Проект для педагогической интернет- олимпиады 2012

Зинякова Елена Владимировна

Варакушка- птица 2012 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Садовая СОШ»

Проект

Имена  птиц

 

 

 

 

                                                                                                                                        Подготовили:

Ученик  2 «А» класса

Максимов Иван

Руководители:

                                                                                                     Гришина Валентина Сергеевна,

 учитель начальных классов ,

Зинякова Е.Н., учитель информатики.                                                    

                                                               2012 год

 Содержание

Введение…………………………………………………………….…………………………………………………..……….3

Теоретическая часть

1.1. Происхождение птиц……………………………….…………….……………………………………….……….7

1.2. Общая характеристика птиц…………...……………………………………………………………….…..….8

1 .3 .Птицы нашего края……………………………………………………………………………….………………...9

II. Практическая часть

2.1. Констатирующий эксперимент (опрос)……………..………………………………………………..…11

2.2. Обучающий эксперимент…………………………………………………..……………………………….….12

III. Заключение………………………….…………………………………………………………………………………....15

IV. Литература………………………………………..……………………………………………………….………………..16

 

 

Осуществление проектной деятельности обусловлено необходимостью перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. В перечень параметров нового качества образования внесена новая строка  - способность проектировать.

      Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним отовсюду поступает много информации, но это не обеспечивает системности знаний. Поэтому детей необходимо научить правильно усваивать информацию, структурировать ее, выделять главное, находить связи.  Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Для реализации этих задач используются групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.

      Одним из таких методов является метод проектов, который помогает решать задачи не только образования, но и воспитания, развития детей, а также раскрывает их творческий потенциал. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Дети с большим воодушевлением работают над проектами, они сталкиваются с необычными проблемами, узнают много нового, используют свои знания, развивается самостоятельность.

      Т.о., метод проектов -  это эффективное дидактическое средство для обучения умению находить решение многих проблем, которые постоянно возникают в жизни человека. Из моего личного опыта использования проектной технологии, можно сделать вывод, что этот метод позволяет воспитывать самостоятельность, ответственность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта и функционально грамотной личности.

      Данный вид деятельности распространен в  основном в старших классах, но я считаю, что ее основы целесообразно вводить в учебный процесс с начальной школы. Процесс обучение началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников:

мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, определение и объяснение понятий, конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Я исполняю роль контролера, помощника,  направляю деятельность учащихся. Главное в деятельности – заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу поиска.

      Создавая проект с детьми,  я способствовала решению следующих задач:

учить детей слушать учителя, выделять главное, вести наблюдение, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и умозаключения, представлять результаты в виде схем, таблиц, графиков, работать с дополнительной  научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления.

формировать умение ставить задачи, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность по заданной теме.

развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.

мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами, стимулировать творчество и самостоятельность, вызывать потребность в самореализации, самовыражении.

 По данным психологических исследований потребность во внешних впечатлениях выступает необходимой предпосылкой и движущей силой психического развития ребенка. Особенностью его познавательного отношения к миру является выражение единства  интеллектуального и эмоционального отношения к предметам действительности, т.е. эмоции и переживания, связанные с познанием, открытием мира являются главной силой, побуждающей ребенка к познанию.

Современная ситуация отличается парадоксальностью: детям предлагаются все новые формы, способы и средства  деятельности, но их познавательный интерес, познавательное отношение к явлениям окружающего мира снижается. Становится реальностью оскудение души при расширении практических действий.

Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте, по моему мнению,  соответствует природе ученика, его психологическим и духовным возможностям и потенциалам. Прежде всего, у школьника формируются внутренние средства исследовательской деятельности – предметные действия, а именно: умение подчинить свое восприятие поставленной задаче; видение целого в единстве формы и содержания; сведение сложного к простому; выявление наиболее общей закономерности; умение видеть объект с разных точек зрения и позиций; сопереживание, диалог как сотворчество понимающих; умение видеть, понимать и передавать в речи суждения; осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта.

Практическую реализацию проектно - исследовательской деятельности я основывала на следующих психолого-педагогических и методических аспектах:

выбор темы проекта – это начало успеха.

стимулирование положительной мотивации. Началом деятельности является интерес. Вопрос или ситуация должны стать проблемой для ученика.

Ученик должен владеть средствами познавательной, исследовательской деятельности, т.е. осуществлять эту деятельность.

Умение описывать факты, найденный материал, а затем публично представлять его перед классом.

Введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль. Овладение этими умениями и навыками выступает предпосылкой формирования у школьников познавательного отношения к  миру, целостной картины мира, интереса и потребности к открытию тайн мира, помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях.

Давайте отправимся с вами... за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж мы, ребята! Что ни шаг, то для нас новое чудо!

Ведь куда ни глянь – повсюду чудеса, чудеса, чудеса. Один подивился чуду, поохал, поахал – и пошел дальше, тут же обо всем позабыв. А другой удивился, удивился – остановился, остановился – задумался. И стал искать ответы: отчего так? Почему так? Зачем так?

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно "почему" меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей,

Другое пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

         Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать. В этом актуальность работы.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.

          Птицы- это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

             Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

 

Меня заинтересовали вопросы:

o       Кто такие птицы?

o       Какие они бывают?

o       Что у них общего и чем различаются?

o       Самые известные птицы нашего Владимирского края ?

o       Кто, когда и почему их так назвал?

На эти и другие вопросы я решил найти ответы самостоятельно.

Это определило цель моей работы: изучить происхождение слов – названий птиц нашего края.

Для достижения цели я поставил следующие задачи:

ü  Провести опрос среди учащихся младших классов по теме работы.

ü  Провести собственные наблюдения за птицами.

ü  Изучить познавательную и энциклопедическую литературу о птицах.

ü  Проанализировать данные исследовательской работы, сделать выводы.

Объект исследования.  Птицы.

Предмет исследования. Слова – названия птиц Владимирского края.

           Гипотеза. Предположим, что названия птиц не могут быть случайными…

Методы исследования:

Ø  опрос;

Ø  наблюдение;

Ø  изучение различного рода литературы;

Ø  обобщении , анализ, выводы.

 

 

 

  I. Теоретическая часть.

1.1. Происхождение птиц.

Вся эволюция птиц от древних пресмыкающихся, живших в самом начале мезозоя, более 100 миллионов лет тому назад, до нашего времени шла по пути лучшего освоения воздушной среды, совершенствования полета.

Собственно на сегодняшний день теорий происхождения птиц две, их можно описать двумя фразами, которые любят и сами адепты этих теорий – версия первая: «птицы – это динозавры», версия вторая: «птицы – не динозавры».                                Ясно, что птицы произошли от рептилий.  У пернатых до сих пор сохранились роговые чешуи на ногах, и яйца они откладывали в твердой скорлупе. Но остается вопрос, от каких именно рептилий и когда. Сторонники версии, что птицы – это динозавры, считают, что птицы произошли непосредственно от динозавров. Сторонники другой версии считают, что птицы произошли от архозавров, фактически одновременно с динозаврами. То есть идет спор – динозавры и птицы, это «отцы и дети» или «родные братья». Доказательств, вроде бы, много у сторонников обеих версий. Собственно говоря, сейчас в мире  известна гипотеза прямого происхождения птиц от динозавров. Ее сторонники уже дошли до того, что записывают птиц прямо в динозавры и пишут, что динозавры не вымерли, так как птицы – это как раз самые динозавры из всех динозавров.

В нашей стране самый известный специалист по происхождению птиц, палеонтолог Курочкин является сторонником противоположной теории – что птицы произошли от каких-то более древних рептилий.

Мое чисто субъективное любительское мнение колеблется между обеими теориями. С одной стороны у «динозаврологов» очень много аргументов.  Некоторые динозавры (компсогнат, пернатый теропод, археоптерикс) были  очень похожи на птиц. С другой стороны, различий между птицами и динозаврами тоже много.

Таким образом, точного ответа на вопрос о происхождении птиц до сих пор нет. Ученые расходятся во мнениях.

 

 

 

 

 

       

 

 

 

  1.2. Общая характеристика птиц.

Отрасль зоологии, изучающая птиц, называется орнитология.

К классу птиц относятся животные, тело которых покрыто перьями. Этот класс включает около 9000 видов, объединенных в 28 современных отрядов.

Распространены от Арктики до Антарктиды.

          Размножаются они путем откладывания яиц. Передние конечности у птиц превращены в крылья с очень хорошо развитыми маховыми перьями, значительно увеличивающими рабочую поверхность крыла и обеспечивающими парение в воздухе, чему также способствуют рулевые перья хвоста, определяющие высокую маневренность птиц в полете. Трубчатые кости наших птиц лишены костного мозга, кости черепа срослись.

Пищу глотают не пережевывая. Очень важные функции выполняют мешки, расположенные между внутренними органами птицы. При выдохе, когда использованный воздух выталкивается наружу, в легкие из воздушных мешков поступает чистый, с большим содержанием кислорода, воздух. Так обеспечивается «второе дыхание», которое характерно только для птиц.

 Температура тела птиц достигает 45○. Глаза крупнее, чем у млекопитающих. Хорошо развит слух, но очень плохо – обоняние и осязание. Разнообразие в устройстве клювов и большая подвижность, позволили птицам добывать различные корма.

Среди птиц имеется большая группа насекомоядных. Ряд видов ведет хищнический образ жизни, питаясь другими животными. Другие приспособились к добыванию рыб.

Одни виды обитают только в лесах; другие – в полях и степях; третьи заселяют побережья рек и озер и теснейшим образом связаны с водной средой; четвертые приспособились к жизни около человека.

Велико значение птиц в народном хозяйстве: дают вкусное, богатое витаминами мясо; уничтожают вредных насекомых. Многие хищные птицы в больших количествах поедают вредных грызунов.

Все это говорит о том, что изучение птиц - дело большое и весьма важное.

 

 

 

 

 

 

 

 1.3. Птицы нашего края.

Фауна птиц моего края богата и разнообразна. Исследования показывают, что на нашей территории  можно встретить 274 вида. Большинство принадлежит к перелетным, появляющимся у нас весной и улетающим осенью. Некоторые прилетают к нам только на зиму.

В приведенной ниже таблице характеризуется структура фауны птиц нашего края.

Фауна птиц Владимирского края

№ОтрядОбщая характеристика отрядаТипичные  представители отряда

1.Отряд хищныхВедут хищнический образ жизни . Имеют мощный клюв, загнутый на конце; сильные лапы с острыми и загнутыми когтями и довольно плотное оперение. Большинство видов имеет зоб, что позволяет им одновременно поедать большое количество пищи, а затем, медленно переваривая ее, некоторое время обходиться без корма. В крае28 видов.Ястреб, полевой лунь,орлан-белохвост коршун, беркут  и другие.

2. Отряд куриные

  Птицы средней величины, телосложение плотное, крылья широкие, полет тяжелый. Все куриные, обладая хорошим мясом, являются объектами охоты. Насчитывает 6 видов. Четыре из них – тетерев, глухарь, рябчик, серая куропатка – в течение всего года обитают у нас, перепел на зиму улетает в Африку, а белая куропатка только изредка появляется у нас.Тетерев, глухарь, рябчик, серая куропатка, белая куропатка, перепел и другие.

3.Отряд совыПтицы, ведущие ночной

 образ жизни. Имеют большие,

обращенные вперед глаза.

Совы могут поворачивать

 голову на 180 градусов.

 Оперение рыхлое, мягкое.

Слух прекрасно развит.

Во Владимирском крае12 видов.

  Филин, сова ушастая, сова болотная, домовой сыч, бородатая неясыть и другие.

 4.Отряд жаворонковых К характерным внешним признакам представителей этого семейства относятся закругленная задняя поверхность, покрытой щитками и длинный острый коготь заднего пальца. Жаворонок полевой, жаворонок рогатый, жаворонок лесной и другие.

 5.Отряд длиннокрылые Птицы с длинными изогнутыми крыльями, как бы сплюснутой головой и расщепленным клювом. Стриж черный, козодой и другие представители.

6.Отряд гусеобразныхРазмеры от мелких до крупных, пух покрывает все тело. Тело коренастое с короткими ногами, три передних пальца соединены плавательными перепонками, длинная шея и широкий клюв. Связаны с водой. Питаются растительными кормами.Лебедь- кликун,лебедь-шипун, пискулька, гусь серый, другие виды лебедей.

7.Отряд воробьиныеСамый богатый по количеству видов отряд. В нашем крае 103 вида. Внешний вид очень разнообразен: от ворона массой 1500 г до королька массой 8 г. Имеют «шественные» ноги, три пальца смотрят вперед, один – назад. Питаются насекомыми.Воробей, скворец, пищуха, свиристель, королек, синица, дрозд,варакушка, иволга, овсянка, и многие другие.

8.Отряд чайкиК этому отряду в фауне РТ принадлежит 12 видов, из которых 8 гнездятся, а 4 вида встречаются только на пролете во время кочевок птиц. Передвигаются по земле и хорошо плавают. Все чайки принадлежат к выводковым птицам. Окраска- белые, серые, черные тона. Весной и осенью питаются в основном рыбой, а летом чаще всего насекомыми. Зимуют на Каспийском и Черном морях.Чайка серебристая, чайка обыкновенная, чайка сизая, чайка малая, крачка речная.

 

 II. Практическая часть.

2.1.Констатирующий  эксперимент.

Сначала был проведен опрос среди учащихся младших классов по данной теме. Результаты приведены в таблице.

1.  Кто такие птицы?

животные, покрытые перьямиживотные, которые летаютживотные, которые поют

2.  Каких птиц вы знаете?

Домашние

Перелетные

зимующие

3.  Назовите птиц ВЛАДИМИРСКОГО КРАЯ?

Снегирь, синица, кукушка, воробей, дятел, сорока, галка. щегол и др.

4.  Где они живут?

на деревьях в саду в парке в лесу в клетке в вольере

5. Чем питаются?

Зерно овощи трава ягоды насекомые остатки продуктов

6.  Опишите внешний вид птицы.

Перья клюв хвосты разные две лапки разные по оперению разные по размеру

7.  Какого значение птиц в жизни человека?

Пища поедают вредных насекомых приносят радость

Ответы ребят помогли дальнейшему моему исследованию.

 

2.2.      Обучающий эксперимент.

На основе всех вышеназванных связей, я определил для себя моменты, на которые должен был обратить особое внимание при ответе на главный вопрос моего исследования. Это:

·         внешний вид птицы;

·         условия обитания;

·         питание;

·         значение в жизни человека.

Результаты приведены в таблице:

Слово «птица» от древнерусского «потка». Корень «път» употреблялось в значении «маленький».

1. Птицы, которые получили свое название по характеру питания.

№Название птицы Объяснение названия птицы.

1.КедровкаПитается семенами кедровых шишек.

2.КозодойЛетает среди коз, вокруг которых вьется много насекомых.

3.МухоловкаПитается мухами.

2. Птицы, которые получили свое название по условиям обитания.

1.КамышевкаЖивет в камышах.

2.ОвсянкаЖивет в овсах.

3. Птицы, которые получили свое название по значению в жизни человека(польза, питание). Неоспорима польза , которую приносят человеку птицы, поедая вредителей леса. Однако, названия они получали исключительно за свое пение. Причем лучшие «певцы» имеют скромную окраску оперения, а пение ярко окрашенных птиц часто бывает неблагозвучным. У певчих птиц поют в основном самцы, привлекая самок. Особенно это важно для птиц, живущих в местах с ограниченной видимостью: в лесах, кустарниках.

1.СорокаПолучила название за характерное стрекотание.

2.КукушкаЗа «ку-ку», постоянно кукует.

3.ГрачЗа «гра-гра», по свежевспаханному полю расхаживает и «грачит».

4.Чибис«Чьи вы-чьи вы, чи-би-чи-би» поет.

5.ГлухарьТокует «»тоо-ток, тоо-ток» и глохнет.

6.ДроздЗа «дрз-дрз».

7.ЩеголЗа «щегл-щегл».

8.СвиристельЗа «свирист» - свист.

9.Синица«Зинь- зинь – зинь». Раньше называли «зиница», а затем «з» поменяли на «с».

10.Тетерев«Тири- тири» передает клохтание тетерева.

11.ЧайкаКрик ее «ча-ча-ча».

12.ПищухаПищит

13.СкворецЗа «сква- сква».

14.ВаракушкаЗа «варак-варак»

4. Птицы, которые получили свое название по внешнему виду, повадкам.

 

1.ИволгаЗа «неясный характер» .то поет ласково, то заноет как кошка.

2.КлестНазван за клюв, напоминающий клещи. Клюв загнут, как будто сжат, а по – древнерусски «клестить» - сжимать.

3.ВоробейЛюбит воровать и люди кричат «Вора бей!»

4.ВоронаНазвана за черный, по – старинному, «вороной» цвет оперения.

5.Галка«Гал» по – древнерусски, «черный».

6.ЗеленушкаЗеленое оперение.

7.ЗорянкаНачинает петь с зорей.

8.ВертишейкаШеей вертит.

9.ТрясогузкаХвостом трясет.

10.СтрижНе хвост у стрижа, а  словно ножницы. Не летает, а воздух «стрижет»

11.ЗябликМерзнет «зябнет» и рано улетает на юг.

12.СнегирьОт тюркского «сниг» - красногрудый. Появляется у нас со снегом.

13.ДятелДолбит дерево.

14.СоловейНевзрачный серый «соловый» по-старинному цвет оперения.

15.РябчикПо оперению рябой.

16.СоваВ славянской традиции «Совий» - бог, связанный с гаданием, мудростью. Кроме этого, у совы ясно выражен лик лица. Поэтому сова приобретает значение «мудрой».

17.ЛебедьОт латинского «albus» - белый.

18.ОрелОт древнерусского корня «ор» - «высший», «божественный», «красивый».

19.ЛысухаНа лбу светлое пятно, поэтому кажется лысой.

20.ЛуньИмеет цвет луны.

21.ЦапляУдивительно происхождение слова "цапля". Оно происходит от глагола "чапати", то есть "медленно передвигаться", образовано от звукоподражательного "чап". Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: "Чап-чап! Чап-чап!" Отсюда и глагол "чапати". Но ведь птицу-то называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове "цапля" звук [ц] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.

Можно сделать вывод о том, что самая многочисленная группа птиц моего края– птицы, получившие свое название по внешним признакам, повадкам.  Особенно меня заинтересовала птица варакушка т.к. из интернета я узнал, что она является птицей 2012 года. Мы с ребятами решили сделать презентацию об этой птице.

 

 

 

 

                 III. Заключение.

Во- первых,  мое исследование показало, что названия птиц появлялись не случайно.  Таким образом, гипотеза моя подтвердилась. Люди обращали внимание на какой-нибудь характерный признак птицы  и по этому признаку(или сразу на несколько признаков одновременно) давали название. В них и внимание, и радость встречи, и счастье открытия!

Во- вторых, в ходе своего исследования я нашел ответы на многие вопросы. Я прочитал много энциклопедической, научной и художественной  литературы, в том числе и словари. Узнал значение непонятных мне слов, провел опрос среди учащихся по теме исследования, узнал многое о птицах. Я понял, что нужно всегда очень внимательно относиться к природе, к ее звукам, к ее красоте, к чтению любого произведения, так как только наблюдательность и вдумчивое чтение позволит сделать новые открытия.

В – третьих, моя работа заинтересовала учеников младших классов. Мы решили создать свою Красную Книгу «Исчезающие виды птиц нашего края и местности, где я живу» и включить туда птицу года2012-варакушку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

           

 

                                       Литература.

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М.,1955.

2. Ласуков Р.Ю. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, 2009. Изд. 2-е, изм. - 160 с., с илл.

3. Мосалов А.А., Зубакин В.А., Авилова К.В., Волков С.В., Галушин В.М., Ерёмкин Г.С., Зубакина Е.В., Кайгородова Е.Ю., Калякин М.В., Касаткина Ю.Н, Коблик Е.А., Косенко С.М., Марова И.М., Редькин Я.А., Сметании И.С.Полевой определитель птиц Подмосковья.Москва: Союз охраны птиц России; Изд-во «Колос», 2009, 232 с. с илл.

4. Шаинский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 1994.

Электронные ресурсы.

 

1. Анимации http://gifanimation.ru/anipti7_new.htm

2. Голоса птиц  средней полосы России http://huntropos.ucoz.ru/load/golosa_ptic_srednej_polosy_rossii/6

          3.Почему они так называются? http://mirdetok.tomsk.ru/frmp/viewtopic.php?f=127&t=8564

4. Птицы Республики Татарстан  http://www.protown.ru/russia/obl/articles/3811.html

5. Сто тысяч «почему?» http://www.mnoga.net/how_download_free.html

http://www.mnoga.net/137333-sto-tysyach-pochemu.htm



Предварительный просмотр:

МКОУ «Садовая СОШ»

Опрос учащихся об использовании компьютера

Опрошено 180 человек из числа учащихся 2-11 классов

Наличие  дома компьютера

91%

Наличие своего личного компьютера

32%

Пользование компьютером в школе, на работе родителей

6,2%

Наличие дома интернета

86%

участвуют в компьютерных играх (были названы следующие игры Game Counter-Strike, World of tanks, gta-snd)

  18%

общаются в социальных сетях  

 

55%

Скачивают  мультимедиа-контента (музыки, фильмов), их прослушивание и просмотр  

62%

Находят  материалы к урокам  

33%