Выступление на конференции " Развитие творческих способностей учащихся"

Иордан Ольга Павловна

Доклад-беседа для воспитателей и учителей о личных наблюдениях и практических приемах работы с подростками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание :

  1. Современный выпускник школы
  2. Создание творческой обстановки
  3. Личность учителя, работающего над этой проблемой
  4. Способы стимулирования творческих способностей
  5. Личный опыт, прикладные примеры
  6. Используемая литература

  1. «Развитие творческих способностей учащихся» - это тема ,над которой я работаю несколько лет. Главная задача моей деятельности- это ввести, вовлечь детей в творческую работу, а через такой творческий путь лучше овладевать знаниями, получать необходимые навыки и умения.

  Выпускник современной школы выходит в жизнь, начинает учиться или работать, перед ним встает много проблем и задач. В идеале этот молодой человек должен обладать определенными качествами :

*грамотно работать с новой информацией, делать обобщения, выводы, анализировать полученные данные;

*уметь самостоятельно развиваться, повышать интеллект, личную нравственность, культуру;

*уметь применять полученные знания и навыки на практике;

*не теряться в трудных ситуациях, уметь адаптиро-

ваться в изменяющихся обстоятельствах;

*быть коммуникабельным, уметь работать в команде, разруливать конфликтные ситуации без последствий.

2.В качестве основного критерия творчества часто рассматривается оригинальность мышления, то есть давать ответы и решения, которые отличаются от обычных. Оригинальность- это непохожесть, нестандартность , неожиданность решений, это умение преодолеть «правильность» или очевид-

ность общепринятых правил.

  Творческий характер мышления можно узнать по гибкости, беглости, отсутствию скованности, глубине и новых подходов к решению проблемы. Эти качества отличают творческого человека. Зна-

чит противоположные качества- инертность, шаблонность, медлительность, поверхностность стереотипность-  мешают творчеству, и с ними нуж-

но расставаться.

  Конечно, увидеть обычные ситуации, выполнение работы по-новому – трудно. Но этому можно нау-

чить, показать, систематически развивать. Не зубрить, а мыслить; не принимать готовые выводы, а рассуждать; не брать известный результат, а искать; не жесткие рамки решений, а гибкий новый подход.

  У каждого ребенка есть способности и таланты. У детей больше этих качеств, чем у взрослых. Чтобы  задатки, природные возможности ребенка превратились в творческие способности , их нужно развивать, раскрывать. Поэзия, декламация, танцы, дизайн, мызыка, рисование, оформление, юмор, пародия, добросердечность- все это бесконечное по-

ле творчества .

3.Безусловно, личность самого учителя – очень выжный фактор в развитии творческих способнос-

тей ребят. Учитель должен сам стремиться к творческой жизни, самоусовершенствоваться, раз-

виваться и развивать свои методы работы. Тогда педагог сможет создать творческую атмосферу и творческий настрой. В лексиконе учителя должны часто применяться слова  «ПРЕДСТАВЬ», «ВООБРАЗИ»,  «ПОФАНТАЗИРУЙ», «ПОМЕЧТАЙ», «ПОПРОБУЙ»,  «НАБЛЮДАЙ», «СРАВНИ»,  «СДЕЛАЙ ВЫВОД».

Творчество- это труд, но только с удовольствием и увлечением. Нельзя в творческой деятельности заставлять, наказывать, угрожать, давить своим мнением, давать прямолинейные советы, активно использовать общепринятые авторитеты.

4. Ребенок, которому помогли раскрыть или приобрести какие-то творческие способности, более успешен в жизни. Он смотрит на мир по-новому, оптимистичнее, он не боится необычных решений. И, самое главное, повышается его личная эффективность, его рейтинг и авторитет в коллективе.

  Создавать творческую атмосферу можно ,практи- чески, везде, в самых простых ситуациях. Условия творческой деятельности:

*доброжелательная поддержка;

*игровая составляющая при работе;

*отказ от критики со стороны учителя;

*обеспечить практическое применение результата;

*личный пример педагога;

*поощрение лучших и оригинальных идей;

*возможность задавать активно вопросы учителю;

*окружать ребенка новыми для него предметами,    стимулами для развития любознательности.

5. В заключении я хочу привести примеры прикладного применения развития творческих спо-

собностей ребят.

* Разрешаю самостоятельно оформить комнату (постеры, расстановка мебели, хранение вещей, уборка) и отмечаю лучшую комнату;

* Обучала, как удобнее вести конспект-по прин-

ципу телефонной книги и по методике Шаталова, предлагала придумать другие варианты;

*На праздничном чаепитии обсуждали ,что пода-

рить родителям, придумывали необычные, оригинальные подарки, поздравления;

*Подготовка к праздничным концертам, репети-

ции -творчески интереснее самого выступления, на них формируется вкус, чувство меры, умение общаться, умение создать образ, снять зажатость, побороть скованность. На репетициях ставлю за-

дачи: «будь грустным», «больше пластичности»,

«придумай себе лицо», «ты вельможа, думай», «как показать восторг», попутно обсуждается много интересных ситуаций, расширяется лексикон.

*На классных «огоньках» делаю с ребятами ма- ленькие зарисовки : «изобрази себя через 40 лет»,

 «задай себе 30-летнему важный для тебя вопрос», «ска-жи  «Я-Я-Я» нахально или нежно, или гордо, или скромно»;

*При оформлении выпускного альбома предложила учащимся класса придумать напутствия одноклассни-кам, эти записи были вписаны в альбом.

*Совместное оформление этажа в общежитии к праздни-кам, ставлю задачу : оформление в ретро-стиле, как до-ма, официальный стиль, этаж-фэнтази;

  Развитие творческих способностей детей – тема инте- ресная, многогранная, это огромное поле деятельности учителя и воспитателя.

Используемая литература :

1.Азарова Л.Н. «Как развить творческую индивидульность»

2.Субботина Л.Ю.»Развитие воображения у детей»

3.Зак А.З. «Методы развития способностей»

4.Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»