Методическое пособие

Ознакомление дошкольников с народным

декоративно-прикладным искусством.

"Искусство заключается в том,

чтобы найти необыкновенное в

обыкновенном и обыкновенное

в необыкновенном"   

                                                                                     (Дидро Д.)

 

Само  название "декоративно-прикладное искусство "подсказывает его название и значение. Это деятельность прикладная, направленная на улучшение качества предметов. Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного творчества.         Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов. Творцы народного искусства были связаны с природой. Она давала им необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых использовались затем в творчестве. Рассматривая произведения живописи, графики, скульптуры, дети учатся видеть отражение действительности в художественных образах.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства развивают у ребенка чувство прекрасного. Искусство учит его видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, бесконечное разнообразие звуков, форм, побуждает потребность наблюдать жизнь.

Прикладное искусство обогащает детское восприятие и формирует самостоятельность.

Декоративному рисованию предшествуют беседы, тематическое рисование, рисование растений, птиц, насекомых, животных. Если  при  рисовании с натуры дети должны изобразить природные формы, то в декоративном они изображают их в переработанном виде в качестве мотива узора – условно. Здесь очень важно найти взаимосвязь между восприятием природы и изображением, максимально приближенным к натуре, и декоративным отображением действительности.

Казакова Т.Г. внесла большой вклад в развитие детского изобразительного творчества считая , что в первую очередь необходимо развивать восприятие. Обучение детей необходимо вести не от техники , а от образа. Каждый ребёнок , создавая изображение того или иного предмета , отражает свои знания и своё отношение , свои чувства к нему. Ознакомление детей с природой изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием  , стремление передать образы природы в рисунке, лепке, аппликации приводит к углублению уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях.

Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми 4-х лет. В  начале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется. Композиция первых рисунков простая: ритмичное повторение одного и того же элемента.

 

Детям в этом возрасте  доступны  чередование 2-х элементов - по форме и цвету. Кроме мазков и точек, дети учатся использовать в узоре круги и кольца. Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах – квадрате, круге.

 

 

  Задачи:

  • формировать навыки детей в работе с разнообразными материалами и техниками;
  • формировать предпосылки поисковой деятельности;
  • обучать детей элементам дизайн деятельности;
  • развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного     творчества взрослых и детей;
  • развивать воображение детей,   поддерживая проявления их фантазии ,смелости в изложении собственных замыслов;
  • развивать сенсомоторику мелкую моторику рук, пространственное воображение, зрительное восприятие;
  • познакомить с элементами народного костюма;
  • повлечение родителей в творческий процесс с детьми.

 

  Делая своё пособие я отталкивалась от интереса детей , от их умений. Главным было для меня заинтересовать их , используя одинаковые элементы развить чувство ритма в создании узоров. Научить создавать из обычных геометрических  фигур необыкновенные узоры и орнаменты. Расширить представления детей о декоративно прикладном искусстве. Родители  увидев заинтересованность детей к этому виду искусства и навыки полученные на занятиях …..Я  решила обогатить детское  восприятие  и  с  помощью родителей  выйти за рамки внутренней среды во внешнюю. В холле мною были расписаны стены в стилистике русской избы  и  деревенского  подворья, родители и сотрудники сада с большим энтузиазмом подключились в обустройство избы, принося вещи с историей, чтобы  прикоснуться к  истокам - погрузить детей в прошлое ("на машине времени") - заинтересовать, побольше узнать историю своей страны, своей малой родины, с уважением относиться к людям и их традициям.

  Наступивший 2022 год официально объявлен годом народного искусства и культурного наследия в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры.

          

         "Укрась  народным  узором  силуэтную форму"      

 Задачи:

  - определить по выбранной силуэтной форме и ее цвету - к какому декоративно     прикладному творчеству относится выбранная форма;

  - выбирать элементы  соответствующие  росписи;

   - правильно располагать элементы на форме;

   - развивать эстетическое восприятие и чувство ритма.

 

    Ход НОД.

    Дети самостоятельно выбирают понравившуюся силуэтную форму и определяют  к какой народной росписи она относится. Выбирают из находящихся элементов  подходящие и  выкладывают на форме.

     В следующий раз можно предложить бросить кубик, на котором каждая сторона соответствует народной росписи, соответственно, какая роспись выпала -  такую  силуэтную  форму ребёнок себе выбирает.

        

 

              

 

«Составь свой узор»

Задачи:

  • учить находить удачную композицию в созданиях узоров;
  • создавать синхронно-симметричные узоры, используя одинаковые элементы;
  • развивать эстетическое восприятие, чувство ритма;
  • закреплять знания детей о геометрических фигурах, знание цветов, оттенков;
  • учить подбирать цвета близкие, контрастные.

 

                                                            Ход НОД.

 

Педагог обозначает цель игры в зависимости от тематики (составь узор для…платочка и т.д.). Предлагает детям карточки из плексигласа с изображением различных элементов и объясняет, что в зависимости от порядка наложения одной карточки на другую, можно создавать различные узоры.          

Необходимо обращать внимание на то, что карточки с более мелкими элементами используются последними, чтобы подвести детей к осознанию того что более крупные детали перекроют мелкие. Предложить создать узор по самостоятельному выбору детей и отразить его в рисунке. По ходу работы, в случае затруднения, помогать детям в выборе карточек соответствующего размера. В итоговой части педагог вместе с другими детьми оценивает работу (или дети делают это самостоятельно). Обращаем внимание на аккуратность выполнения, синхронность расположения элементов, эстетично подобранное сочетание цвета.

 

«Весёлые закладки»

Задачи:

- воспитывать эстетический вкус в выборе цветовых сочетаний, которые должны подчиняться общему решению узора

- поощрять желание менять соотношение фона и узора без изменения колорита.

 

                                                           Ход НОД.

Педагог предлагает детям самостоятельную работу с веселыми закладками, подбирая фон линейки. Обращать внимание на наиболее удачное подобранное сочетание фона и закладки.
 

  "Чудеса народных промыслов"

Задачи : 

  • формировать самостоятельно составлять народные орнаменты в зависимости от назначения;
  • обобщать знания и умения народного орнамента и применять их на практике;
  • развивать умения анализировать сфере применения определенных цветовых решений.

 

    Ход НОД.

   Перед занятием по изготовлению (кокошников, дымковской игрушки или жостовскому  подносу)  я сначала знакомлю детей с историей создания   народного промысла - рассматриваем иллюстрации и непосредственно саму игрушку или посуду. Затем дети выбирают понравившиеся силуэтные формы и подходящие элементы той или иной росписи для создания нужной  композиции.

  Второй вариант игры: дети по очереди бросают кубик, на каждой стороне  которого, изображена роспись народного промысла. Соответственно выпавшему народному промыслу дети подбирают силуэтную форму и выкладывают на ней элементы, создавая нужную композицию.