Статья

Поскакарина Алена Игоревна

Использование игры в экологическом воспитании детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игры в экологическом воспитании детей»

 Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности.   В этот период закладываются основы личностной культуры.

   В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как имению в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые   взрослый человек и не замечает.  Ребенок способен, удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов о растениях, животных.   Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает. Именно эта особенность дошкольного возраста должна быть использована, как можно полнее в целях экологического воспитания.

    Игра — это очень важный метод экологического воспитания.  

         В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.   Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения      к педагогу, который обучает, дает   знания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными.

Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для «природного» содержания.

   Второй  значимый момент  связан с   выработкой  отношения детей к природе,   которое   в рамках экологического воспитания является конечным результатом,   все,   что нравится детям,   все,  что  их впечатлило, преобразуется в практику какой-либо  игры.  Поэтому, если дошкольники играют   в зоопарк, ферму, цирк   и др.,   это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик.

Таким образом можно дать определение, экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развертывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

   Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу. физически и морально не ограничен в деятельности, а познание природы требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов,   ограничивают практическую деятельность  ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми объектами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам. Прежде чем рассказать  о этих правилах, предлагаем вспомнить основную классификацию игр  Петра Францевича Лесгафт.   Он   раскрыл  воспитательное значение  игры,    разработал  их методику,   показал  психологические  отличие  игр с правилами от  имитационных.

   Творческие  игры    различаются  по содержанию (отражение быта, событий); по организации и количеству участников (индивидуальные,   групповые); по  виду (игры-драматизации - разыгрывание сказок,   рассказов; строительные).

   Игру с правилами  имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий.  К таким играм можно отнести, например, «Гуси-лебеди», «У медведя  во бору», «Краски» и т.д.  Отличие между этими видами игр заключается в следующем: в творческой игре активность детей, направлена на выполнение замысла,  развитие сюжета,   в играх с правилами главное - решение задачи,   выполнение правил.

   Игрушка – обязательный спутник детских игр.  Антон Семенович Макаренко делил игрушки на три типа: готовые, полуготовые, игрушки-материал.

   Готовые игрушки (куклы, животные) используются на  занятиях кружка «Мир  вокруг нас».  При изучении различных тем применяются персонажи: Незнайка, Буратино, медвежонок и др., персонажи произведений, хорошо знакомых детям.  

Полуготовые игрушки – кубики, мозаика, конструкторы применяются для моделирования объектов.  Например, при изучении темы «Растения» мы используем разрезной картонный макет: корень, стебель, лист, цветок, плод.

Особенно   ценной можно считать игрушку - материал (глина, песок, картон, бумага, природный   материал), которая дает простор детской фантазии.

Все эти виды игр могут успешно использоваться в экологическом воспитании.

Вернемся к правилам организации и проведения игр.

Прежде чем провести игру, надо четко выработать правила и критерии оценок.

Оформить игру соответственно тематике, подобрать иллюстрации, дидактический материал.

 Добровольность - основа   всего. Если ребенок не хочет участвовать   в игре - не заставлять его, наблюдая за играющими товарищами, он сам присоединится к ним - пусть и не на первой   игре.

Не затягивать игру во времени.

Помнить, что игра - благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.

Игра должна помогать реализовывать цели и задачи экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

После игры надо дать детям возможность обменяться мнениями, поделиться впечатлениями.

Пример: на каждом столе лежит предмет (Мячик, Мыльные пузыри, Юла, удочка). Ваша задача придумать экологическую игру с этими предметами, а потом проиграть на ее с участниками своей команды. Не забывайте о том, что любую традиционную игру можно трансформировать под возраст и  задачи экологического воспитания. На размышление у вас 5 минут, как одна из команд будет готова, мы начнем. (Юла-стрелка и темы(придумать загадку по выпавшей теме, удочка-сортировка, мыльные пузыри-свойство воздуха, наличие газа в организме человека, мячик-любая традиционная игра переделанная под природное содержание)