Выступление на конференции " Развитие творческих способностей учащихся"
Доклад-беседа для воспитателей и учителей о личных наблюдениях и практических приемах работы с подростками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие творческих способностей учащихся | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание :
- Современный выпускник школы
- Создание творческой обстановки
- Личность учителя, работающего над этой проблемой
- Способы стимулирования творческих способностей
- Личный опыт, прикладные примеры
- Используемая литература
- «Развитие творческих способностей учащихся» - это тема ,над которой я работаю несколько лет. Главная задача моей деятельности- это ввести, вовлечь детей в творческую работу, а через такой творческий путь лучше овладевать знаниями, получать необходимые навыки и умения.
Выпускник современной школы выходит в жизнь, начинает учиться или работать, перед ним встает много проблем и задач. В идеале этот молодой человек должен обладать определенными качествами :
*грамотно работать с новой информацией, делать обобщения, выводы, анализировать полученные данные;
*уметь самостоятельно развиваться, повышать интеллект, личную нравственность, культуру;
*уметь применять полученные знания и навыки на практике;
*не теряться в трудных ситуациях, уметь адаптиро-
ваться в изменяющихся обстоятельствах;
*быть коммуникабельным, уметь работать в команде, разруливать конфликтные ситуации без последствий.
2.В качестве основного критерия творчества часто рассматривается оригинальность мышления, то есть давать ответы и решения, которые отличаются от обычных. Оригинальность- это непохожесть, нестандартность , неожиданность решений, это умение преодолеть «правильность» или очевид-
ность общепринятых правил.
Творческий характер мышления можно узнать по гибкости, беглости, отсутствию скованности, глубине и новых подходов к решению проблемы. Эти качества отличают творческого человека. Зна-
чит противоположные качества- инертность, шаблонность, медлительность, поверхностность стереотипность- мешают творчеству, и с ними нуж-
но расставаться.
Конечно, увидеть обычные ситуации, выполнение работы по-новому – трудно. Но этому можно нау-
чить, показать, систематически развивать. Не зубрить, а мыслить; не принимать готовые выводы, а рассуждать; не брать известный результат, а искать; не жесткие рамки решений, а гибкий новый подход.
У каждого ребенка есть способности и таланты. У детей больше этих качеств, чем у взрослых. Чтобы задатки, природные возможности ребенка превратились в творческие способности , их нужно развивать, раскрывать. Поэзия, декламация, танцы, дизайн, мызыка, рисование, оформление, юмор, пародия, добросердечность- все это бесконечное по-
ле творчества .
3.Безусловно, личность самого учителя – очень выжный фактор в развитии творческих способнос-
тей ребят. Учитель должен сам стремиться к творческой жизни, самоусовершенствоваться, раз-
виваться и развивать свои методы работы. Тогда педагог сможет создать творческую атмосферу и творческий настрой. В лексиконе учителя должны часто применяться слова «ПРЕДСТАВЬ», «ВООБРАЗИ», «ПОФАНТАЗИРУЙ», «ПОМЕЧТАЙ», «ПОПРОБУЙ», «НАБЛЮДАЙ», «СРАВНИ», «СДЕЛАЙ ВЫВОД».
Творчество- это труд, но только с удовольствием и увлечением. Нельзя в творческой деятельности заставлять, наказывать, угрожать, давить своим мнением, давать прямолинейные советы, активно использовать общепринятые авторитеты.
4. Ребенок, которому помогли раскрыть или приобрести какие-то творческие способности, более успешен в жизни. Он смотрит на мир по-новому, оптимистичнее, он не боится необычных решений. И, самое главное, повышается его личная эффективность, его рейтинг и авторитет в коллективе.
Создавать творческую атмосферу можно ,практи- чески, везде, в самых простых ситуациях. Условия творческой деятельности:
*доброжелательная поддержка;
*игровая составляющая при работе;
*отказ от критики со стороны учителя;
*обеспечить практическое применение результата;
*личный пример педагога;
*поощрение лучших и оригинальных идей;
*возможность задавать активно вопросы учителю;
*окружать ребенка новыми для него предметами, стимулами для развития любознательности.
5. В заключении я хочу привести примеры прикладного применения развития творческих спо-
собностей ребят.
* Разрешаю самостоятельно оформить комнату (постеры, расстановка мебели, хранение вещей, уборка) и отмечаю лучшую комнату;
* Обучала, как удобнее вести конспект-по прин-
ципу телефонной книги и по методике Шаталова, предлагала придумать другие варианты;
*На праздничном чаепитии обсуждали ,что пода-
рить родителям, придумывали необычные, оригинальные подарки, поздравления;
*Подготовка к праздничным концертам, репети-
ции -творчески интереснее самого выступления, на них формируется вкус, чувство меры, умение общаться, умение создать образ, снять зажатость, побороть скованность. На репетициях ставлю за-
дачи: «будь грустным», «больше пластичности»,
«придумай себе лицо», «ты вельможа, думай», «как показать восторг», попутно обсуждается много интересных ситуаций, расширяется лексикон.
*На классных «огоньках» делаю с ребятами ма- ленькие зарисовки : «изобрази себя через 40 лет»,
«задай себе 30-летнему важный для тебя вопрос», «ска-жи «Я-Я-Я» нахально или нежно, или гордо, или скромно»;
*При оформлении выпускного альбома предложила учащимся класса придумать напутствия одноклассни-кам, эти записи были вписаны в альбом.
*Совместное оформление этажа в общежитии к праздни-кам, ставлю задачу : оформление в ретро-стиле, как до-ма, официальный стиль, этаж-фэнтази;
Развитие творческих способностей детей – тема инте- ресная, многогранная, это огромное поле деятельности учителя и воспитателя.
Используемая литература :
1.Азарова Л.Н. «Как развить творческую индивидульность»
2.Субботина Л.Ю.»Развитие воображения у детей»
3.Зак А.З. «Методы развития способностей»
4.Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»