Мои публикации
Здесь можно увидеть мои работы, которые опубликованы в сети Интернет или в печатных изданиях
От всей души поздравляю всех с Днем Великой Победы и дарю свою песню: https://www.youtube.com/watch?v=Cfykg_dRpVo
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 6-Х КЛАССАХ СРЕДСТВАМИ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ УРОК»
Н.А. Чернова (г. Самара)
Сегодня труд учителя, когда каждый день становится встречей с множеством информационных потоков, это непрерывный поиск способов организации эффективного образовательного пространства. Одной из проблем становится нехватка времени на объяснение нового материала на уроке, зачастую при этом не учитываются индивидуальные особенности восприятия, до минимума сводится степень познавательной активности каждого конкретного обучающегося.
Одним из решений такой проблемы видится переход на реализацию образовательной модели «Перевёрнутый урок» с использованием средств ИКТ дома и в школе. Задачей учителя в этом случае становится создание условий для организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся по маршрутному листу. Обучение становится «смешанным», реализуемым в условиях сочетания очной формы обучения «глаза в глаза» и электронного обучения.
Принцип деятельности в контексте системно-деятельностного подхода заключается в том, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. При этом он осознает содержание и формы своей учебной деятельности, активно совершенствует их. И это формирует его общекультурные и деятельностные способности, общеучебные умения – универсальные учебные действия, которые способствуют успешной социализации личности [2].
Авторами технологии обучения «Перевернутый класс» (Flipped Classroom) являются учителя химии: Аарон Самс и Джонатан Бергманн. Все химики – экспериментаторы. В 2008 году они решили поэкспериментировать и стали записывать видеоролики из своих лекций, превращая их в домашние задания для учеников. То есть ученики приходят в класс не для того, чтобы узнать новое содержание предмета (послушать, запомнить, воспроизвести), они показывают в, организованной учителем, совместной деятельности, как применить новые знания. Это могут быть решение задач, составление алгоритмов, проектная или экспериментальная деятельности и т.п.
Вышеописанную модель удалось реализовать в рамках подготовки и проведения урока биологии в 6 классе по теме «Вегетативное размножение растений и его применение», который включал четыре учебные ситуации.
Учебная ситуация № 1. Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся дома или в медиацентре школы на основе маршрутного листа с использованием Интернет-ресурсов.
Учебная ситуация № 2. Актуализация полученных знаний – ответы на вопросы учителя по теме урока.
Учебная ситуация № 3. Групповая работа по созданию ментальной карты «Вегетативное размножение растений и его применение» на основе Интернет-сервиса http://www.mindmeister.com/ru. Коллективная разработка критериев оценивания ментальной карты. Карта создаётся на основе критериев оценивания ментальной карты.
Учебная ситуация № 4. Совместный анализ, самооценивание, взаимооценивание и рефлексия созданных ментальных карт на основе критериев. Рефлексия с обучающимися по итогам использования образовательной модели «Перевёрнутый урок» с использованием ИКТ.
Обучающиеся готовились к уроку удобным для них способом: две группы собирались в медиацентре школы, одна – дома у лидера группы, участники еще одной группы изучали материал маршрутного листа индивидуально. При такой организации учебной деятельности, обучающиеся просто не смогут быть только потребителями информации. Учитель же из источника знаний превращается в фассилитатора управляющего образовательным процессом. Становясь активными участниками образовательного процесса, обучающиеся демонстрируют весь спектр универсальных учебных действий: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные.
Инструментами организации и оценивания деятельности обучающихся стали: образовательный маршрут по теме «Вегетативное размножение растений» (ссылка: http://goo.gl/PVyBMY) и критерии оценивания ментальной карты (ссылка: http://goo.gl/ImF7qK). Информационным продуктом деятельности обучающихся стала ментальная карта (ссылка: http://goo.gl/354u7f).
В целях фиксации устойчивости образовательных результатов через две недели после проведения урока «Вегетативное размножение растений и его применение» было проведено тестирование обучающихся двух классов по изученной теме. Один класс выступал в качестве экспериментального, обучающиеся которого изучали тему по модели «Перевёрнутый урок», другой в качестве контрольного. Результаты тестирования показали превышение показателей остаточных знаний в экспериментальном классе выше на 15,2%, чем в контрольном.
Данный факт иллюстрирует справедливый тезис о том, что дидактический потенциал образовательной модели «Перевернутый класс» позволяет наиболее полно и системно использовать средства ИКТ для развития УУД обучающихся.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).