Организация работы с одарёнными детьми
На этой странице можно ознакомиться с результатами работы в рамках работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_s_odaryonnymi.doc | 87.5 КБ |
iz_opyta_raboty_s_odarennymi.ppt | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Межрайонная научно-практическая конференция:
«Работа с одарёнными детьми– одно из направлений модернизации образования», п. Новобурейск, Амурская область, 2011г.
Из опыта работы по отбору и организации одарённых детей.
(Сопровождение выступления – презентация)
Слайд 1.
Я, Легенчук Ольга Ивановна, учитель математики 1 квалификационной категории МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка Амурской области, стаж работы 25 лет. В течение многих лет - руководитель школьного методического объединения учителей физико-математического цикла, в течение 2 лет являлась руководителем школьного научного общества.
Слайд 2
В процессе работы руководила учебно-исследовательской работой учащихся секциях «математика» и «психология». Итогом являются 5 исследовательских работ, из них 4 занимали 1 место на школьном уровне, одна удостоена диплома 1 степени в научно-исследовательской конференции «Человек в современном образовательном пространстве» в г. Благовещенске, также диплома 1 степени на Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги».
Слайд 3.
Формировать креативно мыслящих, и умеющих нестандартно решать поставленные задачи невозможно без выявления, поддержки и развития одаренных детей. Формирование интеллектуального и творческого потенциала объявлено приоритетной национальной задачей, это нашло свое отражение в одном из направлений модернизации образования – работе с одаренными детьми. Наша школа не является исключением.
Слайд 4.
Используются различные формы работы с одаренными детьми: проектная деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня, функционирует научное школьное общество. Следует отметить, что целенаправленная работа с одаренными детьми в Екатеринославской МОУ СОШ №2 была начата в 2002 году. Создание школьного научного общества учащихся «Луч» было первым шагом решения приоритетной национальной задачи. Позже была разработана программа школы по организации работы с одаренным. Одним из пунктов реализации программы являлось создание школьного банка «Одаренные дети».
Любая деятельность начинается с изучения ее особенностей. При создании банка «Одаренные дети» и у нас возникла необходимость анализа современных концепций работы с одаренными детьми.
Слайд 5.
Для создания банка «Одаренные дети» следовало изучить теоретические подходы, а именно: каких детей считать одаренными, каковы виды и признаки одаренности, каковы возможные процедуры диагностики одаренности. Для организации работы были привлечены учащиеся, занимающиеся исследовательской работой. Так возникла идея заняться исследованием по теме «Проблемы одаренности образовательного пространства МОУ СОШ №2 с Екатеринославка», которая воплотилась в жизнь. Благодаря этой работе был создан школьный банк «Одаренные дети». Кроме названной исследовательской работы на сайте Фестиваль педагогических идей в разделе Общепедагогические технологии мною опубликовала статью под названием «Проблемы выявления одаренных детей».
Слайд 6.
Сегодня хотелось бы поделиться с проблемами и открытиями, полученными в процессе проведённой работы.
Проблема 1. Кого считать одаренными.
Оказывается, в психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, нет единого определения одаренности, существуют лишь альтернативные подходы к решению проблемы.
Пришлось самостоятельно определяться: какие критерии будут положены нами в основу поиска одаренных детей.
Использовать официальную гуманистическую позицию: все дети талантливы и каждый человек по-своему одарен показалось не совсем удобным, так как в этой ситуации проблема выявления одаренных детей сама по себе исчезает. В этом случае автоматически появляется вопрос: Почему так много одаренных детей и так мало одаренных взрослых?
Второй подход, согласно которого одаренность – это дар «свыше», дар , данный Богом, предполагает единицы избранных учащихся. Количество одаренных сводится к минимальному числу талантливых детей. Подавляющее же большинство останется без внимания взрослых.
Слайд 7.
Основу нашего подхода к понятию одаренный составили «Рабочая концепция одаренности», разработанная авторским коллективом психологов под руководством доктора психологических наук, профессора, действительного члена РАЕН Дианы Борисовны Богоявленской(1998 ), а также трактовка американского ученого Дж Резнулли.
Слайд 8.
Согласно этих двух подходов нами была принята достаточно гуманная позиция: ребенок обладает качествами одарённого, если 1)демонстрирует высокий уровень достижений или же 2) обладает возможностью достижений в какой-либо области.
Слайд 9
При таком подходе контингент одарён ных детей является достаточно широким.
Слайд 10
Особое внимание следует обратить на возможные уровни проявления одаренности: одаренность может проявляться в виде способностей, таланта, гениальности.
Слайд 11.
Проблема 2. Процедура осуществления отбора.
Знакомство с существующими диагностиками привело к выводу, что идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Существуют различные тесты на наличие конкретных качеств и характеристик личности – уровень интеллекта, мышление, воля, память, и др. Причем многие из диагностик громоздки, сложны в обработке, не адаптированы к возрасту учащихся. Результаты дают определенную погрешность. Высокие показатели по результатам теста не всегда можно считать показателем одарённости, а полученные низкие значения ещё не доказательство её отсутствия. Психологами установлено, что наблюдение как метод исследования, зачастую дает не больше погрешности, чем проведение каких-либо диагностик.
Слайд 12.
Таким образом, для отбора детей с признаками одаренности, были привлечены учителя-предметники и классные руководители, заполняющие сводные таблицы по классам по результатам наблюдений.
Слайд 13.
Проблема 3. Степень точности и актуальности полученных данных
Оценка конкретного ребенка как одаренного условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо быстро исчезнуть. Словосочетание «одаренный ребенок» не имеет право жестко фиксировать статус одаренного ребенка. Драматична ситуация, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», вдруг теряет признаки своей исключительности. Поэтому вместо понятия «одаренный ребенок» мы использовали понятие «ребенок с признаками одаренности». Также из выше сказанного следует, что считать данные банка «Одаренные дети» постоянными, не изменяющимися – ошибочно, данные банка могут и должны изменяться.
Слайд 14.
Проблема 4. Исследование конкретных качеств учащихся, позволяющих или мешающих развитию способностей.
Для более полной картины о личности ребенка мы осуществляли диагностику качеств, от которых напрямую зависит развитие способностей. К числу таких качеств относят: мотивацию, волевые качества, креативность ( творческость). Были использованы диагностики:
Слайд 15.
1) Диагностика креативности. Для большей точности были проведены диагностики классных руководителей, а также самодиагностика учащихся. (диагностика Резнулли и диагностика Туник Е.Е.) Для уч-ся 7-10 кл
2)Диагностика мотивации успеха/неудачи, мотивации одобрения. Для уч 10
3) Диагностика воли. Для уч 10 кл..
Результаты диагностики дают возможность ответить на вопрос, почему конкретный ученик не развивает свои способности: либо недостаточно волевых усилий, либо преобладает отрицательная мотивация, либо же причина в другом.
Слайд 16.
Проблема 5. Как оформить полученные данные
При работе с одаренными следует понимать, что существуют разные подходы к одаренности, а именно:
Слайды 17-21
-с точки зрения возрастного развития: поздняя и ранняя
-проявление в различных видах д-ти: общая (интеллектуальная) или специальная
-форма проявления: явная и скрытая
-степень сформированности: актуальная и потенциальная
-виды деят-ти и обеспеч ее сферы психики-…
Все эти подходы отражены в одной таблице «Видов одаренности»
Слайд 22.
В сводную таблицу, видной на слайде, включены все критерии и подходы к понятию одаренности.
Слайд 23.
Результаты исследований по МОУ СОШ №2, на которой отражены количество учащихся в каждом виде деятельности.
Слайд 24.
Эта информация лучше просматривается на диаграмме
Слайд 25.
На слайде фрагмент результатов исследований уровня креативности по методике Диагностика Резнулли( оценка кл руководителя) Исследования были проведены для учащихся среднего и старшего звена. Данные содержатся в банке «Одаренные дети»
Слайд 26.
На слайде можно видеть фрагмент таблицы результатов исследования креативности по результатам самооценки учащихся.
Слайд 27
Выше названная информация представлена на диаграмме
Слайд 28
На этом слайде показана сводная таблица по классу, в которой отражены результаты исследований уровня креативности классным руководителем и самодиагностики
Слайд 29.
Сводная таблица: соотношение креативности, качества и качества знаний
Слайд 30
То же самое, на диаграмме
Слайд 31
Обобщение: в каких блоках уровень успеваемости и креативности высокие и низкие
Слайд 32
Результаты исследований учащихся 10 классов
- 86 % - учащихся со способностями
- Из них 50% в познавательном виде деятельности
- Самооценка уровня креативности учащихся на 54 % выше оценки классных руководителей
63 % полностью не реализуют потенциал
Слайд 33
Диаграмма количества учащихся, имеющих способности. И обучающихся на 4 и 5 по школе среднее и старшее звено.
Слайд 34.
Почему столько не реализуют свой потенциал?
Результаты исследований мотивации и волевых усилий на слайде.
Слайд 35.
Примеры личностных особенностей по результатам диагностик некоторых учащихся , имеющих способности, но не достигающих высоких результатов.
Слайд 36.
Пример сводной таблицы по классу, отражающей результаты всех исследований
Слайд 37.
Проблема 5. Кому проводить исследования.
Учителя, классные руководители, учащиеся
Слайд 38
Результаты исследований состояния эмоционального выгорания учителей по методике Бойко В.В. показывают, что более половины педагогического коллектива находится в состоянии сформировавшейся фазы «Резистенция». Эта категория учителей стремится к психологическому комфорту, стремится к снижению давления различных психотравмирующих обстоятельств. Старается избегать лишних деловых контактов. Этой категории людей свойственно упрощение профессиональных обязанностей (редукция), что означает попытку сокращения обязанностей, требующих эмоциональных затрат.
Третья часть учителей находится в состоянии сформировавшейся фазы «Истощение». Эта категория характеризуется состоянием эмоционального истощения, ослаблением нервной системы, преобладанием отрицательных эмоций. Страдает физическое и психическое самочувствие. Человек как субъект профессиональной деятельности перестает быть интересным.
Таким образом, если взять за основу состояние эмоционального выгорания, заниматься дополнительной работой по организации исследовательской деятельности с учащимися может лишь незначительная часть педагогического коллектива.
Слайд 39
Над чем работать?
- отсутствует система выявления, диагностики и учета одаренных детей дошкольного и школьного возраста.
- отсутствует система индивидуального медико–психологического сопровождения одаренных детей.
- существующая система обучения в школе не в полной мере обеспечивает индивидуальное развитие детей с повышенным интеллектуальным творческим потенциалом.
- недостаточный уровень обеспеченности информационными ресурсами ограничивает полноценную работу одаренных и талантливых детей с различными источниками информации.
-Отношение педагогов к одаренным детям часто варьируется от нежелания признавать их таланты до существенной переоценки способностей.
- Недостаточный уровень квалификации педагогов в области развития одарённых детей сдерживает развитие одаренного ребенка, вызывает внутри- и межличностные конфликты, что может спровоцировать «затухание таланта».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследовательские работы Тема исследования Школьный Муниципальный Областной Российский Решение иррациональных уравнений и неравенств Диплом 1 степени Модуль и его приложения Диплом 1 степени История развития математики Проблемы одаренности образовательного пространства МОУ СОШ №2 с Екатеринославка Диплом 1 степени Диплом 2 степени Диплом 1 степени Диплом 1 степени Человек и его темперамент Диплом 1 степени
Организация работы с одаренными в МОУ СОШ №2 с Екатеринославка 1 . Школьное научное общество «ЛУЧ», 2002 2. Программа «Одаренные дети» 3. Школьный банк «Одаренные дети» 4. Конкурсы, олимпиды различных уровней
Создание банка «Одаренные дети» С чего начать? Исследование по теме «Проблемы одарённости МОУ СОШ №2 села Екатеринославка»
Проблема 1. Кого считать одарённым? 1.Все дети одарённые. 2.Одарённые «от Бога». Почему так много одарённых детей и так мало одарённых взрослых? Количество одарённых сводится к минимальному числу талантливых детей
Одарённость 1.Определение американского ученого Джозефа Резнулли. 2.«Рабочая концепция одарённости» Под редакцией Богоявленской Д.Б. (ответственный редактор ), Шадриков В.Д. (научный редактор), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C Используемые трактовки.
Кого же считать одарённым? Подход к понятию одарённости МОУ СОШ №2. 1. Высокий уровень достижений или же 2. Обладает возможностью достижений в какой-либо области.
Основной принцип исследования на одарённость Не потерять!
Уровни проявления одарённости
Проблема 2. Процедура осуществления отбора Наблюдение. Тесты? Диагностики?
Форма для заполнения
Проблема 3. Степень точности и актуальности полученных данных. Одарённый ребенок Ребенок с признаками одарённости Данные банка «Одарённые дети» могут и должны изменяться
Проблема 4. Исследование конкретных качеств учащихся, позволяющих или мешающих развитию способностей.
Корректирующие диагностики. 1) Диагностика креативности ( диагностики классных руководителей, самодиагностика учащихся) (диагностика Резнулли 2-10 кл и диагностика Туник Е.Е.7-10кл) 2)Диагностика мотивации успеха/неудачи, мотивации одобрения. ( уч 10 кл) 3) Диагностика воли. (уч 10 кл).
Проблема 5. Как оформить полученные данные? Учет различных подходов к одарённости
Виды одарённости по критерию «Особенности возрастного развития»
Виды одарённости по критерию «Широта проявления в различных видах деятельности»
Виды одарённости по критерию «Форма проявления»
Виды одарённости по критерию «Степень сформированности»
Виды деятельности Виды одаренности Практическая Освоение ремесла Спортивная Организационная Познавательная Интеллектуальная Академическая (фмф, гум, естн) Художественно-эстетич Хореографическая Сценическая Литературно-поэтическая Изобразительная Музыкальная Коммуникативная Лидерская Аттрактивная Духовно-ценностная Создание духовных ценностей, служение миру Виды деятельности и обеспечивающие ее сферы
Критерии видов одаренности Виды одаренности Степень выраженности одарённости Степень сформированности Форма проявления Особенности возрастного развития Способности Талант Гениальность Актуальная Потенциал Явная Скрытая Ранняя Поздняя Практическая Ремесленная Спортивная Организацио Познават ельная Интеллект Академическ Художественно-эстетич Хореографич Сценическая Литературно-поэтическая Изобразител Музыкальная Коммуникативная Лидерская Аттрактивн Духовноценностная Создание духовных ценностей, служение миру
Результаты исследования учащихся МОУ СОШ №2. Вид одаренности Количество человек в блоке В процентах от общего количества учащихся 5-10 классов Физико-математическая 75 28 Естественнонаучная 47 18 Интеллектуальная 43 16 Гуманитарная 81 31 Интеллектуальная 43 16 Организационная 42 16 Спортивная 78 29 Ремесленная 70 26 Техническая 30 11 Хореографическая 32 12 Сценическая 55 21 Литературно-поэтическая 28 11 Изобразительная 70 26 Музыкальная 20 8 Лидерская 34 13 Аттрактивная 29 11 Духовно-ценностная 2 0,01
Диаграмма количества учащихся МОУ СОШ №2, имеющих способности в различных видах деятельности
Результаты диагностики креативности Резнулли (по результатам наблюдений классных руководителей) класс Очень высокий 40-34 Высокий 33-27 Средний 26-21 Низкий 20-16 Очень низкий 15-10 5А Грабина Т.Ю. 25 Зотова Кузнецов Моргунова Рискин Все остальные 5Б Мешкова Е.А. 25 Сухарев Мигалова Астахов Волков Носирова Полякова Серга Толстокулаков Порядина Андрюшина Анискина Верхолев Глазков Пироженко Фролкина Днепровская Иванова Гаврилко Козлов Коробов Кушнарева Лосев Сивоконь Субботина Турубара 6А Кочегурова Т.М. 25 Мосолов Потапов Сергиенко Багогмас Гудыма Дебелко Молошта Тищенко Усова Хрипунова Шимко Артышко Дубянский Дурицкая Зайцева Кузнецов Поляков Шамсутдинова Шамсусутдинова Шашкова Шевченко Шиверских
Самооценка уровня креативности.
Результаты уровня креативности
Сводная таблица качества успеваемости и креативности учащихся с признаками одаренности по блокам Креативность Успеваемость Название блоков Количество человек в блоке Количество человек со средним и выше уровнем креативности в % от кол-ва чел в блоке Количество успевающих на «4» и «5» в % от кол-ва чел вблоке Физико-математический 75 60 80 62 83 Естественнонаучный 47 40 85 45 96 Гуманитарный 81 60 74 65 80 Интеллектуальный 43 37 86 41 95 Организационный 42 33 79 33 79 Спортивный 78 42 54 41 53 Ремесленный 70 34 49 34 49 Технический 30 24 80 23 73 Хореографический 32 18 56 17 53 Сценарический 55 41 75 30 55 Литературно-поэтический 28 22 79 22 85 Изобразительный 70 49 70 45 64 Музыкальный 20 17 85 17 85 Лидерский 34 32 94 21 62 Аттрактивный 29 23 79 18 62 Духовно-ценностный 2 1 50 2 100
Диаграмма качества успеваемости и количества учащихся с уровнем креативности средним и выше.
Высокие Интелектуальный Естестественно-научный Физико-математический Литературно-поэтический Музыкальный Организационный Технический Низкие Спортивный Ремесленный Хореографический Изобразительный Уровень успеваемости и креативности
Результаты исследований 10 классов 86 % - учащихся со способностями Из них 50% в познавательном виде деятельности Самооценка уровня креативности учащихся на 54 % выше оценки классных руководителей 63 % не реализуют потенциал
Диаграмма количества учащихся МОУ СОШ №2, имеющих способности, и количества учащихся, обучающихся на «4» и «5».
Результаты исследований 10 классов Вид Критерии В% Мотивация успеха / боязни неудачи Преобладает мотивация к достижению успеха 56% Не выражена 32% Преобладает мотивация боязни неудачи 12% Мотивация одобрения (мера потребности в одобрении со стороны) Высокая 10% Средняя 65% Низкая 25% Волевые качества Твердые 8% Достаточно твердые 57% Близкие к слабым 27% Слабые 8%
Порядковый номер ученика в общем списке Волевые качества Мотивация одобрения Мотивация успеха/ боязни неудачи Уровень креатив- ности № 4 Достаточно твердые Средняя Не выражена Низкий № 7 Близкие к слабым Высокая Не выражена Средний № 8 Слабые Низкая Боязнь неудачи Низкий № 17 Достаточно твердые Высокая Успех Высокий Личностные особенности некоторых учащихся 10 классов с выраженными способностями
№№ Фи Числовые результаты Интерпретация Креативность Воля Мотивация одобрения Мотив успеха/неудачи Воля Мотивация одобрения Мотив успеха/неудачи Методика Резнулли Методика Туник Е.Е. 1 26 7 17 Т 36% У СР В 2 24 12 16 ДТ 63% У СР СР 3 18 11 15 ДТ 58 У В В 4 22 8 8 ДТ 42 НВ ОН НИЗ 5 20 10 16 ДТ 53 У НИЗ В 6 17 11 10 БКС 58 НВ СР СР 7 17 14 12 БКС 74 НВ СР СР 8 23 9 15 ДТ 47 У СР В 9 15 6 12 БКС 32 Н В В НИЗ 10 20 14 12 ДТ 74 Н В НИЗ НИЗ 11 - 11 16 - 58 У СР - 12 21 10 14 ДТ 53 У НИЗ В 13 21 10 15 Д Т 53 У ОН - 14 20 7 16 ДТ 37 У СР СР
Проблема 5. Кому проводить исследования? Учителя Классные руководители Учащиеся
Фаза Не сформировалась (в %) В стадии формирования ( в %) Сформировалась (в %) Напряжение 43% 22% 34% Резистенция 9% 31% 59% Истощение 31% 38% 31% Результаты исследования эмоционального выгорания учителей МОУ СОШ №2 по методике Бойко В.В.
Болевые точки Выявление, диагностика и учет одаренных детей дошкольного возраста. Система индивидуального медико–психологического сопровождения одаренных детей. Система обеспечения индивидуального развития детей с повышенным интеллектуальным творческим потенциалом. Обеспеченность информационными ресурсами. Диапазон отношения педагогов к одаренным: от нежелания признавать их таланты до переоценки способностей. Квалификация педагогов.