Методическое пособие
Ознакомление дошкольников с народным
декоративно-прикладным искусством.
"Искусство заключается в том,
чтобы найти необыкновенное в
обыкновенном и обыкновенное
в необыкновенном"
(Дидро Д.)
Само название "декоративно-прикладное искусство "подсказывает его название и значение. Это деятельность прикладная, направленная на улучшение качества предметов. Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов. Творцы народного искусства были связаны с природой. Она давала им необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых использовались затем в творчестве. Рассматривая произведения живописи, графики, скульптуры, дети учатся видеть отражение действительности в художественных образах.
Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства развивают у ребенка чувство прекрасного. Искусство учит его видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, бесконечное разнообразие звуков, форм, побуждает потребность наблюдать жизнь.
Прикладное искусство обогащает детское восприятие и формирует самостоятельность.
Декоративному рисованию предшествуют беседы, тематическое рисование, рисование растений, птиц, насекомых, животных. Если при рисовании с натуры дети должны изобразить природные формы, то в декоративном они изображают их в переработанном виде в качестве мотива узора – условно. Здесь очень важно найти взаимосвязь между восприятием природы и изображением, максимально приближенным к натуре, и декоративным отображением действительности.
Казакова Т.Г. внесла большой вклад в развитие детского изобразительного творчества считая , что в первую очередь необходимо развивать восприятие. Обучение детей необходимо вести не от техники , а от образа. Каждый ребёнок , создавая изображение того или иного предмета , отражает свои знания и своё отношение , свои чувства к нему. Ознакомление детей с природой изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием , стремление передать образы природы в рисунке, лепке, аппликации приводит к углублению уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях.
Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми 4-х лет. В начале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется. Композиция первых рисунков простая: ритмичное повторение одного и того же элемента.
Детям в этом возрасте доступны чередование 2-х элементов - по форме и цвету. Кроме мазков и точек, дети учатся использовать в узоре круги и кольца. Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах – квадрате, круге.
Задачи:
- формировать навыки детей в работе с разнообразными материалами и техниками;
- формировать предпосылки поисковой деятельности;
- обучать детей элементам дизайн деятельности;
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии ,смелости в изложении собственных замыслов;
- развивать сенсомоторику мелкую моторику рук, пространственное воображение, зрительное восприятие;
- познакомить с элементами народного костюма;
- повлечение родителей в творческий процесс с детьми.
Делая своё пособие я отталкивалась от интереса детей , от их умений. Главным было для меня заинтересовать их , используя одинаковые элементы развить чувство ритма в создании узоров. Научить создавать из обычных геометрических фигур необыкновенные узоры и орнаменты. Расширить представления детей о декоративно прикладном искусстве. Родители увидев заинтересованность детей к этому виду искусства и навыки полученные на занятиях …..Я решила обогатить детское восприятие и с помощью родителей выйти за рамки внутренней среды во внешнюю. В холле мною были расписаны стены в стилистике русской избы и деревенского подворья, родители и сотрудники сада с большим энтузиазмом подключились в обустройство избы, принося вещи с историей, чтобы прикоснуться к истокам - погрузить детей в прошлое ("на машине времени") - заинтересовать, побольше узнать историю своей страны, своей малой родины, с уважением относиться к людям и их традициям.
Наступивший 2022 год официально объявлен годом народного искусства и культурного наследия в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры.
"Укрась народным узором силуэтную форму"
Задачи:
- определить по выбранной силуэтной форме и ее цвету - к какому декоративно прикладному творчеству относится выбранная форма;
- выбирать элементы соответствующие росписи;
- правильно располагать элементы на форме;
- развивать эстетическое восприятие и чувство ритма.
Ход НОД.
Дети самостоятельно выбирают понравившуюся силуэтную форму и определяют к какой народной росписи она относится. Выбирают из находящихся элементов подходящие и выкладывают на форме.
В следующий раз можно предложить бросить кубик, на котором каждая сторона соответствует народной росписи, соответственно, какая роспись выпала - такую силуэтную форму ребёнок себе выбирает.
«Составь свой узор»
Задачи:
- учить находить удачную композицию в созданиях узоров;
- создавать синхронно-симметричные узоры, используя одинаковые элементы;
- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма;
- закреплять знания детей о геометрических фигурах, знание цветов, оттенков;
- учить подбирать цвета близкие, контрастные.
Ход НОД.
Педагог обозначает цель игры в зависимости от тематики (составь узор для…платочка и т.д.). Предлагает детям карточки из плексигласа с изображением различных элементов и объясняет, что в зависимости от порядка наложения одной карточки на другую, можно создавать различные узоры.
Необходимо обращать внимание на то, что карточки с более мелкими элементами используются последними, чтобы подвести детей к осознанию того что более крупные детали перекроют мелкие. Предложить создать узор по самостоятельному выбору детей и отразить его в рисунке. По ходу работы, в случае затруднения, помогать детям в выборе карточек соответствующего размера. В итоговой части педагог вместе с другими детьми оценивает работу (или дети делают это самостоятельно). Обращаем внимание на аккуратность выполнения, синхронность расположения элементов, эстетично подобранное сочетание цвета.
«Весёлые закладки»
Задачи:
- воспитывать эстетический вкус в выборе цветовых сочетаний, которые должны подчиняться общему решению узора
- поощрять желание менять соотношение фона и узора без изменения колорита.
Ход НОД.
Педагог предлагает детям самостоятельную работу с веселыми закладками, подбирая фон линейки. Обращать внимание на наиболее удачное подобранное сочетание фона и закладки.
"Чудеса народных промыслов"
Задачи :
- формировать самостоятельно составлять народные орнаменты в зависимости от назначения;
- обобщать знания и умения народного орнамента и применять их на практике;
- развивать умения анализировать сфере применения определенных цветовых решений.
Ход НОД.
Перед занятием по изготовлению (кокошников, дымковской игрушки или жостовскому подносу) я сначала знакомлю детей с историей создания народного промысла - рассматриваем иллюстрации и непосредственно саму игрушку или посуду. Затем дети выбирают понравившиеся силуэтные формы и подходящие элементы той или иной росписи для создания нужной композиции.
Второй вариант игры: дети по очереди бросают кубик, на каждой стороне которого, изображена роспись народного промысла. Соответственно выпавшему народному промыслу дети подбирают силуэтную форму и выкладывают на ней элементы, создавая нужную композицию.