АТТЕСТАЦИЯ 2022

Манеева Иркям Рафиковна

Инновационный опыт -  «Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры»

Приложение - Конспект НОД 

Портфолио  -  https://disk.yandex.ru/d/cBvSVrwwJaWokg

Видеозанятие -  https://disk.yandex.ru/i/9-SyqTeqFsUNmw

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt_-_maneeva.docx51.45 КБ
Файл konspekt_nod_.docx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт воспитателя MБДOУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Moрдoвия

Манеевой Иркям Рафиковны

Введение

Тема: «Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры»

Автор: Манеева Иркям Рафиковна

Год рождения: 16.03.1984.

Профессиональное образование: Высшее, МГПИ им. М.Е. Евсевьева Филологический факультет, 2016. учитель родного языка и литературы

Профессиональная переподготовка МГПИ им. М.Е. Евсевьева, Педагог дошкольного и дополнительного образования  2017.

Общий педагогический стаж работы – 5лет; стаж работы в ДOУ – 5лет

Повышение квалификации: ГБУДПО  МРИО ,  2018г,  по квалификации -  воспитатель

Квалификационная категория: соответствие должности

Дата последней аттестации: 

Занимаемая должность: воспитатель.

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»

В. А. Сухомлинский

Актуальность и перспективность опыта.

    На сегодняшний день актуален вопрос о применении сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития детей и выработки в них положительных личностных качеств. Ведь в настоящее время большое внимание уделяется  умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идет самотеком. А в учреждении дошкольного образования воспитатели чаще всего  занимают детей обучением грамоте, математикой и развитием речи, что ведет к тому, что у детей остается мало времени  для свободного общения с воспитателями, со сверстниками и для творческих игр . А ведь ребенка во взрослую жизнь вводит процесс социализации детей, он является основой в становлении и зарождении социальной культуры.

В связи с занятостью родителей нет игр дома, сюжетно - ролевые игры заменены увлечением компьютерными  играми, телевидением. Отсутствие партнеров для игры (в большинстве семей один ребенок) не дает возможности для развития сюжета и диалога.

   Такая противоречивость рождает сюжетно-ролевую игру как самостоятельную деятельность  детей, которая знакомит с элементами взрослой жизни.

 Основная идея опыта 

     Сюжетно-ролевые игры занимают особенное место в жизни детей, в которых они воспроизводят всё то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

     Наблюдая за воспитанниками своей группы, я заметила, что у отдельных детей есть интерес к любимым сюжетам. И чтобы наиболее легко было воплотить в игре свой жизненный опыт, было принято решение пополнить игровую среду сюжетно-ролевыми играми: «Почта», «Аптека», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ателье», «Зоопарк», «Скорая помощь».

      В группе была организованна игровая среда. Родители активно участвовали в оформлении игровых уголков (шили костюмы врача, продавца, полицейского). Большое количество игрового оборудования и материалов для сюжетно-ролевых игр сделано своими руками (деньги, кошельки, чеки из бумаги, таблетки).

     Создавая развивающую среду группы, большое внимание было уделено эстетике оформления атрибутов и игровых материалов, для того чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной.

     Предметно-игровая среда группы организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, что позволяет детям объединяться подгруппами по общности интересов.

Теоретическая база.                           

     В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы «Детство» дошкольного образования одной из задач образовательной области «Социализация» является развитие игровой деятельности детей.

     С.А.Шмаков писал: «Игра – выверенный веками, народным опытом, социально - культурными нормами общества фактор социализации личности. Детская игра –  гарантия и условие свободного развития культуры всего общества, гарантия продления детства как важнейшего завоевания цивилизованных обществ»     

      Для обеспечения теоретической базы я использую следующие программы, технологии и другие источники по инновационной деятельности:  региональную программу «Валдоня», программу «Мы в Мордовии живем»,   книгу «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений» (раздел «Развитие игровой деятельности»), где сформулированы     требования к игровой деятельности дошкольников.

Новизна. 

   

      Наблюдения за организацией игровой деятельности детей показали, что ролевые действия у некоторых детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненно мотивированных связей. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца. Эти дети малообщительны, почти все время играют по одному.

Поэтому новизна опыта работы прослеживается в удачной комбинации эффективных методов и приемов организации и проведения сюжетно-ролевых игр, которые способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают творческие способности, эстетические чувства. 

Значительную часть сведений, впечатлений, необходимых для игры, сегодняшние дети получают из СМИ, а не из окружающей жизни (отрицательные, агрессивные герои, которые проигрывают в человеческих качествах героям прошлых лет). Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру, сделать его добрее  и научить жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя.

Технология опыта.

 

      Сюжетно-ролевая игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

       Для  обогащения игровых сюжетов создана картотека сюжетно – ролевых игр, проведен показ сюжетно – ролевой игры «Город мастеров», организован мастер – класс «Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин»,

Занятия « Детское Кафе», «Едем в театр» экскурсии  и целевые прогулки, тематические беседы «Семья принимает гостей», «Посещение поликлиники» Были подобраны произведения художественной литературы, чтобы вызвать интерес к игре и пополнить знания о правилах поведения в различных ситуациях. Рассказы о профессиях заинтересовывают детей живыми образными сравнениями и дают пищу для воображения.

     После проведения анкетирования родителей по теме «Как общается мой ребенок» было выявлено, что родители не знают сюжетно – ролевых игр детей дошкольного возраста. В основном называют подвижные, компьютерные игры, футбол, шашки, мало, а то и совсем не играют с детьми дома. По результатам ответов родителей в группе был оформлен стенд «Мы на работе», проведены  консультации: «Значение сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте», «Сюжетно-ролевая игра в жизни детей»

Результативность опыта

     Для достижения оптимального результата в сюжетно-ролевой игре дошкольника необходимо учитывать индивидуальные   особенности ребенка, владеть методами и приемами руководства игрой.

      Наблюдения за игрой детей в начале года показали, что у  некоторых детей был низкий уровень общения с друзьями и взрослыми, играли в одиночку, не могли развивать сюжет и не поддерживали ход игры сверстников. После проведенной плодотворной работы по организации сюжетно - ролевых игр дети стали легче идти на контакт друг с другом и со взрослыми, у детей расширился словарный запас, преодолели робость, застенчивость, приобрели навыки общения в типичных жизненных ситуациях, у детей расширились знания о профессиях и повысился интерес к игре.

2020 год

Общение

Интерес к игре

Низкий

58%

28%

Средний

36%

63%

Высокий

6%

9%

2021 год

Общение

Интерес к игре

Низкий

6%

12%

Средний

42%

63%

Высокий

52%

25%

 

     По проделанной работе можно сделать выводы. Благодаря сотрудничеству и совместному творчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченных целей: повысился профессиональный уровень и заинтересованность педагогов по вопросам организации игровой деятельности детей; возрос интерес родителей к проведению игры в дошкольном учреждении и в семье.  Родители активно участвовали в проводимых мероприятиях, интересовались жизнью детей, помогали в обогащении игровой среды групп.

     Проведение и организация сюжетно-ролевых игр повлияло на развитие коммуникативных данных ребёнка и на умение строить взаимоотношения с другими детьми, на воспитание сознательной дисциплины, трудолюбия, взаимопомощи. Возросла активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.  

Перспективы применения опыта в практике.

     Я охотно поделилась опытом своей работы с коллегами в форме «Памятка воспитателю к планированию сюжетно – ролевой игры».   Опыт моей работы по теме «Сюжетно – ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста» был представлен   в программе круглого стола РМО, выступления и конспекты занятий по данной теме размещены на собственном  сайте NS portal.     

     Представленный опыт показывает, что необходимо использовать более эффективные методы и приемы при организации сюжетно – ролевых игр, которые позволяют добиться  творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

Положительный опыт применения сюжетно – ролевой игры в качестве средства социализации дошкольников предполагает продолжение работы над темой в дальнейшем.

Список используемой литературы.

1.  Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. инст.

образования, 2012. – 433 с.

2.   Воспитание детей в игре. Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.,

1983-211с.

4.   Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в

воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного

возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-321.

5. Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М. Изгаршевой. – М.:

Просвещение, 1987 – 174с

6. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. /

Под ред. С. А. Новоселовой. – М., 1989-121.

7. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в

детском саду. – М., 1997-127.

8. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для

педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским

языком обучения / О. К. Васильева. – Мозырь : Содействие, 2013. – 152 с.

9. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Сост. Е. И.

Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 1986-236.

10. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов д  


Предварительный просмотр: