическую часть – создание продукта;
- презентацию продукта (афиширование);
- выводы (рефлексию).
На основе структуры мастер- класса строится алгоритм его проведения. Согласно ему педагог-мастер:
- определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;
- представляет участникам мастер-класса технологию;
- формирует рабочие творческие группы;
- организует самостоятельную практическую работу педагогов с материалами;
- предлагает педагогам представить и обсудить результаты их работы.
Самый ответственный момент – это тщательная подготовка к мастер-классу, которая также осуществляется в несколько этапов. Подробный алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов представлен в приложении 1.
Пример подготовки и проведения мастер-класса
Рассмотрим один из вариантов подготовки и проведения мастер-класса. Это итоговое мероприятие, в рамках которого педагоги изготавливают куклы-игрушки и предлагают варианты их практического использования в образовательной деятельности – мастер-класс «Такие разные куклы».
Структура мероприятия включает три части: общую организационную, основную практическую (работу участников по отдельным мастерским) и заключительную (презентацию полученных продуктов).
На этапе подготовки итогового мероприятия формируется инициативная группа. В нее могут входить методисты или старшие воспитатели, воспитатели, которые владеют практическими технологиями и выступают в качестве педагогов-мастеров, и инициативные родители.
Инициативная группа определяет тематику и количество мастерских, решает организационные вопросы: подготавливает помещение, необходимое оборудование и материалы, демонстрационные буклеты, оформляет презентации.
План проведения итогового мастер-класса «Такие разные куклы»
• Мини-презентации мастерских, распределение участников по секциям (выбор бейджа или пригласительного буклета).
• Практическая часть (мастерские) – создание куклы-игрушки.
• Игровая часть – творческая игра с элементами импровизации с куклой-игрушкой в заранее созданном игровом пространстве.
• Итоговая презентация творческой игры с использованием куклы-игрушки в игровом пространстве для всех участников мастер-класса.
• Обсуждение и обмен мнениями.
По итогам презентаций мастерских участники выбирают, куда пойдут. В мастерских они делают с мастером свою куклу, разрабатывают игровое пространство, предлагают творческую игру с куклой с элементами импровизации.
На заключительном этапе – этапе афиширования - участники мастер-класса демонстрируют куклу, которую сделали, и предлагают варианты ее использования в образовательной деятельности.
Остановимся подробнее на этапах. Презентация каждой мастерской представлена красочными буклетами, флайерами, визитками. Чтобы привлечь педагогов, мастера оформляют небольшие выставки с результатами продуктивной деятельности – самодельные куклы либо инсталляцию с куклами – композицию с игровыми элементами среды.
У презентационного стола педагоги берут пригласительные на участие в конкретном мастер-классе: красочные листовки, билеты, открытки. В качестве пригласительного можно использовать предметы, которые пригодятся для работы. Например, для мастер-класса «Куклы из ниток» – клубочек цветных ниток; для мастер-класса «Кукла из пластиковой ложки» – ложку.
Общая вступительная часть проводится в музыкальном зале детского сада, столы и стулья в котором расставлены по кругу. Для итоговой части каждого мастер-класса отводится определенный сектор. Педагог, который проводит обучение в мастерской, заранее подготавливает пространство для игровой презентации в соответствии с темой и сюжетом игры. В общей части обсуждаются цели и задачи мероприятия, педагоги делятся на практические группы.
Практическая часть мастер-класса проводится в разных помещениях детского сада – в мастерских, где педагоги создают кукол. Это может быть физкультурный зал, кабинет педагога-психолога или иное пространство. Их мастера выбирают и подготавливают заранее.
В мастерской в течение 20–40 минут (в зависимости от сложности технологии) педагоги знакомятся с процессом изготовления той или иной куклы и сами пробуют создать авторский продукт. Здесь же они обсуждают возможные темы для итоговой презентации творческой игры с использованием куклы в игровом пространстве.
Цель подобных практических мастер-классов не просто изготовить продукт, а продумать последующее его применение в игровой, познавательно-исследовательской и других видах деятельности.
Изготовление кукол из ниток – увлекательное занятие. Когда куклы созданы, с ними можно разыгрывать различные сюжеты и включать в другие игры. Например, провести творческую игру «Туземцы на острове». Для создания кукол-туземцев необходимы новые знания: где живут туземцы, как выглядят, что они едят, как охотятся. Мотив к познанию в этом случае тесно связан с игрой. Новые знания помогут в создании игрового пространства для этих кукол – «острова». Вариантов и сюжетов для творческих игр много: «Охота», «Праздник на острове», «Семья туземцев» и др.
Мастер-класс «Волшебное превращение ложки» по изготовлению кукол из пластиковых ложек поможет организовать игру «Бал для Золушки». Оформление игрового пространства идет по известной сюжетной линии сказки «Золушка». Тут может появиться настоящая тыква, которая превратится в карету. Под музыку могут танцевать все персонажи сказки.
Варианты создания игрового пространства в соответствии с темой данных творческих игр представлены в приложении 2.
Возможны и другие сюжеты. Например, детям близка тема «Выпускной бал детского сада». В занимательной форме можно поговорить о правилах поведения, предложить интересный сюжет, который волнует детей, и не ограничиваться скучной беседой о том, как нужно себя вести.
Развертывать новые ситуации, фантазировать в игре, моделировать социальные отношения следует естественным образом – в игровой деятельности. Так участники мастер-классов приобретают опыт и осваивают технологии по созданию кукол-игрушек и работе с различными материалами. При этом педагоги открывают для себя новые возможности по использованию продуктов деятельности, на практике апробируют современные способы взаимодействия с детьми и взрослыми.
Мастер-класс раскрывает творческие способности и индивидуальность всех его участников, ставит педагогов в ситуацию успешности, предоставляет возможность для творческой самореализации.
Приложение 1
Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов
1. Определите тему мастер-класса. Она должна быть интересной и увлекательной, отражать проблему, над которой вы работаете. Участники мастер-класса должны заранее знать, что им покажут. Тема мастер-класса может быть любой – творческая продуктивная деятельность, современная образовательная технология, нетрадиционные педагогические приемы, авторские формы организации образовательной деятельности, эффективное применение технических средств обучения и т. д. Она может содержать азы по образованию дошкольников и быть рассчитана на молодых педагогов. В этом случае попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.
2. Соберите информацию по теме. Даже если вы в совершенстве владеете практикой, обязательно изучите теоретическую сторону вопроса. Это поможет вам детально ответить на любой вопрос участника мастер-класса по заявленной проблеме.
3. Сформулируйте цель мастер-класса. Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться, чему научатся и что узнают участники мастер-класса.
4. Определите задачи. Они помогут в реализации поставленной цели.
5. Выделите проблему или вопрос, которые представляют интерес для аудитории и введут участников в тему мастер-класса.
6. Определите форму проведения мастер-класса. Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию. Современная педагогика допускает разные приемы. Чем более яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Однако мастер-класс должен быть методически грамотным. Поэтому сумейте обосновать, для чего применяете именно этот прием.
7. Подготовьте необходимое оборудование. Оборудование, наглядные пособия и материалы должны иллюстрировать основные направления и важные этапы вашей работы. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм. Подумайте и решите, какие расходные материалы участники должны принести с собой.
8. Составьте план проведения мастер-класса. Без него вы можете что-то пропустить или перепутать. На основе информации, которую вы собрали, составьте структуру вашего мастер-класса. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы, ответов на вопросы участников.
9. Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить на мастер-классе. Заучивать наизусть его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед коллегами можно. Это позволит почувствовать себя увереннее и услышать возможные ошибки в содержании выступления. Главные тезисы запишите на листок и возьмите с собой.
10. Подготовьте заключительную часть мастер-класса. В конце выступления не забудьте похвалить всех участников и обсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Расскажите участникам, как они могут использовать продукт мастер-класса.