Статья
Использование игры в экологическом воспитании детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_igry_v_ekologicheskom_vospitanii_detey.docx | 15.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование игры в экологическом воспитании детей»
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как имению в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не замечает. Ребенок способен, удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает. Именно эта особенность дошкольного возраста должна быть использована, как можно полнее в целях экологического воспитания.
Игра — это очень важный метод экологического воспитания.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к педагогу, который обучает, дает знания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными.
Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для «природного» содержания.
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом, все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику какой-либо игры. Поэтому, если дошкольники играют в зоопарк, ферму, цирк и др., это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик.
Таким образом можно дать определение, экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развертывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу. физически и морально не ограничен в деятельности, а познание природы требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми объектами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам. Прежде чем рассказать о этих правилах, предлагаем вспомнить основную классификацию игр Петра Францевича Лесгафт. Он раскрыл воспитательное значение игры, разработал их методику, показал психологические отличие игр с правилами от имитационных.
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, событий); по организации и количеству участников (индивидуальные, групповые); по виду (игры-драматизации - разыгрывание сказок, рассказов; строительные).
Игру с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. К таким играм можно отнести, например, «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Краски» и т.д. Отличие между этими видами игр заключается в следующем: в творческой игре активность детей, направлена на выполнение замысла, развитие сюжета, в играх с правилами главное - решение задачи, выполнение правил.
Игрушка – обязательный спутник детских игр. Антон Семенович Макаренко делил игрушки на три типа: готовые, полуготовые, игрушки-материал.
Готовые игрушки (куклы, животные) используются на занятиях кружка «Мир вокруг нас». При изучении различных тем применяются персонажи: Незнайка, Буратино, медвежонок и др., персонажи произведений, хорошо знакомых детям.
Полуготовые игрушки – кубики, мозаика, конструкторы применяются для моделирования объектов. Например, при изучении темы «Растения» мы используем разрезной картонный макет: корень, стебель, лист, цветок, плод.
Особенно ценной можно считать игрушку - материал (глина, песок, картон, бумага, природный материал), которая дает простор детской фантазии.
Все эти виды игр могут успешно использоваться в экологическом воспитании.
Вернемся к правилам организации и проведения игр.
Прежде чем провести игру, надо четко выработать правила и критерии оценок.
Оформить игру соответственно тематике, подобрать иллюстрации, дидактический материал.
Добровольность - основа всего. Если ребенок не хочет участвовать в игре - не заставлять его, наблюдая за играющими товарищами, он сам присоединится к ним - пусть и не на первой игре.
Не затягивать игру во времени.
Помнить, что игра - благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.
Игра должна помогать реализовывать цели и задачи экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
После игры надо дать детям возможность обменяться мнениями, поделиться впечатлениями.
Пример: на каждом столе лежит предмет (Мячик, Мыльные пузыри, Юла, удочка). Ваша задача придумать экологическую игру с этими предметами, а потом проиграть на ее с участниками своей команды. Не забывайте о том, что любую традиционную игру можно трансформировать под возраст и задачи экологического воспитания. На размышление у вас 5 минут, как одна из команд будет готова, мы начнем. (Юла-стрелка и темы(придумать загадку по выпавшей теме, удочка-сортировка, мыльные пузыри-свойство воздуха, наличие газа в организме человека, мячик-любая традиционная игра переделанная под природное содержание)