Учитель года - 2019
Материалы методического семинара. Учитель года - 2019. Тема: "«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методический семинар. Пояснительная записка | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
«Реализация системно-деятельностного подхода
на уроках русского языка и литературы»
Пояснительная записка
Актуальность
На современном этапе развития общества происходят глобальные изменения, связанные, прежде всего, с ускорением темпов жизни, с ростом информации, с увеличением объёма знаний человека. Сегодня обществу нужны люди, мобильные и конструктивные, способные к сотрудничеству, умеющие самостоятельно принимать решения, прогнозировать их последствия. Таким образом, появилась необходимость преобразования существующей системы образования.
Концепция модернизации российского образования подчёркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Таким образом, методической основой Федеральных Государственных стандартов является системно-деятельностный подход.
Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного образования. Мотивация обучения русскому языку всегда сталкивалась с рядом проблем, преодолеть которые способна грамотная реализация на уроке системно-деятельностного подхода, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности.
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная. Отсюда вытекает актуальность реализации системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы.
ФГОС ставит перед учителем следующие задачи.
- Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.
- Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.
- Развитие коммуникативных навыков у учащихся.
- Индивидуальный подход к ученикам.
- Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.
Каковы результаты изучения предметной области «Филология»?
К результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования установлены личностные, метапредметные и предметные требования. Так, например, предметные результаты изучения предметной области «Филология» должны отражать следующее:
- совершенствование видов речевой деятельности;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; 5) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Цель и задачи педагогической деятельности.
Цель – повысить качество обученности через использование системно-деятельностного подхода при организации уроков русского языка и литературы. Привить детям интерес к чтению и любовь к родному языку, научить их смысловому и эстетическому анализу текста, сформировать у них умение грамотно выстраивать устные и письменные высказывания, мотивировать их речевому самосовершенствованию. И всё это в условиях активного нежелания обучающихся учить правила и читать книги, отсутствия интереса к предмету. Одного знания своего предмета явно недостаточно. Какие приёмы и подходы нужно выбрать, чтобы изменить отношение учеников к урокам русского языка и литературы?
Разрешить существующие противоречия между определяющим значением деятельности в развитии личности и пассивной ролью ученика в образовательном процессе возможно при применении системно - деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. На первый план выступают учебные задачи, решая которые учащиеся усваивают общие способы деятельности. Умственные действия становятся источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Ситемно-деятельностный подход позволяет учителю организовать образовательный процесс, ориентированный на развитие личности, мотивированной к самообразованию.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.
Концептуальной основой представленного опыта являются работы основоположников системно-деятельностного подхода Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В.Рубцовой и А.Н. Крутского. Педагогические технологии, разработанные данными авторами широко используются в преподавании предметов школьного курса.
Мною определены цели и задачи, направленные на поиск путей решения проблем для достижения результата в определенных условиях. Могу предположить, что при их реализации у обучающихся сформируются способности к деятельности, включающей следующие аспекты:
-готовность к целеполаганию;
-готовность к планированию собственной деятельности;
-готовность к оценке действий;
-готовность к рефлексии;
-готовность к самовоспитанию и самообразованию.
Требования к метапредметным, личностным и предметным результатам, переход на содержательную оценку образовательных достижений ученика стимулируют меня к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в образовательном процессе.
Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия непригодны, и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот принципы моей работы.
Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя совершенствования урока - основной формы организации обучения. Реализовать системно- деятельностный подход в образовательном процессе возможно через применение современных технологий.
Применяя системно-деятельностный подход на уроках, я пришла к выводу о необходимости перемен по основным направлениям деятельности при подготовке к уроку. При разработке уроков я стремлюсь к тому, чтобы на всех этапах урока учащиеся выполняли различные виды деятельности по формированию мышления. Осуществляли поиск информации, представленной в текстах, таблицах, рисунках, фотографиях. К способам включения в продуктивную деятельность я отношу различный виды работ, например задание на сравнение и сопоставление. Применение такого вида работы позволяет мне разнообразить урок, при этом формируются навыки системного анализа, умения целеполагания, планирования и оценивания своих действий.
Технология решения учебных задач (проблем) на уроках русского языка и литературы.
Для системно-деятельностного подхода характерно движение в познании, когда умственная деятельность ученика во внутреннем плане предшествует его практической. Это позволяет учащимся, прежде всего, отвечать на поставленные вопросы и на этой основе формировать теоретические понятия и теоретическое мышление. Именно поэтому я применяю технологию проблемного обучения. Любой мой урок начинается с создания проблемных ситуаций. Ситуаций, в которых, столкнувшись с явлениями, не соответствующими сложившимся представлениям, учащиеся вынуждены эти представления переосмысливать или осмысливать на новом уровне, т.е. подходить к решению проблемы творчески. Система приемов создания проблемных ситуаций у каждого учителя своя, формирование такой системы является необходимым условием развития его педагогического мастерства, условием достижения высокой результативности учебно-воспитательного процесса. Этап поиска решения учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов –чик, -щик в именах существительных» начинается с вопроса: «Когда, на ваш взгляд, в существительных пишется суффикс –чик, а когда –щик?
Так, на уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Правописание букв О - А в суффиксах наречий», можно предложить записать слова в два столбика, а потом попробовать определить, почему одни слова написаны под буквой «А», другие под буквой «О».
В ходе обсуждения проблемы на уроке учащиеся рассматривают разные точки зрения. Использование проблемного обучения позволяет мне развивать аналитическое, логическое мышление учеников.
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Также на уроках я применяю технологию критического мышления. При этом на уроках я создаю условия для творческой самореализации учащихся. Критическое мышление дает возможность ребятам активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.
Здесь незаменим кластер как технологический прием, который применяю на стадии вызова, рефлексии. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. В результате этого дети учатся мыслить логически, соотносить полученные знания с реализацией задач урока; грамотное осознанное выделение смысловых единиц текста (этот навык пригодится мне в дальнейшей работе в старших классов при подготовке к итоговой аттестации).
Технология развивающего обучения.
Опора на технологию развивающего обучения и на программу развития общеучебных умений помогли мне результативнее решать первостепенные проблемы уроков русского языка:
- Формирование орфографических навыков учащихся.
- Обогащение лексического запаса детей.
- Овладение нормами литературного языка.
- Формирование навыков связной устной и письменной речи.
- Развитие творческих способностей учащихся.
Творчество – это самый мощный импульс в развитии ребенка..
На уроках русского языка и литературы я стараюсь создать условия для творчества, для внутренней свободы ученика.
Дети с увлечением сочиняют фентези и сказки, пишут стихи. Все это делает изучение материала более увлекательным и интересным, влияет на качество творческих работ.
Целенаправленная и планомерная работа над формированием навыков устной и письменной речи учащихся с опорой на технологию развивающего обучения дала свои результаты: ученики с успехом выступают на различных конференциях в школе и районе, пишут заметки в газету, сочиняют стихи, участвуют в конкурсах сочинений, в конкурсах чтецов.
Технология развивающего обучения даёт огромную возможность работать с одаренными детьми, развивать в них чувство прекрасного, заниматься языком на научном уровне. Такие дети с удовольствием занимаются проектной и поисковой деятельностью, пишут рефераты и создают научные презентации.
Технология развивающего обучения дает мне возможность повысить активность ученика и во внеклассной деятельности по предмету. В школе действует литературный кружок «Родная земля», который позволяет мне развивать в талантливом ученике мастерство творчества. Учащиеся пишут свои стихи, басни, сказки и рассказы.
Развивается и актерское мастерство школьников: ставятся литературные вечера, гостиные, праздники. Традиционным стало ежегодное проведение конкурса чтецов, посвященные творчеству поэтов Кстовского района (Н.В.Данилиной, Ольги Чайки, Ю.Пятанова) .
Анализируя данные предметного рейтинга можно сделать вывод о повышении мотивации к предмету за последние три года в результате использования системно - деятельностного подхода к обучению русскому языку и литературе. При 100% успеваемости качество обучения по русскому языку составляет от 58% до 65%, по литературе от 65% до 70 %.
Практически каждый год мои ученики, под моим непосредственным руководством, становятся победителями и призерами в различных конкурсах, интеллектуальных состязаниях, что позволяет школьникам ощутить себя частью общего движения и стать успешным. Во многом достижению именно таких показателей в моей работе способствует реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.
Я считаю, что опыт моей работы, направленный на развитие личностного потенциала учащегося, позволит моим выпускникам успешно адаптироваться к современному инновационному рынку и стать им успешными. Именно системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе, преобразовывая традиционное образование в развивающее, способствует формированию ключевых компетенций и творческих способностей обучающихся.
Литература:
1. Генике Е.А. Активные методы обучения: новый подход. Москва, 2014 год
2. Киселева Н.В., Синотина Е.В. Проектирование и анализ современного урока: методические рекомендациии.//Русский язык в школе. – 2011. – № 8.
3. Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Современный урок. Часть 2. Не совсем обычные и совсем необычные уроки.-Волгоград: Учитель, 2005
4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5.
5. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать…(нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе, 5 – 11 классы). – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002.
6. Петерсон Л. Г., Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». - М.: 2007.
- Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006 год
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998
- Степанов Е.Н Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002 год
10. Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. – 2003. – № 5.
11. Шерстова Е.В. Системно – деятельностный подход на уроках русского языка.// Интернет – журнал «Эйдос». – 2012. - № 3.
12. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/