Учитель года 2019
Я – учитель
Эссе
Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Л. Н. Толстой
Как же сложно писать о себе! Собрать все мысли воедино, соединить все взгляды и убеждения о своей профессиональной деятельности. Что ж, пожалуй, начну.
Учитель… Профессия или призвание? Почему я стал учителем? Все чаще размышляю над этими вопросами, и прихожу к мысли, что работать с полной отдачей делу, по убеждению и из-за любви к детям – это призвание. Сейчас уже не могу себя представить в какой-то другой профессии, например, экономистом, скучно сидящем в офисе с горой бумаг и бесконечными подсчетами. Для меня работа учителя – это вечное движение, беспокойная жизнь, где помимо уроков масса различных мероприятий, конкурсов, где всегда есть место детским улыбкам и совместному творчеству.
Учитель – это тот, кто не боится ответственности, внутренне уверенный в том, что он выполняет важное и нужно дело. Учитель – это призвание. Роль педагога в судьбе подрастающего поколения огромна, и труд учителя тогда будет плодотворен, когда он научится понимать детей, а дети его.
Когда-то и я был ребенком: любознательным, веселым и энергичным. Работая с детьми, осознаешь, что детство совсем рядышком с тобой. Стараюсь всегда быть честным и искренним с детьми, ведь их не проведешь, они сразу почувствуют любую ложь. Быть искренним и честным с учениками – мой педагогический принцип.
На протяжении пяти лет работаю учителем истории и основ духовно-нравственной культуры народов России и за это время ни разу не пожалел о выборе своей профессии. Мне нравится не только учить, но и учиться самому вместе с детьми всему новому и неизведанному. Иногда и я учусь у ребят чему-нибудь.
Трудны будни учителя. Как много требований в современном образовательном процессе предъявляется к деятельности учителя – быть компетентным не только в своем предмете, но и в разных областях научных знаний и дисциплинах, использовать в своей работе информационно-коммуникационные технологии, применять здоровьесберегающие технологии, работать как с одаренными детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, заниматься инновационной деятельностью, участвовать в конкурсном движении, быть классным руководителем и вести внеклассную работу… Это лишь малая часть деятельности учителя. Но несмотря на все трудности, работа учителя мне по душе. Люблю, когда ученики на переменке приходят ко мне задать вопросы или просто поговорить на отвлеченные темы. Это «живое» общение бесценно. Ведь, если со мной делятся своими секретами, спрашивают совета, то это значит, что мне доверяют. А это самое главное.
Стараюсь всегда проводить интересные, яркие и запоминающиеся уроки. Именно на уроках проводят значительную часть времени дети. Очень хочется, чтобы мои ученики не только узнали для себя много нового и интересного на уроке, но и раскрывали свой творческий потенциал, были успешны. Очень радуюсь, кода дети удивляются и восклицают на уроке: «Вот это да!», «Не может быть!».
Всегда пытаюсь на уроках создать условия для раскрытия способностей ребенка с учетом его интересов, формировать и развивать личность, способную к обучению на протяжении всей жизни. Передо мной стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, подарить им радость познания. Соглашусь со словами Альберта Эйнштейна, который отмечал, что «высшее искусство, которым обладает учитель, – это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний».
Единение учителя с учениками – это важная часть работы любого педагога. Общие радости, победы и поражения, шутки на уроках, множество неповторимых моментов, прожитых вместе, бесценных и оставляющих неизгладимый след в душе. Просто не передать словами эти чувства!
Мое педагогическое кредо: каждый ребенок уникален и талантлив. В своей практике я использую личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход. Это помогает мне развивать творческие способности обучающихся. Нужно помнить, что каждый ученик индивидуален, он – личность, которую нужно раскрыть. Нельзя не согласиться с мнением Василия Сухомлинского, который полагал, что «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».
Хочу быть личным примером для ребят, ведь во все времена это был один из самых эффективных методов воспитания, а так же пытаюсь постоянно образовываться и самосовершенствоваться. Всегда рассуждаю над вопросом: «Каким должен быть современный педагог?» На мой взгляд, это образованный, всесторонне развитый человек, профессионал своего дела, стремящийся к личностному развитию, самореализации и самообразованию. Учитель должен не только учить, но и на протяжении всей жизни учиться вместе с детьми. Особенно важны для педагога нравственные качества – честность, порядочность, пунктуальность, доброта, сострадание и сопереживание. Поэтому я стараюсь идти в ногу со временем, быть детям не только учителем, но и наставником, старшим товарищем – это то, что я стараюсь делать ежедневно в своей работе.
Несмотря на все тяготы, огромную ответственность, присущую моей профессии, я могу смело сказать, что учительство - это не только профессия, это образ жизни, школа – второй дом, а ученики – друзья. Жизнь педагога поделена на четверти, каникулы и никак иначе!
Быть учителем, на мой взгляд, достойно почтения. Стремиться стать хорошим учителем - моя профессиональная цель.
Учитель … Из разных уст по-разному прозвучит это слово. Кто-то скажет с равнодушием, кто-то со стеснением, кто-то с добротой. Ну а я громко и гордо могу сказать: «Я - учитель!» и поблагодарить судьбу за возможность быть педагогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 27.35 КБ |
metodicheskiy_seminar.pptm | 597.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кейс-метод один из способов активизации познавательной деятельности на уроках истории"
Кейс в переводе с английского означает «случай», «ситуацию». Метод кейс- стади начали исследовать в Гарвардской бизнес-школе, В мировой образовательной практике она широко распространилась в 1970-1980-х годах. В основе метода содержится оисание конкретных ситуаций или случая из реальной практики. Описание этого случая должно содержать противоречия, а также затруднения при выборе решения. Таким образом, технология предполагает решение проблемы и дает возможность обучающимся проявить активность, инициативу в согласовании своего мнения с мнением других, сохраняя в то же время и право каждого на собственное мнение.
Суть данного метода заключается в том, что обучающимся необходимо осмыслить и найти решение для конкретной ситуации, которая имеет отношение к какой-либо практической задаче и отличительная особенность кейс-метода состоит в коллективном решении проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
В этом случае значительная работа возлагается на педагога, который должен правильно и четко поставить учебную задачу, стоящую перед учащимися, и подготовить «кейс» для ее решения, имеющий необходимое количество информационного материала (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.).
Особо стоит отметить усилия педагога при создании «кейса» и вопросов для его анализа, ведь это творческая работа, требующая значительного объема знаний. В деятельность педагога, который внедряет технологию в обучение входят:
- вступительное слово;
- заключительное слово;
- организация малых групп для проведения дискуссии;
- поддержание делового настроя в аудитории;
- оценка вклада каждого ученика при анализе учебной ситуации.
В процессе реализации технологии педагог постоянно взаимодействует с учениками, педагог выбирает формы поведения, мотивируя свои действия.
Далее, на рисунке 2 представлена примерная структура кейса.
Рисунок 1 – Структура кейса
Рисунок 1 отражает тот факт, что кейс можно условно разделить на 3 основные части: сюжетную, информационную и методическую.
Необходимо отметить, что применение кейс-стади особенно актуально на практических занятиях в связи с тем, что большинство заданий, выполняемых обучающимися на практических занятиях, носят частично-поисковый характер и в качестве одной из основных задач работы над кейсом можно отметить максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.
Создание проблемных ситуаций и их анализ возможен при изучении общественных дисциплин, в частности, истории, так как именно история включает большое количество фактов из реальной жизни людей, живших в разные эпохи, при этом нередко ставит проблемы, которые не могут быть решены однозначно. Наиболее продуктивно использование кейсов при изучении таких тем, где существует необходимость рассматривать вопрос со всех сторон или есть противоречия в оценках события и не может быть однозначных ответов. Также рационально применять кейсы при изучении материалов о жизни и деятельности исторических личностей, где необходимо выявить как положительные, так и отрицательные последствия их деятельности.
В качестве примера могут быть выбраны следующие темы из курса отечественной истории для 7 класса:
- «Смутное время» (7 класс),
- «Личность Петра I» (7 класс),
- «Внутренняя политика Екатерины II» (7 класс).
В практике были разработаны различные виды кейсов: практические, обучающие, научно-исследовательские. Суть практического кейса состоит в том, чтобы как можно правдоподобнее показать данную ситуацию.
Например, учащихся можно ознакомить с реальными историческими источниками, архивными материалами, документами, вещественными артефактами и т.п. Целью обучающих кейсов выступает обучение, а научно-исследовательские кейсы направлены на вовлечение учеников в исследовательскую деятельность (например, по краеведению). Все эти виды в учебной деятельности предполагают не только освоение теоретического материала, но и применение полученных знаний в дальнейшем. При подготовке кейса учитель также может воспользоваться многочисленными текстовыми материалами художественных произведений.
Вариантов работы с кейс-технологией множество. Это может быть в виде опережающего задания, например, учащиеся получают кейс на дом, создается проблемная ситуация и далее, работая с ним, происходит актуализация и систематизация знаний, а также мотивирование на будущий материал.
Работа с кейс-методом может быть организована как в группах, так и индивидуально. Также целесообразно использовать ее при проектном обучении.
Применять кейс-технологии в школьной практике можно по-разному, это зависит от условий и организации педагогического процесса. В условиях школьного обучения возможны следующие варианты использования кейс-стади. При организации открытой дискуссии по материалу проблемного кейса основными факторами являются умения и навыки учащихся, умения учителя в организации дискуссий. Задавая вопросы, учитель обращает внимание учеников на конкретную информацию в тексте кейса, инициирует их ответы. Во время дискуссии учитель контролирует ее направление, добиваясь участия каждого ученика; он может и завершить дискуссию анализом найденного учениками решения.
В ходе группового опроса учащиеся выделяют проблему кейс-текста, оценивают ситуацию, дают анализ события или процесса, представляют свои решения. Метод развивает у учеников коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли, обмениваться впечатлениями и чувствами, ассоциациями.
При подготовке к уроку, учитель исходит из степени целесообразности использования кейс-технологии, так и целеполагания при формировании компетентностей.
На уровне вырабатывания знаний и понимания основная деятельность идет на основе лекции, рассказа, беседы учителя, интерактивной работы с информацией. Однако и здесь мы можем применить информационный кейс-текст с включением употребляемых терминов и понятий, формул и правил как на уроке, так и для самостоятельной работы учащихся.
На этапе применения возможны множественные варианты описания реальных жизненных ситуаций, в которых необходимо на основе ранее полученных знаний решить конкретную духовно-нравственную проблему.
Кейс-технология обладает следующими достоинствами:
- предоставляется больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений (что важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков), есть возможность знакомства школьников с наличием различных точек зрения на одно и то же событие;
- у обучающихся развивается умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение;
- достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников. Используя практику ситуативного анализа исключается сама возможность неудовлетворительного владения материалом со стороны педагога.
Таким образом, необходимо отметить, что кейс метод позволяет ученикам получить на готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Однако, применительно к работе на уроках истории ученики получают возможность изучения на практике исторических фактов, а работа с применением этой технологии позволяет быстрее запомнить исторические факты, сопоставить с современной исторической ситуацией, сформулировать выводы о влиянии исторических событий, ведь увеличение в «багаже» обучающегося проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.
Метод кейсов концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации школьников, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучающихся. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кейс – технология Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов ). Цель – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
Создание кейса В начале нужно ответить на три вопроса: Для кого и чего пишется кейс? Чему должны научиться дети? Какие уроки они из этого извлекут? После этого процесс создания кейса будет иметь вид: Цель обучения Структурирование учебного материала Выбор организационных форм, методов и средств обучения
Этапы работы с кейсом Выявление проблемы Предложение возможных решений Выбор оптимального решения Исследование ситуации Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Работа ученика с кейсом I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения; V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
«метод инцидента» « сужения» «цветок лотоса »,. « 6 шляп Эдварда де Бонмо», «мозговая атака 66 Хелеса », «это хорошо, это плохо», лист решения проблем Способы р ешений кейсов
Виды кейсов Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки ).
Приглашаем к сотрудничеству! Наш адрес: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, б-р Химиков, 7/1 Телефоны : 8(38456)2-80-93, 8(38456)3-66-07 E- mail : school8lk@mail.ru