Консультация для воспитателей «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»

Захарова Елена Юрьевна

Развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности и поведения. Это тот базис, который постоянно должен развиваться и совершенствоваться на всех годах обучения и воспитания ребенка в дошкольном учреждении, в практических и продуктивных видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»

Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики

Приоритетное место в инклюзивной практики занимает сенсомоторная сфера, поскольку она влияет на дальнейшее обучение ребенка.

На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребенка – это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без нарушений в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общая инертность психики, нарушения движения и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды. Установлено, что у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.

 Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов, свойств, предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и т. д.

Неполноценное развитие ощущений и восприятий у детей с ОВЗ, затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Чаще всего это дети с детским церебральным параличом разной степени выраженности. При ДЦП наблюдается особый вид психического дизонтогенеза. Данный вид психического дизонтогенеза возникает при тяжелых нарушениях отдельных анализаторных систем, в том числе и при нарушениях в функционировании двигательного анализатора при ДЦП. Первичный дефект анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушения развития отдельных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Дефицитарность моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС). Задержка психического развития чаще всего относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния характерны гетерохронность проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. Данное отклонение у ребенка может быть обусловлено как биологическими, так и социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания.

Дети со сложной структурой дефекта. «Сложный дефект» - сочетание двух или более числа нарушений в системах организма, что обуславливает существенное своеобразие их психофизического развития» (Г.П. Бертынь). Дети со сложной структурой дефекта - это такая категория детей, которые наряду с общим для всех них состоянием - интеллектуальная недостаточность, опорно-двигательные нарушения, слепота, глухота - имеют одно или несколько системных нарушений.

Довольно часто среди генетических нарушений развития наблюдаются множественные пороки развития ребёнка, сочетающие нарушения слуха, зрения, умственную отсталость.

Дети с ранним детским аутизмом. Для психического развития при РДА свойственна неравномерность. Повышенные способности в отдельных ограниченных областях, таких, как музыка, математика, живопись, могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков. Одним из главных патогенных факторов, обусловливающих развитие личности по аутистическому типу, является снижение общего жизненного тонуса. Это проявляется прежде всего в ситуациях, требующих активного, избирательного поведения.

Дети с синдромом ДаунаСамая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.

Дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна.

Вышеперечисленные возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ доказывают актуальность их сенсорного развития.

И для таких детей в детском саду рекомендуется организовать сенсорную комнату, направленную на:

Формирование умений различать предметы по величине, по цвету, по форме.

Формирование слухового внимания, умения различать предметы и действия по звуку.

Обогащение и развитие сенсорногоопыта с помощью игровых действий и разнообразных видов детского творчества.

Сенсорная комната дает возможность подавать стимулы различной модальности - зрительной, слуховой, тактильной - и использовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка . Тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным.

Коррекционно-педагогические занятия в сенсорной комнате направлены на решение двух комплексов задач:

Релаксация: нормализация мышечного тонуса, снятие психологического и эмоционального напряжения.

Активизация различных функций центральной нервной системы. Стимуляция всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия), повышение мотивации к деятельности, создание положительного эмоционального фона и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, развитиеречи и коррекция речевых нарушений, коррекция нарушений высших корковых функций. Развитиеобщей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений.

Вот почему так важно создать в образовательном учреждении условия для формирования у дошкольников зрительного восприятия сенсорных эталонов, помогающих познавать предметы и явления окружающего мира через такие характеристики, как форма, цвет и величина.

Целенаправленная системная работа по сенсорному воспитанию позволяет сдвинуть сроки и увеличить темп сенсорного развития ребенка, преодолев многие отклонения в развитии детей с ОВЗ, значительно приблизив его к нормативному уровню. Кроме этого работа по сенсорному воспитанию оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, стимулируя развитие деятельности, мышления и речи.

Таким образом, развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности и поведения. Это тот базис, который постоянно должен развиваться и совершенствоваться на всех годах обучения и воспитания ребенка в дошкольном учреждении, в практических и продуктивных видах детской деятельности.