Моё методическое творчество

Бурдукова Елена Анатольевна

Творческие работы, фотографии, видео. Здесь размещены мои видеоуроки, проекты, статьи, доклады, эссе, материалы для блога,...

https://cloud.mail.ru/public/bwjk/iqKCk4chJ - видеоурок труда для 4 класса "Виды интерьера. Декупаж"

https://cloud.mail.ru/public/RfWH/H66587hfL видеоурок труда в третьем классе  Повторение материала 2 класса

https://cloud.mail.ru/public/BwN8/dMBJrDmTd Урок труда в 3 классе "Коробочка для подарков. Развёртка"

https://cloud.mail.ru/public/dW3T/4KySDYA19 Видеоролик -поздравление для мам 2024 5 Д класса
https://cloud.mail.ru/public/nZNL/uomzGd9Xq видеопоздравление для мам 4 Б класса 2024 год
https://cloud.mail.ru/public/aB7b/NzC5fUzZL - Цикл видеороликов "Семья. Дошкольник. Родители"
https://cloud.mail.ru/public/gPtF/u9c6VGew8 Интегрированный урок русского и бурятского языков_ ноябрь 2024 (видеоролик с использованием программ ИИ)
https://drive.google.com/drive/folders/12uqZYVLScL... 2 класс. Дистанционный урок математики "Свойство противоположных сторон прямоугольника". Программа М. Моро "Школа России"
https://drive.google.com/drive/folders/1q0Z5FjKDch... 2021 год Организовала методический семинар для молодых педагогов.
https://docs.google.com/presentation/d/1FgVGMMljs9... Групповая работа онлайн по разделу "Сказка - ложь, да в ней намёк" 3 класс
https://drive.google.com/file/d/1fEAdC-SMX_B-eomMS... Сценка 2 Д класса для мам на праздник 8 марта.2022
https://cloud.mail.ru/public/d7Nq/KjU6ibLey Видеоурок 3 класс Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. (Работала в СМРШ Монголии)
https://cloud.mail.ru/public/4WqT/R9C5ni2oH Видеоурок по сказке Мороз Иванович В. Одоевского (Работала в СМРШ Монголии)
https://view.genial.ly/62fddbfeb5fffe00106515bd/interactive-content-animated-chalkboard-quiz Задача на формирование финансовой грамотности 2 класс
https://view.genial.ly/621a46eed731ab00121263e7/interactive-content-piratskaya-karta Тест по теме "Периметр" для 2- 3 класса
https://www.Learnis.ru/638735/ Квест комната по математике "Свойство противоположных сторон прямоугольника"
https://cloud.mail.ru/public/iPJr/YMBD2gfAk Буктрейлер 2 А класса СМРШ по сказке А С Пушкина "Сказка о царе Салтане,... (Из опыта работы в г Улан-Батор в Монголии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материал для блога, который тут не работает. Мысли и вопросы46.2 КБ
PDF icon Развивающее образование289.34 КБ
Файл Эссе Вопросы к статье Б Д Эльконина45.56 КБ
Файл Творческая работа по статье В В Давыдова О понятии развивающего обучения2.78 МБ
PDF icon Комикс по статье В В Давыдова о понятии развивающего обучения1.49 МБ
PDF icon Развернутый аналитический комментарий к отрывку из работы В.В. Давыдова «Теория развивающего обучения»465.09 КБ
Файл Доклад "Обновлённый ФГОС НОО. Успех каждого ребёнка"27.82 КБ
PDF icon Наставничество как путь решения проблемы кадрового дефицита. Публичное выступление на республиканском конкурсе 2.11 МБ
PDF icon Мои педагогические лайфхаки2.02 МБ
Файл Мои педагогические лайфхаки. Комментарии к презентации390.05 КБ
PDF icon Эссе Педагог- наставник должность или миссия195.54 КБ
Файл Статья Реализация модели наставничества «учитель – учитель» через методическую поддержку молодого специалиста24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Доброго времени суток!                                                                                         

🤔Нужно ли родителю быть грамотным в области педагогики и психологии в современном мире? Может быть, достаточно просто любить своего ребёнка, обеспечить присмотр за ним, защиту, условия для комфортной жизни, медицинское обслуживание и общаться с ребёнком?                                                                                                   

🤔 Есть педагоги, тьюторы, работники дополнительного образования. Или всё-таки надо что-то читать, посещать семинары, мастер классы, конференции, смотреть вебинары, пытаться менять себя и своё отношение? Опять же: как менять себя, если ты взрослый?                                                                                 

🤔 Мы часто думаем, что мы были детьми, значит прекрасно помним, чего хочет, как думает, о чём тревожится ребёнок. Но дети  не повторяют своих родителей. Дети - не мини-копия взрослого. Да и память со временем стирает границы  происходившего и того, что нам бы хотелось помнить))) Мы можем ведь придумать воспоминание.   

🤔Как подготовить ребёнка к школе оптимально, если ты не знаком с будущим учителем, образовательной программой, всеми проблемами, с которыми встречаются дети, приходя в 1 класс?     

  📚Открыла книгу Алис Миллер, которая родилась примерно 20 лет назад. "Драма одарённого ребёнка и поиск собственного Я"👶🏻.                                                                                                                                       "...книга Алис Миллер – это книга из ряда вон. Ее особость заключается прежде всего в том, что автор стремится (и небезуспешно!), поставить с головы на ноги сразу два мира – мир детско-родительских отношений и мир психоанализа".                                                                                                                         ❗️  "... книга А. Миллер посвящена отнюдь не одаренным детям и их родителям в традиционном понимании слова «одаренный», она адресована всем детям и всем родителям. Все дети без исключения одарены от рождения множеством талантов и способностей, и пожалуй главными из них являются способности жить, переживать свою жизнь и действовать в своей жизни. Драма одаренного этими талантами ребенка состоит в том, что его поведение, его переживания и сама его жизнь могут оказаться (и, как правило, реально оказываются) всего лишь средствами, обслуживающими те или иные потребности его родителей. Собственная жизнь ребенка как таковая становится при этом исключительно «жизнью для...».   

🤔👩🏼🏫Недавно  заменяла учителя в 1 классе. Дети милые, добрые, разные. Вы скажете: "Они и не должны быть одинаковыми!" 😊 В первом классе они демонстрируют свою индивидуальность, пока школьный уклад её практически не стёр. Потом дети примут школьные правила, "поймают" правила общения с учителями и одноклассниками и превратятся в немного других людей.                                                                                   

❓ Родители дома видят как бы одних детей, а учителя в школе видят совершенно других. Дети в разных социальных ситуациях проявляют себя не одинаково.                         

Что   делает их другими? Может, я не вижу чего-то? В последний раз они обнимали меня все вместе. Хорошо, что их не так много. Почти упала. Конечно, пойду к ним ещё. Когда выходишь от них, то внутри позитив и тревожность одновременно. В первые дни вы больше играете или учитесь? Заметила, что чем дольше я работаю в школе, тем больше вопросов возникает.

️Нужно ли повышать грамотность родителю?                                                                                                                              Напишите, пожалуйста, свои мысли в комментарии 🥺


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Мы должны снова научиться пахать…» -эпиграф к статье «Продуктивное действие» Б. Д. Эльконина. Очень точная мысль – анонс этой статьи. В начале своей педагогической деятельности я прочитала теорию поэтапного формирования учебных действий П. Я. Гальперина. Я читала книгу не просто так, я хотела найти ответы на вопрос: «Почему у меня не всё получается?», «Как учить так, чтобы дети понимали?», «Как должна быть построена деятельность моя и учеников на уроке?», «Как соотносятся действия в деятельности на уроке?». Прочитав эту статью Б. Д. Эльконина, где говорится об устройстве именно Продуктивного Действия, я нашла другие ответы на свои старые вопросы, не с позиции Гальперина. Я увидела ситуацию по-новому: Продуктивное Действие, понятое как связность Событий, выступает как Акт Развития. Я стала понимать процесс экранирования своих действий как учителя. Стала более понятна «связность его «смыслового» и «операционно-технического» аспектов». Это то, о чём я читала у Д. Б. Эльконина. Борис Даниилович развёртывает мысли отца. Когда он пишет: «Существенно, что целевое начало продуцирования надо понимать не только лишь как «точку» его завершения, но и как открытие нового горизонта и его вызова — эскиза пути дальнейшего продвижения. Здесь Продуктивное Действие включается в Деятельность, понимаемую в масштабе Культурно-исторического и, соответственно, Общественно-исторического становления», то я теперь понимаю про суть рефлексивного экранирования и присвоение культурной рамки детьми, выстраивания деятельности даже не в рамках уроков, а вообще педагогической деятельности.

В статье «Кризис детства и основания проектирования форм детского развития» я ответила на свой вопрос о росте некоего инфантилизма в последние годы у моих учеников. Почему дети становятся менее инициативными, менее ответственными? Почему они не умеют играть? Автор пишет: « Для этого периода была характерна потеря форм участия детей в жизни взрослых и взрослых в жизни детей, потеря формы представленности детям взрослой жизни (т. е. идеальной формы). Вслед за Л. С. Выготским Д. Б. Эльконин считал, что идеальная форма, образ взрослости, является центральной категорией, задающей целостность детства. Образ взрослости, образ совершенного (идеального) взрослого является единственным способом и опорой представления детьми их будущего. На ясное представление об идеальной форме, в конечном счете, должны опираться и все попытки проектирования детской жизни. Вне такой опоры они теряют смысл».  Я поняла, что, возможно, я как учитель неправильно выстраиваю посредничество, да и родители тоже. «Я считаю, что такое действие может быть названо посредническим и, соответственно, его субъект — посредником. Посредник — тот, кто полагает и олицетворяет границу между идеальным и реальным, а также строит и олицетворяет переход между ними. Построение и олицетворение этих границ и перехода является его задачей».  Дети имеют мало времени на общение с родителями, иногда они «мало знакомы друг с другом». Эльконин пишет: «Если современное детство — это критический период его истории, период ломки форм посредничества между жизнью взрослых и жизнью детей, период ломки образа взрослости, то совершенно бессмысленно и неверно проектировать формы проживания одного возрастного периода в отрыве от форм проживания другого».

Мне бывает трудно понять мысли в статьях, потому что автор как бы ведёт диалог сразу с несколькими учёными. Но трудное читать интересно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Обоснование актуальности проблемы РО (интеллектуальное, нравственное и физическое развитие) Научные труды Учебники Методические пособия Программы по РО Один из принципов реформы образования – образование в школе должно быть развивающим

Слайд 3

В. В. Давыдов ссылается на статью Л. С. Выготский сборник статей “Умственное развитие детей в процессе обучения”. В него вошла статья “Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте” 1933-1934 г. г.

Слайд 4

Теории соотношения обучения и развития Независимость развития от обучения Обучение и есть развитие Развитие подготавливает и делает возможным процесс обучения, а процесс обучения как бы стимулирует и продвигает вперед процесс развития 4.Обучение создает ЗБР ( Л. С. Выготский). Обучение ведёт за собой развитие . обучение стимулирует развитие освоение общего структурного принципа и его применение в разных сферах (К. Коффка)

Слайд 5

Обучение в сотрудничестве - источник развития (Выготский) ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА, Т Е СОЗДАНИЕ ЗОН БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ Всякая высшая психическая функция в развитии ребёнка появляется на сцене дважды – сперва как деятельность коллективная, социальная, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребёнка. Выготский В РАБОТАХ ВЫГОТСКОГО НЕТ ОПИСАНИЯ КОНКРЕТНО-ПРЕДМЕТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ РО

Слайд 6

Развитие гипотезы Выготского отдельные исследования А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и др. Работы С. Л. Рубинштейна, Г. С. Костюка, Н. А. Менчинской и др. Л. В. Занков (К онец 50-х гг) Д. Б. Эльконин В. В. Давыдов (начало 60-х гг) практика массовой школы в виде систем развивающего обучения Не признавал расщепления мышления на эмпирическое и теоретическое, слабо представлены учебное общение и сотрудничество. 60-80 гг. Дети с ЗПР

Слайд 7

1. ОБУЧЕНИЕ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОТРУДНИЧЕСТВО) ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОБЩИЙ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ВЫГОТСКИЙ Л. С.) Дважды появляются высшие всихические функции

Слайд 8

Проблема «переноса» А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Г.С.Костюк, Н.А.Менчинская,… ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНОК УЖЕ ЗНАЕТ И УМЕЕТ МОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Слайд 9

Принципы системы Л. В. Занкова РАЗВИВАЮЩИЙ ЭФФЕКТ В СФЕРЕ МЫШЛЕНИЯ, НАБЛЮДЕНИЯ И РУЧНЫХ ПОДЕЛОК

Слайд 10

Система Эльконина – Давыдова: о роли и значении младшего школьного возраста

Слайд 11

Сравнение эмпирического и теоретического мышления Разработали «вспомогательную» теорию, раскрывающую содержание основных типов сознания и мышления и их мыслительных действий. Эмпирическое мышление и сознание направлены на группировку (классификацию) предметов с опорой на сравнение и формальное обобщение. Это позволяет упорядочивать предметный мир и ориентироваться в нём. В основе теоетического сознания и мышления лежит содержательное обобщение. Человек анализирует развивающуюся систему предметов и может обнаружить генетически исходное, существенное или всеобщее основание (отношение). ПЕРЕЧЕНЬ ШЕСТИ РАЗЛИЧИЙ

Слайд 13

Учебная деятельность Учебные потребности Мотивы Задачи Действия Операции Решение учебных задач общий способ решения частных УЗ система учебных действий принятие УЗ преобразование ситуации, входящей в такую УЗ моделирование, контроль и оценка анализ, планирование и рефлексия

Слайд 14

Носитель учебной деятельности - субъект Ему принадлежат содержание и структура УД (ЖЕЛАЕТ И УМЕЕТ УЧИТЬСЯ) Выполняет УД первоначально с другими детьми и учителем Развитие субъекта УД происходит, когда младший школьник превращается в учащего-ся, т е в ребёнка, изменяющего и совершенствующего самого себя в УД. Самостоятельность, инициативность, ответственность,… УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОНИМАТЬ ГРАНИЦЫ ЗНАНИЯ СТРЕМИТЬСЯ И ПРЕОДОЛЕВАТЬ СВОЮ ОГРАНИЧЕННОСТЬ УМЕНИЕ РЕФЛЕКСИРОВАТЬ СНАЧАЛА КОЛЛЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ УД!

Слайд 15

Как происходит присвоение ценностей материальной и духовной культуры

Слайд 16

Обучение и воспитание развивают только в деятельности Деятельностные форма и содержание УД Соответствие деятельности возрасту (ведущая деятельность) Обучение –деятельность – психическое развитие ПОКАЗАТЕЛИ РО : 1) психологические новообразования возраста; 2) ведущая деятельность (Де –далее); 3) содержание и способы совместной Де; 4) взаимосвязь с другими видами Де; 5) система методик для определения уровня развития новообразований; 6) характер связи этих уровней с ведущей Де и смежных видов Де.

Слайд 17

Внедрение в образовательную практику системы РО Эльконина-Давыдова Организация УВП в школах. Разработка программ основных предметов начальной школы. Учебники и учебные пособия. Переподготовка учителей. Разработка психодиагностических методик (уровень сформированности УД и её субъекта, уровень развития теоретического мышления, воображения, личности).

Слайд 18

Обзор других теорий РО Работы Ш. А. Амонашвили (Педагогика сотрудничества ): духовная общность учителя с учащимися, постоянное общение школьников между собой. В . С. Библер (Школа диалога культур). Содержанием "школы диалога" как раз и становится диалог античной, средневековой и культуры нового времени . Современный школьник может понять слово, число, предмет природы, художественное произведение только тогда, когда они последовательно и одновременно рассматриваются с точки зрения различных культур. Влади́мир Соломо́нович Би́блер — советский и российский философ, культуролог, историк культуры. Создатель учения о диалоге культур, автор работ по истории европейской мысли...

Слайд 19

Заключение


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Обновленный ФГОС НОО: успех каждого ребенка. Использование ИКТ при проектировании урока»

Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя.

Э. Хаббард

Однажды случилась пандемия. Возникла угроза экономическому балансу, развитию образования.   Стремительные непредвиденные изменения породили хаос.  Это привело учителя в состояние натянутой струны и поиска решений.

Жить в хаосе - быть гибким, уметь изменить мнение, приспособиться, отбросить прошлые убеждения, а затем находить в себе силы менять их снова и снова, ища плюсы в данности. Таким образом, движение и пластичность становятся частью любого из нас. Это помогает приобрести антихрупкость, что для учителя гарантия жизни в профессии.

Состояние неопределённости старо как наш мир. Вспомним время эпидемии чумы или мировой войны. Учитель старается построить траектории обучения и развития, думает над критериями их выбора. Определяя траектории обучения, выбираем навыки, необходимые в будущем, — универсальные и метанавыки, потому что пригодятся и в кризисной ситуации, когда важно продвигаться самостоятельно, и во время стабильности— ценно то, что умеешь применять.

Современная школа становится цифровой. Учитель  использует мессенджеры, электронную почту, проектор, сеть Интернет, интерактивную доску, различное оборудование. Мы учились пользоваться конструктором для создания рабочих программ, где для каждой темы подбирали электронные (цифровые) образовательные ресурсы. Введен электронный журнал. ФГОС для начальной школы содержит в качестве требования к условиям образовательного процесса профессиональную ИКТ-компетентность учителя, в частности работу в ИС также как и профстандарт.

Используя любой цифровой образовательный контент на уроке или вне урока, мы должны помнить о здоровье ребёнка, о разумной дозировке и логичности его использования. Например, мы можем сделать выбор между использованием видеоролика написания букв и их элементов в 1 классе, демонстрацией написания учителем образца через документ камеру (заменяет работу через электронные учебники), либо использовать мел и доску, если это не дистанционный формат.

Предметные результаты формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применении знаний и конкретных умений. Например, это могут быть задания на формирование финансовой грамотности, выполненные в сервисе genial.ly: викторины, интерактивные плакаты, презентации, тесты,… Данные задания мы используем на уроках математики, окружающего мира, во внеурочной деятельности. Рассмотрим одну из задач, выполненную в формате теста. В процессе чтения, анализа текста можно повторить понятия «цвет», «размер», актуализировать понятие «цена», рассмотреть нравственные аспекты взаимоотношений. У детей отпадает вопрос «для чего мы учимся решать задачи?». Вы можете использовать данную задачу на своём уроке, перейдя по ссылке:  https://view.genial.ly/62fddbfeb5fffe00106515bd/interactive-content-animated-chalkboard-quiz.

На каждом уроке реализуем требования к достижению личностных результатов, сформированных в систему ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам (например, осознание, готовность, ориентация, восприимчивость, установка). И всё это в начальной школе основано на великой силе мотивации как игровой, так и учебной. Дети младшего школьного возраста всегда рады кому-то помочь, спасти, выручить, победить. В связи с этими психологическими особенностями учитель часто прибегает к нестандартным формам проведения урока. Цифровые образовательные платформы предлагают широкий спектр возможностей. Рассмотрим некоторые. На сервисе genial.ly легко разработать урок-путешествие в формате интерактивной анимированной игры. Вашему вниманию представляем «Пиратскую карту». Нажав на картинку корабля, мы демонстрируем на этапе мотивации маленький видеофрагмент отправления капитана Врунгеля в путешествие. Далее, нажимая на красные крестики станций, мы предлагаем ребятам выполнить ряд заданий, обыгрывая появление каждого из них. Задания позволят повторить письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через разряд, а также есть переход на образовательный сайт learningapps.org, для прохождения теста по теме «Периметр». Использовать можно во 2-3 классе, пройдя по ссылке:  https://view.genial.ly/621a46eed731ab00121263e7/interactive-content-piratskaya-karta.

Яркие эмоции у детей вызывают квест-комнаты. Такую форму можно создать на сайте https://www.learnis.ru/. Современные реалии диктуют моду на приключения, связанные с риском и опасностью, где требуется гибкость мышления, логика, работа в команде, совместное принятие решений. Мы создали несколько квест-комнат по разным предметам. Дистанционный урок-квест можно посмотреть по ссылке:  https://drive.google.com/drive/folders/12uqZYVLScL61M5Zd7Q_xszcgOfpGvElz?hl=ru. Использовать нашу квест-комнату можно по ссылке: https://www.Learnis.ru/638735/.

В данное время мы не можем использовать некоторые сервисы из-за сложившейся политической обстановки. В ожидании мира находится прекрасный сервис Canva https://www.canva.com/ru_ru/restricted/. Однако, если вы работали в нём, то ваши произведения по запросу доступны для скачивания. Это интерактивные анимированные плакаты, интерактивные книги, презентации.

Учитель начальных классов на каждом уроке старается развивать речь: звукопроизношение, фонематический слух, лексические навыки и многое другое. Каждый год в школу приходят первоклассники. Однажды по результатам обследования логопеда из 36 детей класса у 17 были речевые отклонения от нормы. Причин данному явлению много. Мы постарались перечислить приёмы, которые помогут учителю построить работу по коррекции этих нарушений. Презентация к докладу интерактивна, поэтому нажимая в режиме «демонстрации слайдов» на перечисленные приёмы, вы осуществите переход на образовательные сайты, видеоролики. Нажав на слово «скороговорки», вы перейдёте на сайт «Русский язык для наших детей», где можно познакомиться с богатейшим материалом для своих уроков. Например, в плане воспитания патриотизма: https://rus4chld.pushkininstitute.ru/#/schoolyard/historyandgeography. Каждая картинка на слайде презентации «Воспитание патриотизма» интерактивна, переход осуществляется по гиперссылке.

Любой урок помогут сделать ярким, красочным и интересным онлайн-доски. Рассмотрим простую в использовании доску Padlet. На ней можно разместить упражнения для каждого этапа урока, открыть доступ ученикам для организации обратной связи, дети могут отправлять на доску свои творческие работы. Онлайн-доска – это прекрасное средство визуализации и организации коллективной работы учащихся.

Google сервисы – незаменимый помощник учителя. Это онлайн-класс, создание форм (тесты), что экономит время проверки, презентаций, диск-хранилище файлов, простая онлайн-доска и многое другое. Групповую работу учащихся, рефлексию можно организовать при помощи создания Google презентаций. Главное, предоставить участникам доступ «редактора». Вашему вниманию на слайде представлены отзывы учащихся Совместной Монголо-Российской школы на урок-телемост по произведению Цыдыпа Жамбалова «На перехват солнца». Такой формат позволяет формировать универсальные учебные коммуникативные действия. Бинарный урок-телемост со школой из города Улан-Батора был проведён в марте 2022 года Григорьевой В. Л., Хаглышевой Е. И. и Ловкой С. С. Гостями на открытом уроке были учителя из школы № 20. Перейдя по ссылке, вы можете посмотреть фрагменты урока и фотографии. Наша школа № 25 провела несколько международных уроков-телемостов за учебный год.

Проектирование современного урока  с применением ИКТ стало темой одного из педагогических советов нашей школы, где свой урок показала команда молодых специалистов, а затем команда учителей-наставников. Совместное конструирование одного урока разными специалистами оказалось интересным опытом сотрудничества, позволило повысить методическую грамотность, поделиться опытом и услышать рефлексивную оценку коллег.

Вывод: обновлённые стандарты уточняют и актуализируют действующие ФГОС.

Реализация их требует творческого подхода. Современный учитель обладает широким арсеналом ИКТ средств, которым нужно умело пользоваться при проектировании урока.

 Эффективность умения проектировать уроки повышается, если в педагогическом коллективе идёт обмен опытом, взаимообучение.

Приглашаем к сотрудничеству. Спасибо за внимание!

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Лайфхак - хитрость, помогающая решить проблему.

Снижение концентрации внимания

  • Таймер времени при проверочных работах. Лучше в конце урока, когда внимание нужно собрать. Можно продлить, напомнить, когда время подходит к концу.
  • Команда учителя «Хлопните столько раз, сколько видите пальцев»
  • Открыть флипчарт и начать набирать текст на экране по теме урока.
  • Начать тихо рассказывать интересную историю. Например: «Россия имеет большую площадь, чем планета Плутон».

Или: «Пчелы могут летать выше Эвереста! Пчелы могут летать на высоте до 29 525 футов над уровнем моря — выше, чем самая высокая Гора планеты (8848 м)!».

Или: «В русском языке „кукла“ — одушевленное имя существительное».

  • Кинезиологические упражнения.

Трудно запомнить информацию

Приёмы мнемотехники для запоминания словарных слов, понятий, правил:

  • Мемы. У мемов есть ценное свойство: они эффективны для запоминания новой информации. Шутки вызывают положительные эмоции, и это помогает усвоить информацию легче и быстрее. Например, как оформить диалог (русский язык), рассказываем о своих или чужих планах и намерениях (английский язык):

 

  • Визуальные ассоциации. Вот так можно запомнить название страны и ее столицу (звучание+ картинка):

Сирия — Дамаск. Дама в маске в кустах сирени;

Перу — Лима. Перо в лимон; (география)

Биссектриса – бисер крысы. Параллелограмм – пар, алле и грамм. (математика)

Генералиссимус - генерал, лиса и примус. (история)

ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) – индеец с обручем на марше. (для учителя)

  • «Телеграфная лента»  - инструмент в интерактивной доске («бегушка» по телеканалам).

Низкая мотивация к учебной деятельности в классе

  • Страничка в соцсетях исторического деятеля, математика, физика, литературного героя, жителя какой-либо страны (география, иностранный язык), спортсмена (физкультура), композитора (музыка), животного или растения (биология).
  • Дети любят героев компьютерных игр. Их изображения использовать в упражнениях для мотивации.

Нестабильное настроение и приятные мелочи

  • Нарисуйте между большим и указательным пальцем смайлик в короне. Он будет означать, что вы добрая королева или король, а значит: улыбка, спина прямая и неразрешимых проблем нет! Берегите здоровье!
  • Раз в год отправляйтесь в новое место.
  • Вместо мела можно использовать меловой маркер или мел поместите в колпачок от помады – руки останутся чистыми.
  • Чтобы не переживать о куче ссылок и содержании этапов урока, можно разместить их на виртуальной доске, например Падлет.

И ПОСЛЕДНИЙ ЛАЙФХАК «Как сделать так, чтобы были деньги»

Многие покупали фигурку жабы, тёрли её и говорили: «Чтобы деньги были…»

Ну, вот и правильно: они БЫЛИ. А надо говорить: «Чтобы деньги… БУДУТ…»

Желаю творческого полёта! Летайте сами и учите летать других!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Реализация модели наставничества «учитель – учитель» через методическую поддержку молодого специалиста
Организация: МАОУ «СОШ № 25»

Населённый пункт:  Республика Бурятия, город Улан-Удэ

Педагогический коллектив – это стабильно развивающаяся и обновляющаяся система. Практически каждый год в нашу школу приходят выпускники высших и средних педагогических учебных заведений, и ряды педагогов пополняются молодыми специалистами. Профессиональная деятельность требует не только отличной теоретической подготовки, глубоких предметных знаний, но и методической подготовки, практической наработки опыта, выработки профессионального стиля и постепенного формирования собственной педагогической технологии. Молодые специалисты сталкиваются с рядом проблем в своей деятельности: методический поиск эффективных форм, методов преподавания, способов организации продуктивного взаимодействия с коллективом коллег и родителей. Становление личности учителя, выработка его индивидуального неповторимого стиля педагогической деятельности, совершенствование профессионального мастерства происходит  в практической деятельности. А помогает в этой работе проверенная годами система организации наставничества.

Опыт организации наставничества в нашем образовательном учреждении довольно большой. Разработан пакет документов, регламентирующих данную деятельность:

- приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;

- целевая модель наставничества в МАОУ «СОШ № 25»;

- положение о наставничестве в МАОУ «СОШ № 25»;

- дорожная карта внедрения системы наставничества в МАОУ «СОШ № 25»;

- приказ о назначении координатора и кураторов внедрения целевой модели наставничества МАОУ «СОШ № 25»;

- письменные согласия наставников на выполнение наставнических обязанностей;

- письменные согласия педагогических работников на закрепление за ними наставников;

- приказ «Об утверждении наставников и наставнических пар/групп»;

- приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества».

 Первоочередной задачей является создание комфортных условий для профессиональной мотивации и самореализации молодых специалистов. Обязательным в нашей школе является проведение диагностических процедур – это опрос молодых специалистов, начиная от информационных данных  и закачивая профессиональными и социальными проблемами и запросами. Учитывая интересы педагогов, проводим психологические тренинги профессионального роста, а также используем медиативные технологии с целью предупреждения возможных конфликтов,   адаптации в образовательном учреждении. Подбор наставника осуществляется с учётом психологической совместимости пары «наставник - молодой специалист», что влияет на эффективность профессионального взаимодействия.

Считаем, что работа с молодыми специалистами является приоритетным направлением деятельности учреждения, оказывающим непосредственное влияние на эффективность работы школы в целом, повышение качества образования. В процессе обсуждения на методическом совете школы было принято мнение, что молодым специалистом считается работник с педагогическим стажем менее пяти лет. Также если возникает запрос на организацию помощи от какого-либо педагога школы, то он может быть включён в систему наставничества.

Всем известная проблема дефицита высококвалифицированных педагогических кадров, ухода молодых специалистов в иные сферы деятельности, обусловила поиск путей психологической и материальной поддержки и развития молодого учителя. Создание целостной системы работы после психологической диагностики плавно перетекает в разработку индивидуального образовательного маршрута молодого педагога. Структура данного маршрута обязательно включает изучение нормативно-правовой базы, современных информационно-коммуникативных технологий, методической литературы, планирования посещения уроков коллег, методических семинаров и мастер-классов, курсов повышения квалификации, показ открытых уроков, участие в образовательном проектировании, профессиональных конкурсах, способы повышения культурного уровня, общей эрудиции. Разработка такого индивидуального образовательного маршрута ведётся в паре наставник - молодой педагог. Наставник – это опытный, авторитетный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными знаниями, имеющий высшую квалификационную категорию, большой стаж работы. Для наставляемого учителя разрабатывается план консультаций, график встреч с наставником.

Индивидуальные консультации чаще всего посвящены изучению нормативно-правовых документов, учебно-методических комплектов, рассмотрению оценочных, диагностических процедур, способам планирования, работы с электронным журналом, разработке воспитательного плана и взаимодействия с родителями учащихся. Несомненно, опытный учитель ищет пути повышения эффективности образовательного процесса. Совместно предстоит «Изучать современные методики, знакомиться с инновациями, приобретать новые практические навыки, новые идеи и творческие разработки — это те знания, которые позволяют педагогам более эффективно и успешно осуществлять взаимосвязи как учителя-предметника «учитель – ученик», так и учителя-наставника «молодой педагог – наставник». [1]
Важным звеном системы наставничества является самообразование молодого специалиста: чтение психолого-педагогической литературы, участие в вебинарах, работа в школьном педагогическом клубе «Эрудит». В нашей школе проводятся дистанционные консультации. Обмен опытом также осуществляется через взаимопосещение уроков, проведение бинарных уроков, где  наставник и молодой педагог объясняют новую тему или способы отработки изученного материала с разных точек зрения, используя свои подходы. Затем проводится самоанализ и педагогическая рефлексия. Администрация школы контролирует взаимопосещение уроков. Также есть методическая служба, состоящая из опытных учителей, в число которых входят наставники. План и дорожную карту работы с молодыми специалистами составляет руководитель методического совета школы и координатор системы наставничества совместно с кураторами – заместителями директора по учебно-воспитательной работе. План рассматривается сначала на Методическом совете, а затем на общем педагогическом совете школы. Затем утверждается директором школы.

Хочется отметить интересный и приятный для нас момент: работать в   организацию приходят выпускники нашей школы. Результаты целенаправленной работы можно увидеть, когда наши молодые педагоги побеждают в профессиональных конкурсах города, когда видим радость понимания на лицах детей на их уроках, высокую мотивацию и желание работать и развиваться. Молодые учителя пишут статьи, выступают на форумах профессионального сообщества города. На одном из  педагогических советов  прошлого учебного года молодые учителя подготовили творческую самопрезентацию. Коллектив с теплотой воспринял выступление. Большую подготовку осуществил коллектив молодых специалистов и коллектив их наставников на педагогическом совете, посвящённом наставничеству. Обе команды подготовили демонстрацию внеурочного занятия «Моя Родина – Россия». Выступление состоялось в актовом зале школы. После просмотра двух уроков было организовано обсуждение, проведён методический анализ, выступил психолог школы по результатам диагностики «Здравствуйте! Я – молодой педагог!». Были озвучены проблемы, рекомендации, перспективы дальнейшей работы. Педагогический совет, а точнее подготовка к нему сблизила молодых учителей, преподающих разные предметы, научила по-новому смотреть на проектирование урока с учётом новых ФГОС, использования современных информационно-коммуникативных технологий. Совместный труд дал заряд позитивного общения, умения строить диалог на профессиональные темы.

Методический рост современного учителя невозможен без умения выстраивать сотрудничество. Наша школа № 25 взаимодействует с другими учреждениями науки, высшего профессионального образования, профориентационными центрами, учреждениями дополнительного образования, заповедниками республики. В данное время в соответствии с Договором о сотрудничестве и планом работы с детским садом «Теремок» нашего города будет воплощён проект «Ступеньки к школе». Молодые специалисты нашей школы посетят детский сад, познакомятся с документацией, увидят занятия подготовительной группы, проведут открытое мероприятие «Весёлые старты», встретятся с родителями малышей, познакомят их с особенностями адаптации первоклассников, здоровьесберегающими аспектами воспитания. Молодые учителя начальных классов и физической культуры проведут также экскурсию для воспитанников детского сада и их родителей по школе № 25.

Особенностью обучения сотрудничеству  считаем участие пар «наставник - молодой учитель» в работе над проектами школы. Перспективной формой работы с молодыми педагогами считаем совместную разработку положения о проведении профессионального конкурса, где наставники и их подопечные выступят в роли членов оргкомитета и разработчиков проекта. Такой проект конкурса в рамках реализации модели наставничества в нашей школе  начал своё развитие под рабочим названием «Две звезды». Возможно, он будет осуществлён в этом учебном году.

Также считаем актуальными тренинги общения, тренинги сертифицированного специалиста в области медиации, консультативные встречи с логопедом, психоневрологом, педагогом-дефектологом, семейным психологом. [2] Становление молодого педагога неразрывно связано с культурным развитием. Наши педагоги посещают театры и музеи города. В целях обмена впечатлениями устраиваем творческие вечера, где учителя делятся своими размышлениями, читают стихи, обсуждают спектакли. Взаимодействие молодых учителей и их наставников проходит и дистанционно в социальной сети Вконтакте, мессенджере общения Viber.

Подводя итоги, можно сделать вывод об эффективности работы по наставничеству как механизму повышения качества работы школы и повышения образовательных результатов учащихся, а также становления молодых профессионалов, стабилизации проблемы кадровых ресурсов, расширения возможностей для сотрудничества школы с другими организациями.

 Список  источников:

  1. https://director.rosuchebnik.ru/material/sovremennyy-vzglyad-na-nastavnichestvo-v-kontekste-podderzhki-molodogo/
  2. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/10/13/nastavnichestvo-v-professionalnom-stanovlenii-molodogo-uchitelya