"Педагогическая копилка"

Панченкова Марина Анатольевна

НОД по развитию речи и обучению грамоте в стпршей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» г.Щигры Курской области

 

 Н.О.Д. по развитию речи и обучению грамоте

 в старшей группе.

Тема: «Путешествие за  весенним сюрпризом».

Программное содержание: 

          - закрепить знания о весне, о народных названиях весенних месяцев,

уточнить  приметы весны;

- совершенствовать ориентирование в пространстве;

- закрепить умение работать с таблицами – схемами  для развития

связной речи детей;

- закреплять умение рисовать красками, самостоятельно выбирать сюжет для рисования;

- активизировать словарь детей;

- развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций;

- поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявлять настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие,

 познавательное развитие,

 художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: 

- наблюдения в природе;  

- рассматривание репродукций картин и иллюстраций о весне;

- заучивание пословиц и поговорок;

- загадывание загадок о весне и о животных;

- выполнение физкультурных разминок, пальчиковой гимнастики;

- чтение произведений художественной литературы с описанием весеннего пейзажа.

Словарная работа:

протальник, снегогон, травень.

Развивающая среда:

 - воздушный шар

- конверт (с письмом и разрезной картинкой Феи Знаний),

- корзинка с мячами (на каждом мяче пример в пределах 10),

-  картинки с изображениями весенних пейзажей ,

- «лес» - деревья (декорация и белка, буквы с цифрами (РОМАШКА),

 - шкатулка с животными из «Киндер сюрприза».

Раздаточный материал:

 альбомные листы, краски, кисточки, салфетки, баночки для воды.

Ход занятия

В группу залетает воздушный шар (наполненный гелием), а к ниточке привязан конверт.

- Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт?

(Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).

 - В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберем, и тогда может быть,  узнаем, от кого оно.

(Дети собираю картинки, на картинке изображена волшебная фея).

 -Всё ясно, значит, письмо нам прислала  Фея Знаний. Теперь мы можем с вами его прочесть.

 (Воспитатель читает письмо).

"Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас с окончанием учебного года. Я приготовила для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи. Даю подсказку:«Мячики лежат в лукошке, а  лукошко у окошка".

(Дети находят корзину с мячами, на каждом мячике примеры, а ответы  соответствуют цифрам,заранее расположенным в группе, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.)

- Ну что ребята начнем выполнять задания волшебника?

(Воспитатель достаёт мяч.По ходу всего путешествия воспитатель достаёт мячи, и дети решают пример находят соответствующую цифру и выполняют задания.

Задание № 1

Рыхлый снег

 На солнце тает,

 Ветерок в ветвях играет,

 Звонче птичьи голоса,

 Значит,

 К нам пришла ...

 (Весна)

Яростно река ревёт

 И разламывает лёд.

 В домик свой скворец вернулся,

 А в лесу медведь проснулся.

 В небе жаворонка трель.

 Кто же к нам пришёл?

 (Апрель.Фрагмент музыки «Апрель» из альбома «Времена года»)

Дует тёплый южный ветер,

 Солнышко всё ярче светит.

 Снег худеет, мякнет, тает,

 Грач горластый прилетает.

 Что за месяц? Кто узнает?

 (Март. Фрагмент музыки «Март» из альбома «Времена года» )

Зеленеет даль полей,

 Запевает соловей.

 В белый цвет оделся сад,

 Пчёлы первые летят.

 Гром грохочет. Угадай,

 Что за месяц это?

(Май.Фрагмент музыки «май » из альбома «Времена года»)

(по мере того как дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинку с изображением этого месяца)

-Ребята, о чем были загадки? (о весне и весенних месяцах)

- Как называют весенние месяцы в народе? (март – протальник, апрель – снегогон, май – травень).

-А какие пословицы и поговорки о весне вы знаете?

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весна длинным днем красна.

Весенний день – что ласковое слово.

Апрель с водой, а май с травой.

Апрельский цветок ломает снежок.

Апрельский скворец - весны гонец.

Апрель богат водой, а май - травой.

Майская трава и голодного накормит.

Как в мае дождь, так будет и рожь.

-Молодцы ребята, вы справились с этим заданием.

Задание N 2

Игра "Буквы заблудились"

(Нарисованы буквы, под ними цифры)

-Ребята, здесь написано какое-то слово, я не могу его прочитать, помогите мне, пожалуйста. Расставьте цифры по порядку от 1 до 7, и прочитаем, что получится.

(Дети расставляют буквы вместе с цифрой по порядку).

 - А получилось слово - РОМАШКА.

- Какой мы слышим первый звук в этом слове? (звук [p]). Назовите слова, в которых есть звук [p] и стоит в начале слова; в середине; в конце.

Задание № 3

Физкультминутка

 Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся)

Задание N 4

Дети попадают в лес

(оформление из искусственных деревьев, а рядом сидит белка-игрушка, музыкальное сопровождение -звуки леса).

 -Ребята, похоже, мы оказались  в лесу. Что мы видим  в этом лесу?

 (дерево и белку)

 -Давайте мы сейчас с вами хлопнем в ладоши  столько раз, сколько слогов в слове белка.(2 раза)

А сейчас присядем  столько, сколько слогов в слове дерево. (3 раза)

Ребята, а  белка  какая?

(пушистая, рыжая, зимой серая, прыгучая, быстрая и т.д.)

Где живет белка? (в дупле)

А где живут её лесные друзья?

        (лиса – в норе, медведь – в берлоге, у волка – логово, зайчик под кустом, муравей – в муравейнике, птицы – в гнезде).

Составим рассказ, о белке используя схему.

«Это белка. У нее рыжая и пушистая шубка. Уши у белки треугольной формы, а на кончиках кисточки. Хвост красивый, большой и  пушистый.  У белки 4 лапы.  Коготки на лапках очень цепкие, поэтому белка может прыгать по деревьям.  Живет белка   на деревев дупле. Питается  шишками, грибами и орехами».

Задание № 5

Вспомните, пожалуйста, какие бывают животные?

(дикие и домашние) 

Сейчас подумайте и нарисуйте  свое любимое животное. А для того, чтобы рисовать красиво и уверенно, мы разомнём пальчики,  сделаем пальчиковую гимнастику «Кого встретили в лесу?»

 Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Там живет лиса.

Рукой показать хвост за спиной.

Там живет олень.

Пальцы рук разведены в стороны, имитируют рога оленя.

Там живет барсук.

Кулачки прижать к подбородку.

Там живет медведь.

Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.

(Продуктивная деятельность. Рисование животного.)

Рассматривание детских работ, анализ

- Ребята, вот и прошли мы все испытания,  да только не понятно, где клад? Давайте заглянем в корзину и внимательно посмотрим.

(Дети находят на дне корзины цветной круг, на нём написано место нахождения клада)

"Ребята! Вы просто молодцы! Раз вы нашли это послание, значит, вы справились со всеми моими заданиями. Ну а теперь внимание! Чтобы найти клад, вы должны сделать 2шага вперёд, 3 шага влево,1 шаг назад, 4 шага вправо, развернуться кругом и увидите клад. С наилучшими пожеланиями. Фея Знаний"

(Дети находят клад.Там лежат игрушки животных).