Мастер-класс

Людмила Александровна Цыганкова

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchenie_slovarya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.89 КБ
Файл tsygankova_l.a._1.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение словаря детей дошкольного возраста

через театрализованную деятельность.

Становление личности человека- сложный и длительный процесс. Особое место в этом процессе занимает дошкольное детство, которое А.Н.Леонтьев назвал периодам «первоначального фактического складывания личности.»

Дошкольное детство- самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные значения об окружающей жизни, вырабатываются навыки привычки поведения, складывается характер.

Игра является ведущим видом деятельности, так как в игре удовлетворяются многие потребности ребенка- потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в безопасной ситуации.

Театрализованные игры позволяют решать многие вопросы в воспитании активности, уверенности в своих силах, инициативе. Они представляют большие возможности для развития и совершенствования. Ведь речь и язык являются важнейшим средством человеческого общения, познание действительности, служит основным каналом приобщения человека к  ценностям духовной культуры, а так же необходимым условиям воспитания и обучения.

Овладение словарным запасом родного языка является необходимым условиям освоения грамматического строя речи, развитием связной монологической речи, воспитание звуковой культуры речи.

Поэтому своевременное развитие словаря это один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Словарная работа имеет большое значение для общего развития ребенка. Поэтому, я взяла тему: «Обогащение словаря детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.»

Поставила цель:

1.Способствовать развитию количественного и качественного роста словаря через театрализованную деятельность.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

  1. Создание условий для количественного и качественного роста словаря через театрализованную деятельность.
  2. Подбор игр- драматизаций, настольных театров, театров «Би-ба-бо».
  3. Способствовать количественного и качественного роста словаря детей.

Речь устная или письменная –эффективное средство общение между людьми. Овладение родной речью- столь важная функция для ребенка,

Что становление ее можно считать одной из главных линий развития.

Словарная работа в детском саду это целенаправленное педагогическая деятельность обеспечивающее эффективное усвоение словарного состава родного языка. В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимает очень большое место. Слово- основная единица языка оно является как бы «представителем» всех компонентом языка: это фонетики, лексики, грамматики.

Совершенствование речевого общения не возможно без расширения словарного запаса ребенка. Мы знаем, что речь развивается в процессе подражания. Естественная речевая среда бывает как благоприятной так и не благоприятной.

Условия созданные в процессе театрализованной деятельности, позволяют обеспечить высокий уровень развития речи на каждой возрастной ступени, поэтому первое на что я обратила внимания, это на создание благоприятных условий для количественного и качественного роста словаря в процессе театрализованной деятельности.

Мной был создан уголок книги, театрализованный уголок. В целях реализации индивидуальных интересов, потребности дошкольников предметно-пространственная среда организованна таким образом, что обеспечивает право и свободу каждого ребенка на любимое занятие или театрализацию любимого произведения. При правильно организованной среде и руководстве со стороны взрослого, для детей становится возможным достижение высокого уровня обогащения словаря.

Словарная работа тесно связана с театрально-игровой деятельностью использую в своей работе опыт психологов лингвистов (Л.С.Выготского,  С.Л.Рубинштейна,  Д.Б.Эльконина,  А.В.Запорожца, Ф.А.Сохин,  А.М.Ляушиной,  О.С.Ушаковой,  Е.М.Струниной, А.Г.Айрушановой) мной были подобраны игры-драматизации, настольные театры, театры «Би-ба-бо».

На третьем году жизни дети переживают так называемый «первый период вопросов». В этом проявляется их желание узнать название всего того, что они видят вокруг. Словарь детей обогащается существительными глаголами, наречиями, прилагательными.

Для количественного и качественного словаря и его активизации через театрализованную деятельность я использую кукол из театра петрушки (котенка, собачку). Я начинаю с детьми шутить от имени игрушки читать потешку, шутку, попевку, подражаю голосам животных. Все эти действия способствуют развитию у ребенка положительных эмоций, что помогает лучше усвоить словарь.

Во второй младшей группе основное внимание в словарной работе я уделяю накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активизация разных частей речи. Этого я добиваюсь с помощью разыгрывания детских сказок, стихов, небольших рассказов с использованием настольного театра, фланелеграфа и театра петрушки.

В результате формирую детей умение понимать вопросы, видеть середину и конец действия с предметами, выделять яркие признаки и внутренние качества предметов, называть словом с противоположным значением, употреблять обобщающие слова, понимать семантическое отношение слов разных частей речи в едином тематическом пространстве.

С помощью театрализованной игры в средней группе дети разыгрывают простейшие сюжеты знакомых произведений, охотно подключаются к драматизации сказки. Используя в своей игре настольные игры, фланелеграф, пальчиковые театры, дети учатся узнавать по внешним признакам настроения человека, сопереживать чувствам героя. Любят придумывать загадки на движения и позы все это способствует правильному пониманию слов их употребления, дальнейшему расширению словарного запаса. Дети этого возраста учатся пользоваться в речи

-антонимами и синонимами

- узнают значение новых слов

- учатся понимать смысл загадок

-знакомятся с многозначностью слов

Дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений и наконец могут составлять рассказ многозначными словами.

Провожу различные мероприятия с целью повышения педагогической компетентности родителей. В своей работе с родителями использую совместный просмотр и обсуждение разных видов деятельности, праздников, где родители являются непосредственными участниками, которые помогли родителям понять важность полноценного дошкольного детства. Родители являются активными участниками в жизни детей. Через консультации, беседы, открытую образовательную деятельность родители узнают о том, какое значение в жизни детей играет слово. Что от того, на сколько хорошо у детей развит количественный и качественный словарный запас, зависит его общение с другими детьми, его обучение в школе.  

Итак речь- уникальное средство, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивать речь не включая ее в ту или иную деятельность невозможно. Речь является средством общения, выражение и формирование мыслей, и таким образом, служит активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка (Н.Ф.Сорокина)



Предварительный просмотр:

Цыганкова Людмила Александровна,

Воспитатель,

МБДОУ д/с № 39 «Теремок»

г. Канск

Красноярского края

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИО-ИГРОВОГО ПОДХОДА В.М. БУКАТОВА ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка. Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием освоения грамматического строя, развитие связной монологической речи, воспитание звуковой культуры речи.

Словарная работа имеет большое значение для речевого развития ребенка. Как известно большую часть времени дети проводят в детском саду, поэтому наиболее успешно речь, в том числе и словарь, будет развиваться в непосредственном общении детей друг с другом и детей со взрослыми. Но как заинтересовать детей друг в друге, обратить их к своим ровесникам и взрослым?

Наиболее удачным методом, на мой взгляд, является социо-игровая методика В.М. Букатова и Е.Е. Шулешко, применение которой способствует развитию ребенка в игровом общении со сверстниками, реализации потребности детей в движении, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Поэтому для своего выступления я взяла тему: «Использование социо-игрового подхода В.М. Букатова для обогащения словаря дошкольников».

Поставила перед собой цель: с помощью социо-игрового подхода способствовать развитию качественного и количественного словаря детей.

Овладения родной речью проходит в три основных этапа:

Первый: подготовительный (довербальный) –он охватывает первый год жизни. На этом этапе закладываются условия, обеспечивающие в дальнейшем собственно речевое развитие.

Второй: переход к активной речи-приходится на 2-ой год жизни ребенка.

Третий: речь совершенствуется как средство общения- она все точнее отражает намерения говорящего, передает содержание и общий контекст отражаемых событий, варьируя от особенностей собеседника.

Словарная работа в детском саду- это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективность усвоения словарного состава родного языка.

Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.

Мы знаем, что речь развивается в процессе подражания. Естественная речевая среда может быть, как:

а) благоприятная (ребенок слышит речь взрослого постоянно, взрослый старается как можно больше общаться с ребенком, поддерживать его в попытке говорить в раннем возрасте, отвечает на вопросы, сама речь чистая);

б) неблагоприятная (с ребенком не говорят, не реагируют на его речь, а также если у окружающих ребенка людей плохая дикция, а то и явные дефекты-картавость, шепелявость и др.).

Если нет специального руководства взрослого, то речь оказывается бедной, ребенок часто не понимает, что от него хотят, ему тяжело общаться со взрослыми и сверстниками, не понимает, не понимает значение слов, не может пересказать сказки.

Специально созданные условия в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни позволяют обеспечить высокий уровень развития речи, оптимальный для каждой возрастной ступени.

При правильно организованной среде и руководстве со стороны взрослого, для детей становится возможен высокий уровень обогащения словаря.

Словарная работа связана со всей воспитательно -  образовательной работой с детьми. Обогащения словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, общении.

Используя в своей работе не только опыт психологов, педагогов, лингвистов, (Л. С. Выготского, С.А Рубенштейна, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.В. Щерба, К.Д. Ушинского, Е.И. Техеевой, Е.А. Флёриной, Ф.А. Сохина, Л.М. Ляушиной, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, А.Г. Арушановой), но и опыт таких педагогов социо-игровой технологии Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой, В.М. Букатова мной были подобраны игры и упражнения для количественного словаря детей.

Данная методика предполагает новые подходы в воспитании и обучении детей, через взаимосвязь игры и обучения, изменение позиции взрослого, ориентацию на личностный подход к детям. Если «социо» - эта малая группа, то игра-ведущая деятельность основное и любимое занятие детей, позволяющее ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого и детей, и самих детей друг с другом, она является основной формой организации детской жизни. Одно из главных условий в игре должно быть интересно не только ребенку, но и взрослому, в противном случае игровая деятельность не достигнет цели.

Общение детей в рамках данной технологии организую в три этапа:

- На первом этапе с детьми 3-4 года жизни учу детей правилам общения.

Дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь, а это значит обогащается количественный и качественный словарь детей.

Это способствуют следующие игры: «Волшебная палочка», «Разведчики», «Человек к человеку», «Летает не летает», «Эхо», «Деление на пары».

- На втором этапе с детьми 4-5 лет общения является целью, ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общения в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу.

На этом этапе использую все те же игры что и на первом и добавляю следующие: «Составь слово», «Шапка вопросов», «Шумы», «Кто? Куда? Когда? Зачем?», «Поправде и понарошку», «Слова на одну букву», «Японская машина», «Считалки».

- На третьем этапе со старшими детьми общения- это педагогическое средство, т.е. через общения я обучаю дошкольников. Словарь детей становиться обширным они могут составить сложноподчинённые предложения, свободно пользуются антонимами и синонимами, но и наречиями. Речь обогащается не только прилагательными с более конкретными обозначениями, но и наречиями.

В своей работе я использую все игры социо-игровой технологии, которые использовала на первом и втором этапе, но и еще «Заданные слова», «Собрать диалог», «Буквы-загадки», «Детские стихи по ролям», «Слово из предложения», «Живой алфавит».

Для достижения положительных результатов в развитии ребенка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители-самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Поэтому моя работа с родителями по обогащению словаря дошкольников строиться в форме:

-Индивидуальных бесед, в ходе которых объясняю родителям необходимость работы по обогащению словаря;

-Консультаций для родителей;

-Размещении информации в родительском уголке;

-Родительских собраний, на которых знакомлю родителей с социо-игровой технологией, показываю и разучиваю с ними наиболее любимые детские игры.

Итак, речь-уникальное средство, универсальное и не заменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, и таким образом, служит активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка. (Н.Ф. Сорокина)

Литература:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада- М.: Мозаика- Синтез, 1999 -272с.
  2. Из кн.: Карманная энциклопедия для социо-игровых приемов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада /Под ред. В.М. Букатова. СПб:, 2008/
  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: метод.пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений, М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004-288с.