ВНИМАНИЕ!!!

Андруневич Евгения Михайловна
Акция "Обнимем ребенка с книгой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Положение

о Всероссийской читательской акции

«Обнимем ребенка с книгой!»

  1. Организаторы Акции

Образовательная Всероссийская читательская акция «Обнимем ребенка с книгой!» (далее – Акция) проводится при поддержке:

  • Ассоциации школьных библиотекарей Русского мира (РШБА);
  • школьных библиотекарей России;
  • Союза женщин России;
  • компании «Директ-Медиа».

  1. Цель Акции: развитие читательской среды через расширение информационно-образовательного пространства в связи с ограничительными мерами в России и переходом российских школ на дистанционные формы обучения.

  1. Задачи Акции:
  • реализация Всероссийского проекта РШБА «Читающая школа»;
  • поддержка укрепления семейных ценностей и традиций;
  • популяризация семейного и материнского чтения;
  • содействие духовно-нравственному, интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию детей;
  • развитие у детей и родителей культуры чтения, читательского кругозора, информационной культуры;
  • организация сетевого взаимодействия с профессиональной и родительской общественностью, средствами массовой информации;
  • распространение лучшего педагогического опыта по приобщению детей к чтению.

  1. Сроки проведения: 01 апреля 2020 г. – 01 июня 2020 г.

  1. Участники Акции

Участниками Акции могут быть:

  • семьи (мамы, папы, дедушки, бабушки, сестры, братья и др. родственники);
  • образовательные организации Российской Федерации (все участники образовательных отношений образовательных организаций: родители, воспитатели, учителя, педагоги дополнительного образования, школьные библиотекари, воспитанники, обучающиеся).
  1. Мероприятия Акции

В рамках Акции:

  • обеспечивается бесплатный доступ к новому электронному ресурсу «Читающая школа» по ссылке: https://www.biblioschool.ru/index.php?page=read_school (на ресурсе  размещены полнотекстовые документы по всем отраслям знаний: книги для семейного и детского чтения, аудиоматериалы, видеоматериалы, карты, детские журналы, методические материалы по руководству детским чтением);
  • проводится дистанционный мультимедийный конкурс видеороликов или фотографий «Обнимем ребенка с книгой!» (Пункт 7);
  • поддерживается Декларация Всероссийского Движения «Читающие Мамы» - «Обнимем ребенка с книгой!» (Приложение 1).

  1. Условия участия в конкурсе:
  • Для участия в конкурсе необходимо выбрать книгу и прочитать или прослушать ее с ребенком (Приложение 4), используя рекомендации и вопросы, расположенные на ресурсе www.biblioschool.ru;
  • Создать видеоролики с записью фрагментов семейного чтения книг на русском и родных языках. Время записи ролика - не более 3 минут. В начале ролика рекомендуется представить семью, регион, город/село, образовательную организацию, назвать автора и название произведения;
  • Разместить видеоролики на своих страницах в социальных сетях под хэштегом - меткой, которая используется для распределения сообщений по темам в социальных сетях и блогах (Например: #Оставайсядома, #Обнимем_ребенка_с_книгой!, #Читающая_мама, #Читающая_школа, #Семейное_чтение, #детская_литература, #РШБА);
  • Сделать фотографию момента семейного чтения книги с ребенком;
  • Разместить фотографию на своих страницах в социальных сетях под хэштегами. (Например: #Оставайсядома, #Обнимем_ребенка_с_книгой!, #Читающая_мама, #Читающая_школа, #Семейное_чтение, #Детская_литература, #РШБА);
  • К фотографии рекомендуется добавить надпись: «Мы рекомендуем книгу (автор, название книги) о … (главная тема книги)»;
  • Прислать ссылку с размещенными видеороликами или фотографиями на электронную почту: rusla@rusla.ru с пометкой: «Акция «Обнимем ребенка с книгой!».

  1. Условия подключения к электронному ресурсу
  • Материалы для чтения и индивидуального использования родителям и школьникам можно найти, зарегистрировавшись на платформе:  www.biblioschool.ru.
  • Для участия образовательной организации необходимо отправить заявку на предоставление доступа к ЭБС по адресу: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfZjkBe9bmHmAyz6ph5ptmJ5x2mPNg2e0K_SA71dIa9YKjDWg/viewform или на е-mail: manager@directmedia.ru – с указанием названия учреждения, контактных данных и количества пользователей, которому необходимо подключение.

  1. Подведение итогов

Результаты конкурса оцениваются в трех номинациях:

  • Индивидуальные видеоролики, расположенные в социальных сетях под предложенными хэштегами, присланные ссылкой на электронную почту: rusla@rusla.ru с пометкой: «Акция «Обнимем ребенка с книгой!»;
  • Индивидуальные фотографии, размещенные на своих страницах в социальных сетях под предложенными хэштегами, присланные ссылкой на электронную почту: rusla@rusla.ru с пометкой: «Акция «Обнимем ребенка с книгой!»;
  • Видеоролики, фотографии образовательных организаций, присланные  на электронную почту: rusla@rusla.ru  с пометкой: «Акция «Обнимем ребенка с книгой!».

  1. Награждение
  • Участники конкурса оцениваются по активности в соцсетях (доля участников/число жителей региона), числу просмотров и поставленных лайков;
  • Все участники конкурсов получают именные электронные сертификаты;
  • Лучшие работы награждаются призами и грамотами.

Итоги Конкурса будут размещены до 01 июля 2020 года на сайте: http://rusla.ru/ - Ассоциации школьных библиотекарей Русского мира (РШБА).

Оргкомитет конкурса



Предварительный просмотр:

Всероссийская читательская акция
«Обнимем ребенка с книгой
!»

Стихи с утра. В обед – рассказ,

А на ночь – чудо-сказка.

И наполнялся каждый раз

Наш дом теплом и лаской.

Т.В.Бокова

Организаторы акции: школьные библиотекари России (РШБА) при поддержке Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» и компании «Директ-Медиа.

Дорогие родители, мамы, папы, бабушки и дедушки, находящиеся сейчас на самоизоляции!

Сообщество школьных библиотекарей России обращается к вам с предложением: в период распространения коронавируса запустить свой, хороший «вирус» – добра, разума и любви в семьях – при помощи семейного чтения хороших книг. 

Мы запускаем акцию «Обнимем ребенка с книгой!». Мы не можем обнимать друг друга на улицах, но в семье мы можем стать еще ближе друг к другу.

Наша «читательская акция любви» – хороший повод, прочитав в семейном кругу добрый рассказ или сказку, поговорить с детьми о том, о чём с ними вообще говорят очень редко: о доброте и сострадании, взаимопомощи, уважительном отношении друг к другу, любви  – не только к людям, но и «братьям нашим меньшим», верности, чести, достоинстве, ответственности. Всё это – эмоции высокого класса, которые с рождения надо воспитывать в малыше. Питание и воспитание – разные слова, хотя и имеют один корень. Мы же, в суматохе дней, всегда помним о первом, и не всегда – о втором.

Интересно, как наши дети ответят на вроде бы простые вопросы: «Что такое доброта? Кого из ваших близких или друзей (в школе, в вашем доме, во дворе) вы можете назвать добрыми людьми?»

Вы увидите, как задумаются ваши дети, как просветлеют их лица при мысли о добром человеке, живущем рядом. И, может быть, вас, дорогие взрослые, удивят и тоже заставят задуматься ответы и размышления детей.

Предлагаем вам разработки лучших российских специалистов по чтению! Мы предоставляем:

  • доступ к электронному ресурсу «Читающая школа» и «БИБЛИОШКОЛА». Ресурс содержит журналы «Читайка», «Читаем вместе», книжные коллекции библиотечной тематики и множество иных методических, библиотечных, литературных материалов. Для индивидуального использования достаточно зарегистрироваться на платформе www.biblioschool.ru.
  • издание «Уроки материнского чтения» в электронном виде на платформе www.biblioschool.ru (Приложение 3);
  • «Добру откроем сердце» (школа развивающего чтения для мам) - рекомендуемый список рассказов и методические подсказки. (Приложение 4);

Приложение 1

Декларация Всероссийского Движения «Читающие Мамы»
«Обнимем ребенка с книгой!»

  • Я знаю, что никакие электронные игры, компьютер и телевизор не обнимут моего ребенка и не заменят ему радость общения с родным человеком, когда мы сядем рядышком, обнимемся с ним и будем читать книгу вместе;
  • Я всегда найду время, чтобы почитать своему малышу или малышке;
  • Я всегда найду для моего ребенка самые-самые лучшие книги, которые научат его доброте – к людям, зверям, птицам, растениям и всему живому на нашей планете;
  • Я уверена, что многие книги станут друзьями моему ребенку и помогут ему вырасти хорошим человеком;
  • Когда мы будем читать, нам вместе будет весело или грустно, мы вместе будем волноваться или радоваться, потому что хорошие книги уносят нас в другие, новые миры, учат справедливости, сопереживанию, любви к Родине;
  • Я понимаю, что беседы, рисунки, игры, любое творчество, связанное с читаемой книгой, – всё это дарит радость мне и моему ребенку и обогащает наш мир;
  • Я знаю, что у меня всегда хватит любви и терпения, знания и умения выслушать, что мой ребенок думает о прочитанной книге и ее героях;
  • Я уверена, что и наш папа будет участвовать в семейном чтении и станет читающим папой, и это укрепит нашу семью;
  • Я знаю, что мой ребенок полюбит читать и станет замечательным читателем, добрым и умным человеком,
    Потому что я – Читающая Мама.

Приложение 2

Стихотворение Татьяны Боковой

«ЧИТАЮЩАЯ МАМА»

Всё начинается с семьи.

Когда-то в детстве раннем

Мне дверь открыла в книжный мир

Читающая мама.

Стихи с утра. В обед – рассказ,

А на ночь – чудо-сказка.

И наполнялся каждый раз

Наш дом теплом и лаской.

Я на коленках у неё

Сидеть могла часами.

За это чтение вдвоём

Признательна я маме.

Она дарила мне любовь,

Прижав меня руками…

Я вслушиваюсь вновь и вновь

В любимый голос мамы.

Я помню тот волшебный звук,

Исполненный покоя,

И в хороводе чёрных букв

Рождался мир героев.

Он наши души тормошил

Сюжетами историй,

И мы смеялись от души

И плакали от горя…

И было ясно: хочешь стать

Успешной и великой – «Читать»

должно быть как «дышать»,

Ведь жизнь пуста без книги.

И эта память детских лет

Во мне живет упрямо,

Ведь мой читательский билет

Мне выписала мама.

Приложение 3

В пакете ресурса «Читающая школа» размещена электронная версия нового пособия И. И. Тихомировой «Уроки материнского чтения» в помощь родителям, педагогам, библиотекарям как руководителям детского чтения (на платформе www.biblioschool.ru).

Приложение 4

«Добру откроем сердце» (школа развивающего чтения для мам) - рекомендуемый список рассказов и методические подсказки.

1. Зачем человеку совесть?

В. Осеева. «Бабка»

Вопросы к обсуждению:

  • Как вы представляете членов данной семьи? Что о каждом можно сказать? Ваше отношение к ним?
  • Была ли бабка лишней в семье, как считали взрослые ее члены? В чем состояла ее роль кроме той, что она чистила, убирала, вязала? Почему так грустно звучат последние слова рассказа: «Не придет утром бабка»?
  • Как она относилась к каждому члену семьи и как они к ней? Было ли равенство в семейных отношениях? Хорошо ли бабке жилось в        этой семье? О чем говорит фраза: «бабка спала на сундуке»? Отец Борьки считал, что никто бабку не обижал. Так ли это?
  • Как повлиял приятель Борьки на отношение Борьки к бабушке?
  • Почему содержание шкатулки, вскрытой после смерти бабушки, так растрогало Борьку?
  • Как вы понимаете слова бабки: «обидеть – что ударить, при-ласкать – надо слово искать»? Какое отношение эти слова имеют к Борьке и к самой бабке?
  • Как вы думаете, раскаялся ли Борька в своем отношении к бабке? Чем это можно доказать?
  • Какой завет оставила бабка внуку? А какой завет ваша бабушка или родители дают вам?

В. Голявкин. «Совесть»

Вопросы к обсуждению:

  • Что побудило мальчика украсть классный журнал? Какое последствие этого поступка вы считаете самым тяжким?
  • Сравните переживания мальчика в начале рассказа и в конце, чем они отличаются друг от друга?
  • Почему так круто изменились намерения мальчика: сначала он не хотел признаться в своей вине, а потом, во что бы то ни стало, стремился доказать ее всем? Какое отношение к этому имеет эпизод: «Учитель сидит за столом, обхватив свою голову руками, и в очень мрачном настроении. Потом он, подперев руками щеки, сидит и смотрит в одну точку». Почему в конце рассказа в разговоре Алеши с учителем появляются паузы, обозначенные многоточиями? Что стоит за ними?
  • Почему учителю не приходило в голову, что кто-то из учеников украл журнал? Почему он не поверил признанию Алеши?
  • Почему Алеша, после того как ему не поверили, «чувствовал себя в сто раз хуже, чем если бы был жестоко наказан». Почему он и учитель – оба заплакали?
  • Согласны ли вы с мнением учителя, что Алеша «еще не совсем потерянный человек»? Чем это можно подтвердить?
  • Почему рассказ называется «Совесть»?

В. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»

Вопросы к обсуждению:

  • Как вы оцениваете поступок мальчишки по отношению раненой птицы? Зачем он убил ее?
  • В какой момент и почему ему стало жалко ее?
  • Почему он каждое лето с особым нетерпением ждал прилета коростелей? Почему ему было важно, чтобы птица простила его?
  • Как встречают прилет коростеля во Франции, в городе, на гербе которого изображена птица коростель? Почему она там считается священной?
  • Почему, став взрослым и пройдя войну, где было много жестокости, писатель не может забыть убитого им в детстве коростеля? Почему каждый прилет птиц в его родные места вызывает в его душе мучение? Как называется у людей мучение из-за причиненного ими кому-то зла? Испытывали вы такое состояние когда-нибудь?

В. Солоухин. «Ножичек с жестяной ручкой»

Вопросы к обсуждению:

  • Почему ножичек с костяной ручкой был мальчику так дорог? В чем его ценность?
  • Какие чувства испытал мальчик, когда обнаружил исчезновение ножичка? Приходилось ли вам испытывать подобное в жизни?
  • Как хозяин ножичка реагировал на обыск одноклассников, какие чувства он испытывал при этом? Почему он испытывал неловкость, отчужденность свою от класса в этот момент? Разделяете ли вы его состояние?
  • Почему признаться, что ножичек нашелся, было так «ужасно» для него? Почему все же он заставил себя признаться?
  • Вместо того чтобы скорее убежать домой и там прийти в себя, он остался стоять у дверей школы, готовый казнить себя укорами одно-классников и учителя. Как вы думаете, почему он так поступил?
  • Поддерживаете ли вы его поступок или осуждаете?
  • Виноват ли мальчик? Если «да», то в чем его вина?

Ю. Нагибин. «Старая черепаха»

Вопросы к обсуждению:

  • Почему мама Васи была недовольна, что он променял старую черепаху на двух молодых? Оправдываете ли вы его поступок?
  • Как вы понимаете пословицу «Старый друг лучше новых двух»? Почему изменилось отношение Васи к самому себе, когда он понял, что поступил не так, как гласит пословица?
  • Разделяете ли вы намерение Васи вернуть старую черепаху? Почему он решил это сделать?
  • Что означают слова: «Не только мир существует для тебя, но и ты – для мира»? Какое отношение они имеют к Васе? А может быть, они имеют отношение к каждому из нас?
  • Что заставило Васю вскочить с кровати и идти по ночным улицам, чтобы вернуть черепаху?
  • Почему мама не окликнула своего сына, а лишь издали охраняла его? Поддерживаете ли вы ее мысль, что сын совершил первый добрый подвиг?

С. Вольф. «Подарочек»

Вопросы к обсуждению:

  • Почему рассказ называется не «Подарок», а «Подарочек»? Как вы это объясните?
  • Можно ли оправдать мальчика за его «подарочек»? Если вам кажется, что он должен был поступить иначе, то как именно?
  • Чем объяснить, что первоначальная решимость «дать в глаз» Сане Трофимову к концу сменилась у мальчика колебанием и нежеланием это делать?
  • Мальчик называет себя глупым человеком. Согласны ли вы с этим мнением? Какие черты характера проявились у мальчика в истории с подарком?
  • Зачем мальчик, прежде чем ударить Саню Трофимова, сказал, что у того нос кривой? Какой в этом смысл?
  • Почему он после драки с Саней Трофимовым не захотел говорить, что у него было на душе? Давайте попытаемся представить себя на его месте, когда он уходил со двора, и передать его чувства своими словами.
  • Как вы относитесь к решению героя: «Лучше я буду глупым»? Какое отношение к этому имеет молчаливый укор мальчишек, смотревших ему вслед после случившегося? Почему он осуждает себя, а не Игорька, спровоцировавшего драку?
  • «Умница» Игорек – какое чувство он у вас вызывает? Почему его зовут так ласково? Как он раскрывает себя в эпизоде с подарком?
  • Как, по-вашему, в дальнейшем сложатся отношения между приятелями? Почему вы так думаете?

Н. Васильева. «Полынья»

Вопросы к обсуждению:

  • Что передумал Валерка в ночь гибели Лешки? В рассказе об этом не говорится. Давайте поставим себя на место Валерки и представим ход его мыслей.
  • Почему ему казалось, что все, кто был на похоронах, смотрели ему вслед?
  • Почему Ваську, который подговорил молчать, Валерка при встрече окинул ненавистным взглядом?
  • Почему он боялся столкнуться с Лешкиной мамой?
  • Как воспринял Валерка приглашение Лешкиной матери прийти к ней домой и взять в память о Лешке его аквариум?
  • Почему у него мурашки поползли по спине, когда он увидел портрет Лешки в черной рамке?
  • Виноват ли Валерка в гибели Лешки? Если нет, то почему ему так плохо? Что он сделал не так? Какой жизненный урок из случившегося он, по-вашему, для себя вынес?
  • Какое чувство Валерка у вас вызывает? Что его соединяло с Лешкой?
  • Можно ли было избежать гибели Лешки? Поделитесь вашими соображениями.

2. «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Ю. Томин. «Счастливый день»

Вопросы к обсуждению:

  • Почему рассказ называется «Счастливый день»? Разделяете ли вы убеждение Павлика, что этот день был действительно счастливый? Что же в нем особенного? Только ли в том, что мальчика взяли на рыбалку? Какие душевные качества Павлика раскрылись в этот счастливый день?
  • Почему Павлик не только не обиделся, когда на вопрос-восклицание «Я?!» Жека ответил «А кто, свинья?», но «засмеялся еще гром-че Жеки, хотя понимал, что над собой смеется»?
  • Раньше Павлик никогда не трогал коров, боялся их, а сегодня подошел к одной и похлопал ее. Почему именно сегодня ему «ничего не было страшно»? Как объяснить, что после слов Жеки «мы с Павликом» Павлик ощутил в себе небывалое мужество и силу?
  • «Напоминание о сожженной кастрюле отозвалось в низу живота легким холодком», однако Павлик решил: «Если Жеке нужна кастрюля, она будет». Одобряете ли вы это решение? Почему?
  • Согласны ли вы с мнением Павлика, что Жека – настоящий друг?
  • Почему Жека, раньше друживший с Витькой, заступился за Павлика, а не за Витьку? Как объяснить, что Витька не осуществил свою угрозу, говоря Жеке – «еще получишь!», он отступил сразу на два шага?
  • Случайно ли в коротком рассказе так много места отведено природе? Какие рисунки к рассказу вы нарисовали бы, если бы были художниками? Поделитесь вашими замыслами.
  • В этот день все окружающее казалось Павлику прекрасным, и было ощущение, что «лес смеется» вместе с ним. Было ли нечто по-хожее в вашей жизни? Расскажите.

В. Токарева. «Самый счастливый день»

Вопросы к обсуждению:

  • Понравилась ли вам героиня этого рассказа? Какое она у вас оставила впечатление?
  • Почему девочка не стала писать сочинение о своих полезных делах, как на это рассчитывала учительница, а написала просто о поездке к бабушке?
  • Какой оценки, по-вашему, заслуживает ее сочинение?
  • Все одноклассники кажутся школьнице талантливыми, кроме нее самой. Согласны ли вы с ее мнением, что у нее «ни рук, ни мозгов –один словарный запас?» А каким запасом душевных качеств обладает она? Разделяете ли вы ее мнение, что эгоистки из нее не получится?
  • Что в ее характере вам кажется самым ценным?
  • Девочка считает, что любить – это и значит приносить пользу.
  • Согласны ли вы с этим утверждением? Как вы понимаете его смысл?
  • Почему автор сочинения считает, что поездка к бабушке была просто счастливым днем, а самый счастливый у нее – еще впереди?
  • Каким, по-вашему, будет для нее самый счастливый день? Был ли такой день в вашей жизни? Если не было, то каким он рисуется в ваших мечтах?
  • Если бы вам задали написать такое сочинение, о чем бы каждый из вас написал?

Р. Погодин. «Что у Сеньки было»

Вопросы к обсуждению:

  • Какие три мира было у Сеньки? И почему ближний мир ему дороже всего? За что его любили и он любил всех?
  • Почему Сенька боялся «огромадного» мира? Какие мысли ему приходили в голову в связи с этим миром?
  • Как встретил Сенька появление на свет его сестры?
  • Всех животных, птиц, даже шмелей Сенька понимал, а вот когда собрался уйти из деревни, то не понял он ни «по-петушиному», ни «по-телячьи», как и они не поняли его. Почему?
  • Почему Сенька раздумал покидать деревню именно в тот мо-мент, когда поднялся на бугор? Что открылось его взору?
  • До появления сестры Сенька тоскливо думал, что придется ему делить с ней все, что у него было, а потом решил, что нельзя делить, а надо целиком отдать все, ибо «неделимое оно». Как вы понимаете ход мысли Сеньки? Разделяете ли вы его?
  • Кого или что вы сами цените больше всего в жизни, с чем не могли бы расстаться? Расскажите.

В. Драгунский. «Сестра моя Ксения»

  • Сравните настроение Дениски в начале рассказа и в конце. Если бы вы были музыкантами, как бы передали звуками разницу этого настроения? Чем обусловлена эта разница?
  • Чем вызван переход желания Дениски «ничего не делать» к активной, энергичной деятельности?
  • Какие фантазии и игры приходили в голову Дениске, пока он убирался в комнате. Какие команды он себе давал?
  • Он рисовал себе, кем он станет (Я буду – ого! Я буду даже ого-го! Огогугаго! Вот кем я буду!) А кем он стал несколько минут спустя, когда появилась мама со свертком в руках? Стать братом – защитником своей сестры – разве это мало?
  • Почему именно в тот момент, когда сестренка крепко ухватилась за палец Дениски своими «воробьиными» пальчиками, и когда он почувствовал, что ему одному она доверяет свою жизнь, он и полюбил ее?
  • Случалось ли вам испытывать ответственность за другого? Что вы при этом чувствовали? Были ли ваши чувства схожи с тем, какие испытал Дениска? Поделитесь опытом испытанных вами чувств.

А. Приставкин. «Фотографии»

Вопросы к обсуждению:

  • О чем этот рассказ, и какие жизненные ассоциации он у вас вызвал? Как объяснить, что дети оказались далеко от дома?
  • Почему так важно было детям рассматривать семейные фотографии? Что они для них значили?
  • Как объяснить, что по мере сообщений, присланных на листках бумаги, учащались встречи брата с сестрой и последовательно исчезали из конвертика фотографии матери, отца и тети? Что за этим стоит?
  • Почему при рассматривании фотографий раз от разу менялась характеристика тети: сначала она была «неплохая», позже «хорошая», а когда дети совсем осиротели, стала «удивительная» и «замечательная»?
  • Ваши варианты объяснения, почему она не взяла детей из детского дома, что могло содержаться в ее письме завучу детского дома?
  • Если вы читали рассказ сами, а не просто слушали, то наверняка обратили внимание, как много в нем многоточий. Как вы думаете – почему?
  • Как вы понимаете концовку рассказа: слова мальчика, сказанные сестренке: – «Ведь нас очень много, правда?», хотя их осталось всего двое?
  • Почему, по вашему мнению, рассказ включен в раздел «В ответе за тех, кого приручил»?

Дополнительная литература по теме:

  • Сент-Экзюпери А. «Маленький принц»
  • Воскобойников В. «Все будет в порядке»
  • Крапивин В. « Та сторона, где ветер»
  • Погодин Р. «Книжка про Гришку»
  • Алмазов Б. «Старые да малые»
  • Алексин А. « Повести и рассказы»
  • Крюкова Т. «Костя+Ника»
  • Лиханов А. «Никто»
  • Фраерман Р. «Дикая собака Динго»
  • Мурашова Е. « Класс коррекции»

3. Быть или казаться

Р. Погодин. «Сима из четвёртого номера»

Вопросы к обсуждению:

  • Почему, еще не зная мальчика, ребята невзлюбили его? Как истолковали его внешний вид? За что дали ему обидное прозвище? Почему отобрали альбом с рисунками? Совпадает ли ход мысли ребят при виде новенького мальчика с вашими размышлениями о его внешности? Как объяснить, что Колю Григорьева мальчишки прозвали Симой?
  • Каким Сима выглядел и каким был на самом деле? Что заставило ребят изменить отношение к нему? С какого момента произошел поворот в их отношении к Симе?
  • Что вы скажете о Мишке? Проследите, как менялось его отношение к Симе. Какое значение в этом имел разговор с Людмилкой? Почему именно после разговора Мишка стал отбирать у ребят картинки, принадлежавшие Симе?
  • Как объяснить, что Мишка дрался с Симой не в полную силу и был неразговорчив весь вечер, стараясь не глядеть в глаза своим товарищам? Почему он предложил Симе мир?
  • Как вы относитесь к тому, что ребята сами преподнесли подарок учительнице, за который раньше осуждали Симу? О чем говорит сделанная ими новая надпись на альбоме?
  • Приходилось ли вам ошибаться в людях и попадать в ситуацию, подобную той, в какой оказались Сима и мальчишки с одного двора?
  • Какие люди у вас вызывают симпатию, а какие – нет? Как вы обычно узнаете, что за человек перед вами: хороший он или плохой?

Ю. Яковлев. «Багульник»

Вопросы к обсуждению:

  • Какое отношение к Косте сложилось в классе? Почему мальчика прозвали «молчальником»? Был ли он таким на самом деле?
  • Как класс отреагировал на принесенные Костей в класс прутики, какие он поставил в банку с водой?
  • С какого момента ребята изменили свое отношение к Косте? Почему «молчальник», с их точки зрения, превратился в волшебника? Каким же Костя был на самом деле?
  • Какой загадочной жизнью жил Костя за пределами школы? Куда он так стремительно несся после звонка? Считаете ли вы его дело важным?
  • Почему «молчальник» в школе был разговорчив в общении с со баками? Чем объяснить их взаимную любовь друг к другу?
  • Как объяснить, что сонливость Кости, сначала так раздражавшая учительницу Женечку, перестала ее раздражать? Что значат последние слова рассказа, произнесенные Женечкой: «Тебе пора».
  • Верность собакам со стороны Кости и верность самих собак своим хозяевам, как они соединились в рассказе?
  • Костя поддерживал в собаках веру в человека? А как поддерживает веру в человека сам рассказ?
  • Героем рассказа, как мы убедились, является школьник Костя. Почему же рассказ назван «Багульник»?

М. Бременер. «Достойнейший»

Вопросы к обсуждению:

  • Рассказ Макса Бременера назван «Достойнейший». Как вы думаете, кого из героев имел в виду автор, так назвав рассказ? Был ли тот, кто поехал в экспедицию, достойнейшим? Поясните свой ответ.
  • Как случилось, что в экспедицию исторического кружка попал Михаил, который историей не увлекался, а не Саша, – лучший член кружка, у которого вкус к истории появился очень рано?
  • Заслужил ли поездку на Черное море Михаил? Если нет, то по-чему?
  • Когда Михаил осознал, что занимает чужое место в экспедиции? Почему, узнав, что Сашу Тростянского не взяли, Михаил почувство-вал себя неловко? Почему на все окружающее в экспедиции он стал смотреть глазами Саши?
  • Какую роль сыграл учитель Прокофий Семенович в осознании Михаилом нечестности своей поездки? И почему учитель успокоил Михаила, что эта нечестность поправима?
  • Почему, живя в интернате, далеко от Москвы, Михаил почувство-вал себя неловко, узнав, что Саша Тростянский вместе с Прокофием Семеновичем дежурили на крышах московских домов, а потом он рыл траншеи от фашистских танков, двигающихся на Москву, где и погиб?
  • Как вы понимаете последние слова рассказа: «Я смотрел на стенд и медленно понимал, что Саша уже не просто прошлое школы – он ее история»? Что, по-вашему, значит – войти в историю? Каждому ли это суждено?
  • Какое у вас в целом осталось впечатление от рассказа? Как в реальной жизни вы определяете достоинство человека? Что кладете в основу своего определения? Встречали ли вы таких людей в жизни?

И. Пивоварова. «Селиверстов не парень, а золото!»

Вопросы для обсуждения:

  • Какие качества в людях вы оцениваете как положительные и как отрицательные? Как вы определяете: человек хороший или плохой перед вами?
  • Почему Селиверстова в классе не любили и не дружили с ним? И почему он «побелел от злости» и со всей силой наступил Люське на ногу, когда она сделала ему замечание и поставила двойку за чистоту?
  • Оправдываете ли вы его поведение в данной ситуации? Как бы вы реагировали, если ваша одноклассница заглядывала бы вам в уши?
  • Права ли была Люська в своей характеристике Селиверстова? Не она ли сама проявила свои злые черты, видя в мальчишке только плохое?
  • С каким намерением Люська пришла домой к Селиверстову? Почему ее намерение рассказать матери Селиверстова, какой он плохой, было не выполнено. Почему вместо этого она стала говорить, какой он хороший? Что повлияло на изменение ее рассказа о мальчике?
  • Как реагировала мама Селиверстова на рассказ Люськи о ее сыне? Согласны ли вы с выводом мамы: «Хорошая у тебя подружка, Юра!»?
  • Что открыло Люське нового в Селиверстове, когда она посетила его дома? Почему первоначальное злое чувство к Люське, посетив-шей его дома, сменилось на доброе?
  • Какой же Селиверстов был на самом деле? И какое он и Люська оставили у вас впечатление?
  • Согласны ли вы, что Селиверстов не парень, а золото?

А. Драбкина. «Исключительный человек»

Вопросы к обсуждению:

  • «Разве я виноват, что меня отовсюду исключают?» – недоумевает Сеня, начиная рассказ о себе. Как думаете вы? Почему мальчика исключили из хора, из драмкружка, а в секции бокса объявили бойкот?
  • Права ли была вожатая, назвав Сеню предателем? По его мнению, с ним поступили несправедливо: он ратовал за «правду искусства», никого не выдавал, верности не нарушал.
  • Почему Витька Длинный счел важным не допустить Сеню в секцию бокса, за что он назвал его «хуже хулигана»?
  • Почему драку сильного Витьки со слабым Никаноровым руководитель секции бокса признал «по правилам»? Является ли правдой факт, изложенный Сеней («дрался-то он со слабым»), правдой по существу?
  • Правильно ли оценивал герой себя и других? Подтвердите примерами?
  • Как вы думаете, найдутся ли желающие дружить с Сеней (как помните, он этого страстно хочет)? Есть ли в нем качества, достойные уважения? Как вы отнесетесь к тому, кто протянет Сене руку помощи и дружбы?
  • Почему рассказ называется «Исключительный человек»? Как свою исключительность понимает герой, как ее понимаете и оцениваете вы? Исключительное ли это явление в нашей жизни? Не встречали ли вы людей, похожих на него? С кем из литературных героев можно сравнить Сеню?

Дополнительная литература:

  • Бременер М. «Толя Трилли»
  • Бременер М. «Чур, не игра!»
  • Погодин Р. «Алфред»
  • Тендряков В. «Весенние перевертыши»
  • Алексин А. «Безумная Евдокия», «Тем временем где-то».
  • Васильев Б. «Великолепная шестерка»
  • Масс А. «Дик Сенд»

4. О шутке всерьёз

Ю. Томин. «Шутка»

Вопросы к обсуждению:

  • Как вы оцениваете то, что произошло в шестом «а» классе? Кто виноват в случившемся? Некоторые считают, что виноват только Боков, другие полагают, что главная вина – зачинщика Радужного, третьи обвиняют весь класс. Чью позицию разделяете вы? Почему?
  • Почему рассказ начинается с подробного описания поведения ребят в первые минуты после звонка на урок? Какое отношение это имеет к тому, что произошло дальше?
  • Можно ли считать шуткой то, что произошло в классе? Как «шутит» Радужный и как Боков?
  • Могла ли подобная шутка закончиться благополучно? В чем ее губительные последствия, только ли в том, что Володя сорвался со скалы и чуть не погиб? Проследите, как влияло каждое проявление шутки на взаимоотношения Ани и Володи.
  • Почему, хотя надпись на скале стерлась, и Володя давно выздоровел, они с Аней по-прежнему сидят на разных партах?
  • В рассказе неоднократно встречаются слова «быть добрым». Как вы их понимаете? Какая связь между добротой и тем, что произошло? Как изменился класс в результате истории с «шуткой»?
  • Почему Радужного простили, а Бокову пришлось уйти из школы, и класс провожал его молчанием?
  • Чему научила шестой «а» класс история с шуткой? Какой след эта история оставила в вашей душе? Случалось ли подобное происшествие в вашей жизни?

Р. Погодин. «Шутка»

Вопросы к обсуждению:

  • Почему о своей шутке ребята вспоминать не хотят, однако помнят о ней всегда?
  • Расскажите, как люди искали детей. Чего стоили им эти поиски?
  • Почему старый директор школы еще больше сгорбился, когда сообщал радисту: «Это, извините, была шутка с их стороны»?
  • Как вы понимаете слова: «от обмана ослабели люди»? Почему шутка названа обманом? Обман и шутка – в чем разница?
  • Почему возвращение с поисков для людей было тяжелее, чем сами поиски?
  • Зачем директор повел шутников в больницу? Что дало им это посещение? Почему шутники залезли под больничный диван?
  • Какое отношение к случившемуся имеет размышление Коли Уральцева: «И как все-таки необходимо обо всем думать»?
  • Приведите примеры из вашей жизни, или из кино, когда шутка развеселила, и когда – она огорчила человека.

Н. Внуков. «Новенький»

Вопросы к обсуждению:

  • Согласны ли вы с мнением самого Кольки, что шутка его была гениальной?
  • Как вы оцениваете поступок Кольки, направленный на ни в чем неповинного новичка? Почему у него возникло желание напакостить ему?
  • Что говорит о Линевском тот факт, что, закашлявшись от подсыпанного ему перца, он не выдал шутника учителю, а сказал, что просто поперхнулся?
  • Прав ли был Колька, считая, что Линевский сыграл с ним злую шутку. Чья шутка – Кольки или Линевского – вызвала у вас уважение? В чем между шутками разница? Надо ли прощать того, кто под видом шутки делает подлость другому?
  • Как вы думаете, успешно ли прошел Линевский испытание «на прочность» характера? И как, по-вашему, сложатся отношения между Колькой и Линевским в дальнейшем?

М. Бременер. «Лёшкина переэкзаменовка»

Вопросы к обсуждению:

  • Почему Володя с самого начала не был доволен собой, что подшутил над Лешкой? Почему ему очень хотелось открыть правду Лешке? Почему то, что произошло, он назвал не шуткой, а путаницей?
  • Какую роль сыграл для Лешки звонок Володи, произведенный якобы Анной Аркадьевной? Почему именно после звонка Володи Лешка стал готовиться к экзаменам на совесть?
  • Правильно ли поступили ребята, что не открыли Лешке правду? Разделяете ли вы их мнение, что обман «имел большое воспитательное значение»? В каких случаях так бывает?
  • Почему, когда Лешка сдал экзамен, ребята так и не сказали ему правду?
  • Почему, узнав о звонке и о том, что Лешка сдал на четверку, Анна Аркадьевна «покраснела так, как никогда не краснел ни один учитель»? О чем, по вашему мнению, подлинная Анна Аркадьевна говорила с Лешкой по приезде из Кисловодска?
  • Почему история с обманом подружила Володю с Лешкой и раздружила его с Владиком и Верой?
  • Чем отличается добрая шутка от злой?

Дополнительная литература по теме:

  • Железников В. «Чучело»
  • Грошева О. «Славкины истории: в шутку и всерьез»
  • Крюкова Т. «Единожды солгавший: повесть и рассказы»
  • Махотин С. «Вирус ворчания»
  • Нагибин Ю. «Как был спасен Мальмгрен»
  • Пантелеев Л. «Честное слово»
  • Алексин А. «В стране вечных уроков»

5. «Что есть красота?»

А. Драбкина. «Волшебные яблоки»

Вопросы к обсуждению:

  • Какие чувства и мысли вызвал у вас этот рассказ? Поделитесь своими открытиями.
  • Какими душевными качествами обладает Люська? Что делает ее такой привлекательной? Почему к ней тянутся люди?
  • Чем сны, игры и рассказы Люськи отличаются от снов, игр и рассказов ее друзей?
  • Почему жизнь в Парголове, на беспокойной и неуютной привокзальной улице, казалась детям более заманчивой и интересной, чем на Черном море или в деревне?
  • Кто еще в рассказе обладает волшебством души? Интересна ли вам Лариса, мнящая себя Королевой? А что вы можете рассказать о Лешке и о Люськиной маме? Что они за люди?

Ю. Нагибин. «Эхо»

Вопросы к обсуждению:

  • Почему встречу с этой девчонкой Сережа не может забыть всю жизнь? Что она за человек? Какие душевные качества ей присущи? Что отличало ее от Сережи?
  • Почему именно ей оказалось подвластным горное эхо? Почему оно не откликнулось на голос Сережи, пожелавшего продемонстрировать его перед мальчишками?
  • Как понимала смысл коллекционирования Витька и как – Сережа? Чем принципиально отличались их коллекции? Чья позиция вам ближе?
  • Почему такие разные люди, как Сережа и Витька, подружились. И почему их дружба оказалась недолговечной?
  • Как вы относитесь к желанию Сережи остаться непричастным к Витькиному «позору»? Права ли была Витька, назвав его трусом?
  • Как вы понимаете слова Сережиной мамы: горы отзываются только чистым и честным?
  • Как можно объяснить, что «карзубая, костлявая, некрасивая» девчонка превратилась в памяти Сережи «в самую красивую девчонку на свете»?
  • О ком еще в рассказе или в реальной жизни можно сказать «красивый человек»? В чем состоит его красота? Какие качества души его отличают от других людей?

М. Ибрагимбеков. «Прощай, «Миледи»»

Вопросы к обсуждению:

  • Какое отношение роман французского писателя Дюма «Три мушкетера» имеет к рассказу «Прощай, ʺМиледиʺ!». Читали ли вы этот роман? Расскажите о ваших впечатлениях.
  • Как вы думаете: почему герои рассказа завидуют людям, которые в первый раз читают роман Дюма?
  • Игра мальчишек в мушкетеров, как она отразилась на их взаимоотношениях с соседкой Ляфруз ханум и ее дочерью?
  • Как вы понимаете слова: «Мы не играли, а были мушкетерами»? Почему им казалось, что лучшей профессии нет на свете?
  • Как и почему изменились отношения с Ляфруз ханум, когда приехала ее дочь Саида?
  • Чем она очаровала «мушкетеров»? С кем и почему они стали ее сравнивать? В чем проявлялась их любовь к ней?
  • Как проявили себя мушкетеры и Саидка по отношению к раненой собаке?
  • Как объяснить, что красавица Саидка превратилась в сознании мушкетеров в злую Миледи? Разделяете ли вы их мнение по поводу поведения девочки? Какими чертами характера она обладала? Почему красота ее лица перестала волновать и мальчишек, и дядю Джебраила?
  • Какое чувство вызвала у вас эта девочка? Как вы думаете, почему она выросла такой злой?
  • Знакомы ли вам подобные примеры в жизни?

Ю. Яковлев. «Игра в красавицу»

Вопросы к обсуждению:

  • Какие мысли и чувства вызвал у вас рассказ?
  • Почему подростки так любили придуманную ими «игру в красавицу»? Что она им давала?
  • Почему именно Нинку они чаще всего награждали чертами сказочной красавицы?
  • Какие душевнее черты самих подростков проявляла эта игра?
  • Автор сравнивает игру в красавицу с зеркалом, чем это зеркало отличается от настоящего?
  • Как повлияла на Нинку правда о ее некрасивости, высказанная приезжим мальчишкой? Поддерживаете ли вы эту безжалостную правду?
  • Как эта правда сказалась на взаимоотношениях Нинки с теми, кто ее считал красавицей, и с ее мамой?
  • Игра в красавицу, что она давала и самой Нинке и ее матери? Нужна ли была эта игра?
  • Игра и реальность, как они соотносятся друг с другом?

Р. Погодин. «Жаба»

Вопросы к обсуждению:

  • Если бы вы оказались на месте Коли и увидели ужасно некрасивую жабу, как бы вы поступили по отношению к ней?
  • Какое отношение рассказ о жабе имеет к разговору о красоте?
  • Зачем Елизавета Антоновна, узнав, что Коля «кокнул» жабу, потому что та некрасивая, принесла в дом камень?
  • Куда, по словам Елизаветы Антоновны, уходит у старых людей их красота?
  • Почему после разговора с Елизаветой Антоновной Коле надо было убедиться, что жаба жива, и почему, ложась спать после этого, у него легко было на душе и мысли приходили в голову самые добрые?
  • Что этот рассказ открыл вам нового в понятии «красота»?

В. Суслов. «Наташка стала красивой»

Вопросы к обсуждению:

  • Не удивило ли вас название рассказа? Может ли человек ни с того ни с сего стать красивым?
  • Как это «событие» произошло с Наташкой Самсоновой? Как оно отразилось на учебе Наташки, и как реагировал на это весь класс?
  • Почему Костю раздражал ее разговор о собственной красоте, а особенно то, что она бегала на третий этаж к старшеклассникам?
  • Почему именно Косте поручили спасать Наташку?
  • Удалось ли ему это? Какая идея пришла ему в голову и как он ее реализовал?
  • Правильно ли поняли фотографы намерения Кости получить портрет Наташки? Каковы были их предположения?
  • Как вы думаете, почему портрет Наташки Костя не отдал ей, как ни умоляла она его, а повесил у своего стола, за которым готовил уроки?

Дополнительная литература по теме:

  • Алексин А. «Безумная Евдокия»
  • Погодин Р. «О веселых людях и хорошей погоде»
  • Искандер Ф. «Где зарыта собака»
  • Драгунский В. «Денискины рассказы»
  • Крапивин В. «Колыбельная для брата»
  • Коваль Ю. «Картофельная собака»
  • Нагибин Ю. «Нас было четверо»
  • Железников В. «Чучело»
  • Евгеньева Л. «Лягушка»

6. Пусть сердце добрым будет

В. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, о чем этот рассказ? Одни считают, что он об обмане, другие полагают, что он о доброте. Чья позиция вам ближе?
  • Какой момент в рассказе вам кажется самым главным? Чем он поразил вас? Что переживали вы в этот момент?
  • Какими вы представляете себе главных героев рассказа: бабушку и ее внука? Расскажите о них. Что они за люди?
  • Отличается ли бабушкин внук от тех левонтьевских ребят, с которыми он пошел собирать землянику? Если отличается, то чем?
  • Почему пряник в виде коня с розовой гривой был такой желанный для автора в детстве?
  • Как жилось этому мальчику?
  • Почему он совершил обман? И как переживал он этот обман?
  • По заслугам ли его отругала бабушка? Справедливые ли были ее упреки?
  • Как вы думаете – любила ли его бабушка, хоть и ругала? Чем вы можете свое мнение подтвердить?
  • Почему событие, отраженное в рассказе, автор не может забыть всю жизнь, в чем его значение?
  • Случалось ли вам в вашей жизни получать уроки доброты? Расскажите об этом.


В. Солоухин. «Мститель»

Вопросы к обсуждению:

  • Как случилось, что «дурачество» на школьном участке закончилось для героя чуть ли не слезами? Согласны ли вы с его мнением, что ударивший его Витька Агафонов поступил с ним несправедливо?
  • Как зародилась у мальчика мысль о мщении? Разделяете ли вы ее?
  • Каким образом он решил осуществить свое намерение? Зачем пригласил Витьку в лес разжечь «теплинку»?
  • По дороге в лес крепло или уменьшалось его желание мстить? Почему он откладывал исполнение своей мести, искал для этого более подходящий момент? Какие моменты для мести были, по-вашему, упущены им?
  • Почему герою не хотелось из леса идти домой? Потому что он не успел отомстить или потому что ему с Витькой было хорошо?
  • Когда Витька шел впереди, что стоило герою ударить его? Почему он этого не сделал?
  • Одобряете или осуждаете вы героя, что он не исполнил задуманную месть?
  • Почему рассказ называется «Мститель», ведь мщения в рассказе не произошло?
  • Почему от отказа мстить у героя стало легко на душе? Слабость или силу своего характера показал он, отказавшись от мести?
  • Как бы вы поступили на месте потерпевшего?


В. Драгунский. «Синий кинжал»

Вопросы для обсуждения:

  • На ваш взгляд, этот рассказ серьезный или смешной? Докажите это.
  • Давайте разберемся в произошедшем: из-за чего произошла ссора Дениски и Левки?
  • Как объяснить, что намерение Дениски развеселить Левку, получившего тройку на уроке труда, закончилось ссорой?
  • Достаточно ли серьезная эта ссора, чтобы явиться причиной совершения кровавого возмездия?
  • Был ли удар Левки пеналом по затылку Дениски спровоцирован Дениской, или как тот думал, что Левка ударил его «ни с того ни с сего»?
  • Поверили ли вы в серьезность намерений Дениски убить Левку? Если не поверили, то почему?
  • Почему так сильно билось сердце Дениски перед дверью в класс?
  • Благодаря чему или кому произошло мирное разрешение конфликта? Остались ли друзьями Дениска и Левка? Как, по-вашему, будут складываться их дальнейшие отношения?
  • Расскажите, как происходят разрешения ваших конфликтов с приятелями? Что побеждает в них: добро или зло?

В. Драгунский. «Друг детства»

Вопросы к обсуждению:

  • Почему Дениска решил, что будет боксером? Почему из многих профессий, о каких Дениска мечтал, он выбрал в конце концов – эту? Зачем ему понадобилось развивать силу удара?
  • Поддерживаете ли вы его намерение стать сильным и побивать всех во дворе?
  • Почему папа не принял всерьез Денискину просьбу купить спортивную грушу?
  • Как отреагировал Дениска на мамину идею заменить грушу плюшевым медвежонком и на нем тренировать руку?
  • Почему придумка мамы, которую Дениска принял сначала охотно, постепенно стала казаться ему невозможной для исполнения? Почему она вместо радости вызвала у него слезы? Поддерживаете ли вы его отказ от использования плюшевого мишки в качестве боксерской груши?
  • Как повлияли на Дениску его воспоминания о дружбе с медвежонком в раннем детстве? Испытывали ли вы нечто подобное по отношению к своим детским игрушкам?
  • Почему он не захотел открыть маме причину своих слез?
  • Что послужило причиной отказа Дениски стать боксером?
  • Доброе ли сердце у Дениски? Что вы о нем как о личности можете сказать? Одобряете ли вы его отказ от своей мечты?
  • А кем, по-вашему, стал Дениска, когда повзрослел? Поделитесь вашими предположениями, учитывая, что рассказ «Друг детства» написан автором от своего имени?

В. Железников. «Голубая Катя»

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы можете рассказать о брате Вадиме и его сестренке Катьке? Что это за люди? Любили ли они друг друга? Чем ваше мнение можно подтвердить?
  • О чем свидетельствует игра в вопросы и ответы, в какую любила играть Катька со своим приятелем Яшой? Какие штрихи к портрету Катьки она прибавляет?
  • Почему с приходом одноклассницы Вадиму захотелось от Катьки избавиться? За что он вытолкал ее за дверь? Как вы расцениваете его поведение?
  • Согласны ли вы с мнением Вадима, что ничего особенного не случилось? Почему же в этом случае Катька серьезно обиделась на брата и решила уйти из дома?
  • Какие чувства испытал Вадим, хватившись сестры и не найдя ее нигде? Почему он заревел, когда незнакомая женщина привела Катьку домой?

Н. Внуков. «Чудеса»

Вопросы для обсуждения:

  • Какие чувства вызвали у вас Борька и старик Терлецкий? Встречались ли вы с такими стариками в жизни?
  • Почему именно Борьке открыл старик тайну подлинного чуда? Как вы представляете прошлое этого старика?
  • Что имел в виду старик, когда говорил: «Волшебников, волшебниц в мире много, они среди нас, но мы не видим их!»?
  • Какими чертами характера обладает сам Борька? Нет ли среди этих черт волшебных?
  • Что значат слова Терлецкого: «Ты еще не умеешь смотреть»?
  • Почему мальчику показалось, что старик похож на того черного человека с мечом в руке, который смотрел с обложки книги «Дон Кихот»? А вы сами об этой книге что-нибудь слышали?
  • Почему именно эту книгу выбрал старик для подарка Борьке? А себе купил другие?
  • Почему рассказ называется «Чудеса»? Какое главное чудо из всех чудес открылось Борьке при встрече с Терлецким?

Дополнительная литература по теме:

  • Лихачев Д. «Письма о добром»
  • Голявкин В. « Мой добрый папа»
  • Крапивин В. «Оруженосец Кашка»
  • Распутин В. «Уроки французского»
  • Достян Р. «Тревога».
  • Коваль Ю. «Клеенка».
  • Воскобойников В. «Портрет Кати Е.»

7. Правда, ложь и фантазия

Н. Носов. «Карасик»

Вопросы к обсуждению:

  • Понравился ли вам рассказ Николая Носова? Какие мысли и чувства он вызвал у вас?
  • Как относился Виталик к своему карасику? Почему он решил отдать его своему приятелю в обмен на свисток? С радостью ли он совершил обмен? Возникали ли у него сомнения?
  • А вы сами поддерживаете ли этот обмен, помня, что карасика подарила мальчику мама? Как бы вы поступили на месте Виталика?
  • Как стал вести себя Виталик, когда понял, что коту из-за него достанется? Переживали ли вы за исход дела? Если «да», то какой момент рассказа был для вас самый переживательный?
  • Почему Виталик сидел грустный за обедом? Почему на душе у него было нехорошо? Почему он не был рад возвращению Мурзика?
  • Почему именно в тот момент, когда мама взяла кота за шкирку, Виталик признался маме в своей провинности?
  • Согласны ли вы со словами мамы Виталика, что только трусы боятся говорить правду? Был ли Виталик трусом?

Н. Носов. «Фантазёры»

Вопросы к обсуждению:

  • Интересны ли вам были выдумки Мишки и Стасика? О чем свидетельствуют эти выдумки? Что на основании их выдумок мы можем сказать об этих ребятах?
  • Легко ли выдумывать? Давайте попробуем что-то неправдоподобное выдумать?
  • Почему у Игоря не получилась выдумка, а получилась ложь?
  • Ребята пожалели заплаканную Ирку, на которую свалил свою вину Игорь, и отдали ей свое мороженое? Как это характеризует Мишку и Стасика?
  • Как вы оцениваете их неправду, что якобы они по десять порций мороженого съели? Зачем они это сказали? Чем их неправда отличается от лжи Игоря?
  • В чем, на ваш взгляд, состоит ценность фантазии, почему она нужна людям? Каждый ли способен фантазировать?
  • Кого из литературных героев или героев фильмов вы можете отнести к фантазерам, а кого к обманщикам? Чем первые отличаются от вторых?

Ю. Яковлев. «А Воробьёв стекло не выбивал…»

Вопросы для обсуждения:

  • Почему автор рассказа не может забыть Сёмина – своего школьного товарища? Чем он привлекателен?
  • За что Сёмин получил прозвище Марк Порций Катон Старший? Уважительное или негативное это прозвище?
  • Почему ему было важно повторять директору и другим фразу: «А Воробьёв стекло не выбивал»? Какой смысл, вопреки признанию Воробьёва, твердить, что Воробьёв стекло не выбивал?
  • Почему сам директор был возмущен этой историей, полагая, что это слишком маленькая правда, чтобы её так упорно отстаивать?
  • Поддерживаете ли вы ответ Сёмина: «Правда всегда большая»? Верите ли вы в рассказанную историю? Правдива ли она? Есть ли в вашей школе такие борцы за правду? Если есть, как вы к ним относитесь?
  • Как вы объясните концовку рассказа: «Все собравшиеся в актовом зале вдруг почувствовали облегчение, словно после тяжёлого знойного дня припали губами к холодному роднику»? А какое у вас родилось ответное чувство?
  • Достойна ли, по-вашему, эта маленькая история того, чтобы автор уделил ей внимание, запомнил ее и посвятил ей целый рассказ? Может быть, прав директор, что эта маленькая правда не имеет большого значения?

В. Драгунский. «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах»

Вопросы к обсуждению:

  • Какое впечатление на вас произвели сочиненные друзьями истории? Правдивые ли они?
  • Почему Дениска и Мишка опоздали на урок? Почему они пришли в класс растрепанными и порознь?
  • Почему, вместо того чтобы сказать правду, они придумали героические истории про себя?
  • Как отнеслась к этим историям учительница, и как весь класс?
  • Как случилось, что их героические истории про себя оказались разными?
  • Что написали Дениска и Мишка друг другу в записках? Кто, по-вашему, более прав из них в своих выводах о случившемся: надо говорить правду или лучше сговариваться?
  • Чем, на ваш взгляд, ложь отличается от фантазии?

В. Драгунский. «На Садовой большое движение»

Вопросы к обсуждению:

  • Рассказ начинается с того, как Ванька и Дениска ремонтируют старый велосипед. Как вы думаете, почему автор так много уделил внимания этому ремонту? С каким настроением они ремонтировали велосипед? Почему отремонтированный он им казался лучше нового?
  • Как Ванька испытывал велосипед, и что при этом чувствовал Дениска? С каким настроением они катались? Почему сидеть на жёстком багажнике Дениске казалось удобнее, чем сидеть на мягком диване?
  • С какой целью длинный парень остановил их, когда они воз вращались домой? Почему ребята поверили этому парню? Каким он им показался при встрече? А вам? Вы поверили в его рассказы? Если «нет», то что вам показалось в его облике и словах подозрительным?
  • Почему парень не согласился на предложение ребят, чтобы они съездили за лекарством для его больной бабушки? Почему ему было важно самому поехать на их велосипеде? Как ему удалось уговорить друзей отдать велосипед? Какую роль при этом сыграла «ценная собака такс»?
  • С каким настроением возвращались ребята домой, не дождавшись парня с велосипедом? О чем думал Ванька и о чем Дениска? Почему Дениска думал о страшном? Что, по-вашему, он вкладывал в слово «страшное»?
  • Почему рассказ называется «На Садовой большое движение»? Какое отношение это название имеет к произошедшему? Ведь ребята не выезжали на эту улицу?
  • Автор рассказа много внимания уделил настроению ребят: каким оно было в начале рассказа и каким стало – в конце? А какое настроение этот рассказ вызвал у вас, на какие мысли навёл?
  • Как вы определяете при разговоре с человеком: врет он или говорит правду? И почему так важно – не ошибиться?

В. Злотников. «Записки»

  • Как ссора папы и мамы повлияла на отношения мальчика и собаки?
  • Удалось ли мальчику обмануть родителей? Как они догадались, что записки писал их сын?
  • Как объяснить, что обманные записки сына восстановили мир в семье?
  • В чем сила этих записок?
  • Какое участие в произошедшем событии приняла собака Джек?

Дополнительная литература по теме:

  • Велтистов Е. «Электроник – мальчик из чемодана»
  • Железников В. «Соленый снег»
  • Алексин А. «Необычайные похождения Севы Котлова»
  • Медведев В. «Фосфорический мальчик»
  • Медведев В. «Капитан Соври-голова»
  • Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей»
  • Драгунский В. «Тайное становится явным»
  • Алмазов Б. «Деревянное царство»
  • Прокофьева С. «На старом чердаке»
  • Зощенко М. «Не надо врать»

8. Сила воли и сила духа

Р. Погодин. «Как я с ним познакомился»

Вопросы к обсуждению:

  • При каких обстоятельствах писатель познакомился с Кешкой?
  • Почему он начал знакомить читателя с героем с характеристики его силы воли?
  • Почему ему сначала показалось, что мальчик сумасшедший?
  • Как изменилось отношение взрослого к мальчику, когда он понял причину его неестественно громкого пения?
  • На какие воспоминания из солдатской жизни навел этот случай писателя?
  • Разделяете ли вы то уважение к мальчику, какое появилось у рассказчика к нему в результате пережитого случая?
  • Переживали ли вы за Кешку? Вызвал ли этот рассказ желание поближе познакомиться с Кешкой и прочитать всю книжку о нем?
  • Встречали ли вы в жизни людей, о которых можно сказать, что они проявили «железную» волю?

В. Драгунский. «Рабочие дробят камень»

Вопросы к обсуждению:

  • Как вы думаете, о чем с вами хотел поговорить писатель, взявшийся за этот рассказ?
  • Кто подал мысль Дениске прыгать с десятиметровой вышки? И как Дениска эту мысль воспринял?
  • С каким настроением Дениска первый раз всходил на вышку? Кому он хотел подражать? И почему он не смог выполнить задуманный прыжок?
  • Что заставило его второй и третий раз подниматься на вышку? Что мешало ему прыгнуть? Какие мысли ему приходили в голову, стоящему там, наверху?
  • Как отнеслись друзья к нерешительности Дениски совершить прыжок? Каким способом они подстрекали его, чтобы он прыгнул? Были ли они уверены, что он это сделает?
  • Почему все-таки Дениска преодолел страх и прыгнул? Как он придавал себе храбрость? Как боролся с собственной трусостью? Какими обидными словами он себя называл? Что, по-вашему, решило исход дела?
  • Почему ребята хохотали над Дениской и показывали на него пальцем, когда тот не решался прыгнуть? И почему они молчали, когда Дениска прыгнул? Давайте представим ход их мыслей в тот момент, когда, совершив прыжок, он лег с ними рядом?
  • Какое отношение к прыжку Дениски имела работа каменщиков, которые чинили набережную? Как вы думаете, почему Дениске перед прыжком захотелось еще раз услышать, как рабочие дробят камень?
  • Как бы вы вели себя, оказавшись на месте Дениски, когда друзья над вами смеются и считают вас трусом? Как вы сами преодолеваете страх, когда он у вас появляется? Расскажите.

Л. Пантелеев. «Честное слово»

Вопросы к обсуждению:

  • Почему автор сожалеет, что не узнал имени мальчика, стоявшего на посту? Чем этот часовой привлек его внимание? В какую игру он играл вместе с ребятами?
  • Почему мальчик безутешно плакал и почему отказался идти домой, хотя уже был вечер и все играющие, те, кто должен был сменить часового или снять его с поста, разошлись по домам?
  • Что для мальчика означало данное им «честное слово»?
  • Какая мысль пришла в голову прохожего, чтобы выручить мальчика? Каким образом ему удалось снять часового с поста?
  • Можно ли ручаться, что из мальчика с такой сильной волей, с таким крепким словом вырастет настоящий человек? Встречались ли вам в жизни, в книгах или в кино такие люди?
  • Вызывают ли они у вас уважение и желание походить на них?

А. Мошковский «Вызов на дуэль»

Вопросы к обсуждению:

  • Почему слабый Петя Мурашов победил сильного одноклассника?
  • Как это могло произойти? Верите ли вы в эту победу?
  • Что придавало силы этому мальчику? Что побудило его вызвать на дуэль сильного одноклассника? Во имя чего «сражались» тот и другой дуэлянт? На чьей стороне вы были в сцене дуэли?
  • Злые насмешки над умной Веркой – есть ли в вашей школе нечто подобное? Приведите аналогичные примеры.
  • Почему по ходу действия изменилось отношение одноклассников к дуэлянтам: сначала они были на стороне сильного, но во время дуэли стали поддерживать слабого? Считаете ли вы их поведение предательством по отношению к сильному однокласснику?
  • Рассказчик, вспоминая об этой истории, только много позже понял, что был «убит» по заслугам. Согласны ли вы с его оценкой собственного поведения?

В. Бахревский. «Государственный человек»

Вопросы к обсуждению:

  • Почему председатель Афанасий Миронович, гуляя, думал не столько о делах, сколько о «пацаненке» Витьке Парамонове?
  • Почему он считал, что дразнилка «начальник-обещальник» по отношению к нему несправедлива? Была ли в дразнилке правда?
  • Как случилось, что председатель поставил Витьку вместо себя руководить хозяйством?
  • Как повел себя новый председатель, принимая посетителей?
  • Почему разговор с заведующим фермой Гусевым он начал с вопроса ел ли он сегодня? Почему после разговора с ним он дал художнику задание сменить щит «Наши передовики» на «Наши бездельники»?
  • Справедливо ли он поступил, распорядившись новую машину отдать парню, вернувшемуся из армии, а не опытному заведующему гаражом?
  • Почему мать с ребенком плакала после разговора с председателем-школьником?
  • Как вел себя настоящий председатель, следя за распоряжениями Витька?
  • Признал ли он свою вину перед Витькой? О чем они разговаривали по дороге во вторую бригаду?
  • Какой вывод относительно Витьки Парамонова сделал Афанасий Миронович по окончанию рабочего дня? Поддерживаете ли вы этот вывод? Оправдал ли его доверие Витька?
  • Почему мальчишку автор рассказа назвал государственным человеком? Есть ли среди вас такие хозяйственные, как Витька Парамонов? Нравится ли вам эксперимент, который придумал Афанасий Миронович?

Ю. Нагибин. «Заросшая дорога»

Вопросы к обсуждению:

  • Почему автор начал свой рассказ о деятельном мальчике с воспоминания о «Маленьком принце» Антуана де Сент-Экзюпери?
  • Чем мальчик, которого автор встретил в лесу, привлек его внимание, затронул душу и поразил?
  • Запомнили ли вы этого мальчика? Как он выглядел? Зачем ему были нужны очки?
  • Почему у мальчика руки были в кровяных ссадинах?
  • Зачем он расчищал заросшую дорогу? Какой смысл в этот труд он вкладывал?
  • Почему, по его мнению, нельзя допускать, чтобы дороги зарастали?
  • Разве один ребенок в силах расчистить дорогу? Почему он это делал?
  • Согласны ли вы с его мнением, что без дорог никто никогда не будет вместе? Как вы понимаете его суждение? А как сам автор понял это наставление мальчика?
  • Как взрослый человек соединил работу мальчика с потерянными им самим дорогами к своим друзьям, дорогами, которые надо расчищать?
  • Что значит «рвать чертополох» на пути к своим друзьям и по чему так важно, чтобы кто-то шел тебе навстречу? Что значит «спасающий труд»? Приходилось ли вам участвовать в таком труде или что-либо читать о нем? Расскажите.

Дополнительная литература по теме:

  • Богомолов В. «Иван»
  • Гарин-Михайловский Н. «Тёма и Жучка»
  • Козлов В. «Президент каменного острова»
  • Гайдар А. «Тимур и его команда»
  • Нагибин Ю. «Мальчики»
  • Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи»
  • Яковлев Ю. «Рыцарь Вася»
  • Железников В. «Чудак из 6 ʺБʺ»
  • Носов Н. « Тук-тук-тук: Рассказы»
  • Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома»
  • Приемыхов В. «Князь Андрей Удача»

9. Верность и предательство

  • С. Иванов. «Лето я провела хорошо»
  • И. Пивоварова. «Секретики»
  • В. Голявкин. «Секрет»

10. Дружба истинная и мнимая

И. Пивоварова. «Про мою подругу и немножко про меня»

Вопросы к обсуждению:

  • Обратили ли вы внимание, что в названии рассказа на первое место поставлена подруга Люська, а не автор рассказа? О чем это говорит?
  • Что автор рассказывает о подруге и что – о себе? Почему о подруге больше, чем о себе?
  • Какие признаки настоящей дружбы между двумя Люсями вы заметили?
  • Все ли гладко было в их дружбе? Каковы причины их размолвок? Серьезные ли они?
  • Чем вы можете доказать, что автор дорожит дружбой с Люськой?
  • В чем она видит привлекательность подруги и как проявляет гордость за нее?
  • Как вы думаете, что рассказывала Люська всем окружающим о своей подруге, размахивая конвертом с письмом? Понравились ли вам письма подруг? О чем они свидетельствуют?
  • А что ВЫ можете рассказать о своих подругах? Чем они похожи на вас и чем отличаются? А может быть, они такие же, как две Люськи из рассказа Ирины Пивоваровой?

И. Пивоварова. «Весенний дождь»

Вопросы для обсуждения:

  • Если бы вы сами были автором этого рассказа, то как бы озаглавили его? Так же, как озаглавила его писательница, или как-то иначе? Весенний дождь – он ли главное событие рассказа?
  • Почему Люська пошла в школу с невыученными уроками? Что помешало ей их сделать? При чем здесь весенний дождь?
  • Почему отношение к дождю у девочки такое разное? То он радует, то угнетает?
  • Что означала для Люськи полученная на уроке записка? Почему она показалась ей лучшей в мире? Чем она порадовала ее и чем огорчила? Что означала эта странная подпись на записке?
  • Зачем она рассказала о записке своей подруге? Чем это обернулось для нее? Как класс реагировал на эту записку?
  • Почему Люська ругает себя и почему она решила, что судьба у нее совсем плохая?
  • Почему Коля сказал Люське, что дружить с ней не будет, а сам ждал ее на крыльце школы? Как вы думаете, зачем он ее ждал?
  • Как вы думаете, о чем Люська и Коля Лыков разговаривали, когда пошли вместе?
  • Как, по-вашему, сложатся их дальнейшие отношения? Расскажите о своих предположениях.

Т. Кудрявцева «Принц и нищий»

Вопросы для обсуждения:

  • Читали ли вы повесть Марка Твена «Принц и нищий»? Если читали, то расскажите, в чем сходство сюжетов рассказа Татьяны Кудрявцевой и повести Марка Твена? Если не читали, то я вам расскажу кратко его сюжет.
  • Что, по-вашему, имела в виду писательница, озаглавив рассказ «Принц и нищий»? Кого из героев рассказа – Алису или Лизу – можно назвать принцем, а кого нищим, и почему?
  • На чем была основана дружба богатой Алисы и бедной Лизы? Как понимали дружбу та и другая одноклассницы? В чем разница?
  • Можно ли назвать эту дружбу настоящей? Почему?
  • Чем покорила телевизионщиков Лиза? Почему именно ее они стали снимать, а не Алису? Что значит выражение: «У девочки явно есть лицо»? Было ли такое лицо у Алисы?
  • Почему Алиса, считая Лизу убогой, раньше звала ее Бедная Лиза по имени героини повести Карамзина? А после посещения «Шоколадницы», где встретились с телевизионщиками, даже в мыслях не смогла ее назвать бедной?
  • Зачем Алисе была нужна Лиза, а Лизе – Алиса? Было ли равенство в их дружбе?
  • Согласны ли вы с утверждением Алисы «У кого деньги есть, те и принцы»? Подтвердил ли это мнение прочитанный вами рассказ? Как попасть снова в принцы, Алиса не знала, что вы могли бы ей подсказать?
  • Как, по-вашему, сложатся дальнейшие отношения между Алисой и Лизой?
  • Какое у вас оставил впечатление этот рассказ? Какое вызвал настроение? На какие мысли о дружбе вас навел?

Т. Кудрявцева «Размышляй, Фроликов!»

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы поняли название рассказа? Соответствует ли оно содержанию рассказа? Заставило ли оно вас самих размышлять? Если «да», то о чем?
  • Фроликов считал себя «нормальным» школьником. Что он вкладывал в это слово? Согласны ли вы с его мнением, что ему есть чем гордиться?
  • Интересный ли человек Фроликов? Хотелось ли вам быть таким, как он?
  • Раньше тройки по школьным предметам Фроликова вполне удовлетворяли. Почему, получив тройку по географии на этот раз, он был недоволен? Почему ему сразу вспомнилась Катя – питерская гостья? Что в Кате было такого, что отличало ее от других девчонок?
  • Почему отсутствие книг в комнате Фроликова заставило его покраснеть и придумать благовидную причину?
  • В какой момент встречи с Катей Фроликов понял, что в сравнении с ней он очень мало знает? И почему это затронуло его самолюбие?
  • Он сам считал, что зашел в музей старомосковского быта ради смеха. А как вы считаете, что подтолкнуло его туда зайти?
  • Как объяснить, что никому об этом кроме Кати он сообщать не собирался? Почему ему было важно, чтобы она об этом узнала?
  • Можно ли считать отношения Фроликова и Кати дружбой?

Дополнительная литература по теме:

  • Нагибин Ю. «Нас было четверо»
  • Воронкова Л. «Гуси-лебеди»
  • Погодин Р. «Книжка про Гришку»
  • Арро В. «Мой старый дом»
  • Журавлева З. «Ожидание»
  • Мурашова Е. «Полоса отчуждения»
  • Иванов С. «Тринадцатый год»
  • Железников В. «Чучело»
  • Крапивин В. «Мушкетер и фея»
  • Тендряков В. «Весенние перевертыши»

11. Чтение как души движение

В. Драгунский. «Тиха украинская ночь»

Вопросы к обсуждению:

  • Чем не понравилось преподавателю географии понимание Дениской стихотворения Пушкина? Почему она считает, что его понимание неправильное? Согласные ли вы с ее оценкой его реакции на стихотворение?
  • Какие качества чтения Дениски вы заметили? Чем оно отличается от прочтения стихотворения учительницей? Чей подход к стихотворению Пушкина вам ближе?
  • Как в прочтении Дениской стихотворения Пушкина проявился его собственный характер? Какой он?
  • Разделяете ли вы смех Дениски и Мишки, смоделировавших ход рассуждений учительницы о стихотворении Лермонтова «Сосна»?
  • Как вы считаете, правомерен ли научный подход к прочтению художественного произведения? В чем своеобразие чтения литературного произведения?
  • А что вы сами видите, чувствуете, переживаете в ответ на стихотворение «Тиха украинская ночь»? Расскажите.

Ф. Искандер. «Чик и Пушкин»

Вопросы для обсуждения:

  • Что пробудило у Чика интерес к чтению произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?
  • Какое место в стихотворении особенно обострило его внимание? Какая мысль «пронзила» его? Совпадает ли она с вашей мыслью?
  • Что открылось Чику в жизни, когда он читал стихотворение Пушкина? О чем догадался он, дойдя до смерти князя Олега?
  • Как вы понимает фразу: «Слова сияли, словно переводные картинки, промытые слезами Чика»?
  • Как вы объясните, что первоначальная задача – отыскать буквы на рисунке, показалась Чику ничтожной по сравнению с той великой историей, которая отражена в стихотворении Пушкина. Согласны ли вы с его мнением? Поясните свою мысль.
  • Какой момент показался Чику самым печальным в стихотворении? Что представилось его мысленному взору в ответ на строчки Пушкина: «Ковши круговые, запенясь, шипят на тризне плачевной Олега». Как вы сами представляете себе эту сцену?
  • Почему Чик считает, что пир дружины приятен мертвому Олегу?
  • Какая картина видится Чику, где пирует дружина Олега? О чем свидетельствует описание этой картины, которой в тексте Пушкина нет? Какое творческое качество проявилось у Чика как читателя? А с вами, когда вы читаете, такое бывает?

В. Драгунского «Тиха украинская ночь»

Вопросы к обсуждению:

  • Чем не понравилось преподавателю географии понимание Дениской стихотворения Пушкина? Почему она считает, что его понимание неправильное? Согласные ли вы с ее оценкой его реакции на стихотворение?
  • Какие качества чтения Дениски вы заметили? Чем оно отличается от прочтения стихотворения учительницей? Чей подход к стихотворению Пушкина вам ближе?
  • Как в прочтении Дениской стихотворения Пушкина проявился его собственный характер? Какой он?
  • Разделяете ли вы смех Дениски и Мишки, смоделировавших ход рассуждений учительницы о стихотворении Лермонтова «Сосна»?
  • Как вы считаете, правомерен ли научный подход к прочтению художественного произведения? В чем своеобразие чтения литературного произведения?
  • А что вы сами видите, чувствуете, переживаете в ответ на стихотворение «Тиха украинская ночь»? Расскажите.

А. Масс. «Дик Сэнд»

Вопросы к обсуждению:

  • Читали ли вы роман Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан»? А может быть, смотрели одноименный фильм? Давайте вспомним, о чем там идет речь.
  • На какие особенности чтения школьницы Вали вы обратили внимание? Она испытывала от чтения большое удовольствие, знакомо ли вам это чувство при чтении книги?
  • Бывало ли с вами такое, что, читая, вы забывали окружающий мир? Или вам казалось, что вы читаете о самом себе? Если бывало, то расскажите.
  • Как реагировала девочка на злодея Нэгоро? Кого и почему она считала идеальным человеком, изображенным в романе? Какими чертами характера он обладал?
  • Как вы понимаете, что девочка Валя, читая роман Жюля Верна, для самой себя стала юношей Дик Сендом?
  • Почему читательнице было так важно спасти книгу «Пятнадцатилетний капитан»? Что она для нее значила?
  • Есть ли в вашей читательской биографии книга, с которой вам не хотелось расставаться? Что в этой книге вас больше всего поразило?

Е. Перехвальской «Сострадание к Швабрину»

Вопросы к обсуждению:

  • Читали ли вы повесть Пушкина «Капитанская дочка»? Если читали, то каким вы представляете себе Швабрина? Охарактеризуйте его. Каково ваше к нему отношение?
  • Как вы понимаете слово «сострадание»? Что это за чувство?
  • Как вы думаете, чью позицию разделяет сама писательница: тех, кто считает, что предатель и «гнусный злодей» Швабрин достоин сострадания, или тех, кто сострадание по отношению к нему считает недопустимым?
  • Согласны ли вы с мнением Крыгиной, что сами участники спора похожи на Швабрина? Если «да», то в чем это проявилось? Как, на ваш взгляд, следует относиться к людям в реальной жизни, подобным Швабрину?
  • Какая нравственная проблема поставлена в этом рассказе? Достойна ли она обсуждения? Имеет ли она связь со взаимоотношениями одноклассниц?
  • Как вы объясните последнюю фразу рассказа: «Я смотрела на лестницу и молча кусала губы»?

Ю. Сотник. «Ищу Троекурова»

Вопросы для обсуждения:

  • Чем увлекла Лешу Тучкова повесть Пушкина «Дубровский»? С какого эпизода повесть так захватила читателя, что он не мог от нее оторваться?
  • Как и кого он копировал? Какое отношение к происходящему имела книжная этажерка?
  • Какой благородный разбойничий подвиг он решил совершить? Как он представлял себе спасение красавицы?
  • Почему в качестве негодяя он выбрал Троекурова? Каким он представлял себе образ Троекурова? Кого на место Троекурова он подставлял в реальной жизни?
  • Как развертывались события? Почему именно толстого мальчишку с мячиком Леша выбрал в качестве Троекурова? Почему, подумав, он отказался от мысли «убивать» этого Троекурова? Какую черту характера он при этом продемонстрировал?
  • Как вы думаете, кто оказался более подходящим для роли Троекурова, с которым Леша легко справился? Чем, по-вашему, закончилась эта игра в благородного разбойника?
  • Справился ли Леша с ролью Дубровского? Каких личных качеств ему для этого не хватило?
  • Приходилось ли вам играть в литературных героев? Расскажите об этой игре.
  • Случалось ли вам с таким же увлечением что-либо читать, как читал Леша Тучков повесть «Дубровский»?

Дополнительная литература по теме:

  • Берестов В. «Как хорошо уметь читать»
  • Тахистова М. «Уроки внеклассного чтения»
  • Пастернак Б. «Детство Люверс»
  • Кудрявцева Т. «Пора, мой друг, пора!»
  • Шукшин В. «Забуксовал»
  • Мошковский А. «Книга»
  • Толстой А. «Детство Никиты»
  • Твардовский А. «Заветная книга»
  • Махотин С. «Шестиклассник Серафим»
  • Тарловский М. «Вперед, мушкетеры!»